2 Свящ. муч. Феодота. Св. Арсения 3 Мч. Евтропия и Клеоника 4 Пр. Герасима. Мч. Павла 5 Мч. Конона. Пр. Исихия 6 Святых 42 мучеников Амморейских 7 Священномуч. Ефрема, Василия и других 8 Пр. Феофилакта и Дометия 9 Святых 40 Мучеников Севастийских 10 Мч. Кодрата и Киприана 11 Святого Софрония, патр. Иерус. 12 Пр. Феофана. Святого Григория 13 Святого Никифора патриарха Царегр. 14 Преподоб. Венедикта. Св. Феогноста 15 Муч. Агапия, Пуплия и других 16 Муч. Савина и Трофима 17 Пр. Алексия, человека Божия 18 Святого Кирилла Иерусалимского 19 Мучен. Хрисанфа, Дарии и Клавдия 20 Преподоб. Иоанна, Сергия и Патрикия 21 Пр. Иакова еп. Святого Фомы 22 Священномученика Василия 23 Преподобномученика Никона. Муч. Лидии 24 Пр. Артемона. Святого Артемия 25 Благовещение Богородицы 26 Собор Архангела Гавриила 27 Святой Матроны Селунской 28 Пр. Илариона и Стефана 29 Святого Марка. Пр. Кирилла 30 Пр. Иоанна, писателя Лествицы 31 Преп. Ипатия. Св. Ионы, Митроп. Киевск. Месяц апрель 1 Преподобной Марии Египетской 2 Пр. Тита. Мученика Поликарпа 3 Преподобнлго Никиты. Муч. Елпидифора 4 Преподоб. Иосифа и Георгия 5 Мучеников Феодула и Агафопода 6 Свят. Евтихия, патриарха Константиноп. 7 Преподобных Георгия и Даниила 8 Апостолов Иродиона, Агава, Руфа и друг. 9 Муч. Евпсихия. Преподобномученика Вадима 10 Мучеников Терентия и Максима 11 Св. муч. Антипы. Преподобного Иоанна 12 Святого Василия. Прп. Исаака 13 Священномученика Артемона 14 Св. Мартина, папы Римского 15 Апостолов Аристарха и Трофима 16 Мучениц Агапии, Ирины и Хионии 17 Св. Симеона. Пр. Зосимы Соловецкого 18 Преподобного Иоанна. Св. Космы 19 Преподобного Иоанна. Св. Георгия. 20 Препод. Феодора и Анастасия 21 Священномученика Ианнуария 22 Преподоб. Феодора Сикеота 23 Святого Великомученика Георгия 24 Мучен. Саввы Стратилата 25 Апостола и Евангелиста Марка 26 Священномуч. Василия. Св. Стефана 27 Священномучен. Симеона, епископа Иерусал. 28 Свят. Апост. Иасона и Сосипатра 29 Святых 9 Мучеников в Кизике 30 Апостола Иакова. Святого Доната Месяц май

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Сумма членов собора, вошедших в его состав по выборам, достигает 23%. Но и в этой группе решительное преобладание могли иметь только последователи раскола, отчасти потому, что православные приходы, отдававшие себе полный отчет в происходящем, не признавая распоряжения захватчиков церковной власти действительными, а созываемый ими собор законным, не принимали участия в самых выборах, а главным образом потому, что выборы не были свободны, как это хорошо известно всем без всяких дальнейших разъяснений. Благодаря принятым мерам, на собор по выборам могли пройти лишь 45 так называемых беспартийных. Это – православные, отступившие от строго канонических начал, запрещающих входить в какие бы то ни было отношения с расколом, и принявшие участие в соборе с целью защищать на нем предания Церкви. Таким образом, на так называемом втором поместном соборе могли быть все, даже инославные христиане и русские сектанты, но не могли быть только строго православные хранители богоустановленного порядка в Церкви. Не был этот собор православным и по своей деятельности. Вселенские Соборы (Римск. VI, I; VII, I) заповедуют Церкви строго хранить каноны соборов вселенских и поместных и правила Свв. отцов, принятые Восточною Церковью для руководства к устроению жизни и собранные в книге правил. Одна из верховодивших на соборе партий в самой своей программе требует составления «нового кодекса правил, которыми надлежит руководствоваться взамен устаревшей книги правил» (программа союза древн[их] Апостол[ьских] общин § 14). Но и весь собор в целом обнаруживает полное пренебрежение к авторитету Вселенской Церкви, принимая такие постановления, как введение брачного епископата или второбрачие священнослужителей, вопреки вселенским канонам (Трулл[ьского] Собор[а] Прав[ила] 3, 6, 12. Апост[ольское правило] 17). Собор был сорганизован наподобие представительных собраний политического характера. Выборы на него происходили по спискам, вносимым на баллотировку партиями (§ 29) , места на соборе распределялись по числу голосов, поданных за каждый список (§ 24) .

