41. Сотрудник Братства св. Гурия. 15 августа 1910 года О церковной дисциплине V. Практика древней Церкви, как было указано, знала церковную дисциплину и осуществляла её в полной мере и с определённо выраженной тенденцией распространения этой дисциплины на все мелочи частной христианской жизни. Несомненно, такое религиозное одушевление, такая строгость жизни христиан делали их общину сильной во всех отношениях и они, несомненно, и пользовались тогда полным уважением среди людей, к их обществу не принадлежащих. Но как Христово учение полно любви, так и жизнь христиан по преимуществу украшалась всегда делами любви и благотворительности. Апостол прямо заповедует: «будьте единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны» ( 1Пет. 3:8 ). Таков был дух церковной дисциплины. Во исполнение всего евангельского закона и подобных заповедей апостольских, Церковь Христова первых веков имела на своём попечении всю благотворительность; иначе говоря, вся благотворительность включалась в церковную жизнь и подчинялась церковной дисциплине. И во главе своей церковно-общественной благотворительности, как современно естественно можно ожидать, стоял сам епископ. Так об этом читаем в «Постановлениях Апостольских»: «О бедных помни, епископ, простирая к ним руку помощи и заботясь о них как домостроитель Божий, благовременно раздающий приношения каждому; вдовицам, сиротам, беспомощным и находящимся в бедствии. А если иные и не вдовицы или не вдовцы, между тем нуждаются в помощи по бедности, или по болезни, или для пропитания детей? Ты должен всех призирать и обо всех пещись. Ибо те, кои дают подаяния, не без разбору дают и вдовицам, но вносят их в общую кружку, именуя их добровольными, чтобы ты, знающий бедствующих, уделял им от подаяния со тщанием, как добрый домостроитель: ибо Бог знает, кто дал, хотя бы ты уделял нуждающимся и в отсутствии давшего, и сей имеет награду за благотворение, а ты за добросовестное домостроительство-ублажение. Говори же им и о том, кто дал, чтобы молились за него и по имени. И так благотворить надобно всем людям, не любопытствуя ни об этом, ни о том, кто они; ибо Господь говорит: «всякому, просящему у тебя давай» ( Лк. 6:30 ), очевидно же, – истинно-нуждающемуся, хотя бы он был друг, хотя бы враг, хотя бы родственник, хотя бы чужой, хотя бы безбрачный, хотя бы в браке состоящий». (Кн. 3, § 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Макаров Е.Е. Хиротония пресвитера и диакона в «Египетском церковном чине» О посвящении в священные степени в древней Церкви до конца IV в. известно немного. Основными источниками по этому вопросу являются древнецерковный литургико-канонический памятник, известный как «Египетский церковный чин» или «Апостольское предание» Ипполита Римского и переработки этого текста, в частности так называемые Каноны Несмотря на отсутствие консенсуса по вопросам авторства, датировки и локализации «Египетского церковного чина» древность этого текста и авторитет, которым он пользовался у христиан III–V вв., не подлежат Описание чинов хиротоний, сохранившихся в «Египетском церковном чине», несмотря на их лаконичность, представляет немало трудностей для интерпретации: во многом это обусловлено разночтениями по известным версиям памятника. Важной составляющей указаний о хиротониях «Египетского церковного чина» являются молитвы (древнейшие известные образцы в своем роде), которые позволяют выяснить, как понималось служение епископа, пресвитера и диакона в древней Церкви. Помимо «Египетского церковного чина» в настоящей статье привлекаются указания таких литургико-канонических памятников как Дидаскалия апостолов и Каноны святых апостолов: эти тексты помещены вместе с «Египетским церковным чином» в так называемой коллекции Веронского — совместное расположение этих текстов в одном сборнике, на мой взгляд, едва ли случайно. Для интерпретации сложных мест и разночтений также будут использоваться соответствующие указания из испытавших влияние «Египетского церковного чина» Апостольских постановлений и Завета Господа нашего Иисуса Христа.   Хиротония пресвитера Указания о хиротониях клириков (епископа, пресвитера и диакона) и поставлении в низшие церковные чины (чтеца, иподиакона и т. д.) организованы в «Египетском церковном чине» в отдельный блок: главы 2–3, Хиротонии пресвитера посвящена 7-я В ней весьма лаконично описан порядок действий и помещена соответствующая молитва, которая сохранилась лишь в латинской и эфиопской (из Александрийского Синодоса) версиях В зависящих от «Египетского церковного чина» Апостольских постановлениях VIII. и Завете Господа нашего Иисуса содержатся указания и молитва, но уже в существенно переработанном виде, а в Канонах Ипполита (канон 4) молитва отсутствует, и указания

