Преподобный Антоний не изменял раз избранного пути; он и теперь хотел жить отшельником. Ему полюбился безмолвный Днепровский холм, куда уединялся и благочестивый Иларион, впоследствии митрополит. Призвав тёплой молитвой благословение Божие, он выкопал себе при подошве холма пещеру и стал жить в ней 137 . В глубине смиренной души своей Антоний оставался и теперь только духовным сыном Афонской горы и трудился над собой для своей вечности. К его утешению, пещера его была далека от глаз людских. Берестовский холм покрыт был тогда густым, дремучим лесом. И однако о дивном пещернике узнали люди и стали приходить к нему. Он не хотел светить другим, но жизнь его светила и каким светом! Антоний жил для одного Господа; а для кого же и жить должны люди? В молитве, трудах и подвигах проводил он время, не давая себе покоя ни днём, ни ночью; сухой хлеб, и то через день, был его пищей; простая вода, и та в меру, – питьё его. Какая полная любовь ко Господу! Какое жертвование собой для Него! К дивному подвижнику приходили и оживлялись для лучшей жизни. Одни приносили ему необходимое для жизни, по чувству любви благой, и принимали благословение для дома своего; а некоторые решались и жить с ним. Никон, по сказанию Нестора, является в пещеру уже в сане иеромонаха; по известиям его и других, видим здесь прежде 1045 г. Моисея, Леонтия, Илариона, Феодосия 138 . «Киевский Антоний, говорит Нестор, прославился как великий Антоний Египетский», и это ещё при Ярославе. Вел. князь Изяслав, лишь только вступил на престол, приходил (1054 г.) и с дружиной просить молитв Антония в его пещере 139 . Антоний сиял светом дел своих, но хранил глубокое смирение. По смирению не принимал он на себя сана священства. За пострижение двух придворных – Варлаама и Ефрема Изяслав воздвиг гонение на пещеру Антониеву и Антоний готов был безответно удалиться из Киева с учениками. Княжий отрок прибежал и известил о том князя. Супруга Изяслава, родом Польская княжна, уговорила князя – оставить иноков в покое. «За какое-то дело, говорила она, изгнаны были черноризцы и много бед вышло из того в Польской нашей стороне». Изяслав приказал воротить уходивших иноков и – Антоний остался, также покорный и смиренный 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С целью просвещения инородцев и вразумления заблуждающихся владыка Антоний учредил Братство святителя Гурия. Братство открыло на свой счет немало приходских школ и содержало их при приходах, выпустило множество вероучительных, богослужебных и учебных книг на местных языках. В результате усердной архипастырской деятельности преосвященного Антония прекратилось массовое отпадения крещеных татар в Казанской епархии, случаи отпадения стали лишь единичными. Владыка Антоний собирался сделать новое издание своего «Догматического богословия», исправленное и дополненное, но не решился на это, сказав так: «Боюсь, чтобы не нарушить той печати, какая назнаменована на этом труде моем духом разума и ведения в Бозе почившего Владыки (Филарета Киевского), так как менее всего поймут этот дух нынешние библиографисты и критики, хотя и богословы, и доктора богословия». Кроме того, преосвященный Антоний основал несколько миссионерских монастырей: Черемисский Михаило-Архангельский монастырь, Цивильский женский монастырь, Козмодемьянскую женскую общину. Высокопреосвященный Антоний благоустроил основанный до него женский общежительный Успенский монастырь в городе Чистополе. Он также обновил кафедральный собор в Казани, давно требовавший ремонта. За это он был удостоен благодарности от самого императора, когда тот приезжал в Казань. Владыка Антоний установил еженедельное чтение акафиста в честь святителя Гурия в четверг перед литургией, и сам регулярно совершал его. В 1874 году митрополит Московский Макарий (Булгаков) был назначен Синодом для ревизования Казанской духовной академии. Преосвященный Антоний с радостью принял Московского митрополита, с которым был близко знаком с 1848 года. Современники так характеризовали деятельность владыки Антония в Казанской епархии: «Можно смело утверждать, что после святителя Гурия ни один из последующих за этим первосвятителем иерархов Казанских не сделал для этой епархии столько добра и столько разнообразных и многочисленных заслуг, сколько Высокопреосвященный Антоний. С приездом владыки в Казань по всей епархии повеяло новым освежающим духом». Кончина архиепископа Антония (1879)