http://bogoslov.ru/article/6172721

е. епископского сословия, контролю и власти которого подчинен и первенствующий епископ Церкви (Апост[ольское] правило 34), а не только рядовые епископы». Этим указанием украинские епископы как бы перечеркивали резолюцию Экзарха, а заодно и временно первенствующему Заместителю Местоблюстителя, на всякий случай, напоминали о его подчиненном положении. «Вопрос об отношении Православной Церкви к Соввласти, – продолжали далее они, – есть вопрос общецерковный, а не частный, и притом имеет первостепенную важность. И сам первенствующий епископ не может решать его, не испросив общеепископского голоса. Решение же этого вопроса отдельным епископом или отдельной группой христиан есть самоволие, не согласное ни с христианской нравственностью, ни с церковными канонами, и кроме вреда Церкви ничего принести не может, что уже и начинает сбываться у Вас на Черниговщине. А посему мы, Украинские православные епископы, братски заповедуем и умоляем преосвященного Матфея и др. участников сего дела оставить это вредное для Церкви начинание и отказаться у Соввласти от этой декларации, заявив и ей, что вопрос об отношении Православной Церкви к Соввласти есть вопрос общецерковный и канонически решен может быть только в общецерковном порядке всем епископатом, а не отдельными группами лиц, и что этот вопрос уже обсуждается епископами». В столь изящную форму украинские епископы – в первую очередь епископ Василий (Зеленцов) – облекли «крамольную» мысль о том, что вопрос о признании Церковью советской власти все еще является открытым, что «этот вопрос уже обсуждается епископами». И это на девятом году этой самой «Соввласти»! Неудивительно, что это заявление привело ГПУ в ярость. Неудивительно и то, что, когда после окончания нэпа советская власть возобновила расстрелы епископов, первым из казненных стал 7 февраля 1930 г. священномученик Василий (Зеленцов). Управлявший Черниговской епархией викарий после такого обращения к нему заочного Собора архиереев полностью стушевался. «Епископ Матвей Черниговский, – сообщалось о нем в направленном в Москву докладе-сводке харьковского Секретного отдела за июль-август 1926 г., – получив указанные выше воззвания (имелись в виду резолюция митрополита Сергия и постановление украинских епископов – свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Но вслед за этим, после резких выпадов в правительственных газетах, по отношению к духовным руководителям Церкви, 13/26 февраля В.Ц.И.К., для оказания помощи Голодающим, постановил изъять из храмов все драгоценные церковные вещи, в том числе и священные сосуды и проч. богослужебные церковные предметы [ 3 ]. С точки зрения Церкви, подобный акт является актом святотатства, и мы священным нашим долгом почли выяснить взгляд Церкви на этот акт, а также оповестить о сем верных духовных чад наших. Мы допустили, ввиду чрезвычайно тяжких обстоятельств, возможность пожертвования церковных предметов, неосвященных и неимеющих богослужебного употребления. Мы призываем верующих чад Церкви и ныне к таковым пожертвованиям, лишь одного желая, чтобы эти пожертвования были откликом любящего сердца на нужды ближняго, лишь бы они действительно оказывали реальную помощь страждущим братьям нашим. Но мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской церкви и карается Ею, как святотатство, мирянин отлучением от Нея, священослу житель извержением из сана (апост[ольское] правило 73, Двукрат[ный] Вселенск[ий] Собор[,] прав[ило] 10). Дано в Москве 15 февраля 1922 года. Смиренный Тихон, Патриарх Московский и Всея России [ 4 ]. – Л. 7-об. Машинописная копия того времени, сделанная между 1 и 8 марта 1922 г. в