Смотри также Апост. 74. II Всел. 6, IV Всел. 9, 17. Правило 16 Если праздный епископ, вторгнувшись в праздную Церковь , захватит престол без согласия полного Собора, то да будет изгнан, даже если весь народ, который он похитил, избрал его. Полный же Собор есть тот, на котором присутствует и епископ митрополии. (Апост. 14.) Толкование Праздный епископ – это епископ, не имеющий Церкви или потому, что он не принят из-за недоброжелательства жителей его епископской области (а не его собственной порочности), согласно Апост. 36, или потому, что его область находится в руках варваров и язычников, согласно VI Всел. 37 [ 143 ] . А праздная Церковь – это Церковь , по каким-либо обстоятельствам не имеющая епископа. Итак, если праздный епископ отправится в праздную епископскую область и захватит ее престол, а не получит ее от полного Собора, а именно Собора, на котором присутствует митрополит области, то, по определению настоящего правила, он, даже если народ этой епископской области желает иметь его епископом, должен быть изгнан из нее, потому что получил ее хищнически и корыстолюбиво [ 144 ] . Смотри также Апост. 14. Правило 17 Если епископ, получив епископскую хиротонию и назначение быть предстоятелем народа, не примет служения и не согласится пойти во врученную ему Церковь , то да будет чужд общения, пока не примет служения по принуждению или пока полный Собор епископов митрополичьей области не вынесет о нем определение. (Апост. 36.) Толкование Если кого-либо через священнодействие посвящения рукоположат во епископа некой епископской области, а он не согласится отправиться в доверенную ему область, то, определяет настоящее правило, такой должен быть отлучен от общения с соепископами до тех пор, пока не согласится пойти, или пока полный Собор в присутствии митрополита не вынесет должного определения. Ведь может случиться, что Собор примет его и разрешит от епитимий, лишения общения, потому что он представит Собору уважительные причины [ 145 ] . Прочти также Ал ост. 36. Правило 18

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Василий прибавляет, что если избитый не оправится после побоев, но умрет, то избивший его – убийца, но такой, который убил невольно, а не умышленно, потому что хотел не убить, а только избить. Смотри также Апост. 66. Правило 12 Второбрачных правило совершенно не допускает до служения. (Апост. 17.) Толкование Правилом здесь святой называет Апост. 17. Прочти его вместе с толкованием. Правило 13 Мне кажется, что наши отцы не считали убийства на войне убийствами из снисхождения к защитникам целомудрия и благочестия. Но, может быть, не худо посоветовать, чтобы они, как имеющие нечистые руки, в продолжение трех лет удерживались только от приобщения. (Апост. 66; VI Всел. 91; Анкир. 21, 23; Василия Велик. 12, 43, 54, 56, 57; Афанасия Велик. 1; Григория Нис. 5.) Толкование Под отцами здесь Василий Великий имеет в виду Афанасия Великого и единодушных с ним. Так, Афанасий Великий в послании к Аммуну говорит, что убийство врагов на войне законно и достойно похвалы. А Василий объясняет и причину, почему древние отцы его прощали, именно потому, что убивающие на войне сражаются за веру и сохранение целомудрия. Ведь если варвары и неверные однажды захватят власть, то не останется ни благочестия, которое они уничтожат, утвердив собственное зловерие, ни целомудрия и хранения чести, поскольку варвары будут везде насиловать и растлевать девиц и юношей. И затем св. Василий прибавляет от себя не обязательное правило, но ненавязчивый совет: хотя древние отцы не считали убивающих на войне убийцами, однако же из-за того, что руки убийц нечисты от крови, лучше было бы им воздерживаться три года от одного лишь причастия Таин (т. е. их не изгоняют из храма, как прочих кающихся) 153 . Смотри также Апост. 66. Правило 14 Кто берет лихву, тот, при условии, что согласится неправедную прибыль издержать на бедных и впредь избавиться от недуга сребролюбия, может быть принят в священство. Толкование Настоящее правило определяет, что если кто-либо, будучи мирянином, получал проценты со своих денег, то при условии, что он издержит на бедных неправедную прибыль, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Есть много людей недоброго поведения, которые считают, что должно при всяком удобном случае обвинять отцов и епископов. Таких принимать не следует. (Апост. 