Иоанн Богослов и Прохор. Миниатюра. 1401 г. Вполне вероятно, что по крайней мере некоторые из апостолов не писали на папирусе самостоятельно, а диктовали текст своим ученикам. Так, например, Петр завершает свое Первое послание словами: Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата... ( 1Пет. 5:12 ). Очевидно, Силуан записывал послание со слов Петра. «Многие авторы древнего мира не брались за перо сами: письмо в те времена было сложным искусством, которое многие оставляли профессионалам», – отмечает исследователь, при этом указывая на то, что, даже при наличии секретаря, автор не переставал являться автором и считать себя таковым. Церковное Предание запечатлело этот способ создания письменного текста в иконе евангелиста Иоанна: на ней апостол изображен со своим учеником Прохором, которому диктует текст Апокалипсиса. Между тем Иоанн был одним из тех новозаветных авторов, кто, по всей видимости, собственноручно писал свои тексты. Апостол Павел. Икона. Прп. Андрей Рублев. 1410-е гг. Об этом свидетельствуют, в частности, концовки двух его посланий: Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам... ( 2Ин. 1:12 ); Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам ( 3Ин. 1:13–14 ). Что же касается апостола Павла, то некоторые его послания завершаются следующими словами: Мое, Павлово, приветствие собственноручно ( 1Кор. 16:21 ); Приветствие моею рукою, Павловою ( 2Фес. 3:17 ). Это может означать как-то, что Павел собственноручно писал весь текст, так и то, что он таким образом «визировал» текст, написанный под его диктовку секретарем. Как известно, единственным способом размножения письменных текстов вплоть до изобретения книгопечатания было их переписывание от руки. Именно таким способом на протяжении веков распространялись поэмы Гомера, трактаты Платона, Аристотеля и других древнегреческих философов, а также исторические книги и художественные произведения; таким же способом сохранялись и размножались книги Ветхого Завета. Ни одного автографа, написанного рукой Гомера, Сократа, Платона, Аристотеля, Моисея, пророка Исаии или вообще кого-либо из древних авторов, до нас не дошло. Дает ли это основания сомневаться в их существовании?

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вообще, этот предмет один из труднейших и темнейших. Трудность, конечно, не в понимании самого слова – «интерпретация», а с практическом приложении этого слова, в интерпретации таких или иных музыкальных знаков, употреблявшихся у древних народов. По возможности в кратком и общем виде дело можно представить таким образом. Прежде всего заметим, что многое, что у нас только читается или произносится, у древних народов пелось. В древние времена даже законы пелись. «Почему номами (законами) называются мелодии, которые поются?» – спрашивает Аристотель в «Проблемах»? Потому что, – отвечает он, – до изобретения букв законы пелись, чтобы их не забыть». Отсюда Аристотель объясняет термин «номы», дававшийся мелодиям 141 . Но, конечно, не одни только законы пелись. У греков и других языческих народов составлялись молитвы, обращенные к богам; «они составили первый вид песни, и их называли гимнами» 142 . Вообще, у греков пение и музыка имели широкое распространение. Пение и музыка с древних времен существовали и у евреев. Из Деян. 7:22 Фетис выводить, что Моисей был научен в Египте и музыке 143 . Он воспел возвышенную песнь по переходе евреев чрез Чермное море, а Мариам, сестра Аарона, составила хор из женщин с тимпанами ( Исх. 15:20–21 ), который повторял каждый стих этой песни за хором мужчин. Времена судей были мало благоприятны для искусств; но и за это время встречаем упомнивши о музыке, при чем встречаемся с названиями и разных еврейских музыкальных инструментов ( 1Цар. 10:5 ). Давид играл пред Саулом на сирийской арфе. При перенесении ковчега завета «Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтырях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах» ( 2Цар. 6:5 ). Псалмы Давида были «возвышенными отрывками лирической поэзии, пелись в храме Иерусалимском до времени его разрушения, пережили века и сохранялись в точности в еврейском культе на всей земле» 144 . Иерусалимский храм был разрушен в 71 году по Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