Секретном отделе Московского губотдела ГПУ и заверенная его секретарем А. Н. Пряниковым. Вверху л, 7 рукописная помета: “т. Молотову”. Здесь же штамп о принадлежности документа к делопроизводству заседания Политбюро, протокол п. 33 от 13 марта 1922 г. 23–5). – PЦXIДHU, ф. 5, оп. 2, д. 48, л. 6-об. Другой заверенный экземпляр той же машинописной закладки с той же заверительной подписью. Вверху л. 6 рукописная помета: “т. Ленину”. Здесь же штамп “Архив т. Ленина” с рукописным входящим номером. – ЦАФСБ. Особый архив, д. 1780, т. 2, л. 60-об. Заверенная машинописная копия того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Притом и имеющих подобные документы пришельцев каноны позволяют принимать в общение только в том случае, если они – проповедники (и исповедники) благочестия: «Не принимати никого из чужих епископов или пресвитеров или диаконов без представительный грамоты; и когда оная предъявлена будет, да рассудят о них; и аще будут проповедники благочестия, да приемлются, аще ли ни, подайте им, что нужно, а в общение не приемлите их» (Апост[ольское] прав[ило] 33). Так как все выселенные были уклонившиеся в ересь, то они все не были приняты в церковное общение. Кроме того, так как от Константинопольской Церкви, при поспешности выселения не было взято никаких документов, удостоверяющих монашеский или священный сан тех из выселенных, кто его действительно там получил, – то, за исключением 8, все выселенные афонские имябожники не были приняты в качестве монахов, но были облечены в мирскую одежду и отправлены на родину, по месту приписки, как миряне. 148 Восемь же человек, признанные в священном или иноческом сане но разным документальным основаниям, были отправлены на подворье Андреевского скита. Из непризнанных в сане пришельцев 40 человек, обвиняемых и подозреваемых судебной властью в уголовных преступлениях, были арестованы. Позже, определением от 27 августа 1913 года за 7644, Святейший Синод постановил, между прочим: «1) усвоить последователям нового лжеучения наименование имябожников, как наиболее соответствующее содержанию их учения, 2) отправить «послание» от имени Святейшего Синода Его Всесвятейшеству Вселенскому Патриарху Герману V с просьбой произвести канонический суд над упорствующими (выселенцами с Афона), а раскаявшихся разрешить Российскому Святейшему Синоду принимать в церковное общение, и сообщить решение Константинопольского Синода относительно этого дела, 3) по получении ответа от Патриарха иметь суждение о дальнейших мерах, касающихся упорствующих имябожниках... 6) предоставить епархиальному епископу лично или через иереев «разрешать от греха ереси и противления Церкви» каждого искренно раскаявшегося имябожника, допустить его к святому причащению и разрешить поступать в тот монастырь, куда примут, предписав настоятелю и духовнику сего монастыря подвергнуть его строгому надзору, 7) зачисление в братию или признание его в монашеском звании отложить на предписанный законом срок, в продолжение коего он должен находится в числе испытуемых».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

5-го июля преосвященный служил с теми же сослужащими лигургию в Николаевской церкви и в пять часов вечера этого дня, сопровождаемый множеством народа, довольный и радостный отбыл из города 1128 . И тут, таким образом, торжество воссоединения ничем не омрачилось. «Так, благодаря Богу, и сомнительный Велиж – уже православный», – писал 6-го июля Скрипицин Пратасову. Из Велижа, по приглашению пр.Смарагда и с разрешения Пратасова 1129 , Лужинский отбыл в Оршу для совместного с пр.