За духовными наставлениями Антония помещаются обыкновенно увещания к детям своим монахам (admoniliones ad filios suos, monachos). Эти «увещания» во-многом сходны с правилами, приписываемыми Антонию и также с наставлениями Пахомия и Исаии. В этих «увещаниях» говорится о необходимости для инока подражать старшим монахам, требуется без снисхождения исправлять погрешности братии, о чем тоже говорят и правила Антония (48-е) и правила Пахомия (III, IV и др.). В этих «увещаниях» встречаются и такие наставления: «когда ударяют в колокол (pulsante campana), не ленись идти в церковь » 392 ; «дела церковные должны быть поручены человеку верному», – правила, приложимые к монастырям уже последующих времен. Многие места этих «увещаний» буквально повторяются в правилах Антония. В «увещаниях» напр. говорится: «ешь хлеб свой молчаливо и сиди за столом скромно» 393 ; «голову всегда держи в положении наклоненном к земле и когда кто оскорбляет тебя, говори: Господи помилуй» 394 . В правилах Антония 61 и 75-м, в 25-м и 20 правилах аввы Исаии повторяется тоже буквально. «Увещания» запрещают монаху к трем мерам вина присоединять четвертую; буквально тоже говорится в правилах Исаии (пр. 2). В «увещаниях» говорится: «находясь в кельи, занимайся чтением писания, молитвами к Богу и трудами рук своих»; это же наставление, как уже показано выше, буквально приводится и в правилах Антония (1-м и 62-м) и в правилах Исаии (в 11-м). Таким образом эти «увещания», приписываемые Антонию, отчасти содержать в себе повторение тех же «правил Антония», о которых сказано выше, отчасти представляют смешение правил Исаии, Пахомия, тоже сходных и с «правилами Антония». В конце этих «увещаний» говорится: «я – Антоний дал тебе истинные наставления; знай, что этими наставлениями я вручил тебя Богу. Если будешь исполнят их, то будешь некогда наслаждаться радостью вместе со всеми Ангелами» 395 . Это замечание есть перифраз того, что помещено в заглавии «правил Антония» о необходимости исполнять их. Таким образом в этих «увещаниях», равно как и в «правидах Антония», сходных с ними, не мало указаний на позднейшие к ним привнесения. По этим увещаниям должно было бы выходить, что Антоний, живя в пустыне с своими учениками, имел уже церкви, кампаны, надзирателей за церковным имуществом и вещами. Но между этими «увещаниями», равно как и между приписываемыми Антонию правилами, вероятно есть и такие наставления, которые действительно были сказаны Антонием. Так между ними есть высокие нравственные наставления о любви к ближним, о снисхождении к слабым и пр., отличающиеся духом бесед Антония. Вероятно некоторые из его наставлений потому так часто и повторяются между правилами других подвижников, что эти последние, стараясь подражать Антонию и сохранять его наставления, впоследствии нередко наставляли своих учеников его же словами и мыслями, которые потом вместе с их собственными наставлениями и были преданы письму.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Невозвратимая для науки утрата Жития Антония была замечена в Киевопечерском монастыре уже в XVI веке. В семидесятых годах этого столетия король польский посылает в Москву диакона Исаию с поручением испросить у царя и великого князя несколько книг для снятия с них списков и напечатания. Между этими книгами Исаия в своем ответе на делавшееся ему в Москве допросы называет Житие Антония: «а хотя у царя государя великого князя Ивана Васильевича всея Русии от его царския книгохранилища испросити библию по нашему языку рускому словенскому на списъ слово в слово... да беседы евангельския... да житие преподобного и богоносного отца нашего Антония Киевского, а его жития у нас в Киеве во священной обители Божией Матери и преподобных отец наших Антония и Феодосия Киевских в печерском монастыре нет. Токмо о его житии в патерике печерском нам в некоторой богословной вине в послушество приводит и сказывает и пишет Симон епископ Владимирский 2 ». В следующем веке встречаемся еще с более веским свидетельством о том, что и тогда Житие