http://sedmitza.ru/lib/text/5122589/

XLI. О праздниках Православной Церкви Самим Господом ещё в Ветхом Завете чрез Моисея точно заповедано отличать дни праздничные от непраздничных: Исх.13:3:8–10 ; Лев.23:2:5–6:24–28 . Как в Церкви ветхозаветной в память проявления особых благодеяний Божиих установлены были праздники: Пятидесятницы, в память Синайского законодательства (Исх. гл. 19), праздник Пурим (жребий) – в память избавления иудеев в Персии от Амана ( Эсф.9:20–22:24–28 ), праздник обновления храма при Иуде Маккавее, осквернённого Антиохом Епифаном ( 1Мак.4:36–59 ), и проч., – так и в Церкви новозаветной соблюдение праздников церковных имеет для себя основание в том, что и Христос в дни Своей земной жизни святил праздники участием Своим в богослужении: Лк.4:16 ; Ин.5:14 . Господь в праздники участвовал и делами милосердия, внушая при этом не отлагать в праздники вообще дел милосердия: Мф.12:11–12 ; Лк.13:15–16 . По примеру Иисуса Христа, апостолы также посвящали праздничные дни на молитвенное служение Богу; в ряду таких праздничных дней от времён апостольских ведёт своё начало день воскресный, или недельный. Этот день в новозаветной церкви получает особенное значение: Мк.16:9 ; Ин.20:19 . Так, первый день недели уже при апостолах получает особенное значение и становится истинным праздником для всех учеников Иисусовых: Деян.20:7–8 ; 1Кор.16:1–2 . В день воскресный апостол и Евангелист Иоанн Богослов удостоился слышать голос Божий: Откр.1:10 . Кроме дня воскресного, в православной Церкви празднуются также и другие дни, в которые воспоминаются те или иные события из жизни Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых апостолов и святых Угодников Божиих. Важнейший из всех праздников христианских есть праздник Святой Пасхи или Светлого Христова Воскресения, о котором апостол говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша...» ( 1Кор.15:14 ; срав. 1Кор.5:8 ). Празднование Пасхи предписывается также в Постановлениях апостольских (кн. 8-я, гл. 32). Кроме Пасхи, в новозаветной Церкви соблюдаются также праздники, называемые Господними и Богородичными ( Деян.2:1 ). Обо всех праздниках новозаветных – Господних, Богородичных и проч. должно заметить, что они в постепенном порядке раскрывают нам историю нашего искупления и освящения. Подобно тому, как в Ветхом Завете Израиль праздновал дни освобождения от рабства египетского, так и христиане должны праздновать дни событий из земной жизни нашего искупления и дни угодников Его, подражавших своей жизнью, подвигами и смертью Самому Искупителю, Господу Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Автор: Цыпин, Владислав Александрович, прот. Цыпин В.А., прот. Церковное право     Приводится по изданию: Цыпин В.А., прот. Церковное право: Курс лекций. М.: Круглый стол по религиозному образованию в Рус. Правосл. церкви, 1994. Введение Церковь и право Богочеловеческая природа Церкви Право Применимость правовых норм к жизни Церкви Место церковного права в системе права Церковное право как наука Название дисциплины: каноническое и церковное право Изучение церковного права в Византии и Греции Изучение церковного права в России и на Балканах Изучение церковного права на Западе Задача, метод и система науки церковного права Часть I. Источники Церковного права Материальные источники Божественное право Церковь как источник своего права Божественное право и церковное законодательство Каноны Частное церковное законодательство Статуарное право Обычай Мнения авторитетных канонистов Иерархия правовых норм Государственное законодательство по церковным делам Священное писание как источник церковного права Канон Священных книг Церковный авторитет ветхозаветных правовых норм Новый Завет как источник церковного права Апостольские писания как источник церковного права Священное Писание и каноны Источники церковного права доникейской эпохи Право древней Церкви Древнейшие памятники церковного права «Апостольские Постановления» «Правила Святых Апостолов» Правила Святых Отцов доникейской эпохи Греческие источники церковного права эпохи вселенских соборов Правила I Никейского Собора Правила II Вселенского Собора Правила Ефесского Собора IV Вселенский Собор 451 г Правила Трулльского Собора II Никейский Собор Правила Поместных Соборов Правила Святых Отцов Кодификация византийских церковно-правовых источников в эпоху вселенских соборов Канонические сборники Римско-Византийское право Сборники государственных законов по церковным делам «Номоканоны» Западные источники и сборники церковного права эпохи вселенских соборов Каноны западного происхождения Декреталы Западные канонические сборники IV-VI вв.

