Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Антония Печерского Память 10 июля Во дни благоверного и святого князя Владимира 4527 Господь благоволил явить Церкви Своей светильника и иночествующим наставника, – приснопамятного мужа, преподобного и богоносного отца нашего Антония. Преподобный Антоний родился в городе Любече 4528 . С юных лет проникнутый страхом Божиим, он желал облечься в иноческий образ. Когда человеколюбивый Бог вложил ему в сердце намерение идти в Греческую страну и там постричься, Антоний тотчас же привел его в исполнение, путешествуя по примеру Господа, странствовавшего и трудившегося ради нашего спасения. Достигнув Царьграда 4529 , преподобный Антоний отсюда направился во святую гору Афонскую 4530 ; обходя ее монастыри, он удивлялся жизни в них святых отцов, которые, будучи во плоти, возвышались над человеческою природою, подражая в подвигах бесплотным ангелам. И сильнее прежнего возгорелась в сердце Антония любовь ко Христу. Желая уподобиться по жизни помянутым отцам, он пошел в одну из обителей Афона и умолял игумена возложить на него ангельский образ иноческого чина. Прозирая в будущую подвижническую жизнь преподобного, игумен не отказал ему в просьбе и постриг его 4531 , наставив в заветах совершенного иночества. Новопостриженный инок во всем благоугождал Богу, подвизаясь на пути добродетели; но особенно преподобный Антоний преуспевал в покорности и послушании, так что все радовались, глядя на его жизнь. Преподобный Антоний пробыл на святой горе, на месте своего пострижения, уже немалое время, являясь наставником ко спасению для многих и сам достигая больших степеней совершенства, когда игумен получил внушение от Бога отпустить преподобного в русскую землю. Призвав его к себе, игумен сказал: – Антоний! Иди обратно в русскую землю, – пусть и там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской; да будет с тобою благословение святой горы! Приняв это благословение, как за исходящее из уст Божиих, преподобный Антоний отправился в землю русскую. Придя в город Киев 4532 , он раздумывал, – где бы ему поселиться, и стал обходить монастыри, которые начали основываться иноками-греками, пришедшими с митрополитом Михаилом для крещения Руси; впрочем, эти обители не содержали чина и устава совершенного общежития. По смотрению Божию, ни одна из обителей не была угодна преподобному Антонию для жительства. Поэтому он начал ходить по окрестностям Киева, – по лесам и горам, и так достиг даже Берестова. Найдя здесь пещеру, когда-то вырытую варягами 4533 , преподобный Антоний, сотворив молитву, поселился в ней, проводя жизнь в великом воздержании.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Основатель пустыаножительного монашества, получивший от Святой Церкви наименование Великий, родился в Египте, в селении Кома, в 251 году. Родители его, коптские христиане, воспитали своего сына в молитвенном уединении и добром послушании. Отрок Антоний отличался благонравием, был сосредоточен и серьезен, с усердием посещал храм и так внимательно слушал Богослужение, что запоминал слышанное наизусть. В двадцатилетнем возрасте святой Антоний лишился родителей, на его попечении осталась малолетняя сестра. Следуя заповеди Спасителя, святой Антоний раздал вырученные от продажи имения деньги нищим, устроил жизнь сестры, поручив ее воспитание благочестивым девственницам, и удалился из родительского дома. Юноша поселился в окрестностях селения Кома, где предался иноческим подвигам, трудами рук своих зарабатывая на пропитание. Он черпал духовные наставления у одного опытного старца, много лет жившего в уединении. Враг рода человеческого не замедлил начать свои нападения на молодого подвижника. У него стали возникать сомнения в избранном пути, печаль об оставленной сестре, плотские помыслы. Святой Антоний с великой твердостью сопротивлялся соблазнам и искушениям. Он усилил телесное воздержание, пищу принимал один раз в сутки, предавался бдению по 2–3 дня и лишь после этого ненадолго засыпал, творил непрестанную молитву, с твердой верой просил себе помощи от Господа. Все нападения диавола, который, пытаясь устрашить преподобного Антония, являлся под видом различных чудовищ, святой отражал силой Честного и Животворящего Креста. Через некоторое время преподобный Антоний оставил свою хижину и