Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН КАНТАКУЗИН [греч. Ιωννης Καντακουζηνς] (ок. 1295-15.06.1383, Мистра, Пелопоннес), в монашестве Иоасаф (с 4 или 10 дек. 1354), византийский император (Иоанн VI Кантакузин; 26 окт. 1341-4 или 10 дек. 1354), гос. деятель, богослов, писатель (лит. псевдоним Христодул, Χριστδουλος). Отец И. К., возможно, также Иоанн, упомянут лишь в «Истории» И. К. ( Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 85). В 21 год он получил должность наместника Пелопоннеса и занимал ее 8 лет до своей смерти. После смерти отца воспитанием И. К. занималась его мать Феодора Палеологина Ангелина Кантакузина, тетка Андроника Младшего (впосл. имп. Андроник III Палеолог ; 1328-1341). И. К. не только был двоюродным братом Андроника Младшего, своего сверстника, но и, как предполагает Ф. Дёльгер ( Dölger. 1938), совершил с молодым Андроником чин братотворения . И. К. женился на Ирине Асанине, дочери Андроника Палеолога Комнина Асана (наместник Мореи в 1316-1321 и Фракии в 1341-1343), сестре Мануила Комнина Рауля Асана. Тем самым И. К. породнился с могущественным кланом Асанов, родственников царей Болгарии. В браке родились сыновья Матфей (ок. 1325-1383 или 1391; соправитель И. К. в 1353-1357, деспот Мореи в 1361-1382), Мануил (ок. 1326-1381; деспот Мореи с 1349), Андроник (ок. 1334-1347); дочери Мария († после 1379; с 1339 замужем за правителем Эпира Никифором II Орсини), Феодора († после 1381; с 1346 замужем за эмиром Орханом), Елена (1333-1396; с 1347 замужем за визант. имп. Иоанном V Палеологом ). И. К. получил обычное для юношей имп. крови классическое образование при дворе имп. Андроника II Палеолога (1282-1328), воспитываясь вместе с буд. имп. Андроником III; наставником обоих юношей был сенатор Константин Палама, отец свт. Григория Паламы . Возможно, что свт. Григорий (род. в 1296) также обучался вместе с И. К.; если это так, то их учителем мог быть и Феодор Метохит . В любом случае И. К. и свт. Григорий Палама были знакомы с юности. Стиль исторического произведения И. К., написанного под псевдонимом Христодул, обнаруживает знакомство с греч. классикой, ограниченное популярными авторами: Аппианом, Плутархом, Еврипидом, Фукидидом, а также греч. мифами и пословицами. Правда, визант. историк Никифор Григора противоречит сам себе, отмечая то склонность И. К. к образованию, то его недостаточную образованность ( Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 919, 966). Тем не менее И. К. знал отлично «Историю» Фукидида, к-рый, вероятно, сильно повлиял на формирование его мировоззрения и политической культуры.

http://pravenc.ru/text/471274.html

462 «Вчера пошел я в Пирей...» – видоизмененное начало платоновского «Государства» («Я пошел вчера в Пирей с Главконом, сыном Аристона») – традиционный классический пример ритмического благозвучия. 464 «Окситона» – слова с ударением на последнем слоге; «пропарокситона» – слова с ударением на третьем слоге от конца. 466 Речь идет о казни апостола Петра, не захотевшего, чтобы его распяли обычным способом. Этот стих и следующие переведены Μ. Л. Гаспаровым. 468 Георгий Писида – писатель VII в.; Птохо-Продром и Калликл – поэты XII в., Ликофрон – поэт III в. до н. э. 469 Перевод сделан по изданию: «Corpus Scriptorum historiae Byzantinae pars XIX, Nicephorus Gregoras», v. 1, Bonnae, 1829, стр. 283 и сл.; в основу данного перевода положен перевод издания «Византийские историки, переведенные с греческого при С.-Петербургской духовной академии», т. 6. «Римская история Никифора Григоры», перевод под редакцией П. Шалфеева. СПб.. 1862, стр. 273 и сл. 472 Галата (область в Малой Азии) была в то время одним из опорных пунктов генуэзской торговли в Эгейском бассейне. 475 Феано – легендарная жена Пифагора. Несколько вымышленных писем, написанных от ее имени, входило в позднеантичный сборник «Письма пифагорейских женщин». Ипатия (Гипатия) (IV–V вв.) – знаменитая женщина-философ, вокруг которой в Александрии группировался кружок образованных людей. 476 Никифор Григора, вероятно, приписывает Платону знаменитое изречение Аристотеля: «Друг – это одна душа в двух телах». 477 Великий папий – начальник дворцовых служителей, ведавших ключами всех дверей дворца; доместик – офицерский чин. 478 Родопа (ныне Деспото-Даг) – горный хребет в западной Фракии; Орестиада – местность в восточной Фракии, где был расположен г. Адрианополь. 