Если же он будет упорно возмущать Церковь и производить в ней беспорядки, то исправлять его с помощью внешней власти как бунтовщика. (Апост. 31; IV Всел. 18; VI Всел. 31, 34; Двукрат. 13–15; Карфаг. 10, 11.) Толкование Настоящее правило составлено на основании правила Апост. 31 и определяет, что если пресвитер или диакон, презрев своего архиерея и отделившись от Церкви, станет служить отдельно и не захочет послушаться архиерея, который призывал его дважды и трижды (о чем см. Апост. 74), и прийти к нему, чтобы изложить обстоятельства, оправдывающие его, и примириться, то такой должен быть совершенно извержен и уже не может пользоваться честью священства. Если же он и после извержения не прекращает возмущать архиерея и Церковь , то его должно вразумлять с помощью внешней власти правителей [ 137 ] . Из этого правила сделай также вывод о том, что епископам запрещено самим наказывать непокорных тюремным заключением и палками, но дозволено наказывать только церковными епитимиями. А если непокорные не слушаются, тогда уже следует передавать их в руки правителей для вразумления. Смотри Апост. 31. Правило 6 Если кто-либо был отлучен своим епископом, то другие должны принимать его не прежде, чем он будет принят своим епископом. Или же тогда, когда соберется Собор и он, выступив, оправдается и убедит Собор принять о нем другое решение. Это определение относится также к мирянам, пресвитерам, диаконам и всем состоящим в клире. (Апост. 32; I Всел. 5; Константинопол. 879 г. 1; Сардик. 14; Карфаг. 11, 37, 141.) Толкование Согласно настоящему правилу того пресвитера, или диакона, или клирика, или мирянина, который будет отлучен своим епископом, не должен принимать в общение другой епископ, но может принять только отлучивший. Исключение составляет тот случай, когда отлученный предстанет перед Собором и убедит его вынести другое решение по поводу отлучения, которому подвергся. Смотри также Апост. 32. Правило 7 Никого из пришлых не принимать без мирных грамот. (Апост. 12.) Толкование Настоящее правило предписывает архиерею никогда не принимать пришлого клирика, если у него нет мирной, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

В церковно-исторической, канонической и патрологической литературе много внимания уделено тому обстоятельству, что некоторые апостольские правила обнаруживают поразительное сходство с правилами Антиохийского Собора (апост. 32 и Антиох. 6; апост. 33 и Антиох. 7; апост. 34 и Антиох. 9; апост. 36 и Антиох. 18; апост. 37 и Антиох. 20; апост. 38 и 40 и Антиох. 24; апост. 41 и Антиох. 25). Большинство западных ученых 19 и 20 столетий и некоторые русские авторы, в том числе профессора Н. С. Суворов и А. С. Павлов , склоняются к выводу, что заимствования внесены в «Правила святых апостолов» из канонов Антиохийского Собора 73 . Но согласиться с этим значило бы принизить авторитет апостольских правил, отвергнуть их апостольское происхождение и войти в грубое противоречие с традиционным отношением Церкви к этому сборнику. Издревле апостольские правила рассматривались как часть апостольского предания. Ими и поныне открывается канонический кодекс Православной Церкви. Признание за «Правилами» апостольского авторитета не равносильно усвоению апостолам самого текста правил. В средневековье, особенно на Западе, апостолы действительно считались их авторами. Еще в 16 в., после выхода «Магдебургских центурий», в которых высказано было сомнение в апостольском происхождении «Правил», Турриан пытался доказать, что они изданы апостолами на Соборе в Иерусалиме в 45 г. по Р.