Смарагдом служения 8-го июля в древнем Оршанском женском монастыре, находившемся в двух верстах от города за Днепром. Скрипицин следовал за ним. Служение двух епископов здесь было особенно желательно, потому что к 8-му июля в монастырь стекался народ со всей Могилевской губернии. Теперь его было более 12 тысяч. По окончании богослужения епископы с трудом пробрались к келье, – народ толпой окружал их. Послужив 8-го июля вместе с пр.Смарагдом, пр.Василий на другой день, в сослужении воссоединенного и древле-православного духовенства, совершил литургию в Оршанском соборе; архиеп.Смарагд присутствовал в алтаре 1130 . Богослужению 8-го июля, по его влиянию на умы жителей, Скрипицин придавал особенно сильное значение 1131 . 30-го июля пр.Исидор и Василий освящали церковь во имя Преображения Господня в с.Спасе, при загородном архиерейском доме. Перед освящением был крестный ход из Софийского собора в Николаевский, а отсюда пр.Василий с крестом, устроенным пр.Евфросинией, в сопровождении древле- и ново-православного духовенства, шествовал в Спас, где был встречен пр.Исндором, и затем они вместе совершили освящение 1132 . 5-го августа пр.Исидор и Василий прибыли в Велиж. «Велижские граждане», – писал пр.Исидор, – «благочестивым усердием уничтожили всякое сомнение относительно их благонадежности... Еще до прибытия нашего в Велиж, народ собрался у заставы, чтобы нас встретить, и проводил до Св.Духовской церкви, а отсюда до Николаевской. Много было римлян, но они, наравне с прочим, просили нашего благословения» 1133 . На следующий день епископы служили литургию и совершали крестный ход 1134 . По словам пр.Василия, торжество чуть было не омрачилось по вине православного духовенства. По наущению прот.Ремезова и архим.Павла, пр.Исидор потребовал, чтобы крестный ход был совершен по-православному, иначе он намерен был отказаться от совместного служения. Узнав об этом, горожане рано утром прислали городского голову, старост трех униатских храмов, купцов и чиновников, которые просили пр.Исидора, чтобы на этот раз был соблюден униатский обычай: «В противном случае», – говорили посланные, – «мы не ручаемся, что не случится какого-либо беспорядка во время крестного хода по глупости женского пола». Пр.Василий, с своей стороны, напомнил пр.Исидору о Высочайшем повелении, разрешающем униатам соблюдение не искажающих догматы обрядов, а также о той ответственности, какой он себя подвергает, – и тот уступил» 1135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Алексий вызвал несколько учеников пр. Сергия. Св. Феодор (1395), племянник святого, постриженный им на 12 году от рождения, получил от него благословение на желание построить обитель. Пр. Сергий сам ходил благословить место для Симоновской обители на берегу р. Москвы, и св. Феодор, впосл. архиеп. Ростовский, был ея игуменом и архимандритом. По желанию кн. Владимира Андреевича Храброго, пр. Сергий в 1374 г. заложил близ Серпухова Высотский монастырь, пришел туда пешком, и оставил игуменом пр. Афанасия (прест. после 1401), отличавшегося любовью к просвещению. Пр. Мефодий (1392), после нескольких лет обучения монашеству у пр. Сергия, по его благословению, удалился за г. Дмитров в глухое лесное уединение; когда стали стекаться ученики, святой благословил его перейти в другое место. Мефодий сам трудился при построении церкви и келлии, и основал Николаевскую Песношскую обитель. Быв на родине своей, в Ростове, пр. Сергий благословил иноков Феодора (1409) и Павла (прест. вскоре) устроить, на выбранном им месте, Борисоглебский монастырь. По просьбе вел. кн. Димитрия Донского пр. Сергий основал два монастыря: в 1378 г. Дубенский на Стромыни, поставив игуменом ученика Леонтия, и обетный, после Куликовской победы. Игуменом последнего был ученик святого и