Земля плавает в пространстве . Иов говорит: «Он... повесил землю ни на чем» ( Иов. 26:7 ). Разве данное свидетельство Библии не является правильным с научной точки зрения? Между тем, почти все древние философы, включая Птолемея, Платона, Аристотеля и других, представляли себе землю в виде плоского диска окруженного великой рекой Океанусом. Диск земли служил базисом всех остальных стихий, сперва воды, затем воздуха и, наконец, огня. Небо представлялось им в виде твердой сферы с укрепленными на ней звездами. Такие идеи превалировали в Западной Европе до самого 16 столетия нашей эры! Но седьмой стих 26-й главы Иова на страницах Библии значится уже 3500 лет! И только теперь наука вполне соглашается с истиной, сокрытой в нем, находя, что это самое верное и научное понятие положения нашей земли в пространстве Вселенной. Земля есть шар . В причтах сказано, что, Бог в начале творения «проводил круговую черту по лицу бездны» (Пр. 8:27), что, несомненно, указывает на проект шарообразной формы земли. Идея эта подтверждается Исаией 40:22, где он говорит о Том, Кто «восседает над кругом земли». Слово в оригинале, которым обозначен «круг» не имеет в виду круга на плоскости, но подразумевает арку или сферу, тем самым еще более указывая на истинную форму земли. Еще одно замечательное указание на шаровидность земли имеется у Луки 17:34–36 и заключается в собственных словах Господа Иисуса Христа: «Сказываю вам: в ту ночь будет двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится». Речь идет о втором пришествии Христа, которое будет одновременным для всей земли: «Ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет пришествие Сына Человеческого в день Свой» (ст. 24). При этом Господь заявляет о трех вещах, которые совершатся в момент Его прихода. Остановимся и поразмыслим над ними. Когда люди бывают в постели? – Ночью. Когда на Востоке мелют? – Рано утром.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

И восплакали пажити пастухов, и иссохла вершина Кармила.    Естественно, что все ремесленники в своих речах пользуются примерами из своей профессии, и каждый заимствует сравнения из тех занятий, в которых он провел свою жизнь; так напр. матрос и кормчий сравнивают свою печаль с бурею, неудачу именуют кораблекрушением, врагов своих называют противными ветрами, между тем как успех и радость называют тихим, благоприятным ветром и спокойною поверхностию моря, подобною равнине. В свою очередь в словах солдата постоянно слышится щит, меч, панцирь, шлем, копье, лук, стрела, смерть, рана и победа. У философов постоянно на языке Сократ и Платон, Ксенофонт и Феофраст, Зенон и Аристотель, стоики и перипатетики, Ораторы до небес превозносят Лисию и Гиперида, Перикла и Демосфена, Гракхов, Катонов, Туллиев и Гортензиев. Эпические поэты часто восхваляют Гомера и Виргилия, а лирические Пиндара и Флакка. Для чего это сказано мною? Для того, чтобы показать, что также и пророк Амос, бывший пастухом из числа пастухов и притом пастухом не в местах, возделанных и засаженных деревьями и виноградом, и даже не в лесах и на зеленых лугах, а в обширной, необъятной пустыне, в которой господствуют дикие львы и истребляют скот, пользуется словами, свойственными его положению, так что называет грозный и страшный голос Господа рычанием или ревом львов и, сравнивая разрушение городов израильских с пастушескою пустынею и с иссохшими горами, говорит: «Господь возгремит с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима.» По-еврейски «возгремит» (rugiet) называется «jesaq». И прекрасно [сказано], что Он возгремит с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима, где быль храм и совершалось служение Богу, чтобы показать, что Бог пребывает не в городах израильских, Вефиле и Дане, где были золотые тельцы, и не в главных городах Самарии и Иезраели, но в Сионе и Иерусалиме, где в то время соблюдалась истинная религия. Когда Он возгремит с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима, — ибо «из Сиона изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима» (Исаии 2, 3), то восплачут все прекрасные пажити (speciosa) пастухов и царей израильских и иссохнет вершина Кармила, который прежде изобиловал прекрасными пажитями.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Бернард Клервосский. – Символическое выражение симфонии. Вручение царем жезла Патриарху. – О значении религии для государства. Аристотель. Лактанций . Папа Иннокентий II. Никон. Одно суждение проф. Масарика. – Пальмер о возможности грядущего отпадения России от христианства и о возможности православной реакции. – Пророческие угрозы папы Пия IX для Европейского мира. – Пальмер о неизбежном разрушении Русского Царства в результате отступления от православных принципов строительства. – Симфония властей, как путь возрождения России. a) Учение Святых Отцов Церкви о назначении государства. Принцип взаимной независимости Церкви и государства. i) Основы симфонии Церкви и государства Процитированная нами 6-я новелла Юстиниана признает равноправность двух властей и необходимость их совместного действия для блага государства. Будучи включена в государственный закон, теория эта явилась принципом, признанным для руководства самим государством. Как в основе всякой политической теории, в основе её лежит известное философское миросозерцание. Таковым для теории симфонии является учение Церкви о назначении государства и в связи с этим о соотношении его с самой Церковью. Древнее, как род человеческий, государство имеет свое происхождение в провиденциальном плане Премудрости и предназначается к тому, чтобы человек, вышедший из Божественного порядка через непослушание, был человеческой властью возращен в пути спасительной жизни. Божественное происхождение государства открыто еще древним народам, и потому человек, в силу Богом установленного порядка, обязан повиноваться власти, призванной вносить справедливость через сдержку страхом наказаний сильных и через покровительство слабым и невинным посредством отнятия возможности наносить им вред. Целый ряд мест Ветхого Завета говорит о происхождении и назначении государства. Так книга Притч в гл. XIII, 15, 16: «Мною цари царствуют и узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли». Книга Премудрости Соломона в гл. VI, 2, 3: «Внимайте, обладатели множества и гордящиеся перед народами. От Господа дана вам держава и сила от Вышнего». Книга Даниила гл. IV, 14: «Повелением бодрствующих это определено и по приговору святых назначено, дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его кому хочет и поставляет над ним уничиженного между людьми». С пришествием Христа Ветхозаветный закон не опрокинут, а еще более возвышен и яснее раскрыт. Сам Христос родился подданным государства, признал власть Ирода ( Mф. XVII, 24 и сл.), приказал платить подати Кесарю ( Mф. XXII, 21 ), подчинился власти Пилата, как исходящей свыше (Иоанн XIX, 11); Церковь устами Святого Петра и Павла в послании к Римлянам XIII, 1 учила, что всякая Душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; далее послушание это мотивировано: «ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро». ii) О подчинении государственной власти. Папа Геласий. Иоанн Златоуст