Х. Но внимательное изучение их содержания и текста, наконец, осознание того обстоятельства, что если бы Древняя Церковь признавала эти «Правила» апостольским писанием, то они были бы включены в Новозаветный канон, привело ученых к общему мнению, что эти «Правила» не были написаны или продиктованы апостолами. Однако, как отмечает епископ Никодим (Милаш) , «они получили свое начало от апостольского предания и через устную передачу сохранились между апостольскими преемниками; в силуже явившихся церковных потребностей, они были собраны еще до 1 Никейского Вселенского Собора неизвестным благочестивым человеком, который назвал их канонами апостольскими, чтобы показать этим, что они путем предания получили свое начало от самих апостолов. С этими канонами произошло то же, что и с так называемым Апостольским символом. Не апостолы составили и письменно передали Церкви этот символ, но на основании апостольского предания он был составлен после апостолов и передан Церкви с апостольским именем лишь для указания его настоящего источника» 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Преподобномучч. 26 зографских монахов, низверженных с башни за обличение царя Михаила (1261–1281) и патриарха I. Векка (1275–1282) и огнем скончавшихся. По именам известны: игумен Фома, иноки Варсанофий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косна, Сергий, Мина, Иоасаф, Иоаникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений и 4 мирских. Пр. Космы зографского на Афоне, † 1323 г. Афон. патер. III. Память преп. Отец , почивающих в Киеве в Антониевой пещере ; совершаемая в субботу по отдании праздника Воздвижения креста Господня (т. е. после 21 сентября). Пр. Антония (июля 10 со всенощные бдением). Пр. Прохора чудотворца. (10 февр. Служба с октоихом). Пр. Иоанна постника. (7 декаб. Служба обща). Иулиании девы, княжны ольшанской. (июля 6). Преподобномучч. Василия и Феодора . (11 авг. Служба с полиелеем). Пр. Поликарпа , архимандрита печерского. (Июля 24. Служба обща). Пр. Варлаама , игумена печерского. (19 ноябр. всенощное бдение). Пр. Дамиана целебника. (Окт. 5. Служба с славословием вместе с Матфееи и Иерекиею). Пр. Никодима просфорника. (Окт. 31. Служба обща). Пр. Лаврентия , подвизавшегося в затворе. (Янв. 29. Служба обща). Пр. Афанасия подвизавшегося в затворе. (дек. 2. Служба со славословием). Пр. Еразма . (февр. 24. Служба обща). Пр. Луки , иконома печерского. (ноября 6. Служба обща). Пр. Агапита , врача безмездного. (июня 1 .Служба со славословием). Препп. Феофила и Иоанна . (29 дек. Служба Феофилу с Марком с полиелеем, пр. Иоанну обща). Пр. Нектария . (нояб. 29. Служба обща). Пр. Григория иконописца (авг. 8. Служба ему обща). Священномуч. Кукши . (ав. 27. Служба c Пименом постником с октоихом). Пр. Алексия , почивающего в затворе. Служба обща. Пр. Саввы . (апр. 24. Служба обща). Пр. Сергия послушливого. (окт. 7. Служба ему обща). Пр. Меркурия , еп. смоленского. (Служба ему обща). Пр. Пимена многоболезненного. (авг. 7. Служба с полилеем). Пр. Нестора летописца. (окт. 27. Служба с октоихом). Преподобномуч. Евстратия . (мар. 28. Служба с полиелеем).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В начале беседы следует прочитать: Евр.5:4–6 ; кн. о вере л. 59 об., Ин.20:19–21 ; 2Пет.1:3 ; 2Кор.5:20 ; Рим.10:15 ; Деян.13:2–3 ; 2Тим.1:6 ; 1Тим.4:14 , Тим.1:4, Блаж. Августин против противн. закона и прор. гл. 1, числ. 39; св. Иринея кн. о, гл. 3, Тертул. «о давн. ерет. гл. 32, Толк. Апост. л. 548; Ник. Черног. сл. 63; (не к тому имеша благодать); Ин.15:4 ; Иринея кн. 4, против ерес. гл. 26 и поставить вопрос: от какого собора епископов послан был в Белую Криницу митр. Амвросий? Раскольник ссылается на 8 пр. 1 вс. соб. с толкованиями, Церк. историю Сократа кн. 7, л 3. Объяснить слова правила: «приходящие к святей... церкви», прав. 16 антиохийск. собора, 2 пр. купно всех св. апост. (Кирилл. л. 30), 1Кор.14:33 ; 2Кор.5:20 , Рим.10:15; 1 и 2 