Кладбище находится при церкви Иоанна Предтечи. Часовен две – одна в Прусыне, другая в Каменке. В них есть большие деревянные кресты. Февраля 6 дня 1884 г. Священник Иоанн Каменский. Троицкая церковь в Помялове Село Помялово находится в 150 верстах от Петербурга и в 40 от Ладоги, на возвышенном берегу Волхова, на большой Новгородской дороге. Из надписи на иконостасе видно, что церковь здесь построена в 1694 г., при митрополите Корнилии. Есть предание, что на кладбище, где теперь деревянная часовня, была также церковь , некогда принадлежавшая Новгородскому Духову монастырю. Поэтому здешняя местность иногда называется «Духовщиною». Храм здешний деревянный, холодный, во имя св. Троицы, с теплым приделом Архангела Михаила. Антиминс главного престола освящен и подписан митрополитом Никанором в 1850 г. октября 1. Антиминс придела освящен Евфимием, митрополитом Новгородским и Великолуцким, при патриархе Адриане, в 1697 г. В храме достопримечательны: 1) рукописное Евангелие, в поллиста, без означения времени и места написания; 2) печатное Евангелие в поллиста, кем-то положенное в церковь в 7113 (1602 г.); 3) Евангелие печатное в четверть листа с следующим надписанием: «Новый завет си есть Евангелие или благовествование Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа благословением Ясне (?) к Богу преосвящ. архиеп. Черниговского Новгородского и преосвящ. Антония Стаховского, тщанием же всечестного архимандрита Германа Кононовича, в типографии сто–Троицкой Илен. Черне первее типом изданный року 1717». К Евангелию приложен антиминс с картинами и с толкованием непонятных слов. При церкви хранится план и межевая книга церковной земли, составленная в 1779 г., 10-го апреля, землемером инженер-прапорщиком Шамшевым. Метрические книги, в отрывках, имеются с 1803 г. По документам видно, что с 1809 по 1811 г. причт составляли: священник, два дьячка и два пономаря; с 1812 года – два священника, диакон, два дьячка и два пономаря; с 1816 – священник, диакон и два дьячка; с 1843 года причт состоит из священника, диакона, дьячка, пономаря и просвирни.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

На первом торжественном заседании Св. Синода было отменено возношение имени патриарха в церковных служениях и вместо него решено возносить имя «Правительствующего Духовного Собрания», или точнее молиться «о Святейшем Правительствующем Собрании» , Петр I собственноручно изменил и эту формулу в выражение «о Святейшем Синоде или о Святейшем Правительствующем Синоде. 246 Так получилось нынешнее видоизменение наименования Духовной Коллегии или Духовного Соборного Правительства. Духовным и мирянам повелевалось признавать его за важное и сильное правительство, просить у него крайних, т. е. окончательных «духовных дел» управы, решения и вершения... Однако право «крайнего судьи» самой Духовной Коллегии Петр оставил за собой. 247 В этом до некоторой степени выразилось применение к русской церкви западной «территориальной системы» с принципом «cuius regio, eius religio». Права крайнего судьи заметно сказались в резолюциях на первых докладах Св. Синода. После первого заседания Св. Синод, между прочим, докладывал Петру и спрашивал его: «в праздные епархии в Духовном Собрании избирать ли в архиереи, и по доношению царскому Пресветлому Величеству, оных к поставлению и к местам определять ли?» Царь ответил: «выбирать по две персоны, и которую определим, посвящать и определять». Далее Св. Синод спрашивал относительно иеромонаха Иннокентия (Кульчицкого), назначенного в Хинское Государство (в Китай) епископом: «ставить ли его с титулом Иркутского и Нерчинского, по близости титульных городов к Китаю, и отделять ли его епархию и его самого от Сибирской, т. е. сделать ли епископа Иннокентия самостоятельным для удобнейшего обхождения " … Петр соглашался на посвящение иеромонаха Иннокентия, но лучше без титула городов, «понеже, объяснял царь, сии города порубежные к Хине, чтобы не перетолковали инако и бедства не нанесли». Ясно, что церковь с её канонами и тут должна уступить политике. Наконец, Св. Синод спрашивал: «определять ли в свою епархию черниговского архиепископа (Антония Стаховского), если он получит прощение».