Впоследствии преосвященный Антоний говорил, что лекции архимандрита Иннокентия по основному богословию или «религиозистике», были не преподаванием богословия, а, скорее, богословским философствованием или философским богословствованием. Архимандрита Иннокентия упрекали в излишнем увлечении философскими созерцаниями. Вспоминают, что сам Иннокентий, осознав свои увлечения, вытребовал от студентов часть своих лекций и сжег их. Напротив, лекции архимандрита Димитрия по богословию неизменно вызывали у Якова Амфитеатрова самые яркие воспоминания. Он отмечал их глубину и по содержанию, и по направлению. Этими лекциями преосвященный Антоний воспользовался, когда составлял свое «Догматическое богословие». По завершении в 1839 году академического курса Яков Гаврилович Амфитеатров защитился в степени магистра. Годы преподавания и ректорства в Киевской духовной академии (1839–1858) В 1839 году Священный Синод определил выпускника бакалавром греческого языка в Киевской академии. 12 сентября 1840 года Яков принял монашеский постриг с именем Антоний в честь святого Антония Печерского. Через два дня новопостриженного рукоположили в иеродиакона, а на следующий день в иеромонаха. Его духовным отцом и восприемником при пострижении был старец-иеросхимонах Парфений. Он же и готовил Якова Гавриловича монашеству. На протяжении 15 лет между старцем и его духовным сыном сохранялось тесное общение. После смерти старца преосвященный Антоний составил его жизнеописание. Иеромонах Антоний был назначен преподавателем греческого языка. Занимаясь языком, иеромонах Антоний приобрел основательные знания греческого текста Нового Завета и, в особенности, богословских творений святых Отцов. Он знал на память почти все классические тексты, входившие в учебные богословские системы: составляя «Догматическое богословие», все приводимые тексты он проверял по греческим подлинникам. Часто на экзаменах он спрашивал: «А как стоит в греческом тексте тот или иной термин?» На короткий срок с 16 декабря 1840 года по 2-е сентября 1841 года иеромонах Антоний был ректором духовного училища при Софийском митрополичьем доме. Это училище было организовано митрополитом Филаретом на свои средства. В нем учились более 40 бесприютных и беззащитных сирот.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

4 мая митрополит Игнатий и епископ Богородский Антоний прибыли в третий по величине город Аргентины — Мар-дель-Плата, где в храме святых Царственных страстотерпцев в сослужении настоятеля храма иеромонаха Герасима (Войцеховского) совершили благодарственный молебен. Затем епископ Антоний побеседовал с прихожанами за чаепитием и ознакомился с жизнью местной православной общины. В тот же день архипастыри посетили общеобразовательную государственную школу, где изучают русский язык, затем встретились с Почетным консулом Российской Федерации Ю.Н. Кузнецовым, с которым обсудили вопросы, связанные с жизнью и деятельностью русской диаспоры в регионе. В зхавершение дня епископ Антоний посетил клуб «Аврора» — центр культуры российской, украинской и белорусской общин, где присутствовал на пасхальном детском празднике. 5 мая архиереи посетили «Русский дом» и действующую на его базе школу, после чего отбыли в Буэнос-Айрес. 6 мая руководитель Управления по зарубежным учреждениям принял участие в скайп-конференции со священнослужителями, несущими послушание в странах Латинской Америки. Вместе с митрополитом Игнатием епископ Антоний побеседовал с каждым священником и ответил на многочисленные вопросы. В тот же день епископ Антоний посетил кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Буэнос-Айресе и храм Всех святых, в земле Русской просиявших, в Лянусе. Архиерей также встретился с сотрудниками епархиального управления и обсудил с ними ряд рабочих вопросов. Затем владыка Антоний побеседовал с вице-председателем Координационного совета организаций российских соотечественников Аргентины Валерием Ереминым. 6 мая, в заключительный день пребывания епископа Антония в Южной Америке, митрополит Игнатий в сослужении Его Преосвященства совершил Божественную литургию в кафедральном храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Буэнос-Айресе. Богослужение совершалось на церковнославянском и испанском языках. По окончании Литургии владыка Антоний произнес проповедь. От лица духовенства и прихожан собора владыку приветствовал митрополит Игнатий. Архипастырь рассказал о состоявшихся за минувшую неделю посещениях приходов Московского Патриархата в Чили и Аргентине, поблагодарил владыку епископа за внимание к Аргентинской епархии и преподнес высокому гостю издание Библии на испанском языке.