пр. св. апостол. Евр.7:7 ; об Агапите объяснить слова: напр., Антик «написал Агапиту, чтобы он управлял епископией»; и спросить, кто же м. Амвросию дал такое повеление? Раскольник заявляет, что священники у них были, а священники тоже посланники. На это заметить, что священники отличаются от епископов (Епиф. Кипрский ч. 5, гл. 4) и не имеют права посылать епископов, вручать им епископские кафедры: они сами находятся под управлением епископов (39, 55 пр. св. Апост., 6 пр. гангр. соб.). Раскол. читает толкования на 8 пр. первого вс. соб. и 69 пр. карф. соб. доказывая, что принятые под миропомазание еретики-клирики пребывают в клире. Возражение. Ник. Черног. тактик. л. 141. Блаж. Симеона Солунск. гл. 77, 69 пр. Карф. соб. повелевают оставлять еретических клириков в сущих санах только при приеме их 3 чином, а раск. приняли Амвросия вторым. 8 пр. 1 вс. соб. тоже повелевало принимать еретиков «чистых» по 3 чину. И только впоследствии их принимали по второму – 7 пр. 2 вс. соб., Вас. Велик., и 95 пр. 6 вс. собора; но в этих правилах уже не сказано, чтобы «чистых» оставлять в своих санах, а велено их снова рукополагать (Кормч. л. 293 об.). Аристин же допустил вольное толкование 8 пр. 1 вс. соб. не согласное с практикой церкви, как и 95 правила шестого вс. собора о еретиках: несторианах, евтихианах и северианах (Кормч. л. 205). В заключение прочитать слова св. Киприана: «сии суть, кои добровольно... («О единстве церкви»).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Выше упоминалось, что в ПР ПСО Вас. Вел. цитируется Апост. 72 по версии «Номоканона Мефодия». Из того же «Номоканона» заимствован также канон Апост. 60, ср.: Апост. 72: аще которыи клирикъ ли людинъ от с(в)ты ц(ь)рк(ъ)ве въемлеть ли свщю, ли масло, да отлоучить с() и птерицею да въвратить съ истиною ( μεθ» ο λαβεν) (Vašica, Nom. 349.19–350.4) – ср. ПР ПСО Вас. Вел. 99 Аще кто вьмет» ть црькве щ, или свщоу или масло, да тлоучит» се и .е.-рицею да платит» сь истиною (Jag1c 1874, 144, vvvv), т. е. «да возвратит сам предмет и его стоимость в пятикратном размере» Й. Вашица справедливо считает это доказательством того, что НМ был известен сербам (Vašica, Nom. 225, pozn. 76). Апост. 60: Аще кто лжа писань книжна ко с(в)та въ ц(ь)рк(ъ)вич теть на събланъ стрижникомъ и людьмь, да ивержеть с ( το κλρου) (Vašica, Nom. 361.13–17); дословно повторен в ПР ПСО Вас. Вел., гл. ссссс: Аще кто льжна писани книжна ко светаа чтеть вь црькви, вь сьблань людемь и стрижникомь, да иврьжет» се (Jagi 1874, 144). Рассмотренными источниками (правила Василия Великого , моравский пенитенциал «Заповеди св. отец», канон 16 Анкирского поместного собора) не исчерпывается материал сербского пенитенциала. Некоторые статьи последнего имеют соответствия в Древнеболгарском номоканоне по версии Ефремовской кормчей XII в. (далее ЕК) – так ст. kkk и III представляют собой каноны 21 и 22 Лаодикейского поместного собора, ст. ffff – Апостольский канон 42 по версии ЕК (Бенешевич 1907, 71.19–22; 271.22–27). Еще один источник ПР ПСО Вас. Вел. – небольшой сборник епитимий, сохраненный также в Устюжской кормчей XIII–XIV вв. (Jagi 1874, 138–139, ii – qq; ср. Максимович 2004а, 151–152). Подведем итоги. Проведенный нами анализ текста ПР ПСО Вас. Вел., составленного не позднее первой половины XIV в., показал, что в основу сербского пенитенциала были положены следующие церковно-правовые источники: 1) каноны св. Василия Великого в особой редакции; 2) переведенный с латыни моравский пенитенциал Х в. «Заповеди святых отец» (ЗСО); 3) «Номоканон Мефодия», представляющий собой перевод «Собрания в 50 титулах» Константинопольского патриарха Иоанна Схоластика (VI в.); 4) Древнеболгарский номоканон, сохранившийся в Ефремовской кормчей XII в. (каноны Апост. 42, Лаод. 21, 22); 5) безымянный сборник епитимий, сохраненный также в Устюжской кормчей XIII–XIV вв.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

