А.П. Скогорев Апокрифические деяния Апостола Павла Предисловие В самом конце II в. знаменитый христианский апологет, карфагенец Тертуллиан , обсуждая в своем трактате «О крещении» вопрос о том, может ли крестить женщина, рассказал историю появления на свет апокрифических деяний апостола Павла. По его словам, эта книга, в которой среди прочих бредней идет речь о св. Фекле, якобы получившей от апостола власть проповедовать и крестить, была написана неким малоазийским пресвитером; будучи уличен, он сознался, что написал ее «из любви к Павлу» 173 . В той или иной связи эту книгу упоминали многие церковные авторы III-V вв., среди них – Ипполит Римский , Ориген , Евсевий Кесарийский , Иероним, римский папа Геласий, а позднее, уже в средние века, – Константинопольский патриарх Никифор, отметивший, что она содержит 3600 строк, т. е. – почти на треть больше, чем каноническая книга «Деяний» (2800 строк). В церковной науке издавна установилась точка зрения, согласно которой история, рассказанная Тертуллианом , подразумевала хорошо известные и сохранившиеся во многих манускриптах «Деяния Павла и Феклы». Однако с середины XIX в., когда раннехристианская литература стала объектом пристального и тщательного изучения, исследователей все больше и больше смущало то обстоятельство, что учителя и отцы Церкви, говоря о «Деяниях Павла», упоминали наряду с историей Феклы и такие эпизоды, которые в этом сочинении отсутствовали. Не было их и в других известных к тому времени памятниках апокрифики, связанных с именем апостола Павла – его «Мученичестве», «Апокалипсисе», так называемом «Третьем послании к Коринфянам» и «Послании к Лаодикийцам». Кое-кто высказывал подозрение, что «Фекла», апокрифическая переписка с коринфянами и «Мученичество» представляют собой осколки некогда существовавшего единого повествования, о котором как раз и говорил Тертуллиан 174 . Однако это была всего лишь гипотеза. Но вот в 1896 г. в библиотеке старейшего в Германии университетского города Гейдельберга профессор Карл Шмидт обнаружил груду рассыпавшихся от времени папирусных обрывков, покрытых коптскими письменами.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

Автор перевода с сербского языка Светлана Луганская (sivi-sokol@mail.ru). Переводчик более не имеет возможности заниматься переводами, по причине тяжёлой болезни глаз. Вы можете внести свою лепту в оплату её труда через карту Сбербанка: 5469 4009 3099 3980. Карта привязана к телефону: +7 926 721 4153. Содержание Аннотация Предисловие автора к русскому изданию Примечание переводчика Заметка о докторской диссертации «Экклесиология Апостола Павла по святому Иоанну Златоусту» (догматическое исследование), представленная Богословскому факультету Афинского университета иеромонахом Афанасием (Евтичем). Предисловие Сокращения Введение. Великая благочестия тайна Глава 1. Икономия (Домостроительство) благодати Троичного Бога как Тайна Христова Глава 2. Богочеловек Христос и Церковь а) Церковь как Тело Христово б) Причастие Тела и Крови Христовой Глава 3. Святой Дух в Церкви а) Одна вера б) Жизнь во Христе Духом Святым Заключение     Аннотация Книга представляет собой перевод с сербского языка докторской диссертации иеромонаха Афанасия (Евтича) «Экклесиология апостола Павла по Святому Иоанну Златоусту », которая изначально была написана и опубликована в Афинах на греческом в 1967 году. Автор – ныне известный во всём мире архипастырь и богослов епископ Афанасий – дополнил свой труд уже в наше время для издания его на сербском языке. Эта книга позволит читателю прикоснуться к всестороннему святоотеческому пониманию Церкви как Богочеловеческого Тела Христа Спасителя. Предназначена для всех, интересующихся православным богословием. Любви Апостола Павла ко Христу Любви Иоанна Златоуста ко Христу и Апостолу Павлу Любви отца моего духовного Иустина ко Христу и сим двум Святым