Антоний, так высоко ценивший достоинство человеческой личности, не терпевший лести и угодливости, однако как сам отличался большим смирением, так и других учил тому же, видя в смирении высокое достоинство и славу каждого христианина. Некоторые из его учеников, слишком высоко ценя свои внешние подвиги, впадали в гордость, самовосхваление. «Некоторые иноки, прославившись в одном обществе, переходили в другое, чтобы и там приобресть славу» 164 , говорит Антоний. Такие побуждения подвижников он сильно порицает, научая их истинному смирению. Указывая на необходимость смирения, Антоний добрые плоды его выставляет и чрез сравнение смирения с противоположным ему состоянием гордости, «по причине которой все возмутилось и пришло в беспорядок в мире», и ссылками на историю, доказывающую важность смирения и угодность его Богу. В пример смирения Антоний приводит ученикам патриархов: Авраама, Исаака, Иакова, указывает на Моисея, Девору и Варака, Давида, Илию, говорит о смирении апостолов и в особенности Петра, высочайший же образец смирения указывает в лице Спасителя 165 . Но прославляя смирение, Антоний учит различать от истинного смирения ложное. Часто смирение бывает лицемерно, фальшиво, как это замечал Антоний и в некоторых подвижниках. «Такое смирение, говорит им Антоний, хуже гордости; славу истинного смирения нельзя приобресть ни золотом, ни уважением к царям и военачальниками 166 , – оно происходит из внутреннего источника, из сознания человеком своей греховности пред Богом и людьми и не должно быть отождествляемо с угодливостью и низкопоклонством. Наставляя учеников смирению в своих беседах с ними, Антоний еще более побуждал их к тому же своим собственным поведением. Он, достигший необычайных добродетелей, сам себя считал однако ниже людей, не отличавшихся по-видимому никакими особенными добродетелями 167 ; «имея смиренномудрое сердце, готов был всякому отдавать предпочтение» 168 ; боясь славы, которую про него распускают, как про необыкновенного человека, он удаляется в новое место жительства; верившим в него, как в прозорливца и чудотворца, сам внушает переменить такие преувеличенные о нем понятия. Насколько высоко ценил Антоний смирение, показывают некоторые сохранившиеся его изречения. Так однажды он сказал относительно смирения: «видел я все сети врага, распростертые по земле и с вздохом сказал: кто же избежит их? Но услышал голос, говорящий мне: смиренномудренный» 169 . Относительно некоторых подвижников, имевших ложные взгляды на внешние подвиги, он говорил, что они подверглись безумию, потому что не имели смирения, надеясь на свои дела 170 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Значит, если Церковь требует себе от нас детского доверия и послушания, то ведь это делает для нашего же блага, она хочет, чтобы мы обогатились теми сокровищами истинного Боговедения, которые в преизобилии положили в нее Боговдохновенные Апостолы и богомудрые Отцы. Мудрая простота веры К святому Антонию Великому пришел однажды поселянин и сказал: «Отец, я хочу быть иноком». «Не можешь, – отвечал Антоний, – тебе уже около 60 лет, иди лучше опять в свою деревню и работай, благодаря Бога». «Отец, – сказал поселянин, – если ты меня чему научишь, я то сделаю». «Я сказал тебе, что ты стар и не можешь понести трудов монашеских, иди отсюда», – отвечал Антоний, он затворил свою келлию и три дня не выходил из нее. Поселянин остался подле келлии. В четвертый день Антоний принужден был выйти и сказал: «Иди отсюда, старец: ты беспокоишь меня». «Умру здесь, а не пойду», – простодушно отвечал поселянин. Антоний принял старца к себе и сказал: «Можешь спастись, если будешь послушлив. Стой здесь и молись до тех пор, пока я не приду к тебе». Старец простоял семь дней и ночей на молитве неподвижно, как свеча. Антоний принес ему финиковые ветви сухие и сказал: «Плети вервь, старец, вот так». Он плел с утра до вечера и свил вервь в 15 локтей длиной с великим трудом, потому что ветви были упруги, как железные прутья. – «Дурно сплел, – сказал Антоний, – расплети и снова