480 Монастырь Хора – один из древнейших в Константинополе. Он находился около Влахернской резиденции императоров и не раз служил местом жительства для патриархов и местом заточения для опальных членов царской семьи. По поручению Андроника II, Феодор Метохит провел реставрацию и реконструкцию обветшавших монастырских зданий. Собор монастыря после обращения его в мечеть получил название Кахриэ-Джами. Выполненные по заказу Метохита мозаики Кахриэ-Джами пользуются всемирной известностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Справка: Церковь Христа Спасителя в Полях из ансамбля монастыря в Хоре — наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле. С 1948 года открыта для туристов как музей Карие, входит в число стамбульских памятников Всемирного наследия. Название происходит от того, что до возведения Феодосием II нынешних городских стен церковь стояла вне стен императорской столицы, к югу от Золотого Рога. Сохранившееся здание построено тщанием Марии Дука, тёщи императора Алексея Комнина, в 1077-81 гг. Уже через полвека часть сводов обрушилась, вероятно, из-за землетрясения, и младший сын Алексея профинансировал восстановительные работы. Церковь Хора была вновь перестроена после прихода к власти Палеологов, в 1315-21 гг. Ктитором выступал великий логофет Феодор Метохит. Свои последние годы он провёл в монастыре обычным монахом (сохранился его ктиторский портрет). Заказанные им мозаики и фрески — непревзойдённое художественное достижение Палеологовского возрождения. Во время осады Константинополя турками в 1453 году в монастырь была принесена икона Небесной Заступницы города — икона Богоматери Одигитрии. Через полвека турки заштукатурили все изображения византийского периода, чтобы обратить церковь в мечеть Кахрие-джами. Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди современного исламского города в результате реставрационных работ 1948 года. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 21 февраля, 2024 17 февраля, 2024 12 апреля, 2024 31 марта, 2024 27 марта, 2024 15 марта, 2024 13 марта, 2024 9 марта, 2024 5 марта, 2024 21 февраля, 2024 17 февраля, 2024 12 апреля, 2024 31 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/vo-vremya-namaza-zakro...

Однако юный Андроник имел много сторонников, главным образом в среде молодого поколения византийской знати, и против непопулярного старого императора составилась сильная оппозиция. Во главе нее стояли Иоанн Кантакузин , молодой и богатый магнат, лучший друг Андроника III, и хитроумный авантюрист Сиргианн, бывший по своему отцу половецкого происхождения, а по матери состоявший в родстве с императорской семьей. Ведущую роль в заговоре играли также Феодор Синадин и амбициозный выскочка Алексей Апокавк, которые занимали важные командные посты во Фракии и Македонии. Посредством внушительных взяток Сиргианн и Кантакузин также приобрели себе наместничества во Фракии. Пагубная продажа должностей была очень распространена в империи Палеологов: ей, как кажется, потворствовал даже просвещенный великий логофет Феодор Метохит 1167 . На сей раз это дорого обошлось правительству, поскольку Сиргианн и Кантакузин превратили приобретенные округа в базу для подготовки мятежа. Опираясь на недовольство чрезмерно обремененной налогами провинции, византийская аристократия смогла создать сильное движение против константинопольского правительства. На Пасху 1321 г. Андроник III покинул столицу и присоединился к армии, которую его друзья собрали у Адрианополя. В предстоящей борьбе он занимал психологически более выигрышную позицию, чем старый император, правление которого было сопряжено для Империи с многочисленными утратами и тяжелыми лишениями. Чтобы приобрести сторонников, он с большой щедростью стал раздавать земельные пожертвования и привилегии. Фракию он, кажется, полностью освободил от уплаты налогов 1168 . Эти действия оказали на исход гражданской войны большее влияние, чем соотношение вооруженных сил противников. Неудивительно, что фракийское население пошло за щедрым молодым императором, и когда его армия под предводительством Сиргианна выступила в поход на Константинополь, старый император поспешил заключить мир, опасаясь возмущения в столице. Андроник III получил Фракию и некоторые территории Македонии, которые он уже роздал своим сторонникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Несомненно, что в XIV веке русское и греческое монашество объединялось в своих устремлениях и деятельности обшей идеологией и творческим импульсом, который подразумевал преданность идее «византийского содружества», оживление интереса к византийской литературной традиции, осознание законности культурного плюрализма, религиозный подъем и миссионерскую ревность. 