А.Простокишин: - Да, к сожалению многими предлагается просто трудотерапия, которая приводит, наверное, в никуда. Потому что надо понимать, что человек хоть и выздоравливающий, но заболевание-то хроническое, поэтому должен быть рядом всё время специалист-психолог, это раз... О.Бузик: - Обязательно. А.Простокишин: - Кроме того, это должен быть такой психолог, как, скажем, в системе анонимных алкоголиков или анонимных наркоманов, его называют " тренер-помощник " или " спонсор " . Т.е. консультант, который будет вести и оберегать от тех возможных срывов, которые могут наступить. Он должен суметь вовремя подсказать, а пациент вовремя к нему обратиться, испытывая полное стопроцентное доверие к этому человеку. Время нашей передачи подходит к концу. Но Вы только что затронули ещё один важный момент по работе с созависимыми. Надо сказать, что в Московском научно-практическом центре наркологии проводится ещё и эта глобальнейшая работа. Дважды в неделю, да? О.Бузик: - Да. Более того, как только пациент поступает в приёмное отделение, там же висит объявление: пожалуйста, дорогие родственники, пока пациент находится здесь, пройдите за это время вот эти занятия по созависимости, чтобы Вы знали, как с ним общаться после того, как он начнёт выздоравливать, и после того, как он выпишется. Это абсолютно бесплатно для всех родственников больных, которые ложатся в наш центр. А.Простокишин: - И это очень важно. Потому что, если даже у зависимого человека всё будет удачно складываться и он перейдёт в разряд выздоравливающих, то, когда он вернётся домой и столкнётся с непониманием близких людей, это будет для него серьёзным поводом для очередного срыва. О.Бузик: - Абсолютно точно. А.Простокишин: - Олег Жанович, Вам придётся периодически посещать нашу передачу. Потому что Вам, как редактору журнала, и как, скажем так, субъекту совместной работы придётся ещё много и много говорить. Мы не успели сегодня подробно рассказать о первичной профилактике. О.Бузик: - Это особая большая тема. А.Простокишин:

http://radonezh.ru/text/efir-ot-12-02-20...

Список литературы: 1. Аменицкий В.Е., Санникова Л.Г., Цетлин М.Г. Подходы к организации системы работы по преодолению наркотической зависимости: опыт калиниградских наркологов.//Журнал «Вопросы наркологии», 4, 1998 г., С. 58-63 2. Бабурин А. Душепопечение наркологических больных в условиях прихода.//Журнал РАМН «Наркология», 2008 г, С. 88-94; электронный адрес размещения: http://www.caritashouse.ru/materials/2007/05.html 3. Берестов А., Каклюгин Н.В. Снижение вреда от опиатов методом заместительной терапии (ответ на критические замечания проф. В.Д. Менделевича с соавторами «Осторожно - псевдонаркология»).//Электронный адрес размещения: http://www.narkotiki.ru/expert_6458.html 4. Валентик Ю.В. «Реабилитационные центры «Casa Famiglia Rosetta» для больных наркоманиями (20-летний опыт работы)»)//М., 2002 г. 5. Иванов В.П. Доклад на расширенном заседании Комиссии по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы Общественной палаты Российской Федерации на тему: «Кризис и наркотики». Электронный адрес размещения: http://www.narkotiki.ru/gnk_6674.html 6. Игонин А.Л. «Общество «Анонимных Алкоголиков» («Анонимных Наркоманов») и перспективы его деятельности в России (обзорное сообщение)»//Журнал РАМН «Наркология» 2007 г.; электронный адрес размещения: http://www.narkotiki.ru/expert_6426.html 7. Каклюгин Н.В. «Реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных препаратов в условиях нерелигиозных терапевтических сообществ (ТС). Опыт Ассоциации ТС «МОНАР» на территории государств бывшего Советского Союза». В 3-х частях//Электронный адрес размещения: http://www.narkotiki.ru/expert_6661.html; http://www.narkotiki.ru/expert_6664.html и http://narkotiki.ru/expert_6668.html 8. Каклюгин Н.В. Специфические особенности методики освобождения от химической зависимости в современных культовых новообразованиях христианского толка на территории Российской Федерации. Сообщение 1.//Журнал «Наркология», 2009 г., С. 92-104; электронный адрес размещения: http://www.rusk.ru/st.php?idar=114104

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/18/...

