«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Послания Павла. Руководство к изучению Краткое базовое пособие, представляющее собой конспект дореволюционных учебников. Ценность – в опоре на святоотеческие толкования. Архиепископ Аверкий (Таушев, 1906–1976). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол, Часть 1-я     Важное значение этих Посланий и трудность их изучения Из всех новозаветных священных писателей более всего потрудился в письменном изъяснении христианского учения святой Апостол Павел, написавший целых четырнадцать посланий. По важности своего содержания, они справедливо именуются некоторыми «вторым Евангелием» и всегда привлекали к себе внимание, как Святых Отцов Церкви, так и врагов христианства. Сами Апостолы, как мы видели из соборного послания святого Апостола Петра, не оставляли без внимания этих назидательных творений своего «возлюбленного» собрата, младшего по времени обращения ко Христу, но равного им по духу учения и благодатным дарам 2 Пет 3:15–16 [ 1 ]). Многие Отцы и Учители Церкви занимались истолкованием посланий святого Апостола Павла. Составляя необходимое и важное дополнение к евангельскому учению, послания святого Апостола Павла должны быть предметом самого внимательного и усердного изучения всякого христианского богослова. При этом необходимо никогда не упускать из вида той высоты и глубины богословствующей мысли святого Апостола, и той своеобразности выражений, которая иногда доходила до неудобовразумительности и останавливала таких великих толкователей Священного Писания, как святого Иоанна Златоуста, блаженного Иеронима и блаженного Августина. В этих посланиях отразилась обширная ученость и знакомство святого Апостола Павла со Священным Писанием Ветхого Завета, а равно и глубина в раскрытии новозаветного Христова учения, плодом коего был целый ряд новых слов и изречений догматического свойства или нравоучительного характера, принадлежащих исключительно святому Апостолу Павлу, как например, «совоскреснуть» (Кол 2:12 [ 2 ]), «сораспяться Христу» (Гал 2:19 [ 3 ]), «облечься во Христа» (Гал 3:27 [ 4 ]) «совлечься ветхого человека» (Кол 3:9 [ 5 ]), «спастись банею возрождения» (Тит 3:5 [ 6 ]), «закон духа жизни» (Рим 8:2 [ 7 ]), «в членах моих … иной закон, противоборствующий закону ума» (Рим 7:23 [ 8 ]) и т. п. Каждое послание заключает в себе истины христианского вероучения и нравоучения, так как и само христианство есть не только известное верование  — признание умом известных истин, но непременно и самая жизнь по вере, согласная с этой верой. Связь учения святого Апостола Павла с его жизнью

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Толкование на первое послание Тимофею Святитель Феофан Затворник вошел в историю Церкви своими духовными наставлениями и переводами древнехристианской аскетической литературы. Но не менее важное место в наследии святителя Феофана занимают толкования Нового Завета («Евангельская история о Боге Сыне» и «Толковый Апостол» — «Послания апостола Павла, изъясненные святителем Феофаном Затворником»). Предлагаемое здесь «Толкование на послание к Филимону» — часть «Толкового Апостола» святителя Феофана Затворника. Первое послание святого Апостола Павла к святому Тимофею истолкованное святителем Феофаном Введение 1) О Святом Тимофее Святой Тимофей был любимейший ученик святого Павла, восхваляемый им высокими похвалами во многих местах своих Посланий. И сам он преискренно любил святого Павла, как отца, и никогда не оставлял его с того времени, как был избран им и взят с собою на труды проповеднические. В первый раз апостол Павел, как поминает книга Деяний, встретил святого Тимофея во второе свое Апостольское путешествие, когда после Собора, бывшего в Иерусалиме, в сопровождении Силы, посещая предварительно преждеоснованные им Церкви, прибыл в Листру Ликаонскую. Здесь свидетельствовали о нем братия верующие,— и местные, и соседнего города Иконии (см.: Деян. 16, 