Все священнодействия е[пископа] Виссариона, как запрещенного, недействительны. Совершаемое в области, ему уже не принадлежащей, навлекают на него сверх прочего и извержение из сана (Апост[ольское] 35-е пр[авило]). Хиротония его викариев, как совершенная без воли первого епископа и даже прямо вопреки ее, недействительна… Архипастырское попечение о православных приходах теперь временно поручено преосвященному Алатырскому Иоакиму… Жители же г. Ульяновска и окрестностей его могут утешаться молитвенным общением с Вашим Высокопреосвященством… Вашего Высокопреосвященства о Христе брат и слуга за Патриаршего местоблюстителя Сергий, митрополит Нижегородский. 13/26 июля 1927 года» . Таким образом, священномученик Александр (Трапицын) вновь стал управлять приходами Ульяновска. В марте 1927 года в Карсуне был проведен епархиальный съезд, на котором решался вопрос о каноническом подчинении епархии и выборе епархиального архиерея. Присутствовавший на съезде епископ Иоаким (Благовидов) был категорическим противником григориан, тем не менее, большинство было за епископа Виссариона, который и был избран епархиальным архиереем. Епархия вновь переходила в юрисдикцию ВВЦС . Разумеется, новое епархиальное управление во главе с епископом Виссарионом незамедлительно получают регистрацию от властей. Но владыка Иоаким не сдается. В Ульяновске продолжает действовать городской благочиннический совет под председательством протоиерея Реморова, который не признал власти теперь уже архиепископа Виссариона. Этот совет подчинялся архиепископу Александру (Трапицыну). Епископу Иоакиму подчинялись Алатырский уезд, Ардатовский уезд и часть Карсунского уезда. Обеспокоенный этим, архиепископ Виссарион стал писать доносы в ГПУ и обращения в губернский административный отдел с требованием распустить благочиннический совет в Ульяновске, а также снять с должности викария епархии епископа Иоакима. ГАО и ГПУ, в свою очередь, решили в сложившийся конфликт не вмешиваться, поскольку каждый новый конфликт в Церкви был в интересах властей.

http://pravoslavie.ru/sm/31301.htm

— Качества Клириков. Непорочность, (Перв. 9) испытанная, Васил. 89. Клириками, или вообще в списке священного чина, не могут быть: 1) злоречивые пьяницы, склонные к ссорам, Васил. 89; 2) берущие лихву, рост и приобщающие к своему чужое, Григ. Нисс. 6; 3) впадшие в любодеяние, Феоф. 3. 6; 4) по Крещении двубрачные или наложницу имевшие, Апост. 17. Васил. 12; 5) имеющие вдову или отверженную от супружества, или блудницу, или позорищную, Апост. 18; 6) имевшие в супружестве, до обращения в христианство, двух сестер или племянницу, (Апост. 19), впрочем, если по Крещении не остаются в таковом супружестве, то могут быть терпимы в клире, Феоф. 5; 7) обладаемые демоном, Апост. 79; 8) муж жены прелюбодейцы; впрочем, если жена его впадет в грех после его рукоположения, то он должен развестись с нею, иначе не должен касаться порученного ему служения, Неок. 8; 9) сам себя оскопивший. Апост. 22; 10) раб, без согласия своего господина (Апост. 82); 11) падший в арианское нечестие и привлекший туда других. Афан. к Руфину. Не возбраняется быть принятым в клир: 1) против воли нечто идоложертвенное приявшим, Анк. 3; 2) прежде Крещения идоложертвовавшим (Анк. 12); 3) вступившему в незаконный брак до Крещения, если жена его умрет, или он разведется с ней (Феоф. 4); 4) тяжкими мучениями насильно привлеченным к нечистой жертве, Петр. Алекс. 14. — Подчиненность Епископу. Клирики и находящиеся при богадельнях, монастырях и храмах мученических должны быть под властью епископа (Четв. 8, Сард. 14). Они должны повиноваться ему, когда он, по нуждам Церкви, хочет возвести их на высшие степени, иначе они не должны служить и в той степени, из которой они не хотели возведения на высшую степень (Карф. 10). Досадившие епископу и строющие ковы ему, извергаются (Апост. 