плети». Старец расплел и опять начал плести. «Не хочешь ли есть?» – спросил Антоний у старца, семь дней не принимавшего пищи. – «Как ты хочешь», – отвечал поселянин. Они сели за скудную трапезу, состоявшую из хлеба и воды. Антоний подвергал многим испытаниям послушливость поселянина, а он все выдержал с удивительным терпением: «не поскорбе, ни смутися, ни возропта, ни прогневася». «Во имя Господа Иисуса ты уже инок совершенный, – сказал Антоний, – теперь живи особо, в недальней от меня пещере». И жил. Однажды привели к святому Антонию бесноватого и просили исцелить больного. «Это не мое дело», – отвечал Антоний; он пошел с больным к поселянину и сказал: «Изгони злого духа», – оставил больного у старца. Старец молился и сказал бесу: «Отец Антоний велит тебе изыти». Диавол отвечал: «Не пойду». Старец в простоте сердца сказал: «Или ты изыди, или я пойду возвещу Христу моему, тогда тебе горе». Бес не исходил. Старец разгневался, в самый жаркий полдень стал под открытым небом на камень, раскаленный подобно печи, и сказал: «Господи Иисусе, Ты видишь, что не сойду с сего камня, хотя бы мне пришлось умереть здесь, не вкушу хлеба и воды, пока Ты не услышишь меня и не изгонишь беса». Тогда бес, понуждаемый невидимой силой, с великим воплем оставил больного. Так старец своим смирением и простотой победил лютейшего из злых духов. Этот старец был – Павел Препростый. 90. Бойся толковать Священное Писание по-своему

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Преподобный Павел Препростый Аудио Преподобный Павел Препростый Блаженный Павел был земледельцем, чрезвычайно простым и незлобивым. Он жил в Египте во времена святого Антония Великого. Павел сочетался браком с женщиной прекрасной наружности, но развращенной, которая долгое время таила от него свои прегрешения. Однажды, внезапно вернувшись с поля, он застиг ее в грехе с другим мужчиной. Рассмеявшись, он сказал им: «Хорошо, хорошо, мне до этого нет никакого дела. Клянусь Иисусом, я эту женщину больше не приму. Иди возьми ее и детей ее. А я ухожу, чтобы стать монахом». Павел удалился в глубокую пустыню, где жил святой Антоний, и постучал в дверь кельи преподобного. Выйдя, тот спросил: «Чего ты хочешь?» Павел сказал: «Хочу стать монахом». «Тебе 60 лет, – ответил святой Антоний, – ты слишком стар, чтобы стать монахом, тебе не снести скорбей пустыни. Но пойди лучше в селение, работай и живи, благодаря Бога». Поскольку Павел настаивал, обещая исполнить всё, что бы ни повелел преподобный Антоний, тот предложил ему отправиться в общежительный монастырь, где братия могли бы понести его старческую немощь. Затем он запер дверь и не выходил три дня. Однако Павел не двинулся с места ни на шаг и сидел без еды и воды перед кельей преподобного. Когда на четвертый день Антоний отворил дверь, Павел сказал ему: «Невозможно мне умереть где-нибудь, кроме как здесь». Тогда великий подвижник решил испытать Павла и принял на себя такое жительство, какого не проходил и в молодости. Он наломал пальмовых ветвей и повелел Павлу плести веревку по его примеру. Старец-послушник плел до девятого часа и с трудом сплел около 30 метров веревки, но Антоний остался недоволен и приказал ее расплести и начать работу снова. При этом Павел не возроптал, не смалодушествовал, ни разу не пришел в раздражение. После захода солнца Антоний предложил: «Хочешь, съедим кусок хлеба?» Павел ответил: «Как ты хочешь, авва», – не выказав при этом ни малейшей жадности, хотя он и не ел уже четыре дня. Антоний накрыл стол, принес сухие хлебы, размочил их в воде и начал читать псалом. Прочитав его 12 раз, он 12 раз помолился. Затем Антоний съел один хлебец, но к другому не притронулся. У старца же, который ел медленнее, еще оставался хлеб. Преподобный Антоний подождал, пока тот закончит, и предложил ему съесть еще один хлебец. Павел ответил ему: «Если ты будешь есть, то и я. Если же ты не будешь, то и я не буду». На это Антоний возразил: «Мне достаточно одного, ведь я монах». «И мне одного достаточно, – ответил Павел, – ибо я тоже хочу стать монахом».

