56); в храмах ставили скот (пр. 88). В чине монашеском также произошли беспорядки: так называемые пустынники с отращенными полосами и в черных одеждах бродили по городам, почевали где пришлось (пр. 42); монахи покидали свое звание и женились (пр. 44); монахини к пострижению наряжались в самые пышные одежды, вероятно, изображая собою невест Христовых (пр. 45). Трудно исчислить пороки и отступлепия от христианской жизни, какие замечались в мирянах, – их было великое множество. Народ пристрастился к театрам (пр. 51), предавался азартным играм (пр. 50), допускал браки в самых близких степенях родства (пр. 54), охотно занимался языческими гаданиями и волхвованиями (пр. 61, 62, 65); празднование Тождества Христова сопровождалось какими-то житейскими обрядами, как бы Богородица была обыкновенною родительницею (пр. 79); вошла в употребление языческая клятва (пр. 94); распространились соблазнительные картины (пр. 100); появились вытравители человеческого плода (пр. 91) и пр. Всех правил собором было составлено 102 136 . Правила собора Трулльского не были приняты церковью западной и не признаются ею за одинаковые с правилами Вселенских соборов. Причина этого лежит в том, что некоторые из правил трулльских направлены были против обычаев и учения церкви Римской. Напр., собор принимал в руководство церкви 85 правил апостольских, а западная принимала только 50 (ппр. 2); он обличает римское учение об обязательности безбрачия священников (пр. 13); он осуждает посты, какие ввела римская церковь во дни субботние (пр. 55); он именно против римской церкви направляет узаконения, чтобы в церквах не употреблялось изображения Христа в виде агнца, ибо такие изображения были приняты на западе (пр. 82). Вследствие этого тогдашний папа Римский Сергий отказался подписать и принять правила собора Трулльского (Д. VI, 567). Иконоборчество и VII Вселенский Собор Иконоборчество, начавшись в начале VIII столетия, окончилось около средииы IX века и таким образом волновало церковь больше столетия. Явление иконоборчества в своем историческом бытии непосрсдственно следует за такими движениями, как движения церковные, вызванные вопросами о лице Богочеловека и волях в Нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

56); в храмах ставили скот (пр. 88). В чин монашеский также привзошли беспорядки: так называемые пустынники с отращенными волосами и в черных одеждах бродили по городам, ночевали где пришлось (пр. 42); монахи покидали свое звание и женились (ар. 44); монахини к пострижению наряжались в самые пышные одежды, вероятно изображая собою невест Христовых (пр. 45). Трудно исчислить пороки и отступления от христианской жизни, какие замечались в мирянах, – их было великое множество. Народ пристрастился к театрам (пр. 51), предавался азартным играм (пр. 50), допускал браки в самых близких степенях родства (пр. 54), охотно занимался языческими гаданиями и волхованиями (пр. 61, 62, 65); празднование Рождества Христова сопровождалось какими-то суетными обрядами, как бы Богородица была обыкновенною родильницею (пр. 79); вошла в употребление языческая клятва (пр. 94); распространились соблазнительные картины (пр. 100); появились вытрезвители человеческого плода (пр. 91) и пр. Всех правил собором была составлено 102 99 . Правила собора Трулльского не были приняты церковью западною и не признаются ею за одинаковые с правилами Вселенских соборов. Причина этого лежит в том, что некоторые из правил трулльских направлены были против обычаев и учения церкви Римской. Напр. собор принимал в руководство церкви 85 правил апостольских, а западная принимала только 50 (пр. 2); он обличает римское учение об обязательности безбрачия священников (пр. 13); осуждает посты, какие ввела римская церковь во дни субботние (пр. 55); именно против римской же церкви он направляет узаконения, чтобы в церквах не употреблялось изображения Христа в виде агнца , ибо такие изображения были приняты на западе (пр. 82). Вследствие этого тогдашний папа Римский Сергий отказался подписать и принять правила собора Трулльского (Д. VI. 567). 