Транжиры Старому слову, которым пользовались наши бабушки – транжирить – соответствует современное понятие «шоппинговать». Именно так называют неуемную, опустошительную для кошелька страсть совершать многочисленные необдуманные покупки. И сравнивают зависимость от шопинга с алкоголизмом или наркозависимостью. Большинство болеет этой болезнью во время Рождественских каникул, но хождение по магазинам и многочисленные, хотя порой и бессмысленные покупки в это время, объяснимы. Для людей действительно зависимых особого повода, чтобы потратить деньги, не нужно. Просто попав в магазин, они начинают лихорадочно оглядываться, потеть, краснеть и тратить. Врачами установлено, что у человека в таком состоянии учащается пульс и сердцебиение, дыхание затрудняется, его бросает то в жар, то в холод. С каждым годом «магазинных маньяков» становится у нас все больше. К сожалению, по подсчетам маркетологов, количество людей, относящихся к категории шопинговых маньяков, в России за последние 10 лет увеличилось в 2,5 раза. Мы стали догонять западные страны, где эта проблема существует с середины прошлого века. В 1960-ые годы из американского Общества анонимных алкоголиков выделилось Общество анонимных транжир. В настоящее время в США насчитывается около 400 филиалов этой организации, а еще 13 подобных обществ действуют в 13 странах мира. В действительности, открыв учебник по маркетингу, удивляешься, насколько просты способы отъема денег у покупателей, то есть у нас. Так, при организации магазинов маркетологи советуют применять теорию «Лабиринт». Согласно ей, войдя в магазин, покупатель должен обойти наибольшую площадь торгового зала, что заставит его приобрести большее количество товаров. Еще одним способом воздействия на потребителя является использование условного рефлекса (вспомним о зазывающих надписях «Ликвидация»). Привлекают внимание покупателей продукты, которые можно бесплатно продегустировать. Конечно, способствуют увеличению объема продаж и всевозможные кредиты. Посередине Обозначив две крайности, вернемся к обычным людям. Тем, кто совершает необдуманные покупки под Рождество, дарит слишком дорогие подарки детям на День Рождения, занимает на отпуск, в последнюю минуту платит за квартиру, не ведет приходно-расходных книг и позволяет себе попить кофе в кафе, тогда, как придерживаясь экономических рекомендаций, он должен был бы выпить его дома, потратив на это в 10 раз меньше денег.

http://pravoslavie.ru/39405.html

вместе с тем принципы ведения совместных собраний групп «АА/АН» и их идеология не соответствуют российскому менталитету верующих пациентов, поскольку основываются на западной ветви христианства - протестантизме, использующем нетрадиционные для граждан Российской Федерации духовные практики; · программа сообщества «Анонимные Алкоголики (АА)/Анонимные Наркоманы (АН)», функционирующего на разработанных в США в 1935 году принципах «12 шагов», в том числе в рамках так называемой Миннесотской модели стационарной реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ, основана на религиозной идеологии и так же неприемлема для лиц с атеистическим мировоззрением; · проведение подобных терапевтических групп с участием представителей РПЦ МП и/или на территории православных храмов, монастырей и душепопечительских центров нецелесообразно, мировоззренчески вредно и противоречит каноническим принципам ведения социальной и духовно-просветительской работы с населением; · сообщества пациентов на православной религиозной основе в России функционируют более успешно и благотворно для зависимой личности, изменяя ее в духовном плане в лучшую сторону, исцеляя не только тело, но и душу; · при этом в таких общинах не отрицается право человека на определенных этапах выхода из наркотизации или алкоголизации использовать возможности современной медицины; · реабилитация и ресоциализация лиц с алкогольной и/или наркотической зависимостью успешно проводится в православных амбулаторных и стационарных реабилитационных центрах уже более 10 лет по оригинальным программам, разработанным на основе православной трезвеннической традиции; · количество больных алкоголизмом и наркоманией, прошедших реабилитацию в традиционных духовно ориентированных терапевтических сообществах при РПЦ МП во взаимодействии с представителями российского здравоохранения и впоследствии прекративших злоупотребление алкоголем и/или наркотиками на длительный срок, обретших свободу от любой химической зависимости, более чем в 10 раз превышает показатели светских реабилитационных центров;

http://ruskline.ru/analitika/2007/12/17/...