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Писана в царствующем Нашем граде Санкт-Петербурге лета от Рождества Христова 1720 Сентября 15-го дня». Но преосвященный митрополит еще прежде получения, даже написания сей грамоты, и именно 13 сентября удалился из Тобольска в любимый им Тюменский монастырь, хотя управлять епархией не переставал до назначения или даже до самого приезда второго ему преемника. Это, однако ж, последовало не скоро: преемник Филофея Антоний Стаховский назначен был к перемещению с Черниговской архиепископии на Тобольскую кафедру только 14 февраля следующего 1721 г., 5 марта в Александро-Невской Лавре в присутствии Государя Императора он произведен в митрополита тобольского, а на митрополию тобольскую прибыл уже (на 35 почтовых или обывательских подводах) 7 декабря 1721 г. – Замечательна резолюция Императора Петра I, которую он положили на докладе Св. Синода при открытии сего высшего духовного правительственного места (что было 14 февраля 1721 г.) о переводе черниговского архиепископа Антония Стаховского в Тобольск на место схимонаха Феодора: «перевести, ежели (прежний) стар и весьма не может править; буде же еще может, то лучше бы он побыл». Так много ценил великий Государь способности и заслуги преосвященного Филофея! Петр Великий в грамоте своей, похваляя митрополита Феодора за обращение в христианство более 30000 сибирских инородцев, за построение для них церквей, обучение многих детей новокрещеных русской грамоте и всех божественному писанию, изъявлял надежду, что он «и впредь в таких благоприятных трудех пребывати потщится и будет чинить усердное старание о крещении и остальных иноверцев в православную кафолическую веру». И эта надежда великого монарха не была тщетной: преосвященный Феодор и по вторичном отречении от управления епархией, несмотря на свою глубокую старость (ему в то время было уже с лишком 70 лет), во все остальные 6 лет жизни своей путешествовал по инородческим землям с целью крещеных утвердить в вере и правилах христианской жизни, а оставшихся в язычестве крестить. Между прочим, в один из остальных годов жизни своей он посещал остяков ваховских, был в Ларьятских юртах и в них, по их крайней отдаленности от других юрт, уже имевших храмы, положил быть церкви и менее нежели за год до своей кончины плавал в Обдорск.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Побывав предварительно с октября 1729 г. в течение 2-х лет проповедником Слова Божия в Сибири, во дни митрополита Антония Стаховского, затем совершив в 1734–6 гг. четыре северных экспедиции к Камчатским окраинам для исследования пролива Дежнева (ныне Берингова) и, наконец, отслужив законоучителем первого петербургского кадетского корпуса в 1738 г. и гимназии при академии наук в 1739 г., митрополит Арсений явился на сибирскую кафедру с огромным духовным опытом и широкой осведомленностью. Первым его делом в Сибири было снаряжение миссии на Камчатку под начальством архимандрита Иоасафа Хотунцевича из 5-ти священников, двух диаконов и 10 причетников, в числе которых состояли несколько питомцев духовных академий. Несколько удачен был сделанный владыкою Арсением выбор личного состава Камчатской миссии, это видно из того, что миссионеры за семь лет успели обратить в православие почти всех камчадалов, завели там школы для них в Большерецке, Верхнекамчатске и Нижнекамчатске. Из