74; VI Всел. 6; IV Всел. 21; Карфаг. 27,137–139.) Толкование Смысл настоящего правила следующий: к обвинению архиереев по делу о преступлении общего и церковного характера не допускаются люди порочные и живущие недолжно, – допускаются только люди, достойные доверия и безукоризненные. Отцами же правило называет архиереев потому, что они своими наставлениями, а главным образом, совершением таинств возрождают верующих. По этой же причине и ученики пророков называются их сынами, согласно Кириллу Александрийскому . Смотри также Апост. 74. Правило 9 (9) Если епископ или пресвитер примет в общение заслуженно изгнанных из Церкви за свои преступления, он и сам с того момента покажет себя виновным в том же преступлении, что и уклоняющиеся от законного решения своего епископа. (Апост. 10–13, 32; Антиох. 2, 6; Константинопол. 879 г. 1.) Толкование Настоящее правило определяет, что если епископ или пресвитер пребудет в общении с теми, кто своим архиереем отлучен от Церкви, или извержен, или справедливо анафематствован за свои преступления, то и те, кто принимают таких, сами подпадут под одно с ними отлучение, или извержение, или анафематствование. Смотри также Апост. 10, 11 и 32. Правило 10 (10) Если случится, что пресвитер, осужденный своим епископом, сочтет, вознесшись напыщенностью и надменностью, что должен приносить Святые Дары Богу отдельно, или задумает воздвигнуть другой алтарь в противовес церковной вере, такому да будет анафема. (Апост. 31; IV Всел. 18; VI Всел. 31, 34; Двукрат. 13–15; Антиох. 5; Карфаг. 11, 62.) Толкование Если случится, что священник, как определяет настоящее правило, осужденный своим епископом за образ жизни (т. е. за то, что живет порочно), придет в такое надмение и напыщенность, что отделится от него, будет священнодействовать один и воздвигнет сам по себе другой алтарь и церковь без разрешения своего епископа, такой пусть будет анафематствован. То, что он делает, противно как церковному порядку, который требует от иереев подчинения архиереям, так и вере, поскольку из-за этого неверующие, видя такое бесчиние священнослужителей, хулят и осмеивают нашу веру. И в целом говоря, его поступки вызывают в Церкви раскол.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

(Трулл., 9) Священнослужители, как, впрочем, и все христиане, не должны заниматься ростовщичеством: Так как многие причисленные к клиру, любостяжанию и лихоимству последуя, забыли Божественное Писание, глаголющее: Серебра своего не отдает в рост ( Пс. 14, 5 ), и, давая в долг, требуют сотых, судил святой и великий Собор, чтобы, если кто после этого определения окажется взимающим рост с данного в заем, или иной оборот дающий этому делу, или половинного роста требующий, или нечто иное вымышляющий ради постыдной корысти, такой был извергаем из клира и чужд духовного сословия. (I Всел., 17) Посвященные не должны давать в рост и взимать лихву и так называемые имиолии, то есть половинный рост. (Лаодик., 4) Рассуждено также, чтобы клирик, давший в заем деньги, столько же денег и получал, а давший вещи получал, сколько дал. (Карф., 21) Духовным лицам правила запрещают поручительствовать за коголибо перед судом или перед третьим лицом в делах мирских – судебных и торговых: Кто из клира даст себя порукой за коголибо, да будет извержен. (Апост., 20) В обязанности клириков входит подчиняться правилам и уставам Церкви и проходить свое служение, руководствуясь церковными канонами, указаниями священноначалия и сложившейся традицией Православной Церкви: Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, да будет извержен от священного чина. (Апост., 7) Если кто, принадлежа к клиру, с изверженным от клира молиться будет, да будет извержен и сам. (Апост., 11) Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен. Если же позволит им действовать чтолибо как служителям Церкви, да будет извержен. (Апост., 45) Епископа или пресвитера, принявших крещение или жертву еретиков, извергать повелеваем. Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? ( 2Кор. 6, 15 ). (Апост., 46) Епископ или пресвитер, если по истине имеющего крещение вновь окрестит или если от нечестивых оскверненного не окрестит, да будет извержен, как насмехающийся над крестом и смертью Господней и не различающий священников от лжесвященников.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