Обычай и долг требуют от нас чтить всякий воскресный день и праздновать оный, понеже в сей день Господь наш Иисус Христос проявил нам воскресение из мертвых. Почему и первым нарицается день сей в Свящ. Писании, яко составляющий для нас начало жизни и восьмым, яко пришедший по субботе Иудейской... Феофила Архиеписк. Александр. пр. 1. ...Воскресный день препровождаем яко день радости, ради Воскреснаго в оный. В сей день и колена преклоняти мы не прияли. Петра Архиеписк. Александр. пр. 15; срав. VI Всел. соб. пр. 90; Лаод. соб. пр. 29; Апост. пр. 64; Anocm. nocm. V, 30 58 . Дни праздничные соблюдайте, братия, и прежде всего День Рождества Господня, совершая его в двадцать пятый день девятого месяца. После него да будет для вас чтимым день Явления, в который Господь показал нам Божество Свое, а торжествуйте его в шестой день десятого месяца (января). Апост. пост. кн. V, гл. 13. Вы, братия, искупленные кровью Христовою, должны торжествовать дни Пасхи с точностью со всем рачением после равноденствия. Апост. Пост. кн. V, гл. 17. А спустя восемь дней да будет опять у вас честным праздником этот восьмой день 59 , в который Господь уверил меня, Фому, не верившего воскресению Его, показав мне язвы гвоздиныя и рану от копия в боку. И опять, сосчитав от первого дня Господня, 60 сорок дней, в пятый день от дня Господня (в четверток) празднуйте праздник Вознесения Господня... И спустя 10 дней после Вознесения, т.е., в пятьдесятый день от первого дня Господня да будет у вас великий праздник; ибо в этот день в третьем часу Господь Иисус послал на нас дар Св. Духа. Апост. Постановл кн. V, гл. 19 и 20. Во дни Апостолов да не работают; ибо они стали учителями вашими о Христе и сподобили вас Духа. В день Стефана первомученика и прочих мучеников, предпочетших Христа жизни своей, да не работают Апост. Пост. кн. VIII, гл. 33. Как должно проводить праздничные дни по заповеди? Во-первых, не должно в сии дни работать или делать дела мирские и житейские; во-вторых, должно свято хранить оные, т.е., употреблять на дела святые и духовные во славу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Вилер Герард, руководитель секты скакунов – 44 пр. Вилер Иоган, вожак баптистов, его арест и отобранные у него книги, – 104 пр., упом. – 131, 245. Виноград, село, Звенигород уез., Киев, губ. – 97, 109, 135 пр. Висуновка, посад, Херсон. губ. и уез. – 148 пр. Витряченко, сектантский вожак. – 71, 75, 182. Вовкаж Петр, сектантский вожак; суд над ним – 128, 129. Водопойные хутора, предместье, Херсон. губ. и уез. – 147 пр. Воеводская, деревня, Елизавеград. уез., Херсон. губ. – 149 пр. Вознесенск, город, Херсон. губ. – 148 пр. Воронов, профессор. – 12, 21, 22, 33, 36, 49, 278. Вотылевка, село, Звенигород. уез., Киев. губ. – 97, 109, 135 пр., 146 пр. Воскресенский, посад, Херсон. губ. и уез. – 148 пр. Войсаровский Адам, сектантский вожак – 61, 263. Вылевский приход, Гомельского уез., Могилев. губ. – 144, 161. Г Глиняная, деревня, Елизаветград. уез., Херсон. губ. – 75. Глодоссы, село, Елизаветград. уез., Херсон. губ. – 148 пр. Горошки, местечко, Житомирск. уез., Волын. губ. – 145. Григороденисовка, Александрийского уез., Херсон. губ. – 149 пр. Григорьевка, село, Тираспольского уез., Херсон. губ. – 149 пр. Гурьевка, село, Херсон. губ. и уез. – 148 пр. Гюбнер, сектант, биограф. сведен. – 72, 73. Д Дембровский, полковник, – 113, 114, 173. Димитрий, архиепископ Херсонский и Одесский, – 56, 58, 62, 64, 111, 112, 115, 117, 151. Добрянка, село, Елизаветград. уез., Херсон. губ. – 149 пр. Долгая Гребля, село, Звенигород, уез., Киев. губ. – 135 пр. Дубовый