66 История VI вселенского собора и монофелитства изложена в VI томе «Деяний вселенских соборов», переведенных при Казанской дух. академии. Изд. 1-ое. 68 Выражение: «богомужное» действие, по видимому доказывающее монофелитское учение, монофизиты заимствовали из сочинений известных с именем Дионисия Ареопагита ; но они выражению этому придавали другой, ложный смысл, чем какой оно имело в самих названных сочинениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

395 Сего рода сказания из рукописного стишного в печатный пролог перешедшие суть следующие: 7 сент. Стефана папы римского (есть в греч. рукоп. 390 1295 г.), 9 о вселен. соборе в Ефесе (нет и в 1295 г.). 23 муч. Иранды, октября 7 мучч. Сергия и Вакха, 10 пр. Феофила (оно 2 окт. 1295 г.), 12 Космы, еп. маюмского (в слав. прологе 1429 оно 15 янв.), 15 мучч. Сарвила и Вевеи, ноября 23 Григория, еп. акрагантийского, 24 муч. Екатерины, муч. Меркурия (в 1429 нояб. 26; о Меркурии тоже в печат. греч. минее 1870 г.), 28 Стефава нового, декабря 24 муч. Евгении (в греч. минее писано стихами), 26 муч. Евареста, янв. 18 пр. Маркиана кирского (есть в печ. греч. минее 1818 г.), 20 мучч. Евгения, Кандида и других, 23 6 вселенского собора, 25 Григория Богослова , 26 пр. Ксенофонта, 27 пренесение мощей Иоанна Златоустог о, 30 пр. Зинона, 9 марта 40 мучч. (сокращено сказание греческих миней), 12 пр. Феофана сигрианского, 13 перенесение мощей патриарха Никифора (сокращено сказание греческих миней), 29 Марка арефусийского, Евстафия вифинийского, Иоанна в студенце, мая 22 муч. Василиска, 24 пр. Симеона дивногорца (сокращено в слав.), 29 первого вселенского собора, июня 8 о Феодоре стратилате, июля 13 пр. Стефана Саваита, 17 муч. Марины, 30 Иоанна воина. 398 Они следующие: 3 декаб. пр. Саввы сторожевского, 7 дек. пр. Антония сибского, 21 дек. св. Петра митрополита московского, 10 янв. пр. Павла комельского, 11 янв. пр. Михаила клопского, 31 янв. Никиты, еп. новгородского, марта 2 св. Арсения тверского, 11 марта св. Евфимия, еп. новгородского, 17 марта пр. Макария колязинского, апр. 17 св. Зосимы соловецкого, марта 26 св. Стефана пермского, марта 28 св. Кирилла, еп. туровского, мая 7 пр. Антония печерского, мая 14 св. Исидора твердислова, 15 мая Исаии, еп. ростовского, пр. Евфросина псковского, св. Димитрия царевича, 20 мая первое перенесение мощей св. Бориса и Глеба, мая 25 св. Георгия нового, июня 3 Иоанна белогородского, 9 июня пр. Кирилла белозерского, июня 25 свв. Петра и Февронии – князей муромских, июня 12 свв. мучч. Феодора и Иоанна варягов, июля 25 пр. Макария желтоводского, авг. 24 св. Петра митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Зинона (из Феодорита), 11 пр. Македония(из Феодорита), 13 пр. Мавсимы (из Феодорита), 14 пр. Марона (из Феодорита), пр. Авраамия(из Феодорита), 15 пр. Евсевия (из Феодорита), 17 обретение мощей мученика Мины. Пр. Саламана (из Феодорита), 19 пр. Мара (Марина или Мариса из Феодорита), 20 пр. Иакова кирского (из Феодорита), Киндея, еп. писидийского. Пр. Евтропия. Пр. Анина (во 2 редакцию внесен в России), 21 муч. Маврикия и 70 воинов, 22 пр. Фалассия и Лимнея (из Феодорита), 25 препп. Асклипия и Иакова (из Феодорита). Муч. Антония. 26 пр. Варадата (из Феодорита), 29 муч. Геласия. Март. 15 пр. Иоанна в Руфинианех, 30 Иоанна, патр. иерусалимского. Апрель. 