Причины медленности, с которою Стефан приступал к печатанию своего произведения, помимо многочисленности и сложности архипастырских занятий и в частности – особых трудов, которые выпали на долю местоблюстителя патриаршего престола по поводу дела Тверитинова, нужно полагать, во-первых, в том, что Яворский после написания «Камня веры» долго и усердно его исправлял, что видно из письма его к Антонию Стаховскому, архиепископу Черниговскому от 1 августа 1717 года 511 ; во-вторых, в тех препятствиях к выходу в свет «Камня веры», которые старались создать для автора его недоброжелатели, благосклонно относившиеся к проживающим на Руси протестантам. Вероятно, затруднения с этой стороны имел в виду Яворский, когда писал Антонию: «начали мы были дело да некиим препятствием пересеклося» 512 ; защитник «Камня веры» против возражений лютеранского пасквиля (Арсений Мацевич) также указывает на «зависть некоторых соперников», как на причину того обстоятельства, что сочинение Яворского не появилось в печати при жизни его автора 513 . Только в 1717 году митрополит Стефан Яворский решился приступить к печатанию «Камня веры». По просьбе черниговского архиепископа Антония Стаховского 1 августа указанного года Стефан послал ему рукопись своего сочинения для напечатания в черниговской типографии. В своем письме Яворский, между прочим, писал: «Экземпляра держатися не весьма надобе, но иное прибавити, иное убавити, по благоразумному рассмотрению нужда есть. За исправление не токмо не прогневаюся, но и весьма поблагодарствую, ибо исповедую немощь мою, яко не стяжах толикаго уму моего совершения, во еже бы не требовати исправителей. Человек есмь, яко во нравах, так и в писаниях грехопадению подлежащий и исправления весьма требующий… Чище бывает злато, егда многими горнилами искушено бывает, и пшеница, дабы была от плев весьма свободна, многаго веяния требует. Тоеж и о моих писаниях рещи подобает. Сего ради молю тя, владыко святый, благоволи уподобитися оному евангельскому делателеви, ему же лопата в руце его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Создалась тяжелая ситуация: колокольня необходима, а государевы деньги в размере 7 тысяч истрачены. Тогда главный строитель колокольни и корпусов – эконом архиерейского дома игумен Абалакского монастыря Маргарит – едет по епархии с «шнуровой книгой» для пожертвований. В эту поездку были собраны значительные денежные средства, на которые в 1797 году и была выстроена нынешняя пятиярусная колокольня. В высоту она имеет 35 сажен (около 75 метров). Таких высоких колоколен немного и во всей России. До снятия колоколов во время советской власти колокольня на двух ярусах имела 15 колоколов. Самый большой из них – тысячепудовый. Вылит «в 1738 году на Тагильском заводе, старанием Митрополита Антония (Стаховского) и иждивением, как показывает надпись на нем, дворянина Акинфа Никитича Демидова». Сегодня Соборная колокольня является замечательным украшением архитектурного ансамбля Тобольского кремля. С 2004 года идет реставрация, которая полностью должна завершиться в 2011 году. Для колокольни был изготовлен большой колокол весом 25 тонн. Колокол был торжественно освящен и водружен на колокольню 29 октября 2007 года, в день обретения мощей святителя Иоанна Тобольского и всея Сибири Чудотворца. Храм во имя преподобного Сергия Радонежского Одновременно с началом реставрации в 2004 году было принято решение о восстановлении западных ворот, называвшихся ранее «Святыми», и надвратной церкви во имя преподобного Сергия Радонежского. Этот храм соединил Соборную колокольню и ризницу, замкнув в круг весь ансамбль Тобольского кремля. Строительно-реставрационные работы пока еще не завершены. Храм готовится к росписи. Соборная колокольня, расположена к югу от ризницы, является памятником архитектуры классицизма. Высота кремлёвской доминанты - 75 метров. Она была построена в 1794-1797 годах взамен стоявшей на Софийском дворе вблизи её западной ограды старой шатровой звонницы, разобранной в середине XVIII века. Проект колокольни был составлен губернским архитектором А. Гучевым в 1785 году, но строительство удалось развернуть лишь с 1791 года. 10 июля 1792 года возведённая на 11 сажень, она неожиданно развалилась. После этой катастрофы проект был откорректирован геодезистом Ф. Уткиным, который работал ранее вместе с А. Гучевым. Работы по строительству колокольни велись под присмотром Ф. Уткина, которому помогали штатные служители Софийского двора П. Савин и К. Калмыков. По новому проекту фундамент под колокольню был заложен в 1794 году несколько подальше от обрыва. Строительство колокольни успешно завершилось 14 октября 1797 года.