духовник Сергиевой обители, пр. Савва, которого позднее сын Димитриев, Юрий, упросил создать Звенигородскую обитель на Сторожевой горе. Не раз отправляясь, и всегда пешком, умиротворять безпокойного кн. Олега рязанского, пр. Сергий основал по пути, близ Коломны, на урочище Голутвине, монастырь, наименованный Голутвинским, и поставил игуменом ученика Григория. Пр. Авраамий Галичский (1375), постриженник святого, построил обитель на урочище Чухломе, бл. Галичского озера. Им были созданы еще три монастыря. Пр. Сергий Нуромский (1412), оставивший Афон для пр. Сергия, был его учеником; желая потом пустынного уединения, он основал обитель на утесистом берегу р. Нурмы. Учениками пр. Сергия были: Пр. Роман Киржачский (1392), основатель и игумен обители около села Киржача.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

22. Обретение мощей мучч. в Евгениевых. Петр. М. 11 в. Преп. Фалассия и Лимния. Петр. Пр. Варадата. (Петр. 26 февр.). 22. Обретение мощей свв. мученик, иже во Евгении. Св. Афанасия исповедника. Преп. Фалассия и Лимния. Пр. Варадата подвижника сирийского. Св. муч. Маврикия и 70 воинов. 23. Пр. Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Моисея и Дамиана. Петр. Александра игумена неусыпающих. 247. 23. Св. Поликарпа. Иерон. Б. Р. мР. В. А. У. Н. 26 янв. Иерон. вторично 1-го февраля. 23. Препп. Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония и других. Преп. Александра, игум. обители неусыпающих. 24. Обретение главы Иоанна Крестителя. Б. мР. В. А.У. Н. 24-го Англ. (по Миню) 28 февр. 27. Пр. Фалалея сирийского отшельника. 28. Св. Протерия, патр. александрийского. Канон Иоанна монаха. 28. Св. муч. Нестора магидийского. Иерон. мР. А. У. Н. 26 февр. 28. Св. Протерия, патр. александрийского. 29. Пр. Кассиана, Канон Иосифа. Иоанна, нареченного Варсанофия. 239. Муч. Феостирикта. М. 11 в. 29. Преп. Кассиана римлянина. Пр. Иоанна, нареченного Варсанофия. Св. муч. Феостирикта. 1. Мучч. Нестора в Тривимия. Пр. Домнины сирийской подвижницы. Свв. мучч. Маркелла и Антония. 2. Преп. Агафона. 246. 440 муч. от Лонгобардов. Дим. Рост. Евфалии девы. 240. 2. Пр. Агафона египетского. 3. Свв. Зинона и Зоила. 1370. Пр. Пиамы. 1370. 3. Свв. Зинона и Зоила. Св. Пиамы девы. 4. Св. Григория, еп. Константина града кипрского. 5. Муч. Евлампия. 1370. 5. Св. муч. Конона исаврийского. Пр. Исихия постника. Преп. Марка постника. Пр. Евлогия палестинского. Св. муч. Евлампия. 6. Муч. Конона и сына его Конона. Мак. Обретение св. Креста. 1370. 6. Преподобномуч. Конона и сына его Конона. Р. 20 мая. А. У. Н. 29 мая.Обретение св. Креста. Иерон. Б. Алляц. мР. В. Р. А. У. Н. 3 мая. 6. Пр. Аркадия кипрского. 7. Пр. Емилиана. 246. 7. Пр. Емилиана монаха. 8. Св. Феодорита пресвит. антиохийского. мР. А. У. Н. 23 окт. Ф. Н. 23 марта. Иерон. Н. еще 10 апр. 8. Пр. Дометия. 9. 40 мучч. Иерон. Б. Р. В. 9 марта. мР. Р. (вторично) А. У. Н. 11 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Но канонам восточно-православной церкви и церковным законам Сербской церкви различаются семь степеней наказания. Первой карательной мерой служит напоминание. Оно со- —741— стоит в разъяснении виновному его прямых обязанностей. Эта мера применяется к духовным лицам, не только, как к таковым, но и как к гражданам государства, по совершении и в предупреждение хотя бы и маловажных проступков. Этим выясняется знамение правонарушения и те нежелательные последствия, которые ожидают виновного, если он не исправится. По канонам, напоминание может повторяться два и три раза, после чего следует более тяжкая мера наказания. (Ап. пр. 31; II всел. соб. пр. 6; IV всел. соб. пр. 18; Трул. пр. 31, 34: Гангр. пр. 6; Сардик. пр. 14; Антиох. 