http://patriarchia.ru/db/text/4891459.ht...

ангелов, которых он целовал. Перед кончиной св. Василий впал в тяжкую болезнь. Сам царь Грозный с царицей Анастасией и детьми посетил его. 72 года юродствовал св. Василий и умер 88 лет, в 1552 г. Царь с боярами несли гроб его на своих плечах. Народ горько оплакивал его кончину. В 31 году после кончины, к сооружавшемуся в то время Покровскому собору пристроен был придел в честь св. Василия, где доныне под спудом почивают его чудотворные мощи. 3-е число Преподобный Антоний называется Римлянином потому что происходил из Рима, хотя подвизался в Новгороде. Он родился и жил в Риме в то время, когда Римская Католическая Церковь отделилась от Греческой Восточной, и в Риме происходили раздоры и несогласия. После смерти своих родителей, он решился оставить дом. Спеша уйти, он положил в бочку золото и серебро, церковные сосуды и другие драгоценные вещи из родительского имения, сковал ее железными обручами и пустил в море, поручая Промыслу Божию, а сам ушел в пустыню. Здесь двадцать лет прожил св. Антоний в подвигах. Гонения на хранителей восточного православия достигло и до пустыни, где жил Антоний, так что иноки разбежались, и он скрылся в уединенном месте на берегу моря. Тут поселился он на камне, без покрова, и проводил дни и ночи в молитве. Питался тем, что находил в приморской пустыне. Так прожил св. Антоний более двух лет. Но вот однажды началась на море буря, оторвала камень, где жил св. подвижник, и волны силой Божией понесли камень с подвижником по морю. Праведник, видя над собой чудо, предался воле Божией и молился. Так плыл он три дна из Италии по морям, затем но реке Неве, Ладожскому озеру и по реке Волхову до Новгорода. Ночью пристал камень к берегу около самого города. Утром жители города заметили святого и удивлялись, видя камень, которого прежде не было, и на нем иностранного человека. Они спрашивали: откуда он? Но святой не мог отвечать, потому что не знал русского языка, и только кланялся им. Чрез три дня Антоний отправился в самый город и встретив там купца, знавшего языки, спросил о месте, куда он прибыл. Купец сказал преподобному, что город, где он находится; называется Новгородом, народ – русским, а вера здесь православная христианская, и что от Рима до Новгорода полгода пути. Св. Антоний возрадовался, что Бог принес его к православным. Узнав о чудесном прибытии св. Антония, Новгородский епископ Никита построил церковь и келью для него на месте прибытия. Спустя год, когда св. Антоний велел рыбакам закинуть сеть для ловли рыбы, они поймали вместе с рыбой пущенную в море бочку и хотели было присвоить себе. Но судья присудил ее Антонию, так как он сказал судьям, что находилось в бочке, а рыбаки, присваивая ее себе, не могли сказать этого. Преподобный на золото и серебро, бывшее в бочке, купил землю и устроил монастырь. Тридцать лет прожил в монастыре св. Антоний и скончался 80-ти лет от роду в 1147 г. Мощи его были обретены нетленными в 1597 г. и почивают в его обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Учась в семинарии, Антоний сначала мечтал стать врачом, затем учителем. Но в последнем классе семинарии, перед самым ее окончанием, с ним случилось событие, указавшее ему путь служения Богу и Его Святой Церкви. За месяц до выпускных экзаменов Антоний заболел воспалением легких и был помещен в семинарскую больницу. Состояние здоровья его было тяжелым, так что боялись за его жизнь, и в семинарской церкви постоянно служились молебны о его исцелении. Впоследствии Антоний рассказывал своей матери: «Я находился в забытьи; или наяву, или во сне (хорошо не помню) передо мной появился чудесный старец, обросший большой бородой до ступней ног и седыми длинными волосами, закрывавшими голое тело его до пят. Старик этот ласково на меня посмотрел и сказал: “Обещай послужить