55, Четв. 18, Шест. 34). Никто из клира не должен оставлять своей церкви и переходить к другой, без увольнительной грамоты от своего епископа, Апост. 15. Шест. 17. Ант. 3. Сард. 16. Клир, не учащий людей покорности поставленному епископу, отлучается, Апост. 36.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Постановление 1 Вселенского собора существенно разнится от этого, которое мы почитаем глоссою с именем Симона Кананита к 1-му Апост. правилу, но по строению речи, по концепции, оно весьма с ним сродно. И это не наше мнение. В одном сирийском номоканоне под титулом о рукоположении сводятся следующие цитаты: Апост. пр. 1. Симона Кананита и 4-е 1 Всел. соб. 29 . Не имеем ли мы основания после сего предполагать, что и в мысли Отцов 1 Всел. собора, редактировавших 4-е правило, предносились точно также и 1-е Апост. правило и правило Симона Кананита, как они предносились в мысли названного нами сирийского канониста? Но в таком случае ясно, что Отцы 1 Вселен. собора читали Апостольские правила в той же книге, в которой находилось и правило Симона Кананита, т. е. в VIII-й книге Апост. Уставов. Питра в своей истории памятников канонического права Греков приводит еще одну цитату Апост. правила из самого начала IV-ro века, именно в посланиях египетских епископов: Гезихия, Пахомия, Феодора и Филея к Александрийскому епископу Мелетию, писанных около 303–305 гг., в коих читается: «есть закон отцов и праотцев, который знаешь и сам, установленный по Божественному и церковному чину (ибо все ради угождения Богу и по ревности к лучшему ими установлено и определено): в чужих пределах никакому епископу не должно совершать рукоположений». Это замечает Питра – почти αυτωλεξει 35-е из наших правил 30 . Древнее доселе представленных цитат Апост. правил, равно как и целой VIII-й книги Апост. Уставов наука не знает (исключая прежде приводимую довольно глухую цитату св. Иринея)... Что же значит, что в течении III и II-ro вв. никогда никто не процитировал ни этих правил, ни этой климентовой книги, если таковые в эти века существовали? Ответ на это дает прежде всего 85-е Апост. правило: их не должно обнародовать пред всеми ради того, что в них таинственно». Такое запрещение вело к двум последствиям: книга Климента имела весьма тесный круг практического употребления: ее знали епископы и приближенные к ним клирики, испытанные в верности; следовательно она не могла проникнуть, как говорится, в массу читателей и удовлетворять стремлениям простой любознательности. Во 2-х, по самому содержанию своему книга Климента не могла располагать к каким-либо публичным спорам, пререканиям. Здесь – молитвы священнодействия, здесь чинопоследования, здесь правила поведения духовных лиц и все это запечатлено именем апостольского предания. Следовательно она давала пищу лишь благочестивому чувству и размышлению и под действием такого душевного настроения в читателе возбуждала ревность к сохранению в тайне испытываемых при этом помыслов и ощущений. «Ибо – выражаясь словами св. Василия Великого – какое было бы приличие писанием оглашати учение о том, на что не посвященным в таинство и воззрение не позволительно» 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

(I Всел. 12.) Толкование Настоящее правило определяет, что если кто-то и впал в различные согрешения, но исповедует их, отвращается от них и ненавидит их, молясь и каясь перед Богом, такого, после того как его духовник назначит ему время на покаяние и удовлетворение, соответствующее совершённому злу, подобает простить и допустить к причастию Божественных Таин, не ради его усердия и достоинства, но ради бесконечного человеколюбия и щедрот Бога. Бог принимает всех обращающихся к Нему, и никакой грех не в силах возобладать над Его благостью. Смотри также I Всел. 12. Правило 3 О том, что не должно недавно просвещенных допускать до священнического чина. (Апост. 