Антония не отыскивалось в Киевопечерском монастыре. Составитель предисловия к печатному Патерику (1661 г.) говорит между прочим 3 : «Но, что не написано в одной книге – то обыкновенно пополняется другою, и св. Нестор, кроме летописи, означил подробнее в другой особой книге Житие преподобного отца нашего Антония, и книга эта, содержащая его подробное житие, упоминается часто, в заглавиях древне написанных Печерских Патериков, но утрачена нами во время войн. Но известный писатель св. Симон, епископ владимирский и суздальский, – прочел ее и указал нам и на год, и на месяц и день преставления этого преподобного первоначальника, и на погребение его у нас в пещере, а не в Риме». Из этих слов предисловия ясно, что находящееся в печатном Патерике «Житие преподобного и богоносного отца нашего Антония ничего общего с древним житием его не имеете: содержание этой статьи, как основательно заметил еще Кубарев, заимствовано из Симонова Слова о создании церкви, из Жития Феодосия и других известных нам источников. Симон и Поликарп в своих сказаниях, вошедших в Печерский Патерик, несколько раз ссылаются на Житие Антония: отсюда следует, что в начале XIII века оно еще находилось в Печерском монастыре. Но то обстоятельство, что оба эти писателя считают уместным делать из него обширные извлечения, давать пересказ его содержания, наводит на мысль, что уже в их время это житие было мало известно, забыто. Поликарп прямо указывает на необходимость рассказать о житии тех угодников, сказания о которых были внесены в Житие Антония: иначе, говорит он, память о них совершенно исчезнет (ср. ниже). Можно думать, что во времена Симона и Поликарпа было найдено это Житие; раньше мало кто знал о нем и, может быть, оно совсем не подвергалось переписке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Житие прп. Антония, написанное свт. Афанасием Великим , послужило наставлением для его многочисленных последователей как в Восточной, так и в Западной Церкви. Это сочинение оказало значительное влияние на всю позднейшую агиографическую литературу, став своего рода образцом жития преподобного. А почитание прп. Антония, начавшееся еще при его жизни, задало образец для почитания монашествующих подвижников как отдельного лика святых. Ученики прп. Антония, рассеиваясь по разным областям Египта и соседних стран, всюду разносили высокие монашеские идеалы и создавали новые центры иноческого жития. Но и в тех случаях, когда монашеские поселения возникали независимо, великий старец был огромным авторитетом для них: между ними и прп. Антонием устанавливалась глубокая духовная связь. Это видно на примере монашества Нижнего Египта (к западу от дельты Нила), в пустынях Нитрийской, Келии и Скиту. Из этих трех общин наиболее жизнеспособной и процветающей оказался Скит, иноческая жизнь которого не затухает и поныне. Основателем монашеского жития в этой местности был прп. Амон (Аммон, Амун). Он прожил с женой в девственной чистоте около 18 лет, затем ушел на Нитрийскую гору (около 310–320 гг.). Авву Амона считают первым из Нитрийских монахов. Спустя немного времени там подвизалось уже около 5000 человек. Это многочисленное братство, возникшее независимо от прп. Антония, «в своих духовных подвигах особенно воодушевлялось примером и наставлениями Великого Антония. Как Аммон, основатель иноческого жития здесь, пользовался советами и руководством Антония, так и сподвижники его, первые жители пустыни, были ученики Антония. Таковы были Пиор, Памво, Ориген , ученик его, который так живо повествовал об Антонии, что как бы представлял его живым. Видели прп. Антония Иераск, Иаков Беотийский, Кроний. Кроний служил переводчиком у Антония, любил повествовать о добродетелях его и много лет был пресвитером в горе Нитрийской» 498 . Нитрийское монашество было полуобшежительным, имело черты и общежития, и отшельничества. На расстоянии нескольких километров от Нитрийской горы в глубь пустыни находились Келии. Иноки пустыни Келий в своем управлении были соединены с Нитрийскими иноками. В Келии обычно