1638       См.: Сове Б.И. Проблема исправления богослужебных книг в России в веках//Богосл. тр. 1970. Сб. 5. 1639       Идея совершения всенощной в соответствии со всеми требованиями Типикона (с пением, например, целиком 103-го псалма с припевом к каждому стиху, всех 8 псалмов 1-й кафизмы, протяжным пением двух полиелейных псалмов или 118-го псалма, с пением 120 ирмосов и тропарей канона, стихир, седальнов, тропарей и т.д., а также с 7 чтениями), вероятно, впервые в России после XVII в. (известно, что ни в одном русском монастыре ныне не поется в цельном виде канон, а тропари его читаются, так же как не поются нигде вся 1-я кафизма, полиелей или непорочны), принадлежала профессорам академии о. Прилуцкому и М.Н. Скабаллановичу , а осуществлена она была силами студентов академии. Богослужение продолжалось с 6 час. вечера до 1 час. 50 мин. ночи при полном воодушевлении служащих, певчих и всех присутствовавших. Предполагалось повторение «идеальной» всенощной с пением большим знаменным распевом, что должно было удлинить службу часа на 3–4 (неизвестно, однако, была ли эта идея реализована). 1642       Из истории изображения креста/Прибавления к Творениям свв. отцев. 1889; Места молитвенных собрании христиан I–III веков. С. Посад, 1898; Из христианской иконографии. С. Посад. 1903; Сборник статей по литургике и церковной археологии. С. Посад. 1911; Из чтений по церковной археологии и литургике. Пг., 1918. 1644       Литургия в первые века христианства (из лекций)//Богосл. вестник. 1913. 7, 8, 10, 12; Историческое объяснение обрядов литургии (из лекций)//Богосл. вестник. 1915. 7, 8. 1645       История чинопоследований Крещения и Миропомазания. Казань, 1884; Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви: опыт внешней истории. Т. 1–3. Одесса, 1894 (репр.: M., 1995). 1646       См. также его: К истории молитв на разные случаи. Одесса, 1896; Врачевальные молитвы. Одесса, 1901. 1647       См., например: Тураев Б.А. К истории греческого периода в верхнеегипетском богослужении//Виз. временник. 1900. Т. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На нашем языке и книг классических мало. Знание латинского языка совершенно много содействует красноречию и российскому. Сие пишу с общего совета ректоров – академического и Троицкого, и префектов и преосв. Серафима». (Истор. Троицк, сем. 310. 340). Митр. же Амвросий, как видно, не разделял такого взгляда, и Комитет 1807 г. восстал против чрезмерного преобладания латыни, рекомендуя заменить ее языком греческим, от которого ждал возрождения самостоятельности для всей вообще русской православной образованности. Гораздо позднее (1834 г. ) Моск. митрополит Филарет писал по этому поводу: «владычество в православном богословии латинского языка, прежде языческого, а ныне папистического и протестантского, есть явление не довольно сообразное с духом и целию духовных училищ церкви восточной. По сему полагаю преподавание некоторых частей богословия (в семинариях) на русском языке оставить без преследования» (Смирн. Ист. Моск. ак. 96). 36 По предписанию Комиссии дух. уч. 1825 г., обязательными учебниками были признаны следующие: по объяснению Св. Писании – руководство митр. Амвросия; по богосл. толковательному – соч. Рамбахия; по догматическому и деятельному – Феофилакта Переяславского; по обличительному богосл. – Иринеа Фальковского; по богосл. беседовательному – руководство к церковному красноречию; по философии – книги Баумейстера и Брукнера; по словесности – риторика Бургия, с присоединением курса всеобщей словесности Мейнерса, также Лактанций (собственно для учителей); по французски – грамматика Перелогова. По прочим предметам оставлены прежние до усмотрения. Об этих книгах сказано будет ниже. 38 По конспекту ректора Нафанаила (1829 г. ), это уже составляет особую часть богословия, под заглавием: Введение в науку богословия. 40 Впоследствии, находясь в отставке и проживая в Желтикове монастыре, архимандрит Макарий хотел продолжить и закончить свой труд и с этою целью выхлопотал от Св. Синода пособие в 300 р. на издание, но дело издания не состоялось. 41 Введенная архим. Макарием рубрика: «доказательство чрез собственное размышление», дала повод на одном из публичных экзаменов к возражению со стороны митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