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Из многих добродетелей, роднивших Антония по духу со святителями Митрофаном и Тихоном, особенно следует отметить его молитвенный непрестанный подвиг и щедрую благотворительность: «засиял на свещнице церкви Воронежской третий светильник благочестия». По отзывам современников, Антоний был энергичным и смиренномудрым, правосудным и благостным, являя собой удивительно «полный, отрадный, идеальный образ архиерея». Часто он называл себя «послушником всех». Еще при жизни преосвященного Антония – «жителя из села Божией Матери, Лавры ее Печерской постриженника», как он сам себя называл, многие современники почитали его святым. Преподобный Серафим Саровский питал к святителю Антонию особенное благоговейное отношение, часто направлял богомольцев за духовным советом в Воронеж и называл его не иначе, как «великим архиереем Божиим» и своим «старшим братом», хотя они ни разу не встречались. Известно глубокое почитание архиепископа Антония святителем Московским Филаретом (Дроздовым), дивеевской блаженной Пелагеей Ивановной Серебренниковой, которую владыка Антоний благословил на тяжкий путь юродства во Христе. Будучи еще в начале своего иноческого пути, Антоний пользовался покровительством и уважением митрополитов Киевских и Галицких, Московского и Коломенского Платона (Левшина; † 1812). Позже Антоний имел братские молитвенные отношения с архиепископами Игнатием (Семеновым), своим преемником по Воронежской кафедре, и Казанским и Свияжским Филаретом (Амфитеатровым; † 1857), впоследствии – митрополитом Киевским и Галицким. В наибольшем духовном сродстве Антоний состоял с киевскими подвижниками иеросхимонахом старцем Парфением (Краснопевцевым) и своим духовным отцом иеросхимонахом старцем Вассианом (Балашевичем). В святости Антония не сомневались и современники, почитавшие святителя и пользовавшиеся его советами и покровительством. Среди них – Христа ради юродивые и старцы задонские: Антоний Алексеевич Монкин, Евфимия Григорьевна Попова (в монашестве Евгения), Матрона Наумовна Попова (в монашестве Мария), иеросхимонах Нафанаил (Остапов) и затворник Георгий Алексеевич Машурин (в монашестве Стратоник); сезеновский затворник Иоанн и белогорская блаженная старица-пещерокопательница Мария Шерстюкова. Известны слова (1915) архиепископа Воронежского и Задонского священномученика Тихона (Никанорова): «Святитель Антоний – накануне своего прославления» и обращенный к пастве из Соловецкого заключения завет другого Воронежского священномученика – архиепископа Петра (Зверева) молитвенно чтить святителя Антония. К памяти Антония с благоговением относилась великая княгиня преподобномученица Елисавета Феодоровна Романова.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

Сей муж стяжал такое послушание, что ему дана была от Бога власть изгонять бесов. Великий Антоний, видя, что старец ревностно подражает ему во всяком роде подвижничества, сказал ему: «Смотри, брат! Если ты можешь ежедневно так подвизаться, то оставайся со мною». Павел отвечал: «Может быть, ты покажешь мне со временем и больше что-нибудь – не знаю, но, что доселе ты делал при мне, все то и я делаю легко». На другой день после сего Антоний сказал Павлу: «Во имя Господа ты уже стал монахом». Уверившись наконец вполне, что раб Христов Павел, хотя весьма прост и не учен, но совершен душою, блаженный и Великий Антоний спустя несколько месяцев, при содействии благодати Божией, устроил ему особую келию поприща за три или за четыре от своей и сказал: «Вот ты, при помощи Христовой, стал уже монахом; живи теперь один, чтобы испытать искушение и от демонов». Прожив год в уединении, Павел Простый за высокое совершенство в добродетели подвижнической удостоился дара изгонять демонов и целить всякие болезни. Однажды привели к блаженному Антонию в крайней степени бесноватого юношу: в него вселился главный, лютейший демон, который даже изрыгал хулы на Небо. Антоний Великий, посмотрев на юношу, сказал приведшим его: «Это не мое дело: я не получил еще власти над сим главным чином