К самому концу XIII века относится другой значительный памятник сербского искусства – фрески церкви св. Ахилия в Арилье, в которых гораздо сильнее, чем в живописи Сопочан, проявились местные черты. В росписи в Арилье художники изобразили сербских королей и архиепископов. С этого времени особый интерес к портретам исторических персонажей станет характерен для искусства Сербии. Свидетельством взлета творческой активности константинопольских художников в следующие десятилетия явилась живопись небольшой церкви Хора, название которой означало «за городскими стенами». С XV века церковь известна всему миру под своим турецким наименованием Кахрие-Джами. Еще до возникновения новых городских стен Константинополя при Феодосии II (413 год) был основан монастырь Хора. К XIV веку смысл слова «Хора» как указание места, находящегося за пределами города, был забыт. Оно стало ошибочно переводиться в качестве эпитета Богоматери и Христа, о чем свидетельствуют надписи на стенах храма. Об этом монастыре нам известно очень мало вплоть до последней четверти XI века. К тому времени монастырская церковь находилась в плачевном состоянии, и на ее месте была по приказу Исаака Комнина воздвигнута новая, одноапсидная и одноглавая. Церковь Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе. XIV в. Новый период в жизни монастыря связан с именем Феодора Метохита – высшего чиновника византийского двора, любимца императора Андроника I Палеолога, Феодор Метохит был человеком разнообразных интересов, типичным представителем палеологовского гуманизма. Любитель книг (при монастыре Хора он собрал огромную библиотеку, в которую были помещены главным образом сочинения светского характера), поэт, автор теоретических трактатов по искусству, друг византийского историка Никифора Григоры, он из всех своих увлечений предпочитал астрономию. Любимым его детищем стал монастырь Хора, ктитором которого он сделался и в который незадолго до смерти он постригся. К концу 1320 года были окончены реставрация архитектуры храма, а также создание мозаичных и основных фресковых композиций, совершенные на деньги Феодора Метохита.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

Надо сказать, василевса откровенно беспокоило существенное отклонение от древней традиции венчания на царство. Но едва ли св. Константин XI желал повторить венчание: его склонность к унии с Римом никогда не являлась тайной, но патриарх Георгий Маммас, убежденный униат, в таком случае непременно потребовал бы от царя латинской редакции Символа Веры в письменном виде, чего василевс делать никак не хотел. Едва ли могут быть сомнения в том, что такой поворот вызвал бы крайне негативную реакцию константинопольцев. Поэтому св. Константин XI удовлетворился «полутрадицией», если можно так выразиться. Не случайно его враги из лагеря ортодоксов впоследствии говорили, что в Константинополе нет ни законного императора, ни легитимного патриарха 909 . В отличие от своего покойного брата-императора св. Константин XI вовсе не считал дело Империи безнадежно проигранным. А потому деятельно взялся за разрешение двух самых насущных проблем – спасения Византии и преодоления церковного раскола, обусловленного разной оценкой Ферраро-Флорентийской унии. Чтобы не вызывать кривотолков, василевс разумно начал формировать правительство из представителей обеих партий. Иоанн Кантакузен, близкий друг и товарищ царя, активный сторонник унии, был назначен стратопедархом. Адмирал флота мегадука Лука Нотарас, мягкий антиуниат, стал первым министром двора. Великий логофет Метохит, протостратор Димитрий Кантакузен и Георгий Франдзис целиком полагались на решение василевса, будучи готовыми поддержать его позицию. Недовольным остался только Константинопольский патриарх Георгий Маммас, посчитавший, что император недостаточно активно поддерживает его. Терзаемый честолюбием и обидой, он покинул столицу и в августе 1451 г. отправился в Рим, где нашел убежище у папы Николая V (1447–1455). Там он начал широкую контрпропаганду, заявляя, что в действительности император является категоричным противником унии, – явная ложь 910 . Тем временем произошло событие, резко изменившее ход истории и предопределившее грядущую катастрофу, – 2 февраля 1451 г. от инсульта скончался Османский султан Мурад II. Новым правителем османов стал его сын 19-летний Мехмед II (1451–1481), родившийся 30 марта 1432 г. Детство Мехмеда II было безрадостным. Он был рожден простой наложницей-турчанкой, и отец мало обращал внимания на младшего сына. Впрочем, по другой