744 . Денн М. Вклад Сергея Булгакова в дело оправдания и исследования имяславия//С. Н. Булгаков: Религиозно-философский путь. Междунар. науч. конф., посвященная 130-летию со дня рождения, 5–7 марта 2001 г. М. 2003. 208–217. 745 . Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко)//Сост. Игнатенко Г. П., Чинякова Г. П. М. 1996. 746 . Забытые страницы русского имяславия. Сборник документов и публикаций по афонским событиям 1910–1913 гг. и движению имяславия в 1910–1918 гг/Сост. Хитров А. М., Соломина О. Л. М. 2001. 528. 747 . Иларион (Алфеев) , игумен. Имя Божие и молитва Иисусова в молитвенной практике и аскетической традиции восточного христианства//ЦиВ 2001. 4(17). 748 . Иларион (Алфеев) , еп. Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров. СПб. 1–2 (2002). 653, 578. Гаврилюк Павел, диакон.//ЖМП 2003. 2. 90–92; Михайлов П. Вечный спор о Священном Предании//Богословский сборник Правосл. Свято-Тихоновского Богосл. Института.. М. 2003. 11. 469–473. 749 . Имяславие: Антология. Сост. Половинкин С. М., Полищук Е. С. М. 2002. 544. Резниченко А.//ЖМП 2003. 2. 93–96. 750 . Ириней (Середний), архим. Профессор С. В. Троицкий : его жизнь и труды в области канонического права//БТ 1974. 12. 217–274. 751 . Камчатнов А. М. Философы-имяславцы о связи смысла и звука//Ежег. 8-я богосл. конференция Правосл. Свято-Тихоновского Богосл. Института, 29–31 янв. 1998. М. 1998. 79–85. 752 . Камчатнов А. М. Акт номинации и его метафизические предпосылки (по учению С. Булгакова и А. Ф. Лосева )//Образ мира – структура и целое. М. 1999. 259–266. 753 . Капитанчук В. Имяславие//Царь-Колокол. 1990. 6–7. 754 . Козырев Ф. Н. Поединок Иакова. СПб. 1999. 755 . Кравецкий А. Г. К истории спора о почитании Имени Божия//БТ 1997. 33. 155–164. 756 . Лескин Д. В. Философия имени в России в контексте афонских имяславских споров 1910-х годов. Автореферат диссертации на соискание степени канд. филос. наук. М. 2001. 757 . Лескин Димитрий, свящ. Отражение имяславских споров в частной переписке участников «Новоселовского кружка»//ЦиВ 2001. 4(17).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

39 Феодосий (Макаревский; 18225.02.1885). Окончил Черниговскую ДС, в 1849 – КДА, магистр богосл. 1850 – проф. Смоленской ДС, учитель в училище девиц дух. звания. 1852 – иерей, член Вяземского дух. правления, катехизатор, цензор проповедей. 1855 – протоиерей. В 1861 после смерти жены пострижен в монашество, инсп. Смоленской ДС. 1862 – архимандрит, инсп. Петербургской ДС. 1863 – ректор Воронежской ДС, наст. Алексеевского Акатова м-ря. 1866 – ред. Воронежских епарх. ведомостей. 1867 – еп. Острогожский, вик. Воронежской епархии. 1871 – еп. Екатеринославский и Таганрогский. При нем в епархии стали проводиться окружные, благочиннические и епархиальные съезды духовенства, на которых происходили выборы благочинных (Русское православие). 40 Иларион (Юшенов; 22.02.182418.01.1904). В 1844 окончил Смоленскую ДС, иерей. В 1856 овдовел. В 1873 пострижен и возведен в сан игумена, настоятель Смоленского Троицкого м-ря, архимандрит. 1878 – наместник КПЛ. 1884 – еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии. 1887 – еп. Полтавский и Переяславский. В 1888 основал в Полтаве епарх. комитет Всероссийского Миссионерского Общества. В 1890 по его инициативе в Полтаве открыто Свято-Макарьевское епархиальное братство, которое повлекло за собой открытие во многих местах приходских братств (Мануил, III. 219231). 