Комментарии Женевской Библии на послание к Ефесянам Введение Автор Послание не оставляет сомнений, что его автором является Павел (1,1; 3,1). Тематика и язык произведения свойственны ранним трудам апостола; особенно красноречивы дословные совпадения с Посланием к колоссянам. Тем не менее, уже в новое время возникли сомнения в авторстве Павла. Одни считали, что Послание к ефесянам слишком зависимо от Послания к колоссянам. Отмечалось, что, хотя в послании «звучит голос Павла», фразы в не более громоздки, чем в признанных трудах Павла и оно имеет характер не столько поучения, сколько молитвы. Эти соображения позволили некоторым исследователя утверждать, что Послание к ефесянам было написано не самим Павлом, а кем-то из его учеников в попытке развить некоторые идеи Павла, высказанные им в Послании к колоссянам. Язык и строй Послания к ефесянам, несомненно, своеобразны. Они настолько свойственны Павлу, что трудно представить, чтобы церковь , даже не будь имени автора в тексте, приписала бы это послание кому-либо другому. Безусловно, ассоциации с Посланием к колоссянам возникают при чтении этого послания. Но невозможно представить себе последователя апостола, столь раболепно старающегося подражать учителю, дословно перенося некоторые фрагменты из Послания к колоссянам, и одновременно обладающего талантом, позволяющим перевести присущий Павлу стиль изложения с плана учительного и вероисповедного в план славословия и молитвы и расширить богословскую концепцию Павла о вселенском значении Христа до учения о вселенской церкви. Еще труднее представить, чтобы ранняя церковь не сумела распознать подделку. Сходство между посланиями легче объяснить, предположив, что ефесянам писал сам Павел вскоре после завершения Послания к колоссянам. Гораздо легче поверить в это, представив, что сам Павел усваивает необычайно проникновенный стиль молитвы, чтобы сосредоточиться на вселенском значении Христовой Церкви, и одновременно продолжает размышлять над господствующей темой своего Послания к колоссянам вселенском значении Самого Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Лета 7184, Мая в 16 день. Великий господин святейший Иоаким, патриарх московский и всея Русии, указал 165 Чудова монастыря архимандриту Павлу ехать в Белоозерской уезд в Ферапонтов монастырь, для того: 166 в прошлом, в 176 году, в царствующем великом граде Москве, при державе блаженной памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, его государским благоволением, были вселенские патриархи: Паисий Александрийский, Макарий Антиохийский, для исправления некоторых нужных церковных потреб, имея с собой единомыслие и согласие и прочих вселенских патриархов, Константинопольского, Иерусалимского. В том же своём прибытии судили со всем освященным собором об отшествии Никонове с патриаршеского престола и об иных его противных делах, которые дела делать было ему непристойно. И тот свой суд обо всех его противностях написали именно в соборном деянии и руками своими они и весь освященный собор подписали, что по истинному их свидетельству он Никон не архиерейские употреблял кротости, но мучительно, неправдам преложися, хищениям предадеся и мучительствы обязася. И того ради, по святым и божественным богопроповедник апостолов правилам вселенских, средних и поместных благочестивых соборов, сотворихом его всякого священнодействия чужда, во еже ему к тому не действовать архиерейских и священная ничтоже, ибо его совершенно извергохом и низложихом они святейшие патриархи со омофоры и со епитрахили, со всем поместным преосвященным собором изъявляюще отныне вменяться именоваться простым монахом Никону, а не к тому патриархом Московским. Место паки его пребыванию, до кончины жития его, назнаменовася в некоем монастыре, воеже бы ему безпрепятно и безмолвно плакать о своих грехах. Довольно же