Кафедральный собор в честь Богоявления в Иркутске. 1718–1746 гг. Фотография. 2000 г. В соответствии с указом 1727 г. территория новообразованной Иркутской епархии была значительно меньше территории соответствующей провинции. 8 сент. 1727 г. находившийся в Иркутске надзиратель Тобольского архиерейского приказа Н. Словцов по поручению Тобольского митр. Антония (Стаховского) передал в ведение 1-го самостоятельного Иркутского архипастыря свт. Иннокентия (Кульчицкого) 43 храма и 3 мон-ря: в Иркутске 7 храмов и 2 мон-ря ( иркутский в честь Вознесения Господня муж. мон-рь и жен. Знаменский), в Иркутском дистрикте 15 храмов, за Байкалом Посольский в честь Преображения Господня муж. мон-рь (в совр. Бурятии) и 21 церковь на территории от Удинска (позднее Верхнеудинск, ныне г. Улан-Удэ) до Нерчинска (ныне в Забайкальском крае). Спасо-Преображенский мон-рь в Якутске и Усть-Киренский во имя Св. Троицы муж. мон-рь , а также храмы городов Илимска (совр. Иркутская обл., затоплен при строительстве Усть-Илимского водохранилища), Киренска (совр. Иркутская обл.) и Якутска, приносившие значительный доход, Тобольский митрополит оставил в своей юрисдикции. Забайкальский Селенгинский во имя Св. Троицы муж. мон-рь (на территории совр. Бурятии), расположенный в центре вновь образованной Иркутской епархии, также остался под управлением Тобольского митрополита. Особый статус имел основанный в 1706 г. на территории Иркутского и Нерчинского вик-ства нерчинский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь . По указу Петра I Алексеевича от 17 апр. 1706 г. первенствующая роль в управлении монастырем принадлежала вкладчикам; «архимандритам и игуменам того монастыря» предписывалось «крестьян не ведать, а ведать им токмо церковь Божию, монастыря братию… и служебное правило». Несмотря на то что мон-рь не был назван в указах, утверждавших юрисдикцию Иркутского архиерея, в апр. 1728 г. свт. Иннокентий назначил туда игуменом своего духовника Нафанаила. Указ Петра I о Нерчинском мон-ре стал причиной борьбы вкладчиков и настоятелей за власть, что привело к закрытию обители в 1773 г.