41 Виталий (Иосифов; 183215.09.1892). В 1854 окончил Воронежскую ДС, учитель в народном училище. В 1856 рукоположен в иерея, служил на приходе. В 1859 овдовел. 18611865 – учился в КДА, магистр богосл. 1865 – иеромонах, проф. Киевской ДС. 1875 – ректор Киевской ДС. 1883 – еп. Чигиринский, вик. Киевской епархии. 1885 – еп. Тамбовский и Шацкий. 1890 – еп. Калужский и Боровский (ПЭ VIII. 561). 42 Поликарп (Розанов; 182824.10.1891). Учился в Скопинском дух. училище и Рязанской ДС. 1852 – окончил МДА, магистр богосл., вольнослушатель медицинского ф-та Московского университета. В 1857–1884 препод. Киевской ДС. 1884 – иеромонах, архимандрит, наст. Киево-Николаевского м-ря. 1884 – еп. Уманский, 2-й вик. Киевской епархии. В 1887 упр. Курской епархией. 1888 – еп. Екатеринбургский и Ирбитский (Русское православие).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

714. Ведерников А. В. Владимир Лосский и его богословие//Богосл. тр. — 1972. — Сб. 8. — С. 215–230. Упоминание о свт. Игнатии среди «стяжателей Духа»: прп. Паисия Величковского, свт. Тихона Задонского, свт. Феофана Затворника — с. 227. 715. Памяти игумена Марка (Лозинского)//Журн. Моск. Патриархии. — 1973. — С. 28–29. Г. Пути русского богословия/Предисл. прот. И. Мейендорфа. — 2-е изд. — Париж, 1981. О богословии свт. Игнатия — с. 393. 717. Осипов А. Основы духовной жизни по творениям еп. Игнатия//Журн. Моск. Патриархии. — 1983. — С. 71. 718. Флоровский Г. Пути русского богословия/Предисл. прот. И. Мейендорфа. — 3-е изд. — Репринт. изд. 1937. — Париж: Ymca-Press, 1983. — 600 с. — По указ. именем.: Игнатий Брянчанинов, еп. — с. 584. 719. Ильичева Н. Святитель Игнатий Брянчанинов о духовной жизни//Журн. Моск. Патриархии. — 1989. — С. 56–57. 720. Исайя (Белов). Предисловие [перед публикацией соч. «Слово о человеке»]//Богосл. тр. — 1989. — Сб. 29. — С. 284. 721. Бубнова В. А. Дорогою к Ниловой пустыни//С.-Петерб. епарх. вед. — 1990. — С. 78–80. Упоминание о свт. Игнатии как продолжателе духовной традиции старца Нила Сорского. 722. Исайя (Белов). Предисловие к «Слову о ангелах»//Богосл. тр. — 1990. — Сб. 30. — С. 305. 723. Новоселов М. А. Забытый путь опытного богопознания: (В связи с вопросом о характере православ. миссии)/Братство Всемилостивого Спаса. — Репринт. изд. 1902 г. — М., 1991. — 69 с. — (Религиоз.-филос. б-ка; Вып. 1). О сочинениях свт. Игнатия — с. 56, 60. 724. Серафим (Роуз). Душа после смерти: Соврем. «посмерт.» опыты в свете учения Православ. Церкви (с прил. рассказа блаж. Феодоры о мытарствах): Пер. с англ. — М.: Макао и К°, 1991. — 247 с., 1 л. портр. — Из содерж.: Прил. IV. По поводу критики еп. Феофаном еп. Игнатия. — С. 219–226. О свт. Игнатии см. также — с. 10–11, 32–33, 35–36, 65–66, 68–70, 72, 84, 117. 725. Флоровский Г. Пути русского богословия/Предисл. прот. И. Мейендорфа. — Репринт. изд. 1937 г. — Вильнюс: тип. «Вильтис», 1991. — 600 с. — По указ. имен см.: Игнатий Брянчанинов, еп. — с. 584.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

— А бывает, что неверующие люди, будучи уже в зрелом возрасте, все же приходят к вере в Бога? — Таких примеров немало. Недавно пришел 60-летний мужчина и попросил его окрестить. Сказал, что работал на телевидении, делал репортажи на православные темы, но сам все откладывал принять крещение. Был и такой случай. На Пасху пришел в храм пожилой человек — ветеран войны с множеством наград и попросил его крестить. Ему поясняют: надо подождать, сейчас Пасха, а он говорит, что ему было видение, и креститься надо именно сегодня. Его окрестили. — Нашли ли в Православной Церкви свое место такие современные технические новшества, как сотовые телефоны, компьютеры, Интернет и другое? — Конечно, сотовые телефоны проникли везде. Есть они и у священнослужителей. Никто не воспрещает ими пользоваться. Единственное, во время службы мы просим прихожан выключать свои телефоны. Разумеется, используются компьютеры и другая современная техника. Без нее сейчас немыслимо ведение документации. Сейчас приходы стали использовать Интернет. Сайт — эффективный способ донести информацию до тех из прихожан, кому это удобно. На них помещаются расписание богослужений, анонсы приходских мероприятий, новости, рассказы о праздниках, странички для детей. Есть разделы, ориентированные на более широкую аудиторию. Сюда входят публикации духовенства, рубрики «Вопросы и ответы» и др. Домовой храм святой мученицы Татьяны при МГУ им. М.