поселился в гробнице, где бесстрашно продолжал борение со злыми духами, Однажды, в разгар этого подвига, преподобный Антоний увидел ниспадающий к нему луч света, с появлением которого бесы исчезли. Преподобный Антоний воскликнул: «Где был Ты, милосердный Иисусе? Почему с самого начала не явился исцелить мои раны?» Господь ответил: «Антоний, Я был здесь, но ждал, желая видеть твое мужество; теперь же, после того, как ты твердо выдержал борьбу, Я буду всегда помогать тебе и прославлю тебя во всем мире». Преподобный встал, исцеленный от ран и готовый к новым подвигам. Ему было тогда 35 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподобного Антония Господь прославил чудотворениями еще при жизни его. Вот некоторые из них. Однажды явился к нему полководец Мартиниан и стал просить исцелить его больную дочь. Св. Антоний, не отворяя двери своей кельи, сказал отцу несчастной дочери: «Зачем ты просишь моей помощи? Я смертный, как и ты. Если ты имеешь веру во Христа, иди и молись Ему, и дочь твоя будет здорова». И действительно, лишь только полководец призвал имя Христово, дочь его выздоровела. Однажды преп. Антоний путешествовал с другими иноками по пустыне; все утомились, чувствовали жажду, так как палил солнечный зной; между тем воды не было. Антоний преклонил колена, помолился, и сейчас же заструился источник, – все напились и подкрепили свои силы на дальнейшее путешествие. Полюбивши уединение, преп. Антоний очень редко оставлял свою пещеру и притом только тогда, когда нужно было наставить, утешить и укрепить иноков в вере и подвигах благочестия. Так, в 311 году император Максимин возобновил гонение на христиан. Антоний, желая получить мученический венец, отправился в Александрию; но, остерегаясь вызваться на смерть самовольно, он ограничился тем, что сопутствовал мученикам, ведомым на пытку перед судьей, присутствовал при самом страдании их и сопровождал их на казнь, поддерживая каждого из них в мужестве, вере и уповании вечной блаженной жизни. Судья, видя неустрашимость Антония и других отшельников, бывших с ним, запретил им являться на суд и велел удалиться из города. Все скрылись, – один Антоний безбоязненно остался, и только по прекращению гонения возвратился в свой монастырь. Ариане (еретики, отвергавшие Божество в Иисусе Христе), видя славу подвигов и чудес великого подвижника, стали распространять слух, будто бы и св. Антоний держится их лжеучения. Узнавши об этом, 104-летний Антоний немедленно отправился в Александрию, всенародно засвидетельствовал свою православную веру в Божество Иисуса Христа, обличил и посрамил ересь Ария. Весь город сбежался видеть великого подвижника; даже язычники старались коснуться его одежды, и многие из неверных обратились в христианство .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

- Молись и ожидай меня здесь, пока я не выйду. Удалившись в глубину пещеры, Антоний не выходил целые сутки. Незаметно для Павла, он часто смотрел на него из оконца: Павел непрестанно молился и неподвижно стоял на указанном месте, не смотря на зной солнца и холод ночи. На другой день Антоний вышел из пещеры и стал наставлять его тому, как он может облегчить себе уединение рукоделием. - Телесный труд исполняется руками, а дело Божие требует созерцания ума и сосредоточенности духа. Затем Антоний повелел ему пищу принимать под вечер, но запретил наедаться досыта. В особенности советовал воздерживаться от излишества в питье воды, которое возбуждает воображение, подобно тому, как плоть разгорячается от вина. Подробно наставив, Антоний поселил Павла по соседству с собой, указав ему келию в трех милях расстояния от своего жилища и повелел ему подвизаться, исполняя его наставления. Часто навещая его, Антоний радовался, видя, что он со всем усердием и бодростью исполняет все, чему был научен. Однажды посетили Антония братия, великие и совершенные мужи. Случилось придти вместе с ними и Павлу. Зашла беседа о предметах глубоких и таинственных. Много говорили о пророках и Спасителе нашем. Павел в простоте сердца спросил: " кто жил на земле прежде: Христос или пророки? " Блаженный Антоний, смутившись немного от детской простоты такого вопроса, с ласковым движением, обычным ему при обращении с простецами, приказал ему молчать и идти домой. Тот, исполняя все слова Антония, как заповеди Божии, возвратился к себе в келлию и совсем перестал говорить, как бы получив на то повеление. Узнал об этом Антоний и недоумевал, почему ему вздумалось хранить молчание, когда он ему того не заповедал. Повелев ему говорить, спросил: - Скажи мне, зачем ты хранишь молчание? Ты, отче, отвечал Павел, сказал мне, чтобы я шел домой и молчал. Антоний был изумлен... Попросту сказанное слово было так свято соблюдено... Ну! воскликнул он, он всех нас пристыдил. Мы не слушаем того, что нам говорят с неба, а он исполняет всякое слово, случайно сорвавшееся с языка...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