http://pravenc.ru/text/674055.html

Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Арсений Ростовский (Мацеевич) – †28 февраля 1772 Прославлен в 2000 г. 145 . Память празднуется 28 февраля/12 марта Священномученик Арсений (Мацеевич) происходил из бедной польской шляхты и был сыном униатского священника Иоанна Мацеевича, служившего в Спасской церкви во Владимире Волынском. Родился он в 1696 (или 97) году (согласно автобиографии 1738 года, в которой указано, что ему 42-й год). Во святом крещении был наречен Александром. Образование получил в академиях: Владимирской, Варенжской, Львовской и Киевской. Прибыв в Киев в 1715 г., Александр оставил униатство. Пробывши в Киевской академии не более одного года, он в 1716 году принимает постриг с именем Арсения в Новгород-Северском Спасском монастыре, где в сане иеродиакона получает должность проповедника и учителя латинского языка. Митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич) Здесь он проводит два года, которые стали лучшим временем его жизни (дважды, в 1745 и 1763 гг., он просил Святейший Синод поселить его на покое именно в этом монастыре). Но в 1718 году он вновь поступил в Киевскую академию “для слушания философии и богословия” и здесь в 1723 году принял сан иеромонаха. Окончив курс в 1726 году, иеромонах Арсений два года жил “в послушании” при архиепископе Варлааме (Вонатовиче) и был проповедником, а затемпоселилсяв Киево-Печерской Лавре. Краткое время он пробыл в Черниговском Троицком Ильинском монастыре. К этому времени иеромонах Арсений был известен как образованный проповедник; тогда же, очевидно, сформировались его взгляды на светскую власть и на независимость от нее власти церковной. В октябре 1729 года отец Арсений по вызову Тобольского митрополита Антония (Стаховского) едет в Сибирь для проповедывания слова Божия. В Москве он был представлен членам Святейшего Синода, от которого и получил благословение на проповедь. В Тобольске иеромонах Арсений прожил более двух лет, проповедуя и обучая ставленников; был духовником при архиерейском доме. В Сибири царили жестокие нравы; светская власть посягала на церковное имущество, не оказывала духовным лицам и самому архиерею должного уважения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Полевской. Церковь Петра и Павла. Сортировка: Карта и ближайшие объекты С 1728 года заводские мастеровые стали ходатайствовать о строительстве в Полевском храма, чтобы и в этом небольшом поселении настроить нормальную духовную жизнь. 29 июня 1730 года в день празднования святых апостолов Петра и Павла игумен Филипп заложил церковь во имя этих святых. Об этом событии он так сообщил митрополиту Тобольскому Антонию (Стаховскому): ... в ономъ Полевскомъ заводе главныъ командировъ, также плавильныхъ и горныхъ служителей и прочихъ обывателей дворового числа имеется 125, а другихъ окрестныхъ деревень въ близости не имеется, а оный заводъ отстоитъ разстояниемъ ближайше что отъ Горного Щита верстъ за 40 и дальше. И по мнению насъ, нижайшихъ, для многолюдствия и дальнего разстояния въ Полевскомъ заводе вновь церкви быть можно. И оного заводу все главные и прочие обыватели общекупно и доброжелательно ту церковь строить желаютъ своимъ иждивениемъ, такоже желаютъ имети и священника съ причтомъ и награждать ихъ деньгами и хлебомъ не в скудость, въ чемъ и подписались со обязательствомъ Деревянный храм В 1731 году строительство деревянной церкви в честь первоверховных апостолов Петра и Павла было завершено. В том же году церковь была освящена. С этого момента Полевской завод, согласно общепринятому понятию, стал полноценным селом. При значительных запасах леса и за неимением мастеров кирпичного дела первые храмы на Урале строились деревянными и почти по одному образцу. Но русская деревянная архитектура имела особый стиль, обусловленный природными свойствами дерева. Создавать из прямоугольных балок и досок плавные формы купола было затруднительно. Поэтому в деревянных храмах, в том числе Полевском Петро-Павловском, вместо купола делался остроконечной формы шатёр и обшивался гладким тёсом. К западной части храма примыкали крыльцо и паперть. Окна делались небольшие, прямые и «стеклились» слюдой, отчего в храме даже днём всегда царил полумрак. На колокольне храма размещалось пять колоколов. Самый большой из них весил 15 пудов и 19 фунтов кг), а самый маленький — 20 фунтов (8 кг). Деревянный храм послужил полевским прихожанам чуть более сорока лет. За это время здание обветшало, и было решено построить более долговечный храм - из камня. Своё согласие на это дал и новый управляющий полевскими заводами - А. Ф. Турчанинов.