В. Ломоносова — пионер в этом отношении. Не так давно был создан официальный портал Русской Православной Церкви. На Пресне, например, собственный сайт есть у храма Святителя Николая на Трех Горах в Нововаганьковском переулке. Однако не стоит забывать, что никакие технологии не заменят личного, живого участия в церковном богослужении. — Считает ли Церковь вредным для души ребенка компьютерные игры? На что лучше обратить внимание родителям, чтобы компьютер приносил для детской души больше пользы и меньше вреда? — Мне кажется, чем меньше ребенок будет проводить время за компьютером, тем лучше. И чем позже дети садятся за компьютер, тем полезнее для них. Это все-таки виртуальный мир, а не настоящий. Кроме того, ребенку нужно двигаться, нужны физические упражнения, да и просто гулять и дышать свежим воздухом. Если мы будем воспитать детей так, чтобы они проводили время в виртуальном мире, отучались самостоятельно и творчески работать, мыслить, то вырастим людей пассивных, бездуховных.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204709...

- Пресса - Кино - Радио - Телевидение Пользовательский раздел «Картинки» - это фото, видео, рисунки и иные графические и медиа материалы, которые будут загружаться и систематизироваться на Ярпросвете самими пользователями. Для размещения и классификации материалов потребуется зарегистрироваться на нашем интернет-портале. Возможность просматривать весь архив будет предоставлена всем посетителям свободно. Раздел «Воцерковление» будет содержать актуальную информацию для тех, кто интересуется таинствами Церкви, Богослужением, обрядовой стороной, приходской жизнью. Особое внимание будет уделено подготовке к таинству Крещения и непосредственно воцерковлению. Именно воцерковление, то есть вхождение человека в Церковь в качестве полноценного и полноправного Её члена, является существенной проблемой. Раздел «События» - это календарь предстоящих мероприятий духовно-нравственной, образовательной, просветительской направленности для детей, подростков и взрослых, который будет содержать помимо даты прохождения самого события, и повестку дня, и анонсы, и возможность связаться с организаторами, и еще ряд дополнительных сервисов. В этом разделе обязательно будет информация о наших Романовских чтениях. Представьте, как возрастет количество участвующих и расширится повестка дня наших чтений, если на специализированном интернет ресурсе это мероприятие будет заблаговременно и профессионально анонсировано. Раздел «Православное образование» - это перечень православных воспитательных и образовательных учреждений, информация о местонахождении и графике работы Воскресных школ Ярославской епархии, летних, зимних лагерях, духовно-просветительских центров для взрослых, перечень всех Православных гимназий и школ. Ярпросвет.ру предоставит представителям учебных учреждений возможность сделать индивидуальным раздел о своем учебном заведении. Так в Ярославской Губернской гимназии дети уже приступили к обсуждению того, каким мог бы быть раздел на Ярпросвет.ру, посвященный любимой гимназии. Одно из самых важных, на чем стоит остановиться особо, - это то, что настоящий портал будет проектом, который работает по принципу Web (веб) 2.0. Особенностью Web (веб) 2.0 является принцип участия пользователей в наполнении и многократной выверке контента (содержимого). Мы планируем сделать этот ресурс действительно народным, для этого мы планируем разумно совместить такие возможности, как фолксономия и таксономия. Под фолксономией понимают практику совместной категоризации информации (статей, фото, видео, методического материала) посредством произвольно выбираемых ключевых слов. А под таксономией - заданную заранее категоризацию посредством иерархических классификаторов.