А права и власть над делами митрополичьей области должны сохраняться за настоящей митрополией, которая носит это название истинно и изначально 146 ; новый митрополит, называемый так только из почтения, не может присваивать себе что-либо из этих прав. Право же истинной митрополии в собственном смысле состоит в том, что ее митрополит рукополагает епископа митрополии, которой предоставлена честь так называться, согласно правилу I Всел. 6, которое говорит, что не епископ тот, кто стал им без соизволения митрополита. Прочти также Апост. 34. Правило 13 Чужим клирикам и чтецам в другом городе без представительных грамот от своего епископа никоим образом нигде не служить. (Апост. 12, 15.) Толкование Настоящее правило определяет, что чужие клирики и чтецы не вправе совершать в другом городе служение своей степени без представительных грамот, свидетельствующих об их рукоположении, православии и прошлой жизни, но принимаются там в общение как миряне. Прочти также толкования Апост. 12, 15 вместе с рядом параллельных правил, поскольку около настоящего правила не хватило места их все перечислить 147 . Правило 14 Поскольку в некоторых митрополичьих областях чтецам и певцам разрешается вступать в брак, святой Собор постановил не позволять никому из них брать себе в жены инославную. Те, кто имеет детей от такого брака, если они уже крестили их у еретиков, должны приводить их в общение с Кафолической Церковью , а не крестившие детей не могут уже ни крестить их у еретиков, ни сочетать браком с еретиком, иудеем или язычником, разве только в том случае, когда лицо, сочетающееся с православным, обещает перейти в православную веру. Если же кто-либо преступит это определение святого Собора, да подлежит епитимии по правилам. (Апост. 26; VI Всел. 6, 72; Лаодик. 10, 31; Карфаг. 19, 29, 33.) Толкование Несмотря на то, что правило Апост. 26 разрешает чтецам и певцам после хиротесии при желании вступать в брак, из настоящего правила становится ясно, что это было дозволено не везде (вероятнее всего, это было дозволено в Африке, согласно 19-му правилу Африканского собора 148 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

7 Напр.: о предсуществовании душ и о воскресении тел человеческих не в том виде, в каком они существовали; о том, будто мучение бесов и нечестивых людей не вечно, но последует восстановление тех и других в прежнее состояние и т. п. 9 В перечислении поместных соборов мы держимся порядка, указанного во 2-м правиле VI всел. собора. 10 См. «Летопись церковных событий» архим. Арсения; Спб., 1880 г., стр. 95. По мнению же других (архим. Иоанна и проф. Н.К. Соколова), на этом соборе председательствовал антиох. еп. Виталий. 11 Сходство канонов антиохийского собора с апост. правилами дало некоторым ученым повод утверждать о заимствовании апост. правил в сокращении из постановлений этого собора. Но: а) в IV веке не за чем было прибегать к сокращению правил в ущерб их полноте, определенности и ясности; б) ап. правила ссылаются только на первоисточник– Свящ. Писание; постановления же антиохийского собора опираются и на авторитет прежде уже установленных правил (16. 21 п.23). 12 Некоторые из западных канонистов и историков (Бароний, Манси и др.) считают сардикийский собор вселенским; но православная Церковь , а с нею вместе некоторые ученые (например, Гефеле), не признает за ним такого значения; потому что на нем поместные восточные церкви, а из западных африканская, имели слишком мало представителей. 13 Достаточные сведения об этом сборнике можно найти в 1 т. Богосл. энциклопедии, из. редакцией журн. «Странник», стр. 976 и след. 14 Об этом сборнике «некоторых христианских наставлений и правил» упоминают% св. Ириней, Евсевий, св. Афанасий, св. Епифаний и др. отцы и писатели церковные. Первоначальный список этого сборника не дошел до нас. (Исследов. об «Апост. постановл.» см. проф. М. А. Остроумова «Введение в правосл. церк. право». Харьков, 1893 г., стр. 159–170); русский перевод «Пост. апост.» издан в Казани в 1864 году. 15 Некоторые, напр., Шагуна (см. его «Краткое изложение канонич. права», стр.30) приписывает св. Клименту римскому собрание и апостольских правил, основываясь на 85 правиле оных; но в этом правиле говорится только о «восьми книгах апост. поставнолений», а не об апостольских правилах.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/p...