5; Карф. пр. 10; I–II соб. пр. 13, 15 и далее). В 1890 году новым церковным законом у нас впервые введено напоминание, как мера наказания, которая заносится в штрафной журнал и сопровождается уплатой штрафа по таксе. Второй степенью наказания является внушение, которое встречается в древнейших церковно-правовых источниках. В первые века христианства внушение неисправимым делалось епископами и соборами. Когда давал внушение собор, то на это смотрели как на кару более значительную сравнительно с обычным – или епископским. Нередко внушение делалось публично. Позже, на основании церковно-канонических установлений, внушения делаются подлежащей властью всем тем, кто не хотел или не умел воспользоваться для исправления более мягкой карой – напоминанием. Внушения не повторяются. А к упорным и неисправимым применяются последующие меры, необходимые для их исправления (IV всел. соб. пр. 19; Трул. пр. 8; Антиох. пр. 25; Сардик. пр. 13). Третья мера наказания – епитимья или вернее, удаление от места служения на некоторое определенное время. В первые времена виновные, подвергнутые этой каре, проводили срок наказания в месте жительства епископа под его личным надзором. Позже, нашли более удобным таких виновных отправлять в монастыри. Их ссылали туда, чтобы выдержать приговор под непосредственным надзором монастырского начальства, где определяемый жил, строго соблюдая монастырский уставь, проводя большую часть времени в молитве, поклонах и богослужении (Ап. пр. 12, 13, 16, 32; IV всел. соб. пр. 5; Карф. пр. 11, 29).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

пр. 41, сравн. Ант. Соб. пр. 25; Гангр. Соб. пр. 7, 8 и др.), обращая эти приношения в свою пользу, с притеснением нуждающихся из клира, с обидой убогих и с причинением бесславия домостроительству церковному (Ант. Соб. пр. 25). д) по суду Пресвитер, как лицо, подчиненное епископу, от него одного получает свои права и власть в размерах, определенных канонами. Епископ же вправе и лишить пресвитера всех дарованных ему полномочий, если он окажется недостойным их, может удалить виновного и недостойного пресвитера от совершения священнодействий и даже совершенно извергнуть из сана, так что после сего пресвитер не может быть принят в качестве священнослужителя никаким другим епископом, разве только в том случае, когда отлучивший его епископ умрет, между тем как отлучение его окажется несправедливым (Ап. пр. 32; I Всел. Соб. пр. 5; II Всел. Соб. пр. 6; Ант. Соб. пр. б; Сард. Соб. пр. 13 и др.). Суду епархиального епископа подлежат не только чисто церковные дела, но и гражданские дела пресвитеров и других клириков (IV Всел. Соб. пр. 9). Епископ производит суд между ними или сам, или избранные обеими сторонами судьи, но с его соизволения (IV Всел. Соб. пр. 9). Правда, Собор Карфагенский предписывает, что для суда над пресвитером должно быть не менее 6-ти епископов, кроме епархиального, но и здесь председательство на суде принадлежит последнему; следовательно, и руководит судом, и произносит приговор все-таки тот же епархиальный епископ (Карф. Соб. пр. 12 и 29). Решение епископского епархиального суда остается во всей силе, доколе высший суд не изменит его, и лицо, подвергшееся отлучению от церковного общения или от священнослужения, не имеет уже права касаться священнодействия, хотя бы оно и считало таковое решение несправедливым (Сард. Соб. пр. 14; Карф. Соб. пр. 38, сравн. 11 и 12 пр. того же Собора). В противном случае осужденный навсегда лишается надежды на восстановление в прежний чин и права на принесение оправдания – аппелляций в высшую церковно-судебную инстанцию (Ант.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010