Церкви Христовой и Господу Богу и будешь здоров”. Слова эти посеяли во мне страх, и я воскликнул: “Обещаю!” Старец удалился. Я заснул и с того времени начал поправляться. Когда потом я стал осматривать иконы с изображениями великих православных святых, в изображении святого Онуфрия Великого заметил я черты явившегося мне старца». Еще не вполне оправившись от болезни, Антоний приступил к сдаче экзаменов и выдержал их, окончив семинарию по второму разряду. Это обстоятельство сильно его опечалило, так как при поступлении в Духовную академию теперь необходимо было держать конкурсный экзамен, к которому, следовательно, нужно было готовиться, что при его слабости от перенесенной болезни представлялось ему затруднительным, и появились мысли поступать не в академию, а в университет. Антоний пошел посоветоваться об этом с тогдашним ректором семинарии епископом Дионисием (Валединским), но тот благословил его поступать в Санкт-Петербургскую Духовную академию. В том же году, успешно выдержав экзамены, Антоний поступил в академию. По окончании II курса Антоний был послан ректором академии в Яблочинский Онуфриевский монастырь читать лекции по богословию на курсах, организованных для группы учителей, прибывших из Галиции. Прочитав курс лекций, уже перед самым отъездом Антоний снова заболел воспалением легких. Положение его вызванными в монастырь врачами было признано почти безнадежным. Об исцелении его снова стали служиться молебны.

http://fond.ru/foto/437/Aleksandr/

Случалось, по несколько раз на неделе собиралась академическая студенческая братия у отца Антония — как он сам говорил, на «чай в подрясниках», чтоб «хлебать варенье» (материнское, из новгородской родовой вотчины Ватагино). О чем говорил с воспитанниками своими отец ректор? Конечно же о евангельских текстах, о русской литературе. Архимандрит Антоний знал немало стихов и часто с упоением читал их наизусть — Пушкина, Апухтина, А.К.Толстого… Он поражал воспитанников безграничной, казалось, щедростью. Бессребреник и нестяжатель, раздаривал последнее: книги, образки, четки. Порою и рясу готов был отдать. В 1892 году благодаря усилиям ректора при МДА начал выходить «Богословский вестник». К этому времени относится публикация фундаментальных работ отца Антония, и среди них — «Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы» (к 500-летию со дня преставления преподобного Сергия Радонежского). В эту пору отец Антоний не раз выступал в печати с критикой философско-религиозных воззрений Л.Н.Толстого, пытаясь вернуть гордеца в лоно Православной Церкви. Писатель захотел познакомиться со своим оппонентом, они встретились в доме Толстого в Хамовниках. Архимандрит Антоний пригласил Льва Николаевича в Троице-Сергиеву лавру, но тот так и не приехал. Тем не менее не раз говорил сокрушенно: «Один лишь отец Антоний понимает меня...» В конце своего служения в Москве архимандрит Антоний сблизился с инспектором МДА архимандритом Сергием (Страгородским), будущим Патриархом Московским и всея Руси. Ректор убедил своего подчиненного и друга защитить магистерскую диссертацию «Православное учение о спасении», справедливо считая это сочинение важнейшим вкладом в отечественное богословие. В 1933-м, на закате своей жизни, блаженнейший Антоний обратится к митрополиту Сергию с письмом, в котором — и бескомпромиссность, и боль, и отголосок былой дружбы... В 1895 году архимандрит Антоний был назначен ректором Казанской духовной академии. В 1897-м он был хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. В том же году в Казани прошел 3-й Всероссийский миссионерский съезд. Инициатором его проведения и одним из организаторов был владыка Антоний. В 1899-м он стал первым викарным с титулом «епископ Чистопольский». В 1900-м — переведен на Уфимскую и Мензелинскую кафедру в качестве правящего архиерея.