Имея в виду взаимные отношения людей, он рекомендует в качестве регулирующего в этом случае начала именно данную добродетель 20 . Но до любви, как такого начала, притом, любви в библейском смысле он не мог возвыситься. Да и в основе справедливости, проповедуемой им, не может быть положено, как неизвестное Платону, учение о тождестве природы всех без изъятия людей. Справедливость, по воззрению Платона, является, кроме того, «специфическою» принадлежностью только «аристократов» 21 ... По примеру Платона, и Аристотель придает первостепенное значение все той же справедливости, как именно регулятору человеческих взаимоотношений 22 . Но о любви, напоминающей собою библейскую, молчит и Аристотель. Нередко указывают в пример эклектика Цицерона. Он, по-видимому, заслуживает особенного внимания в данном случае. Так, им рекомендуется добродетель «благотворительности», «благожелания» одного человека в отношении к другим («beneficentia, benignitas vel liberalitas»), «и здесь, по видимому, возвещается основная христианская добродетель любви». Но при ближайшем рассмотрении дела приводится разочаровываться все более и более. Так, «высшею добродетелью и, при том, с очень решительным ограничением любви, остается справедливость. Хотя рекомендуется оказывание помощи, однако, оно не должно быть обременительно для даятеля. Высшая норма: suum cuique. В собственном смысле милосердия этика Цицерона не знает. Благожелание ограничивается достоинством другого; следовательно, имеет место и рассматривается «не с точки зрения любви, но с точки зрения только справедливости и нередко – безжалостной, жестокой» 23 ... Так и припоминаются слова Господни: если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники ( Mamф. V, 46. 47 )? 24 У Цицерона всюду именно и проглядывает холодная расчетливость, опасение, как-бы нам не оказать своим «друзьям» или вообще ближним благ больше, нежели сколько мы получили от них, больше, нежели насколько они имеют права и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле . Только после грехопадения человека труд стал наказанием . Можно даже сказать, что речь идет о конкретном и специфическом проклятии, наложенном на Адама из уст Господа. Теперь вместо заботы о райском саде «в поте лица твоего будешь есть хлеб». Приятная, расслабляющая, полная смысла и смысл дающая работа (которой люди занимаются в качестве хобби возле своих домов: садоводство) превращается в мучение. Если до грехопадения человек жил в гармонии с природой, то после ему скорее приходится с ней бороться, она выступает против него, а он — против нее и зверей. Сад становится полем (битвы). В какой степени сегодня, спустя много тысяч лет после написания этих строк в Книге Бытия, нам удалось избавиться от изначального проклятия, приходится только предполагать. Мы можем сказать, что многие люди в развитых странах уже не должны в поте лица есть хлеб, но тем не менее они еще очень далеки от того, чтобы работа доставляла им то же удовольствие, какое они получают при возделывании своего сада. Кто свою работу воспринимает именно так, тот смог освободиться от вечного наказания. По первоначальной идее Бога, труд должен быть для нас делом приятным, наполняющим радостью, тем, что мы бы считали наслаждением, своей миссией. Работа является не только источником утешения, она дает еще и социальный статус, считается добродетелью: «Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми» . Возможно, ни одна из других культур не относилась к труду с таким уважением. Каждый труд в почете — эту идею можно считать уникальной в еврейской традиции . Одним из самых распространенных благословений было: «Чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих» . Как Платон, так и Аристотель считали труд необходимым для выживания, однако работать должны были только низшие классы, чтобы представители элиты не тревожились и могли посвящать себя «делам чисто духовным — искусству, философии и политике». Аристотель даже считал, что если труд «продан за деньги, то это просто потеря времени, затрудняющая людям путь к истинной добродетели» .