2),—свидетельствовали, конечно, не об одной нравственной его доброте, но и о полноте ведения Евангельского с ревностию распространять его, защищать и укоренять. По этому поводу Дух Божий указал в нем святому Павлу доброго ему помощника в деле благовестия,— и он избрал его и взял с собою. Предание, впрочем, возводит первую встречу апостола Павла с святым Тимофеем ко времени первого в Листре насаждения им веры, прилагая, что тогда же родилось у него и намерение употребить его в дело благовестил. Когда святой Павел с Варнавою, изгнанные из Иконки, прибежав в грады Ликаонские, исцелили в Листре хромого от чрева матери его, тогда листряне подумали, что они боги в образе человеков и собрались было принесть им жертву.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Первое Послание к коринфянам Повод к написанию Послания и цель его. Место и время написания Послания Вскоре по удалении апостола Церковь коринфская подверглась большой опасности со стороны лжеучителей, которые, желая унизить авторитет апостола в глазах Кориноян, стали распространять о нём несправедливые слухи: что он не учён и слабохарактерен, и что он, как несамовидец Христа, не мог сообщить истинного учения о Нём , и тем возбудили во многих коринфянах желание именоваться учениками других учителей, лишь бы не учениками Павла; вследствие чего появилось в Церкви коринфской несколько партий, носивших имена то Аполлоса, то Кифы, то Павла, то Самого Христа, и каждая из них стремилась взять перевес над другими. Кроме того, под руководством лжеучителей, не окрепшие в христианской нравственности последователи Христа стали очень легко уклоняться от чистоты жизни, и в среде их появилось такое блуждение, какого не было слышно и между язычниками ( 1Кор.5:1 ). Некоторые же, злоупотребляя свободой христианской, ели идоложертвенное и даже присутствовали при идольских жертвоприношениях (глава 8). Другие неправильно понимали воскресение мертвых и совсем отвергали оное (15 глава). Тяжущиеся искали суда у язычников (6 глава). Богатые нарушали порядок христианских собраний, отказываясь учреждать вечери любви или отделяясь для этого от бедных ( 1Кор.11:20 →). Женщины нарушали приличие, являясь к Богослужению с открытой головой ( 1Кор.11:5 →). Были недоумения о брачной жизни и безбрачии (глава 8-я) и многое другое, что вредило чистоте веры и нравов христиан. Все эти беспорядки и бедствия Церкви коринфской побудили некоторых из них, близких к Павлу, написать ему письмо обо всём и просить у него совета и разрешения возникших вопросов. Отчасти из этого письма, которое не дошло до нас, а более от доставивших ему письмо коринфян, Стефанина, Фортуната и Ахаика ( 1Кор.16:17–18 ), а также домочадцев благочестивой коринфянки Хлои ( 1Кор.1:11 ) апостол подробно узнал, что делается в Коринфе, и со свойственной ему ревностью, поспешил на помощь юной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

под ред. К.А. Максимовича Христианский восток Христианский Восток в подборке охватывает территории, в основном совпадавшие с провинциями Восточной Римской империи и частью Передней Азии, то есть территории Балканского полуострова 18 , Халкидики, Малой Азии и Причерноморья, Восточного Средиземноморья, Месопотамии, Армении и Грузии, Северо-Восточной Африки (главным образом Египта). Novum Testamentum Новый Завет The Greek New TESTAMENT/Ed. К. ALAND, М. BLACK, С. М. MARTINI, В. М. METZGER, А. WIKGREN. 2 ED. Stuttgart: Württemberg Bible Society, 1968. Синодальный пер. (в РЕДАКЦИИ). Epistula Pauli ad Romanos. 16. 