В прошедшей беседе я сказал вам, слушатели, что в книгах Свящ. Писания содержится слово Божие. Что это действительно так, – об этом говорит нам само Свящ. Писание. Св. апостол Петр во втором послании говорит: «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой: но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом святым» ( 2Пет.1:21 ). Здесь Апостол говорит о пророках, которые, по его словам, предсказывали по внушению Духа Божия. Подобно Пророкам говорили по внушению Духа Божия и Апостолы. Иисус Христос говорил апостолам: «не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф.10:20 ). «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается пославшего Меня», следовательно, сам Иисус Христос свидетельствует, что апостолы будут говорить по внушению Духа Божия, и что слова их равны Его собственным словам, так что слушать их значит то же, что слушать Его Самого и наоборот – пренебрегать словами их, значит то же, что пренебрегать словами Его Самого. Поэтому и апостолы ясно сознавали, что их учение не человеческое, но Божие. «Мы непрестанно благодарим Бога», писал апостол Павел к Солунянам, «что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, каково оно есть по истине» ( 1Сол. 2:13 ). Коринфянам тот же апостол писал: «возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого» ( 1Кор. 2:13 ), и Ефесянам: «тайна Христова открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым» ( Еф.3:5 ). Апостолы и пророки получали откровение от Святого Духа не только тогда, когда говорили, но и тогда, когда записывали его. Поэтому и говорит св. апостол Павел: " все Писание богодухновенно» ( 2Тим.3:16 ). Итак, слушатели, свящ. книги написаны по внушению Духа Божия и содержат в себе истинное слово Божие. Об этом говорят нам сами св. писатели и мы должны верить им, потому что они были близки к Богу. Они были людьми не простыми: Бог дал им дар пророчества и силу творить чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа I. Об откровении естественном В нынешнем году, благочестивые слушатели, по праздничным дням я буду беседовать с вами о православном христианском учении. Апостол Павел писал Ефесянам: молю убо вас аз, юзник о Господе, достойно ходити званы, в неже звани бысте ( Еф. 4:1 ). Такими словами Апостол убеждал верующих в Иисуса Христа достойно ходить того звания, в которое они были призваны. Это убеждение Апостола относится, братие, и к нам. Мы называемся с вами христианами и это звание, подобно тому, как и всякое звание в обыкновенной жизни имеет свою обязанность, которую каждый из нас должен исполнять. Мы называемся православными христианами, т.е. правильно верующими в Бога, поэтому каждый из нас должен знать, как нужно правильно веровать в Бога. Но истинный христианин должен веровать не на словах только, а показать веру свою и на деле, должен жить по Божьему закону, – жить по вере. Поэтому-то св. апостол Павел и говорит христианам: «я умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» ( Еф. 4:1 ). Если христианин правильно верует и живет по вере, то этим самым он угождает Богу, и Бог дарует ему спасение души и жизнь вечную. Итак, для благоугождения Богу и для спасения души нужно, во-первых, познание истинного Бога и правая вера в Него; во-вторых, жизнь по вере и добрые дела. Без веры, как свидетельствует слово Божие, невозможно угодити Богу ( Евр. 11:6 ) и вера без дел мертва есть ( Иак. 2:20 ), т. е. если кто говорит, что верует в Бога, а сам не хочет жить по Его закону, то, значит он и не угождает Богу. В своих беседах с вами, благочестивые слушатели, я и буду говорить, как учит православная христианская Церковь о том, что нужно знать христианину для благоугождения Богу и спасения души. Это учение должно быть известно каждому христианину. Каждый должен иметь его в уме и сердце своем, должен говорить и действовать по нему. Да будут словеса сия, яже Аз заповедаю тебе днесь, говорил Бог чрез Моисея Евреям, в сердце твоем, и в души твоей. И да накажеши ими сыны твоя, и да возглаголеши о них седяй в дому, и идый путем, и лежа, и востая. ( Втор.6:6–7 ). «Сия есть жизнь вечная,» говорил Иисус Христос , «да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17:3 ). Апостол Петр писал христианам: «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостию и благоговением» ( 1Пет. 3:15 ). Итак, каждый из нас, по мере сил, должен знать православное христианское учение. Откуда же мы можем почерпнуть это учение, откуда мы можем получить познание о Боге и о том, что требуется для угождения Ему? Сам Господь приходит на помощь человеку и дает ему средства к познанию Его. Такими средствами служит божественное откровение : естественное и сверхъестественное.