бысть при нем быти благоискусному некоему мужу архимандриту, опасения ради, да не дерзнет кто от безчинных ругаться ему и обиду творить; он же сам впредь да не дерзнёт коварств каких составлять. Еще же завещася при нем быти честному мужу дворянину с малым числом людей служилых, всякого опаства ради, дабы к нему и от него мятежным писанием не исходить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Послание к евреям Писатель Послания Последнее место в ряду Посланий апостола Павла занимает Послание к евреям. Причиной такого положения было долговременное сомнение в принадлежности этого Послания апостолу Павлу. В самом Послании в надписи нет обычного приветствия к Церкви, к которой оно написано, нет имени апостола, и слог Послания заметно отличен от слога прочих Посланий Павла; наконец, недостаёт и твёрдых внешних свидетельств в пользу принадлежности этого Послания Павлу. Это заставляло уже древнейших учителей Церкви сомневаться в происхождении Послания от апостола Павла. В самом деле, самые древние свидетельства Климента римского говорят только о глубокой древности Послания и апостольском происхождении его, но не называют имени писателя. Ещё менее можно узнать это из некоторых намёков, встречающихся у Игнатия, Поликарпа, Иустина (Отцов II века); у Иринея есть ссылки на это Послание, опять-таки без означения имени писателя. Только у писателей александрийской школы, Пантена (у Евсевия, «Церковная История» 6:14) и Климента александрийского , встречаются указания на это Послание, как на павлово. Но рядом с этими указаниями там же были известны и другие мнения, приписывавшие это Послание то Клименту римскому , то святому Луке, по сходству образа выражений и мыслей с его Деяниями и Евангелием, то Варнаве, то александрийцу Аполлосу ( Деян.18:24–28 ); так что Ориген († 254), учёнейший критик своего времени, приводя эти мнения и не находя надлежащей доказательности ни в одном из них, после некоторого колебания должен был сказать, что настоящего автора Послания знает один Бог, и в этом Послании, по его мнению, только мысли апостола Павла, а речь и изложение кого-нибудь из учеников его, который пожелал сохранить для памяти учение и толкование апостола Павла. Впрочем, Ориген высказывает тут же и более примиряющее и вместе правильное суждение об этом предмете: «Если Церковь наша, – говорит он, – принимает Послание к евреям за павлово; то пусть в этой уверенности и остаётся всякий, потому что древние не без причины передали нам это Послание, как произведение апостола Павла» (у Евсевия, Церк. Ист. 6:25).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

святитель Феофан Затворник, Вышенский Содержание Введение 1) О Святом Тимофее            Святой Тимофей был любимейший ученик святого Павла, восхваляемый им высокими похвалами во многих местах своих Посланий. И сам он преискренно любил святого Павла, как отца, и никогда не оставлял его с того времени, как был избран им и взят с собою на труды проповеднические. В первый раз апостол Павел, как поминает книга Деяний, встретил святого Тимофея во второе свое Апостольское путешествие, когда после Собора, бывшего в Иерусалиме, в сопровождении Силы, посещая предварительно преждеоснованные им Церкви, прибыл в Листру Ликаонскую. Здесь свидетельствовали о нем братия верующие, — и местные, и соседнего города Иконии (Деян. 16:2), -свидетельствовали, конечно, не об одной нравственной его доброте, но и о полноте ведения Евангельского с ревностию распространять его, защищать и укоренять. По этому поводу Дух Божий указал в нем святому Павлу доброго ему помощника в деле благовестия, — и он избрал его и взял с собою.        