версии, его мать была рабыней с Запада, возможно, сербиянкой или македонянкой. В любом случае, как утверждают, она являлась христианкой 911 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Влахернские Соборы 1283 и 1285 гг. были связаны с осуждением Иоанна Векка, патриарха Константинопольского, согласившегося на унию с Римско-Католической Церковью. На Соборе 1283 г. Векк был осужден без детального обсуждения его взглядов и сослан в Прусу 25 . Позднее, по причине издевательств и оскорблений со стороны местного населения, бывший патриарх потребовал пересмотра своего дела. Векк настаивал на подробном соборном рассмотрении своего учения. Император Андроник II Палеолог выполнил его желание и в 1285 г. был созван Собор, заседания которого происходили в Алексеевском триклине 26 . На соборе состоялась дискуссия между сторонниками и противниками унии. Сторонников унии представляли сам Векк и два архидиакона – Константин Мелитиниот и Георгий Метохит. Православные позиции отстаивали патриарх Григорий Кипрский , великий логофет Феодор Музалон и Георгий Мосхамбар, хартофилакс Великой церкви. На соборе также присутствовал патриарх Александрийский Афанасий III. Темой спора стал вопрос об исхождении Святого Духа. Особенно жестко стороны спорили по поводу отрывка из творений прп. Иоанна Дамаскина , в котором Отец назван «Изводителем Духа Воссиявателя чрез Слово " 27 . Векк настаивал, что значение этой цитаты не тождественно православному учению об исхождении Святого Духа. Григорий Кипрский , напротив, настаивал, что эти слова св. Иоанна подразумевают исхождение Святого Духа только от одного Отца, однако вводил необходимую для более глубокого понимания этой формулы теорию о «вечном воссиянии через Сына Святого Духа, уже имеющего бытие только от Отца» 28 . В итоге соборные заседания закончились новым осуждением Векка и его сторонников, а также заключением их в крепость св. Григория. Уже после Собора Григорий Кипрский составил свое «Изложение свитка веры против Векка» («Томос против Векка»), где точно изложил православное учение об исхождении Святого Духа. Принятие Томоса сопровождалось долгими спорами и значительно усилило кризис церковной жизни в Византийской империи. Споры закончились тем, что Григорий Кипрский был вынужден отказаться от патриаршества, но его «Томос» был признан православным.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Главнейшие остатки византийской мозаики находятся здесь в двух притворах – внешнем и внутреннем: в первом иконографический цикл заимствован из истории детства Иисуса Христа, во втором из жизни Богоматери и отчасти из Евангелия. Здесь же, над главным входом, величественное изображение Спасителя на троне, пред которым – коленопреклоненный Феодор Метохит, в высокой шапке знатного вельможи, с моделью отстроенного им храма в руках. Со стороны художественной мозаики эти представляют одно из самых решительных доказательств необычайной силы художественного гения Византии. Иностранные ученые до сих пор не могут совершенно примириться с мыслью о величии этой силы и в лучших произведениях Византии, относящихся к данной эпохе, хотят видеть влияние Италии; в действительности же, дело происходило в обратном порядке: сама Италия в то время черпала обильными руками из византийских источников. Мы, лично, давно зная эти мозаики по фотографическим снимкам и описаниям, были поражены красотою их стиля и свежестью колорита: снимки доставили нам почти исключительно сведения об их внутреннем содержании, но не о подробностях художественных. В своем внутреннем содержании мозаики эти представляют результаты богословской учености того времени, не чуждой некоторых приражений со стороны источников, имеющих сомнительную достоверность. Не останавливаемся на этом памятнике в настоящий раз, отсылая желающих ближе ознакомиться с ним к исследованию профессора Н. П. Кондакова (Труды Одесского Археологического Съезда, т. III) и отметим другие памятники Константинополя. – Студиский монастырь. – С небольшого плато, покрытого садовыми деревьями, среди которых приютились драгоценные остатки этого монастыря, открывается великолепный вид с одной стороны на древнюю Пропонтиду или Мраморное море, с другой – на Золотой Рог и Босфор. Создание сенатора Студия, обитель эта каждою пядью своей земли напоминает о славных подвигах ее прежних насельников, с знаменитым Феодором Студитом во главе. Здесь некогда процветала православная наука, отсюда выходили строгие ревнители православия, которые не стыдились говорить правду пред царями (эпоха иконоборства), здесь создался один из древнейших монастырских общежительных уставов, равно как в устав богослужения, бывший долгое время господствующие на православном востоке и у нас в России до XIV–XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