IEPOMONAXOY А ΘАПА ΣIOY М. ГIEBTIT Σ Η ΕΚΚΛΗΣΙΟΛΟΓΙΑ ΤΟY ΑΠΟΣΤΟΛΟY ΠΑYΛΟY ΚΑΤΑ ΤΟΝ ΙΕΡΘΝ ΧΡYΣΟΣΤΟΜΟΝ Διατριβ π διδακτορ ποβληθεσα ες τν Θεολογικν Σχολν το Πανεπιστημου θηνν ΑΘΗΝΑΙ 1967 Предисловие автора к русскому изданию С радостью приветствую этими несколькими словами во Христе Иисусе, Господе нашем, православных братьев в России, в Церкви Христовой, Полноте Исполняющего всё, по случаю издания на русском языке нашей книги об экклесиологии святого первоверховного апостола Павла, изложенной через богодухновенное толкование святых Отцов Церкви, и, прежде всего, святого Иоанна Златоуста , а также современных православных богословов.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Послание к галатам Галатия и устройство Церкви галатийской Галатия, иначе Галло-Греция, была областью Малой Азии, лежавшей между Пафлагонией (к Северу), Фригией (к Западу), Ликаонией (к Югу) и Понтом (к Востоку) и получившая своё имя от воинственных племён Галльского и Кельтского происхождения, которые около 280 года вторглись во Фракию и частью перебрались в Азию. Здесь они охотно поступали на службу к Азиатским царям и за деньги храбро сражались то с одним, то с другим народом. Никомед 1-й, царь Вифинии, за помощь в войнах дал им небольшую область во Фригии, из которой они распространились и далее, образовав небольшое государство. Смешавшись с греками, они говорили греческим языком с примесью своих племенных выражений и, следуя большей частью религии и обычаям Азиатских греков, сохраняли свойственную варварам простоту и грубость нравов. Занимались преимущественно войной и земледелием и мало имели торговых городов, из которых более замечательными были – Анкира, Тавий и Пессинонт. За 189 лет до Рождества Христова консул Манилий Вильсон покорил Галатию римской власти, а Помпей за услуги в войне с Митридатом дал галатам царя, в 64-м году, но не надолго. С 26-го года, по смерти последнего их царя, Аминты, римский сенат стал посылать им своих прокураторов. Во время второго своего путешествия в Малой Азии, апостол Павел прошёл и Галатию ( Деян.16:6 ), и задерживаемый болезнью ( Гал.4:13 ), оставался здесь некоторое время. Галаты приняли его, как ангела Божия ( Гал.4:14 ); они скоро отказались от идолослужения и хорошо пошли путём Евангелия ( Гал.4:8; 5:7 ) и потом терпеливо перенесли испытания в вере ( Гал.3:4 ). В третье своё путешествие, апостол из Антиохии отправился опять в Галатию для утверждения новообращённых в вере ( Деян.18:23; 19:1 ); таким образом устройство Церквей галатийских первоначально и окончательно принадлежит апостолу Павлу. И хотя в этой стране трудился во благовестии и апостол Пётр, как это видно из надписи в его Послании ( 1Пет.1:1 ; Гал.2:11 ); но честь первоначального просвещения галатов апостол Павел приписывает исключительно себе ( Гал.1:6,8,11 ). Повод к написанию

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Пятнадцатый день. Св. апостол Онисим. (Об отношении господ к слугам). I. В Малой Азии, в области Фригии, жил богатый и сановитый человек, по имени Филимон. Услышав проповедь апостолов, он обратился в христианство, а потом сам был причислен к семидесяти апостолам. У него был раб Онисим, впоследствии св. апостол Онисим, один из семидесяти, память коего совершается ныне. Провинившись в чем-то пред своим господином и боясь наказания, он бежал в Рим, где в то время проповедывал Евангелие апостол Павел. Онисим последовал за ним; принял от него крещение и не покидал апостола даже и в заточении его. Ап. Павел очень полюбил своего нового последователя, «верного и возлюбленного брата нашего», как он называет его в своем послании к колоссянам. В то же время он написал «Послание к Филимону», господину Онисима, и просил его простить последняго. «Молю тебя, писал он Филимону, о моем чаде, егоже родил я в узах моих; ты же прими его, как родного сына моего». Так отзывался апостол