Лог, деревня, Гомельского уез., Могилев. губ. – 144. Дымиевка, предместье г. Киева. – 136, 144, 145 пр. – 163. Дымовка, село, Херсон. губ. и уез. – 148 пр. Дьяковский, бывш. священник с. Чаплинки: Таращ. уез., Киев. губ. – 27, 33; сообщение его о бунте в с. Чаплинке – 88; упом. – 92, 93, 96, 97; донесение его о том, что некоторые из штундистов перестали обращаться к нему за совершением треб – 107; упом. – 108, 122, 260 пр. Дедовщина, село, Сквир. уез., Киев. губ. – 146 пр. Е Евстафий (Голованский), иеромонах Киево-Златоверхо-Михайловского монастыря; увещания, предложенные им штундистам, 121.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

(Апост., 47) Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, в дни праздников не вкушает мяс и вина, гнушаясь, а не ради подвига воздержания, да будет извержен, как сожженный в собственной совести и бывающий виной соблазна многим. (Апост., 53) Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень или в субботу, кроме единой только (Великой субботы), да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен. (Апост., 64) Если кто из клира или мирянин в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться, да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного. (Апост., 65) Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую Четыредесятницу перед Пасхой, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесной, да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен. (Апост., 69) Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то опресноки или нечто подобное, да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен. (Апост., 70) Права и обязанности священнослужителей Церковь – это живой организм, и она организована иерархически: одним принадлежит в ней главенствующая роль, а другим подчиненная. То же самое можно сказать и относительно клира. Все клирики занимают ту или иную степень духовного служения в Церкви и выполняют в ней свои особые, свойственные каждому чину обязанности. Православная Церковь знает три богоустановленные священные степени: диакон, пресвитер и епископ, они называются священнослужителями. Существуют также и низшие степени клира, так называемые церковнослужители: чтец, певец и иподиакон. Соответственно, различаются права и обязанности лиц, занимающих каждую из этих степеней. Права и обязанности епископа Епископы – это преемники апостолов. Архиерей во вверенной ему епархии несет апостольское служение и имеет всю полноту апостольской власти. Но одновременно епископ также – высший представитель церковной власти в управляемой им епархии. Отсюда следуют его обязанности и права. По отношению к вышестоящему церковному начальству

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Прочти также Апост. 61. Правило 60 (51) Должно нам ежегодно собираться для совещаний; и когда мы соберемся вместе, тогда через представителей, которые окажутся на Соборе, будет объявлен день святой Пасхи. (Апост. 37; I Всел. 5; IV Всел. 19; VI Всел. 8; VII Всел. 6; Карфаг. 26, 61, 81, 84, 85, 104.) Толкование Настоящее правило не определяет ничего иного, кроме того, чтобы ежегодно созывался Собор для рассмотрения церковных вопросов и чтобы этот Собор через находящихся на нем епископских представителей обнародовал, на какой день текущего года выпадет святая Пасха [ 260 ] . Смотри Апост. 37. а также Апост. 7. Правило 61 (52) Во время проведения Собора мы обязаны посещать каждую епископскую область. (Апост. 37; I Всел. 5; IV Всел. 19; VI Всел. 8; VII Всел. 6; Антиох. 20; Карфаг. 26, 60, 81, 84, 85.) Толкование Настоящее правило предписывает посещать каждую епископскую область во время проведения ежегодного Собора, т. е. разбирать возникающие в ней вопросы, для чего представители Собора лично отправляются в каждую область и рассматривают эти вопросы. Смотри также Апост. 