http://sobory.ru/article/?object=17154

Таким общим состоянием страны движимые, родители Иоанна старались и сыну своему дать наилучшее образование и воспитание. Не раз, несомненно, приходилось им и сыну их Иоанну слышать из уст знаменитого проповедника Димитрия, будущего архипастыря Ростовского и великого светильника церкви, живые назидания, видеть подвиги настоятелей монастырей Феодосия Углицкого, Иоанна Максимовича , Антония Стаховского и друг. 13 , посещать святыни Киева и других обителей Малороссии, беседовать в домашних разговорах о предметах веры, о состоянии церкви и о необходимости образования и подвигов благочестия, по примеру тогдашних знаменитых лиц, для пользы церкви и отечества. Эти святые семена, падая на добрую почву отрока Иоанна, не остались бесплодными в будущем. Обучение Иоанна в Киевской коллегии-академии Такой прекрасный путь подвигов провидением Божиим предначертывался и для Иоанна. Обучения и молитва , наставники и книги, учёные труды и размышления, высокие мысли и чувства, благие цели и намерения, величие веры и примеры святых не оставляли души Иоанна во всё время его обучения в академии. Фира, инфима, грамматика, синтаксима и поэзия – эти низшие классы коллегии скоро пройдены юношей ревностным и благочестивым. С какою радостью он вместе с другими созерцал в 1700 году прибывшего в Киев царя Петра I-ro! Но ещё с большим восторгом питомцы коллегии, а след. и Иоанн, узнали, что за процветание наук в коллегии Государь благоволил в 1701 году переименовать её в академию. Как для академии, так и для блаженного Иоанна это была новая эпоха жизни; для Иоанна, между прочим, потому, что в высших классах риторики, философии и богословия он обучался уже при именовании школы академиею 14 . Новое название только усиливало труды учения воспитанников. И блаженный Иоанн не оставлял ни одной части наук, чтобы не изучить её с успехом. Кажется самое маловажное – почерк письма, но и он усвоен был Иоанном превосходно 15 . Одни системы наук он сам списывал 16 , некоторые приобретал от других 17 ; следил за состоянием науки на западе и приобретал разные книги, преимущественно по богословию, словесности и западному проповедничеству 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Иоакима Савелова, 17) Ивана Самойловича, 18) Лазаря Барановича, 19) Феодосия Углицкого, 20) Варлаама Ясинского, 21) Ивана Мазепы, 22) св. Димитрия Ростовского , 23) Афанасия Миславского, 24) Иоанна Максимовича 25) Иоасафа Краковского, 26) Варлаама Косовского, 27) Стефана Яворского , 28) Петра I, 29) Филофея Лещинского, 30) Андрея Денисова, 31) Епифания Тихорского, 32) св. Иннокентия Кульчицкого (Иркутского), 33) Феофана Прокоповича , 34) Иродиона Жураковского, 35) Варлаама Леницкого, 36) Илариона Рогалевского, 37) Лаврентия Горки, 38) Антония Стаховского, 39) Феофилакта Лопатинского, 40) Арсения Берло, 41) Антония Юшкевича, 42) Рафаила Заборовского, 43) Варлаама Ванатовича, 44) Никодима Среоницкого, 45) Симона Тодорского, 46) Иоасафа Горленко, 47) Луки Конашевича, 48) Сильвестра Гловатского, 49) Гедеона Вишневского, 50) Сильвестра Кулябки, –51) Ирашя Комаровскаго 52) имп. Елизаветы Петровны, 53) М. В. Ломоносова, 54) Тимофея Щербацкого, 55) Геннадия Андреевского, 56) Дамаскина Аскаронского, 57) Кирилла Ляшевецкого, 58) Павла Конюскевича, 59) Арсения Могилянского, 60) Амвросия Зертисъ–Каменского, 61) Арсения Мацеевича , 62) Варлаама Лящевского, 63) Вениамина Пуцек–Григоровича, 64) Гаврила Кременецкого, 65) Тихона Якубовского, 66) Феофила Игнатовича, 67) Григория Савича Сковороды, 68) Георгия Конисекого, 69) Самуила Миславского, 70) имп. Екатерины 2–й, 71) Авраамия Флорянского, 72) Илариона Кондратовича, 73) князя А. Безбородко, 74) Иерофеа Маликого, 75) Варлаама Петрова Лавровского, 76; Виктора Садковского, 77) архим. Иоанна Раича, 