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

В безумие обратил Бог всю мудрость мира сего. Одним из мудрейших народов мира издавна считался народ германский. Этот народ был носителем мудрости мирской. Из его недр вышли такие великие философы, как Кант, Фихте, Гегель; наука германская стояла выше всех европейских наук. И вы видели, как посрамил Господь эту мудрость мирскую народа германского, как обратил он её в безумие. Ибо было ли когда-нибудь безумие страшнее, чем то, свидетелями которого мы недавно были? Разве когда-нибудь безумствовал народ до такой степени, чтобы самым зверским образом уничтожить многие миллионы людей, храмы Божии? Так, на народе германском в наши дни сбылось это слово апостола Павла: «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу безумием проповеди спасти верующих. Ибо и иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости» ( 1Кор.1:20–22 ). Вы слышали не раз при чтении Евангелия, как первосвященники и фарисеи требовали от Господа Иисуса Христа, чтобы он показал им знамения в доказательство того, что имеет власть творить дела, какие творил постоянно. Они требовали чудес. Какие им нужны были ещё чудеса, когда Господь творил их постоянно? Они были слепы и требовали каких-то новых чудес, которыми бы засвидетельствовал Господь Своё высшее призвание. «А эллины ищут мудрости». Древние греки были народом весьма глубокомысленным. Из среды народа греческого вышли величайшие философы древнего мира, которые и до сих пор стоят на почти недосягаемой высоте, – Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель. Аристотель – это носитель непревзойдённой мудрости, обширности и глубины ума. Греки были народом, глубоко постигшим всю философскую мудрость, народом, с жадностью прислушивавшимся ко всему, что мудро; народом, который в лице своих представителей в Ареопаге Афинском с глубоким вниманием слушал речь Апостола Павла, чувствуя, что он говорит о чём-то важном, чего они не знают. «Эллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие» ( 1Кор.1:23 ). Иудеи ожидали Мессию как великого могущественного царя, который станет во главе народа Израильского и учредит всемирную власть этого народа. Для них было соблазном слушать, что Мессией считали Того, Кого они позорно распяли на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

2 . Поистине блаженна жизнь, которая считается таковой не по мнению других, а по собственному суждению, будучи судьей самой себе 339 . Она не ищет народной молвы в качестве награды и не боится его как наказания. И чем меньше она стремится к славе, тем более возносится над ней 340 . Ведь для ищущих славу награда в настоящем является лишь тенью будущей славы 341 и препятствием к жизни вечной, об этом написано в Евангелии: Истинно говорю вам, они уже получили награду свою ( Мф.6:2 ). Это сказано о тех, кто стремится громогласно, подобно звучной трубе, оповестить всех о своей щедрости по отношению к бедным. Это касается и постящихся напоказ: Они уже имеют награду свою ( Мф.6:16 ). 3 . Достойный человек проявляет милосердие и постится тайно, ища награду от одного Бога, а не от людей. Тот, кто ищет награды от людей, уже получил ее; ищущий же награду от Бога получает жизнь вечную, которую даровать может только Творец вечности, как сказано: Истинно, истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). Писание ясно называет вечной жизнь блаженную не по суждению людей, но по божественному суду. 2. 4. Одни философы видели блаженную жизнь 342 в отсутствии страдания, как Иероним 343 , другие – в познании мира, как Герилл 344 , который, зная, что Аристотель и Феофраст 345 необычайно восхваляют познание, считал его высшим благом, хотя те полагали его благом, но не единственным. Одни, подобно Эпикуру 346 , называли благом наслаждение, другие, как Каллифонт 347 и вслед за ним Диодор 348 , полагали, что благом является наслаждение, соединенное с достойным, как считал один, или сочетание отсутствия страдания с достойным, как учил другой, потому что без достойного блаженная жизнь невозможна. Стоик Зенон 349 считал единственным и высшим благом достойное, Аристотель же и Феофраст и остальные перипатетики хотя и считали, что блаженная жизнь состоит в добродетели, то есть в достойном, однако дополняли это понятием телесного и внешнего блага 350 . 5 . Однако Священное Писание полагает вечную жизнь в познании Божества и в плодах добрых дел. Об этом свидетельствует Евангелие. О знании Господь Иисус сказал так: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин.17:3 ). И о делах Он дал такой ответ: Всякий, кто оставит дом или братьев, или сестер, или мать, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную ( Мф.19:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБОРТ [лат. abortus - выкидыш, преждевременные роды], искусственный выкидыш, прерывание беременности, плодоизгнание, вытравливание плода, убийство нерожденного ребенка до 28 недель, т. е. до условного срока жизнеспособности плода вне тела матери. После 28 недель - искусственные или самопроизвольные преждевременные роды (partus praematurus). В случае искусственного «позднего» А. этот термин неправильно используется для обозначения прерывания беременности на любом сроке. Различают А. искусственный (abortus artificalis) и самопроизвольный (abortus spontaneus), т. е. начавшийся без преднамеренных действий беременной или др. лиц с целью прерывания беременности. А. разделяются также на больничные и внебольничные - криминальные. Искусственный А. рассматривается всеми религиями мира как убийство ребенка. Языческое об-во не считало А. преступлением. «Если же у состоящих в супружеском сожитии должен родиться ребенок сверх... положенного числа, то следует прибегнуть к аборту, прежде чем у зародыша появится чувствительность и жизнь» (Аристотель. Политика. 1335b 20-25). Но понимание греховности А. имеет место и в язычестве: «Та, что пример подала выбрасывать нежный зародыш,-/Лучше погибла б она в битве с самою собой!/Если бы в древности так матерям поступать полюбилось,/Сгинул бы с этаким злом весь человеческий род!» (Овидий. Любовные элегии. II 14. 5/Пер. С. Шервинского). Клятва Гиппократа, категорически запрещающая врачам делать А., отражала мнение всего медицинского сообщества его времени и последующих поколений медиков. Этот общепринятый нравственный закон медицины, к-рым руководствовались медики в течение многих столетий, был отменен в нашей стране советской властью. В ВЗ искусственный А. не упоминается, но есть указание на самопроизвольный А., происшедший по чьей-либо вине: «Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках» (Исх 21.

