Того ради и я, един сый от сынов тоеяжде церкви, при вернозычливом моём и всего Малороссийского реименту моего народа святейшеству вашему оного первейшего в Всероссийской церкви сана повеншованю и при отданю нижайшего моего уклону, меючи низшевираженных интерес, барзей до высокой святейшества вашего власти стягаючийся, с сым моим покорственным к вашему ж святейшеству одзиваюся писанием. Не от теперь всечестный отец Лаврентий Горка, игумен монастыря Видубицкого Киевского, наваждения ради и преследования од Лавры Киево-Печерской и барзей од власти в ней сущой деючегося, лишившись невинне своей обытели и до мене в Глухов, аки не имеяй где главы подклонити, удавшися, доселе тут не в сых не в тых мешкоту купно с тескнотою одаправует, которого напрасное злоключение и неправедный на его честность, от злобы точию нанесённый, порок я доволно слышанием и видением узнавши, и з розных очисток, а паче з декрету консисторского митрополии Киевской, совершенно его очищающего, подлинно вирозумевши, писалем три рази до ясне в Богу преосвященного отца Антония Стаховского, архиепископа Черниговского, просячи, дабы его преосвященство на степень Архимандрии Новгородской, сего времени вакуючый, его отца, Лаврентия Кгорку, яко того сану по разуму и по добродетельном своём житии достойного, а иле к тому и в правлении господарском искусного и радетельного мужа, произвести изволил. Но поневаж его преосвященство, знать информованный з Печерского ж, тую волю мою и промоцию за ним отцом Горкою пренебрегши, як бы и не годилось, ставшися противен, одъехал з тым, по указу Царского Священнейшего Величества, в царствующий Санкт-Петербург; сей за сь од его преосвященства без вини презренный, единою токмо скорбию себе безотрадно снедает. Теди я теперь нарочно в том интересе до Духовного Правительствующего Синода к вашему святейшеству одзиваючися, яко все тое высокому вашего ж святейшества рассмотрению предлагаю, так покорственно прошу: благовольте, ваше святейшество, на вышпомянутое Новгородской архимандрии местце годного мужа отца Лаврентию Горку, игумена Видубицкого, о которого достойности, кроме вышенамененных доводов, и я сам свидетельствую, произвести и посвятити повелеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эта ризница состояла из следующих вещей: 2 архиерейские шапки (митры), вышитые золотом и жемчугом, шапка белая полотняная, шапка архиерейская суконная, обшитая соболем; 3 креста серебряных, один со св. мощами, 2 омофора парчовых, кадило серебряное; 2 архиерейских варшалака (омофора), один шитый золотом по красному атласу, другой из золотой парчи: поручи парчовые золотые, епитрахили парчовые, пояса архиерейские, 3 антиминса тафтяные, печатные; ризы, подризники, четки, образа в окладах и без окладов; все имущество по оценке 281 р. 18 алт. 4 деньги. От казанского митрополита Тихона св. Иннокентий проездом чрез Казань действительно получил из той ризницы митру и прочее и переделал по чину великороссийской церкви. От Тобольского митрополита Антония Стаховского принята еще одна митра, вывезенная из Китая по смерти архим. Илариона. М. Антоний потом опять просил возвратить эту митру в Тобольск, но Свят. Синод определил: «помянутой митре для надлежащего священнослужения и новости, быть ныне при нем – преосвященном Иннокентии епископе в Иркутской епархии, впрочем, быть только на время, буле иной тамо нет, доколе свою построит». Тот же митрополит Антоний доносил, что покойный преосвященный Варлаам, скончавшийся в 1721 г. в сане митрополита Смоленского, когда был еще епископом Иркутским, выезжая в Москву, взял с собой из Иркутского Вознесенского монастыря полную архиерейскую ризницу, которую потом увез в Тверь и наконец в Смоленск, и что эту именно ризницу он пред смертью своей завещал возвратить в Иркутский Вознесенский монастырь. По описи назначено сюда: Евангелие оправное серебро под финифтью, с закладкою жемчужною среднею и с влагалищем, потир, дискос, звезда серебряная позлащенная, под чернью и лыжица серебряная позлащенная, блюдце и наливка серебряныя позлащенныя маленькия, трикирии серебряные, рипида одна малая серебряная позлащеная, шапка архиерейская зеленая бархатная и с жемчугом китайским, палица красная бархатная, шитая золотом, рострухан серебряный позлащенный и с крышкою немецкой работы, панагия костяная белая, крест оправной в серебре красной камьянис.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