миссионеров особенно прославились иеромонах Пахомий, как просветитель камчадалов и иеромонах Иоасаф, совершивший с камчатским сержантом Емельяном Басовым на шитике отважную экспедицию, во время которой открыты острова, получившие впоследствии название «Командорских», при чем Иоасаф первый проповедовал христианство на Курильских островах. Владыка Арсений первый из архиереев распорядился переименовать свою тобольскую духовную канцелярию в консисторию, с помощью прав которой открыто выступил в защиту своей судной власти над духовенством, стремясь его избавить от всяких светских притеснений. Связи Арсения с Петербургом и личная известность воцарившейся дочери Петра Великого Елизавете помогли ему даже отстоять и возвратить из камчатской ссылки архимандрита Платона Малиновского, который, как выразился Арсений в письме к Императрице «страдал по единой злости плута Остермана». Ведь Арсений сам был свидетелем свирепых гонений против Православия сперва со стороны Вагеция, Лефорта и пастора Глика – воспитателя Екатерины I, а затем со стороны Бирона, Миниха и Остермана.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Повествуя о чудесах Божиих, И. подчеркивает их назначение - направить сознание и волю человека к его спасению. «Алфавит...» заключает в себе некоторые богословские моменты; в частности, под буквой «Омега» И. пишет, что настоящий путь к богопознанию проходит через самопознание, через нравственное самосовершенствование. В др. месте этого сочинения И. размышляет о Промысле Божием, о богостроительстве мира. «Зерцало от Писания Божественнаго» («Нравоучительное зерцало»), посвященное генеральному судье В. Л. Кочубею, в 1705 г. издавалось дважды. Наиболее полное, 2-е издание содержит помимо молитвословий и предисловия иером. Антония (Стаховского) 3 проповеди И., произнесенные им в бытность проповедником Киево-Печерского монастыря: «О Страшном суде», «В день Рождества св. Иоанна Крестителя» и «На преставление святителя Иоанна Златоуста». Некоторые исследователи считают, что в книге в основном представлены компиляции проповедей свт. Иоанна Златоуста ( Николаев. 1999. С. 266). В 1707 г. вышли 2 сочинения И.: «Псалом пятидесятый, от Писания взятый» - толкование 50-го псалма и пересказ евангельской истории о Христе и раскаявшемся разбойнике (изд. в типографии Киево-Печерской лавры) - и «Богородице Дево, радуйся» (изд. в Чернигове). Последнее - самое обширное из поэтических произведений И.: оно содержит более 23 тыс. стихов. В этой книге святитель в стихотворной форме изложил молитву «Богородице Дево» и др. хвалебные песни в честь Богородицы, а также поместил рифмованное толкование Богородичного канона, собрание свидетельств Свящ. Писания, Свящ. Предания и церковной истории о почитании Пресв. Богородицы и о Ее чудесах. Завершается книга описанием чудес от икон Божией Матери, в к-ром особое место занимает описание чудотворений от Ильинской Черниговской иконы Божией Матери, явленной в 1658 г. Цель книги, по словам автора, заключалась в том, чтобы для пользы чтущих «расширить посланную от Бога через ангела песнь похвальную» Божией Матери. Некоторые молитвы Богородице даны им в стихотворной форме, дополнены. Признавая компилятивный характер сочинения, И. писал: «Не новое аз пишу, з святых собираю… слово многими рифмами разширяю» (цит. по: Николаев. 1999. С. 267). Он отмечал, что часть сведений им была заимствована из сборника св. Димитрия Ростовского «Руно орошенное». Свт. Димитрий критически отнесся к выходу в свет сборника стихотворных молитв Богородице, он писал по этому поводу в одном из писем митр. Стефану (Яворскому): «Бог дал тем виршописцам друкарню, и охоту, и деньги, и свободное житье, но мало кому потребные вещи на свет происходят» (цит. по: Николаев. 1999. С. 267).