об Онисиме. Филимон не только простил Онисима, но и отпустил его на волю. Тогда еще с большею ревностию стал служить Онисим апостолу Павлу и по смерти его сам стал проповедывать Евангелие в Испании, Греции, малой Азии и уже в старости был поставлен епископом ефесским после Тимофея и Иоанна Богослова. Когда во время Траяна было воздвигнуто гонение на христиан, Онисим за обращение язычников был призван на суд в Рим и там просидел 18-ть дней в тюрьме, а потом сослан в заточение в Путиоль, город в Кампании, в Италии. Но и там он не оставлял проповеди Христовой, во второй раз был призван на суд и в 109-м году побит камнями, по другим, – после истязаний казнен. Мощи св. Онисима – в Константинополе. II. Обращение св. апостола Павла и Филимона с Онисимом, полное христианской любви, дает нам, возлюбленные во Христе братия, побуждение побеседовать сегодня с вами о том, какие должны быть отношения господина к слуге. а) Отношение между домохозяевами и прислугою должно основываться, подобно другим семейным отношениям, на указаниях слова Божия, т. е. на началах нравственных.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Толкование на Апостол из второго послания Апостола Павла к Коринфянам, читаемый в девятнадцатую неделю (2Кор.11:31–32:12:1–9) Были мужи лжеапостолы, которые представлялись и притворялись Апостолами Христовыми ( 2Кор.11:15 ), дабы им чрез проповедание веры во Христа посеять коварно в душах верных злые плевелы развращенных их учений. Зная же они, что ежели уничтожат в верных уважение и почитание к Павлу, то будет иметь успех развращенное их учение, и истребятся семена истины, посеянные от него, соплетали на него всякого рода обвинения и клеветы, силясь уверить всех, что он не есть Апостол Иисус Христов, но льстец и обманщик. Павел, сей человек Божий, усмотрел, что нужно ему отразив обвинения их доказать, что он есть истинный Апостол, дабы не прельщены ими были уверовавшие, отвергшись Евангельской истины, не лишились бы вечного спасения, так как он и уверял, что постановление его было постановление и утверждение истинной веры ( 2Кор.12:11:21 ): почему принужден был, и не хотя, описать Коринфянам, между коими лжеапостолы проповедовали, и род свой, и предков, и звание, и труды, и подвиги, и бедствия, и гонения, и прочие свои страдания. А дабы совершенно удостоверить их о себе, то принужден был объявить им и чудеснейшие свои дары, как то откровения, и особенно видение, которое видел за четыренадесять пред тем лет, но скрывал дотоле и умалчивал: поелику же он тут должен был хвалить и прославлять самого себя, то с толикою мудростию составил и толиким смиренномудрием растворил повествование свое о том, что хотя кажется сам себя похваляет, однако же слыша то всякий с удивлением не только уверяется, что не суть то слова самохваления, но и пленяется сердце каждого сладостию Божественной любви. Ежели обратите все внимание ваше к уразумению ныне чтенных слов послания его, то получите совершенное в том удостоверение. 2Кор.11:31 . Братие, Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа весть, сый благословен во веки, яко не лгу. Поелику Апостол Павел и прежде повествовал, и теперь намерен повествовать о делах великих и неудобовероятных, особенно о видении своем, то боясь, что, может быть, слыша о том не поверят ему, призывает во свидетеля Бога, который будучи всеведущ знал и сие, т. е. то, что он не лжет, но говорит истину. « Бог же », рек, « и Отец Господа нашего Иисуса Христа », потому что Иисус Христос есть и человек совершенный и Бог совершенный: и поколику он человек, то Бог есть Бог его, якоже и всех других человеков: а поколику Бог, то Бог Отец Его есть, яко прежде всех веков Его родивший. Виждь при сем, с коликим благоговением призвал он во свидетеля Бога. Произнесши имя Божие тотчас рек: « сый благословен во веки. Бог, говорит, Который есть хвален и препрославлен в