80.) Толкование Это правило постановляет, чтобы новопросвещенные не становились священниками или клириками сразу после крещения. Смотри также Апост. 80. Правило 4 О том, что священнослужители не должны давать в рост и получать проценты и так называемый половинный рост. (Апост. 44) Толкование Согласно настоящему правилу, священнослужителям не подобает давать в рост и получать проценты и половинный рост, т. е. половину сотенного роста, или шесть монет со ста. Смотри также Апост. 44. Правило 5 О том, что хиротонии не должны совершаться в присутствии слушающих. (Апост. 30, 61; Лаодик. 13; Карфаг. 59.) Толкование Настоящее правило определяет, что хиротонии священнослужителей не должны совершаться в присутствии слушающих [ 151 ] . Смотри также Апост. 30, 61. Правило 6 О том, чтобы не позволять еретикам, упорствующим в ереси, входить в дом Божий. (Апост. 45, 65.) Толкование Определение настоящего правила состоит в том, что еретикам не позволяется входить в храм Божий, принадлежащий православным, если эти еретики упорствуют в своей ереси и не хотят обратиться. Прочти также Апост. 45. Правило 7 О том, что обращающиеся из ересей, т. е. из новациан, фотиниан и четыренадесятников, были ли они там оглашенными или верными, не принимаются, прежде чем не анафематствуют всякую ересь, в особенности же ту, в которой находились. И уже после этого называемые у них верными, основательно изучив Символ веры и приняв помазание святым миром, приобщаются Святых Таин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Николай Заозерский 1 Binterim, Denkwürdigkeiten. Bd. IV. Abtheilung 1. S. 42 и след. Drey, I с. S. 132–133. 2 Так называемые Пфаффские фрагменты из сочинений св. Иринея. По русскому переводу. Фрагмент ХХХ. стр. 709. 4 Cod. Vindob. Hist. graec. 45. Описан прежде всего у Лямбеция (Lambecii, Comment. Τ. VIII, р. 905 и след.), затем у Биккеля в цит. книге, Прилож. V и у Bunsen’a, Ippolitus und seine zeit. Bd. I S. 476 и след. Наименования и порядок статей, параллельных VIII-й книге, здесь следующие: 1) Διδασκαλα τν γων Αποστολων περ χαρισμτων (Апост. Уст. гл. 1–2); 2) Διατζεις τν γων Αποστλων δια Ιππολτου (Апост. Уст. гл. 4, 5, 16–26); 3) Διαταγα σι δι Κλημεντος κα καννες εκκληζιαστικο τν γιων ποστολων; 4) Περκαννων κκλησιαστικν Σιμονος του καναναιου (Апост. Уст. гл. 27 и 28); 5) Περ ργεων δουλων Πτρου κα Παυλου διατξις (Апост. Уст. гл. 33); 6) Παυλου ποστλου διατξς περι κκλησιαστικν (Апост. Уст. гл. 32). 7) Ορος κανονικς τν αγων ποστολν. 8) κ τν κεφαλαων τς διατξεως περ επισκπων (Апост. Уст. II, 57); 9) Εκ τν ποστολικν διαταγμτων (Апост. Уст. IV, 6). За сим в рукописи следует Номоканон Фотия. Bickell. 1, с. s. 225. 5 Заимствуем перевод сей из рукописи Импер. Публичной Библиотеки. Погодинского древлехранилища 248. 7 В латинском переводе это правило можно читать в кн. I. Ludolfi: commentarius ad Historiam Aefiopicam. p. 323–327. 1691. Francofurti ad Moenum. 10 Гл. 23-я в нашей VIII-й кн. имеет следующую рубрику: κωβος δ λφαου κα’γω διατασσομαι περ ομολογητν. Такие же рубрики имеют и следующие главы: в Фивском кодексе нет этих рубрик. 12 ) Делагард объясняет это странное двойное наименование каждой из книг мемфисской редакции тем, что здесь допущен пропуск первой книги, на место которой в кодексе поставлен только перечень правил, составляющих содержание прочих книг: так случилось, что первая книга есть в действительности вторая, а вторая в действительности третья и т. д. См. цит. кн. стр. XVII. ПРИБАВЛ. Ч. XI III.