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/30/...

Важным событием в жизни Отдела стала презентация  15 февраля  2006 г. молодежного портала «МИР РПЦ — Молодежный информационный ресурс Русской Православной Церкви «Обретенное поколение» —  mir-rpz.ru.  Портал ежедневно обновляется, функционирует новостная лента, представлены электронные версии периодических изданий Отдела, размещен каталог изданий Крутицкого подворья и молодежных изданий, включающий в себя более 140 наименований, каждое из которых снабжено аннотацией. На портале в полном объеме представлена официальная информация в сфере молодежной работы: Концепция молодежного служения, утвержденная Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, документы Съезда православной молодежи, доклады, интервью и приветствия Святейшего Патриарха, официальная хроника, материалы региональных съездов, информация о проектах отдела, анонсы основных мероприятий. Деятельность Общественных организаций  Всероссийского православного молодежного движения и Братства православных следопытов отражены на сайте sretenie.ru Синодальный отдел продолжал осуществлять издательскую деятельность.  Изданы три номера иллюстрированного  журнала  «Семья России». Отделом выпущено значительное количество методических материалов по православному молодежному служению, раскрывающих Концепцию молодежного служения, рассказывающих о конкретных проектах Отдела, освещающих актуальные вопросы молодежной политики, вопросы миссии и евангелизации молодежи. Изданы иллюстрированный альбом «Обретенное поколение», подводящий итоги пятилетней деятельности Отдела  и буклет  «Синодальный отдел по делам молодежи», издано несколько номеров молодежных журналов «Сретение», «Следопыт». Продолжало свою деятельность Издательство Крутицкого Патриаршего Подворья при отделе по делам молодежи, выпустившее в свет ряд книг по истории Русской Церкви в новейший период. С 2003 г. на Крутицком Подворье действует Центр библейско-патрологических исследований. Возрождение традиции такого рода исследований — важнейшая задача православного научного сообщества в современной России. Центр призван оказывать поддержку молодым ученым, посвятившим свою жизнь изучению святоотеческого наследия Церкви. Центр развивает свою деятельность в тесном сотрудничестве с Богословской комиссией Русской Православной Церкви. Центр осуществил издание ряда книг, в том числе Комментарии на книги Нового Завета, неиздаваемые ранее работы св. Леонтия Византийского, преп. Феодора Сикеота, блаженного Августина, свт. Николая Мефонского, св. Максима Исповедника, свт. Фотия Константинопольского, и другие.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Важным событием в жизни Отдела стала презентация 15 февраля 2006 г. молодежного портала «МИР РПЦ – Молодежный информационный ресурс Русской Православной Церкви «Обретенное поколение» — mir—rpz.ru. Портал ежедневно обновляется, функционирует новостная лента, представлены электронные версии периодических изданий Отдела, размещен каталог изданий Крутицкого подворья и молодежных изданий, включающий в себя более 140 наименований, каждое из которых снабжено аннотацией. На портале в полном объеме представлена официальная информация в сфере молодежной работы: Концепция молодежного служения, утвержденная Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, документы Съезда православной молодежи, доклады, интервью и приветствия Святейшего Патриарха, официальная хроника, материалы региональных съездов, информация о проектах