Прежде, чем окончить рассмотрение первого положения теории М. Антония, обратим внимание на следующие слова его статьи: «Итак, мы устанавливаем ту истину, что нравственно возрождающее начало или сила – есть сила сострадающей любви. В некоторой степени она уделена природе даже невозрожденного человека» 169 . Здесь М. Антоний, прежде всего, допускает логическую ошибку. Если возрождающее начало есть у невозрожденного человека, то он уже перестает быть невозрожденным. Таким образом, из этих слов М. Антония можно вывести заключение, что в мире нет совсем невозрожденных, что, конечно, неверно. Но главная, существенная ошибка М. Антония заключается в том, что он расходится в этом месте с учением Церкви. Церковь учит, что возрождающая сила, т.е. благодать Святого Духа, подается только христианам в таинствах Церкви. На язычников, магометан и иудеев наша Церковь смотрит, как на невозрожденных, ибо у них нет благодати Святого Духа, как внутренней возрождающей силы. Поэтому из вышеприведенных слов М. Антония явствует, что он неправильно, т.е. не по-святоотечески мыслит о благодати Святого Духа. Впрочем, сего вопроса мы еще раз коснемся, когда будем рассматривать третье положение богословской теории М. Антония. А сейчас перейдем к рассмотрению второго. Глава вторая Учение М. Антония об искуплении нас сострадательною любовью Христа в саду Гефсиманском. Взгляд на Гефсиманские душевные муки Христа, как на сильнейшие, в сравнении с Его крестными муками. Неправославное толкование М. Антонием Гефсиманской молитвы Христа. Сущность второго положения – самого основного в догматической теории М. Антония, заключается, как мы выше отметили, в том, что Господь искупил нас в саду Гефсиманском Своею сострадательною любовью. Здесь М. Антоний утверждает, что душевные муки этой сострадательной любви Христа являются несравненно сильнейшими, чем телесные муки и смерть, которые Спаситель перенес на кресте 170 . Эти душевные страдания представляются М. Антонию, как величайшая скорбь, которою был подавлен Господь в Гефсиманском саду 171 , и которая будто происходила «от созерцания греховной жизни и греховной настроенности всех человеческих поколений» 172 . «Должно думать, говорит М. Антоний, что в ту Гефсиманскую ночь мысль и чувство Богочеловека объяло всех падших людей в числе их многих миллиардов и оплакало с любовною скорбью всякого в отдельности, что, конечно, было доступно только сердцу Божественному, всеведущему. В этом и состояло наше искупление» 173 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Карин Гринхед – англичанка, которую митрополит Антоний принял в лоно Православной Церкви в начале 70-х гг. Она прислала свой доклад о пастырстве митрополита Антония и о том, " что дал он жителям Британских островов " . В докладе отмечается, что во второй половине ХХ в. в Великобритании насчитывалось около 200 христианских деноминаций. Поэтому, пишет К.Гринхед, русские прихожане митрополита Антония удивлялись приходящим в храм англичанам – почему они не идут в " свои " церкви? " Русские тогда еще не поняли ту истину, которую открыл митрополит Антоний: что православие – для всех, что это универсальная, а не этническая религия. Он часто говорил, что Св.Дух принес православие обратно на Запад через русских и вверил его нам. В ответ мы обязаны принести православие обратно в Россию " . Диакон Петр Скорер знал будущего митрополита с детства, с конца 40-х гг.: Андрей Блум дружил с его семьей, главой которой был дед – известный религиозный мыслитель Семен Франк. О.Петр обнаружил в семейных архивах письма Андрея-о.Антония – архиепископа Антония к членам своей семьи, в том числе к детям. Эти эпистолярные свидетельства, фрагменты из которых о.Петр зачитал на конференции, обогащают представление не только о личности самого автора, о его духовных авторитетах и любимых книгах, но и об особой способности поддерживать и ободрять взрослых и маленьких людей в трудной ситуации, о чем хорошо знают все прихожане лондонского собора. Тема христианской антропологии в трудах митрополита Антония, в мировоззрении тех, кто считает себя его учениками, прозвучала во многих докладах. Так, протоиерей Владимир Архипов (Новая деревня, Подмосковье) посвятил свой доклад достоинству как " ключевому понятию возрастания человека в вере " . По его словам, подлинное достоинство не может быть " автономной от Бога величиной " , однако, чтобы обрести его, необходимо вспомнить слова митрополита Антония: " Проблема человека не в том, что он не верит в Бога, а в том, что он не верит в себя " . Развернутое толкование этих слов прозвучало в сообщении еще одного близкого друга митрополита Антония – протоиерея Сергия Овсянникова (Амстердам). В его докладе с лаконичным названием " Быть собой " была продолжена тема его выступления на первой конференции – - " Быть здесь и сейчас " : опираясь на наследие митрополита Антония и опыт личного знакомства с ним, священник представил вехи на духовном пути человека к себе, но отнюдь не в популярном нынче эзотерическом понимании, а через веру в Бога, через " восстановление внутреннего единства " .