Предание, впрочем, возводит первую встречу апостола Павла с святым Тимофеем ко времени первого в Листре насаждения им веры, прилагая, что тогда же родилось у него и намерение употребить его в дело благовестия. Когда святой Павел с Варнавою, изгнанные из Иконии, прибежав в грады Ликаонские, исцелили в Листре хромого от чрева матери его, тогда листряне подумали, что они боги в образе человеков и собрались было принесть им жертву. Когда же Апостолы убедили их, что не суть боги, а посланники Божий, на то посланные, чтоб отклонять людей от ложной веры и приводить к истинной, — и растолковали им, в чем сия истинная вера, — тогда они во множестве оставляли прежнее нечестие и веровали в Евангелие (Деян. 14). В числе их, — пишет святой Димитрий Ростовский (Святитель Димитрий Ростовский. Четии-Минеи, 22 января), — были бабка и мать святого Тимофея, вдовствовавшая по смерти мужа. Они уверовали в числе первых; с ними вместе уверовал и святой Тимофей, как можно заключать из слов святого Павла, в которых он воспоминает о начале его уверования: «воспоминание приемля о сущей в тебе нелицемерней вере, яже вселися прежде в бабу твою Лоиду и в матерь твою Евникию: известен же есм, яко и в тебе» (2Тим. 1:5), — то есть, что и ты не отстал от них. Обрадованные уверованием, они приняли Апостолов в дом свой и всяким довольством упокоили. Тут мать предала единственное чадо свое, святого Тимофея, святому Павлу — как дар за чудо, явленное в городе их, а паче за приятую ими светлость благочестия. Святой Павел принял его и, видя юношу доброумным и кротким и благодать Божию прозрев в нем, возлюбил его и положил взять его с собою, — только не в ту пору, а после; потому что он еще был молод и имел нужду в приготовлении к труду благовестия. Оставив его до времени в доме, святой Павел поручил его мудрейшим верующим, чтоб руководили его в уразумении Писаний и приучали к трудам по делу веры среди верующих и неверующих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2948...

Слово на собор 12 апостолов сообщение этого слова редакция приносить глубочайшую благодарность Высокопреосвященнейшему Ионафану, архиепископу ярославскому и ростовскому. Все слово писано собственноручно преосвящ. Аркадием. Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, Владыку всех молите , мир вселенный- даровати, к душам нашим велию милость. Тропарь. Что во ев. церкви мы цели вчера, то же поем и ныне. Вчера православная наша церковь праздновала одним первоверховным апостолам – Петру и Павлу: а сегодня прославляет всех 12 апостолов купно, называя самый день сей собором дванадесяти славных и всехвальных апостол. Нынешний день похож на вчерашний. Празднуя одним Петру и Павлу, правос. церковь прославляет их твердыми и Боговещанными проповедателями, верхом апостолов, словесными звездами, просветившими западный мрак: Петра – предначальником апостолов, Павла паче иных потрудившимся: прославляет Петрову твердость и Павлов разум, и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся, в ап. Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в ап. Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего. Вот самые хвалебные песни церковные, которые выражают похвалу первоверховным апостолам. «Дал еси хваление церкви Твоей, Господи, честные апостолы Твоя, в ней же просиявают мысленнии светильницы, Петр же и Павел, яко звезды словесные, вселенную озаряюще: ими же просветил еси западный мрак, Иисусе Всесильне, Спасе душ наших». »Дал еси утверждение церкви Твоей, Господи, Петрову твердость и Павлов разум, и светлую мудрость, и обоих богогласие истинное, еллинскую прелесть отгонящее, тем же тайноводими от обоих, поем Тя, Иисусе Всесильне, Спасе душ наших». " Дал еси образ обращения согрешающим, оба апостолы Твоя, оваго убо отвергшегося Тебе во время страсти, и покаявшася, оваго же проповеди Твоей сопротивляющася, и веровавша: и обою собору первостоятельствующих другов Твоих, Иисусе Всесильне, Спасе душ наших». Так – они хваление церкви, утверждение церкви, образ обращения согрешающим!