демонов. Этот дар имеет Павел Простый». Сказав сие, блаженный Антоний вместе с ними пошел к доблестному Павлу и, пришедши к нему, сказал: «Авва Павел! Изгони демона из этого человека, дабы он здравым возвратился в дом свой и славил Господа». Павел спросил его: «А ты что?». «Мне некогда, – отвечал Антоний, – у меня есть другое дело», – и, оставив у него отрока, ушел в свою келию. Незлобивый старец встал, совершил усердную молитву и, призвав бесноватого, говорит: «Авва Антоний повелевает тебе выйти из сего человека, чтобы он, выздоровев, славил Господа». Диавол с ругательством вскричал: «Не выйду!». Павел, взяв свою милоть, стал бить ею бесноватого по спине, говоря: «Выдь, авва Антоний повелевает». Но демон стал еще сильнее поносить Павла вместе с Антонием: «Старые вы тунеядцы, сонливые, ненасытные, никогда не довольные своим! Что общего у нас с вами? Что вы мучите нас?». Наконец Павел сказал: «Выдь, или я пойду и скажу Христу; если ты не выйдешь, клянусь Иисусом, я тотчас пойду скажу Ему, и тогда горе тебе!». Лютый демон начал поносить и Иисуса, продолжая кричать: «Не выйду!».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Преподобный Антоний (1792–1877) О том, что отец Антоний (Медведев) станет наместником Троице-Сергиевой лавры, ему предсказал преподобный Серафим Саровский : «Помысл Божий вверяет тебе обширную лавру». Известно, что ректор Московской духовной академии профессор протоиерей Александр Горский , глубоко его уважавший, обыкновенно называл преподобного Антония по обилию познаний «самородком», а по строго иноческой жизни – «аввой». Преподобный Антоний был духовным отцом святителя Филарета Московского . Святитель не только посылал для проверки к отцу Антонию некоторые из своих проповедей, но и обсуждал и свои личные дела, и дела, связанные с управлением епархии. По совету преподобного святитель Филарет отказался освящать Триумфальные ворота в Москве, на которых были изображения языческих богов. Это могло вызвать недовольство Государя, но преподобный сказал своему духовному сыну: «Помните, что вы епископ христианский, пастырь Церкви Христовой, которому страшно одно – разойтись с волею Иисуса Христа». Наместником Сергиевой лавры преподобный Антоний был назначен 23 февраля 1831 года. За сорокашестилетнее наместничество он привел обитель преподобного Сергия к процветанию. Но главное, о чем заботился отец Антоний – это духовная сторона иночества. Он устроил Гефсиманский скит; где позднее просияли великие старцы. Устав для скита был заимствован частью из афонских, частью из молдавских монастырей, и руководителями иноческой жизни приглашены были питомцы монастырей, основанных преподобным Паисием Величковским . Для возбуждения и поддержания духа истинного монашества, отец Антоний собирал переводы аскетических сочинений преподобного Паисия Величковского . Он также помогал оптинским инокам в издании полезных для иночества книг. По поручению святителя Филарета отец Антоний просматривал перевод творений преподобных Исаака Сирина и Иоанна Лествичника , когда их готовили к изданию в Московской духовной академии. Получив записки о жизни и наставлениях игумена Назария Валаамского, он просил профессора Московской духовной академии Петра Симоновича Казанского отредактировать их для печати.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«С новым саном я скоро должен буду оставить академию, – писал владыка Антоний. – К сожалению, преемник мне кто будет, неизвестно. Но я боюсь, как бы не обошли у нас своих достойных и готовых, и не прислали кого со стороны». Действительно, в Киевскую академию были назначены ректор архимандрит Израиль и инспектор Валериан. Оба они были не из числа выпускников академии, и результат сказался немедленно. Епископ Антоний писал: «Крепко обидели нашу академию в последнее время, обобрали, набросали сюда, кого попало, парализовали все...». Только когда был назначен инспектором, а впоследствии ректором архимандрит Сильвестр (Малеванский) – постриженик преосвященного Антония – жизнь в академии вошла в норму. В 1859 году ушел на покой архиепископ Смоленский Тимофей, более 25 управлявший епархией. На его место был назначен епископ Антоний. Вступив на кафедру, Владыка энергично принялся благоустраивать жизнь