5 мучч. 120 в Персиде, 15 мучч. Феодора пресвитера и Кт. и Павсолипия, 17 св. Евфимия чудотворца, 24 свв. мучч. в Халкидоне. Май. 9 патриарха Тимофея, 12 Никифора ефапсийского, 14 мучч. Александра, Варвара и Аколуфа, 16 муч. Евфимии, 20 мучч. Антиоха, 22 мучч. Софии. Муч. Маркелла. Муч. Кодра. 26 мучч. Аверкия и Елены и Кт. 28 Каталия и Еало. 30 мучч. Евсевия, Романа, Телетия, Харалампа и Христины и многих в Никодимии и Кт. Июнь. 12 пр. Иулиана константинопольского. Июль. 4 пр. Доната ливийского и Кт. Пр. Марка исповедника и Кт. 6 свв. Архиппа, Филимона, Аполлония, Александрия, Епимаха, Фнисима и Кт. 7 Евстафия, Поликарпа и Кт. (с Евангеллом). 13 муч. Маманта в Сигме. 26 муч. Илима. Приложение 16. Сравнение прологов Петрова, Илиина (т. е. первой редакции месяцеслова Василия) и стишного (сего по экземплярам: 1295 г. за сентябрьское полугодие и 1370 года за мартовское полугодие) в отношении к служебным минеям 763 . Курсив значит, что службы тем памятям в служебных минеях доселе известных еще не найдено. При сравнении взяты во внимание те дни, в которые минеи студийские разнятся от иерусалимских (см. приложение 12, т, е. иные службы в те дни в студийских и иные в иерусалимских минеях). Взяты во внимание те памяти, которые в прологах стоят на первом месте. Сентябрь. 10–13 дни. Петров и 1 ред. поклонение кресту. В 1295 10 муч.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

24. Св. муч. Евтиха, ученика I. Богослова (Вас.). Св. муч. Татиана (Вас. с разностию). Св. муч. Георгия езерника (Вас. – довольно сокращено). Свв. 37 мучч. в Византии, Фракии и Филиппополи (многие имена). Пренесение мощей св. ап. Варфоломея. 25. Св. ап. Тита (Вас.). Св. Мины, архиеп. конст. (Вас. 24). Успение Синклитикии. Во 2 ред. 37 мучч. в Византии, Фракии и Филиппополи ( а сказ. о пострадавших в Едесе при Валенте из Феодорита, кн. IV, гл. 17). 26. Свв. мучч. Адриана и Наталии (Вас.). Св. муч. Адриана другого (Вас.). 27. Пр. о. н. Пимена отходника (Вас.). Пр. Осии, еп. Кудровья (Вас.). Св. о. н. Ливерия, архиен. римского (Вас.). Пр. о. н. Саввы, иже в Венефалех. Во 2 ред. пр. о. и. Пимена ( особ. сказ.). 28. Пр. Моисея Мурина (сказ. Вас. лист утрач.). Свв. 33 мучч. в Никомидии. Пр. Анастасии патрикии. Во 2 ред. Моисея Мурина ( сказ. другое простр.). 29. Усекновение главы Иоанна Предтечи (сказ. Вас. лист утрач.). 30. Св. муч. Филика и иже с ним Ианнуария, Септимина и Фуртиниана (сказ. Вас. лист утрач.). Св. Филонида, еп. киринейского (сказ. Вас. лист утрач.). Свв. архиеп. Александра, Иоанна, Павла. Пр. Фантина. Пр. Христофора мниха (сказ.). 31. Положение честного пояса Богородицы в Халкопратии (сказ. Вас. лист утрач.). Приложение 15. Памяти пролога Петрова, коих нет в редакциях месяцеслова Василия или древнейших славянских прологах, но некоторые есть в Конст. типиконе IX-X в. Сентябрь. 3 царя Константина. Октябрь. 4 Домнины, Вереники и Просдоки, 7 память труса, муч. Полихрония, 12 мучч. Андромаха и Диодора и Кт., 13 муч. Диоскора, 30 муч. Ерминигельда. Декабрь. 4 св. Иоанна поливотского, 26 пр. Константина синадского. Январь. 15 пр. Космы творца канонов, 17 Иулиана Савы (из Феодорита), 18 пр. Маркиана кирского (из Феодорита), 26 пр. Симеона ветхого (из Феодорита), 27 Маркианы царицы, 29 мучч. Романа. Иакова, Филофея, Иперихия и дружины. Пр. Афраата (из Феодорита). Февраль. 5 пр. Феодосия в Скопеле (из Феодорита), 8 Макария, еп. Пафа и Кт., 9 пр. Романа киликийского (из Феодорита), 10 пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Влияние епископа простирается на все служение священника и вытекает из самого понятия о епископской власти. Епископ, по образу Христа, называется главою церковного тела; он посредством священников, как посредством рук, правление содевает (Толк. на 55 пр. св. апост.). Поэтому священники, по 39 пр. св. апост., должны действовать по воле епископа и без его воли не творить ничего (см. также в Прол. под 10 мар. сл. И. Злат.). Св. Игнатий Богоносец пишет: «Без епископа никто не делай ничего, относящегося до церкви. Только та евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или кому он сам предоставит... это... Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви. Делающий что-либо без ведома епископа служить диаволу» (Пис. муж. апост., стр. 305, в Вып. Алекс. стр. 24). Без повеления епископа священнику не подобает совершать исповедь. «Кто без повеления местного епископа дерзнет приимати помышления и исповеди, читаем в Номоканоне, сицевый по правилам казнь приимет, яко преступник божественных правил. Ибо не точию себе погуби, но и елицы у него исповедашася, неисповедани суть, и елицех связа и разреши, неисправлени суть» (Потребн. Иосиф., л. 668, см. также толк. на 39 пр. св. апост., в Кормч. л. 10 об. – 11). Вообще – «архиерейство совершает все божественные таинства и действует во всех священных действиях и без него не будет ни престола, ни рукоположения, ни святого мира, ни крещения, ни, следов., христиан. Итак, чрез него истинное христианство и чрез него все таинства Христовы» (Сим. Сол. т. II, стр. 92). Кто из священников действует без повеления и заповеди святительския, тот берет на себя такой же грех, как если бы он был простецом, не имеющим вовсе рукоположения, что, по выражению Номоканона, «есть дело горшее и самых нечестивых бесов» (Номок., л. 57 об.; см. Потр. п. Иосиф., л. 715 на об. и 717). В Толковом Апостоле сказано, что тайны, совершаемые не посланными благочинными иереями, но отбегшими, «ничесоже суть», и на благословение таких иереев, «им же тайна совершаема бывает», посылается от Бога клятва (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

одной Вселенской церкви Христовой, постоянно поддерживалась и укреплялась. По определению VII вселенского собора (пр. 6), в компетенцию соборов периодических входили дела канонические и евангельские. К первым относились дела церковного управления в обширном смысле этого слова, а именно: 1) издание правил и постановлений, обязательных для всей иерархии и для всех простых членов данной церкви (функция законодательная); 2) дела административные в тесном смысле этого слова, куда относятся: замещение вакантных епископских кафедр (апост. 1; I всел. 4, VII всел. 3, ант. 19, 23 др.), учреждение новых епископий (карф. 98), увольнение епископов от должности (посл. ефесск. соб. к памф. епископам) и перемещение их в другие епархии (апост. 14, антиох. 16), наблюдение за управлением церковными имуществами по епархиям, согласно с каноническими постановлениями об этом предмете (апост. 25), так что, например, отчуждение церковного —480— имущества могло быть совершено местным епархиальным архиереем только с разрешения митрополита и его собора (карф. 42; VII всел. 12), наконец – вообще принятие мер по отдельным епархиям; 3) дела судебные: собор является судом или первой или второй инстанции, смотря по существу самых дел, подлежащих соборному решению. Он составляет первую инстанцию: а) в спорах между двумя епископами по поводу церковных дел вообще и в частности о принадлежности приходов к той пли другой из смежных епархий или о пределах этих епархий (халк. 17; трул. 25); б) по жалобам низших клириков на чужого архиерея (халк. 9) и в) по жалобам духовных лиц или на епископов в нарушении ими церковных правил и вообще в действиях, несогласных с достоинством иерархического сана (ап. пр. 12 и др.). Но и без частной жалобы собор мог подвергнуть епископа ответственности в случае явных его злоупотреблений своею властью или нарушения им церковного порядка и благочиния (ант. 