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Грамоты Грамоты : ставленые, – так назывались и называются грамоты, выдаваемые членам клира посвятившим и поставившим их епископом, в доказательство правильности их поставления и полномочий на отправление должности. Первое, наиболее ясное и прямое, указание на их установление находим в 100-м прав. соб. Карфагенского, которое требует, чтобы «отныне» поставляемые в африканских областях получали грамоты от рукополагавших, за подписью этих последних и с указанием года и числа рукоположения, чтобы не было сомнений, кто старший и кто младший. Но и ранее этого времени, и после существовало несколько особых видов грамот, в которых так же упоминалось о рукоположении и полномочиях по отправлению богослужения и совершенно таинств, или же свидетельствовалось о принадлежности данного лица к известной христианской общине. Таковы были представительные гр-ты (γρμματα συστατικ), которые выдавались от местного епископа священнослужителям в удостоверение законности их рукоположения и полномочий на случай их перехода в пределы другой епархии (12 и 33 прав. св. апост.). И только лицу, снабженному такой грамотой, могли быть оказаны в пределах иной епархии подлежащее уважение и братское общение и, между прочим, дозволено совершение литургии и произнесение поучений (IV всел. соб. пр. 13 и др.). Ушедший из своей епархии без этой грамоты, лишался предоставленных ему прав, как, равным образом, не оставался без взыскания и принявший его епископ (апост. пр. 15; I всел. соб. пр. 15–16; IV всел. соб. пр. 5, 10, 20; VI всел. соб. пр. 17 и 18; Ант. соб. пр. 3 и 8; Сардик. соб. пр. 16). Иногда эти грамоты назывались увольнительными (VI всел. соб. пр. 17), каноническими (Ант. соб. пр. 8-е), правильными (Лаодик. соб. пр. 41). Что все эти виды грамот напоминали по своему значению ставленые, видно из того, что наша, славянская Кормчая, в толковании на вышеуказанное 33 пр. св. апост., называет представительную грамоту «ставильным писанием», т. е. ставленою грамотою. Представительные грамоты выдавались иногда и мирянам, имея значение или простой рекомендации пред предстоятелям и членами других христианских общин, или же удостоверения в действительной принадлежности данного лица к православию ( 2Кор.3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Смотри также Апост. 5:51. Правило 2 Если кто-то будет осуждать вкушающего с благоговением и верой мясо (без крови, не идоложертвенное и не удавленину) как не имеющего из-за этого вкушения надежды, да будет анафема. (Апост. 51, 63; VI Всел. 67, Анкир. 14; Василия Велик. 86.) Толкование Апостол пророчествовал, что и об этом скажут приверженцы Евстафия, осуждающего тех, кто ест мясо. Ведь далее в вышеприведенном апостольском изречении сказано: Запрещающих употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением ( 1Тим.4:3 ). Поэтому настоящее правило предает анафеме осуждающих того, кто с благодарением и верой вкушает мясо (исключая кровь, идоложертвенное и удавленину), и утверждающих, что у него нет надежды на спасение из-за того, что он ест мясное. Смотри также Апост. 51, 63. Правило 3 Если кто-то будет под предлогом благочестия учить раба презирать господина, уклоняться от служения ему и не прислуживать своему господину с добрым расположением и всяким почтением, да будет анафема. (Апост. 82; IV Всел. 4; VI Всел. 85; Карфаг. 73; Василия Велик. 40, 42.) Толкование Апостол говорит, обращаясь и к Тимофею: Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести... Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им ( 1Тим.6:1–2 ), и к Титу: Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем ( Тит.2:9 ). Поскольку апостол, повторяю, говорит так, а евстафиане учили противоположному, то настоящее правило, следуя апостольскому учению, анафематствует тех, которые учили рабов презирать своих хозяев и уклоняться от того, чтобы служить им со всякой любовью и уважением. Прочти также Апост. 82. Правило 4 Если кто-то не решается причащаться Святых Таин от женатого священника, потому что ему якобы не должно литургисать, да будет анафема. (Апост. 