При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека " ( www.wco.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). От издателей Как провести Петров пост. Книга о Петровом посте с советами о правильном приготовлении блюд древней русской постной кухни в современных условиях и из современных продуктов. М.: Московский Сретенский Монастырь; " Новая книга " , 1997. 48 с. Когда был установлен Петров пост Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви. О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: " После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти " . Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю - 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой. С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке - Лев Великий и Феодорит Кирский. Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: " Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище " . Почему этот пост назван апостольским Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте - 2 Кор. II) готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2117...

Разделы портала «Азбука веры» Духовник или духовный отец (в Православной Церкви ) — 1) священник как пастырь, совершитель таинства покаяния; 2) духовный наставник; 3) особое должностное лицо в монастыре , в обязанности которого входит духовное руководство братиями (сестрами) на пути ко спасению (основной обязанностью такого духовника является пастырское попечение о насельниках монастыря и их духовном состоянии; он способствует тому, чтобы все насельники монастыря неопустительно проходили исповедь и приобщались Святых Христовых Тайн; для насельников весьма полезны также беседы духовника в частном виде, которые помогут глубже уяснить им смысл монашеского пути). Притом, что духовники в собственном смысле слова появились в монашеской среде в IV веке, само понятие (духовный) отец, по своему происхождению, восходит к апостольской эпохе. Так, апостол Павел, используя образ отношений отца с детьми, говорит, обращаясь к коринфским христианам: «…хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов, я родил вас во Христе Иисусе благовествованием » ( 1Кор.4:15 ). О том, что традиция формирования отношений между духовными наставниками и наставляемыми под образом отцов и детей была распространена среди первых христиан, свидетельствуют и другие новозаветные тексты (см.: 1Пет.5:13 ; 1Ин.5:21 ). На данном этапе основная роль духовного отца состояла в его участии в обращении человека ко Христу, в его Крещении и дальнейшем направлении по пути веры. В «Апостольских постановлениях» (кон. IV в.) «духовными отцами» называются епископы, причем акцент, как и в апостольских посланиях, делается не на принятии исповеди, а на крещении и наставлении в вере (II, 33). В монашеской среде роль духовников, в строгом значении этого слова, как правило, возлагалась на духовно зрелых, облагодатствованных, людей. В монашеской традиции существовал принцип беспрекословного подчинения и вверения себя благочестивому, опытному духовнику. « Кто верует, что в руке его пастыря находится его жизнь и смерть, никогда не станет прекословить » — наставлял прп.

http://azbyka.ru/duxovnik

Разделы портала «Азбука веры» Пресвитер или священник (греч. πρεσβτερος – старец, старейшина) – 1) степень священства , превышающая диаконскую и уступающая епископской; 2) лицо, обладающее этой степенью. Пресвитер есть вторая ступень в священной иерархии ( священноначалии ). Пресвитер по своему полномочию, полученному от епископа, совершает все священнодействия, кроме хиротонии , хиротесии , освящения антиминса и освящения мира . Он учит народ догматам веры и благочестия , пастырски окормляет вверенных его попечению христиан. Для посвящения в пресвитеры требуется таинство хиротонии. Каноны определяли возраст для пресвитерской степени не меньший 30-тилетнего, поскольку Сам Иисус Христос начал учить в 30 лет. Пресвитеру, как и всем священнослужителям, запрещают вступать в брак после возведения в священнослужительскую степень. Пресвитер также именуется иереем или священником. Правительственные степени пресвитера – протоиерей и протопресвитер. «1. История установления чина В буквальном переводе слово «пресвитер» (πρεσβυτηροζ) означает «старец». Это наименование второй степени священства апостолы заимствовали из Ветхозаветной Церкви, называя так самих себя и рукополагаемых ими христианских пастырей ( 1Петр.5:1 ; 2Ин.1 ). Само название говорит о том, что на иерейскую степень избирались наиболее мудрые и опытные люди. Но чаще пресвитер называется в Писании «священником» или «иереем» (ιερευζ), как именует Писание Самого Господа ( Евр.5, 6; 10, 21 ), так и всех верующих, освященных во Иисусе Христе (Ап.1:6). Пресвитер имеет еще название «отец», потому что он Таинствами и учением духовно возрождает верующих и дает им православное воспитание. Чин посвящения во пресвитера сохраняется в Православной Церкви с апостольских времен. Во 2м правиле святых апостолов постановлено, что рукополагать во пресвитера должен один епископ. В Постановлениях Апостольских чин пресвитерского посвящения предписывается совершать возложением рук святителя на главу посвящаемого с молитвою (Кн. 8, гл. 14). У Дионисия Ареопагита о посвящении пресвитера говорится следующее: «Посвящаемый, преклонив оба колена пред алтарем, имеет на главе своей десницу епископа и таким образом освящается святыми призываниями, запечатлевается крестным знамением и приветствием священнослужащих».