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Скачать epub pdf Слово в неделю двадцать пятую. О смиренномудрии М олю вас аз юзник о Господе, достойно ходити звания, в неже звани бысте, со всяким смиренномудрием и кротостию ( Ефес. 4:1 ). Апостол Павел, желая утвердить ефессян в вере во Христа, дабы они, принявши оную, не ходили подобно язычникам в суете ума ( Еф. 4:17 ), молит их так жить и действовать, чтобы жизнь и дела их были достойны звания, к которому они призваны, то есть, чтобы жили так, как должно жить христианам. Молю вас аз юзник о Господе, достойно ходити звания, в неже звани бысте. Но, дабы сие достойное христианского звания хождение не породило в них фарисейской гордости, он присовокупляет: со всяким смиренномудрием и кротостию. Слушатели-христиане! Сие наставление апостола Павла, данное христианам ефесской Церкви, достойно и нашего внимания: ибо и мы христиане, а потому и мы должны проводить жизнь со всяким смиренномудрием и кротостию. К сему мы обязываемся и примером и учением Иисуса Христа, Который, будучи сиянием славы Отчия и образом ипостаси Его ( Евр. 1,3 ), унизил Себя до приятия зрака рабия, и, соделавшись подобным нам человеком, смирил Себя, послушлив был даже до смерти, смерти же крестные ( Фил. 2:6 ), и Который посему и последователям Своим завещал быть таковыми же: Возмите иго Мое на себе, говорил Он им, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем ( Матф. 11:29 ). Но, дабы нам в полной мере возлюбить высокую добродетель смиренномудрия, раскроем в настоящем слове существенные свойства оного и спасительные его для нас плоды. Смирение, в истинном значении сего слова, есть такое свойство человека христианина, по которому он, истребив в себе всякую мысль о своем достоинстве и совершенствах, живо чувствует только свою бедность, немощь и ничтожество. Сия высокая христианская добродетель имеет, подобно прочим, отношение к Богу и ближним, так как лица, пред коими мы должны смиряться, суть Бог и ближние наши. Смиритеся под крепкую руку Божию, убеждает апостол Петр ( 1Петр. 5:10 ). Смиритеся пред Господем, говорит апостол Иаков (гл. 4:6); а апостол Павел повелевает ближнего предпочитать себе: ничтоже по рвению или тщеславию, но смиренномудрием друг друга честию больша себе творяще ( Фил. 2:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

И аще пророческий глас повелевает нам во век хранити свидения Божия, и жити в них: то явно есть, яко пребывают оные несокрушимы и непоколеблемы. Ибо и боговидец Моисей тако глаголет: к сим не подобает приложити, и от сих не подобает отъяти (Втор.12:32). И божественный апостол Петр, хваляся ими, вопиет: в няже желают ангели приникнути (1Пет.1:12). Такожде и Павел вещает: аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал.1:8). Понеже сие верно, и засвидетельствовано нам: то, радуяся о сем, подобно как обрел бы кто корысть многу, божественные правила со услаждением приемлем, и всецелое и непоколеблемое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных апостол, святых труб Духа, и от шести святых вселенских соборов, и поместно собиравшихся для издания таковых заповедей, и от святых отец наших. Ибо все они от единаго и того же Духа быв просвещены, полезное узаконили. И кого они предают анафеме, тех и мы анафематствуем: а кого извержению, тех и мы извергаем, и кого отлучению, тех и мы отлучаем: кого же подвергают епитимии, тех и мы такожде подвергаем. Ибо восшедший до третияго неба, и слышавший неизреченные глаголы божественный апостол Павел ясно вопиет: не сребролюбцы нравом, довольни сущими (Евр.13:5). (IV всел. 1; трул. 2; карф. 1; двукр. 10). Правилом этим определяется, чтобы все те, кои приняли священнический сан, знали и свято хранили предписания правил, изданных законною церковною властью: из тех правил должны поучаться, как следует вести себя и как управлять вверенною паствою. Эта мысль содержится в первых словах правила, что канонические правила должны служить священным лицам " свидетельствами и руководством ( ε ο, testimonia et ad recte se gerendum) " Поэтому собор не только упоминает " начертанные " правила, но и заповедует, чтобы они на веки хранились и должны навсегда оставаться " несокрушимы и непоколеблемы ( ευ) " . А эти правила: а) Апостольские, б) шести вселенских соборов, в) поместных соборов и г) святых отец. А именно: 85 Апостольских правил, затем - правила, изданные на первых четырех вселенских соборах и на трулльском соборе, который происходил в 691-692 гг. и который имел задачею дополнить то, что не было сделано на пятом (553) и шестом (680) вселенских соборах, и издать правила, вследствие чего трулльский собор и называется пято-шестым, или шестым вселенским собором, - далее правила тех поместных соборов и тех святых отцев, кои названы во 2 правиле Трулльского собора. А что отцы VII всел. собора в настоящем своем правиле разумели именно те правила, кои утверждены на трулльском соборе, свидетельствует председатель VII всел. собора патриарх Тарасий в своей речи на четвертом заседании собора Всем этим правилам собор придает одинаковую важность, ибо составители их были " от единаго Духа просвещены " . О важности и значении всех упомянутых правил мы сказали, что следует, в толковании 2 правила Трулльского собора

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1317...