4. Исихазм и искусство В письменных источниках мы не найдем упоминаний о связях, которые могли или не могли существовать между интеллектуальным и религиозным движением в Византии в эпоху Палеологов и развитием живописи. Однако искусствоведы часто обсуждают эту проблему. Какова была культурная и религиозная основа так называемого «палеологовского возрождения», приведшего византийских и славянских мастеров к значительному обновлению стиля, большей близости к жизни, к подражанию античным образцам? Андрей Грабарь писал о византийских художниках конца XIII и начала XIV века: «Мы видим, что они предвосхищают открытия Каваллини и Джотто, а также и тех итальянских живописцев XV века, которые возродили великий стиль классической живописи».   Большинство специалистов склонно связывать развитие византийской живописи с оживлением интереса к классической древности. Подобное мнение подтверждается тем фактом, что в указанную эпоху большинство церковных учреждений «было основано представителями блестящей знати… располагавшей властью и средствами», а как мы видели выше, интерес к античности оживился именно в этой довольно узкой и изысканной среде. Сразу приходит на ум Феодор Метохит, известный богач и ученый–гуманист, восстановивший монастырь Хоры в Константинополе. Исследователи, придерживающиеся указанной концепции, обычно также считают, что победа исихастов на соборах 1341, 1347 и 1351 годов губительно отразилась на судьбе художественного «ренессанса». Историки живописи отмечают, что в середине XIV века происходит смена живописного стиля: «умеренные новшества предыдущего периода не аннулируются, но и не дополняются никакими новыми».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

75 Альберто де Криспис (1454). Богослов и провинциал августинцев в Ломбардии. Участвовал в Базельском соборе в качестве богослова. 76 Димитрий Палеолог Метохит лишь позже получит этот титул. Впоследствии будет последним эпархом Константинополя. 77 Византийский дипломат. Родственник упомянутого выше Димитрия Палеолога Метохита. Очень часто упоминается у Сиропула вместе со своими братьями Георгием и Мануилом. 78 В то время секретарь папы. Перешел на папскую слуэбу после того, как был нотарием у венецианского бали в Константинополе, где и выучил греческий язык. Епископ с 1437 г. После Флорентийского собора – папский нунций в Венгрии. Погиб во время сражения с турками на Косовом поле (август 1448). 84 Речь идет не о «Новом монастыре» (Να Μον), а о церкви Неа, расположенной около дворца. См.: Janin R. Églises et monastres. P. 365. 87 «Quamobrem huius sanctae synodi ab initio suae congregations praecipua cura fuit recens illud Bohemorum antiquumque Graecorum dissiduum prorsus exstinguere». Cm.: Cecconi E. (ed.) Studi storici sul Concilio di Firenze. Franze, 1869. P. CLXVII. 92 Иоанн Рагузский был болгарского происхождения и языка (как, видимо, и Патриарх Иосиф). Он называл Патриарха completissimum et perfectissimum senem (чудеснейший и замечательнейший старец). См.: Cecconi Е. Studi. P. CCVII. 93 Галлией (в единственном и множественном числе) часто назывались страны за Альпами и к западу от них. 94 Византийский дипломат. Это наиболее раннее из известных упоминаний о нем. Во время Флорентийского собора исполнял при императоре роль второго месадзона. После этого – участник многих византийских посольств на Запад и к туркам. В 1473 г. известен на службе у Мурада II. 96 Константин. Подпишет Флорентийский орос в качестве местоблюстителя митрополита Молдовлахии Дамиана. 98 Макрохер вернулся к 1 марта 1436 г. с письмами. Самим восточным Патриархам арабские власти запретили отлучаться. 