Прочти также правило 55 этого же Собора. Правило 79 (71)[ 271 ] Угодно было не позволять никакому епископу оставлять свою главную кафедру и переходить в какую-либо церковь , расположенную в его области, или, долгое время сверх надлежащего занимаясь личными делами, оставлять прилежную заботу о своем престоле. (Апост. 58; IV Всел. 25; VI Всел. 19; Двукрат. 16; Сардик. 11; Карфаг. 131–133; Петра Александр, 10; Григория Нис. 6.) Толкование Настоящее правило определяет: никакому епископу не позволено оставлять свою главную кафедру, т. е. свой исконный престол (даже если он беден и немноголюден), и водворяться в другом, подчиненном ему приходе (даже если он богаче и многолюднее, чем тот город, где находится его престол) [ 272 ] или же проводить на этом приходе времени больше положенного и определенного, пренебрегая заботой и попечением о городе, в котором находится его престол. Прочти также Апост. 58. Правило 80 (72) Угодно было: всякий раз, когда нет надежных свидетелей, утверждающих, что младенцы несомненно были крещены, а сами они из-за возраста не в состоянии надлежащим образом дать ответ о преподанном им таинстве, их должно беспрепятственно крестить, чтобы возникшее недоумение не лишило их такового очищения через освящение. (Апост. 47; VI Всел. 84.) Толкование Это правило повторено правилом VI Всел. 84, его толкование и прочти. Там это правило приведено дословно. Правило 81 (73) Угодно было, чтобы день поклоняемой Пасхи возвещали всем через приписку под определениями Собора. А день Собора да остается тот же, какой был определен на Иппонском соборе, а именно: за десять дней до сентябрьских календ. Нужно также написать к первенствующим всех областей, чтобы они, созывая у себя Собор, имели в виду этот день. (Апост. 7, 37; Карфаг. 60, 117.) Толкование Настоящее правило определяет, чтобы день будущей Пасхи ежегодно объявляли всем через приписку под определениями, которые составляет ежегодный Собор. Днем же, в который должен собираться этот ежегодный Собор, пусть будет 21 августа (ведь календами называются первые 10 дней месяца; см. примеч. к VI Всел. 62), как было определено на Иппонском соборе [ 273 ] . Всегда, когда бывает Собор, должно иметь в виду этот день. Смотри также Апост. 7 и 37 и примеч. к 60-му правилу настоящего Собора. Правило 82 (74)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Десятая по Воздвижении или пред архангелом Михаилом (Петруш., Руд. и Брат.). Награда: охрана от зверя (Брат.), избавление от грехов (Руд.). В великорусских стихах: перед смертью узрит Богородицу, избегнет от скоропостижной смерти зверя. Одиннадцатая перед Андреевым днем или перед Рождеством Христовым (Петруш. и Брат.), покровская (Руд.). Награда: в книгу небесную запишут (Руд.), избавление от напасти (Брат.). В великорусских стихах: охранен будет от зноблёнои смерти от морозу, узрит Богородицу. Двенадцатая по Рождестве Христове или перед Богоявлением Господним (Петруш., Брат, и Руд.). Награда: охрана от ветра и лютых морозов (Брат.); Господь возьмет душу на небо (Руд.). То же и в великорусских стихах. Сравнительный обзор великорусских и малорусских духовных стихов о 12 пятницах обнаруживает большое между ними сходство, почти тождественность, и со значительной долей вероятности можно сказать, что в Малороссии повторяются великорусские духовные стихи о 12 пятницах, при отсутствии местных и своеобразных. По крайней мере, можно положительно утверждать, что псальма про 12 пятниц Павла Братыци зашла на юг из северной России, так как самый язык псальмы местами, особенно в конце, сохраняет вполне великорусский склад, например: Встаньте вы, братья, да и послушайте, Приходить вы, братья, ко святой церкви, Создавайте вы милостыню неосужденную, незговоренную; Зговорена милостыня не польза душе. В великорусском варианте стиха, записанном в орловской губернии, читаем: Друзья-братия, подавайте милостыню незаговоренную, Незаговорную и незаклеветенную. («Калеки перехожие» т. VI, стр. 143). Псальма Братыци оканчивается словами, что из ребенка, зачатого в одну из перечисленных пятниц, выйдет вор и разбойник. Слова эти повторяются в десяти вариантах великорусского духовного стиха о 12 пятницах, из общего числа 12 вариантов, напечатанных в VI вып. «Калек перехожих». 36–38. Стихи о грешной душе. Ад и рай В числе древних апокрифов встречается «Хождение ап. Павла по мукам», иначе называемое «Откровение апост. Павла», «Слово о видении апост. Павла» или просто «Видите апост. Павла». Апокриф этот был уже сильно распространен в IV веке. В середние века он пользовался большой популярностью. Ближайшее сходство с «Павловым видением» имеет «Видение Филиберта» X в. Данте говорит о сошествии апост. Павла в ад во второй песне «Божественной Комедии». В Россию «Видение апост.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