На соборе состоялась дискуссия между сторонниками и противниками унии. Сторонников унии представляли сам Векк и два архидиакона – Константин Мелитиниот и Георгий Метохит. Православные позиции отстаивали патриарх Григорий Кипрский , великий логофет Феодор Музалон и Георгий Мосхамбар, хартофилакс Великой церкви. На соборе также присутствовал патриарх Александрийский Афанасий III. Темой спора стал вопрос об исхождении Святого Духа. Наибольшей остроты спор достиг при обсуждении отрывка из творений прп. Иоанна Дамаскина , в котором Отец назван «Изводителем Духа Воссиявателя чрез Слово» 30 . Векк настаивал, что в этих словах св. Иоанн фактически исповедует то же учение, которое заключается в латинском Filioque. Григорий Кипрский , напротив, настаивал, что преподобный подразумевает исхождение Святого Духа только от одного Отца, однако вводил необходимую для более глубокого понимания этой формулы теорию о «вечном воссиянии через Сына Святого Духа, уже имеющего бытие только от Отца» 31 . В итоге соборные заседания закончились новым осуждением Векка и его сторонников, а также заключением их в крепость св. Григория. Уже после Собора Григорий Кипрский составил свое «Изложение свитка веры против Векка» («Томос против Векка»), где точно изложил православное учение об исхождении Святого Духа. Принятие Томоса сопровождалось долгими спорами и значительно усилило кризис церковной жизни в Византийской империи. Споры закончились тем, что Григорий Кипрский был вынужден отказаться от патриаршества, но его «Томос» был признан православным. Как отмечает выдающийся католический византинист о. Мартен Жюжи, «Томос никогда не был отвергнут никаким авторитетным судом Византийской Церкви» 32 , т. е. действие этого документа никогда впоследствии не было отменено и он действует и по сей день; один из крупнейших современных исследователей вероучительной полемики по вопросу о FilioqueE.Cьeцuehcku находит возможным называть учение Григория Кипрского «собственно официальным православным ответом на латинское учение об исхождении Святого Духа… и de facto учением Православной Церкви» 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Наконец, Евлогия была одной из самых умнейших женщин своей эпохи. А интеллектуальное богатство является, наверное, одной из самых опасных форм богатства, ибо оно более всего способствует возрастанию в нас «архигреха» - гордыни, в которой «выступает особенно заметно и неприкосновенно чисто религиозное противление воли Богу, на первой же, начальной степени она касается собственно ближайшим образом только людей» . Эти факторы, на наш взгляд, и определили печальную эволюцию царственной игуменьи. Как сложились ее последние годы жизни и как решена ее посмертная участь – это ведает один только Бог, но церковной анафеме она, вместе с Варлаамом, Акиндином и прочими врагами Православия, подпадает. И ее пример еще раз убедительно показывает, сколь трудно, сколь мучительно трудно, богатому войти в Царство Небесное, доступ в которое невозможен без соблюдения догматической акривии и духовных законов благочестия. В изложении биографии Евлогии мы опираемся преимущественно на две работы: Laurent V. Un princesse byzantine au cloitre. Iréne-Eulogie Paleologine, fondatrice du covent des femmes του Φιλανθρωπου Σωτηρος//Échos d’Orient, t.29, 1930, p.29-60; Hero A.C. Irene-Eulogia Choumnaina Palaiologina Abbess of the Convent of Philanthropos Soter in Constantinople//Byzantinische Forschungen, Bd.9, 1985, p.119-147. Один известный византинист замечает, что в начале XIV века два человека доминировали в литературной и политической жизни Ромейского государства: Феодор Метохит и Никифор Хумн. См.: Ševenko I. Études sur la polémique entre Théodore Métochite et Nicéphore Choumnos. Bruxelles, 1962, p.3-4. Констатируется, что мать Ирины была образцовой женой и замечательной матерью, наложившей отпечаток  своей искренней христианской веры на всех детей, тогда как Никифор оказывал преобладающее влияние на интеллектуальное воспитание своих чад. См.: Verpeaux J. Notes prosopographiues sur la famille Choumnos//Byzantinoslavica, v.20, 1959, p.256. О нем см. нашу работу: Сидоров А.И. Святитель Феолипт Филадельфийский: его эпоха и его учение о Церкви//Альфа и Омега, 3 (17), 1998, с.80 -112.