1–2 Послание написано в Коринфе около 57 года, упоминание о Фиве является первым свидетельством о женщине-служительнице апостольской эпохи. В чем заключались ее функции, точно неизвестно, однако она оказывала какую-то значительную, возможно материальную, помощь апостолу Павлу 19 . Последующей христианской традицией Фива будет воспринята как диаконисса 20 . В целом данный фрагмент, как и свидетельство апостола Павла о вдовах из Первого послания к Тимофею, следует признать основополагающими для понимания женского служения в ранней Церкви, поскольку именно к этим текстам будет апеллировать большинство христианских авторов позднейшего времени. (1) Συνστημι δ μν Φοβην τv δελφν μν, οσαν [κα] δικονον τς κκλησας τς ν Κεγχρεας, (2) να προσδξησθε ατν ν Κυρ ξως τν γων, κα παρασττε ατ ν ν μν χρζη πργματι, κα γρ ατ προσττις πολλν γενθη κα μο ατο. Послание апостола Павла к Римлянам. 16.1–2 (1) Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу Церкви Кенхрейской 21 . (2) Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницей многим и мне самому. Epistula Pauli ad Timotheum 1.3.8–11 Послание к Тимофею создано в Эфесе около 64–65 годов. «Жены», упомянутые апостолом, могут быть и супругами диаконов, и женщинами, выполнявшими особые функции, – именно такую интерпретацию дают, например, свт. Иоанн Златоуст и « Церковные каноны апостолов» (Canones apostolorum ecclesiastici. XXI), Псевдо-Иероним и Пьер Абеляр, см. ниже: с. 35, 46, 195, 226.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подпись благочестивейшего и христолюбивого императора Константина. «Константин, во Христе Боге император и самодержец римский, читали и согласились». Благочестивейший император Константин сказал: «пусть святой и вселенский собор скажет, по согласию ли всех честнейших епископов провозглашено сейчас прочтенное определение». Святой собор воскликнул: «все так веруем: одна вера; все так думаем; все мы подписали по согласию и сочувствию. Все веруем православно. Сия вера апостолов, сия вера отцов, сия вера православных. Многая лета императору. Ты сделал ясною всецелость двух естеств Христа Бога нашего. Господи, сохрани светильник мира. Константину, новому Маркиану, вечная память. Константину, новому Юстиниану, вечная память. Ты изгнал всех еретиков. Господи, сохрани низложившего еретиков. Ты изгнал разделяющих и сливающих. Да исчезнет злоба из вашего царства. Да сохранит Бог державу вашу. Бог да умиротворит царство ваше. Ваша жизнь православных жизнь. Царь небесный, сохрани земного. Тобою умиротворена вселенская Церковь . Несторию, Евтихию, Диоскору анафема. Аполлинарию и Северу анафема. Единомысленникам их анафема. Феодору фаранскому анафема. Сергию и Гонорию анафема. Пирру и Павлу анафема. Киру и Петру анафема. Макарию, Стефану и Полихронию анафема. Всем вообще еретикам анафема. Проповедовавшим, проповедующим и имеющим проповедовать одну волю и одно действие в воплощенном домостроительстве Христа Бога нашего анафема». Благочестивейший император Константин сказал: «Бога в свидетели призываю пред вашим святым и вселенским собором, что без всякой приязни или неприязни мое первое желание и забота состоит в том, чтобы наша христианская непорочная вера была безукоризненна, и чтобы мы сохраняли ее с постоянством во имя Бога по учению и преданию, переданному нам чрез Евангелие, святых апостолов и чрез изложения пяти святых вселенских соборов и святых славных отцов. Немало тяготило нас это желание с тех нор, как мы по повелению Бога нашего властно заняли престол царства нашего. Когда же благоволил Бог доставить удобное время, мы созвали вас на собор, чтобы вы, определивши святые Божии Писания, устранили всякое нововведение в слове или мысли, привнесенное некоторыми неправомыслящими к непорочной нашей христианской вере в эти ближайшие времена, и передали нам ее в самом чистом виде, в каком, как выше сказано, она изложена на святых и вселенских пяти соборах и у святых славных отцов, для того чтобы мы сами сохраняли ее в этом виде до смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Посещение города Астиги       С надеждой на Бога и на Его премудрый промысел ап. Павел отправился из Аст вверх по течению реки Бетиса. Эта многоводная река была доступна для плавания даже и очень значительных кораблей; по крайней мере, по сообщению Страбона, корабли могли доходить до самой Кордубы. Дальше же внутрь страны