http://pravoslavie.ru/60206.html

СПб., 1869. N 5 (май). С. 720—721.    архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. октябрь-декабрь. С. 296    архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. октябрь-декабрь. С. 296    архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. октябрь-декабрь. С. 298    архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. октябрь-декабрь. С. 298    архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. октябрь-декабрь. С. 298—299    архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. октябрь-декабрь. С. 299    архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. октябрь-декабрь. С. 300—301    архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. октябрь-декабрь. С. 301—302. См. св. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия/Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. С. 544: «Говорят: «если Спаситель — «лоза», мы же «рождие», и Отец «делатель», а «рождие» соестественно с лозой, лоза же не соестественна с делателем: то Сын соестествен с нами и мы — часть Его. Но Он не соестествен с Отцом, напротив того, по всему с Ним инаков». Мы скажем им, что Спаситель назвал нас рождением не Божества Своего, но плоти Своей, по словам Апостола, который сказал: мы «тело Христово, а порознь — члены»:    архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. октябрь-декабрь. С. 303    архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. октябрь-декабрь. С. 303    св. Афанасий Александрийский. К Серапиону епископу Тмуискому 1-е против хулителей, утверждающих, что Дух Святый есть тварь.    св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной Веры. Кн.1. В доступном нам переводе из книги: Св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2915...

По крайней мере сохранилось известие, что Антоний получил письменное приглашение от императора явиться в Константинополь. Антоний по этому поводу находился будто бы в нерешительности и не знал, как ему поступить, но ученик его Павел вывел его из нерешительности, сказав: «если пойдешь в Константинополь, будешь Антоний, а если не пойдешь, будешь авва Антоний» 233 . Впрочем, узнав содержание и характер арианских смут, Антоний заранее предугадывал их недолговечность, а также и тот вред, который причинить арианство церкви. Эта проницательность глубоко-опытного старца относительно судьбы православных и ариан изображается в «жизнеописании Антония» под образом видения, бывшего ему. Когда ученики Антония застали однажды его сильно вздыхавшим и плакавшим и пожелали узнать причину, то Антоний сказал им: «лучше умереть, дети, пока не исполнилось то, что я видел... гнев постигнет церковь , которая будет предана людям подобным скотам, потому что я видел трапезу Господню и кругом ее стоящих лошаков ( μινους), которые бьют ее ногами, и слышал голос, говорящий: осквернен будет жертвенник мой» 234 . Когда чрез два года после видения начались преследования от ариан, расхищение ими церквей, тогда, говорит биограф, все поняли, что означало лягание лошаков. Но Антоний, предсказавший своим ученикам бедствия церкви, утешил их обещанием, что « церковь снова получить прежнее благолепие; благочестивая вера всюду будет возвещаться свободно, а арианское учение потеряет свою прежнюю силу» 235 . Твердый ревнитель православия, Антоний заботился об обращении и других еретиков и раскольников. «Зная давнее коварство и отступничество Мелетиан», он старался о примирении их с церковью и о подчинении законной церковной власти. Упорных представителей этого раскола он впрочем старался как сам избегать, так и ученикам советовал не иметь общения с ними» 236 . С теми же, которые менее были упорны в своих заблуждениях, Антоний вступал в рассуждения, стараясь им внушить повиновение