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Во-вторых, мы, чада Церкви Христовой из языков, должны помнить, что сей святой апостол и поставлен был от Господа апостолом и учителем собственно языков, как он сам удостоверяет: поставлен бых аз проповедник и апостол и учитель языков ( 2Тим.1:11 ). Что сие название Апостола языков должно разуметь не в отношении только к распространению Церкви в языческом мире в век апостольский, но и вообще относительно Церкви из языков всех времен 1 , – это сам апостол ясно показывает в послании к Римлянам. В 11-й главе сего послания ( Рим.1–11:36 ) апостол говорит о судьбах всего человечества, и именно – как плотского Израиля, так и языческого мира; – указует на те неисследимые пути Промысла, по которым сначала израильский народ составлял Божию Церковь , между тем – как языческий мир был отвергнут от Бога, а потом, наоборот, язычники стали вступать в Церковь , а неверный Израиль отвергнут; – вместе с сим открывает тайну будущего обращения ко Христу всего Израиля и предостерегает языческий мир, входивший в Церковь на место отверженного Израиля: «не высокомудрствуй, но бойся, аще бо Бог естественных ветвей »(Израиля)( Рим.11:20 ) «не пощаде, да не како и тебе не пощадит» ( Рим.11:21 ). Очевидно, что здесь апостол обращает речь вообще ко всему языческому миру, заступившему в Церкви христианской место неверного Израиля. Но он говорит здесь прямо, как апостол языков: «Вам бо глаголю языком: понеже убо есмь аз языком Апостол: службу мою прославляю»( Рим.11:13 ). Итак, мы – чада Церкви, распространенной в языческом мире, должны со всем усердием внимать святому апостолу Павлу, как боговдохновенному руководителю, данному для нас по преимуществу. Тем более, что непощадение Божие ( Рим.11:22 ), которым апостол, в Послании к Римлянам, угрожал неверию и высокомерию языков, мы видим уже многоразлично оправдавшимся над Церквами языческого мира. Ибо не пощажены и сами римляне, когда им попущено пасть с высоты Православия; не пощажены и разные другие христианские общества (из древлеязыческого мира), которые оскорбленною их неверием и суемудрием Христовою благодатию оставлены ходить путями своеволия и заблуждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Послание святого апостола Павла к Филимону Сведения о святом Филимоне " Возлюбленный " апостолу Павлу (Флм. гл. 1) Филимон был богатым и знатным гражданином города Колосс. По выражению св. апостола Павла, он " самим собою был ему должен " (ст. 19), то есть был им обращен к вере Христовой в Колоссах или в Ефесе во время долговременного пребывания там апостола Павла, ибо Колоссы с Ефесом были в постоянных сношениях, торговых и административных. Уверовав, Филимон являл в своем лице и во всей семье образец веры и жизни по вере. Ближайшей помощницей во всех подвигах христианской жизни была Филимону Апфия — по мнению св. Златоуста, его жена, которую письменно приветствует св. апостол Павел как сестру возлюбленную, а также Архипп, как полагают, сын их, которого апостол почтил названием " сподвижника своего " . " Дом их, по словам св. Златоуста, был пристанищем для всех святых, и св. Павел свидетельствует, что им " успокоены сердца святых " (ст. 7). На том основании, что дом Филимона св. апостол называет домашней церковью, полагают, что там действительно была церковь, в которой совершали богослужения Филимон и Архипп как лица, облеченные в священный сан. Вероятно, Филимон помогал в управлении Колосскою церковью Епафрасу, епископу Колосскому, и в его отсутствие заменял его. По преданию, Филимон был позднее сам епископом в Колоссах (Пост. Апост. 7:49) и принял мученическую смерть вместе с Апфией и Архиппом от возмутившейся языческой черни. Память их празднуется 19 февраля и 22 ноября. По другому преданию, св. Архипп был епископом в Колоссах, а св. Филимон — в Газе. Повод к написанию послания к Филимону Послание свое к Филимону св. апостол Павел написал по поводу раба его Онисима, который, провинившись чем-то (ст. 11 и 18), из страха наказания бежал от своего господина и добрался до Рима, где находился в узах св. апостол Павел. Так как во время первых своих уз в Риме св. апостол имел возможность проповедовать невозбранно (Деян. 28:31), он в числе других обратил к вере во Христа и Онисима. Св. апостол так полюбил Онисима, что хотел его даже удержать при себе, но потом рассудил за лучшее вернуть его Филимону, прося, чтобы последний принял его, " как мое сердце " (ст. 12). Все это послание направлено к тому, чтобы совершенно примирить господина с его рабом и чтобы Филимон принял бежавшего Онисима уже " не как раба, а как брата возлюбленного " (ст. 16). Время и место написания послания к Филимону