101 Это важно: Патриархи оговорили свое право не принять унию. И это поняли послы Базельского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одной из вершин изобразительного искусства эпохи палеологовского ренессанса является ансамбль мозаик константинопольского монастыря Хора (Кахрие Джами). Храм, построенный в XII веке, представляет собой купольное здание, к которому пристроены еще три здания, каждое со своим куполом: нартекс, эксонартекс и пареклесий. Храм был украшен мозаикой в начале XIV века. В одном из куполов храма изображен в медальоне Христос; вокруг медальона рядами расположились 24 праотца. В куполе нартекса – Богородица, вокруг которой расположены 16 праотцев. Таким образом, все прародители Христа, упомянутые в Его родословной ( Мф. 1:1–16 ), представлены в мозаичном ансамбле двух куполов. Стены, своды и паруса нартекса украшены многочисленными сценами исцелений и чудес из Евангелия, эпизодами из жития Пресвятой Богородицы, образами святых. Образы Христа и Богородицы доминируют в ансамбле фигур. На одной из мозаик нартекса Христос изображен сидящим на троне; у подножия трона на коленях стоит ктитор храма Феодор Метохит, великий логофет (первый министр) императора Андроника II Палеолога, в высоком головном уборе, протягивая Спасителю макет храма. В другой мозаике Христос представлен стоящим; по правую руку от Него – молящаяся Богоматерь, обращенная к Нему вполоборота; в нижней части композиции представлены маленькие фигуры севастократора Исаака Комнина и монахини Мелании (предположительно сводной сестры императора Андроника II Палеолога). В люнете эксонартекса – впечатляющий образ Христа «Земля живых». Мозаичный ансамбль монастыря дополняется ансамблем фресок, расположенных в парекклесии монастыря и созданных в 1315–1320 годах. Смысловым центром ансамбля, включающего несколько многофигурных сцен и многочисленные одиночные образы святых, является композиция «Воскресение». Традиционная тема «Сошествия во ад» (точнее, исхода из ада) трактуется здесь с особым драматизмом. В середине композиции – фронтальное изображение Христа в белой одежде; Христос стоит, широко расставив ноги, и держит правой рукой руку Адама, а левой – руку Евы. Адам и Ева представлены в динамичных позах: Адам – почти бегущим навстречу Христу, Ева – с усилием поднимающейся из глубин ада. По правую руку Христа (слева от зрителя) изображены Иоанн Предтеча и ветхозаветные праведники с нимбами. По левую руку (справа от зрителя) – ветхозаветные грешники во главе с Каином, сыном Евы, стоящие в нерешительности. Византийская икона IX-XIV веков

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Из других философских сочинений Влеммида известны трактаты «О душе ( Περ ψυχς)» и «О теле ( Περ σματος)». Сочинение «О душе» было написано Влеммидом в марте 1263г., представляет переложение в простой и ясной форме аналогичного труда Аристотеля и предназначено для учеников его школы. Вслед за Аристотелем, Влеммид даёт в своём труде научное обоснование психологии, – разъясняет термин ψυχ, даёт определение самой души и различает душу животных и человека, рассматривает силы души и говорит о бессмертии души человека и о воскресении. В некоторых пунктах (например, об индивидуальном бессмертии души человека) Влеммид расходится с учением своего руководителя Аристотеля. Сочинение «О теле» было написано Влеммидом в апреле 1267г. – в дополнение к «Физике» и также предназначено было для учеников. Задачей сочинения служит рассмотрение вопроса «о телесных началах и элементах», их определение и подробное указание их соединений. Но это сочинение, как и труд Влеммида «О душе», не имело в Византии большого распространения и было известно преимущественно среди его учеников. Таким образом, Никифор Влеммид в своих философских трудах примыкал к той византийской философской школе, которая утверждалась на философии Аристотеля и вращалась преимущественно в сфере его научных проблем. Но Влеммид был знаком и с философией Платона, которая вдохновила на научные труды таких представителей философского мышления в Византии, как Михаил Пселл , Иоанн Итал, Феодор Метохит, Гемист Плифон. В деле популяризации философского учения Аристотеля Влеммид оказал большую услугу византийскому обществу. Третью группу сочинений Влеммида светского характера составляют его письма. В настоящее время изданы в печати 33 письма Никифора – к императору Феодору Ласкарису (31), деспоту Михаилу (1) и патриарху Михаилу (1), да известны ещё 49 писем к Никифору Влеммиду – от императора Феодора (48) и некоего Саввы (1). Эта обширная переписка имеет важное научное значение. К четвёртой группе относятся поэтические произведения Никифора светского характера, а именно – два стихотворения к императору Иоанну Дуке, одно к императору Феодору И Ласкарису, одно в честь св. Димитрия, два в прославление монастыря Сосандр, и одно в честь Николая, епископа Мефонского, ревностного защитника Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Несомненно, что в XIV веке русское и греческое монашество объединялось в своих устремлениях и деятельности обшей идеологией и творческим импульсом, который подразумевал преданность идее «византийского содружества», оживление интереса к византийской литературной традиции, осознание законности культурного плюрализма, религиозный подъем и миссионерскую ревность. 