Мост через реку Вяда. Фото Юлии Маковейчук А куда попадают те, кому некуда идти? Специально для таких людей есть постлечебная программа, которая рассчитана на постепенное вхождение зависимых в общество, иными словами — социальная адаптация. Им помогают снять квартиру в Санкт-Петербурге, подыскать посильную работу. Алкоголики и наркоманы продолжают ходить на анонимные собрания — без этого оставаться трезвым долго невозможно. Кто-то находит вторую половинку, кто-то просто пытается найти себя в новой жизни, а некоторые возвращаются в центр консультантами. Домой после реабилитации лучше не ехать: знакомая обстановка в 90% случаев провоцирует срыв. Тем более далеко не во всех городах есть анонимные сообщества алкоголиков и наркоманов. Свободное время Большую часть времени зависимые проводят на анонимных собраниях, тренингах, пишут дневники и ежедневно подводят итоги работы над собой. Свободное время есть, но оно грамотно распределено в течении всего дня. Фото Юлии Маковейчук В конце дня у реабилитантов есть час-полтора свободного времени, которое они, как правило, проводят в общей комнате. Они пьют чай, болтают о своем, кто-то без стеснения рассказывает о прошлой жизни. Если кто-то не успел написать свои задания, там же садится с тетрадкой за стол. Кто-то выходит погулять или играет в настольный теннис. Никто никому не мешает — дом огромный, места хватает всем. Влад рассказывает, как попал на реабилитацию. Фото Юлии Маковейчук Ребята заботливо предлагают нам чай и делятся сладостями. Разговаривают обо всем: кто как выполнил задание, что вкусного было на обед и т.п. Кто-то делится воспоминаниями о личной жизни из прошлого, кто-то молча пьет чай. На вопросы о планах на будущее определенных ответов нет — закончить бы лечение, а там видно будет. Некоторые признают, что порядком устали от жесткого распорядка дня и правил поведения. Но при этом понимают, что без дисциплины нельзя: мозг пытается их обмануть и внушить, что здесь они теряют время.   Служба Во время литургии все обнимаются. Это позволяет почувствовать себя частью большой выздоравливающей семьи. Кстати, зависимых здесь так и называют — «семейники». Фото Юлии Маковейчук

http://foma.ru/nezavisimoe-polozhenie.ht...

Сделав первый шаг — признав собственное бессилие изменить поведение наркомана, важно не остановиться на этом, а сделать и следующий шаг — обратиться за помощью. Делая его, Вы прежде всего начинаете общение с людьми, которые отвечают Вам по контактному телефону или телефону доверия, разговариваете с врачами, психологами или другими специалистами, к которым Вы приходите, чтобы проконсультироваться, общаетесь с участниками групп самопомощи. Для многих людей сделать этот новый шаг бывает трудно, потому что они могут считать, что «предают» своих близких. Это заблуждение может поддерживать в Вас и сам наркоман: он станет упрекать Вас в пустой трате времени, в том, что Вы поступаете совсем неправильно, даже заявлять, что Вы не имеете права рассказывать кому-то постороннему о его проблемах. Не поддавайтесь на эти упреки и уговоры! Вы не только имеете полное право обратиться за помощью — ведь в поиске ответа на Ваш вопрос, что же делать, как помочь наркоману, помощь нужна именно Вам. Более того, обратиться за помощью — это просто Ваша обязанность, если Вы действительно хотите, чтобы проблема Вашего ребенка или родственника нашла решение. Иначе, надеясь, что все разрешится само собой, Вы будете вольно или невольно играть роль пособника болезни, содействовать ее укреплению и развитию. Но вот Вы все-таки решились. Куда обратиться? К сожалению, надо признать, что ресурсов для реальной помощи пока еще крайне недостаточно. Действительно профессиональные реабилитационные центры и программы в Москве, Санкт-Петербурге и пригородах этих столиц можно пересчитать по пальцам. Но, слава Богу, здесь они все-таки есть, хотя очевидно, и не в состоянии хоть сколько-то решить проблему в масштабах даже микрорайона, не говоря уже о районных, городских или более крупных масштабах. Но вся остальная территория России не может похвастаться даже этим минимумом. А ведь эпидемия наркомании не щадит ни Дальний Восток, ни Урал, ни Сибирь, ни другие регионы нашей страны. Поэтому главную надежду пока приходится возлагать на движения групп самопомощи. Наиболее крупные и известные из них — это «Анонимные Алкоголики» (АА), и «Анонимные Наркоманы» (АН), а также группы самопомощи родственников алкоголиков «Ал-Анон» или родственников наркоманов «НарАнон».

http://azbyka.ru/zdorovie/narkotiki-i-na...