Мы не должны воспринимать случившееся прекраснодушно — мол, еще одна авария. Мы должны собрать силу духа, мобилизовать волю, финансовые средства, для того чтобы предотвратить возможные катастрофы в будущем. Но самое главное, народ наш должен понять, что не отсидеться никому в стороне, что горе может постигнуть каждого. 12 июля 2011 года, в праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла , Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в центральной церкви Покровского собора на Красной площади (храма Василия Блаженного). В этот день отмечается 450-летие со дня освящения Покровского собора. После Литургии Предстоятель Русской Церкви совершил молитвенное поминовение погибших в результате недавнего кораблекрушения на Волге, а затем славление первоверховных апостолов. И в завершение обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Предлагаем Вашему вниманию отрывок из речи Святейшего Патриарха Кирилла: Ваше Высокопреосвященство! Ваше Преосвященство! Дорогие отцы, братия и сестры! …Сегодня церковным служителям иногда кажется, что они живут в самое трудное время, ибо непросто усваивается слово Божие, обращенное к сознанию и сердцу современного человека. Но достаточно вспомнить апостольское время — хотя бы по тому, что мы слышали сегодня в чтении из Второго послания к Коринфянам. Апостол Павел рассказывает о себе: о том, что он был побиваем палками — пятикратно по 40 ударов без одного, побиваем камнями, изгоняем из городов и селений, терпел голод, и холод, и стужу, дважды тонул при кораблекрушениях, терпел скорби — и не только от внешних, но и от лжебратьев (см. 2 Кор. 11, 24-27). Это была жизнь, исполненная страданий и муки. Фундамент Церкви созидался не в тиши профессорских кабинетов, не за хорошую зарплату, не в комфортных условиях жизни фундамент Церкви сформировался в борьбе и страданиях. А сколько апостолов большинство из них были умерщвлены и засвидетельствовали верность Христу не только подвигом жизни, но и самой смертью! И апостол Павел, усеченный мечом в Риме как римский гражданин, и первоверховный апостол Петр, распятый вниз головой во времена правления Нерона, символизируют все то, что было принесено на алтарь дела человеческого спасения.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-katast...

«Надлежит быть и разномыслиям между вами…». (1 Кор. 11, 19). Как понимать правильно эти слова св. Апостола Павла? Неужели он одобряет разномыслия между христианами или признает их необходимыми или желательными? Как бы узаконивает их? Но как тогда совместить с этим все весьма многочисленные места его посланий, где он так усиленно и настойчиво призывает христиан к полному единомыслию и единодушию? «Будьте единомысленны между собою!»   ( Римл. 12, 16 ) или: «Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны»   ( Фил. 2, 2 ). Да и не только один св. Апостол Павел, но и другие Апостолы призывали христиан к единомыслию. Так св. Апостол Петр прямо пишет христианам в своем первом послании:  «Будьте все единомысленны!»   ( 1Петр. 3, 8 ). Мало того: призывая христиан к единомыслию, св. Апостол Павел даже прямо предостерегает их от тех людей, которые  «производят разделения и соблазны, вопреки учению, которому они научились»   ( Рим. 16, 17 ) и убеждает «уклоняться от них», говоря, что  «такие люди служат не Господу Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных»   ( Рим. 16, 18 ). Да и какие могут быть «разномыслия» у христиан  истинных,  когда Сам Господь Иисус Христос молился о них в Своей первосвященнической молитве Богу Отцу:  «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино»  ( Иоан. 17, 21 ). Вот какое единение должно быть между истинными христианами: единение по образу единства Лиц Пресвятой Троицы! А можно ли себе представить, чтобы между Лицами Пресвятой Троицы были «разномыслия»? Вот почему пред наступлением важнейшего момента Божественной литургии – величайшего Таинства Евхаристии и следующего за тем причащения верных Тела и Крови Христовых священнослужитель возглашает: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы!» а лик поясняет, кого «исповемы»:  «Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную». Единомыслие, таким образом, поставляется главным условием взаимообщения христиан в Таинстве Евхаристии. Если нет единомыслия, какое же может быть общение в этом величайшем Таинстве, в