http://sobory.ru/article/?object=11621

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРКУТСКОЕ И НЕРЧИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Тобольской и Сибирской епархии РПЦ, существовало в 1706-1727 гг. На Московском Соборе в 1681-1682 гг. рассматривался вопрос об увеличении числа архиерейских кафедр, в т. ч. в Сибири. Сибирский митр. Павел (Конюскевич) предложил учредить неск. вик-ств Сибирской митрополии. Собор постановил создать епархию с центром в Енисейске, однако она не была организована. Ранее, в февр. 1680 г., в Вост. Сибирь по решению царя Феодора Алексеевича и патриарха Иоакима (Савёлова) была послана Даурская духовная миссия . Прибайкалье и Забайкалье составляли Даурскую десятину Сибирской епархии, десятину в 1682-1686 гг. возглавлял сын боярский А. Беляев - «начальствующий за делами христианскими». Беляев не подчинялся Тобольскому митрополиту, присваивал церковные доходы, вслед. чего Даурская десятина была упразднена (Из истории Иркутской епархии. 1998. С. 13). В кон. XVII в. в данном регионе существовали Илимская и Иркутская протопопии. В 1706 г. Тобольский и Сибирский митр. св. Филофей (Лещинский) ходатайствовал о назначении ему помощника в сане викарного епископа. 15 дек. 1706 г. во епископа Иркутского и Нерчинского, викария Тобольской митрополии, был хиротонисан Варлаам (Коссовский) , архим. туруханского Мангазейского во имя Св. Троицы мон-ря . Под упр. еп. Варлаама находилась обширная территория с городами Иркутск, Якутский (Якутск), Нерчинск (ныне в Забайкальском крае), Селенгинск, Удинск (ныне Улан-Удэ), с монастырями Посольским в честь Преображения Господня (совр. Бурятия) и нерчинским в честь Успения Пресв. Богородицы . Более богатые селенгинский во имя Св. Троицы и Усть-Киренский во имя Св. Троицы (совр. Иркутская обл.) мон-ри свт. Филофей оставил в своем ведении. Кафедральным храмом И. и Н. в. стал иркутский Богоявленский собор (построен в 1693-1695), к к-рому была приписана иркутская Преображенская ц. Еп. Варлаам начал свою деятельность с объезда И. и Н. в., побывал в Якутске, где в июне 1708 г. принял участие в закладке каменного Троицкого собора. Вместе с тем, будучи викарным епископом, он не получил мн. управленческих функций, военные и гражданские власти на местах с ним не считались. В 1710 г. еп. Варлаам уехал в Москву и увез с собой архиерейскую ризницу (Тобольскому митр. Антонию (Стаховскому) со временем удалось ее вернуть). Еп. Варлаам (Коссовский) жил в Москве, имел титул Иркутского архиерея, 21 янв. 1714 г. был назначен на Тверскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/674065.html

Святыня храма Св. мощи свт. Антония (Стаховского), митр. Тобольского Святые мощи святителя Антония, митрополита Тобольского доступны для поклонения в Софийско-Успенском соборе в Тобольске. В царствование Михаила Фёдоровича, в 1636 году, при третьем сибирском архиепископе Нектарии, жила на абалакском погосте бедная, одинокая и бездетная вдова по имени Мария. Она вела жизнь благочестивую и целомудренную. В лёгком сне она увидела на воздухе три иконы. Посреди - икона Божией Матери, справа от неё - святителя Николая, а слева - преподобной Марии Египетской. От иконы Богородицы был глас: " Мария! Объяви об этом видении народу и скажи, чтобы на Абалакском погосте построили по праву сторону ветхой Преображенской церкви новую, деревянную, во имя иконы " Знамения " Пречистой Богородицы, что в дальнем Новгороде, с приделами: по одну сторону - святителя Николая, а по другую - преподобной Марии Египетской " . В ходе работ по реставрации Софийско-Успенского собора Тобольского кремля в 2004 году было вскрыто захоронение святителя Антония, святые останки были помещены в гробницу, которая находилась в алтаре Софийско-Успенского собора. В 2012 году была изготовлена резная деревянная рака, в которую помещены останки святителя и вынесены для всеобщего поклонения. Рака помещена у стены Софийско-Успенского собора, на которой изображены святитель Антоний, митрополит Тобольский, и его небесный покровитель преподобный Антоний Великий. В это время лежал в расслаблении один крестьянин Евфимий. К нему пришёл нищий по имени Павел и сказал: " Евфимий! В Абалаке по повелению Божию строится церковь во имя " Знамения " Богородицы, святителя Николая и преподобной Марии Египетской. Дай обещание написать храмовый образ в эту церковь. Может быть, Господь по вере твоей и усердию простит тебя и освободит от болезни " . Святитель Антоний I, митрополит Тобольский и Сибирский (в миру Андрей Георгиевич Стаховский), родился в селе Репки на Черниговщине в семье священника в 1671 году. В 1693-1695 годы обучался в Киевской духовной академии. В период обучения принял монашеский постриг с именем Антоний. В 1700 году стал наместником черниговского Борисоглебского монастыря. В 1709 году возведен в сан архимандрита и стал настоятелем Новгородского Северского Спасо-Преображенского монастыря. 20 сентября 1713 года в Успенском соборе Московского Кремля был хиротонисан во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа.