14)  Иеракс Зборовинский, из м. Поморина, сын протопопский, род в 1692 г., был студентом Академии (в 1700-х гг.), монашество принял в 1718 г. (в 1732 г. в ведомости личного состава значился среди простых монахов) 31 . 15)    Иларион Негребецкий, дворянский сын из г. Перемышля, род. в 1692 г., учился в Академии («латинскому письму»), в 1720 г. принял монашество, и 1721 был посвящен в иеродиаконы, впоследствии занимал должность лаврского типографа (1722–1734 г.), в 1733–1735 гг. был вместе с тем профессором богословия Невской Академии, в 1735 г. получил назначение на должность игумена Змиевского (приписного к лавре) монастыря и в 1737 г. был избран и посвящен в С.-ΓΙетербурге печерским архимандритом, в каковом звании и скончался в ночь на 8 января 1740 г. 32 16) Пахомий Горленко, из г. Прилук, сын полковника, род. в 1692 году, учился в Академии (в 1700-х годах) в 1715 г, (а может быть, и несколько ранее 33 ) принял монашество в Волошине, где он, очевидно, проживал, разделяя бедственную судьбу своего отца – Д. Л. Горленко, и там же был посвящен митрополитом Гедеоном в иеродиакона; впоследствии был принят в Киево-Печерскую лавру здесь в 1725 г. Переяславским епископом Кириллом Шумлянским был рукоположен в сан иеромонаха 34 . В ведомости личного состава лавры за 1735 г. он значится среди иеромонахов, «бывших на ближней пещери» 35 . Скончался П. Г. 3 мая 1736 года, где оставил по себе память подвижника строгой жизни 36 . 17)  Наркисс Армашенко, мещанский сын, из Киева, род. в 1695 г., учился в Академии («в латинских училищах», в 1700-х гг.), монашество принял в 1717 г. в Черниговской кафедре от архиепископа Антония Стаховского, иеродиаконство получил в 1719 г. от него же и в иеромонахи рукоположен Белгородским епископом Епифанием Тихорским в 1727 г., в ноябре 1741 г. в С.-Петербурге 37 . 18)   Игнатий Концевич, из польского гор. Пинска мещанский сын, род. в 1695 г., был студентом Академии (в 1700-х гг.), монашество принял в 1721 г., иеродиаконом сделался в 1722 г. и иеромонахом в 1731 г. 38

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Иосифа Кроковского и перевода в Тобольск Черниговского архиепископа Антония Стаховского, вошло в обычай назначать новых иерархов административным порядком из св. Синода и без ведома епархии, – народные громады еще удерживали за собой все свои старые выборы и, пользуясь еще не тронутою силою стародавних обычаев, при случае имели возможность давать серьезный отпор новым порядкам, производившим давление сверху. В замещении священнослужительских вакансий вольное избрание парохиян имело еще такую обязательную силу, пред которой епархиальная власть часто должна была уступать вопреки собственному своему усмотрению и убеждению. В случае столкновения с приходскими громадами епархиальная власть не могла опереться здесь даже на свои школы, но крайней мере с таким успехом, как в Великороссии. Несмотря на давность существования духовных школ, несмотря на сравнительно большее распространение здесь школьного образования, чем в Великороссии, белое духовенство имело в своих рядах крайне малое число школьных ученых, потому что и академия, и коллегиум, и переяславская семинария были заведения открытые, принимали и выпускали большинство светских воспитанников, поступавших по окончании наук не в духовную службу, а в казаки, мещане и проч., затем немногие