коем верующий таинственно соединяется со Христом, становится одно с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Но если по некоторым приведенным нами данным можно заключать, что уже иудеи принимали рассматриваемое пророчество за мессианское, то существуют многочисленные и твердые свидетельства за то, что в христианстве с самого его возникновения смотрела на пророчество Исаии, как на мессианское и видели в нем классическое место Ветхого Завета в учении об искуплении. Уже в новозаветных книгах приведен по частям почти весь рассматриваемый отдел, как пророчество о страданиях Иисуса Христа. Апостол Павел в послании к Римлянам ссылается на LII, 15 Исайя в подтверждение мысли, что и язычники должны уверовать во Христа. В том же послании и в Евангелии Иоанна указывается на LIII, 1. Евангелист Матфей считает LIII, 4 пророчеством об исцелении Иисусом Христом больных. Апостол Петр, как пророчество о домостроительстве нашего спасения, совершенном Иисусом Христом, цитирует LIII, 4–6 и 9. В Деяниях в истории обращения апостолом Филиппом евнуха царицы Кавдакии отнесены к Иисусу Христу LIII, 7–8. По повествованию евангелиста Луки, сам Иисус Христос пред взятием Его слугами первосвященническими в беседе с апостолами относит к Себе слова Исаии: и к злодеям причтен (LIII, 12). По этим не вполне еще определяется воззрение Нового Завета на рассматриваемое пророчество. Если мы ближе всмотримся в способ раскрытия и терминологию в новозаветном учении об искуплении, то и здесь увидим, что апостолы имели твердое убеждение в мессианском смысле пророчества Исаия и при изложении учения об искуплении употребляли те же выражения и тот же способ раскрытия мысли, какой мы встречаем в пророчестве Исаии о страданиях Раба Иеговы. Подтвердим это примерами. Puмл. IV, 25 апостол Павел пишет: Христос предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего. У Исаии читаем: Он изъявлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; Праведник, Раб мой, оправдает многих (LIII, 5 и 11). 2Kop. V, 21 : Его не знавшего греха Бог сделал (жертвою за) грех. Исаии LIII, 10: душа Его принесет жертву вины. Фuл. II, 8–11 представляет собою нечто иное, как сжатое обобщение мыслей пророка о Рабе Господнем, проясненных для апостола влиянием Святого Духа и историческими событиями из жизни Христа. Ср. также 1Uoah. III, 5 и Исаии LIII, 5–6 и 9 ст. и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

О Слове Божием. ( Об истинном христианстве. Книга первая. Часть первая. Статья первая. Глава первая )   Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, — говорит Христос. (Ин 5:39) Слово Божие содержится в пророческих и апостольских книгах, которые на греческом языке называются: «Библия», то есть книги. Эти книги иначе называются «Писания», как говорит Христос: Исследуйте Писания, и прочее. И апостол Павел написал Тимофею: Ты из детства знаешь священные писания, и прочее (2 Тим 3:15). Называются же они и книгами Закона Божия, так как в них закон Божий содержится. Слово Божие потому называется и есть Божие, что от Бога через пророков и апостолов, как посланников, нам объявлено и передано, как святой апостол Петр написал: Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет 1:21). И апостол Павел говорит: Приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине (1 Фес 2:13). И Тимофею говорит: Все Писание богодухновенно (2 Тим 3:16). Святое Писание — это послание Небесного Царя к подданным Своим рабам, нам, недостойным, которое через верных и Духом Святым умудренных Своих рабов благоволил послать и волю Свою святую и милостивое Свое благоволение открыть. Поэтому имеет в себе некую дивную и божественную силу и действие, так что за короткое время, как видим в апостольской проповеди, не через многих, но через двенадцать человек, не мудрых, но простых и некнижных, по всей вселенной пронеслось, как пишется: Во всю землю вышло вещание их, и в концы вселенной слова их (Пс 18:5; Рим. 10:18). И не только пронеслось, но и такой плод принесло, что народы, в прелести идолопоклоннической увязшие и закосневшие, бросив суеверие идолобесия, ко Христу распятому, такой бесчестной смертью умершему, пристали и Его Спасителем и Богом своим сердцем признали. И хотя дьявольская хитрость и козни действовали так, что мудрецы и сильные века сего проповеди их сильно противились, но ничего не успели.