http://religare.ru/2_68063.html

Кроме того, замечателен контраст восприятия владыки Антония вологодским духовенством и московскими обывателями. Для последних епископ на покое (а отчасти и в опале) был старцем — чудотворцем и прозорливцем. Недоумение по этому поводу вологжан передают воспоминания В. К. Лебедева, участника Церковного собора 1917–1918 гг.: «Замечательно, в Москве Преосвященный Антоний пользовался у многих любовью и слыл даже за ясновидящего, многие приходили к нему за советами. Здесь он скончался 20 Февраля — 5 Марта 1918 г. во время заседания в Москве собора; и мне пришлось быть на погребении Епископа Антония. Отпевал его Архиепископ Антоний (Храповицкий) с другими иерархами при большом стечении народа» . Заключение Практически все исследования, касающиеся фигуры епископа Антония (Флоренсова) (см. обзор в начале статьи), следуют его схематичному «послужному списку», предложенному о. Андроником (Трубачёвым) ещё в статье 1981 г., а именно после успешной службы викарием Волынской епархии епископ Антоний становится правящим Вологодским архиереем, в Вологде он сталкивается с плачевным положением в семинарии и в епархии в целом, берётся (может быть, несколько резко) за улучшение дел в епархии, но сталкивается с противодействием викария епископа Великоустюжского Варсонофия. Приехавшая комиссия удаляет Варсонофия и оправдывает Антония. Однако через небольшое время он заболевает и уходит настоятелем в Спасо-Яковлевский монастырь, но здоровье его не поправляется, и он уходит на покой в московский Донской монастырь . Дневниковые записи и личная переписка современников еп. Антония, сохранившаяся в архивах, показывают, что деятельность вл. Антония не была столь однозначна и воспринималась разными людьми по-разному. В Волынской семинарии он имел глубокий конфликт с ректором архимандритом Симеоном, принёсший много неприятностей обеим сторонам. Ещё более масштабным оказался конфликт со значительной частью местного духовенства в Вологде. Из приведённых нами упоминаний выясняется, что в противостояние это были вовлечены и семинария, и викарий, и консистория. По всей вероятности, выводы экстренной ревизии были столь неблагоприятны для епископа Антония, что он и был уволен «на покой».