Подавляющая часть сочинений зарубежных церковных писателей увидела свет в печатне Преп. Иова Почаевского в Джорданвилле, в частности, в монастырских периодических изданиях – журналах «Православная Русь», «Православная жизнь». «Православный путь» и англоязычном журнале «Orthodox Life». 6 B заключение, отметим, что, хотя те или иные труды церковных писателей, о которых мы будем говорить, переизданы ныне в России, российский читатель с жизнью и наследием этих писателей знаком недостаточно. Будем надеяться, что наше исследование даст удовлетворительное первое представление о характере церковной письменности русского зарубежья и вызовет у читателя интерес к дальнейшему самостоятельному изучению. Глава вторая. Блаженнейший митрополит Антоний (Храповицкий) §1. Жизнеописание Митр. Антоний (в миру Алексей Павлович Храповицкий) родился 17/30 марта 1863 г., в имении Ватагино Новгородской губернии, в дворянской семье. В 1881 г. митр. Антоний окончил гимназию с золотой медалью и вопреки желанию родителей поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. По окончании академии в 1885 г. он был пострижен в монашество, а вскоре рукоположен во диакона и иеромонаха. После недолгого служения в Холмской семинарии митр. Антоний был направлен в Санкт-Петербургскую академию. Там он занимал различные должности, в том числе, должность инспектора. Среди его студентов быль Василий Белавин, будущий всероссийский патриарх, и многие другие иерархи Русской Церкви. В 1888 г. митр. Антоний получил степень магистра богословия. В 1890 г. он был назначен ректором Санкт-Петербургской семинарии с возведением в сан архимандрита. В Санкт-Петербургский период жизни митр. Антоний лично познакомился со св. прав. Иоанном Кронштадтским и философом В. Соловьевым. В возрасте 27-ми лет митр. Антоний был переведен на должность ректора Московской Духовной академии. В истории русской духовной школы такой молодой ректор назначался впервые. В 1895 г. митр. Антоний был переведен в Казанскую Духовную академию. Ревностный христианский дух митр. Антония зажигал сердца: большинство из его 60-ти постриженников времен ректорства в двух академиях стали архиереями, многие впоследствии пополнили сонм новомучеников и исповедников Российских.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Антоний, в мире Антипа, был родом из Любеча (в Малороссии). «Бог вложил ему на ум, – говорит пр. Нестор, – желание странствования, и он, странствуя, достиг и св. горы (Афонской); здесь он осмотрел многие монастыри чудные, и, возжелав облещись в чернеческия ризы, молил игумена одного из монастырей постричь его; тот возложил на него монашеский образ, назвал его Антонием, научил его монастырскому чину и сказал: иди в Русь, буди благословение св. горы; от тебя много будет черноризцев. Благословив его, отпустил с напутствием: иди с миром. Антоний же пришел к Киеву и размышлял, где пребывать ему.... И пришел на холм, где Иларион выкопал пещеру, и возлюбил место то, и поселился в нем. Сухой хлеб, и то чрез день, был пищей, простая вода, и то в меру, была питьем Антония; молитва и труды день и ночь были занятием его. Еще при Ярославе он уже стал известен по своим подвигам, и к нему приходили за благословением. После Никона и Феодора, прибыли к Антонию Варлаам, сын боярина, и Ефрем, казначей вел. князя Изяслава. Но пострижение сих двух любимцев двора возбудило (в 1054 г.) гнев вел. кн. Изяслава, и Антоний, давая место гневу, собрался с учениками удалиться из пещеры; князь одумался и упросил Антония не оставлять Киева; к Антонию собралось до 15 братий; а Никон, постригавший иноков, удалился вскоре после неприятности по пострижению Варлаама и Ефрема. Антоний, «яко же бе обыкл