4; карф. 12; трул. 2 и др.). – Судом второй инстанции собор являлся для всех духовных лиц и против которых местный епископ произнес приговор отлучения от церкви (I всел. 5; ант. 6, 14, 15 и др.) или которые вообще имеют правомерное основание к обжалованию приговора, произнесенного против них судом епископским (ант. 20; карф. 11 и др.). К так называемым евангельским делам соборной компетенции относились: 1) все дела о предметах вероучения и нравоучения, по поводу возникавших в местной церкви спорных религиозных вопросов, до окончательного решения их на вселенском соборе (апост. 37; антиох. 20); 2), наблюдение за порядком общественного богослужения и исправление церковно-богослужебных книг (толк. Зон. и Вальсам. на 6 пр. VII всел. соб). § 12. Синод при константинопольском патриархе. Так как соборы с первенствующими епископами автокефальной церкви – митрополитами или патриархами – составляют одно нераздельное целое, один орган высшего церковного управления, и так как, далее, правильные, периодические собрания епископов естественно соединены с разными неудобствами и затруднениями, а иногда бы-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– II Всел. соб. пр. 6. …Да предается анафеме всякая ересь, и именно – ересь евномиан или аномеев, и ариан или евдоксиан, и полуариан или духоборцев, также и савеллиан, и маркеллиан, и фотиниан и аполлинариан. II Всел. соб. пр. 1. Если кто будет составлять особые собрания вне Церкви и, презирая Церковь , захочет исправлять церковные нужды без пресвитера, поставленного епископом; да будет анафема. Гангр. соб. пр. 6. Если какой-либо пресвитер или диакон, презрев своего епископа и отделившись от церкви, начнет устраивать частные собрания и, поставив (с этою целию) жертвенник, не будет внимать увещаниям епископа, не захочет покориться ему и не послушает ни первого, ни второго его приглашения; то да будет совершенно низвержен (из своего чина) и уже ни служить, ни возвратить своего сана не может. Если же он будет упорно возмущать Церковь и производить беспорядки в ней, то укрощать его внешнею властию, как бунтовщика. Антиох. соб. прав. 5. Срав. Карф. соб. пр. 10 и прав. 11 104 . ...Не дозволяется также ни иметь общения с отлученными от общения, ни сходиться по домам и молиться с теми, которые не молятся вместе с Церковью, и лиц, чуждающихся одной Церкви, не принимать в другой. Если же окажется, что кто-либо из епископов или пресвитеров или диаконов или кто-либо из клира имеет общение с отлученными от общения, то да будет и сам вне общения, как нарушитель канона церковного. Антиох. соб. пр. 2. Аще, кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме, таковый да будет отлучен. Прав. Св. Апост. 10. Епископ или пресвитер или диакон с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви, да будет извержен. Прав. Св. Апост. 45. Епископа или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. Кое бо согласие Христови с велиаром? или какая часть верному с неверным ( 2Кор.6:15 )? Прав. Св. Апост. 46. ...Не следует молиться вместе с еретиком или раскольником. Лаод. соб. пр. 33; срав. прав.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

289 Апост. пр. 20-е, 39-е, 60-е, 73-е, 76-е, 82-е; 2-го всел. соб. 6-е; 4-го всел. 12-е, 17-е, 18-е; Трул. 21-е; 7-го всел. 8-е; Сардик. 17-е; Карф. 5-е, 16-е (19-е —23—е), 56-е (67-е); св. Василия Вел. 13-е, 18-е, 27-е, 33-е, 72-е, 74-е. 290 3-го всел. соб. пр. 8-е; 4-го всел. 22-е; Трул. 12-е, 24-е, 25-е, 26-е, 29-е, 30-е, 34-е, 40-е, 49-е, 54-е; 7-го всел. 3-е, 1-е; в хр. св. Ап. 9-е, 10-е, 12-е; св. Василия Вел. 3-е, 12-е, 54-е. 291 Трул. соб. пр. 67-е; 7-го всел. 5-е; Петра Александр, 11-е: св. Василия Вел. 29-е; Григ. Нис. 1-е. 293 Правило это читается так: «Не произведенным от Епископа, не должно заклинати ни в церквах, ни в домах». 