путь совершался или пешком или верхом на вьючных животных. По берегам Бетиса, как по своего рода торговой дороге стояли довольно часто многолюдные города, которые служили средоточными пунктами для торговой деятельности. Апостолу пришлось проехать мимо Небриссы, Ориппо, Гиспалиса, Аксати, пока не прибыл в большой и торговый город Астиги. Этот город находился при впадении в р. Бетис его притока Урия, и его жители пользовались всеми выгодами, которые можно извлечь из двух сходящихся водных путей сообщения: по Бетису приходили к ним товары с северо-востока, а по Урию – с востока. Астиги служили некоторым складочным пунктом, и уже из него товары шли далее по Бетису к приморской гавани. Поэтому здесь всегда была кипучая торговля; здесь можно было встречаться со многими народностями, и можно было найти средства осуществления многих интересов. Влекомый интересом просветительной миссионеркой деятельности прибыл в Астиги и ап. Павел. Апостольская проповедь в этом городе должна быть, – и таковой была в действительности, – очень успешной и плодотворной. Здесь, как и в Астах, навстречу апостольских убеждений оставить свои прежние языческие заблуждения и обратиться к вере во Христа, шли и нетвердость жителей в своей языческой религии и их способность воспринять более чистое и возвышенное христианское учение об истине. Но сравнительно с астцами жители Астиги обладали и некоторыми преимуществами для восприятия апостольской проповеди. Они были чужды той суетности и суетливости, которая успела уже сообщиться астцам, как жителям приморского города. К тем привилась римская практичность, а вместе с ней привилось и то легкомысленное отношение к интересам веры и духа, чем отличались и даже хвалились изверившиеся римляне. Вследствие этого ап. Павлу сравнительно трудно было основать в Астах христианскую церковь , как не возможно было поручиться, что она навсегда останется верной апостольскому завету и пойдет прямым путем христианского совершенствования в вере, надежде и любви. А то, что в Астах не сохранилось никакого предания о слышанной здесь некогда христианской проповеди из уст самого апостола, вполне подтверждает все сказанное о свойствах и особенностях астцев: они, увлекшись мирскими заботами, совершенно забыли об апостоле и легкомысленно допустили изгладиться из своей памяти и с их почвы характерным следам апостольской деятельности. – Этого не случилось с жителями Астиги.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Послание к Филимону Сведения о Филимоне и обстоятельствах происхождения Послания к нему Филимон, которого Церковь причисляет к лику Семидесяти апостолов (память 4 Января, 19 Февраля и 22 Ноября), был епископом Гасским и жил в городе Лаодикии или, как некоторые полагают, в Колоссах (видя основанием для этого упоминание в Кол.4:9 о домашней церкви, находящейся в Колоссах), и был богатым и знатным гражданином ( Кол.4:17 ; Флм.2,10 ). Некоторые, однако, считают его обращённым ко Христу Архиппом или Епафросом, епископом колосским, или, вероятнее, самим Павлом ( Флм.1:19 ), во время пребывания того в Колоссах или Ефесе. Он был так предан вере, что его дом сделался местом собрания в Колоссах и называется домашней Церковью, и сын его, или, по крайней мере, очень близкое к нему лицо, Архипп, совершал в ней Богослужение ( Флм.1:2 ; Кол.4:17 ). Во время заключения апостола Павла в Риме, один из рабов Филимона, Онисим, родом фригиец (также принадлежавший к числу 70-ти апостолов – учеников Христа – позднее епископ ефесский, память 15 Февраля), чем-то не угодил своему господину и, спасаясь от наказания, бежал от своего господина из Колосс в Рим к Павлу, очевидно за справедливым судом ( Флм.1:10 ). Чувствуя свою вину против господина и научившись от апостола искать свободы в духе и благочестии, Онисим решился возвратиться к Филимону и просил Павла принять участие в примирении его с господином. Снисходя к просьбе Онисима и желая воспользоваться этим случаем