един жити и не терпя всякаго мятежа и молвы», затворился в келье пещерной, поставив игуменом Варлаама; а вскоре, чтобы быть еще менее в общении с кем-либо, переселился на другой холм и, выкопав пещеру, затворился в ней. Изнурение тела постом, очищение духа молитвой и богомыслием, прославлены были в Антонии даром прозрения и чудес. Больные получали исцеление, принимая простую пищу Антония. В 1067 г. половцы вторглись в Россию. Князья – три брата: Изяслав, Святослав и Всеволод – решились сразиться с хищниками на Альме и пришли за благословением к Антонию; но Антоний со слезами предсказал князьям несчастную битву, а полководцу Шимону и обстоятельства, имевшие последовать долго после битвы. Вскоре после того (1068 г.) мирное уединение Антония было снова возмущено житейской бурей: Изяслав, изгнанный из Киева Всеславом, возвратился в Киев и начал гневаться на Антония «за Всеслава» думая, что Антоний благоприятствовал Всеславу. Святослав прислал ночью за Антонием и взял его в Чернигов; здесь Болдины горы понравились другу уединения, он выкопал в них пещеру и поселился в ней. Сколько прожил Антоний в черниговской пещере, неизвестно; из слов Нестора известно только то, что он скончался в пещере Киевской и именно в той, где жил он в последнее время по удалении от братии печерской; а Симон говорит, что пр. Антоний скончался за год прежде Феодосия, почившего в 1074 году, благословив и знаменав место церкви св. Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С избранием 8 сент. 1943 г. на вдовствующий Патриарший престол РПЦ Сергия (Страгородского) К. вновь поднял вопрос о признании РПЦ автокефалии ГПЦ. 14 сент. того же года он направил депешу Патриарху Московскому, в которой поздравил РПЦ с «ее возглавлением Патриархом Московским и всея Руси и избранием Священного при нем Синода» и выразил надежду, что «Церкви-сестры заживут в добром согласии, духовном единении и взаимной любви, исполняя каждая свое призвание во славу Божию и ко благу великого Отечества». 21 сент. последовал ответ патриарха Сергия, «всегда болевшего душой и скорбевшего сердцем о молитвенном и каноническом разрыве между двумя соседними Православными Церквами и не перестававшего думать о возможностях и способах его ликвидации»: «Радуюсь, слыша голос Грузинской Церкви, разделяю надежды, желания. Благодарю Ваше Святейшество за поздравления. Русскому епископу Антонию Ставропольскому быть у Вас, выяснить подробности» (НЦРГ. Ф. 50. Д. 114. Л. 4). 28 окт. Тбилиси «для выяснения на месте способов ликвидации молитвенного и канонического разрыва между Русской и Грузинской Церквами» посетил архиеп. Ставропольский и Пятигорский Антоний (Романовский) , которому Патриарх Сергий поручил при благоприятном исходе дел вступить от имени Патриарха и духовенства РПЦ в евхаристическое общение с католикосом-патриархом Грузии и груз. духовенством. Архиеп. Антоний провел ряд встреч с К. и груз. архиереями. По поручению Патриарха архиеп. Антоний должен был выяснить у грузинской стороны, состоит ли ГПЦ в молитвенном общении «с отделившимися от нашей Русской Церкви разными церковными группами антиканонического характера». К., отметив историческую «стойкость грузин в вере Христовой» и процитировав слова митр. Московского Филарета (Дроздова) , называвшего ГПЦ «верною хранительницею древнего Православия и свидетельницею Православия Русской Церкви», ответил: «Чем мы были в прошлом, тем же и остаемся в настоящем». После этого стороны приступили к переговорам. Архиеп. Антоний задал К. еще неск. вопросов: существует ли в ГПЦ практика женатого епископата и второбрачного духовенства и др. 31 окт. в Тбилисском Сиони состоялась литургия, на к-рой служили К., архиеп. Антоний, викарий католикоса-патриарха еп. Ниноцминдский Димитрий (Лазарешвили), а также груз. и рус. духовенство. Этот день считается днем восстановления евхаристического общения между РПЦ и ГПЦ. После службы К. и архиеп. Антоний обратились к пастве и оповестили ее о факте восстановления общения. От лица патриарха Сергия архиеп. Антоний просил К. принять «в свое Патриаршее ведение и попечение всех православных верующих», живущих на территории ГПЦ. Был отслужен молебен о даровании победы в войне. К. и патриарх Сергий обменялись поздравительными телеграммами ( Антоний (Романовский), архиеп.//ЖМП. 1944. 3. С. 13-19).