http://sedmitza.ru/lib/text/432337/

В.П. Быков VIII. Спиритизм, христианство и Церковь Я с особенным удовольствием приступаю к этой части своей беседы. Потому что она слишком много дает моей больной ослабевшей, чуть-чуть не потерявшей веру, душе. Прежде всего она побуждает меня каждый день, каждый час, каждую минуту на склоне моей жизни славит моего Господа за то, что Он, не по моим заслугам, а по Своей безграничной любви к падающим, прегрешающим против Него, но ищущим Его святой правды, за молитвы Святой Церкви, ее великих служителей, ее ревностных апостолов, миссионеров, ее молитвенников: праведных старцев, иноков и инокинь, – пришел ко мне, как к некоему извергу, поднял меня и указал мне Свою святую правду. Радуюсь я и тому, сто открывшаяся перед мною Его святая правда, в виде Его Божественного Слова, Библии, Евангелия, апостольских посланий, Святоотеческих писаний, прежде всего, развернули предо мной искомую мной истину, а затем засвидетельствовали мне, что Всемогущий Господь Иисус Христос и Его Святая Церковь в заботах о нас, с начала века оградили нас от всех таких ужасных ухабов, в роде спиритизма, Своими Божественными назиданиями, наставлениями и руководствами. И если бы мы ни на одно мгновение в жизни не уклонялись от этих основных элементов нашего истинного пути. Если бы мы при свете того яркого фонаря, который называется Церковью ежечасно, ежеминутно сообразовали путь своего жизненного странствования с маршрутом, указанным каждому из нас в Библии, в Евангелии, в апостольских посланиях и в Святоотеческих назиданиях, ми никогда не впадали бы ни в один жизненный ухаб, не бродили бы безрезультатно в пустыне нашей жизни, подобно евреям, бродившим по жгучим пескам Синайской пустыни, делаясь жертвой различных недостатков, из которых видное место, конечно занимал в то время недостаток питания, а с другой стороны, – различных атмосферических естественных переживаний, в роде нападения ядовитых змей и т. д., и т. д. Но самой высокой радостью я должен назвать ту радость, которая явилась результатом очевидного оправдания вышеуказанных откровений для меня, так как мне стало ясно, что никто из верующих в Бога, любящих Его Божественное Слово и стремящихся к тому оплоту нашей жизни, к тому оазису в наших бурных переживаниях, который называется Церковью, не попадет ни в какой ухаб, не запутается, не погибнет.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spiritiz...

Глава IV. Богослужение присоединения к Православию Многих людей из «нехристиан» – иудеев, магометан и язычников, а также из христиан, не принадлежащих Православной Церкви и желающих в нее вступить, Святая Церковь приемлет по испытании искренности их веры и особого оглашения. 1. История принятия в Церковь иноверных С древних апостольских времен прилагались к Церкви люди разных вероисповедных направлений. Над ними всегда совершалось молитвенное последование по «Чину присоединения». В восьмой главе «Постановлений апостольских» (IV век) есть предписание епископам и пресвитерам: тщательно испытывать приступающих к Таинству Крещения и узнавать причины, побудившие их принять Слово Господне. При испытании исследовались жизнь и поведение обращающихся, уточнялось, есть ли на то согласие господ, если присоединяемые были рабами, и прочее (Кн. 8, 32).В VII веке Церковь , побуждаемая злоупотреблением евреев, притворно иногда принимавших христианскую веру, постановила вводить их в общение с верными в молитвах и Таинствах не прежде, как они покажут искреннюю веру и исповедуют ее от всего сердца, отвергая еврейские обычаи и дела, сближая и исправляя тем самым и других (8 прав. VII Всел. Соб.). «Искреннее желание и благое произволение» всегда являлись одними из важных условий для присоединения к Православию. В глубокой древности сложилось три способа, или «образа», присоединения к Православию иноверных – 1) через Таинство Крещения, 2) через Таинство Миропомазания и 3) через Таинство Покаяния. До Вселенских Соборов в древней церковной практике были некоторые расхождения в вопросе о том, по какому чину следует приобщать к Церкви тех или иных неправославных христиан, отступивших от истинной веры и пожелавших вернуться к ней. В одних поместных церквах присоединение новатиан, енкратитов, апотактитов и проч. совершалось через Крещение, в других – через Миропомазание, а в третьих – только через отречение от прежних заблуждений и отступничества в Таинстве Покаяния. Решениями 1-го (8-е и 19-е npab.) u II-ro (7-е прав.) Вселенских Соборов были установлены общие правила принятия в Церковь иноверных.