http://bogoslov.ru/article/6174623

Услышав же разнесшийся по всем странам слух о неизреченных чудесах преподобного отца нашего Антония, привели его в обитель. И совершено было священным собором молебное пение, и святою водою бесноватого окропили и приложили его к цельбоносному телу преподобного отца нашего Антония, и тотчас отогнан был нечистый дух молитвами преподобного. И исцелел Иоанн, и в разум пришел, как будто никогда не болел. И пошел в дом свой, радуясь, хваля и славя Бога, Пречистую Его Матерь и предивного в чудесах преподобного отца нашего Антония чудотворца. Чудо преподобного Антония о болящем ногами Другую повесть хочу поведать, достойную памяти святого отца нашего Антония. Привели в обитель преподобного некоего человека именем Авраамий, Васильева сына, что жилище имеет в Порхове. Была у того Авраамия болезнь: ноги скорчены. Долгое время страдал он той болезнью и никогда от нее с одра не мог сходить, но носили его на одре. Бог попускает такое за грехи наши, но часто бывает это к исправлению жизни нашей и на большую пользу. Приятели же его и сродники, услышав преславные чудеса преподобного отца нашего, сотворив совет, понесли больного в обитель Рождества Пресвятой Богородицы и преподобного отца нашего Антония. Было же возвещено о том священному собору, который совершил молебен Рождеству Пресвятой Богородице и преподобному Антонию. Приложили болящего к телу преподобного Антония и окропили святой водой, и в тот же час исцелел он от недуга своего, скача и ходя по церкви, будто никогда и не болел, славу великую воздавая Богу, Пречистой Богородице и великому Божию угоднику и скорому целителю преподобному отцу нашему Антонию. Потом отошли они в великой радости в дом свой. Богу нашему слава ныне и присно и во веки веков. Аминь. Предстательство преподобного Антония за нас грешных не исчерпывается и не заканчиваегся чудесами, описанными в древних сказаниях. В них, как и говорится в рукописях, были записаны действительно только малые из великого числа случаев чудесной помощи угодника Божия всем, с верою на благое просящих у него. И в последующее время, вплоть до наших дней, не оскудевал в чудесах преподобный. Коротко расскажем хотя бы о некоторых случаях его заступничества, явленных уже после того времени, на котором заканчивается описание чудес в древних рукописях. В 30-е годы XIX века в Россию с востока пришла эпидемия холеры, уносившая многие человеческие жизни. Смертоносная болезнь сопровождалась страшными, дикими бунтами людей, которые причины своих несчастий видели в чем угодно, только не в собственных грехах. Пришла беда и в Новгородскую землю. Губительная болезнь уносила жизнь многих новгородцев, не разбирая ни возраста, ни звания. Среди военных поселян губернии начались бунты.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При других случаях мы слышим Антония говорящим формально языком философской спекуляции, например о вере как непосредственном знании, принадлежащем душе, или о цели Воплощения он говорит не так, как рассуждал народ в никейскую эпоху, а как рассуждали философски образованные богословы. Антоний, каким он рисуется в теоретической части «Жизни», не есть лицо историческое, заключает Вейнгартен, и принадлежит к области сознательного вымысла. Затем Вейнгартен переходит к другому намеченному им вопросу: действительно ли Афанасий – автор сочинения «Жизнь Антония»? Немецкий ученый отвергает мнение о таковом происхождении названного сочинения и в доказательство приводит целый ряд аргументов. Он указывает прежде всего ’ на то, что в происхождении «Жизни Антония» от Афанасия сомневались авторы «Магдебургских центурий», а Ривэ, Баснаж и Уден решительно не признавали подлинности рассматриваемого сочинения. – В пользу происхождения «Жизни» от Афанасия, замечает автор, говорит авторитет св. Григория Богослова , который в похвальной речи Афанасию, сказанной в Константинополе около 380 г., следовательно, 7 или 8 лет спустя по смерти Афанасия, выражает мнение, что этот епископ Александрийский написал «Жизнь Антония». Блаж. Иероним при составлении сочинения «Жизнь Павла Фивейского», ссылаясь на биографию Антония, хотя и не называет автором ее Афанасия (это было