34. Правило 62 (53) Священным собранием на многих Соборах определено, чтобы народ, который подчинен в приходах епископам и никогда не имел своего епископа, без согласия того епископа, которому изначально подчиняется, не получал собственных управителей, т. е. епископов. Ибо некоторые, как известно, насилием добившись некоего господства, отвращаются от общения с братией; когда же их обесславят, они, как бы по праву давнего господства, отстаивают свою власть. Так и многие пресвитеры, надменные и безумные, поднимают свои выи против собственных епископов, пиршествами и злонамеренными советами подстрекая народ к тому, чтобы по бесчинному расположению он поставил правителями их самих. Поэтому мы обязаны всячески бороться против них, чтобы за ними не сохранялись не только такие области, но и собственные их церкви, которые перешли к ним беззаконно; и чтобы они были публично изгнаны полномочием власти и смещены самой кафедрой первенствующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Клириков или мирян, обвиняющих епископов или клириков, не допускать к обвинению просто и без испытания, если прежде не будет исследована их репутация. (Апост. 74; II Всел. 6; Карфаг. 8, 27, 137–139.) Толкование Настоящее правило определяет, чтобы те клирики или миряне, которые обвиняют епископов и клириков не по имущественному и частному делу, но по делу о церковном преступлении, не допускались к обвинению просто и без проверки, если прежде не будет рассмотрена их репутация, безупречна и безукоризненна ли она. Смотри также Апост. 74 и II Всел. 6. Правило 22 Клирикам после смерти их епископа не позволяется расхищать принадлежавшие ему вещи, как запрещено это и древними правилами [ 158 ] . Поступающим же так грозит лишение их степени. (Апост. 40; Антиох. 24; VI Всел. 35; Карфаг. 30, 89.) Толкование Клирики, говорит настоящее правило, не должны после смерти своего епископа расхищать его вещи, как запрещают это и древние правила (например, Апост. 40 и Антиох. 24). Те же, которые так поступают, подвергают себя опасности лишиться своей степени и достоинства. Прочти также толкование Апост. 40. Правило 23 Дошло до слуха святого Собора, что некоторые клирики и монашествующие, не имея никакого поручения от своего епископа, а иногда и будучи лишены им общения, приходят в царствующий Константинополь, подолгу живут в нем, устраивая волнения и приводя в беспорядок церковное устройство, и, кроме того, расстраивают дома некоторых. Поэтому святой Собор определил сначала напоминать таким через экдика святейшей Константинопольской Церкви о том, что они должны удалиться из царствующего города. Если же они будут бесстыдно продолжать эти дела, то и против их воли через того же экдика должно их изгонять и возвращать на свои места. (Апост. 15; I Всел. 15, 16; IV Всел. 5, 10, 20; VI Всел. 17, 18; VII Всел. 15; Антиох. 3; Карфаг. 63, 98; Сардик. 15, 16, 18.) Толкование Этот Собор также узнал, что некоторые клирики и монахи, хотя не имеют никаких церковных полномочий, – ибо их собственный епископ не признал их достойными того – а часто и будучи отлучены им, приходят в Константинополь и, проживая в нем длительное время, производят смятения в церковном устройстве и расстраивают дома принявших их христиан или подражающих им собратьев по клиру. Потому в настоящем правиле Собор определяет, чтобы им сначала объявляли через церковного экдика, что они должны мирно удалиться из Константинополя. А если они будут с бесстыдством продолжать те же самые дела, должно и вопреки их желанию изгонять их с помощью того же экдика и возвращать на свои места. Кто такой экдик – смотри в примеч. 134 (к IV Всел. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010