78) Димитрия Устиновича, 79) Сильвестра Лебединского , 80) Мелхиседека Звачко–Яворского, 81) Платона Любарского, 82) графа Л. А. Завадовского, 83) Феофана Шиянова, 84) Н. Н. Бактыш–Каменского, 85) прот. Ив. В. Леванды, 86) Феоктиста Могульского, 87) Иоанникия Никифоровича Полонского, 88) Иринея Фальковского, 89) Серапиона Александровского, 90) Амвросия Келембета, 91) имп. Александра 1–го, 92) Н. П. Румянцева, 93) Виктора Черняева, 94) Моисея Антипова, 95) Евгения Болховитинова , 96) Даниила Велланского, 97) Автония Смирницкого, 98) Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

10 Покойный именитый Иркутский гражданин Константин Петрович Трапезников, в 1858 году сделал своим иждивением, как на сию Икону, так в симметрию, и на находящуюся по правую сторону Царских Врат в при деле Всех Святых, Икону Спасителя из чистого золота ризы. Весу золота в ризе Богоматерней 25 ф., а в ризе Вседержителя 15 ф. 76 золотников. На золотой ризе Богоматери внизу скопированы чернию и вышеприведенные стихи. 11 В Тобольск Кафедральный Собор во имя Софии Премудрости Божией. Потому и митрополичий дом именовался Софийским. 12 В именном указе Петра I. 4 Апреля 1724 года форма восковых свеч церковных определена так, «чтоб каждая свеча имела нижнюю толстоту против верхней вдвое, а верхнюю толстоту против нижней вполу, а длина была против той нижней толстоты впятеро». Короче сказать, свечи, должны были иметь фигуру нынешних осеняльных, употребляемых в трихириях и дикириях. 13 Посельщиками назывались поселенные на заимках для надзора за работами и для разбирательства между жителями, командируемые от монастырей или монахи или другие доверенные лица. 15 Вкладчики при монастырях составляли как бы особое сословие. Лицо или семейство, сделавшее какой-либо вклад в монастырь, отделялось от своего прежнего общества, поступало под покровительство власти духовной, чрез монастырское начальство расплачивалось податями, подчинялось ему во всем, и знать не знало другого начальства. 16 Замечательно, – когда Антония Стаховского 20 Сентября 1713 года рукополагали в Московском Успенском Соборе в архиепископа Черниговского, то в числе рукополагавших его был Епископ Иркутский, Викарий Тобольской Митрополии Варлаам, как бы представитель Сибири, в которую предназначался промыслом в свое время Антоний. Теперь Антоний принимает сайт Митрополита Сибирского, a Иннокентий сан Епископа Пекинского в одном храме и в одно время, как бы в указание того, что не в Пекине будет святительствовать последний, a разделить с Митрополитом Антонием апостольское служение в той же Сибири. 17 Такой титул давался русским архиереям всем без изъятия до 1815 года. По крайней мере, в этом году первый воспретил его в Иркутской Епархии Преосвященный Михаил.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

489 Вот где причина спора. С своей точки зрения м. Антоний вполне разумную приписку его отдаленной области к ближайшей Иркутской епархии называл «отнятием». В интересах церковной жизни не было бы отнятием даже приписка к епархии Иннокентия Енисейска с Красноярском, находившихся к Иркутску вдвое ближе чем к Тобольску. 490 Этой припиской можно было лучше уравнять и улучшить сибирские епархии с архиерейскими домами во всех отношениях. Но это уравнение, видимо, не входило в планы тобольских архиереев. Незавидная по своей отдаленности и обширности коренная Сибирская епархия теперь представляла собой еще меньше интереса для тамошних владык. Ее, по-прежнему, старались избегать назначаемые туда иерархи. По смерти м. Антония († 27 марта 1740 г.), туда (29 мая 1740 г.) назначен был черниговский епископ Никодим Сребницкий. Но это назначение так подействовало на южанина, что он решившись отправиться в Сибирь на службу, вдруг слег в постель в Москве и предпочел Сибири безепархиальную