Согласование Правило VII Всел. 14 также запрещает кому-либо без хиротесии епископа читать с амвона, хотя бы он был и монахом. А правило Карфаг. 22 запрещает чтецам после чтения кланяться народу. Правило Лаодик. 23 говорит, чтобы чтецы не носили орарь, когда читают. Прочти также Апост. 77. Правило 34 Священное правило ясно возвещает и то, что заговор или составление тайных сообществ, как преступление, и внешними законами совершенно воспрещается, гораздо же более следует запрещать быть этому в Церкви Божией. Поэтому мы усердно стремимся соблюдать следующее: если окажется, что какие-либо клирики или монахи устраивают заговор, или составляют тайные общества, или строят козни епископам или соклирикам, да будут совсем лишены своего сана. (Апост. 31; IV Всел. 18; Двукрат. 13–15; Антиох. 5; Карфаг. 10, 62.) Толкование Это правило совершенно одинаково с правилом IV Всел. 18, поэтому прочти его толкование в своем месте. Смотри также толкование Апост. 31. Правило 35 Да не будет позволено вовсе никому из митрополитов после смерти епископа, подвластного его престолу, отнимать или присваивать имущество епископа или его церкви, но до поставления другого епископа пусть оно хранится у клира церкви, предстоятелем которой был почивший. Разве только в этой церкви не останется клириков, – тогда имущество будет сохранять в целости митрополит, с тем чтобы передать все епископу, который будет рукоположен. (Апост. 40; IV Всел. 22; Антиох. 24; Карфаг. 30, 89.) Толкование He позволяется, говорит настоящее правило, никакому митрополиту, когда умрет какой-либо его епископ, расхищать или присваивать имущество или епископа, или его епископии, но пусть имущество сохраняют клирики епископии, пока не появится новый епископ. Если же случится, что в этой епископии не останется клириков, тогда сберегать имущество в целости и сохранности должен будет митрополит, пока не отдаст епископу, который впоследствии будет рукоположен. Смотри также Апост. 40. Правило 36 Возобновляя законоположение 150 святых отцов, собравшихся в этом богохранимом и царствующем граде, и 630, собравшихся в Халкидоне, определяем, чтобы Константинопольский престол пользовался равными преимуществами с престолом древнего Рима и в церковных делах был возвеличен подобно ему, будучи вторым после него; а следующим после него пусть числится престол великого града Александрии, после – Антиохийский, а после него – престол града Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Прочти также Апост. 5. Правило 5 Если кто-то будет учить тому, что домом Божиим и собранием в нем можно легко пренебрегать, да будет анафема. (VI Всел. 80; Гангр. 20, 21; Сардик. 11, 12.) Толкование Настоящее правило анафематствует евстафиан, которые учили народ уклоняться от посещения церкви и пренебрегать собраниями в ней христиан под тем предлогом, что молиться можно в любом месте, ведь ап. Павел повелел нам молиться на всяком месте (см. 1Тим.2:8 ). Однако он сказал это не для того, чтобы мы не ходили в церкви, а для того, чтобы мы не ограничивали молитву одним только местом – Иерусалимом, как толкует Василий Великий (Слово о крещении. Вопрос 8) 109 . Смотри также VI Всел. 80. Правило 6 Если кто-то будет устраивать частные собрания помимо Церкви и, пренебрегая Церковью , пожелает совершать церковные таинства и обряды без пресвитера, присутствующего по воле епископа, да будет анафема. (Апост. 31; IV Всел. 18; VI Всел. 31, 34; Двукрат. 12,13, 14, 15; Антиох. 5; Карфаг. 10, 11, 62.) Толкование Евстафиане, отдельно от общего собрания верных в Церкви, устраивали противозаконные частные собрания, а их пресвитеры, пренебрегая Церковью Божией, без воли и разрешения местного епископа священнодействовали обособленно. Поэтому настоящее правило предает анафеме их и подобных им, потому что они учиняют раскол. Прочти также Апост. 31. Правило 7 Если кто-то захочет принимать или раздавать церковные приношения плодов вне церкви, против воли епископа или того, кому они вверены, и захочет делать это без его согласия, да будет анафема. (Апост. 38.) Толкование Кроме прочих несообразностей, какие творили евстафиане, они еще и брали плоды, которые по обычаю приносились в церкви, и разделяли их между собой, как будто святыню. Поэтому настоящее правило предает анафеме тех, кто принимает или раздает эти приношения без воли и позволения епископа или эконома, ведающего церковным имуществом [ 110 ] . Прочти также Апост. 38. Правило 8 Если кто-нибудь будет раздавать или принимать плодоприношения без ведома епископа или того, кто поставлен распоряжаться делами благотворительности, то как раздающему, так и принимающему да будет анафема.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010