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Глава XV. Последование малого освящения воды §1. Водоосвящение малое в начале каждого месяца Освящение воды есть двоякое: малое, которое у восточных совершается в начале каждого месяца и в некоторые другие времена, и великое, которое бывает только в праздник Богоявления Господня и при крещении оглашенных. Что великое освящение воды установлено апостолами, этого никто не отвергает; что же касается до малого освящения, то древность сего обряда, ведущего свое начало также от времен апостольских, подтвердил Александр, епископ римский, пострадавший при кесаре Адриане, как значится у Барония (в лет. 132): «древнее обыкновение освящения воды в церкви утвердил Александр в своих сочинениях, сказав, что этою водою расторгаются сети чародейства и прогоняются демоны». Первоначальное установление освящать воду Климент (в Постановлениях апостольских, кн. 3, гл. 28) приписывает собственно апостолу Матфею: «о воде и елее я, Матфей, повелеваю, да благословит», то есть, да освятит епископ воду и елей, а если епископ находится в отсутствии, да благословит пресвитер вместе с диаконом. Восточная церковь ввела в обыкновение совершать малое освящение воды при наступлении каждого месяца по следующей причине (Вальсамон на 65 правило шестого Вселенского собора): «у иудеев был некогда обычай в начале каждого месяца совершать праздник с коленопреклоненною молитвою, дабы Господь благословил счастием препровождение всего месяца, по каковому обстоятельству и сказал Господь чрез пророка: новомесячий ваших и суббот ненавидит душа Моя. Они же (иудеи) разжигали костры пред лавками своими, где покупают и продают, и пред воротами домов, в которых живут, и перескакивали чрез огонь, в надежде истребить огнем все несчастия, приключившиеся с ними пред тем временем, и получить другие блага. Сообразно с ними поступали и христиане в те времена, в которые был шестой собор в Трулле. Почему отцы, бывшие на сем соборе, повелели упразднить и совершенно прекратить это обыкновение. В 56 правиле сего собора сказано: «в новомесячия, возжигание некоторыми пред своими лавками или домами костров, чрез кои, по некоему старинному обычаю, безумно скачут, повелеваем отныне упразднить».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕВЧИЙ [Певец; греч. ψλτης, лат. cantor], церковнослужитель, исполняющий песнопения во время богослужения. Первые упоминания о П. в составе клира относятся к IV в. В 15-м прав. Лаодикийского Собора говорится, что только П., состоящие в клире, могут в церкви восходить на амвон и петь по книге (π διφθρας, букв.- «по кожам»; согласно Иоанну Зонаре и патриарху Феодору IV Вальсамону , имеются в виду пергаменные свитки; по Алексию Аристину , речь идет об облачении П. в кожаные фелони ). Феодор Вальсамон уточнил, что это правило не возбраняет петь мирянам, но оставляет право начинать пение только за клириками. Как часть клира П. упоминаются в «Апостольских постановлениях» (III 11; VIII 28. 6; ок. 380 г.), в качестве низшей ступени клира (после чтеца ) - в 26-м, 43-м и 69-м Апостольских правилах ; в частности, только П., как и чтецам, дозволялось вступать в брак после вступления в клир. Наиболее ранним визант. памятником, содержащим чин хиротесии П., является Барберини Евхологий , отражающий к-польскую традицию (Vat. Barber. gr. 336. Fol. 173-173v, кон. VIII - нач. IX в.): согласно чину, озаглавленному «Молитва на рукоположение чтеца и певца», после пострижения поставляемого епископ возлагал руку на его голову, совершал крестное знамение и читал молитву, а по ее окончании вручал П. Псалтирь, по к-рой тот должен был произнести прокимен . Впосл. в чин были добавлены совершаемые епископом начальное благословение и крестообразное пострижение, второе пострижение др. клириком и облачение поставляемого в фелонь: так в Виссариона Евхологии (Crypt. Γ. β. I, ок. 1020 г.) ( Goar. Euchologion. P. 194-196, 200; см. также: Habert. 1643. P. 305-306). В александрийской традиции существовал отдельный чин поставления П., который не содержал облачения в фелонь и в целом был проще чина поставления чтеца; оба чина отличались от к-польского ( Goar. Euchologion. P. 194-197; Неселовский. 1906. С. 50-51).