кончившие курс духовные воспитанники большею частью шли в монахи и расходились по учительским и начальственным должностям в разных семинариях и по многочисленным доходным и почетным местам при архиерейских кафедрах, так что на долю белого духовенства оставались одни исключенные и недоучившиеся школяры, которые редко доходили выше синтаксиса и известны были под именем латынников. В самом Киеве и притом в половине уже XVIII в. священник считал себя в праве обижаться за то, что ему не давали «авантажа пред прочими», тогда как он «достигнул даже до философии». В остальной массе белого духовенства господствовало образование дьяковских школ, так называемое псалтирничество. Архиереи старались выдвигать наперед своих латынников, прилагая к ним известные указы о студентах и считая их поэтому лучшими кандидатами на священнослужительские места, чем псалтырники; сами латынники презирали псалтырников, называя их «громадьскыми наймытами» и величаясь своей собственной независимостью от громадского выбора.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Скончался Святитель Иннокентий на пятидесятом году жизни, истощив себя ради спасения многих, но его воодушевление и самоотверженность не остались бесплодными. Сила его примера и оружие Слова Божия духовно покорили Христу не только многих падших русских людей, но и огромное множество язычников. Икона свт. Иннокентия Иркутского Таким образом, ценою святительского самоотвержения был куплен для Русской Церкви Дальний Восток, на пороге которого доднесь стоит угодник Божий Иннокентий, прославленный нетлением мощей и подкрепляющий русский дух своими благодатными молитвами и чудесами. Он по справедливости считается первым Иркутским епископом, потому что поставленные ранее – в 1706 году Варлаам (Косовский), а затем в 1721 году Игнатий (Смола) – совсем не вступали на кафедру по причине «тяжкой скудости». После Святителя Иннокентия был хиротонисан 25 ноября 1732 года в преемники ему префект Московской Славяно-греко-латинской академии Иннокентий (Нерунович). Он крестил множество тунгусов, за которыми до сих пор сохранилось прозвание «неруновских». Подробные сведения о деятельности этого замечательного архипастыря, просветителя тунгусов, скончавшегося 26 июля 1747 года, напечатаны в «Иркутских епархиальных ведомостях» за 1865–1871 годы. Вместо митрополита Антония был назначен в Сибирь митрополит Никодим (Сребрицкий), который не мог по причине болезни явиться к своей пастве и остался в Чернигове. Вместо него был хиротонисан 10 марта 1741 года в митрополиты известный противник временщика Бирона и немецких влияний воспитанник Киевской духовной академии Арсений (Мацеевич) . Побывав предварительно с октября 1729 года в течение двух лет проповедником Слова Божия в Сибири во дни митрополита Антония (Стаховского), затем совершив в 1734–1736 годах четыре северных экспедиции к камчатским окраинам для исследования пролива Дежнева (ныне Берингова) и, наконец, отслужив законоучителем Первого Петербургского кадетского корпуса в 1738 году и гимназии при Академии наук в 1739 году, митрополит Арсений явился на Сибирскую кафедру с огромным духовным опытом и широкою осведомленностью. Первым его делом в Сибири было снаряжение миссии на Камчатку под начальством архимандрита Иоасафа (Хотунцевича) из пяти священников, двух диаконов и десяти причетников, в числе которых состояли несколько питомцев духовных академий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Житие Антония Римлянина Подготовка текста и комментарии О. А. Белобровой ЖИТИЕ АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА Сказание о житии преподобного Антония Римлянина и о прихождении от града Рима в Великий Новгород – житие популярного новгородского святого, сочетающее черты легендарности и реальных событий. В Житии названы исторические личности XII в.: новгородский епископ Никита, князь Мстислав Владимирович