5; VI Всел. 13, 48; Карфаг. 4, 33) Толкование Настоящее правило анафематствует евстафиан и всех прочих, которые не решаются причащаться Божественных Таин из рук женатого иерея и уклоняются от этого, утверждая, что из-за того, что он состоит в браке, ему не следует совершать литургию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Прочти также Апост. 37. Правило 21 Епископ пусть не переходит из одной епископской области в другую ни путем самовольного вторжения, ни из-за принуждения от народа, ни по настоянию епископов. Но пусть пребывает в Церкви, которую изначально принял от Бога в жребий себе, и не переходит из нее, согласно уже вынесенному об этом определению. (Апост. 14; I Всел. 15; ГУ Всел. 5; Сардик. 1, 2; Карфаг. 57.) Толкование И это правило очень мало отличается от Апост. 14. Настоящее правило говорит, что епископу не следует оставлять свою прежнюю епископскую область и захватывать другую ни по собственной воле, ни даже под сильным давлением народа этой другой епископской области или по принуждению со стороны епископов. Ему следует оставаться во врученной ему изначально Богом епископской области и не переходить из нее, согласно ранее вынесенному на этот счет определению, под которым, как мне кажется, имеется в виду упомянутое Апост. 14, его и прочти. Правило 22 Пусть епископ не вторгается в чужой город, ему не подчиненный, а также в селение, ему не принадлежащее, для хиротонии и пусть не поставляет пресвитеров или диаконов в те места, которые подчинены другому епископу, разве только с согласия местного епископа. Если же кто-либо дерзнет на такое, то пусть рукоположение будет не имеющим силы и сам он пусть подвергнется епитимии Собора. (Апост. 35; II Всел. 2; III Всел. 8; VI Всел. 20; Антиох. 13.) Толкование Настоящее правило согласуется с Антиох. 13, ибо говорит, что епископу не следует отправляться в город или селение, чужие и не подчиненные ему, для хиротонии пресвитеров или диаконов, разве только по разрешению местного епископа. А если епископ дерзнет так поступить, то хиротония, которую он совершит, пусть будет не имеющей силы, а сам он пусть получит подобающую епитимию от Собора. Смотри также Апост. 35. Правило 23 Епископу не позволяется вместо себя поставлять другого как преемника себе, хотя бы сам он был и при конце жизни. Если же нечто подобное совершается, то поставление да не будет иметь силы. Пусть соблюдается церковное установление, определяющее, что это не должно совершаться иначе, как только на Соборе и по решению епископов, имеющих власть после кончины преставившегося производить достойного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Основной текст Апостольского церковного Устава, гл. 4: диаконы уговаривают членов общины к щедрости, наблюдают за поведением членов общины, предупреждая, увещевая, угрожая. Основной текст В Апостольского церковного Устава, гл. 6: диаконы «сторожат днем и ночью», уделяют нуждающемуся из сбора общины, побуждают имущих к добрым делам. – Пост, апост. (Основной текст), гл. 19: диаконы должны заботиться обо всех нуждающихся в заботах и уведомлять епископа относительно бедных; гл. 44: диакон обязан все сообщать епископу, незначительное же решать сам; гл. 43–44, 47: диаконы заменяют епископа в практике церковного воспитания (ср. Основной текст А Апостольского церковного Устава, гл. 4: диаконы свидетельствуют в духовном суде). Диаконы поддерживают в порядке собрание общины. Пост, апост. гл. 57–58. Диакон – это «ухо, уста, сердце и душа епископа», «душа и чувство» епископа, «помощник жизни и справедливости» епископа (Пост, апост. (Основной текст) гл. 44; гл. 15, 19), «очи» епископа (Псевдо-Климент. К Иакову, гл. 12; Поучения. гл. 67), «Аарон» и «пророк епископа» (Пост, апост. II, гл. 30). Само собой понятно, что со служебной ролью диаконов связано также заведование учением, ср.: Игнатий. К Магнез. 