кафедру при московском Архангельском соборе в звании епископа, а не митрополита, где прослужил до 1 сентября 1742 г. 491 Известный Арсений Мациевич , живший с 1733–1735 г. при м. Антонии Стаховском в качестве проповедника и экзаменатора, назначенный на Сибирскую кафедру вместо Никодима (26 мая 1741 г.), явился туда к самому концу года (18 декабря). Тут он сразу обнаружил, что тамошний губернатор Иван Шипов, в отсутствие епархиального архиерея, восхитил себе архиерейские права, налагая епитимии за грехи. Воеводы и разные сибирские канцелярии подражали губернатору в расправе над духовенством, вмешиваясь в церковные дела. Обо всем этом м. Арсений резко доносил Св. Синоду, за что получал выговоры. Пробыв в Сибири митрополитом не более двух-трех месяцев, он перессорился со всеми из-за своей власти, неожиданно оставил неприветливую сибирскую кафедру, уехав в Москву, а затем был назначен в Ростов (13 мая 1742 г.) 492 После приписки Якутска и Илимска Иркутская епархия состояла из четырех городов, включая Иркутск и Нерчинск.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

8. Новый Завет, си есть Евангелие или благовествование Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Благословением Преосв. Архиеп. Черниговского Антония Стаховского. Тщанием же всечестного архимандрита Германа Кононовича. in 4 . 1717. Напечатан в Чернигове, в типографии Троицко-Ильинского монастыря. С предисловием кратким перечнем содержания каждого Евангелия и с толкованиями на Евангелия, Послания и Апокалипсис. По поводу приложенных толкований в предисловии говорится: «Вестимо буди, яко сей труд наш, в издании типографском сея книги божественныя подъятый, ничто же ново привнесе или приложи к словесем евангельским и апостольским: аще и приложишася на краех в книзе сей некая словеса изъяснительная – се бо несть приложения к разуму или противно разуму словес божественнаго Писания, но сокровеннейших в таинстве и неудобовразумительных Словес изьяснение... Что убо нашему малоумию в книзе сей «Новаго Завета» видяшеся быти невнятно, прикровенно и неудобовразумительно, о сем мы поискахом в книгах церковных учителей и богодухновенных Св. Писания изъяснителей, и еже видехом нам, и прочиим чтущим, полезное, разуму же словес евангельских и апостольских непротивное... в подкрепление немощнаго человеческаго разума и памяти положихом». Далее объяснено, что деяния и чудеса Спасителя и апостолов не требуют подобных объяснений, но изречения их, в особености же апостола Павла, «суть прикровенна, неудобоуразумительна, якова суть: «Падий на камень сей сокрушится, а нань же падет сотрет и» ( Мф. 21:44 ) и паки: «Всяк огнем осолится, и всяка жертва солию осолится» ( Мк. 9:49 ); и паки: «Огнь прийдох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся ( Лк. 12:49 ). Сия и сим подобная требут толкования». В учении Христовом «притчи и прочия, яко прикровенны и не ясны требуют (также) толкования, еже трегубо от святых учителей бывает: первое – аллегорически, когда словеса Св. Писания, кроме письменнаго, историческаго разума, знаменуют нечто духовне, таинственне, вере святой или воинствующей Христовой Церкве прилично. Аще сия словеса апостольския: «Авраам два сына име, – единаго от рабы, другаго от свободния», кроме письменнаго историческаго разума, знаменуют два народа, во Христа веровавшие: иудейский от рода Авраамля, иже бе в работе Закона Моисеева, и христианский от язык, иже есть в свободе благодати Христовой. Второе аналогически бывает Св. Писаниа толкование, си есть, когда словеса Писаниа божественнаго, кроме письменнаго разума, яже самим делом бяху, или собываются, знаменуют нечто прилично славе небесней и жизни вечной в торжествующей пренебесней церкве. Третее – тропологически, когда словеса Писаниа Св., кроме разума письменнаго, изобразуют в себе нравов человеческих доброе обучение, добродетельному житию прилично. Вся сия виды толкования, аще где обрящеши в сей книзе, благочестивый читателю, не поразумей, яко от своего си малоумия сия произнесохом, но от разума богомудрих учителей и искусных Писания божественнаго истолкователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