своей паствы. Заботясь о красоте богослужения, он ввел в епархии богослужебный порядок по образцу Киевской академии. Владыка Антоний обрадовал смоленскую паству своим прилежанием к богослужению. Он часто служил, был ревнителем церковного устава и не желал даже небольших сокращений в богослужении. Видя такой пример архиерея, жители Смоленска охотно присутствовали на богослужении несмотря на его продолжительность. Епископ Антоний часто совершал поездки по епархии. Понимая важность церковного образования, Владыка увеличил число церковноприходских школ. Преосвященный Антоний существенно повысил уровень обеспечения учителей духовно-учебных заведений, за что удостоился Высочайшей благодарности. В 1866 году епископ Антоний (Амфитеатров) был назначен на казанскую кафедру. На следующий год он был возведен в сан архиепископа Казанского. Ко времени его назначения крещеные татары целыми деревнями отступали от веры. Владыка, прибыв в Казань, энергично принялся за устройство миссионерского дела в этом крае. Он усилил программу преподавания миссионерских наук в Казанской духовной академии и семинарии, покровительствовал благосостоянию и развитию Казанской центральной школы для крещеных татар, содействовал приходским священникам в изучении местных языков, в особенности татарского.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

   Подробных правил относительно монашеской жизни Антоний не давал своим ученикам; но в общем виде он точно определял те требования, какие они должны были выполнять, чтобы достигнуть высшего нравственного совершенства. Так, он словом и примером собственной жизни заповедовал им: полное отречение от всех земных благ, совершенную преданность воле Божией, молитву, уединенные размышления о Боге и мире духовном, телесный труд и прочее.    Через шесть лет (312 г.) после основания монашеской общины преподобный Антоний, обеспокоиваемый множеством посетителей, удалился из развалин крепости в так называемую внутреннюю пустыню, отстоявшую на три дня пути к востоку от места его последних подвигов, и поселился в одной горной пещере. Только по временам приходил он к оставленной им братии для назидания и укрепления ее в духовной жизни. Но народ нашел его и в новом его уединении, тем более, что Господь сподобил великого подвижника дара чудотворения и прозрения. Люди всех сословий, богатые и бедные, знатные и незнатные, приходили к нему в пустыню, одни — чтобы видеть святого мужа, другие — чтобы получить от него совет, утешение, или исцеление. Приходили к нему даже языческие ученые, привлекаемые его славою, и вступали с ним в споры о вере. Антоний, глубоко изучивший человеческую природу и уединенными размышлениями достигший полного христианского ведения, своими простыми безыскусственными рассуждениями всегда одерживал над ними верх. Слава Антония была так велика, что даже сам император Константин обращался к нему с письмом, в котором называл его отцом и убеждал писать к себе о нуждах. Но Антоний, порвавший все связи с миром, не хотел было даже принять письма и, только по убеждению братии, принял и написал ответное письмо, в котором, верный самому себе, хваля благочестие царя, советовал ему не превозноситься царским званием, так как цари земные имеют над собою Царя Небесного, Иисуса Христа.    В течение своей долговременной отшельнической жизни преподобный Антоний только два раза оставлял свою пустыню и появлялся в мире. В первый раз он приходил в Александрию в 311 году, во время гонения Максимина, чтобы ободрить и утешить страдальцев за веру, а во второй раз — тоже в Александрию в 351 году, чтобы поддержать православных в борьбе с арианами. В последний раз появление в шумном городе уважаемого столетнего пустынника было особенно благодетельно для Церкви; в несколько дней он обратил ко Христу значительное число язычников и еретиков. В последние годы своего пребывания во внутренней пустыне преподобный Антоний встретил там Павла Фивейского, еще прежде него начавшего подвижническую жизнь и, до встречи с ним, не видавшего человеческого лица; по сказаниям житий, Антоний и похоронил Павла. Сам Антоний, проживши в пустыне более 85 лет, мирно скончался в 356 году (105 лет от роду).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3254...