уединялись Нитрийские подвижники, преуспевшие в иноческом житии и стремившиеся к безмолвию. Чтобы его не нарушать, было установлено правило не ходить по келиям друг друга. Только по субботам и воскресеньям братия собирались в храм на богослужение. Из «келиотов» наиболее известен прп. Макарий Александрийский , называемый также Городским 499 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Послы митр. Киприана Кир Сиозонов и Василий Щечкин в Константинополе. Обещание патр. Антония поставить иером. Симеона митрополитом в Галич. Записи в протоколах патриархии о трех актах, касающихся Галицкой церкви: Р. И. Б. VI. Много Русских живет в Константинополе в монастырь Предтечи: Игнатий. Возвращение дьякона Игнатия из Константинополя. Присутствие на Константинопольском синоде мироплитов Херсона и Сурожа. Новгородское посольство в Константинополе. Паломничество Епифания, ученика Сергия Радонежского, в Палестину: Ж. Сергия. Сборник Житий святых (Румянц. 360), сделанный с оригинала, писанного в Константинополе. Наказ архиеп. Вифлеемскому Михаилу и Алексею Аарону, отправляемым послами на Русь: Р. И. Б. VI. Грамота патр. Антония в Новгород к епископу о подчинении митрополиту Киевскому: Р. И. Б. VI. Грамота другая патр. Антония в Новгород о том же: Р. И. Б. VI. Послание патр. Антония во Псков о стригольниках: Акты истор. I. Послание патр. Антония митр. Киприану о низложении Луцкого еп. Иоанна: Р. И. Б. VI. Грамота патр. Антония к вел. кн. Василию Димитриевичу о мерах против непокорных митрополиту Новгородцев: Р. И. Б. VI. Настольная грамота патр. Антония митр. Фотию: Акты истор. I. Грамота патр. Антония Суздальскому архиеп. Евфросину о споре его с митрополитом: Р. И. Б. VI. Принесение в Россию Арсением Коневским иконы Богородицы (Коневская, 10 июля); находится в Коневском Ладожском монастыре. Наказ Вифлеемскому архиепископу Михаилу и царскому сановнику Алексею Аарону, отправляемым послами на Русь: Р. И. Б. VI. Прибытие Вифлеемского митр. Михаила на Русь: Новгор.; послание его: Акты историч. I. Цареградский Синодик, посланный во Псков: Киприан. Дьяк Александр в Константинополе. Перенесение Владимирской иконы Богородицы из Владимира в Московский Успенский собор. Кончина Стефана Пемского во дни царя Михаила. Византийская реминисценция по поводу Стефана. Ж. Стефана Пермского. Наказ патр. Антония Вифлеемскому архиеп. Михаилу, отправляемому экзархом в Мавровлахию и Галицию: Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Сложно сказать, как отнесся к учению митрополита Антония Архиерейский Собор 1926 года. Так, в сербской газете «Политика» 6539 от 10 июля 1926 г. говорилось, что «Катехизис» митрополита Антония был объявлен еретическим. Об этом же писали и враждебные Архиерейскому Синоду парижские «Последние новости» 255 . Конечно, этого быть не могло – авторитет митрополита Антония был слишком высок. Но, тем не менее, отношение к построениям митрополита Антония было после Собора достаточно сдержанным. Е.И. Махароблидзе в письме главному редактору газеты «Политика» писал: «Митрополит Антоний составил “Опыт православного Катехизиса» и в предисловии своем заявил, что он с готовностью откажется от своих мнений в нем, если будет доказана неправильность их. Поэтому, этот катехизис может быть предметом академических споров, но не соборных суждений» 256 . О том, что митрополит Антоний не настаивает на правоте своих суждений, говорилось и в Окружном послании, вышедшем в июле 1926 года 257 . Как видно из слов Махароблидзе, а также из Окружного послания, «Опыт христианского катехизиса», хотя и не ставился Архиерейским Собором на уровень символических книг, но, все же, и не осуждался. Такое положение не устраивало архиепископа Феофана и епископа Серафима. В 1927 г. на одном из заседаний Архиерейского Синода были зачитаны доклады архиепископа Феофана и епископа Серафима против теории митрополита Антония. Тогда же архиепископ Феофан от своего имени и от имени епископа Серафима попросил митрополита Антония не распространять свое учение, чтобы избежать