http://elitsy.ru/holy/1539/

Причины медленности, с которою Стефан приступал к печатанию своего произведения, помимо многочисленности и сложности архипастырских занятий и в частности – особых трудов, которые выпали на долю местоблюстителя патриаршего престола по поводу дела Тверитинова, нужно полагать, во-первых, в том, что Яворский после написания «Камня веры» долго и усердно его исправлял, что видно из письма его к Антонию Стаховскому, архиепископу Черниговскому от 1 августа 1717 года 511 ; во-вторых, в тех препятствиях к выходу в свет «Камня веры», которые старались создать для автора его недоброжелатели, благосклонно относившиеся к проживающим на Руси протестантам. Вероятно, затруднения с этой стороны имел в виду Яворский, когда писал Антонию: «начали мы были дело да некиим препятствием пересеклося» 512 ; защитник «Камня веры» против возражений лютеранского пасквиля (Арсений Мацевич) также указывает на «зависть некоторых соперников», как на причину того обстоятельства, что сочинение Яворского не появилось в печати при жизни его автора 513 . Только в 1717 году митрополит Стефан Яворский решился приступить к печатанию «Камня веры». По просьбе черниговского архиепископа Антония Стаховского 1 августа указанного года Стефан послал ему рукопись своего сочинения для напечатания в черниговской типографии. В своем письме Яворский, между прочим, писал: «Экземпляра держатися не весьма надобе, но иное прибавити, иное убавити, по благоразумному рассмотрению нужда есть. За исправление не токмо не прогневаюся, но и весьма поблагодарствую, ибо исповедую немощь мою, яко не стяжах толикаго уму моего совершения, во еже бы не требовати исправителей. Человек есмь, яко во нравах, так и в писаниях грехопадению подлежащий и исправления весьма требующий… Чище бывает злато, егда многими горнилами искушено бывает, и пшеница, дабы была от плев весьма свободна, многаго веяния требует. Тоеж и о моих писаниях рещи подобает. Сего ради молю тя, владыко святый, благоволи уподобитися оному евангельскому делателеви, ему же лопата в руце его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Наконец драмы, трагедии и комедии, о которых идет слово, были представляемы наиболее с целью назидания зрителей, чтобы сценическими представлениями библейских событий сильнее подействовать на сердца, на чувства современников. Нет сомнения, что и митрополит Филофей приказывал представлять в Тобольске комедии или игрища комедианские, по выражению летописца, не по одной только привычке к ним в Киеве и не для увеселения только себя и жителей Тобольска, но и для назидания сих последних, а также для приучения учеников своей школы к свободнейшему произношению проповедей и речей. О последней цели сценических представлений в старые годы при архиерейских домах мне случилось слышать 23 года тому назад от осьмидесятилетнего почтенного по духовной опытности и сану старца (тобольского архиепископа Георгия Ящуржинского), который сам происходил из Малороссии, который сам учился в конце прошедшего столетия в Киевской академии и который, следовательно, лучше других мог знать дух и правила людей старого времени, лучше понимал иное, перешедшее некогда из Малороссии в Великороссию и Сибирь. Да и что много говорить о достоинстве свидетельства в этом деле покойного преосвященного Георгия: разыгрывать драмы, комедии и трагедии духовного содержания ученикам духовных учебных заведений даже в обязанность поставлялось самим Духовным Регламентом. Посеянное митрополитом Филофеем не заглохло, не пропало в Тобольске и после него. При преемнике его, воспитаннике, как и он, Киевской академии митрополите Антонии Стаховском с его дозволения ученики и учителя Тобольской архиерейской (тогда уже Славяно-латинской) школы в Святки представляли пьесы духовного содержания по домам, получали за то вознаграждение, и собранные деньги шли частью на содержание учившихся, частью на жалованье учивших. С учреждением в 1743 году митрополитом Антонием Нарожницким вместо Славяно-латинской школы семинарии в Тобольске то же продолжалось, и продолжалось почти до настоящего времени. Любовь к театральным представлениям от семинаристов перешла впоследствии и в другие слои тобольского общества. Люди пожилых лет очень хорошо помнят, как, бывало, в Тобольске (лет 50 или 45 тому назад) дети мещан, отставных солдат и бедных разночинцев бегали в Святки по подоконью людей зажиточных с вертепом, с райком и за свои напеванья и ломанья получали пятаки и гривны, а инде и полтины. 20 декабря 1869 г. Омск. Читать далее Источник: Сулоцкий А. Семинарский театр в старину в Тобольске.//Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1870. Книга 2. 4-5. С. 153-157.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