http://pravenc.ru/text/1320121.html

Около 308 года, при Максимиане, было развёрнуто очередное гонение на Церковь - потекла христианская кровь. Когда святых мучеников вели в Александрию, преподобный Антоний последовал за ними. Он готов был умереть за Христа, но не хотел провоцировать власти самостоятельно, вопреки Промыслу. В этот период он мужественно прислуживал исповедникам, содержимым в темницах, на рудниках. Влекомых в судилище он поддерживал словом, призывая к стойкости в вере и ревности. Судья, видя доблесть святого Антония и бывших с ним иноков, распорядился, чтобы они не появлялись в судилище, да и вовсе покинули город. Многие тогда посчитали за лучшее скрыться. Антоний же выстирал свои одежды и на другой день, словно бросая мучителям вызов, предстал перед игемоном во всём чистом. Но Богу была не угодна его скорая смерть. После мученической кончины епископа Петра Александрийского преподобный Антоний покинул Александрию и, уединившись, предался подвижничеству в своём монастыре. Между тем многие искали с ним встречи: кто-то для наставления, кто-то для исцеления, кто-то в силу иных причин. Видя, что люди идут и идут, он, ища покоя и не желая, чтобы о нём думали высоко, решил перебраться в Верхнюю Фиваиду, где его никто не знал и не ждал. Но когда он сидел на берегу в ожидании попутного корабля, Господь обратился к нему и сказал, что если он действительно ищет покоя, пусть идёт во внутреннюю пустыню. В связи с тем, что Антоний не знал дороги к назначенному месту, Господь повелел ему пристать к сарацинам, что тот и сделал. Через три дня пути Антоний увидел гору, окружённую равниной, на которой росло несколько пальм; под горой находился источник с прохладной и чистой водой. Место ему понравилось; он понял, что это то самое место, на которое указал голос свыше. Здесь Антоний остался, устроил себе келью, предался молитве, богомыслию и труду. Впоследствии эта гора стала известна под названием Внутренней или Антониевой. Сарацины, проходя по данному маршруту, доставляли Антонию хлеб. Со временем, дабы никого не обременять доставкой еды, Антоний возделал участок земли и посеял пшеницу. Но люди всё равно шли. Тогда он стал выращивать и овощи, чтобы приходящие, после трудного пути, могли подкрепить свои силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Антоний, архиепископ Ставропольский см. Антоний (Романовский), митрополит Антоний, епископ Волынский, см. Антоний (Храповицкий) , митрополит Антоний, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский см. Антоний (Вадковский) , митрополит Антоний, митрополит см. Антоний (Храповицкий) , митрополит Антонин (Грановский), епископ, обн. митрополит 8, 9, 26, 31, 69–71, 76, 77, 79, 80, 82, 84, 96, 99, 103, 104, 119, 121, 126, 218, 219, 223, 226–228, 242, 246–248, 252, 253, 264, 265, 270–272, 282–286, 293, 300, 301, 307, 308, 312, 313, 318, 320, 321, 329–331, 334–336, 341, 346, 348, 351,357, 363–366, 368–381,390, 398, 463–465, 519, 574, 670–673. 