вопроса на предстоящем Архиерейском Соборе. Тем не менее, отношения между архиепископом Феофаном и епископом Серафимом уже дали трещину. Разлад между иерархами был связан с тем, что епископ Серафим отнесся к личности и учению митрополита Антония намного мягче, чем архиепископ Феофан. «Я хотел, – вспоминал епископ Серафим, – резюмировать свое отношение к учению М[итрополита] Антония в такой форме: несмотря на то, что это учение не совпадает с учением святоотеческим, тем не менее, я не могу М[итрополита] Антония называть еретиком. Но А[рхиепископ] Феофан в самом начале моей речи о сем, прервал меня, не дав мне говорить, и я замолчал. Таким образом, он сам воспрепятствовал соборному обсуждению сего вопроса» 258 . И все же как свидетельствовал позднее архиепископ Серафим, митрополит Антоний согласился с протестами архиепископа Феофана и епископа Серафима, и больше не защищал своих мнений в печати. Правда, в душе своей, митрополит остался верен своим идеям 259 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Из текста приведенного правила XV и в той, и в другой его редакции, открывается, как несомненное, что в обители преп. Антония монахи носили свое особое одеяние, которым отличались от мирян. Они надевали его, вступая в монастырь в качестве иноков, бесповоротно отрекшихся от мира и на веки решивших связать жизнь свою с обителью. Они же лишались монашеского одеяния, когда, по тем или иным обстоятельствам, им приходилось возвращаться в мир. Правило XV не перечисляет по отдельности одежды, принятия в обители преп. Антония. Но в правиле XXXVII, по редакции Авраама Энхеленского, читается: «Esto alligatus inclususque noctu diuque in cucullo tuo, tunica, totoque habitu tuo». T. e. – «Ночью и днем будь связан и заключен в кукуле своем, в тунике и в полном одеянии своем». В кодексе Бенедикта Аниенского слов: «totoque habitu tuo» не имеется; здесь, как и в редакции Авраама Энхеленского, указаны только кукуль и туника. Как смотреть на прибавку «totoque habitu tuo» в редакции Авраама Энхеленского? Принять ли ее и, тем самым, допустить существование у монахов преп. Антония, кроме кукуля и туники, других отличительных монашеских одежд, или – отвергнуть, как своего рода наслоение к первоначальной основе правила XXXVII? – Новооткрытые г. Амелино Мнения и ответы преп. Антония Великого на коптском языке, в связи с Письмами преп. Антония, вполне допускают возможность принять добавление «totoque habitu tuo», сделанное в тексте правила по редакции Авраама Энхеленского, потому что в Мнениях и ответах, в числе одежд монаха, указывается неизвестный по текстам Правил нарамник 18 , а в одном из Писем преп. Антония Великого находится указание на существование у монахов и кожанного пояса, которым они препоясывали себя в подражание пророку Божию Илии для постоянного памятования о добродетелях не стяжания и смирения 19 . Обнаженные руки при безрукавной тунике нуждались в прикрытии их, особенно – в стужу, хотя бы коротким покрывалом в виде милоти, спускающейся с плеч на руки и туловище. Такая милоть была у самого преп. Антония, как об этом свидетельствует жизнеописатель преп. Антония св. Афанасий Александрийский 20 . Остается допустить еще употребление монахами сандалий, положительно необходимых для защиты ног при ходьбе по раскаленному жгучим солнцем песку и камням, – и тогда выражение «totoque habitu tuo» будет указывать нам на всю полноту монашеских одежд, бывших в употреблении у подвижников обители преп. Антония. III

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