http://azbyka.ru/presviter

Скачать epub pdf 14. Неделя 1 Великого поста. Торжество православия. За что мы любим Православие и Православную церковь (Ин. 1:43–51) «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». В дни своей земной жизни, благочестивые слушатели, Господь наш Иисус Христос объединил Себя всех верующих в Него, а среди этих верующих особо близко приблизил к Себе апостолов. Из верующего во Христа народа и стала складываться со дня святой Пятидесятницы Церковь Христова, а из апостолов – первые руководители этой Церкви, её – пастыри и учителя. Нелегка была их задача. Нужно было не только научить истинам веры и духовно укрепить тех, кто принимал христианство , но одновременно и ограждать от лжеучений и ересей. По слову апостола, этим ересям надлежало быть ( 1Кор. 11:19 ), чтобы явились искусные, т. е. наиболее проверенные и стойкие из уверовавших во Христа. Победа правоверия была закреплена в постановлениях Вселенских и поместных Соборов. С тех пор Церковь Христова и имеет тот вселенский « символ веры », который мы слышим в наших храмах за каждой божественной литургией. Этот символ с 842 года святая Церковь особо торжественно провозглашает в день торжества православия, т. е. в сегодняшний, день в особом молебном чине словами: «сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». Благочестивые слушатели! Наша вера потому называется апостольской, что неповреждённо и нерушимо хранит в себе всё, чему учил Сам Христос и Его апостолы и что содержится в Священном Писании и Священном Предании. Эту веру свято чтили и защищали на церковных соборах и в своих творениях святые Отцы и учители Церкви. Ею они (святые Отцы) спасались и прославлялись. Поэтому она и называется верой отеческой. Как подлинно истинная и спасительная, дающая нам благодатные силы «яже к животу и благочестию», она называется ещё правоверием или Православием. Как видим, братия и сестры, Православие наше зиждется на прочной, нерушимой основе: на верности учению Спасителя, апостолов святых отцов, Вселенских Соборов, на вековом опыте духовно-благодатной жизни во Христе. Сонмы святых угодников Божиих, – мучеников, исповедников, чудотворцев, преподобных и прочих святых своей богоугодной жизнью и праведной кончиной свидетельствуют об истинности и спасительности Православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf Июнь Никифор, архиеп. Константинопольский, свт. Разбор и опровержение невежественного и безбожного суесловия нечестивого Мамоны против спасительного воплощения Бога Слова/Пер. И.Д. Андреева; под редакцией М.Д. Муретова//Богословский вестник 1906. Т. 2. 6. С. 145–160 (1-я пагин.). (Продолжение). —145— непоколебимость и того и другого проистекает из апостольского учения. 8 . – Мы видим, что даже писанные законы теряют значение вследствие того, что получают силу отличные от них предания и обычаи. Обычай все утверждает, ибо дело сильнее слова. Что такое закон, как не писанный обычай? Ровно, как и обычай опять есть неписанный закон. Это легко наблюдать и на примерах не из областей священных предметов. Грамматики, если случится, что слово в сочинении отклоняется от господствующего правила и пишется иначе, согласно установившемуся обычаю, ссылаются на предание, считая его правилом правил. И что им говорить пред лицом сказавшего: аз приях от Господа, яже и предах вам ( 1Кор.11:23 )? Каким же образом они могут не презирать писавшего к наставляемым в евангелии Коринфянам: хвалю вы, братие, яко вся моя помните, а якоже предах вам, предания держите ( 1Кор.12:2 ). Также к Фессалоникийцам: тем же убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом или посланием нашим ( 2Фес.2:4 ). Пусть раскроет это яснее первосвященник царствующего града и яркий светоч вселенной великий Иоанн, говоря: „апостолы не все предали в посланиях, но и вне письмени. Но и то и это одинаково достоверно, вследствие чего, говорит, считаем достойным веры и предание церковное. Предание существует. Не спрашивай больше 1796 . Подобное этому писал и божественный Василий святому Амфилохию: „из догматов и проповедей, соблюденных в церкви, иные имеем в уче- —146— нии, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского предания, прияли мы в тайне. Но и те и другие имеют одинаковую силу для благочестия. И никто не оспаривает последних, если хотя несколько сведущ он в церковных постановлениях. Ибо если бы мы вздумали отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом, исказили бы самое главное в Евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя (к Амфил. о св. Духе, гл. 27). Читатель легко оценит это. Также божественный Епифаний, рассуждая о приношении за мертвых, говорит: „ Церковь непременно совершает это, приняв предание о сем от отцов. Кто может нарушить завет матери или закон отеческий. Соломоном сказано: слыши, сыне, наказание отца твоего, и не отрини заветов матери твоея ( Притч.1:8 ), чем указывается на то, что Отец, т. е. Бог, Единородный и Святой Дух учили в письмени и без письмени, что мать наша Церковь владеет законоположениями, которые не должны быть нарушаемы“. (О Ересях 55:8).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Цыпин В.А., прот. Церковное право     Приводится по изданию: Цыпин В.А., прот. Церковное право: Курс лекций. М.: Круглый стол по религиозному образованию в Рус. Правосл. церкви, 1994. Введение Церковь и право Богочеловеческая природа Церкви Право Применимость правовых норм к жизни Церкви Место церковного права в системе права Церковное право как наука Название дисциплины: каноническое и церковное право Изучение церковного права в Византии и Греции Изучение церковного права в России и на Балканах Изучение церковного права на Западе Задача, метод и система науки церковного права Часть I. Источники Церковного права Материальные источники Божественное право Церковь как источник своего права Божественное право и церковное законодательство Каноны Частное церковное законодательство Статуарное право Обычай Мнения авторитетных канонистов Иерархия правовых норм Государственное законодательство по церковным делам Священное писание как источник церковного права Канон Священных книг Церковный авторитет ветхозаветных правовых норм Новый Завет как источник церковного права Апостольские писания как источник церковного права Священное Писание и каноны Источники церковного права доникейской эпохи Право древней Церкви Древнейшие памятники церковного права «Апостольские Постановления» «Правила Святых Апостолов» Правила Святых Отцов доникейской эпохи Греческие источники церковного права эпохи вселенских соборов Правила I Никейского Собора Правила II Вселенского Собора Правила Ефесского Собора IV Вселенский Собор 451 г Правила Трулльского Собора II Никейский Собор Правила Поместных Соборов Правила Святых Отцов Кодификация византийских церковно-правовых источников в эпоху вселенских соборов Канонические сборники Римско-Византийское право Сборники государственных законов по церковным делам «Номоканоны» Западные источники и сборники церковного права эпохи вселенских соборов Каноны западного происхождения Декреталы Западные канонические сборники IV-VI вв. Западные канонические сборники VII-IX вв.