http://pravenc.ru/text/62472.html

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Древняя реклама дома терпимости ...Напротив публичного дома – библиотека. Повернешь направо – попадешь в библиотеку, налево – в другое место… Говорят, ефесские мужья обманывали своих жен и, обещая пойти в библиотеку, сворачивали в другую сторону. Не отсюда ли выражение «ходить налево»? Проституция была не просто социальным явлением, подобно тому, как она существовала в других городах, а религиозным культом (вспомним, что Артемида считалась богиней плодородия). Естественно, что христиане, живя в такой среде, не могли остаться не затронутыми развратом, имевшим место в Ефесе. Это объясняет такое изобилие мест в Послании Апостола Павла к Ефесянам, обличающих их половую нечистоту. «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви… и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом… и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» ( Еф. 2, 1-6 ). «Знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» ( Еф. 5, 5 ). Это про дела некоторых ефесян Апостол пишет: «Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить» ( Еф. 5, 11-12 )… (Некоторые любопытные люди пристают с вопросами: «Батюшка, а что это они там делали?..») Из сочинений античных авторов мы узнаем, как проводили время знатные ефесяне. Свободное время они проводили в пирушках, праздных разговорах, шутовстве. В Послании Ап. Павла к Ефесянам (5, 4) мы встречаемся со словом " евтрапелия " , которое современные переводчики переводят именно как шутовство, а древние авторы – как забавность в разговорах и поступках. Аристотель считал евтрапелию особой добродетелью. Как видим, Апостол Павел считает, что христиане не должны тратить время и опустошать душу через это бессмысленное и душевредное времяпрепровождение: «Также сквернословие и пустословие и смехотворство (в оригинале – евтрапелия) не приличны [вам], а, напротив, благодарение». Благодарение – значит Евхаристия. Все фотографии галереи Самое популярное Сейчас в разделе 2  чел. Всего просмотров 2.7 млн. Всего записей 151 ©2024 Фоторассказы священника Константина Пархоменко к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/palomn...