церкви. Заботился он также об обращении к истинной вере манихеев и других еретиков, приходивших к нему и желавших послушать его наставлений 237 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Отец Антоний устроил в Лавре школу иконописания, иконописную и литографическую мастерские. Исключительное внимание наместник уделял заключенным в сергиево-посадской пересыльной тюрьме. На пожертвования духовных детей отца Антония было построено новое тюремное здание с храмом в честь иконы Божией Матери Утоли моя печали», богослужения в которой совершали монахи Лавры; обитель помогала в обеспечении заключенных продовольствием. Отец Антоний покровительствовал также частным лицам, назначая из денег, вверенных ему благотворителями, пособия нуждающимся. Наместник проявлял большую заботу о духовной жизни иноков. Помня заповедь преподобного Серафима: «Будь не отцом, а матерью братии», – он следовал наставлению Саровского чудотворца: не бранить за порок, но исправлять его. Архимандрит Антоний был духовником многих мирян; торжественностью совершаемых им богослужений и даром слова он снискал любовь и уважение богомольцев. Он собирал переводы аскетических сочинений преподобного  Паисия Величковского , помогал оптинским монахам в издании книг, с большим вниманием относился к лаврским старцам. Своими трудами на благо Лавры и духовной мудростью архимандрит Антоний расположил к себе митрополита Филарета, который избрал его своим духовным отцом и посылал к нему людей, нуждавшихся в назидании или утешении. С одобрения митрополита Филарета были напечатаны «Монастырские письма», в которых архимандрит Антоний описал разные случаи особого проявления благодати Божией и явлений из мира духовного. После кончины преподобного Серафима отец Антоний взял на себя заботы о Дивеевской общине. Благодаря совместным трудам архимандрита Антония и митрополита Филарета в 1841 году было напечатано первое «Житие преподобного Серафима». За неустанные труды на благо обители Святейший Синод наградил архимандрита Антония правом ношения панагии. С 1873 года отец Антоний был прикован к постели и лишь изредка совершал Литургию в домовой церкви. Управление Лаврой было передано духовному собору, к отцу Антонию обращались за советом лишь в наиболее важных делах. В 1876 году, после начала войны с Турцией, архимандрит Антоний при мощах преподобного Сергия Радонежского благословил великого князя Николая Николаевича, командовавшего русскими войсками, а в январе 1877 года, собрав последние силы, приветствовал императора Александра II u abrycmeйшyю семью. Архимандрит Антоний скончался 12 мая 1877 года, попрощавшись с братией, напутствованный таинствами Елеосвящения и Причащения. В отпевании участвовали более 60 священнослужителей. Прославлен архимандрит Антоний (Медведев) как местночтимый святой 16 октября 1998 года. Мощи преподобного Антония пребывают в Духовском соборе Троице-Сергиевой Лавры. Память его празднуется в день кончины, а также 6 июля – в Соборе Радонежских святых. Читать далее Источник: Минея дополнительная. Вып. 1. - Москва : Издательский совет Русской православной церкви, 2005. - 416 с. ISBN 5-94625-058-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2. Преп. Антоний (+ 1073 г.) был родом из Любеча, Черниговской области. Неизвестны ни сословное его происхождение, ни его мирское имя. Монашеское пострижение он принял на Афоне. Слова летописца Нестора: " Киевский Антоний прославился, как Антоний Египетский " — глубоко справедливы, т. к. ему выпала доля стать отцом русского монашества. Возвратившись из Греции, Антоний обошел все киевские монастыри и " не возлюбил " (ни в одном из них остаться), " Богу тако хотящу " . Местом своих подвигов он выбрал пещеру, вырытую для уединенной молитвы митрополитом Иларионом в бытность его