бесконечные веки. Таким образом предуготовив души слушающих к тому, чтобы поверили глаголемым от него, начинает повествование так:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Читатели послания Повод и цель написания послания Время и место написания Разделение послания по содержанию Подлинность послания Литература Глава 1 2 3 4 5 6     Читатели послания До сих пор еще не установлено, где искать читателей этого послания – Галатийские церкви. По давно установившемуся взгляду, Галатия, куда направлял Апостол Павел свое послание, – это страна в центре Малой Азии, получившая свое название от поселившихся в ней галльских (кельтских) племен (около 277 г. до Р. X.), у которых главными городами были Анкира и Пессин. Сторонники этого взгляда говорят, что Павел посетил эту страну впервые во время путешествия, о котором упоминается в Деян.16:6 , и в это время проповедовал там Евангелие. Потом он еще раз посетил Галатию ( Деян.18:23 ; ср. Гал.4:13 ). Другие ученые полагают, что под Галатией нужно разуметь не только страну, где обитали Галаты, но всю римскую провинцию Галатию, в которую входили собственно Галатия и кроме того страны Фригия, Писидия и Ликаония, т. е. те страны, которые Апостол Павел и Варнава посетили во время первого апостольского путешествия ( Деян.13:14 ), с городами: Антиохией (в Писидии), Иконией, Листрой и Дервией. При таком предположении, первое пребывание Апостола в Галатии совпадает с тем путешествием, о каком говорится в Деян.13 и Деян.14 , а второе – с тем, о котором говорится в Деян.16:6 . Из этих двух предположений мы более правильным признаем первое, т. е. полагаем, что у Апостола Павла под Галатией разумеется страна только Галатов или собственно северная часть римской провинции Галатии, и вот по каким соображениям. По Гал. 4:13 и сл. Павел основал церкви в Галатии потому, что был задержан в тех местах болезнью своею. И в Деян.13 и Деян.14 нет никакого намека на какую либо болезнь Апостола. Напротив, по изображению этих глав, Апостол Павел в то время развил крайне интенсивную деятельность и быстро проходил из одного места в другое. Между тем, чрезвычайно вероятно, что именно болезнь, постигшую Павла в Галатии, и разумеет писатель кн. Деяний в Деян.16:6 и сл., где говорится, что «Дух» воспрепятствовал Павлу идти в Асию, т. е. на берег нынешней Малой Азии, почему Апостол и остался проповедовать Евангелие в средине Малой Азии (во Фригии и Галатии). Но если Апостол тогда в первый раз пришел к «Галатам», то, очевидно, под «Галатами» нужно разуметь не те христианские общины, о каких упоминается в Деян.13 и Деян.14 , а те, какие существовали в Галатии в узком смысле этого названия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Благовестническая деятельность св. Апостола Павла в Ефесе. Восточное предградие Ефеса. – Дом Акилы и Прискиллы и первый ефесский храм. – Прибытие Ап. Павла в Ефес. – Двенадцать учеников Иоанна Крестителя и первый вопрос к ним Ап. Павла о принятии Св. Духа. – Их отрицательный ответ. – Они были крещены только крещением Иоанна. – Оглашение их христианской проповедью Ап. Павлом. – Крещение их христианским крещением. – Злоупотребление некоторых толкователей мыслью 5-го стиха в пользу повторяемости крещения. – Опровержение мнения, что 5-й стих составляет продолжение речи самого св. Апостола. – В 5-м стихе говорится о новом крещении Иоанновых учеников, а не о припоминании ими, что они еще ранее получили крещение. – Опровержение мнения, что Иоанновы ученики крестились лишь только потому, что полученное ими Иоанново крещение было неправильно. – После первой Пятидесятницы свв. Апостолы крестили новым христианским крещением всех без исключения, веровавших во Христа Иисуса. – Сообщение новокрещенным через руковозложение даров Св. Духа. – Впечатление, произведенное крещением и получением даров Св. Духа на присутствовавших и через них – на ефесян. – Как