поиск:   разделы   рассылка Юлия Зайцева Воцерковляющий опыт митрополита Антония III Международная конференция, посвященная наследию митрополита Антония Сурожского, состоялась в Москве Источник:  Благовест-инфо III Международная конференция, посвященная наследию митрополита Антония Сурожского, состоялась 23-25 сентября в Москве, в Библиотеке-фонде " Русское Зарубежье " им.А.Солженицына. Приехавшие из разных стран (Великобритания, Франция, Голландия, Греция, Украина) священнослужители и миряне, ученые и публицисты, представители благотворительных организаций и активисты социального служения, среди которых было много духовных чад митрополита Антония, вместе обсуждали тему " Церковь – Богочеловеческое общество " . Конференции предшествовал ряд подготовительных встреч, организованных Фондом " Духовное наследие митрополита Антония Сурожского " . В приветствии митрополита Минского и Слуцкого Филарет, экзарха всея Беларуси, говорится о широком влиянии, которое имело служение митрополита Антония, " продолжающееся и ныне, спустя годы после его блаженной кончины " . По словам председателя Синодальной богословской комиссии РПЦ, митрополит Антоний являет " пример пастыря, духовно питающего нас словом, исходящим из глубин веры " . Свое краткое приветствие участникам конференции прислал также председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Отмечая пример " искреннего пастырского служения " митрополита Антония, председатель ОВЦС пишет: " Он не только словом, но и делом призывал народ к жизни по заповедям Божьим, к верности Русской Православной Церкви " . Тема экклезиологии является одной из центральных в проповедях митрополита Антония, отметил в своем обращении директор Библиотеки-фонда " Русское Зарубежье " Виктор Москвин. Все доклады, прозвучавшие на конференции, соотносились с осмыслением Церкви как места встречи и соработничества Бога и человека, а также с уникальной практикой Сурожской епархии, созданной митрополитом Антонием.

http://religare.ru/2_89113.html

87 . Изнурение тела постом, очищение духа молитвою и богомыслием до того возвысили дух Антония, что в нем был не только дух совета и мудрости, но дух чудес и откровений чрезвычайных. Больные получали исцеление, принимая простую пищу Антония. 88 В 1067 г. половцы вторглись в Россию. Князья Изяслав, Святослав и Всеволод решились сразиться с ними на р. Альте и пришли за благословением к Антонию. Антоний со слезами предсказал несчастную для них битву. Устрашенный тем военачальник «Симон, пав к ногам старца, молил о своем спасении. Блаженный сказал ему: сын мой! многие падут от меча острого, преследуемые врагами; вы будете смяты, изранены, потоплены в воде; но ты останешься жив и будешь положен в храме, который построен будет здесь». Слова великого Антония исполнились во всей точности. – Князья потерпели сильное поражение на Альте. «Израненный Симон лежал среди убитых. – Подняв взор к небу, увидел он церковь великую. Господи! сказал он, избавь меня от сей горькой смерти, молитвами Твоей Матери и пр. Антония и Феодосия. И внезапно какая-то сила похитила его из среды мертвых, и он исцелел тотчас». 89 За тем следовало искушение для святого. – В следствие несчастной битвы на Альте, киевляне, недовольные в. к. Изяславом, заставили его бежать в Польшу, а Всеслава, которого Изяслав вопреки клятве держал в заключении, возвели на престол. Спустя 7 месяцев Изяслав возвратил себе Киев и начал гневаться на Антония «за Всеслава»; если Антоний и принимал бывшего темничника Всеслава, то конечно только в духе любви святой, но Изяслав считал это оскорблением себе и восстал с гневом на Антония. Услышав о неудовольствиях против Антония, черниговский князь Святослав прислал за любчанином Антонием и взял его в черниговский елецкий монастырь, незадолго перед тем основанный на месте явления иконы Богоматерней на ели. 90 Другу уединения особенно понравилась Болдина гора, покрытая лесом, и он ископал в ней себе пещеру; кн. Святослав, по его воле, построил подле пещеры храм пр. Илии и по благословению Антония скоро собрались здесь иноки. 