http://pravoslavie.ru/6114.html

Однажды пришел к нему полководец Мартиниан и просил исцелить его больную дочь. Святой Антоний не отворил ему дверь кельи, а изнутри сказал полководцу: «Зачем ты просишь моей помощи? Я – смертный, как и ты. Если имеешь веру в Христа, то молись Ему, и дочь твоя будет здорова?» Мартиниан стал призывать имя Господа Иисуса и дочь его выздоровела. Однажды преподобный Антоний вместе с иноками путешествовали по пустыне. Все утомились и страдали от жажды, так как палил нестерпимый зной, а воды у них не было. Преподобный Антоний преклонил колени и помолился. Заструился холодный источник и, благодаря Богу, все утолили жажду. Полюбивши уединение, Преподобный редко когда оставлял свою пещеру, и притом только тогда, когда нужно было укрепить веру у людей и утвердить Православие. Так, в 311 году император Максимин возобновил гонение на христиан. Святой Антоний, желая получить мученический венец, отправился в Александрию. Но остерегаясь вызваться на смерть своевольно, он стал помогать святым мученикам при страданиях: омывал их раны, утолял жажду холодной водой. Судья заметил Антония и других бывших с ним и приказал больше не показываться в народе. Другие иноки скрылись, но святой Антоний продолжал мужественно помогать страдальцам. Вскоре прекратилось гонение, и Преподобный вернулся в свою пустыню. Злочестивые ариане (еретики), видя славные подвиги преподобного Антония, стали распространять слух, что будто и он придерживается их лжеучения. Узнав об этом, 104-х летний Антоний немедленно отправляется в Александрию и всенародно посрамляет арианскую ересь, как богопротивную. Весь город сбежался, чтобы видеть знаменитого подвижника; даже язычники старались коснуться его одежды, и многие из них обращались ко Христу. Почувствовав приближение своей кончины, Преподобный позвал братию и сказал им: «Меня Господь зовет к Себе, прошу вас, не забывайте моих наставлений и возлагайте всю надежду на Господа». Преподобный Антоний скончался на 105 году своей жизни. Память его празднуется 17 января. Так великий Антоний положил начало пустынной жизни на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

1405. Ср.: Сергеев С. М. Митрополит Антоний (Храповицкий). В кн.: Великие духовные пастыри России. С. 464. 1406. Там же. С. 465. 1407. Антоний (Храповицкий), архиепископ. О новом лжеучении, обоготворяющем имена, и об»Апологии»Антония Булатовича. — Прибавления к Церковным ведомостям 20, 1913. С. 869–870. 1408. Там же. С. 870. 1409. Там же. С. 871. 1410. Митрополит Вениамин (Федченков) вспоминал:«Известный митрополит Антоний (Храповицкий), бывший самым ярым противником афонских»имябожни–ков», оказалось, сам не читал нашумевшей книги, в коей высказывалось это выражение об имени Бог,«На горах Кавказа» Однажды с ним на обеде начала разговор Елизавета Федоровна: почему он так сильно восстал против этой книги; а она была издана на ее средства и после одобрения сведущими лицами. Митрополит Антоний, к великому удивлению и тяжкому смущению Елизаветы Федоровны, ответил ей, что он самто не читал этой книги, а ему докладывал миссионер!«См.: Вениамин (Федченков), митрополит. Имяславие. — Начала 1–4, 1998. С. 121. 1411. Антоний (Храповицкий), архиепископ. О новом лжеучении. С. 871. 1412. Там же. С. 873. 1413. Там же. С. 875–876. 1414. Там же. С. 873. 1415. Остался тем, чем был, и воспринял то, чем не был (слав.). 1416. Антоний (Храповицкий), архиепископ. О новом лжеучении. С. 873. 1417. Там же. С. 877. 1418. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 89. 1419. Антоний (Храповицкий), архиепископ. О новом лжеучении. С. 879. 1420. Там же. С. 880–881. 1421. Там же. С. 882. 1422. Вениамин (Федченков), митрополит. Имяславие. С. 121. 1423. См. его письмо митрополиту Сергию (Страгородскому) от 10.06.1938 г. в Приложении к настоящей книге. 1424. Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. Париж, 1937 С. 432–436. 1425. Письмо от 23 апреля 1916 года. Цит. по: Шоломова С.