6 Наконец, драмы, трагедии и комедии, о которых идет слово, были представляемы наиболее с целью назидания зрителей, чтобы сценическими представлениями библейских событий сильнее подействовать на сердца, на чувства современников. Нет сомнения, что и Митрополит Филофей приказывал представлять в Тобольске комедии или игрища комедиантские, по выражение Летописца, не по одной только привычке к ним в Киеве, и не для увеселения только себя и жителей Тобольска, но и для назидания сих последних, а также для приучения учеников своей школы к свободнейшему произношению проповедей и речей. 7 О последней цели сценических, представлений в старые годы при Архиерейских домах мне случилось слышать, 23 года тому назад, от восьмидесятилетнего, почтенного по духовной опытности и сану, старца (Тобольского Архиепископа, Георгия Ящуржинского), который сам происходил из Малороссии, который сам учился, в конце прошедшего столетия, в Киевской Академии, и который, следовательно, лучше других мог знать дух и правила людей старого времени, лучше понимал, иное, перешедшее некогда из Малороссии в Великороссию и Сибирь. Да и что много говорить о достоинстве свидетельства в этом деле покойного Преосвященного Георгия: разыгрывать драмы, комедии и трагедии духовного содержания ученикам духовных учебных заведений даже в обязанность поставлялось самим Духовным Регламентом (см. 18 § сего Регламента в отделе о Семинарии). Посеянное Митрополитом Филофеем не заглохло, не пропало в Тобольске и после него. При преемнике его, воспитаннике, как и он, Киевской Академии, Митрополите Антоние Стаховском, с его дозволения, ученики и учители Тобольской Архиерейской (тогда уже Славяно-Латинской) школы в святки представляли пьесы духовного содержания по домам, получали за то вознаграждение, и собранный деньги шли частью на содержание учившихся, частью на жалованье учивших. Последнее видно из того, что учитель пения и чтения в Архиерейской школе, сын Тобольского Священника, Петр Кирьяков, за свои труды пользовавшийся Архиерейском доме квартирою и пищею, «при трапезе с братиею (при столе монашествующих), овогда же и с верховыми Его Преосвященства служители» (с келейниками Митрополита, жившими при нем в верхнем этаже), 8 сверх того, по благословению Митрополита Антония, в 1737 году, перед Крещением, в роде жалованья получил 4– руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