Мономах, посадники Иван и Прокопий, отмерявшие землю для основания монастыря и храма Рождества Богородицы, описывается тяжба между Антонием и местными рыбаками, поставление Антония в игумены и его пространные предсмертные наставления братии. Появление Антония – италийского отшельника – в новгородских пределах объясняется в Житии как чудо: он приплывает из Рима, стоя на камне, через Неву, Ладожское озеро и достигает реки Волхов, воды которой приносят бочку с сокровищами, принадлежавшими еще родителям Антония. В Житии отплытие Антония из Рима отнесено к 1105 г., а его кончина к 1142 г.; в Новгородской I летописи Антониев монастырь упоминается впервые под 1117 г., а о смерти Антония сообщается под 1147 г. Житие написано в XVI в. монахом Антониева монастыря Нифонтом, а повествование ведется со слов инока Андрея, бывшего духовным отцом Антония. Житие известно в многочисленных списках XVI–XVIII вв. По мере его переписки к нему были добавлены Предисловие, похвала, чудеса, статья о перенесении мощей Антония. Текст Жития публикуется нами (без Похвального слова и чудес, но с Предисловием) по списку ИРЛИ, Древлехранилище, колл. Ф. А. Каликина, 35, XVII в., лл. 176–196. ЖИТИЕ АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА МЕСЯЦА ЯНВАРЯ В СЕМНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ И АВГУСТА В ТРЕТИЙ ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА, БЫВШЕГО ИГУМЕНОМ В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ И ОСНОВАВШЕГО МОНАСТЫРЬ И ХРАМ ВО ИМЯ ЧЕСТНОГО И СЛАВНОГО РОЖДЕСТВА ПРЕЧИСТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ. СПИСАНО УЧЕНИКОМ ЕГО СВЯЩЕННОИНОКОМ ТОЙ ЖЕ ОБИТЕЛИ АНДРЕЕМ, КОТОРЫЙ БЫЛ ЕГО ДУХОВНЫМ ОТЦОМ, А ПОСЛЕ НЕГО ИГУМЕНОМ ТОЙ ЖЕ ОБИТЕЛИ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По поводу статьи Митрополита Антония (Храповицкого) «Догмат искупления» София 1943 г. Содержание Предисловие По поводу статьи Митрополита Антония (Храповицкого) «Догмат искупления» Часть первая. Отрицание М. Антонием юридического взгляда на искупление Глава первая. Несостоятельность учения М. Антония об искуплении, вследствие его необоснованности на Священном Писании и святоотеческих творениях. Ссылки М. Антония на труды лиц, не имеющих богословского авторитета. Неправильность взгляда на Еп. Феофана Затворника, как на схоластического толковника в учении о первородном грехе. Отрицательное отношение М. Антония к понятиям: «удовлетворение» и «искупительные заслуги Христа» Глава вторая. Неправильное учение М. Антония об оправдании и неосновательность его ссылок на некоторые тексты из посланий святого Ап. Павла Глава третья. Неправильное учение М. Антония о первородном грехе. Несостоятельность изъяснения им апостольского изречения: «в немже» (Рим.5:12). Истолкование данного текста Еп. Феофаном Затворником, выражающее собою святоотеческое учение о первородном грехе Глава четвертая. Несостоятельность ссылки М. Антония для утверждения своего учения о первородном грехе на тексты Священного Писания: Иер.31:29; Иез.18:2; на блаж. Феодорита и Св. Иоанна Златоуста. Несообразные выводы, проистекающие из этого учения М. Антония Глава пятая. Другие несообразности, проистекающие из неправильного учения М. Антония о первородном грехе Часть вторая. Утверждение М. Антония, что искупление наше совершилось не крестною смертью Христа, а Его сострадательною любовью, что то же душевными муками в саду Гефсиманском. Глава первая. Несостоятельность учения М. Антония о сострадательной любви, как возрождающей силе. Крещенская благодать Святого Духа, как возрождающая сила, по учению Священного Писания и Святых Отцов. Сострадательная любовь, как второстепенное средство для раскрытия в нас благодати Святого Духа. Несообразный вывод, проистекающий из учения М. Антония о сострадательной любви, как возрождающей силе Глава вторая.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