«Остаюсь Ваш доброжелатель и богомолец…«К истории взаимоотношений священника Павла Флоренского и митрополита Антония (Храповицкого). — ЖМП 6, 1998. С. 76. 1426. Цит. по: Никон (Рождественский), архиепископ. Православие и грядущие судьбы России. Сост. свящ. Я. Шипов. Псков, 1995. С. 15–17.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Антоний был очень удивлен тем, что услышал об Афанасии и о мантии. Видя в Павле как бы Самого Христа и почитая пребывающего в нем Бога, он не осмелился более возражать ему; долго молча и со слезами он целовал его очи, и руки и потом поспешил исполнить приказание: против своего желания отправился в монастырь, изнемогая телом, но духом побеждая немощи своей старости. Когда он подходил к своей кельи, два ученика встретили его и спросили: — Где ты пробыл столько времени, отец наш? — Горе мне, дети мои, — отвечал Антоний, — горе мне грешному, мнимому иноку. Сам я только называюсь иноком, но видел того, кто по истине, есть Илия, Иоанн в пустыне; я поистине видел Павла в раю. Ученики хотели услышать об этом подробнее и стали просить его, чтобы он рассказал. Антоний же, закрывая уста рукою, сказал: — Для всякой вещи есть время: время говорить, и время молчать (Еккл.3:1–7). И захватив с собою манию, нисколько не отдохнув, не взяв с собою даже пищи на дорогу, он вышел и снова поспешно отправился в пустыню, чтобы застать еще в живых святого Павла, ибо боялся, как бы, в случае замедления, тот не умер без него. На другой день часу в третьем, находясь в пути, авва Антоний увидел в воздухе, чины Ангелов и соборы пророков и апостолов, а посреди их — душу святого Павла, которая, блистая более, чем солнце, восходила на небо. Святой Антоний, упав на землю, посыпал свою голову песком и с рыданиями восклицал: — Зачем ты, Павел, оставил меня? зачем уходишь без последнего целования? — Так долго я не знал тебя, и так скоро, когда узнал, ты оставляешь меня! Впоследствии блаженный Антоний рассказывал, что прошел потом остальную часть пути с такою скоростью, как будто бы летал на крыльях по воздуху, так что от быстрой ходьбы даже не чувствовал земли под своими ногами. Скоро он достиг пещеры и, войдя в нее, увидел святого стоящим на коленях с простертыми вверх руками и вверх же обращенным лицом. Думая, что он жив и молится, стал вместе с ним на молитву и Антоний. Прошел час, и, так как от святого Павла не было слышно ни слов, ни вздохов молитвенных, блаженный Антоний подошел к нему ближе и, увидев, что он уже мертв, понял, что тело святого мужа и по смерти воздает поклонение Богу, пред Лицом Которого все живо. Долго он плакал и рыдал, целуя святое тело преподобного; потом обвил его принесенною с собою мантиею и по христианскому обычаю начал петь употребляемые при погребении псалмы. Но он не мог придумать, как ему совершить погребение святого, так как не принес с собою заступа, чтобы вырыть могилу.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Несколько слов об игумене Антонии Свой монашеский путь игумен Антоний (Путилов) начинал в отшельнических кущах Рославльских лесов, где ранее подвизались о. Адриан и о. Василиск. Он пришел туда двадцатилетним юношей в январе 1816 года и, выдержав четырехлетний искус, был облечен в ангельский образ. Его восприемником от Святого Евангелия стал старший брат о. Моисей. Началось благословенное продвижение по тернистому евангельскому пути, и вскоре пришло первое откровение от Господа: в том же 1820 году о. Антоний записал в своем дневнике (7 марта): «По вечеру во время ужина услышал в себе, что многоядение человека не укрепляет, а только расслабляет и есть ни что иное, как прелесть» 377 . Отец Моисей, оказывая особенную любовь к младшему брату, старался усиливать бремя послушания, согласно учению Иоанна Лествичника : «Наставник должен подавать подвижнику как можно больше случаев к приобретению венцов». Впоследствии о. Антоний наглядно формулировал основное правило для монашествующих: «Без смирения в духе спастися невозможно! А смирению от одних слов