Скачать epub pdf МУДРОСТЬ ДУХОВНАЯ Во Христе «все сокровища премудрости и ведения» ( Кол. 2,3 ) Под мудростью разумею созерцание Сущего ( 8, 338 ). Мудрость есть знание вещей Божественных... и человеческих, также и их причины ( 7, 168 ). Кто имеет небесные понятия о Боге, кто с высокой точки зрения исследовал законы творения и смог, по крайней мере отчасти, постичь благодать Божиего Промысла, тот велик... В таковых вселяется глас Господень. Ибо в подлинном смысле великий презирает все телесное, считая его не имеющим никакой цены по сравнению с невидимым. Никакое обстоятельство его не оскорбит, никакое страдание не сокрушит. Проступки негодных людей не приведут его в возмущение. Нечистота плоти не унизит его – он недоступен унизительным страстям, которые не могут коснуться его по причине высоты его мыслей. Святитель Василий Великий ( 4, 205 ). Не говори с гневом. Да будут слова твои, как и молчание твое, исполнены благоразумия и мудрости. Слова мудрейших отцов наших были разумны и премудры, подобным было и молчание их. Преподобный Антоний Великий ( 82, 25 ). Кто вдается в объяснение Писания, не стяжав предварительно духовной свободы, тот поработился страсти любопытства и сильному увлечению мысленным пленением. Преподобный авва Исаия ( 82, 183–184 ). Беседы с тонкими исследователями Бога и чтение тонких исследований о Боге иссушают слезы и прогоняют от человека умиление. Читающий же жития и изречения отцов просвещает свою душу. Изречения безымянных старцев ( 82, 380 ). Христианская премудрость есть Христос, Сын Божий. Как говорит святой Павел: Он «сделался для нас премудростью от Бога» ( 1Кор. 1, 30 ). Он открывает нам тайну познания Небесного Отца. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1, 18 ). И «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф. 11, 27 ). Во Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол. 2, 3 ), говорит богомудрый Павел. Простой христианин, который научен догматам святой веры, гораздо мудрее, чем Платон и Аристотель и прочие языческие мудрецы. Кто из них уразумел то, что простой христианин познал верой? «Никто из властей века сего не познал» ( 1Кор. 2, 8 ) ( 104, 1150 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ БИБЛИЯ ОБ АБОРТЕ Православный медицинский сервер В Библии слово " аборт " не встречается, ни прямо, ни его синонимов. Тем не менее, из Священного писания мы можем сделать вполне ясные выводы касательно этого пагубного явления. В Ветхом Завете искусственный аборт прямо не упоминается, но есть указание на самопроизвольный аборт, происшедший по чьей-либо вине, который рассматривается как преступление: " Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках " (Исх 21, 22). Аборты, как таковые, в древности существовали, поскольку о них говорит Аристотель, Гиппократ, Овидий. Древние израильтятне не жили в вакууме и не могли не знать о сущестивовании аборта. Наверняка они были распространены не только в греческо-римской цивилизации, но и среди народов, непосредственно окружавших Палестину. Тем не менее искусственный, преднамеренный, аборт не упоминается в Законе и пророках. Это говорит о том, что древнему еврею не могло даже прийти в голову уничтожать свое потомство таким чудовищным образом. И это даже при том, что иудеи нередко отсутпали от Бога, предавались идолопоклонству и т.д. В Библии абсолютно ясно и недвусмысленно прослеживается мысль о том, что жизнь человека начинается не с момента рождения, а с момента зачатия. " Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней " (Исаия 44:2). " Ибо ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. " (Псалом 138:13-14). " Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя " (Иеремия 1:5). Говоря об Иоанне Крестителе: " и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей " (От Луки 1:15). " Господь призвал меня от чрева ... И ныне говорит Господь, образовавший меня от чрева в раба Себе.. " (Исаия 49:1-5). Апостол Павел говорит: " Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатию Своею... " (К галатам 1:15).

http://zavet.ru/obs/bad/abort/001.htm

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010