Преподобный Антоний Великий жил в III–IV веке. Родители его были люди богатые, благородные и притом благочестивые. Они и воспитали сына в страхе Божьем. Юноша любил читать слово Божие и старался прилагать его к жизни. 20-ти лет он лишился родителей. Устроив свою сестру, сам он пожелал удалиться из мира. Услышав в храме слова Христовы: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небеси, и следуй за Мною», св. Антоний принял их за призыв Божий, продал свое имение, раздал нищим и поселился в пустыне, близ одного старца. Ища совершенного уединения, он переплыл реку Нил и поселился в пещере. Здесь предался богомыслию, молитве, посту и труду. Тяжела была жизнь молодого пустынника. Ему приходилось терпеть и холод, и зной и при этом еще разные искушения от дьявола. Дьявол всячески старался выжить св. Антония из пустыни: являлся ему в виде львов, волков, змей и скорпионов, которые рвались в его пещеру. Святой молитвой и крестным знамением отражал козни злого духа. «Господи, научи меня, как спастись; меня смущают помыслы!» – восклицал Антоний к Богу и увидел пред собой человека, который работал, а потом молился. Это был ангел, посланный Богом для указания Антонию средства к спасению. Через 20 лет подвигов св. Антоний достиг, наконец, светлого и спокойного состояния духа, и тогда Господу было угодно явить праведника людям для их спасения. Узнав о святом, многие приходили к нему: одни для наставления, а другие для жительства под его руководством. Таким образом, явилось в пустыне много иноческих обителей и скитов, и Антоний был руководителем иноков, живших в этих обителях и скитах. Св. Антоний 85 лет провел в уединении, и за все это время только два раза оставлял пустыню и являлся в Александрию: один раз для укрепления христиан во время гонения от Максимилиана, в другой раз для противодействия ереси Ария. В это время он сотворил много чудес. «Как ты можешь жить в пустыне без книг?» – спросил Антония один ученый. «Книга моя – природа, которая всегда при мне», – отвечал он. Св. Антоний писал много писем к разным лицам. Когда наступил конец жизни св. подвижника, он дал наставление своим ученикам и приказал не хоронить его в Египте – с суетною честью, а похоронить в пустыне. Скончался в 356 г., будучи 105 лет. Св. Антоний почитается учредителем пустынного монашеского жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Однажды, среди ужасной борьбы с помыслами, Антоний воззвал: “Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне”. Вдруг он видит: кто-то похожий на него сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу. “Делай так и спасешься”, — сказал ему ангел Господень. Уже двадцать лет жил Антоний в своем уединении, когда некоторые из друзей его, узнав об его местопребывании, пришли, чтобы поселиться вокруг него. Долго они стучали к нему и просили его выйти к ним из своего добровольного заключения; наконец решились уже выломать двери, как Антоний отворил их и вышел. Они удивились, не найдя в нем следов изнурения, хотя он подвергал себя величайшим лишениям. Небесный мир царствовал в его душе и отражался на лице. Спокойный, сдержанный, ко всем одинаково приветливый, старец скоро сделался отцом и наставником многих. Пустыня оживилась: в горах кругом явились обители иноков; множество людей пело, читало, постилось, молилось, трудилось, служило бедным. Святой Антоний не давал своим ученикам каких-либо определенных правил для монашеской жизни. Он заботился только о