91 – Так смиренный Антоний и гонение на Антония обратил в славу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Отношение о. Андроника к епископу Антонию видно уже по названию книги: для него владыка Антоний праведник и местночтимый московский святой. Важной вехой в изучении влияния епископа Антония на современников стала вышедшая в 2015 г. статья Ю. В. Розанова «Старец Антоний (Флоренсов) и декаденты» , в которой прослеживаются отношения епископа Антония с группой молодых интеллигентов: А. С. Петровским, Андреем Белым (Б. Н. Бугаевым) и другими, по материалам сохранившихся дневников и переписки. Отношения эти эволюционировали от восторженного почитания старца-прозорливца к разочарованию, к образу епископа-странника из «Кубка метелей» Андрея Белого. Но если литературно-музыкальный портрет Антония у А. Белого лишь угадывается по отдельным намёкам, то зарисовка владыки Антония в романе Валентина Свенцицкого «Антихрист» вполне детальна и достоверна. Это также взгляд разочарованного посетителя. Соответствие художественного описания фактически состоявшимся событиям обосновывается С. В. Чертковым в примечаниях к недавнему переизданию романа . Ещё одним источником сведений о епископе Антонии стал архив митр. Мануила (Лемешевского). Сохранившиеся в нём материалы, среди них записи духовных бесед с вл. Антонием Христины Сергеевны Арсеньевой, были опубликованы в 2000 г. в самарском журнале Духовный собеседник . Важная автобиографическая заметка еп. Антония, обнаруженная среди материалов о выпускниках Киевской духовной академии прот. Ф. И. Титова, опубликована в 2019 г. в Словаре выпускников КДА . Наконец, некоторые данные о малоизвестном периоде жизни епископа Антония, когда он был настоятелем ростовского Спасо-Яковлевского монастыря, удалось собрать А. Е. Виденеевой на основании монастырских богослужебных журналов . В настоящей статье мы обращаемся к свидетельствам современников о деятельности еп. Антония в Самарской, Волынской и Вологодской епархиях, не привлекавших до сих пор внимания исследователей. Свидетельства эти, по большей части фрагментарные и односторонние, не дают целостного портрета епископа Антония, однако они служат ценными дополнениями к биографическим работам игумена Андроника.

http://bogoslov.ru/article/6174623

Антоний не был лично знаком с основателем общежительного монашества Пахомием. «Об отце вашем, говорил он ученику Пахомия Закхею, много раз слышал, что он живет по писаниям и желал его видеть во плоти, но должно быть не достоин был этого. В царстве небесном по благодати Божией увидим друг друга» 274 . Под влиянием и руководством Антония ученики его в разных местах пустыни собрали около себя иноков и основали монастыри или лавры, представлявшие ряд келий, построенных в отдалении одна от другой и образовавших некоторое подобие улиц 275 . Из таких монастырей кроме монастыря Писпер, находившегося на месте прежнего поселения Антония у берега Нила 276 , известны монастыри на горе Нитрийской 277 , основанные но инициативе Антония учеником его Аммоном. Пустынники горы Нитрийской пользовались наставлениями пр. Антония. В пустыне Келий, отстоявшей от Натрии на 10 тысяч шагов к юго-востоку, были также рассеяны келий отшельников, основанные здесь по благословению Антония тем же Аммоном. Не вне влияния Антония находились иноки, жившие и в Скитской пустыне. По крайней мере основатель монашества в этой пустыне Макарий Египетский был учеником Антония и пользовался его наставлениями 278 . Вообще ученики Антония Великого и основанные ими лавры или монастыри наполнили собою многие места в пустынях Египетских. Даже в Палестине начало монашеству положил ученик Антония Илларион. Относительно числа и места поселений учеников Антониевых Созомен замечает: «они были везде, но нелегко найти их; потому что в продолжение своей жизни они ревностнее старались скрываться, чем многие из людей нынешнего времени, волнуемые честолюбием, домогаются известности» 279 . Едва прошло 50 лет после того, как Антоний дозволил селиться вокруг себя инокам, как «в пустыне появилось столько же почти иноков, сколько жило народу в городах» 280 . Так говорили тогдашние посетители этих местностей. Еще при самом Антонии число его учеников настолько уже было значительно, что св. Афанасий представлял их «целою областью благочестия и правды» и говорил, что «во всех этих многочисленных монастырях Антоний был отцом и руководителем» 281 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010