для утверждения в одном чувства покорности и готовности страдать по заслугам, а в другом чувства снисхождения и любви, прощающем и врагов, апостол пишет к Филимону краткое Послание, полное отеческой любви и христианского мира, прося господина принять беглого раба уже не как раба, а как брата возлюбленного, как принял бы он самого апостола. Нужна была необыкновенная сила апостольской любви для того, чтобы, с одной стороны, решиться не только мирить господина с рабом, но и требовать от него братского приёма человеку, заслужившему наказания. С другой стороны, нужна была чудная вера христианина, чтобы решиться идти с повинной головой к оскорблённому господину. И, наконец, нужна была вся простота христианского незлобия и братской любви, чтобы в беглом рабе принять брата и апостольского сына!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie «Учение апостола Павла о предопределении ко спасению (на основе Послания к Римлянам)» Доклад, прочитанный председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата  митрополитом Волоколамским Иларионом 26 июня 2019 года на международной научно-богословской конференции «Служение Церкви по апостолу Павлу» в Верии (Греция). Послание к Римлянам — одно из немногих посланий апостола Павла, подлинность которого в научной литературе никогда не оспаривалась. Более того, именно через сравнение с ним ученые нередко пытались установить подлинность других посланий. Апостол Павел написал Послание к Римлянам прежде всего с целью изложить свое понимание христианства и его соотношения с религией Ветхого Завета, из которой оно выросло. Даже если при написании послания у Павла были конкретные поводы практического характера (его желание посетить Рим и пообщаться с местными христианами), он использовал их для того, чтобы создать фундаментальный теоретический труд, в котором христианство осмысливается как новая религия, пришедшая на смену закону Моисееву. В Послании к Римлянам много текстов, которые на протяжении веков являются предметом споров. Один из таких текстов я хотел бы прокомментировать в сегодняшнем докладе. Речь в нем идет о предопределении ко спасению. Апостол пишет: Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил (Рим. 8:28–30). Первая фраза этого текста относится к тем «временным страданиям», о которых шла речь выше в Послании (Рим. 8:18). Их не следует бояться, потому что они ведут к благим последствиям.

http://mospat.ru/ru/news/46258/

прот. Артемий Владимиров Часть 2. Дополнения к курсу лекций «Искусство речи». Лекции, семинары Крюковой Л.И 54 . Лекция 1. Эпистолярный жанр: Сходство устной проповеди и письма (Л.И. Крюкова) Сегодня мы поговорим с вами об особенностях эпистолярного жанра, т.е. о том, как в наше время православные люди могут отвечать на письма, и вообще, какое место в деле проповеди занимает весточка, которую ждут часто с великим-великим нетерпением. 1. Тропари о проповеди и письме «Яко апостолов единонравнии и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость». Эта молитва – тропарь трем святителям: Василию Великому , Григорию Богослову и Иоанну Златоустом у, мастерам средневекового красноречия и поэтому в какой-то мере покровителям наших занятий. Обратите внимание: равноапостольными их не называют, т.е. апостолам они не равны, но тем не менее нравом, т.е. характером, всем своим душевным устроением они оказываются сравнимыми с ними. Даже в самом построении тропаря сходство: «Яко апостолов единонравнии», а тропарь святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, помните, как начинается? – «Апостолов первопрестольницы». А дальше? А дальше совершенно те же слова: «...и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость». Т. е. и те, и другие в равной мере признаются учителями вселенной. Но о чем мы просим их прежде всего? Не о даровании нам учености, а о мире, как раньше сказали бы, во всем мире, о мире во всей вселенной и, что еще важнее, о помиловании наших душ, о великой милости к нам от Владыки и Царя всех, Господа нашего, в Троице споклоняемого. Вспомним еще один тропарь: «Уст твоих якоже светлость огня возсиявши благодать, вселенную просвети: не сребролюбия мирови сокровища сниска высоту нам смиренномудрия показа. Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте , моли Слова Христа Бога спастися душам нашим». Вы узнали, конечно, тропарь святителю Иоанну Златоустом у. Когда мы его слышим? (Ответ: в дни его памяти.) А еще? (Ответ: в благодарственных молитвах после причащения.) Да, после Причастия, приняв в себя Самого Христа, мы не только благодарим Бога и не только благодарим святителя как составителя Божественной Литургии, но как бы благославляемся им на то, чтобы и нам слово Божие нести людям. Чему учит этот тропарь прежде всего? Молить Бога Слова о спасении наших душ. Т. е. та задача спасения души , о которой говорилось на прошлой лекции, здесь лежит в основе всякого научения. И тогда от слова проповедника, как от слова Иоанна Златоустог о, может воссиять благодать, которая усладит, а потому и научит, и просветит всю вселенную. Здесь же сказано и об огне, который должен гореть в сердце и устах проповедника, что соотносится с призывом к подвижничеству, с «movere», о котором также говорилось на прошлой лекции. Вот как много вложено в слова: «Уст твоих якоже светлость огня возсиявши благодать, вселенную просвети».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

протоиерей Владимир Чугунов Библиотека православного христианина «Брань наша не к плоти и крови, но к духам злобы поднебесной» Послание Апостола Павла Предисловие Слова апостола Павла о том, что «брань наша не к плоти и крови, а к духам злобы поднебесной», раскрывают сокровенный смысл духовного делания. Этот же апостол свидетельствует в послании, читаемом во время крещения, что во Христа крестившиеся, отныне усилием духовного подвига должны облечься и в Его свойства. Иначе говоря, совершенный образ Иисуса Христа, изображенный в Евангелии, отныне должен стать нравственным примером всей нашей жизни. (И образ нашей жизни заключается не только в прилежном изучении закона Божия, но так же и, прежде всего, в жительстве, согласно воли Божией.) Такая жизнь именуется праведной. Апостолу Павлу, как человеку учёному, было вверено дело проповеди языческому Риму. Знакомство с историческими и литературными памятниками того времени наглядно показывает, с какими трудностями пришлось столкнуться апостолу в деле проповеди христианства в древнем языческом мире. И слова апостола о том, что «отныне не я живу, а живущий во мне Христос», обращённые к людям, среди которых безраздельно царствовал культ плоти, раскрывают всю глубину и смысл христианского делания. Действительно, если, как утверждает тот же апостол, все члены его собственного тела отныне – члены Тела Христова, как же можно сделать их членами греха и всякой нечистоты? Не очевидно ли, что отныне цель всякого христианина, не только хранить в чистоте дарованную ему посредством таинства крещения «ризу Христову», но и восходить «от силы в силу», то есть постоянно пребывать в подвиге духовно-нравственного совершенства. Это вступление в ряды воинов Христовых, как раз, и налагает на христианина обязанность вести брань с «духами злобы поднебесной». Многие по неведению склонны идеализировать прошлое. Особенно теперь, когда, уничтожив крестьянство, как мешающий строительству земного рая класс, досыта нажившись без Бога, как только «Боженьку разрешили», судорожно ухватились за соломинку своей суетной веры, думая, что она сразу всё и вся вытащит, что стоит только отвернуться от прежних идолов и повернуться к храму, как всё само собой устроится. Когда же этого не происходит, начинают обманывать и себя и других тем, что раньше-де и жить и спасаться было легче. Увы! Дорога в Царство Небесное во все времена лежала через тесные врата и путь скорбный.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010