Каждый больной должен быть под пристальным вниманием врача, психолога, специалиста по социальной работе. И обязательно труд, обязательно спорт, обязательно какие-то культурные, музыкальные или театральные занятия. То есть все развитие человека невозможно, и реабилитация его невозможна вне такой каждодневной деятельности. Плюс специальная образовательная «12-шаговая» программа. Человека учат сначала осознать и понять, что он болен. У анонимных наркоманов, анонимных алкоголиков есть лозунг: «Мы неизлечимо больны, поэтому мы не употребляем алкоголь и наркотики и мы остаемся трезвыми, мы выздоравливаем всю оставшуюся жизнь». Вот эту философию мы привносим и нашим больным. Все люди разные. Есть люди, которые пьют молоко. Есть люди, которые его не переносят. Есть люди, которые не едят сладкого, потому что у них мало инсулина. Есть люди, которым нельзя алкоголь, потому что у них нет ферментов. Ну а наркотики по определению нельзя никому, поскольку они грубо меняют биохимию головного мозга, приводят к психозам, шизофреноподобному дефекту. Вроде оболочка человеческая, а внутри пусто, ничего нет. Эмоциональное выгорание. Это беда. Поэтому наркотики – это абсолютное зло. Эту идею мы привносим не только больным, но и тем, кто уже имеет интерес, но еще не пробовал наркотики. К сожалению, в России сейчас появилось много негосударственных реабилитационных центров, но мы не знаем, что там на самом деле происходит. Медицинской лицензии у них нет, с нами они договоры не заключают, проверяющие органы к себе не подпускают, заявляя: «Мы не занимаемся медициной». Как можно не заниматься медициной, если перед вами больной человек. Это мне непонятно. Наша точка зрения – все, кто занимаются реабилитацией больных людей, должны иметь медицинскую лицензию на это. Если у них появляется медицинская лицензия, в соответствии с федеральным законом о здравоохранении 323-ФЗ они обязаны будут подчиняться нормативным актам Минздрава России. Тогда мы сможем наладить и сотрудничество, и сопровождение, и какую-то помощь этим центрам.

http://radonezh.ru/radio/2016/05/12/23-0...

Закрыть Кому выгодна концепция «зависимость-как-болезнь»? Вопросы к методологии программы по работе с зависимыми лицами «12 шагов»  18.10.2023 795 Время на чтение 71 минут Источник: Попечение В данном информационно-аналитическом обзоре рассматривается вопрос: действительно ли зависимость является болезнью в том смысле, в каком ее понимают часть медиков и представители движения «АА»/«АН» («Анонимные алкоголики»/«Анонимные наркоманы»)? Несмотря на то, что фасадная часть идеи преодоления зависимого поведения строится по канонам четырехчастной модели (к которой тоже есть вопросы, но не о ней сейчас речь) – то есть зависимость рассматривается как био-психо-социо-духовное заболевание – происходит жесткое закрепление на биологическом статусе зависимости как заболевания. Со времени образования движения «АА»/«АН» наука шагнула далеко вперед. Общеизвестным считается положение о пластичности мозга. То есть если у человека вследствие определенных привычек и возникли сбои в работе системы нейромедиаторного обмена, то гомеостазис со временем восстанавливается (АА считают, что эти нарушения – фатальны и – на всю жизнь). «Часть 1.1.2 – дополнительная» в беседы не входит. В дополнение не включается все, что может быть включено, так как некоторые мысли уже прописаны в части 5 статьи « Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического “бума” и распада общества ». Речь идет о главах «Справедливо ли полагать, что главной причиной наркомании является генетическая обусловленность и физиология?», «Справедливо ли полагать, что главной причиной наркомании является дисфункциональность семьи?», «Справедливо ли полагать, что главной причиной наркомании является неблагополучие социума?». В этих главах, помимо прочего, рассматривается мысль, что гены кодируют предрасположенность, но не саму зависимость, нет прямой связи между предрасположенностью и конкретным веществом. К тому же, зависимые ощущают потерю смысла жизни. Если стоять на позиции концепции зависимости-как-болезни, то ее сторонники должны как-то объяснить связь между своей концепцией и потерей смысла жизни, характерной для любых форм разрушающего личность, государство и общество зависимого поведения.

http://ruskline.ru/opp/2023/10/18/komu_v...