А назад без указа св. правления ступить не смею, хотя и не без нужды пребываю». Тогда Синод принял решение о переводе И. в Селенгинск. Возможными причинами неудачного посольства в Китай явились интриги иезуитов при дворе кит. императора, не желавших допустить правосл. архиерея в Китай, неудачная редакция грамоты, посланной китайскому правительству еще до прибытия епископа в Селенгинск, в к-рой он именовался «Великим Господином» (кит. власти отказались принять духовное лицо с титулом, приравнивавшим его ко 2-му лицу гос-ва), и, наконец, жесткая позиция кит. властей, к-рые из-за нерешенных пограничных вопросов (в т. ч. о беженцах) не хотели идти ни на какие уступки рус. правительству. Вероятно, препятствием для проезда миссии в Китай послужили и интриги архим. Антония (Платковского), к-рый сам хотел стать начальником Пекинской миссии. И. с сотрудниками вынужден был жить в Селенгинском мон-ре ок. 3 лет без к.-л. средств к существованию. Ожидая конца дипломатических переговоров, святитель писал иконы, выполнял различные монастырские работы. Здесь он изучил монгольский и др. языки и начал проповедовать христианство среди языческого населения забайкальских бурят. В февр. 1725 г. по указу Синода духовную миссию в Китай возглавил архим. Антоний (Платковский), а И. было предписано выехать в Иркутск и поселиться в иркутском в честь Вознесения Господня мон-ре. Ожидая дальнейших указаний Синода, он занимался «обработкою отведенного ему огорода, беседами с посещавшими его инородцами и их детьми». В Иркутске, как и в Селенгинске, по просьбе митр. Тобольского и Сибирского Антония (Стаховского) И. рукополагал ставленников во иереи и во диаконы. Для получения сана им следовало бы ехать в Тобольск, но присутствие в Иркутске епископа избавляло их от дальнего путешествия. 18 янв. 1727 г. Синод издал указ о выделении из Тобольской самостоятельной Иркутской епархии и о назначении И. на Иркутскую кафедру. Получив указ, в авг. 1727 г. И. возглавил епархию. Первоначально в управление И. определялись города Иркутск и Нерчинск с уездами, пригороды Удинский и Селенгинский с уездами, иркутский Вознесенский, Посольский в честь Преображения Господня, нерчинский в честь Успения Пресв.

http://sedmitza.ru/text/413477.html

В октябре 1729 года отец Арсений по вызову Тобольского митрополита Антония (Стаховского) едет в Сибирь для проповедывания слова Божия. В Москве он был представлен членам Святейшего Синода, от которого и получил благословение на проповедь. В Тобольске иеромонах Арсений прожил более двух лет, проповедуя и обучая ставленников; был духовником при архиерейском доме. В Сибири царили жестокие нравы; светская власть посягала на церковное имущество, не оказывала духовным лицам и самому архиерею должного уважения. Обратно в Чернигов отец Арсений едет старым сибирским путем через Великий Устюг с заездом в Холмогоры и в Соловецкий монастырь, где находился тогда игумен Мошенского монастыря Иоасаф, сосланный туда за то, что не только сам перешел из Православия в раскол, но увлек за собою в раскол весь Мошенский монастырь. Арсений принял на себя попытку снова обратить раскольника в Православие; он приносил Иоасафу книги для вразумления, сам состязался с ним в словопрении и написал трактат под названием “Увещание бывшему Мошенскому игумену Иоасафу, за раскол в Соловецком в заключении содержащемуся…”. Однако увещание раскольника осталось напрасным. В 1734 году была снаряжена морская экспедиция по реке Оби для открытия морского пути в Камчатку. В состав экспедиции требовался способный иеромонах. Архангельский архиепископ Герман (Купцевич) указал на отца Арсения; тот охотно согласился и совершил четыре северные экспедиции. Его путешествия прерывались по случаю следственного дела, в которое были замешаны некоторые лица, участвовавшие в экспедиции. За Арсением никакой вины не нашли. В экспедициях его уважали и любили, поскольку он умел заинтересовать слушателей проповедями и постоянно мирил ссорившихся между собой моряков. После четвертой экспедиции отец Арсений стал проситься в Петербург, так как у него появилась цинга. Флотская служба оставлена иеромонахом Арсением в 1737 году; ему указано жить при вологодском епископе Амвросии (Юшкевиче), члене Святейшего Синода, в качестве экзаменатора ставленников.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010