научиться нельзя; потребна практика, чтобы кто трепал нас и мял и выколачивал кострику, без чего и в Царствие Божие попасть трудно, которое многими скорбьми приобретается». Деятельность о. Антония по строительству Предтеченского скита в Оптине (с 1821 по 1839 годы) и настоятельство в Малоярославецком Свято-Николаевском монастыре (с 1839 по 1853 годы) общеизвестны. Когда же отец игумен Антоний совершал богослужение, его лицо отражало неземной свет. Случалось, что одного взгляда на этого истинного раба Божия было тогда достаточно, чтобы в душах некоторых людей произошел мгновенный нравственный переворот. Не без причин многие отцы утверждали, что о. Антоний имел великое дерзновение в молитве к Богу и не раз сподоблялся духовных видений и благодатных посещений свыше. Среди монашества сохранялось мнение, что игумен Антоний «удостоился узреть нерукотворный и неизреченный свет Фаворский еще юношей» 378 . Освобожденному от настоятельской должности о. Антонию разрешили жить на покое в Оптиной пустыни. Величайшее смирение труженика Христова удивительно: угощая скитскую братию чаем в келиях батюшки Макария, в связи со своим возвращением в Оптину, о. Антоний просил молитв братии, говоря: «Я прислан к вам под начало – на исправление. В городе-то жизнь была порассеяннее, теперь надобно снова приучать себя к жизни пустынной» 379 . 12 апреля 1856 года о. Антоний записал в своей записной книжке: «По вечеру того дня ясно вообразилось мне, что пребывание мое в Малоярославецком монастыре на игуменстве 13 лет и претерпение тамо различных искушений и огорчений было не без пользы мне; иначе теперешний покой не был бы столь вожделенен и отраден, за что не могу достойно возблагодарить Господа, что привел меня на прежнее жилище в Оптину пустынь!» 380

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Василий Рулинский: Да. Очень странно, что она где-то появляется. Я не знаю о таких фактах, и никто о них не знает. Я не исключаю, что, может быть, какой-то человек переоделся в рясу, и пошел за это деньги зарабатывать. Нателла Болтянская: Мародеры… Василий Рулинский: Да, они везде есть. Поэтому, конечно, да. Священник Антоний Игнатьев: Тут есть аспект такой: насколько я понимаю, эта информация прошла в блоги в первые два дня. Население заведено, истерика. И на почве этой истерики еще может возникнуть все, что угодно. Нателла Болтянская: То есть любое лыко в строку всем причем, всему миру? Священник Антоний Игнатьев: Да. Но мы с отцом Антонием свидетели, мы сами отпевали. Мы видели бомжей, которых отпевали. Никаких вопросов. Нателла Болтянская: Но вы же не местные, в волонтеры. Священник Антоний Игнатьев: Мы видели местных. Мы были в храме Архангела Михаила, и первое отпевание отец Антоний совершил там. И никаких вопросов не было. Люди приносили гробы, ставили усопших к отпеванию. Василий Рулинский: И как вы представляете, что местный батюшка, который спасал людей из воды, будет брать деньги за отпевание. Священник Антоний Игнатьев: Тем более местный! Нателла Болтянская: Он понимает все. Священник Антоний Игнатьев: Для него это такое же горе, как и для всех остальных. Нателла Болтянская: Не вполне корректно задавать вам, уважаемые священники-волонтеры, такой вопрос, но я его задам. Очень много споров по поводу количества пострадавших, очень много споров по поводу количества погибших. Существуют официальные цифры, существуют цифры, называемые обычно в Интернете, которые в разы превышают эти официальные цифры. Ваше ощущение? Василий Рулинский: Вы знаете, ощущения у нас нет, мы просто были в морге. Священник Антоний Игнатьев: У меня ощущение есть. Василий Рулинский: Есть цифры. Цифры говорят. Там сейчас, по-моему, 166 человек опознанных. Вот последних 50 человек мы видели своими глазами. Поэтому говорить о тысячах — это совершенно неверно. Священник Антоний Игнатьев: Потому что это преувеличение, это совершенно верно.

http://pravmir.ru/posle-krymska-svyashhe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010