В городе Новомоскве, при Троицком соборе, колокольня с колоколами составляет особую ценность. Из колоколов самый большой в 262 пуда 24 фунт[а]; он один ценился в 7220 руб[лей]. «В детстве слышал я, – говорит Григорий Надхин, – от кого-то, что один из этих колоколов пожертвован Потемкиным, но потом ни от кого нигде не случалось мне слышать подтверждение этого» 321 . При Запорожском Самарском Пустынно-Николаевском монастыре в числе других церковных строений имеется и колокольня, построенная в 1828 году, на место деревянной; прежняя колокольня имела четыре яруса и поставлена в 1798 г. учителем Новых Кайдак, Карпом Яковенком. На нынешней колокольне главный колокол весом в 169 пуд[ов] 22 [фунта] куплен за 8320 р[ублей] 90 к[опеек] 322 . Колоколов на Софийской колокольне, города Тобольска, в двух ярусах 15. Большой колокол замечателен тем, что больше всех колоколов, существующих по Сибири: весит 1011 пудов 22 фунта. Слит он в 1738 году на Тагильском заводе, старанием митр[ополита] Антония Стаховского и иждивением, как показывает надпись на нем, дворянина Акинфея Никитича Демидова. Колокола в 500 п[удов] и в 293 п[уда] 4 ф[унта] литы в Москве известным мастером Фед[ором] Моториным, при Тоб[ольском] митр[ополите] Павле I, между 1682–1690 гг. на счет архиерейского дома; этот последний, весивший сначала 300 п[удов], во время пожара 1788 г. растопился, потому был переливаем; а в 160 п[удов], в 103 п[уда] и 40 п[удов] жертвованные, первый, как гласит надпись, царями Иоанном и Петром Алексеевичами в 1682 году, а второй и третий царем Федором Алексеевичем в 1678 году. Был еще и 4-й колокол (царя Алексея Михайловича) в 110 п[удов], но он, по словам одних, разбился при падении старой колокольни, а по другим растопился во время пожара 1788 г. К числу соборных колоколов принадлежит и корноухий колокол, который висел под небольшим деревянным навесом, при домовой архиерейской церкви. Этот колокол исторической важности: он из Углича, тот самый, в который били в набат, по случаю убиения царевича Димитрия. Годуновым в Тобольск прислан в 1593 323 году, висел сначал на Спасской колокольне, потом какими-то судьбами попал на соборную, и при пожарных случаях [в него] били в набат; снят он с соборной колокольни и помещен при домовой архиерейской церкви, по распоряжению архиеп[ископа] Афанасия, в 1837 г., перед прибытием в Тобольск государя Наследника, дабы, если будет нужно, показать Его императорскому высочеству и по случаю отсройки крестовой церкви, при которой дотоле поболее колокола не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Знакомясь с переводными житиями сборника, мы видим, что почти все они написаны не самим свят. Димитрием. Об этом говорят не только язык и почерк их, но и некоторые заметки. Например, на житии св. мученицы Людмилы Чешской рукой Святителя сверху листа написано: «перевод п. Стефана Любинского»; переводчиком жития св. Дионисия Александрийского называется «Иоанн Христофорович»; о книге Мелита сказано, что она «перевод отца Антония Стаховского, казнодея Черниговского». Эти заметки ставят перед нами очень важный вопрос – о сотрудниках свят. Димитрия по составлению Четиих-Миней. Что такие сотрудники у свят. Димитрия были, в этом как будто нельзя и сомневаться. Из переписки с Феологом и другими лицами мы видим, что Святитель часто обращался к ним с просьбами найти и списать для него то или иное житие. Эти просьбы не оставались без ответа, и, как мы уже говорили, большая часть