священником в селе Берестове и пустовавшую при его переходе на Киевскую кафедру в 1051 г. Пещера эта находилась в густом лесу. Поселившись в ней, преп. Антоний " нача жити ту, моля Бога, ядый хлеб сух, и тоже (и то только) через день и воды в меру вкушая, копая печеру, и не дая себе упокоя день и нощь в трудех пребывая, в бдении и в молитвах " . Ко времени смерти Ярослава (1054 г.) он был уже прославлен, как подвижник, и князь Изяслав приходил с дружиной просить его благословения. К этому времени вокруг Антония образовалось братство в 12 человек. В их числе был " Никон-пресвитер " , постригавший братию в монашество (сам Антоний, как и Антоний Египетский, не имел никакого священного сана), затем Варлаам, Ефрем каженник (евнух), доставивший позднее из Константинополя Студийский устав, впоследствии епископ Переяславский, и, наконец, будущий устроитель монастыря Феодосии. Уже при нем братство ископало " печеру велику " , устроив в ней церковь и кельи. Когда это совершилось, Антоний, благословив новообразовавшийся монастырь, покинул его, чтобы на соседнем надречном холме ископать себе пещеру. Здесь, как полагает проф. Голубинский, Антоний прожил 14 лет. Но " при всем своем затворничестве, Антоний не чуждался людей. В важных случаях приходили к нему из монастыря за советами, по временам стекались к нему и миряне, и он преподавал благословение. Случалось, что он прислуживал больным и давал свою постническую пищу вместо лекарства, и больные по молитве святого выздоравливали " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

ЛИТЕРАТУРА: 1. Святитель Василий Великий. О Святом Духе, 18//Святитель Василий Великий. Творения. Ч. III. - М., 1846 (репринт - 1993). 2. Зизиулас Иоанн, митрополит. Бытие как общение: Очерки о личности и Церкви. - М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2006. - 280 с. 3. Антоний, митрополит Сурожский. Вера в человека//Антоний, митрополит Сурожский. Любовь всепобеждающая: проповеди, произнесенные в России. - СПб.: Сатисъ, 1994. - 256 с. - с. 98 -101. 4. Седакова О. А. Церковнославяно-русские паронимы: Материалы к словарю. - М.: Греко-латинский Ю. А. Шичалина, 2005. - 432 с. 5. Флоренский П. Иконостас. - М.: «Искусство», 1994. - 256 с. 6. Zizioulas, John D. Communion and Otherness. - London, New York: T&T Clark, A Continuum imprint, 2006. - 315 p. 7. Левинас Э. Философия, справедливость и любовь (Беседа с Эммануэлем Левинасом)//Левинас Э. Избранное: Тотальность и бесконечное. - М., Спб.: «Университетская книга», 2000. - 416 с. 8. Антоний, митрополит Сурожский. Взаимоотношения Церкви и мира с православной точки зрения//Митрополит Сурожский Антоний. Труды. Книга вторая. - М.: Практика, 2007. - 968 с. 9. Антоний, митрополит Сурожский. Мужество молиться//Митрополит Сурожский Антоний. Труды. - М.: «Практика», 2002. - 1080 с. 10. J. - L. Marion. Being Given. Toward a Phenomenology of Givenness. - Stanford, California: Stanford University Press, 2003. - 385 р. 11. Антоний, митрополит Сурожский. О благодарности//Антоний, митрополит Сурожский. Любовь всепобеждающая: проповеди, произнесенные в России. - СПб.:Сатисъ, 1994. - с. 149 - 156. 12. Антоний, митрополит Сурожский. Учитесь молиться!//Митрополит Сурожский Антоний. Школа молитвы. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. - с. 115 - 182. 13. Balthasar H. U. von. The Glory of God. A Theological Aesthetics. 7 vols. Edinburgh, San Francisco: Ignatius Press, 1982 - 1989; Theo-Drama: Theological Dramatic Theory. 5 vols. San Francisco: Ignatius Press, 1988 - 1998; Theologik: Bd. 1. Wahrheit der Welt. Freiburg: Johannes Verlag Einsiedeln, 1985; Theologik: Bd. 2. Wahrheit Gottes. Freiburg: Johannes Verlag Einsiedeln, 1985; Theologik: Bd. 3. Der Geist der Wahrheit. Freiburg: Johannes Verlag Einsiedeln, 1987.