отдела, анонсы основных мероприятий. Деятельность Общественных организаций Всероссийского православного молодежного движения и Братства православных следопытов отражены на сайте sretenie.ru Синодальный отдел продолжал осуществлять издательскую деятельность. Изданы три номера иллюстрированного журнала «Семья России». Отделом выпущено значительное количество методических материалов по православному молодежному служению, раскрывающих Концепцию молодежного служения, рассказывающих о конкретных проектах Отдела, освещающих актуальные вопросы молодежной политики, вопросы миссии и евангелизации молодежи. Изданы иллюстрированный альбом «Обретенное поколение», подводящий итоги пятилетней деятельности Отдела и буклет «Синодальный отдел по делам молодежи», издано несколько номеров молодежных журналов «Сретение», «Следопыт». Продолжало свою деятельность Издательство Крутицкого Патриаршего Подворья при отделе по делам молодежи, выпустившее в свет ряд книг по истории Русской Церкви в новейший период. С 2003 г. на Крутицком Подворье действует Центр библейско—патрологических исследований. Возрождение традиции такого рода исследований – важнейшая задача православного научного сообщества в современной России. Центр призван оказывать поддержку молодым ученым, посвятившим свою жизнь изучению святоотеческого наследия Церкви. Центр развивает свою деятельность в тесном сотрудничестве с Богословской комиссией Русской Православной Церкви. Центр осуществил издание ряда книг, в том числе Комментарии на книги Нового Завета, неиздаваемые ранее работы св. Леонтия Византийского, преп. Феодора Сикеота, блаженного Августина, свт. Николая Мефонского, св. Максима Исповедника, свт. Фотия Константинопольского, и другие.

http://sedmitza.ru/lib/text/429976/

д) Звукозапись В 1997 году в Издательстве был возрожден отдел звукозаписи, который выпускает уже не пластинки, а аудио- и компакт-диски. За эти годы он осуществил серию записей таких исторических событий, как возрождение богослужений в храмах Московского Кремля, первых богослужений в Храме Христа Спасителя. К 70-летию Святейшего Патриарха была подготовлена и выпущена подарочная серия из ряда сдвоенных компакт-дисков с записью Патриарших богослужений. Сейчас проводятся записи церковных хоров по епархиям и монастырям Русской Православной Церкви, а также запись богослужений и торжеств, посвященных 2000-летию Рождества Христова. е) Интернет На Соборе 1997 года было принято решение о необходимости улучшения обмена информацией между епархиями и Синодальными учреждениями (Определение «Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви», п. 38). Выполняя это решение, Издательство активно осваивает интернет – всемирную компьютерную сеть, в настоящее время ставшую уже и в нашей стране наиболее оперативным средством информационного обмена. С начала прошлого года мы разместили на электронной странице Издательства все его основные издания, в том числе «Журнал Московской Патриархии», «Московский церковный вестник», Православный церковный календарь. Мы создали и поддерживаем раздел «Анонсы и летопись Патриаршего служения», а также справочный раздел, который, в частности, содержит сведения о епископате Московского Патриархата, обновляющиеся не раз в году, как в календаре, а по мере происходящих изменений. Этот раздел содержит также сведения об орденах Русской Православной Церкви, богословско-литургический словарь и другие материалы. Электронная страница включает в себя и каталог Издательства, отражающий все многообразие его деятельности. Учитывая, что интернет является технологией достаточно новой, мы проводим работу по его практическому освоению: так, мы обучали пользоваться интернетом всех желающих участников Конгресса православных журналистов, состоявшегося весной этого года в Москве.

http://sedmitza.ru/lib/text/429370/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010