http://sedmitza.ru/lib/text/430655/

С. Уваров Святой апостол Павел написал 14 посланий. Из них на первом месте, обыкновенно, поставляется послание к Римлянам. Но это делается не потому, чтобы оно было написано ранее всех других. Причина этому иная. Послание к Римлянам ставится прежде всех прочих потому, что оно заключает в себе глубочайшие и важнейшие истины христианского вероучения. Когда же распространилось христианство между римлянами? Зачем и в какое время написал им послание святой апостол Павел? (Можно предполагать, что христианство проникло в Рим еще во время земной жизни Христа-Спасителя. В то время в Риме проживало весьма много иудеев. Они обыкновенно путешествовали в Иерусалим на большие праздники, особенно же на праздник пасхи. В Иерусалиме иудеи из Рима могли видеть и слышать Иисуса Христа; a видев и слышав Его, понятно, могли и уверовать в Него. Таким образом, очень может быть, что некоторые из них возвращались в Рим уверовавшими во Христа). – В день сошествия Святого Духа на апостолов свидетелями этого чудесного события были, между прочими, и Римляне ( Деян.2:10 ). Весьма вероятно, что из числа трех тысяч, крестившихся в этот день, были некоторые и из римлян. Таким образом, можно предполагать, что христианство проникло в Рим в самое раннее время. Впоследствии же, по преданию, здесь распространял и утверждал веру во Христа святой апостол Петр. Святый апостол Павел, услыхав, что в Риме образова-лось общество верующих во Христа, конечно, возрадовался этому. Но как апостол, который был призван для проповедования Евангелия преимущественно между язычниками ( Гал.2:2 ), он не мог избавиться от тревожного помышления, во всем ли правильно содержать римляне веру во Христа, – не вкралось ли в нее каких-либо лжеучений. Поэтому апостол сильно желал свидеться с римлянами ( Рим.1:9–13 ), чтобы утвердить их веру и, если бы оказалось нужным, очистить ее от неправильностей. Но святому Павлу долго не удавалось побывать в Риме ( Рим.1:13 ). И вот он пишет тамошним христианам послание. Из него они могли увидать, как учит святой апостол Павел, и согласную с его учением или нет содержать они веру во Христа. Такой был повод для апостола Павла написать послание к Римлянам. Посылает он его из города Коринфа, когда собрался в Иерусалим отвезти собранную в Македонии, Ахаии и других местах милостыню бедствующим иерусалимским христианам. Это было в 58-м или 59-м году по Р. Хр. Послание Павлово передала римлянам диаконисса (так назывались пожилые христианки, который прислуживали при крещении девиц и женщин) Фива из Кенхреи (предместье города Коринфа), которой нужно было отправиться, по своим делам, из Коринфа в Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Толкование на второе послание Тимофею Святитель Феофан Затворник вошел в историю Церкви своими духовными наставлениями и переводами древнехристианской аскетической литературы. Но не менее важное место в наследии святителя Феофана занимают толкования Нового Завета («Евангельская история о Боге Сыне» и «Толковый Апостол» — «Послания апостола Павла, изъясненные святителем Феофаном Затворником»). Предлагаемое здесь «Толкование на второе послание Тимофею» — часть «Толкового Апостола» святителя Феофана Затворника. Второе послание святого Апостола Павла к святому Тимофею истолкованное святителем Феофаном ПРЕДИСЛОВИЕ (1, 1-6) а) Надпись и приветствие (1, 1—2) Глава 1, стих 1. Павел Апостол Иисус Христов волею Божиею, по обетованию жизни, яже о Христе Иисусе. Надписание сходно со всеми другими, указывает, кто к кому пишет и, как обычно святому Павлу, содержит некоторые термины, к которым повод подало содержание Послания и которые внесены, чтобы предуказать