http://sedmitza.ru/lib/text/432337/

Часть II. Частнейшие обязанности и права пастырей церкви Глава I. Канонические условия для получения священного сана §1. Качества избираемых во священство Уважая святость священнического служения, православная Церковь издревле обращала строгое внимание на физическое, умственное и нравственное состояние лиц, желавших вступить в клир. Общим и первым требованием Церкви было то, чтобы в священный сан (особенно епископский) никого не производить поспешно и без испытания: руки скоро не возлагай ни на кого, учил ап. Павел ( 1Тим.5:22 . сардик. 10; двукр. 17; 1 всел. 9; Кирил. 4; Феоф. 7). В частности: I) Относительно физических качеств в ветхозаветной Церкви требовалось, чтоб во священники избирались только те из левитов, которые не имели никакого телесного порока или повреждения в членах, так что, если бы после посвящения их случилось какое-либо повреждение в теле, они исключались из священного звания: да не осквернят, сказано в законе, святилища Бога своего ( Лев.21:16–24 ). Основание таких постановлений заключалось в общем характере ветхозаветного закона, который в особенности заботился о благоустройстве внешности богослужения и вообще об обрядовой стороне религии. Христианство же, как религия духа и жизни, не пренебрегая внешнею чистотою, обращает внимание преимущественно на внутреннюю душевную чистоту, и потому лицам, достойным в умственном и нравственном отношениях, правила апостольские не препятствуют получать священный сан, хотя бы они имели некоторые телесные недостатки, ибо телесный недостаток не оскверняет, но душевная скверна (апост. пр. 77). Не дозволяется рукополагать только с такими телесными недостатками, которые могут препятствовать надлежащему исполнению священнических обязанностей и трудов. Таковы: глухота, слепота (ап. пр. 78) и падучая болезнь (Ук. Св. Син. 9 окт. 1834г.) 1 . К недостаткам, препятствующим получению священства, правила апостольские относят еще произвольное скопчество, которое осуждается в данном случае не столько в смысле физического недостатка или увечения самого себя, сколько в смысле ереси. Поэтому, если подобного рода изувечение человеческого организма совершается не произвольно, а насильственно, в таком случае церковные правила не запрещают рукополагать скопцов даже во епископа (ап. 21–24; 1 всел. 1). Наоборот, добровольных скопцов они осуждают как «самоубийц, врагов Божия создания и наветников своея жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

118. Слово пред присягою для избрания судей 551 (Говорено в Кафедральной церкви Чудова Монастыря Генваря 2 дня; напечатано в Христианском Чтении 1835 года и в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1835 год Руки скоро не возлагай ни на когоже, ниже приобщайся чужим грехом; себе чиста соблюдай. ( 1Tuм. V. 22 ). Слыша сие, благородные, и разных родов и степеней почетными званиями украшенные мужи, вы тотчас можете подумать: к чему теперь сие слово? «Руку возлагать» не наше дело; мы пришли дать обет благонамеренно избрать достойных в некоторыя должности гражданския; и клятвою пред Богом засвидетельствовать Государю, Отечеству, друг другу, что будем сие делать точно по совести. Знаю: и на сей именно случай желаю предложить вам некоторыя мысли. Но позвольте мне думать, что не неуместно избрал я для сего в руководство моему размышлению слово Апостольское, которое вы слышали. Дайте мне объясниться. «Руки скоро не возлагай ни на когоже, ниже приобщайся чужим грехом; себе чиста соблюдай». Можете знать, как очивидцы, что обряд возложения рук, от времен Апостольских доныне постоянно употребляемый в Церкви, означает, предваряемое избранием и утверждением, возведение и посвящение в разныя степени Церковнаго служения. Итак правило Апостола: «руки скоро не возлагай», значит: не будь тороплив в избрании, утверждении, возведении в Церковныя должности: будь в сем осмотрителен, осторожен. Правда, что сие правило направлено на нас, служителей Церковнаго управления; а нужно теперь правило для вас, почтенные избиратели управления Гражданскаго. Но что же делать? Апостолы писали не государственныя постановления, не гражданские законы; нельзя требовать, чтобы в книгах их отъискалась подробная инструкция Гражданскаго избирателя. Впрочем вы удостоверены, что Апостолы в своих Писаниях руководствовались истиною, и притом Божественною: а истина для всех одна. И премудростию, и законодательством Апостолов было благочестие: «а благочестие на все полезно есть» ( 1Tuм. IV. 8 ). Посему можно вам взять истинное и благочестивое правило Апостольское из Церкви, и перенести в вашу избирательную палату. Отложите особенности: мысль о служениях Церковных, обряд рукоположения: вы увидите в разсматриваемом изречении Апостола общее правило: не будь скор в избрании в должности общественныя, абудь осмотрителен, осторожен. Приложите ближе сие 552 к вашему делу и обряду, и скажите себе: избирательнаго шара скоро не полагай: будь осмотрителен, осторожен. Я же к сему присовокуплю, что сим образом учит вас Апостол, а не я: уважьте наставление, и само по себе, и ради Наставника.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