http://pravenc.ru/text/468961.html

После кончины свт. Иоанна (Максимовича) святитель Филофей, вступив во второй раз в управление Сибирской митрополией (1715–1720), вынужден был заняться делами епархиального управления, не оставляя, однако, и своей просветительской и миссионерской деятельности. Летом и осенью 1716 г. он проповедовал Евангелие остякам Сургутского уезда, а на следующий год отправил священников и монахов в Нарымский и Котский уезды, сам же предпринял путешествие на крайний север Сибири – в Обдорский край. К сожалению, обдорская миссия 1717 г. не увенчалась успехом. В 1719 г. для обозрения своей огромной епархии владыка предпринял путешествие, продолжавшееся около двух лет. Во время этой поездки он посетил города Томск, Туруханск, Енисейск, Иркутск, побывал за Байкалом, в Селенгинске и во многих других местах Сибири. Им были крещены енисейские остяки, чулымские татары, кистимцы, посеяны первые семена христианской веры среди тунгусов и камчадалов. Вернувшись в Тобольск в 1720 г., уже больной, митрополит сразу же попросил государя об увольнении на покой. Вместе с тем он доносил царю, что «во все время своей миссионерской деятельности он обратил в христианскую веру до 30 тысяч инородцев и построил для новокрещенцев 37 церквей» С. 146]. По приезде в Тобольск нового митрополита, Антония (Стаховского), в 1726 г. митр. Филофей предпринял свое последнее миссионерское путешествие к обдорским остякам в надежде, что оно будет более успешным, чем в первый раз. Когда он проезжал по прежним местам своей проповеди, крещеное остяцкое население везде встречало его, как своего духовного отца и учителя, с любовью и благоговением. Однако обдорские остяки встретили миссию враждебно и не подпустили судно к берегу. Угрожая убить всех миссионеров, князь Гандин не только настраивал остяков против миссионеров, но и подстрекал убивать и грабить всех крестившихся остяков Обдорского округа. Не добившись результатов, миссионеры вернулись в Тобольск, а митр. Филофей – в свой Троицкий монастырь. Принимать крещение обдорские остяки начали уже после смерти митр. Филофея, и первая церковь у них была построена в 1745 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Просветивши (с прибытия в Сибирь, или лучше с 1712 г.) св. крещением более 30000 сибирских инородцев и вторично управлявши епархией 5 лет, имевши от роду уже 70 лет, а главное чувствуя ослабление сил телесных и душевных, митрополит схимонах Феодор, по возвращении из путешествия по Восточной Сибири, снова начал просить себе увольнение на покой. Поэтому 3 августа 1720 г. ему и назначена была пенсия по 200 р. деньгами и по 50 четвертей хлебом на год. – Кому известны ценность петровского рубля, дороговизна во времена Петра I денег и, напротив, дешевизна всех припасов, тому пенсия в 200 р. деньгами и в 50 четв. муки не покажется ничтожной, незначительной. Но беда та, что пенсии этой заслуженный и престарелый архипастырь сибирский не получал до смерти своей (последовавшей 31 мая 1727 г.). Просил ее у кого следовало и сам преосвященный Филофей, хлопотал о ней (особенно в 1726 г.) и преемник его по управлению Тобольской епархией митрополит Антоний Стаховский, для испрашивания ее, по поручение Филофея, ездил в Петроград Гедеон, игумен Тюменского монастыря, и там прожил около двух лет, но все было тщетно, все-таки Просветитель сибирских инородцев оставался без пенсии. Всего же интереснее, или, лучше сказать, всего удивительнее было то, что из пенсии, которая только была назначена и которая, однако ж, не выдавалась, не по один год предписывалось из Петрограда делать вычеты: так в 1723 г. было предписано вычесть 50 р., а в 1724 – 6 р. (на госпитали), да в тот и другой год не велено было выдавать пенсионеру положенных 50 четвертей муки! Таким образом, Просветитель сибирских инородцев на закате дней своих жил, как говорят, только старыми своими крохами да, судя по некоторым данным, кое-какими пособиями от преемника