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Одним из вопиющих примеров не только кощунства по поводу святых для христиан понятий и «традиционных ценностей», но и попрания гражданских прав являет собой статья Льва Левинсона «На Святой Руси секса нет», опубликованная в правозащитном (?) еженедельнике «Экспресс-Хроника» (18.10.97). То, что православные священнослужители и просто верующие, ужасающиеся повсеместной сексуальной распущенности, здесь называются «мракобесами», «жандармами во Христе», «профессиональными охотниками на ведьм», «великими инквизиторами», — это еще полбеды, но то, что здесь пропагандируется для россиян «сознательная сексуальная раскрепощенность», которая оказывается (так повелел Левинсон) «неотрывна от политической, экономической и идеологической свободы», — это уже серьезная попытка теоретического обоснования нравственного беззакония, с которого начинается распад нации. В конце статьи Левинсон грубейшим образом оскорбляет чувства христиан святотатственным высказыванием по поводу Девы Марии, которое я даже не смею процитировать. Скажу только, что оно основано на глубоко безнравственном рассуждении Василия Розанова о том, что «нет ничего прекраснее юного материнства — беременной гимназистки у школьной доски». «Правозащитнику» Левинсону повезло, что, проповедуя эти пикантные истины, он не смотрит непосредственно в глаза миллионам родителей нынешних гимназисток… Есть одна заповедь, восходящая еще к Ветхому Завету («Что ненавистно тебе самому, того не делай никому» — Тов. 4, 15), античным философам (Аристотель: «Нам следует вести себя по отношению к друзьям так, как нам желательно, чтобы они вели себя по отношению к нам») и Конфуцию («Что ты не делаешь себе, того не делай другим»), но наиболее конкретно и полно выраженная Иисусом Христом: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7, 12). На этой простой заповеди построено нынешнее законодательство многих стран: не воруй, не развратничай, не наноси увечий, не шуми ночью, не стесняй свободы другого и т.д. Показ американского фильма «Последнее искушение Христа» по НТВ 9 ноября 1997 года нарушил именно это элементарное общечеловеческое правило.

http://pravmir.ru/dlya-novyx-gonenij-na-...