18. В неделю Православия, 1-ую Великого поста. О предании анафеме Принадлежа к истинной православной Апостольской Церкви, большинство из нас растет и воспитывается в сознании своей духовной правоты и силы. Поэтому, мы снисходительно относимся к другим религиям и верованиям, т.е. мы веротерпимы. Но этот религиозно-нравственный покой с другой стороны, развивает в нас и некоторые недостатки; так многие совсем не изучают и не исследует священного писания, творений святых отцов и не имея основательных знаний, чрез это делаются способными к заблуждениям, к подпаданию под влияние сектантов и еретиков, которые завлекают своими исследованиями писаний и ложными их объяснениями в свою пользу. По этой же причине наше образованное общество относится с нерасположением и осуждением к совершаемому на первой неделе Великого поста, в соборах, обряду предания анафеме богоотступников и врагов Божиих, так как святая Церковь празднует победу Православия над всеми ересями. Эти, образованные светски, но не духовно, порицатели наши считают церковное постановление отжившим, лишним, не согласным с христианской религией, которая основана на любви. А в народе слово анафема сделалось бранным и ненавистным. Удивительно еще то, что смысл этого духовного суда столько раз был объяснен современным христианам и образованному обществу самыми выдающимися богословами и святителями – проповедниками, столько об этом писалось и печаталось, но осуждения и заблуждения все таки продолжаются и знания не приобретаются. Постараемся вкратце еще раз изложить суть дела. Прежде всего надо себе выяснить: почему и когда установлен этот праздник, а также, что означает оглашение анафемы? Праздник установлен в 9-м веке по Рождестве Христовом, после победы Церкви православной над ересью иконоборцев, отвергавшей святые иконы. Греческая царица Феодора окончательно восстановила почитание св. икон в своей Империи и в 842-м году, в первое воскресение Великого поста, был совершен праздник Православия, в ознаменование победы над всеми ересями, осужденными на прежних вселенских соборах и вообще над всеми нечестивыми учениями, противными учению Господа Иисуса Христа и святых Апостолов. Возглашение анафемы означает отлучение от Церкви, т.е. от общества верующих и лишение благословения Божия, благ Царства Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

1 Eusebius, Historia, V, 24 2 Ibid. 3 Corp. script.ecclesiastic.latin. Vindob., XX, 1900, p.274 4 F.X.Funk, Didascalia et Constit. Apostolorum, 1906, I,288 5 Учение XII апостолов, гл. VIII 6 Апостольск. Постановл., VII, 23 7 Funk,цum.uзд.,286,288 8 Посл.канонич.,пр.1 9 Texte u.Untersuch.,III,1888,S.179—195 10 Corp. script, ecclesiastic, latin., XXXIX,85. 11 Biblioth. orientalis, 1,23. 12 Ibid. 13 А. Дмитриевский, Опис. литург. рукописей Востока, 1,1895, стр. 127—129. 14 «Аще кто епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во св.40-цу пред Пасхой, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен, аще же мирянин, да будет отлучен» 15 Если выкинуть из апостольских правил переделанные правила Антиохийского собора 341 г. (7—11, 14—16, 28, 31—41), то оставшиеся правила до 60-го почти повторяют собою план VIII-oй книги Апост. Постановлений. Вероятно, они постепенно образовывались, вместе с нею, как приложение к «Учению XII апостолов», находящемуся в VII-oй книге, и некогда составляли вместе с последней одну книгу. См. об этом другую книгу автора — «Евхаристическая молитва», 1908, стр. 52—61. 16 PG. 12, col. 528. 17 F. Funk, D. Entwickelung d. Osterfastens в Kirchengeschichtliche Abhandlungen, 1,1897, S. 252. 18 Наиск, Real-Encyklopädie, V, 770. 19 PG, 24, col. 694. 20 Collatio XXI, 30. PL, 49. col. 1208—9. 21 «В древности многие приступали к св. Тайнам без разбора и как случалось, особенно в то время, когда Христос преподал их. Заметив вред, какой происходит от небрежного преступления, отцы, собравшись вместе, назначили сорок дней поста для молитвы, слушания (слова Божия) и Церковных собраний». — Против Иудеев, слово III. Творения в русск. перев., I, 1895, стр. 663. 22 V, 21. 23 VII, 29. 24 I, 11. 25 Русск. пер., Т. II, 1896, стр. 186. 26 PG, 26, col. 1413. 27 I, 13. 28 Он, например, отмечает, что в Элладе, Иерусалиме и Фессалии вечернее богослужение совершается так же, как и у константинопольских новациан. — V, 22.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3473...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010