4. Исихазм и искусство В письменных источниках мы не найдем упоминаний о связях, которые могли или не могли существовать между интеллектуальным и религиозным движением в Византии в эпоху Палеологов и развитием живописи. Однако искусствоведы часто обсуждают эту проблему. Какова была культурная и религиозная основа так называемого «палеологовского возрождения», приведшего византийских и славянских мастеров к значительному обновлению стиля, большей близости к жизни, к подражанию античным образцам? Андрей Грабарь писал о византийских художниках конца XIII и начала XIV века: «Мы видим, что они предвосхищают открытия Каваллини и Джотто, а также и тех итальянских живописцев XV века, которые возродили великий стиль классической живописи». Большинство специалистов склонно связывать развитие византийской живописи с оживлением интереса к классической древности. Подобное мнение подтверждается тем фактом, что в указанную эпоху большинство церковных учреждений «было основано представителями блестящей знати... располагавшей властью и средствами», а как мы видели выше, интерес к античности оживился именно в этой довольно узкой и изысканной среде. Сразу приходит на ум Феодор Метохит, известный богач и ученый-гуманист, восстановивший монастырь Хоры в Константинополе. Исследователи, придерживающиеся указанной концепции, обычно также считают, что победа исихастов на соборах 1341, 1347 и 1351 годов губительно отразилась на судьбе художественного «ренессанса». Историки живописи отмечают, что в середине XIV века происходит смена живописного стиля: «умеренные новшества предыдущего периода не аннулируются, но и не дополняются никакими новыми».

http://sedmitza.ru/lib/text/438213/

Иоанн Аргиропул (14151487) – один из образованнейших людей своего времени, внёсший вклад в дело сближения византийской и итальянской культур, последователь Виссариона Никейского. Его жизнь и деятельность были связаны с Константинополем и с итальянскими городами – Падуей, Флоренцией. В 14381439 гг. Иоанн Аргиропул принимал участие в Ферраро-Флорентийском соборе. Возвратившись на родину, он был назначен на должность судьи и попечителя императорской высшей школы после отставки Григория Схолария. В 1441 г. он поехал в Падую, где преподавал греческий язык и литературу, переводил на латынь труды Аристотеля и одновременно изучал медицину в Падуанском университете, а потом преподавал ее по указанию императора во всеобщей школе при больнице в Константинополе. Среди его учеников, ставших врачами, были Антоний и Мануил Пиропулы, Иоанн Панарет и др., причем, по словам Аргиропула, к нему приезжали учиться не только из различных греческих областей, но и из Италии. После крушения Византии Иоанн Аргиропул переехал во Флоренцию, принял католичество и преподавал древнегреческую философию (14561471) во Флорентийском университете. У него учились Лоренцо Медичи, Франческо Филельфо, Якопо д’Анджело и др. Его лекции о Фукидиде слушали немецкие гуманисты Рейхлин и Меланхтон. В последние годы жизни Иоанн Аргиропул пытался организовать крестовый поход против турок и ездил ко дворам правителей Италии, Франции и Англии, чтобы добиться их финансовой поддержки, но безуспешно. Он умер в Риме. Иоанн Глика (Глика – «радостный», конец XIIInepbaя половина XIY вв.) – константинопольский патриарх (13151320), мелург, давший начало целой школе в музыке. До патриаршества он преподавал логику и риторику. У него учились Феодор Метохит, Никифор Григора, Иоанн Кукузел, Ксена Корона и другие деятели культуры, называвшие его «учителем учителей». Иоанн Глика был автором учебника грамматики, по которому обучали в патриаршей школе, и сочинения «О правильном синтаксисе». Он написал музыку на слова гимнов «Тебе поем», «Херувимская» и сочинил утренние тропари на слова Льва VI Мудрого. Иоанн Глика способствовал внедрению нового колофонического стиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010