могло случиться, что эти Иоанновы ученики ничего не знали об Иисусе Христе? – Когда они прибыли в Ефес? – Проповедь св. Ап. Павла ефесским иудеям в синагоге. – Ожесточение против него иудеев. – Ап. Павел покидает иудейскую синагогу. – Проповедь св. Ап. Павла в школе Тиранна. – Благоприятные последствия благовестнической деятельности св. Ап. Павла. – Сообщение св. Дееписателя о внутренней силе проповеди св. Ап. Павла. – Нужда в видимых знамениях истинности проповеди св. Апостола. – Чудеса, совершавшиеся св. Апостолом. –  Исцеление от платков и опоясаний его. – Подражание св. Павлу со стороны иудейских заклинателей. – Сыновья Скевы. – Их неудачная попытка изгнать беса именем Иисуса Христа. – Влияние этой неудачи на ефесское население. – Исповедь уверовавших. – Ефесские чародеи. – Сожжение ими своих книг. – Ефес, как центр благовестнической деятельности Ап. Павла в Асии. – Указания на нее в Деяниях и Посланиях св. Павла. – Несомненность посещения св. Павлом из Ефеса окрестных городов. – Забота его о ранее основанных церквах. – Путешествие его в Коринф. – Написание Послания к Галатам. – Написание 1-го Послания к Коринфянам. – План дальнейшего путешествия св. Павла. – Отправление им некоторых своих сотрудников в Македонию. – Почему возник бунт Дмитрия Среброковача? – Подстрекательная речь Димитрия. – Возбуждение толпы ремесленников. – Толпа схватывает Гаия и Аристарха. – Предупреждение св. Павла азиархами. – Александр-медник. – Речь γραμματεσ " а.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

После того, как Апостол отправил в Коринф первое свое послание, совершил туда путешествие Тит, один из главнейших сотрудников Павловых, для сбора милостыни в пользу церквей палестинских ( 2Кор. 7:6; 8:6 ). Через него Апостол получил приятные известия об исправлении коринфян и о том, что первое послание произвело глубокое впечатление в их сердцах ( 2Кор. 7:7 ). Но между приятными известиями, которые принес Тит, было одно неприятное, именно известие о том, что в коринфскую Церковь (подобно как и в некоторые другие, основанные Павлом) вошли и действуют с успехом иудействующие лжеучители, как бы личные враги Апостола Павла. Эти лжеучители старались унизить Апостола во мнении коринфян и возбудить в них неблагорасположение к нему. Для этой цели они старались добрым свойствам Апостола Павла дать худое значение; а именно совершенное бескорыстие, скромность, смирение и простоту в проповеди его старались представить как очевидное сознание собственной слабости ( 2Кор. 10:10, 11; 11:1, 4, 12, 13, 14 ). Старались также перетолковать и поведение Апостола относительно коринфян, Апостол в первом послании обещал побывать в Коринфе на пути в Македонию и из Македонии ( 2Кор. 1:16 ; сн. 1Кор. 16:3, 6, 7 ); по некоторым обстоятельствам заставили Апостола Павла изменить свое намерение и отложить до более удобного времени посещение Коринфа ( Деян.19:21; 20:2, 3 ; сн. 2Кор.1:15, 16, 23, 24 ). Это замедление приходом лжеучители выставляли как несомненный знак непостоянства и боязливости Апостола Павла. А отсюда делали заключение, что Павел столь же непостоянен и в учении и, следовательно (по их мнению), не может называться Апостолом!.. Чтобы утишить эту вновь начинавшуюся бурю в коринфской Церкви и отвратить от себя хитросплетаемые обвинения, Апостол Павел, решившись (на некоторое время) не приходить в Коринф, опять с огорчением ( 2Кор. 2:1 ) написал к ним второе послание, в котором составил, так сказать, апологию своего апостольского служения. «Тот не погрешит, кто назовет это послание похвальным словом Апостолу Павлу», говорит св. Златоуст (Беседа 21, на второе послание к Коринф. стр. 425). § 103. Время и место написания второго послания