за три или четыре года до произнесения Григорием похвальной речи Афанасию), тем не менее, в позднейшее время ясно признает подлинность «Жизни Антония». Вообще, по суждению Вейнгартена, так называемые внешние свидетельства несомненно говорят в пользу подлинности рассматриваемого сочинения, но зато внутренние качества этого сочинения решительно говорят против его подлинности. «Жизнь Антония» носит другой характер, чем каким отличаются все прочие, несомненно подлинные сочинения Афанасия. Уже демонология «Жизни Антония» не находит себе аналогии в сочинениях Афанасия. В этих последних царство зла не является таким индивидуализированным и в таком уродливом (karrikatirter) образе, каким является оно в повествованиях об искушениях монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Антония во 2-ю пятницу после праздника св. Апостолов (после 29 июня) установлено, вероятно, вместо 12 июля, когда было перенесение мощей пр. Антония из Новгорода в Леохновскую обитель. Память перенесена ввиду того, что 12 июля день непраздничный и богомольцев, вероятно из-за полевых работ, в обители не бывало, а между тем простой народ свято чтит пятницы, особенно в период от праздника св. Троицы. – У Е. Е. Голубинского (История канонизации святых, стр. 112) замечено: «О начале местного празднования (пр. Антонию Леохновскому 12 июля) ничего не может быть сказано). О перенесении мощей пр. Антония из Новгорода в бывший Леохновский монастырь в рукописном житии сказано: «Когда Шведы удалились из России и разорённые жители стали возвращаться на свои места, любимый ученик его Григорий пришёл на пепелище обители Антоньевой; предав земле тела избиенных братий, поставил он себе келью и вблизи её часовню в честь Преображения Господня. Спустя несколько лет явился ему во сне пр. Антоний и сказал: «брат Григорий! Иди в Новгород, скажи митрополиту Киприану (а вероятние Макарию, преемнику Исидора, так как Киприан был переведён из Крутиц в Новгород в 1626 г., а перенесение мощей пр. Антония было в 1620-м году) и старшинам города, чтобы положили меня на месте моей обители». Видение это повторилось три раза, и в третий раз явившийся грозил наказанием за непослушание. Григорий донёс о сем Новгородскому митрополиту и тот совершил крестный ход к церкви св. Ап. и Евангелиста Луки. Откопали могилу и нашли тело пр. Антония нетленным. Тогда же прозрел слепец Иосиф, а когда понесли мощи, на дороге прозрел другой. По распоряжению митрополита Юрьевский архимандрит с честью препроводил мощи пр. Антония в Леохновскую обитель. Перенесение было 12 (13) июля 1620 года. (Филарет. Русские святые, октябрь, стр. 243). О житии пр. Антония архиепископ Черниговский Филарет даёт такой отзыв: «Рукописное житие пр. Антония, написанное келарем Корнилием, к сожалению, не совсем толково. Корнилий, хотя и говорит о преподобном языком цветистым и вычурным, но, не умея совладеть с делом, говорит очень тёмно и с пропусками нужного» (Русские святые, октябрь, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

В следующие годы настоятельства игуменьи Антонии в Страстном монастыре выстроен был новой жилой корпус и устроены были: богадельня для престарелых и немощных сестер обители и трапеза на тридцать сестер-певчих, как более других занятых выполнением возложенного на них послушания. Богадельня была открыта по благословенно митрополита Филарета в конце сентября 1863 года, причем Владыкою на открытие была прислана икона святого Николая Чудотворца, поставленная в богадельне. Открытие же трапезы для певчих состоялось в ноябре 1864 г. 16 В течение 1868 и 1869 годов, игуменьею Антониею произведен был капитальный ремонт верхней церкви во имя Страстной иконы Божией Матери. Иконостас в ней был переделан вновь, устроены в окнах новые колоды и рамы, стены оштукатурены, окрашены и расписаны, пол перестлан. Ремонт этот произведен был отчасти на сбереженные Антониею монастырские суммы, а отчасти на пожертвования, для записи которых была выдана ей такая же книга, как и при ремонте нижней церкви 17 . Описанные труды и заботы игуменьи Антонии по благоустройству Страстного монастыря не оставлены были без внимания начальством. 