http://pravenc.ru/text/2579890.html

О посте I. Православное учение о посте Сам Господь Иисус Христос с апостолами постились. Постилась, конечно, и вся первенствующая Церковь и не только при чрезвычайных случаях, но и в определенное для этого именно время. По примеру апостолов издревле и соблюдаются христианами посты в известное и определенное время. Таковы, например, посты годовые: св. Четыредесятница, или Великий пост , Петровский,Успенский и Рождественский, а также и еженедельные – в среду и пятницу. Важнейший из годовых постов и древнейший по своему происхождению – это Великий пост или св. Четыредесятница. Этот пост освящен Самим Спасителем и установлен Церковью по Его примеру и ведет свое начало от времен апостольских, В 69 апост. правиле уже указывается на этот пост, когда говорится: «аще кто епископ или пресвитер не постится в св. Четыредесятницу пред св. Пасхою, или в среду и пяток, да будет извержен» (Корин. л. 19 об.). О древности Вел. поста свидетельствует также св. Игнатий Богоносец , поставленный в 66 г. по Р. Хр. в епископа Антиохийского и правивший этой церковью 40 лет. В послании к Филиппийцам св. Игнатий Богоносец дает наставление верующим: «Четыредесятницы не пренебрегайте: она служит подражанием жительству Христову». Петров пост, установленный Церковью в воспоминание апостольского поста, по сошествии на них св. Духа, в уготовление себя на всемирную проповедь Евангелия, ведет свое начало также с первых времен христианства. О нем (Петр. посте) уже упоминается в Постановлениях апостольских (5 кн. 20 гл.). «Отпраздновав Пятидесятницу, – говорится здесь, – празднуйте одну седьмицу, поститесь: ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием, и постились после прославления» 24 ). Посты – Успенский и Рождественский предписаны в конце VII и в начале VIII века, хотя они и прежде весьма строго сохранялись 25 . Наконец посты еженедельные – в среду, в воспоминание предания Госпо да на страдание, и в пятницу, в воспоминание самых страданий, – ведут свое начало также с глубокой древности и были известны уже во II веке 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Патриаршее выступление на конференции «Патриаршество в Русской Православной Церкви» 11 октября 2007 г. 15:58 11 октября на открытии в Храме Христа Спасителя научной конференции «Патриаршество в Русской Православной Церкви» , посвященной 90-летнему юбилею Поместного собора Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выступил с приветственным словом . Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, многоуважаемые представители государственной власти, дамы и господа, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас на открытии научной конференции, посвященной истории и значению Патриаршества в Русской Православной Церкви. Наша конференция приурочена к 90-летнему юбилею Поместного Собора, на котором было принято историческое решение о возрождении Патриаршего престола в Русской Церкви. Со времен апостольских установилась традиция, в соответствии с которой крупные церковные объединения были возглавляемы «первым епископом» и это отображено в 34 каноне апостольских правил. В правилах Первого Вселенского собора этот епископ именуется «митрополитом», а в постановлениях Шестого Вселенского собора мы уже видим каноническую фиксацию патриаршего сана. В Русской Православной Церкви Патриаршество было учреждено в 1589 году, а спустя 3 года акт учреждения Патриаршества и поставление первого русского Патриарха — святителя Иова — было подтверждено грамотой Восточных Патриархов. В это время Россия являлась единственным независимым православным государством и осознавалась православными народами как защитница Вселенского Православия. Учреждение Патриаршества имело не только церковное, но и общенациональное значение. Как в XVI, так и в XX веке обретение Россией Патриарха происходило накануне грандиозных социальных катастроф, когда единственным объединяющим центром и средоточием народной жизни являлся Первосвятитель. Вся русская история XVII века свидетельствует о высочайшем авторитете Патриархов. Наиболее значимыми в этом отношении являются: святитель Гермоген, чья пастырская твердость помогла народу и государству преодолеть соблазны и искушения Смутного времени, а также Патриарх Филарет, отец молодого царя Михаила Федоровича, которому он помогал в управлении государством и способствовал осуществлению необходимых реформ, укрепивших Отечество.

http://patriarchia.ru/db/text/307043.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010