http://bible.predanie.ru/svjatitel-tihon...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Александр Пермяков, руководитель миссионерского отдела Калининградской епархии, священник Свято-Андреевского храма г. Калининград  По заверению апологетов, “Вефильский гамбит” — одна из самых эффективных методик реабилитации адептов секты “Свидетели Иеговы”. Введение Если в ваш дом пришли незнакомые люди, которые предложили вам поговорить с ними о Библии, спросите у них о том, как называется их организация. Скорее всего, перед вами “Свидетели Иеговы”. Хождение “от двери к двери” — это их излюбленный метод распространения своего учения. Они говорят, что этому их учит Библия. Но если вы начнёте читать Библию самостоятельно, то увидите, что апостолы ходили из дома в дом только при земной жизни Спасителя. После сошествия Святого Духа они шли, прежде всего, по тем городам, где были синагоги. И первые проповеди апостолов звучали именно здесь, где люди знали Закон и ждали обещанного пророками Мессию. В синагогах апостолы лично знакомились с теми, кто принимал учение Христа, и впоследствии христианские общины могли собираться в домах этих гостеприимных людей для совместной молитвы и преломления хлеба. Иногда ученики Христа шли туда, где собирались языческие мудрецы, например, апостол Павел шёл в Афинский ареопаг. Во всех остальных случаях проповеди сопутствовало какое-то явное чудо. Например, в 3 главе книги “Деяния Святых Апостолов” рассказывается о том, как апостол Пётр исцелил человека хромого от рождения. Народ, увидев это, исполнился ужаса и изумления, и вот тогда… “Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?” ( Деян.3:12 ). И дальше была проповедь, которая приводила людей к вере во Христа. Что объединяет все эти случаи? Апостолы на момент проповеди уже обладали необходимым для религиозной беседы количеством авторитета. В синагоге не всем давали проповедовать, а только мужчинам, достигшим взрослого возраста и притом иудейского вероисповедания. Апостолы этим требованиям удовлетворяли. В афинский Ареопаг апостол Павел попал как Римский гражданин, знающий античную философию и риторику. Во всех остальных ситуациях – чудесное Божье провидение обращало внимание людей на простых еврейских рыбаков, которые благодаря помощи Божьей проповедовали с большей убедительностью, чем самые мудрые языческие философы.

http://azbyka.ru/vefilskij-gambit

Скачать epub pdf Алфавит Библии Стих I Апостол Павел говорит верным: «Во Христе Иисусе, вы, некогда бывшие далеко 2 , стали близки Кровию Христовою. Вы уже не чужие и пришельцы, но сограждане святых и свои Богу, будучи утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем 3 на котором все здание... стройно возрастает в... храм, посвященный Господу, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.» ( Еф.2:13, 19–22 ). Апостол Петр говорит верным: «Мы имеем верное пророческое слово, и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, пока не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда 4 в сердцах ваших. Никогда пророчество не было произносимо по произволу человеческому, но изрекали оное святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.» ( 2Пет. 1:19, 21 ). Спаситель глаголет иудеям неверующим: «Исследуйте Писания, ибо вы сами думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь. Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, ибо он писал обо Мне.» ( Ин. 5:39, 40, 46 ). Пророк Исаия говорит таким людям: «Всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «прочитай ее»; он говорит: «не могу, потому что она запечатана». Или подают сию книгу тому, кто не умеет читать книги, и говорят: «прочитай ее»; он говорит: «я не умею читать книг» ( Ис. 29:11, 12 ). Апостол Павел 5 говорит о таких: «Не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, поскольку Христос есть конец закона, к оправданию всякого верующего.» ( Рим. 10:3–4 ). Спаситель по воскресении Своем говорил двум ученикам на пути в Эммаус: «О, несмысленные и медлительные сердцем в веровании всему тому, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало Христу пострадать и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» ( Лк. 24:25–27 ). Тогда они сказали друг другу: «не горело ли в нас сердце.., когда Он говорил с нами на дороге и... изъяснял нам Писания?» ( Лк. 24:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010