12 апреля 1870 г. игуменья Антония «за особо усердное попечение о благоустройстве Страстного монастыря и заведенный в оном примерный порядок вследствие представления епархиального начальства Всемилостивейше была награждена наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым». Но недолго судил Бог игуменьи Антонии потрудиться на пользу Страстного монастыря. 17 декабря 1870 г. скончалась игуменья Московского Алексеевского монастыря Илария. В непродолжительном времени после этой кончины к игуменьи Антонии приезжает игуменья Митрофания, известная устроительница Московской Покровской общины, и заводит речь о том, кто-то будет назначен в Алексеевский монастырь. Игуменья Антония не пожелала рассуждать на эту тему. «Дело назначения есть дело Божие, сказала она, и начальства, исполняющего божественные предначертания». Через несколько времени игуменья Антония видит во сне митрополита Филарета, который спрашивает ее: «Антония, что ты думаешь об Алексеевском монастыре»? – «Это дело начальства, святый Владыко», ответила она. – «Без тебя, Антония, дело не обойдется», сказал ей святитель. Когда на другой день утром Антония рассказывала этот сон послушницы Таисии, является посланный от преосвященного викария Леонида с письмом, в котором тот приглашал Антонию явиться к нему «по делам службы». Когда игуменья Антония явилась к преосвященному, то он объявил ей, что владыка-митрополит Иннокентий желает ее перевести в Алексеевский монастырь. Перевод этот и состоялся 4-го Февраля 1871 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

148  Житие Павла Фивейского и встреча Преподобного с ним Антония описаны вероятно со слов самого Антония, кем-либо из ближайших его учеников. Автор пишет: когда Антонию пришла мысль, как он сам разсказал мне. Это житие, переведенное с очень древней Греческой Баварской рукописи на Латинский язык, помещено in vita Sanet. Т. I. Ianu. 10. p. 605. В сочинениях блаженного Иеронима есть также жизнь Св. Павла Фивейского. Во многих местах своих сочинений он сам свидетельствует, что писал жизнь Св. Павла Фивейского. Я послал тебе, – писал он Павлу подвижнику Кондарийскому, – другого тебя, старцу Павлу старейшего Павла (Epist. 21. ср. liber, de illustrib. Eccles. scriptoribus. с. 135. chronic, ad. an. 19 Constantin). To и другое житие Павла Фивейского согласны между собою по содержанию. 149  Год рождения Павла Фивейского можно определить по житию его. Когда Антоний пришел к Павлу, он уже 91 год был в пустыне, в которую удалился 22-х лет. Следовательно, ему было 113 лет. Антоний, родившийся в 251 году, пришел к нему 90 лет от роду, следовательно Павел родился около 228 года. 153  Св. Афанасий не называет сих учеников по имени, а говорит, что они пятнадцать лет служили ему и погребли его. Блаженный Иероним в жизни св. Павла Фивейского говорит, что он слышал разсказ об нем от учеников Антония: Амафы и Макария, из коих первый хоронил его. Палладий приводит слова Крония об Макарие и Амафе, говорившего, что сии два ученика похоронили Антония. Когда Иларион посетил гору Антония, спустя три года после его смерти, то нашел двух учеников Антония, Исаака и Пелузиана, повидимому бывших прежде с Антонием. 154  До нас дошло 20 писем Антония к монахам. Он писал их на Египетском языке, на котором они и доселе сохраняются в некоторых Египетских монастырях. Еще в VI веке с Египетского они переведены на Греческий язык, в VIII веке на Арабский, в XVII веке Маронитом Авраамом Ехелленским переведены с Арабского на Латинский, и изданы в 1641 году в Париже. Из содержания писем видно, что они писаны были Антонием в старости. О подлинности первых семи писем свидетельствует Иероним (Catalog, de. vir. illustr. cap. 88), который называет их имеющими дух Апостольский, и лучшим из них называет шестое письмо к монахам Арсинойским. Фотий в своей библиотеке (cod. 198) приводит свидетельство древнего Греческого писателя, который приписывает сии письма Антонию. Подлинность прочих тридцать писем видна из сходства слога и духа их с первыми письмами Антония (Comber. Recens. autor. Bibl. concian. Т. I. p. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Со своей характеристикой богословского наследия и жизненного пути митрополита Антония выступил Александр Кырлежев. Говоря об экклезиологии (учении о Церкви) митрополита Антония, докладчик отметил, что в его служении вполне реализовался «парадокс»: с одной стороны, «неотмирность» Церкви, ее принципиальная «экстерриториальность», а с другой – «императив инкультурации», т.е. жизнь Русской Православной Церкви в диаспоре, со всеми проявлениями «разного русского: церковного, языкового, культурного». По мнению А. Кырлежева, это опыт настолько своеобразен, что его «невозможно пересадить в Россию». Автор доклада называет богословие митрополита Антония «керигматическим», т.е. не схоластическим, а возникшим в процессе живой проповеди, и отмечает в нем сочетание светской «методичности» университетски образованного человека и дара «живого прямого слова». В духовнической практике митрополита Антония «счастливо соединились» свойства «врача душевного» и «врача телесного», что исключало «обычный монашеский дуализм», предполагало «благоговейное» отношение к человеку в его целостности. Особого внимания в наследии митрополита Антония заслуживает проблема опыта – «реально пережитого прорыва в духовную сферу». При всей «рискованности», «опасности иллюзий», владыка много трудился над передачей этого опыта реальной встречи с Богом, что, по мнению А. Кырлежева, «спасает от религиозного идеологизма». Был затронут и политический аспект: будучи «антисоветским» человеком, митрополит Антоний никогда не занимался «антисоветчиной» и был «искренним сергианцем – с того берега», считает А. Кырлежев. Говоря о таком ключевом понятии в богословии митрополита Антония как «личность», он подчеркнул, что сам владыка был «кафолической» личностью, воплотившей церковный идеал соборности в жизни своей епархии. Опыт митрополита Антония нельзя «воспроизвести и транслировать», сказал А. Кырлежев в заключение, однако он является для нас образцом духовной жизни. «Канонизировать его конечно, можно, но невозможно идеологизировать; необходимо осмысливать его духовное наследие», -- отметил докладчик.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Преподобный Антоний мудро управляя братией Дымского монастыря до блаженной кончины. Провидя день своей смерти, он собрал иноков и благословил их, затем причастился Святых Христовых Таин и мирно скончался. По преданию, это произошло 24 июня 1224 года. Тело преподобного Антония было погребено в устроенном им храме, с левой стороны. В 1330 году святые мощи преподобного Антония были обретены нетленными. В 1409 году во время очередного нашествия татар на Новгородские земли игумен Дымской обители с братией, боясь надругания над святыней, скрыл святые мощи преподобного Антония под спудом. Преподобный Антоний неизменно оставался хранителем Дымской обители. После разорения шведами в 1611 году монастырь восстал из пепла не без молитвенной помощи преподобного Антония. В 1687 году (по другим источникам, в 1585 году) в монастыре дважды возникал пожар, и оба раза преподобный Антоний являлся в сонном видении игумену и предупреждал его о пожаре, так что братии удавалось вовремя погасить пламя. Память преподобного Антония праздновалась в обители дважды: 17 января — в день тезоименитства (память преподобного Антония Великого) и 24 июня — в день кончины, когда совершался крестный ход из монастыря на озеро Дымское. В 1744 году над местом сокрытия святых мощей петербургским купцом Калитиным, исцеленным преподобным Антонием от продолжительной тяжелой болезни, была устроена деревянная золоченая гробница. В монастыре сохранялась тяжелая железная шапка, которую носил преподобный Антоний. Широкие поля шляпы прибиты к тулье толстыми гвоздями, которые давили подвижнику голову. Так через терпение и телесные страдания преподобный Антоний очищал душу для жизни вечной. Многие больные получали исцеления от возложения на голову этой шапки и от поклонения гробнице над святыми мощами преподобного Антония Дымского. На иконах преподобный Антоний изображается держащим в руке хартию со словами: Се удалихся, бегая, и водворихся в пустыни (Пс. 54, 8). Рукописное житие преподобного Антония составлено в XVII веке. Никита, святитель, епископ Ремесианский

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010