288 Sermo XI De verecund. Говорится: «не стыдитесь священнику открывать грехи свои». Это наставление Антония могло быть сказано и приходившим к нему мирянам. 289 Лавз. §25 с.91. Этот рассказ содержится у Созомена (кн. I, гл. 13), Кассиодора Histor. trip. I. 1. c.11), Никифора (кн. VIII, гл. 40). 292 В Дост. Сказ. Есть намек, что ученики Антония ели рыбу и мясо (§12 с.5). В конце IV и начале V в., как видно из свидетельств св. Епифания и из некоторых рассказов в Дост. сказ., монахи употребляли всякую пищу одни отказывались даже от овощей, другие не пренебрегали рыбою и даже мясом (Общ. Очерк жизни иноков Египитск. В IV и V вв. казанский). 294 Первый, кто ввел монашескую одежду для иноков, был отшельник Патермуфий. Первоначальной же одеждой монахов была обыкновенная одежда того времени. (Казанский. Очерк жизни инок. в IV и V в. с.10). 299 О скепсисе современников Иероним говорит в прологе к «vita s. Hilarionis»: «qui olim detragentes Paulo meo, nunc forte detragent Hilarioni… ut qui semper latuit, non fuisse». 301 Неандер говорит, что сага эта мало заслуживает внимания, хотя не отвергает ее совсем. Gesch/-Kirch. T. III. s. 330; Gchaff Gesch. alt Kirch. s. 579. 305 Вследствие неточности указаний на год рождения, нельзя точно указать и год смерти Антония. Днем его смерти считается 17 января как в восточ., так и в западных мартирологах. В египетском мартирологе днем его смерти считается 22 число месяца Тибе (Tybi). Так как 1-й день Тибе соответствует 27 декабря, то 22 должно соответствовать 17 января. Под которым и помещается обыкновенно житие Антония (Ideler. Handbuch der mathemat und chronol. B. 1, c.143). 306 Впоследствии тело Антония будто бы было перенесено в Александрию (в 561 г.), а по завоевании Египта арабами в 635 г., из Александрии – в Константинополь. В конце X или начале XI ст. оно появилось в диоцезе Виенском – в Галии; в Виенне оно находилось до 1491 г., когда реликвии св. Антония перенесены были ы Арл и положены были в церкви св. Юлия. Вследствие чудес, которые совершались пред его мощами, особенно вследствие исцеления от жестокой головной боли и горячки эта самая болезнь названа огневицею св. Антония. В 1096 году в честь св. Антония назван был монашеский орден – антонинцы, утвержденный на Клермонском соборе папою Урбаном 11-м (Kirchenlexikon. Wetzer und Welte c. 300). Но все эти известия о перенесении тела Антония мало заслуживают доверия в виду свидетельства Афанасия о неизвестности места погребения Антония. Коптские монахи монастыря пр. Антония и доселе показывают место, где лежит тело Антония и находятся его гробница (Петш. По Египту и в монаст. Св. Антония. Арх. Порфирия. стр.199).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Чудесная и легендарная обстановка, в которой представлялись события в Житии Антония, должна была поразить летописца и он признал превосходство и большую достоверность именно за этим житием, сравнивая его с Несторовым сказанием. Нестор не знал, кто постриг Антония, кто благословил его на подвижничество. Житие Антония рассказывало, как это можно предполагать, что он постриженник св. Горы и основал монастырь по благословению Святогорского игумена. Заключая свой рассказ о поставлении монастыря, Нестор в своем Сказании, так же как в Житии Феодосия, говорил: «и бысть манастырь славен еже и доныне есть печерьскыи наричем иже от святого отца нашего Феодосия составлен бысть». Житие Антония выразилось бы иначе: монастырь поставлен слезами и пощением, святою подвижническою жизнью Антония, а пошел монастырь от благословения святой Горы. Студийский устав введен по Нестору Феодосием, доставшим его через Ефрема каженика; по Житию Антония, как я укажу ниже, его ввел Антоний, получив от Михаила грека. Монастырь и большая деревянная церковь выстроены по Нестору Феодосием; Житие Антония, как можно думать, не называя игумена, относило это построение к более