В окружающем мире человек способен узреть Бога, потому что " небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь " ( Пс 18, 2 ). Так что для язычников, поклонявшихся " твари вместо Творца " ( Рим 1, 25 ), апостол Павел не находит никаких извиняющих обстоятельств. Язычники были в состоянии познать Бога, ибо то, " что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им " ( Рим 1, 11 ). Апостол убежден: " ...невидимое Его (т. е. Божие - ред.), вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы… " ( Рим 1, 20 ). Как апостол Павел в Новом Завете, так и царь Соломон в Ветхом Завете причину духовной слепоты, мешающей человеку в творении узреть Творца, видят в одном - в суетном образе его жизни. " Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника " ( Прем 13, 1 -2). По выражению апостол Павла, они " осуетились в умствованиях своих " ( Рим 1, 21 ). Если же человек ведет внимательный образ жизни, то окружающий мир становится для него, как замечает свт. Василий Великий , своего рода училищем, в котором он занимается богопознанием . При всей опосредствованности естественного богопознания и относительности представлений о Боге как Творце и Промыслителе, какие человек получает в таком училище, последнее нельзя считать для человека необязательным. Апостол Павел подчеркивает, что Бог " произвел " людей " для обитания по всему лицу земли " , чтобы " они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся и существуем " ( Деян 17, 26 -28). Вся человеческая история свидетельствует, что лучшие умы искали Бога везде: в красоте, разумности, целесообразности, величии, гармонии окружающего мира, который они называли " космосом " (греч. κσμος - порядок), в грозных явлениях природы, вызывавших у них удивление и трепет, в голосе своей совести. Великие греч. мыслители искали Бога на путях философии: Платон говорил об идее Блага, Аристотель - о Перводвигателе, Плотин - о Едином.

http://drevo-info.ru/articles/13677377.h...

Израильтяне сделались Ефиопами, хотя и выведены из Египта Господом, промышляющим о всех народах, но всегда и везде истребляющим царство греха ( Ам 9:7 1094 ). Впрочем с царством Израильским Господь поступит не по строгому правосудию; бедствия там продолжаются только до истребления грешников, утверждавших: не постигнет нас и не придет к нам это бедствие! ( Ам 9:8–10 ). А потом восстановлю скинию Давидову падшую, говорит Господь, т. е. восстановлю царство потомка Давидова; дам ему власть над всеми народами, которые будут призывать имя Господне, и это царство не будет более исторгаемо от земли своей ( Ам 9:11–15 ). этих последних словах, по указанию святого Апостола Иакова, содержится пророчество о царстве Христовом. С подлинника это место читается так: «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, 12 чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие» ( Ам 9:11–15 ). В этих словах Амоса на Апостольском соборе святой Иаков, брат Божий, указывает преимущественно на то: Каждому человеку свойственно говорить языком, согласным с его занятиями. Мореплаватель любит благополучие называть попутным ветром, а несчастие – бурей. Земледелец, напротив, счастье уподобляет хорошему урожаю и своевременному тихому дождю, а несчастье – бесплодию и засухе. У философов на языке Платон, Аристотель, Стоики, Перипатетики; у ораторов – Демосфен, Цицерон; а у поэтов – Гомер и Виргилий. Так и у святого пророка Амоса обороты речи, подобия, сравнения и пословицы заимствованы из прежней его пастушеской жизни. Глас или повеление Господа он сравнивает с ревом льва ( Ам 3:8 1096 ); несчастие изображает под видом засухи и оскудения пастбищ ( Ам 4:7–8 1097 ); величие народов представляет под образом великорослых кедров и дубов ( Ам 2:9 1098 ); изнеженных и своенравных женщин называет телицами Васанскими ( Ам 4:1 1099 ); неотразимость бедствия изображает под видом неизбежной встречи или со львом, или с медведем ( Ам 5:19 1100 ); малочисленность спасающихся от плена изображает под видом отнятия объеденных голеней и клочка уха из челюстей львиных ( Ам 3:12 1101 ) и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Исполнение судейских обязанностей могло совмещаться с первосвященническим служением. Так, первосвященник Илий «был судьей Израиля 40 лет» (1 Цар 4. 18). Последним судьей той эпохи явился прор. Самуил , к-рый судействовал «во все дни жизни своей». При сравнении власти судей с властными инстанциями у др. народов находили параллели с карфагенскими «суффетами» (судьями) и даже с рим. консулами. Историк Иосиф Флавий , писавший об Израиле и Иудее для людей греко-рим. культуры, характеризует судейское правление как аристократическое ( Jos. Flav. Antiq. VI 3. 3; 36. 3) в соответствии с аристотелевской классификацией форм правления, но все эти параллели имеют относительное значение, указывают лишь на отдаленное и внешнее сходство, не устраняя совершенную уникальность подлинной теократии, к-рая заключалась в судействе. При судье и прор. Самуиле в политическом устройстве Израиля произошел переворот. Вслед. умножения грехов и беззакония израильтяне, потерпев ряд поражений от филистимлян, захотели, отказавшись от теократии, иметь, подобно иным народам, земного повелителя - царя, надеясь, что, командуя регулярным войском, он сможет надежнее защитить народ от врагов, чем это делали судьи. Господь принял выбор народа и в то же время устами прор. Самуила выразил сожаление об этом выборе: «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними... итак, послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними» (1 Цар 8. 7, 9). Затем по повелению Божию Самуил рассказал народу о том, какими правами будет обладать царь: «...сыновей ваших он возьмет, и приставит к колесницам своим, и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его... и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанья и пекли хлебы; и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и отдаст слугам своим» (1 Цар 8. 11, 13, 14). Из свободных людей израильтяне станут подданными царя (1 Цар 8. 18).