своего митрополита Антония Стаховского: монастырь Тюменский, в котором Филофей жил на покое, по бедности своей едва ли что-нибудь мог ему доставлять. Но как же это могло случиться, что пенсия многолетнему труженику от самого ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА была назначена и он, однако ж, ее не получал? А вот как: по указу (от 3 августа 1720 г.) Петра I и по определению штабс-конторы пенсию митрополиту Филофею должно было выдавать из доходов, получаемых казной от Тобольской епархии, а доходов казны (на лазареты) от Тобольской епархии только и было, что деньги от венечных памятей (от свидетельств, выдаваемых на венчание лиц, вступавших в брак).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Сего-то Лаврентия Преосвященный определил надзирателем в школу, чтоб между учениками не было ссор, драки, сквернословия и всякого иного безчиния, как человека не только доброжизненного, да и опытного; ибо еще с самого основания монгольской школы он, по распоряжению архимандрита Платковского, взят был из дьячков Богородско-Тихвинской церкви в Вознесенский монастырь и по 1726 г. находился на этой же должности школьного надзирателя. Преданный душою Святителю Иннокентию старец Селенгинский архимандрит Мисаил, получив 7 мая 1729 г. от Тобольского митрополита Антония Стаховского разные предписания и формы того же содержания, какие давно уже получены им были из Иркутска от Преосвященного Иннокентия, в простоте своей послал Тобольскому владыке следующий неосторожный ответ: «Получили мы от Тебе великого господина пакет с формами и прочими указами; а такие же формы и указы присланы к нам в монастырь из Иркуцка от Преосвященнаго Иннокентия Епископа Иркуцкаго и Нерчинскаго давно, и по тем указом у нас в Троицком монастыре все исправлено. А и прежде сего, 1727 году Сентября 13 дня он Преосвященный Епископ указом Его Императорскаго Величества прислал к нам в монастырь от себе указ о богомолий Его Преосвященства, и всю братию монахов и бельцов и все монастырское с вотчинами монастырскими присланные от Его Преосвященства переписчики переписав, к нему Преосвященному Епископу переписанные книги отвезли, и от того вышеписаннаго числа у нас в монастыре по Его архиерейским по многим указом все управляется и по се число, потому что сей Троицкий монастырь стоит в Иркуцкой Епархии, за Иркуцким, и за Байкалом морем на Селенге в Даурских странах, и монастырския вотчины смежны с Нерчинскими деревнями, а в монастырь и в монастырскую вотчину во священники посвящаются все в Иркуцкой Епархии, потому что во все стороны монастыря вся Епархия Иркутская. Данные деньги собираются с монастыря и с монастырских вотчин с церквей в Иркуцкую Епархию. Школьным учеником хлеб и деньги из монастыря всегда в Иркуцк же отсылается, и всякие потребы в Иркуцк же употребляются. А и прежде бывый Преосвященный Варлаам Епископ к нам в монастырь Троицкой святил во диаконы и попы, и из монастыря имал, что ему архиерею было надобно. Попы у нас в Троицком монастыре волею Божиею все померли, и ныне Преосвященный Иннокентий Епископ пожаловал прислал к нам в монастырь токмо одного иеромонаха Мисаила, а я при старости своей одряхлел, и в церковь Божию ходить и стоять немогу».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сие же бысть в благополучное царствие благочестивыя державы Всероссийского Великого Государя и преславного Императора, царя и Великого князя Петра Алексиевича в 30 лето благочестивыя державы царства его и при сыне его Государеве благородном Царевиче и Великом князе Алексие Петровиче, в 22 лето от рождения его между Всероссийским Патриаршеством, в лето миробытия 7220, а от Рождества Христа Бога 1712, марта 25 дне». Художник, трудившийся над украшением Евангелия, выставил свое имя на нижнем клейме: «Художеством Георгия Софонова с клевреты» 67 . 