раннему времени, к эпохе первого игумена, поставленного Антонием. Каменная церковь по Нестору основана и начата была постройкой исключительно благодаря трудам Феодосия; Житие Антония подробно рассказывало о выдающемся участии Антония в этом деле и о тех чудесных знамениях, которые он при этом вызвал. Подвижничество Антония, согласно его житию, началось со времен Владимира Святославича, когда он поселился в Варяжской пещере; рассказ Нестора заставал Антония в пещерке, оставленной Иларионом, а о путешествии его на Святую Гору ничего не сообщал. Для составителя Печерской летописи явилась таким образом необходимость слить оба рассказа – Несторов и Антониева жития, что он и сделал в статье, сохранившей Несторово заглавие «Сказание, что ради прозвася печерскый монастырь». Ниже я укажу на то, как отразились в этом сказании оба его источника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священномученик Серафим (Чичагов) в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» называл Антония «благодатным рабом Божиим», сравнивая его со святителем Московским Филаретом (Дроздовым) и преподобным Антонием Радонежским. А. Кондратов в статье «По святым обителям и богоспасаемым градам» (1897) писал, что «пред преосвященным Антонием преклонялась вся Россия». Большой раздел посвящен Антонию в исследовании архиепископа Сергия (Петрова), впоследствии митрополита Херсонского и Одесского, «История Воронежской епархии» (1961-1968). О даре прозорливости Антония и чудесных вспоможениях рассказывается в книге «Серафимово послушание. Жизнь и труды Н.А. Мотовилова» (1996). Имя Антония пользуется почитанием много лет спустя после его праведной кончины. Имеется более 100 письменных свидетельств чудес и знамений милости Божией, явленных по молитвам святителя Антония до 1890 года, более 50 опубликованы. И сегодня память Антония чтится не только в Воронеже, но и по всей России: служатся панихиды, имя его предваряет многие синодики, а в некоторых семьях сохраняются с прошлого века как святыни иконки и молитвы, подаренные или присланные архиепископом Антонием. Могила архипастыря Архиепископ Сергий (Петров) в своем исследовании по истории Воронежской епархии пишет, что в 1914 году в Воронеже была создана комиссия, которая осматривала останки святителя Антония, и при вскрытии склепа оказалось, что гроб, в котором находилось нетленное тело и сохранившиеся одежды, сгнил и при прикосновении к нему рассыпался. Тогда же тело Антония было переложено в новый гроб, а вход в могилу замурован. По утверждению митрополита Мануила (Лемешевского) к Поместному Собору 1917-1918 гг. были подготовлены соответствующие материалы для канонизации преосвященного Антония — великого светильника Церкви. 24 сентября 1953 года архиепископ Воронежский и Острогожский Иосиф (Орехов) в рапорте 760 на имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) свидетельствовал о широком почитании верующими памяти архипастыря, его благодатной помощи и ходатайствовал о перенесении останков святителя Антония в ограду Покровского кафедрального собора в связи с началом строительных работ на месте снесенного монастыря. В годовом епархиальном отчете за 1956 год архиепископ Иосиф писал, что состоялось перенесение останков архиепископа Антония в августе 1956 года на городское кладбище, после чего была отслужена панихида. В настоящее время на территории Алексиево-Акатова монастыря устроен некрополь из захоронений воронежских архиереев, останки которых были перенесены с разрушенных городских кладбищ. Среди перечисленных на надгробии — и имя архиепископа Антония. Однако утверждать, что в общем захоронении находится и его могила, нельзя. С 1996 года — года 150-летия кончины святителя Антония — и по настоящее время место захоронения уточняется.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205659...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010