http://bogoslov.ru/article/1243271

Хламида – длинный плащ, оставлявший свободной правую руку и застегивавшийся на правом плече застежкой-фибулой. В период поздней Римской империи преимущественно военная и охотничья одежда, стоившая достаточно дорого (от двух тремиссов до солида). В ранней Византии такой плащ назывался палудаментум и у императоров имел вид мантии из пурпурного шелка, на которой был золотистый ромб – тавлион, знак императорской власти. После VI в. в более коротком варианте стал носиться придворными и гражданскими чиновниками. Официалы обычно имели белые Х. с пурпурным тавлионом. Иногда Х. украшали жемчугом и драгоценными камнями. На гиматий она не одевалась. Пурпурная Х. с золотым тавлионом и золотой каймой являлась исключительно прерогативой императора, носившего ее поверх дивитисия. Она одевалась в Св. Софии на амвоне после того, как Патриарх сотворял над ней молитву. Среди женщин только императрица имела право носить Х. Хлена – теплый верхний плащ. Хонсарий (хусарий) – разбойник, грабитель, иногда синоним термину трапезит (2). Хоны – город в Малой Азии. См.: НикитаХониат. Хор – пространство в восточной части церкви, предназначенное для духовенства и певчих. Хора – 1) дословно с греч. «земля» (место, область), «страна»; сельская округа греческого полиса, города, подвластная ему. Хорай – наименование византийских поселений, деревень (см.: хорион); 2) монастырь Спасителя в Х. – один из древнейших в Константинополе. Он находился на северо-западной оконечности города, в районе под названием Х., около Влахерн, и не раз служил местом жительства для Патриархов и местом заточения для опальных членов царской семьи. Монастырь был восстановлен Марией Дукиней, тещей Алексея I Комнина, и ее внуком Иоанном Комниным. При этом ее церковь – кафоликон приобрела в плане вид греческого креста. По поручению василевса Андроника II (1282–1328 гг.), Феодор Метохит на собственные средства провел реставрацию и реконструкцию обветшавших монастырских зданий и церкви, ее купола, парэкклесия. Внешний притвор был украшен фресками, изображающими Рождество Христово, а средний и внутренний притвор – сценами из апокрифической жизни Св. Девы Марии и портретом-посвящением, изображавшим Метохита с моделью церкви Хора и Деисуса с Исаком Комниным и монахиней по имени Мелания. Мозаики Успения Богородицы, Христа были также в нефе. На росписях парэкклесия – поразительное изображение Воскресения Христа из мертвых – Анастасис в апсиде, Страшного Суда на сводах, различные святые и библейские сцены, равно как и посмертные портреты. Церковь монастыря Х. после обращения в мечеть в начале XVI в. получил название Кахрие-Джами. Выполненные по заказу Метохита мозаики и фрески церкви Х. пользуются всемирной известностью. Теперь это музей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святитель Григорий Палама: житие, творения, учение 24.03.2008 299 Время на чтение 23 минут Во второе воскресенье Великого Поста Православная Церковь празднует память святителя Григория Паламы. Портал Богослов.Ru публикует статью заведующего Греко-латинским кабинетом и преподавателя Московской духовной академии игумена Дионисия (Шленова), посвященную святителю. Родился будущий святитель в 1296 г., образование получил в Константинополе. После ранней смерти отца своего сенатора Константина, происшедшей в 1301 г., Григорию выпало быть под покровительством императора Андроника II. Таким образом, первые 20 лет жизни юноша прожил при царском дворе, а в дальнейшем ему, обладавшему разнообразными дарованиями, предстояла быстрая и успешная карьера. Он изучал светские дисциплины и философию у самого лучшего учителя эпохи Феодора Метохита, который был филологом и богословом, ректором университета и заодно, как принято называть эту должность теперь, премьер-министром. Григорий Палама был лучшим из его учеников; особый интерес он проявлял к философии Аристотеля. В возрасте 17 лет Григорий даже прочел лекцию во дворце о силлогистическом методе Аристотеля перед императором и знатными лицами. Лекция оказалась столь успешной, что в конце ее Метохит воскликнул: " И сам Аристотель, если бы он был здесь, не преминул бы удостоить ее похвалы " . Несмотря на все это Григорий оставался поразительно равнодушным к политике и миру. Около 1316 г. в возрасте 20 лет он покинул дворец и философские занятия и удалился на Святую Гору, где предался подвижнической жизни и занятиям тайнозрительным богословием. Привыкать к великим подвигам он начал еще пребывая во дворце. На Афоне Григорий подвизался в келье неподалеку от Ватопеда под руководством препоподобного Никодима, от которого и принял монашеский постриг. После смерти своего наставника (ок. 1319) он переселился в Лавру святого Афанасия, где провел три года. Затем, начиная с 1323 г., он подвизался в скиту Глоссия, где проводил все свое время в бдениях и молитвах.