находящихся в разбираемых нами сборниках житий может считаться присланной Святителю его друзьями и доброжелателями. Нет сомнения, что и ранее Святитель имел таких сотрудников. В Московской Патриаршей библиотеке, в рукописи под 146, есть житие Саввы, первого учителя Сербского, на котором положена такая надпись: «списано преп. Дометианом, иеромонахом монастыря Хиландары нарицаемого, а з него писал отец Филофей Лещинский сокращение и не весьма рассмотрительне» (л. 257). И. А. Шляпкин предполагает 311 , что эта надпись сделана не позже 1688 года. Тот же Филофей Лещинский в 1705 году 4 марта прислал Святителю «Лествицу», а в 1706 году – житие равноапостольной Марии Магдалины. В 1699 году, как мы уже не раз говорили, прислано Святителю Карионом Истоминым житие преп. Иосифа Волоцкого . Вообще, таких друзей-сотрудников, списывавших для свят. Димитрия с различных славянских источников жития святых, было, вероятно, немало как в ростовский, так и в украинский период его деятельности. Одни из этих сотрудников были простыми переписчиками рукописей, другие при списывании подвергали их некоторой переработке. Так, Филофей Лещинский писал житие Саввы «сокращение»; в сборнике 420, нами описанном, житие Андрея, Христа ради юродивого, написано тоже «сокращение частию от простерших словес...».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Как видно, к 1741 году в монастыре из крупных каменных сооружений были Троицкий собор, Мученическая церковь, колокольня, ограда и недостроенная Петропавловская церковь. Любопытно указание документа на наличие госпиталя. Это было первое лечебное учреждение в Тюмени. Позднее, в 1761 году, здесь же была открыта и первая в Тюмени начальная школа для обучения детей священнослужителей, так называемая латинская школа. Во второй половине XIX века она располагалась в двух каменных кельях при главных монастырских воротах. Строить несколько церковных зданий одновременно монастырь был не в состоянии. Поэтому после окончания Троицкого собора за один 1717 год была построена небольшая Мученическая церковь. Только после этого приступили к сооружению Петропавловской церкви с колокольней. Как доносил в 1788 году в консисторию игумен Троицкого монастыря Никодим, Петропавловская церковь основана «с каменного колокольнею во одной связи до состояния штатов 1726 году». Примерно в это же время, а возможно и раньше, было начато строительство каменной стены. Из обращения властей Тюменского монастыря к населению, которое удается датировать примерно между 1728—1736 годами, видно, что строительство церкви, колокольни и каменной ограды было начато при Филофее (а он умер в 1726 году), но «не скончавшиеся за оскудением». В своем обращении монастырь призывал население жертвовать на достройку Петропавловской церкви, колокольни и ограды. Между прочим отмечалось, что монастырская ограда к этому времени уже возведена была наполовину. Первый взнос в сборную книгу, приложенную к обращению, на сумму 28 руб. 72 коп. записан рукой эконома монастыря И. Климонтова от имени митрополита сибирского Антония Стаховского. Далее следует список других жертвователей: купцов, канцеляристов, посадских, служилых, крестьян, дворян, церковнослужителей. Документ конца не имеет, но сохранившийся список содержит 66 фамилий лиц, пожертвовавших в общей сложности 138 руб. 12 коп. Строительство, как видно из указанного документа, было возобновлено в конце 20 — начале 30-х годов XVIII века и осуществлялось на средства, собранные с местного населения. К 1741 году, как отмечалось выше, постройка ограды и колокольни была закончена. Петропавловская же церковь была достроена только к 1755 году и 30 августа этого года освящена по грамоте митрополита Сильвестра.

http://sobory.ru/article/?object=00957

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010