том, чтобы укоренить в них благочестивое настроение, внушал им преданность воле Божией, молитву, отрешение от всего земного, неусыпный труд. Но святой Антоний в самой пустыне тяготился многолюдством и искал нового уединения. “Куда ты хочешь бежать?” — был голос с неба, когда он на берегу Нила дожидался лодки, чтобы удалиться от людей. “В верхнюю Фиваиду”, — отвечал Антоний. Но тот же голос возразил ему: “Поплывешь ли ты вверх — в Фиваиду, или вниз — в Буколию, тебе не будет покоя ни там, ни здесь. Иди во внутреннюю пустыню”. Так называлась пустыня, лежавшая близ берегов Красного моря. Туда и пошел Антоний вслед за проходившими сарацинами. Через три дня пути нашел он дикую высокую гору с ключом воды и немногими пальмами в долине. На этой горе он и поселился. Здесь он обработал небольшое поле, так что теперь никому не нужно было приходить к нему и приносить хлеба. По временам он посещал братию. Верблюд нес на себе хлеб и воду для поддержания сил его во время этих тяжких путешествий по пустыне. Впрочем, почитатели святого Антония открыли и последнее его уединение. Во множестве стали приходить к нему искавшие его молитв и наставлений. Приводили к нему болящих; он молился о них и исцелял их.

http://pravoslavie.ru/1581.html

Неандер, Шафф и др. хотя сомневаются, но не отвергают вполне рассказа Иеронима, считая только подробности его вымыслом 301 . Незадолго до своей смерти Антоний обошел в последний раз ближайшие поселения своих учеников. Пришедши в монастырь Писпер, он сделал ученикам последнее свое наставление. «Выслушайте, сказал он им, последнее наставление отца вашего. Я более не увижу вас в этой жизни; мне уже сто пять лет; сама природа дает знать о сроке разрешения моему телу» 302 . Затем Антоний внушал им сохранять себя в чистоте, не сообщаться с еретиками и твердо держаться правой веры в Господа Иисуса Христа и преданий святых. Потом, удалившись из монастыря на гору вопреки желанию своих учеников остаться в монастыре до своей смерти, Антоний вскоре подвергся болезни. Призвав двоих учеников, бывших в последние годы его жизни постоянно при нем, Антоний и им преподал наставление, как они должны жить, оставшись одни; просил их помнить то, что он говорил им прежде; распорядился между прочим и относительно своего имущества: «епископу Афанасию, сказал он, отдайте одну милоть и подосланную подо мною одежду, – она дана мне новою им и у меня износилась; а епископу Серапиону отдайте другую милоть; власяницу возьмите себе» 303 . Пред своею смертью Антоний сделал также завещание и относительно своего погребения. Зная, что между многими египетскими христианами удерживается еще прежний обычай язычников – не зарывать в землю умерших, а полагать их в гробах и держать у себя дома в особо приготовленных местах, Антоний как прежде вооружался против этого обычая, убеждая мирян и даже самих епископов оставить его, так и самого себя пред смертью завещал похоронить в землю, в неизвестном для других месте 304 . Причиною последнего распоряжения Антония было опасение, как бы простой народ, узнав о месте его погребения, не сделал его могилы предметом суеверного почитания. Сделав эти распоряжения, Антоний спокойно умер в глубокой старости, имея от роду около 105 л., в 355 или в 356 г. по Р. X. 305 . Согласно завещанию ученики Антония предали тело его земле и «кроме их двоих, говорит Афанасий, доселе никто не знает, где оно похоронено» 306 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010