http://pravenc.ru/text/158294.html

Теперь на наших глазах исполнился про­роческий голос: в последние дни, говорит Господь, «не будут говорить более: «ковчег завета Господня»; то есть, древнее служение, и «он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет» ( Иер. 3:16 ). Почему? Потому что «Я пошлю многих ловцов и рыболовов» ( Иер. 16:16 ). Он описал ветхий кивот, и ввёл негибнущий кивот Церкви. «Я пошлю многих ловцов и рыболовов». О, дивная ловитва! Уловленный вчера уловляет сегодня; исполнена земля славы Христа, и исполнены веры пределы вселенной. Итак, не оскорбляй достоинство из-за домоправления. От иудеев вышло слово, что воскресение было продано, и вышло слово, что ученики Его украли Его. Итак, они объявили смертный приговор против Его тела, а призывают к богословию о Нём, насколько от них (зависит). Но у них сегодня в обращении заблуждение, а в Церкви проповедуется вечная жизнь. И, если угодно, у тебя есть также древни образ: как Иосиф, когда его братья устроили против него козни, оплакивался сильно Иаковом и его домом, но в Египте был жив и царствовал, – он опла­кивался Иаковом, как мёртвый, а живым царствовал в Египте, – так и теперь Он считается мёртвым синагогою и безумием еретиков, – уничтожающие веру и вводящие исследование умерщвляют богословие, а у нас Он царствует живым и Ему поклоняются по достоинству. Но в действительности крепко слово Божие, непобедимо учение апостолов, так что не напрасно трудился голос Павла, содействовавшего истине. Ты однако же, блаженный Павел, побуждаемый за истину, скажи, вознегодуй за веру, скажи в негодовании еретикам: откуда вы научились аристотелевскому? Кто предпочёл Платона Евангелиям? Кто отверг проповедь веры, и ввёл неверующее исследование? Где ты узнал: нерождённый и рожденный? Ты оставил Отца, отверг название Сына, счёл недостойным достоин­ство Духа, обращаешься к человеческим словам. Хорошо говорил Иеремия: «Не стало у них истины, она отнята от уст их» ( Иер. 7:28 ). Что сказал Петр, и был ублажен? «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» ( Мф. 16:16 ). Не сказал он: ты рождение нерождённого, но – «Ты – Христос, Сын Бога Живаго». Когда Отец открывал ему муд­рость, неужели он не умел понять? Неужели Христос не мог сказать апостолам, когда повелел им крестить: отпра­вившись, крестите народы во имя нерождённого и рождённого? Но он (Петр) нашёл имя мудрее таинственных преданий. Ты описываешь божественное, уничтожаешь веру и вводишь исследование; но страшись, враг: Пётр владеет ключами; он получил ключи, когда сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго». Которых увидит Пётр называющими Сыном, тем открывает дверь царства; а которых найдёт называющими творением и богохульствующими, от тех закрывает дверь Церкви. Он получил ключи не прежде, чем сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго»; тогда и он слышит от Него: «блажен ты, Симон, сын Ионин, ...дам тебе ключи Царства Небесного»( Мф. 16:17–19 ). После исповедания – власть; после веры – передача Церкви и царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