294 Правило это читается так: «Не произведенным от Епископа, не должно заклинати ни в церквах, ни в домах». 295 10-е пр. Анкир. соб. читается так: «Поставляемые во диаконов, аще при самом поставлении засвидетельствовали, и объявили, что они имеют нужду оженитися, и не могут без того пребыти: таковые после сего оженившись, да пребывают в своем служении, поскольку сие позволено было им от Епископа. Аще же которые, умолчав о сем и приняв рукоположение с тем, чтобы пребыти без женитбы, после вступили в брак; таковым престати от диаконского служения». 297 Так, напр., в толковании на 31-е Апост. пр: «Аще который пресвитер, презрев собственного Епископа, отдельно собрания творити будет, и алтарь иный водрузит, не обличив судом Епископа ни в чем противном благочестию и правде: да будет извержен яко любоначальный...» читаем: «...А Гангрского собора 6-е пр. тех, которые, без ведома своего епископа, не в кафолической церкви, а особо устрояют собрания, подвергает и анафеме. Подобно и 10-е пр. Карфагенского собора». Таким образом, вопрос о том, какому из указанных правил должно быть отдано предпочтение, остается открытым. В толковании на 20-е пр. Анкир. соб.: «Аще чия жена прелюбодействовала, и кто-либо прелюбодействовал: таковым надлежит в седмь лет приити в совершенное общение, по степеням к тому ведущим» совершенно не упоминает о 58-м пр. св. Василия Вел., в котором последний говорит: «Прелюбодействовавший пятьнадесять лет да не приобщается святых Таин ...»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Если православный священник «подобен есть согрешению нерукоположне действующаго иже без повеления и заповеди святительския действует». (Номок. л. 57), то о беглых попах и говорить нечего (толк. апост. л. 548). Значит, беглопоповская церковь сгубила не одно только т. священства, а и всё, потому что, по словам писания, и крещение без перехода в церковь бесполезно (толк. ап. 548, – Оз. 183. – ниже). Глава IV. О чиноприёме еретических клириков Христос говорит: «Грядущаго ко Мне не изжену вон» ( Иоан. 6:37 ). И ещё: «Иже веру имет и крестится, спасен будет» ( Мр. 16:16 ). Следуя сим заповедям Христовым, церковь никому из приходящих к ней не отказывает в приёме, но только разделяет приходящих по чинам: одних принимает первым чином – через крещение, других вторым чином – через миропомазание, а иных третьим чином – через покаяние. Язычников и вообще неверующих во Христа, а также некоторых из еретиков церковь принимает через крещение, других же еретиков и раскольников – через миропомазание и покаяние. Порядок приёма неверующих указан в 46 пр. Лаод. соб., в 78 пр. VI и в 1 пр. ап. Павла, а приём первочинных еретиков указан в 19 пр. I соб., во второй половине 7 пр. (а по Кормч. в 8 пр.) II вс. соб.; в 95 пр. VI, в 8 Лаод. и др.; приём же еретических клириков, о которых у нас собственно и пойдёт речь, 1-го чина указан в 19 пр. I соб., 2-го чина – в послании к Мартирию, которое служит разъяснением 7 пр. II вс. соб. и 3-го чина – в 8 пр. I вс. соб. Беглопоповцы, неправильно приняв Амвросия, а раньше беглых попов по 8 пр. вторым чином, теперь стараются доказать, что в 8 пр. говорится о приёме наватианских клириков через миропомазание с оставлением в сущих санах, а послание к Мартирию, которое опровергает их понимание о чиноприёме еретических клириков, стараются изо всех сил опорочить и отвергнуть, говоря, что оно неизвестно кем написано (хотя в заголовке сего послания сказано; «от послания Константина града собора». Кормч. гл. 37), не есть непременный закон церкви, а просто случайный разговор каких-то двух неизвестных лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010