http://bogoslov.ru/article/876935

1 Проф. Троицкий И.Е. К вопросу о сближении армянской церкви с православной/Христианское чтение. СПб., 1869. N 5 (май). С. 720—721. 2 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. октябрь-декабрь. С. 296 3 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. октябрь-декабрь. С. 296 4 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. октябрь-декабрь. С. 298 5 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. октябрь-декабрь. С. 298 6 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. октябрь-декабрь. С. 298—299 7 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. октябрь-декабрь. С. 299 8 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. октябрь-декабрь. С. 300—301 9 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. октябрь-декабрь. С. 301—302. См. св. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия/Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. С. 544: «Говорят: «если Спаситель — «лоза», мы же «рождие», и Отец «делатель», а «рождие» соестественно с лозой, лоза же не соестественна с делателем: то Сын соестествен с нами и мы — часть Его. Но Он не соестествен с Отцом, напротив того, по всему с Ним инаков». Мы скажем им, что Спаситель назвал нас рождением не Божества Своего, но плоти Своей, по словам Апостола, который сказал: мы «тело Христово, а порознь — члены»: 10 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. октябрь-декабрь. С. 303 11 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. октябрь-декабрь. С. 303 12 св. Афанасий Александрийский. К Серапиону епископу Тмуискому 1-е против хулителей, утверждающих, что Дух Святый есть тварь. 13 св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной Веры/Полное собрание творений. СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1913. Т. 1. Кн. 3. Гл. 16. С. 277—279

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2915...

Та великая слава, которая прошла об Антонии как необыкновенном человеке и чудотворце и благодаря которой он сделался известен не только в Египте, но и в Риме и в Африканской церкви 266 , была неприятна для Антония. «Он, говорит Афанасий, скорбел, что многие беспокоят его», наслышавшись о его необыкновенных делах, но по любви своей к ближним принужден был показываться пред ними, подавать наставления и утешения. Из желания сохранить по возможности уединение, Антоний удалился на внутреннюю гору (называемую Колзин), где и жил в последние свои годы почти один, по временам только посещая оставленные им поселения иноков в монастыре Писпер 267 . § II В последние годы своей жизни Антоний имел местопребыванием гору Холзин, и только по просьбе учеников своих иногда оставлял это место для посещения монастырей, рассеянных в разных местах пустыни. В эти последние годы никакие видения его не смущали. Правда, иногда «диавол скрежетал на него зубами своими, но Антоний, утешаемый Спасителем, пребыл невредимым от коварства и козней диавола» 268 . Рассказывается напр., что Антоний при виде однажды явившегося к нему зверя, в котором были демоны, запечатлел себя знамением креста и сказал: «я раб Христов; если ты послан против меня, то вот я пред тобою». Зверь с бывшими в нем демонами побежал так быстро, что от скорости упал и здесь же окончил жизнь. «Смерть зверя, говорит жизнеописатель, означала падение демонов, которые прилагали все старание, чтобы удалить Антония из пустыни, и не возмогли» 269 . Когда в первые годы своей жизни на горе Холзин Антоний по просьбе иноков посетил оставленные им монастыри, то в это же время имел случай видеться с сестрою своею, которую он не видал с давних лет и которая теперь уже состарилась и была настоятельницею женских обителей 270 . По возвращении на свою гору, Антоний начал вести прежнюю жизнь, занимаясь плетением корзинок, а остальное время проводя в размышлениях и созерцаниях. Так как из прежнего места жительства его ученикам трудно было доставлять ему пищу, то Антоний попросил их принести несколько семян, земледельческих орудий и сам на небольшом клочке земли стал разводить овощи и другие растения 271 . За 15 лет до своей смерти Антоний, имевший уже около 90 лет, принял к себе двух учеников для услужения его старости 272 . Иногда в его уединении посещали его ученики, приходившие из разных монастырей к Антонию на гору. Соответственно с нравственным состоянием каждого из них Антоний давал им и назидания. Одному из них он советует обуздывать язык, другому помнить об искушениях, возможных и в старости. И ученики его, сами достигшие уже известности и славы, каковы напр. Макарий Египетский , Аммон и другие с благоговением относились к словам Антония. Его также посещал Илларион, основатель монашества в Палестине и бывшей тоже учеником Антония. Посетил его в последние годы жизни и известный епископ Пафнутий 273 , бывший исповедник во времена гонений и потом защитник православия на соборах Никейском и Тирском.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010