13, 1: «утвердиться в учении Господа и апостолов... с епископом... и пресвитерием, и... диаконами». Киприан. Письма. 15, 1: «пресвитеров и диаконов... увещевать вас и обучать полнейше в законе Евангелия, как в предыдущем всегда... бывало, что диаконы, сходясь к темнице, исполняли желания мучеников по своему разумению и по предписаниям Писаний», ср. 14, 3; 15, 3; 17, 2. Мучен, акты Викентия (304 г.), гл. 1 (Ruinart. Р. 323): диакон заступает епископа Сарагосского «в служении учения (in doctrinae ministerium)» и называется в этой деятельности «архидиаконом (archidiaconus)». В посвятительной молитве для диаконов, которую передают Каноны Ипполита II, § 39 сл. (Achelis. S. 66), выразительно испрашивается для них дар учения («даруй самому ему учение ради многих, чтобы посредством его он привел к спасению в экклезию святую род обильный»), диакон является здесь (§61) даже учителем оглашенных. Однако, Achelis. S. 170 едва ли оказывается правым, когда он поэтому все, что встречается в Канонах Ипполита об «учителе экклезии (doctor ecclesiae)», относит к диаконам. Следует заметить также, что выражение об учительной должности диаконов для оглашенных не встречается ни в Египетском церковном Уставе, ни в Постан. апост. VIII. Поэтому находится под вопросом, принадлежит ли оно к первоначальному тексту Канонов. Исключения, во всяком случае, могут представиться. В Александрии был некий восемнадцатилетний катехет, Евсев. VI, 3, 3; по Пост, апост. VIII, Гл. 31, даже мирянин может быть катехетом. Так могло случиться, что катехизировал и диакон.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

(Апост. 6, 81, 83; IV Всел. 3, 7; VI Всел. 9; VII Всел. 10; Двукрат. 11.) Толкование Священнослужители не должны брать внаем, т. е. арендовать чужую собственность или становиться управляющими, т. е. попечителями и распорядителями (προκουρτορες) имущества мирян (сига в переводе с латинского означает «попечение» и «управление»), как определяет настоящее правило, а также они не должны добывать себе пропитание каким-либо постыдным и бесчестным занятием. Постыдное занятие – быть, например, содержателем публичного дома, а бесчестное – владеть корчемницей или лавкой по продаже благовоний или лечить и делать другое подобное. Если, по словам Павла, никакой воин не вмешивается в посторонние дела, чтобы быть угодным своему земному царю, тем более воины Божии, священнослужители, не должны связывать себя мирскими заботами, чтобы стать благоугодными своему небесному Царю. Прочти также Апост. 6 и VI Всел. 9. Правило 19 (16) Угодно было, чтобы чтецов, достигающих юношеского возраста, побуждали или жениться, или давать обет воздержания. (Апост. 26; IV Всел. 14; VI Всел. 6, 14; Карфаг. 33) Толкование Настоящее правило определяет, чтобы чтецов, когда им исполнится 14 лет, побуждали либо жениться, либо дать обещание хранить девство и безбрачие. Это правило, вероятно, имело силу только в Африке, согласно Зонаре, а в других местах нет [ 238 ] . Смотри также Апост. 26. Правило 20 (16) Угодно было, чтобы клирик, если даст в долг деньги, те же деньги и получил, а если вещь – получил столько, сколько дал. (Апост. 44; I Всел. 17; VI Всел. 10; Лаодик. 4; Карфаг. 5; Василия Велик. 14.) Толкование И это правило, подобно 5-му правилу настоящего Собора, запрещает клирикам брать проценты. Сколько денег они одолжили, столько пусть и получают, а если дадут что-либо другое, хлеб, или бобы, или тому подобное, пусть берут обратно столько же, но не больше. Прочти также Апост. 44. Правило 21 (16) Угодно было до 25 лет в диаконы не рукополагать. (VI Всел. 4.) Толкование В диаконы никого не должно рукополагать, согласно настоящему правилу, прежде достижения 25-летнего возраста. Прочти VI Всел. 14. Правило 22 (16)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010