его. Апостол Иисус Христов волею Божиею . Волею Бога Отца, Апостол Сына Божия воплощенного, по единству воли Их. Не иная воля у Отца и иная у Сына, но одна и та же. Почему, чего хощет Отец, того же хощет и Сын. «Апостолом меня предположил (προεβαλετο) Владыка Бог; с Ним свосхотел (συμψηφισαμενου) сего и Христос Иисус» (Экумений). По обетованию жизни, яже о Христе Иисусе . В сих словах предуказание содержания Послания, которое и подало повод ко внесению их в сие надписание. Цель Послания — воодушевить святого Тимофея на мужественную проповедь о вере и блюдение верных в вере, пред лицом опасностей и смертей. Но в таких обстоятельствах, что могло столько воодушевлять, как не обетование жизни, которой самая смерть не отъемлет, а дверь в нее отверзает. Указание на это и делает Апостол в самом начале. Апостол я , говорит, по обетованию жизни , — по делу обетования жизни. «Владыка Бог с единоволением и Сына поставил меня Апостолом, чтобы я проповедывал людям обетованную жизнь вечную» (блаженный Феодорит). Он поставлен Апостолом возвещать сию жизнь всем людям, но, конечно, с уверенностию, что она прежде всего несомненное есть достояние самых возвещателей, следовательно, и святого Тимофея, как единого от таковых. Мысль об этом не могла не послужить ему в утешение и ободрение. Так святой Павел «в самом начале (Послания) ободряет душу его. Не напоминай мне, говорит, о здешних бедствиях: они доставляют нам вечную жизнь, где нет ничего такого, где нет болезни, печали и воздыхания» (святой Златоуст). Не опасности только — наша доля, но и всюду готовая смерть; но «умираем мы, чтобы жить вечно» (блаженный Феофилакт). Хотя это только обетовано, но обетование так несомненно, что мы все одно как бы уже имели ее. При всем том, однако ж, она все же есть впереди. «Если же она — обетование, то не ищи ее здесь; ибо упование видимое несть упование (ср.: Рим. 8, 24)» (святой Златоуст).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

свящ. Вадим Маркин События, предваряющие Рождество Христово Родословие Иисуса Христа: Мф. 1, 1–17 : Ведение родословной линии от Авраама до Иосифа, нареченного мужем Марии. Упоминание женских имен у Евангелиста Матфея (Фамарь 346 , Раав 347 , Руфь 348 и косвенно Вирсавии 349 ). Лк. 3, 23–38 : Родословная линия устремляется к Адаму и Самому Богу. Краткая историческая справка – Апостол Лука: Апостол и Евангелист Лука – автор третьего Евангелия, а также, по церковному преданию, автор книги Деяний Апостольских. По свидетельству Евсевия 350 и Иеронима, Лука был уроженец города Антиохии (Сирия). До своего Апостольского служения он, по преданию, был врачом. Он получил разностороннее греческое образование. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. Существует также древнее предание, что Лука был из 70 учеников, посланных Господом “во всякий город и место, куда Сам хотел идти” ( Лк. 10, 1 ). Другое предание говорит, что он был вместе с тем живописцем, начертавшим иконы Спасителя и Божией Матери, из которых последняя именуется Одигитрия, или Смоленская. Думают так же, что в трогательном Евангельском повествовании его о явлении воскресшего Господа двум ученикам, шедшим в Эммаус, под вторым учеником, имя которого не называется, разумеется сам Лука. Когда Лука присоединился к Апостолу Павлу и сделался его спутником неизвестно. Может быть, это было в 43 или 44 году по Р.Х. Апостол Лука написал святое Евангелие в 62–63 гг. в Риме под руководством Апостола Павла. Святой Лука четко выразил цель своего труда: полно и в хронологической последовательности описать по порядку все, что известно христианам о Христе и Его учении. Богословское содержание Евангелия от Луки отличается учением о всеобщности спасения, совершенного Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Апостол Лука написал Книгу Деяний святых апостолов, которая, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых учеников Христовых после Вознесения Христа. По церковному преданию, Апостол Лука написал первые иконы Божией Матери. “Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет”, – сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Апостол Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010