То, что тела нечестивых грешников будут разрушаемы, представляется из следующего: Возражение 1. Все, составленное из противоположностей, должно по необходимости быть разрушаемым. Тела нечестивых грешников будут составлены из противоположностей, из которых они составлены и теперь, ибо иначе они не были бы теми же самыми (людьми) ни в видовом отношении, ни нумерически, как следствие видового различия. Поэтому они будут разрушаемыми. Возражение 2. Если тела нечестивых грешников не будут разрушаемыми, то это будет обязано или природе, или благодати, или славе. Но это не будет благодаря природе, так как они будут той же самой природы, что и теперь. Не будет это и благодаря благодати или славы, так как ни того, ни другого в них не будет совершенно. Следовательно, они будут разрушаемыми. Возражение 3. Представляется непоследовательным или несообразным удалять величайшее из наказаний от тех, которые находятся в состоянии величайшего несчастья. Смерть, как говорит Аристотель (там же), есть величайшее из несчастий. Поэтому смерть не должна быть удалена от нечестивых грешников, находящихся в состоянии величайшего несчастья и, следовательно, их тела будут разрушаемыми. Этому противоречит сказанное: «в те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее, пожелают умереть, но смерть убежит от них» ( Апок. 9:6 ). Далее мы знаем, что нечестивые грешники будут наказаны вечным наказанием и в отношении души и в отношении тела, по сказанному: «и пойдут сии в муку вечную» ( Мф. 25:46 ). Но это было бы невозможно, если бы их тела были разрушены. Поэтому их тела будут неразрушаемы. Отвечаю: Так как в каждом движении должен быть принцип движения или его причина, – движение или изменение может быть удалено от движимого двояко. Во-первых, через отсутствие принципа движения, во-вторых, через препятствие, поставленное принципу движения. Разрушение есть род изменения, а поэтому тело, которое является разрушаемым из-за природы своих принципов или начал, может быть наделено неразрушаемостью двояко. Во-первых, полным удалением того принципа, который ведет к разрушению, и в этом отношении тела нечестивых грешников будут разрушаемы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

И все же эти вопросы, имеющие большее значение для ученого, нежели для читателя, далеко не так многочисленны, как те, что касаются непосредственно содержания книги, те, что возникают перед читателем, желающим постигнуть ее поучительный и пророческий смысл. Мы перечислим только некоторые из этих вопросов. 1. Кто такой Иов в нравственном и символическом плане? На этот счет достаточно привести изречение американского библеиста Н.Глетцера о еврейских средневековых комментаторах: «В то время, как одни рассматривают Иова как святого, другие видят в нем скептика, бунтаря против Бога, или дуалиста, или человека, которому не хватало знаний, или последователя Аристотеля, который отрицал божественный промысел, или «козла отпущения», или прототипа саббатианского мессии и т.д.» (17, с.146). В этот список следует добавить общепринятое православное представление об Иове как святом многострадальце, прообразе Иисуса Христа, а также мнение, высказанное в талмудическом трактате Сангедрин, согласно которому Иов был врагом Израиля, тем языческим пророком, который посоветовал фараону убивать всех новорожденных еврейских мальчиков – ( Исх. 1:15–16 ), чтобы получить далеко не полный спектр мнений относительно личности Иова. 2. Кто победил в споре? Последний из говоривших с Иовом, Елиуй, начинает свою речь с обвинения друзей Иова – Елифаза, Вилдада и Софара – в том, что они его не разубедили: «Я пристально смотрел на вас, и вот, никто из вас не обличает Иова и не отвечает на слова его. Не скажите: «Мы нашли мудрость:: Бог опровергнет его, а не человек».» ( Иов 32:12–13 ). Иными словами, друзья опровергнуть Иова не в состоянии и считают, что это под силу только Богу. Об этом же говорит сам автор книги: «Когда те три мужа перестали отвечать Иову, потому что он был прав в глазах своих...» ( Иов.32:1 ). Поскольку на речь Елиуя Иов просто не ответил, можно допустить, что он остался при своем мнении, переубедив трех своих друзей, т.е. выиграл спор. Рижский прямо заявляет: «Иов прекратил спор непобежденным. Скорее – победителем. Три друга замолчали, потому что им больше нечего было возразить Иову» (17, с.170).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/iskush...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010