Паны против водки. Что позаимствовать у Польши в борьбе с пьянством Об «антиспиртных» победах Польши известно мало, а ведь, возможно, «ближнеславянский» опыт может подойти России для выстраивания своей антиалкогольной программы Ведь поляки за 15 лет сократили потребление крепких спиртных напитков в стране практически вдвое, сообщает АИФ . — Бороться с пьянством в Польше начали очень просто, — говорит Владимир Бортник, кандидат экономических наук, — с 1996 по 2001 год акциз на водку в Польше был увеличен в 2,5 раза — до 62,8 злотых за литр этанола (15,7 евро). (Для сравнения: в России в 2006 г. этот акциз составлял 159 рублей, что соответствует 4,6 евро.) Водка подорожала. В результате этого, в частности, продолжительность жизни польских мужчин увеличилась до 70 лет, и Польша первой из постсоветских стран преодолела кризис сверхсмертности. И потребление крепкого алкоголя неуклонно снижается. За первый квартал 2009 г. в Польше продали на 28% меньше водки, чем за такой же период в прошлом году. Вы представьте: рядовой поляк зарабатывает в час 1,2 евро. Таким образом, ему нужно отдать за литр водки заработок за 5 часов. В среднем бутылка водки стоит 6-7 евро. Кому это надо? Главное правило в «польском антиалкогольном пути» — борьба за трезвость на местах, как ни по-советски это звучит. Да, в 1982 г. в Польше приняли закон «О воспитании в трезвости и противодействии алкоголизму», да, в 2000 г. утвердили Национальную программу профилактики и решения алкогольных проблем, но для каждого воеводства сочиняется местная антиалкогольная программа. Комиссии, которые действуют в каждой гмине (сельская административная единица), принимают жёсткие ограничения по количеству точек, торгующих спиртным (лицензию получить непросто), следят за тем, чтобы в уличных магазинчиках не продавался крепкий алкоголь, конкретно отвечают за лечение алкоголиков в терапевтических центрах. Ещё в Польше создали Центр развития профилактики и терапии алкогольных проблем, который распределяет частные пожертвования (это очень распространено!). Кроме этого, в Польше действует более 500 неправительственных организаций, создающих группы анонимных алкоголиков, центры реабилитации зависимых и их семей. Здесь считается супермодной программа «12 шагов» — встречи анонимных алкоголиков без психолога (для подростков, на жизнь которых влияет алкоголизм в семье, создана целая сеть специальных подразделений). Казалось бы, можно прекратить «перебарывать пьянство», учитывая спад алкоголизации страны, но поляки никак не угомонятся. В хорошем смысле.

http://pravoslavie.ru/32866.html

Закрыть Программа " 12 шагов " как религиозное явление 26.12.2008 2050 Время на чтение 18 минут " Анонимные Алкоголики " , " Анонимные Наркоманы " (АА, АН), программа " Двенадцать шагов " , - ныне это один из самых популярных методов преодоления зависимостей. Что же это за явление? Каковы его истоки? Как он соотносится с христианством? В этой статье я, прежде всего, предлагаю выяснить, принадлежит ли данное явление к религиозным движениям. Если вывод будет положительным, то попробуем данное движение классифицировать. В заключении определимся, как относиться к этому явлению верующему человеку. Сегодня в церковном сознании по отношению к движению АА, АН существует две практически противоположных точки зрения. Вот, что по этому вопросу говорит протоиерей Алексий Бабурин: " Деятельность АА и АН только с виду носит безобидный характер... Настораживает их категорическое нежелание упоминать имя Господа нашего Иисуса Христа в своей программе " 12 шагов " , хотя на каждом шаге они говорят о Боге... " Священник Валентин Жохов более категоричен: " Движение АА и АН внешне выглядит вполне благопристойно, но для христиан является абсолютно неприемлемым " Вот противоположное мнение (психолог Е. Проценко): " наиболее эффективно работающие терапевтические общины... методологически основаны на программе 12 шагов, являющейся хорошо проработанным и испытанным временем вариантом применения христианских принципов в каждодневной жизни человека " . И далее: " В основе программы 12 шагов лежит покаяние " ; " эти подходы... - не что иное, как упорядочение и своеобразная конкретизация (применительно к решению частных вопросов) основ христианской общинной жизни, реальная практика восстановления истинной соборности " Он же (Е. Проценко), пытаясь представить АА и АН как новый вид православной соборности, опирается на поддержку священника Евгения Ш-на: " Мы приняли 12 шагов, потому что они не противоречат Православию, только интерпретацию дали более православную, более глубокую... В основе этой программы духовный аскетический опыт Православия. Первый шаг - смирение своей гордыни, следующие шаги ведут к покаянию "

http://ruskline.ru/analitika/2008/12/26/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010