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Среди приближенных и советников императора были ученые и писатели ( Никифор Хумн , Феодор Метохит и др.). В К-поле шло строительство, реставрация и роспись церквей и мон-рей. А. П. стал известен как покровитель наук и искусств. С кон. XIII в. императрица Ирина Монферратская долго и настойчиво пыталась убедить мужа разделить империю между ее 3 сыновьями, но А. П. категорически отказался сделать это, опасаясь распада гос-ва и междоусобных войн. В 1310 г. попавшая в немилость к императору Ирина бежала в Фессалонику, где и умерла в 1317 г. Однако предотвратить междоусобицу А. П. не удалось. Со смертью Михаила IX (12 окт. 1320) образовалась оппозиция старому императору во главе с внуком и соправителем А. П. Андроником III Палеологом . В 1321 г. Андроник III принудил деда отдать всю Фракию и часть Македонии под его самостоятельное правление. В 1325 г. он был коронован, а 24 мая 1328 г. вошел в К-поль. Длительное царствование А. П. закончилось. Ему было позволено остаться во дворце, но в янв. 1330 г., когда Андроник III тяжело болел, его друзья заставили престарелого императора удалиться в мон-рь, где он принял монашеское имя Антоний и через 2 года умер. Похоронен в мон-ре Липса. Ист.: Акрополит. Летопись; Никифор Григора. История; Пахимер. История; Joan. Cantacus. Historia. Vol. 1. P. 11f. Лит.: PLP. Fasc. 9, N 21436. S. 81-82 [там же см. лит.]; Успенский. История. Т. 3. C. 525-553; Диль Ш. Византийские портреты. М., 1994р. С. 370-378; Papadopulos A. Th. Versuch einer Genealogie der Palaiologen, 1259-1453. Speyer, 1938. N 58; Hunger H. Zur Humanität Kaiser Andronikos " II//ЗРВИ. 1963. К . 8/1. С. 149-152; Laurent V. Le serment de l " empereur Andronic II Paléologue au patriarche Athanase Ier, lors de sa seconde accession au trône œcumenique (sept. 1303)//REB. 1965. T. 23. P. 124-139; История Византии. Т. 3. С. 86-96, 123-129; Laiou A. Constantinople and the Latins: The Foreign Policy of Andronicus II. Camb., 1972; Κρρης Κ. Τ Βυζντιον κατ τν ο α. Τ. Α Η πρτη φσις το μφυλου πολμου κα πρτη συνδιαλλαγ τν δο Ανδρονκων (20.06.- φθινπωρον 1321) Εσωτερικ κα ξωτερικ προβλματα. Λευκωσα, 1982; Жуков К. А. Эгейские эмираты в XIV-XV вв. М., 1988. С. 19-27; Nicol D. The Last Centuries of Byzantium, 1261-1453. Camb., 1993. P. 91 f. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115406.html

(Migne, s- gr. t. 141, oratio 1, col. 1032– 1137). Здесь, после патристических экскурсов, по существу высказывается незаурядная мысль, которую вообще редко можно встретить во всей контроверсе: «необходимо быть Св. Духу Отца чрез Сына, чтобы Троица имела связность и была нераздельна Сама в Себе и чтобы в Ней не было ни разделения, ни расхождения. Если не так, то как же сохранится единство Св. Троицы? Каково же будет отношение между Отцом и Сыном?.. Что же остается? Не иначе Дух Св. определяется к бытию (πφυκεν το εναι), как чрез Сына от Отца, чтобы т. о. Св. Троица понималась нераздельно и связно» (1084). «Если Дух всегда нераздельно соприсутствует Сыну и Его нельзя помыслить вне отношения к Сыну, ясно (!), что Он чрез Него получает Свое бытие. Если же нет, что препятствует мыслить Сына без Духа, а Духа Св. без Единородного?» (1085). Boramio II доказывается на основании отцов тожественное значение δι и κ (col. 1145 сл.) Рассматривается подробно соблазнительный вопрос о подделках в рукописях отцов, который играет такую роль в дебатах Флорентийского собора. В итоге выставляется утверждение: «итак, никто из всех не говорил, чтобы Дух Св. исходил из одного только (κ μνου) Отца, но многие из святых говорят об исхождении Духа Св. и от Сына» (с. 1233). К числу последователей Векка относится и разделивший с ним заточение (при Андронике) диакон Георгий Метохит (его полемика с Максисом Планудом: Mg. t. 141, с. 1276– 1307, и Митрофаном Критским; с. 1308–1405). Он также настаивает, что нигде в Священном Писании и у отцов не сказано, что... «Отец есть единственный изводитель Св. Духа» (1376). Центральное место в истории вопроса занимает полемика двух патриархов: низверженного Иоанна Векка и вскоре после того вступившего на патриарший престол Георгия (Григория) Кипрского (еще недавнего униониста). Полемика с обеих сторон ведется в крайне запальчивом и резком тоне, с ненужным многословием, с щедрыми отлучениями и анафематствованиями (особенно со стороны п. Григория) на простое различие богословских мнений, но в ней подводится догматический итог пневматологической работы XI – XIII веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010