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Пребывание в Коринфе и Никополе       Во время этих переходов ап. Павла встретил нарочито искавший его Ераст из Коринфа. Он упросил св. апостола посетить и его родной город, в котором также чувствовалась нужда в его личном присутствии. Так ап. Павел в начале осени 64-го года прибыл в Коринф, – большой торговый город, где сталкивались по различным побуждениям жители всех тогда известных стран. Он представлял собой довольно обширное поле для деятельности христианского проповедника. Но вместе с тем в нем было много и элементов, вредных для успешного насаждения среди его жителей христианской веры и благочестия. Об этом дают нам ясное понятие первое и второе послание ап. Павла к коринфянам, а равно и повествование «Деяний» о двукратном пребывании его в этом городе. И в это последнее свое пребывание ап. Павлу пришлось много потрудиться при водворении мира и христианского единодушия между членами коринфского христианского общества. Теперь прежние партийные споры усилились еще более после того, как увеличилось число членов, среди которых стали появляться люди, искавшие в христианстве удовлетворения то своим философским стремлением, то низшим инстинктам своей природы. Эта шаткость и неустойчивость коринфского общества в христианских истинах осталась и после посещения его ап. Павлом. Оно заявило себя с плохой стороны в истории церкви и еще раз уже после ап. Павла. Так Климент, ученик апостола, писал к коринфянам нарочитое послание из Рима в котором и увещевал их твердо держаться преданного им от апостолов христианского учения. Несомненно однако, что ап. Павел, замечая ненадежное состояние коринфского общества, пробыл среди него довольно продолжительное время. По крайней мере, временем его отбытия отсюда нельзя указать более раннее, чем конец осени или начало зимы 64-го года. В послании к Титу на о. Крит, он пишет, что собирается провести зиму в городе Никополь, и туда зовет к себе этого своего ученика. Но что побудило ап. Павла написать Титу это послание и провести зиму в незначительном городке? – Это побуждение заключалось в решении апостола отправиться в Рим лишь только откроется морская весенняя навигация.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению) Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. ( 1Кор.11:26 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В Великий Четверг, благословенный день Святой Трапезы Господней, мы слушали с вами вдохновенные строки Первого послания апостола Павла к коринфянам (см.11:23 32), в которых верный последователь Христов говорит о важности достойного причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Строки этого послания необыкновенно интересны для нас, поскольку, с одной стороны, они повествуют о Тайной вечере Господней и, с другой стороны, что особенно важно, содержат первую запись слов Господа нашего Иисуса Христа, установившего для всех Своих последователей таинство Святого Причащения. Ведь известно, что Послание апостола Павла к коринфянам было написано до создания самого раннего Евангелия. Почему же апостол Павел напоминает христианам Коринфа об установлении таинства Евхаристии? Со временем они стали забывать великое значение вечери любви, превратив ее в простой ужин, упиваясь и объедаясь. Чтобы пробудить в них чувство стыда, апостол напоминает: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Первоверховный Павел говорит, что Причащение Святых Христовых Таин есть святое таинство Церкви, которое дано нам непосредственно от Господа нашего Иисуса Христа. Апостол подчеркивает: от Самого Господа принял то . Как должно понимать это высказывание? Ведь мы знаем, что он не был непосредственным свидетелем Тайной вечери. Если бы апостолу Павлу рассказали о ней другие апостолы, то он так бы об этом и написал, для чего надо было говорить: я принял . Разумеется, употребляя личное местоимение, апостол указывает на действительно имевшее место откровение от Господа, которое было ему.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010