2) Евангелие в небольшой лист, с серебряными клеймами, грубой чеканной работы и плохого рисунка, обложено старинным аксаметом красным позолотому полю, печатано при царе Феодоре Алексиевиче и при патриархе Иоакиме в 7186 (1678) году. На лицевой дске, по углам, Евангелисты, между коими херувимы и серафимы. В средине – Распятие И. Н. Ц .И. и предстоящие: Мария Магдалина, Иоанн Богослов и Логин сотник. По бокам верхней и нижней досок по окладу надпись: «Лета 7194 (1686) году октомврия в 21 день при державе Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексиевича и Петра Алексиевича, всея России самодержцев, по благословению преосвященнаго Иоасафа, митрополита Казанского и Болгарского в царствующем граде Казани, новоявленнаго чудотворнаго образа честнаго и славного ея одигитрия Казанския во обители, строено Евангелие напрестольное оклад серебром и златом церковною казною и мирским подаянием, имены их в книгах». 3) Евангелие в малый лист, в серебряном, позолоченном окладе. Посреди Воскресение Христово, изобразженное, по древнему обыкновенною, под видом схождения во ад, по углам четыре Евангелиста. Рисунок отличается необыкновенною правильностию и живописным характером, а также отчетливостию чеканки. Выражение фигур энергично. Евангелие печатано при Императоре Петре Великом и при патриархе Адриане 7207 (1699 г.). 4) Новый Завет сиест Евангелие или Благовествование Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа благословением ясне в Богу Преосвященнаго Архипископа Черниговского, Новгородского и всего Севера Антония Стаховского, тщанием же Всечестного Архимандрита Германа Кононовича, в типографии св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

См. Покровский. Суздальский Спасоевфимиев монастырь См. Евфимиев Суздальский. Суздальский Успенский Александро-Невский монастырь См. Александро-Невский Успенский Суздальский. Сумский Предтечев монастырь Девичий упразднённый, находящийся при заливе реки Псёла, близ уездного города Сум Слободской Украинской Епархии, построен в 1687 году Сумским Полковником, бывшим прежде Атаманом Сумским, Герасимом Кондратьевым, иждивением его собственным и других Сумских градоначальников. В этом монастыре – соборная церковь в память Рождества Св. Иоанна Предтечи. Сумский Успенский монастырь Мужской упразднённый, находящийся близ того же уездного города Сум, построен в 1658 году вышеупомянутым Полковником Герасимом Кондратьевым. По грамотам 1772 года Октября 1 и 1785 года Июня 13 снабжён землёй, угодьями и рыбной ловлей. Настоятельство было до 1671 года Строительское, а в 1671 году, Апреля 1 числа, по грамоте Всероссийского Патриарха Иосифа, учреждено Игуменское. Соборная церковь во имя Успения Божьей Матери освящена в 1676, году, по грамоте Мисаила, Митрополита Белгородского от 28 Апреля того же года. Суножрожский монастырь Мужской упразднённый, находившийся в Костромской Епархии, построен Пр. Геннадием Костромским, преставившимся 23 Января 1565 года. Сунская пустынь Мужская, давно уже упразднённая, находилась в Новгородской Епархии в Олонецком уезде. Суражицкий Благовещенский монастырь Черниговской Епархии мужской упразднённый, находившийся при новоучреждённом городе Сураже или Саражичи за рекой Ипутью близ бывшей Польской границы. Основан в 1720 году Иеромонахом Симеоном Глущинским, вышедшим из Польши, и обозным полковым Стародубским Афанасием Есимонтовским, по благословению Архиепископа Черниговского Антония Стаховского. В соборной церкви этого монастыря имеется чудотворная икона Божьей Матери, именуемая Новодворская, писаная Св. Петром, Митрополитом Всероссийским, во время пребывания его в Волынской земле в устроенном от него монастыре над рекой Ретью в урочище Дворце. Икона эта во время гонения на православие от Униатов при нападении их на Новодворский монастырь вынесена была тамошним Иеромонахом Иаковом в Черниговский Успенский Елецкий, и при устроении монастыря Суражицкого отдана Преосвященным Антонием Стаховским Строителю, помянутому Иеромонаху Симеону. Сурдецкий Святодухов монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010