687, 688, 747, 849, 874, 990 Антонин, епископ см. Антонин (Грановский), епископ, обн. мифополит Антонин, митрополит см. Антонин (Грановский), епископ, обн. митрополит Антонов А. Г., осуждённый по петроградскому процессу 251 Апраксин Петр Николаевич, князь, член Собора 1917–1918 гг. 192 Арефский Н., авт. соч. 71 Арий 257 Аристарх (Николаевский), обн. архиепископ 419, 673–675 Аристофан, др. греческий поэт 503 Аркадий Ильич см. Кузнецов Аркадий Ильич Армагаков Алексий, бывший священник 377, 378 Арсений (Брянцев) , архиепископ 162 Арсений (Краснов), обн. епископ 675 Арсений (Покровский), обн. архиепископ 420, 676–677 Арсений (Смоленец), архиепископ 240, 241 Арсений (Стадницкий) , митрополит 188, 209, 210, 243, 249 Арсений Мацеевич , митрополит Ростовский, свмч. 165 Арсений, архиепископ Новгородский см. Арсений (Стадницкий) , митрополит Арсений, епископ см. Арсений (Смоленец), архиепископ Арсений, митрополит см. Арсений (Стадницкий) , митрополит Артамонов Леонид Константинович, генерал, член Собора 1917–1918 гг. 192 Артемий (Ильинский), обн. архиепископ 79, 110, 248, 256, 304, 306, 308, 313, 317, 318, 338, 339, 677–679, 756, 831 Артемий, епископ Лужский см. Артемий (Ильинский), обн. архиепископ Артемий, епископ см. Артемий (Ильинский), обн. архиепископ Архангелов Серафим, петроградский обн. протоиерей 339, 1013 Аттила 293 Ауссэм, генеральный консул СССР в Париже 101

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

На минуту преосвященный Антоний вышел в кабинет и вернулся оттуда с карточками старообрядцев, бывших у него, и письмом епископа Михаила (Семенова). «Вас, владыко, послал Сам Господь сегодня. Ваше посещение для меня провиденциально». И начал рассказывать о недавних посетителях, которых он ожидает и сегодня. Я незаметно притворила дверь в переднюю, около которой, в комнате Желтовского, сидел он сам с келейником митрополита Павлом. Когда епископ Антоний, рассказывая что-то, уклонился в сторону, митрополит заметил ему это, попросив быть ближе к делу. Преосвященный отвечал, что это он нарочно делает, чтобы подольше удержать у себя владыку. И затем, не спеша, стал все подробно рассказывать. Когда дошло дело до письма епископа, он передал его митрополиту, но у владыки Владимира не оказалось очков, и, хотя он и взял в руки письмо, стараясь его прочитать, я не вытерпела и предложила свои услуги. Сначала епископ Антоний воскликнул: «Ни за что», но затем велел сесть поближе к митрополиту и пониженным голосом читать. Я села в кресло рядом с диваном и прочла письмо медленно, очень тихим голосом, при самом внимательном слушании этого чтения обоими владыками. По окончании его епископ Антоний сказал, что сегодня будет продолжение. Они придут к нему в 6 часов вечера, но он им ничего не ответит, а велит изложить свое дело письменно. О дальнейшем ходе его он сообщит владыке. «Хочется мне, чтобы эти овцы вернулись в наше стадо», – сказал епископ Антоний. «Смотрите, как бы они не оказались волками и не поймали бы вас», – ответил митрополит, чем вызвал такой убежденный в обратном возглас епископа Антония, что почувствовалась в нем сила нерушимая. Перед этим митрополит выразился так: «Что же делать, административных мер против этого, после данных свобод, предпринять нельзя, остановить их нельзя». Епископ Антоний: «Да я не с этой точки зрения. Мне хочется, чтобы они вернулись». Тут владыка митрополит встал и начал прощаться. На вопрос епископа Антония, где он будет служить 15-го, тот отвечал, что в Перерве, куда его, преосвященного Антония, он и приглашает. Владыка Антоний спросил меня, где я буду в этот день, и я напомнила им, что 15-го – день памяти тети Голицыной и мы все будем в Скорбященском монастыре на заупокойной обедне. Преосвященный Антоний выразил желание также приехать туда в этот день – помолиться на могиле тети (что и исполнил, несмотря на сильную бурю и холодную погоду).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010