H.L. Surratt (2005) изучала изменение идентичности женщин, проходивших реабилитацию вместе со своими детьми. Исследование было направлено на изучение активного преодоления авторитарного подхода в лечении, утверждающего, что наркотическая зависимость - это болезнь, и процессов, посредством которых они принимали, сопротивлялись или отвергали аддиктивную идентичность. Результаты показали более высокую успешность в конструировании положительной идентичности у женщин, проходивших реабилитацию вместе со своими детьми, чем без них, при этом их позиция по отношению к девиантной идентичности была расценена как ее отвержение и принятие в качестве основной личностной идентичности родительской роли В целом можно отметить критическую позицию достаточно большого количества современных авторов в европейской и американской научной литературе по отношению к «12-тишаговой» программе и рост интереса к проблемам духовности в процессе ремиссии наркозависимых. Кроме того, отсутствуют конкретные данные, подтверждающие более высокую эффективность данной методики по сравнению с другими подходами к терапии больных алкоголизмом и наркоманией В то же время ряд американских активистов, исследователей, общественников уже не один десяток лет задают вопрос, что же это за явление - группы «Анонимные Алкоголики/Наркоманы - религиозный культ, подмена христианства или лечебно-реабилитационная технология обретения трезвости? В частности, в 1998 году США вышла книга Ч. Буфа с одноименным названием «Alcoholics Anonymous: Cult or Cure?» («Анонимные Алкоголики - культ или лечение?» «12 шагов к другому Евангелию?», «Доктор Боб Смит: " Христианский " корень " AA?», «AA: христианские или оккультные Корни?», «Зависим от движения " выздоровления " ?» - такими вопросами пестрит один из самых крупных в Северной Америке форум, посвященный различным деструктивным психокультам современности http://www.psychoheresy-aware.org 2, 125, 133]. И дискуссии на них происходят острые и, соответственно, актуальные, как мы видим, не только для России. «Анонимные Алкоголики: конечно, это - секта!» - под таким заголовком в американском научном журнале «Журнал рационального выздоровления» («The Journal of Rational Recovery») в 1997 году вышли две части статьи автора Джека Тримпи Они были переведены на русский язык и опубликованы и в русскоязычном сегменте интернета, вызвав бурную полемику в среде специалистов, работающих с химически зависимыми лицами 118]. Апофеоз программы, то есть, «12-й шаг» - « Достигнув духовного пробуждения в результате выполнения этих шагов, мы старались нести весть об этом другим наркоманам и применять эти принципы во всех наших делах » - по сути, и является ее смыслом и целью: умножать саму программу. Соответственно, средства, организации, людей, души... Безусловно, вопрос до сих пор остается актуальным и требует более детального анализа, чем был проведен ранее.

http://ruskline.ru/analitika/2017/09/05/...

Это обстоятельство не всегда радует православных священников, многие из которых считают движение Анонимных Алкоголиков какой-то сектой или " протестантской затеей " . При этом практика показывает, что большинство из людей, пришедших в движение в России, становятся православными и не мыслят своей веры вне Православной Церкви. Американские участники движения и приезжающие из США инструкторы и консультанты не видят в этом ничего плохого, ибо прекрасно понимают, что сама логика жизни ведет русских людей к Православию, как к вере наших предков. Если бы священнослужители на местах поддерживали это движение и, более того, принимали бы в нем участие, это, несомненно, смогло бы оздоровить наше общество (4). В рамках этого движения создаются группы родственников алкоголиков и товарищества молодых людей и подростков, на чьи жизни повлиял алкоголизм членов семьи или близких друзей. На примере лично знакомых мне людей, которых немало среди прихожан моего храма и моих друзей, вижу, до какой степени много дает человеку участие в работе движения " Анонимных алкоголиков " . Люди, благодаря тому, что открыли для себя это сообщество, действительно преодолевают алкогольную зависимость, которая разрушала их иногда десятилетиями и со временем глубоко врастают в православие и христианство. Что же касается позиции многих православных священников, то они сегодня, не предлагая никаких реальных методов сопротивления алкоголизму, выступают против движения " Анонимных алкоголиков " и других, как им представляется, неправославных путей к избавлению от этого недуга. Значительно хуже обстоит дело с помощью тем, кто страдает зависимостью от наркотиков. Отдельные священники делают героические усилия, чтобы помочь ставшим наркоманами молодым людям; в глубинке, где наркоману проще уйти от искушения, ибо там. просто негде достать наркотики, создают общины, вытаскивают людей чуть ли не из гроба, но в целом вопрос о работе среди наркоманов перед духовенством и церковным народом пока не поставлен. Не говорится совсем об этом и в курсах лекций Духовных семинарий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Росс Р. «Преодоление прошлого». Изд. «Триада», М., 2019. Практическое руководство для работы с проблемами созависимости. Спиккард А., Томпсон Б. «Страсть к спиртному». Изд. «Триада», М., 2015. Одно из первых изданий на русском языке, в котором проблемы наркомании и алкоголизма рассматриваются авторами-христианами, имеющими огромный опыт профессиональной работы с этими заболеваниями. В книге описана так называемая Миннессотская реабилитационная модель, являющаяся широко распространенным и высокоэффективным методом лечения алкоголизма, наркомании и других видов зависимости. Подробно рассматривается роль семьи в формировании этих заболеваний и в ходе выздоровления. Смит Э. «Внуки алкоголиков». Изд. «Просвещение», М., 1991. Проблемы взаимозависимости в семье. Архимандрит Мелетий (Уэббер). Шаги преображения. «Триада», М., 2018. Очень глубокое, серьезное исследование и описание Программы «12 шагов» с точки зрения Православия. Книги, журналы и брошюры движений взаимопомощи (АА, АН, Ал-Анон, Наранон и других анонимных сообществ), как правило, можно приобрести на соответствующих группах. Например, литература «Анонимных Алкоголиков» в Москве и Подмосковье продается в Центральном бюро обслуживания АА (координаты см. на сайте http://aarussia.ru/svyaz/ ), а также на группах этого движения. Литературу «Анонимных Наркоманов» можно купить на группах этого движения (см. сайт http://na-msk.ru/). Книги и статьи специалистов по проблеме зависимости (в том числе — многие из перечисленных выше), а также другие полезные книги по теме можно найти в электронном виде в интернете. Впрочем, отобрать из огромного количества доступной сегодня литературы действительно дельную и адекватную — дело само по себе непростое, требующее определенной подготовки. Чтобы облегчить эту задачу тем, кто нуждаются в объективной информации, на сайте нашего фонда «Старый Свет» ( www.stsv.org ) в разделе http://stsv .org/nasha— biblioteka.html доступны наиболее важные книги и статьи по обсуждаемой нами теме. Приложение 2. Как найти ресурсы профессиональной помощи

http://azbyka.ru/zdorovie/narkotiki-i-na...

Придя в «Анонимные алкоголики», я пришел к Богу. Хотя жизнь и до этого вела меня потихонечку. Как-то я повредил себе голову и один из врачей-хирургов сказал, что я родился в рубашке. Я не помню, что случилось. Помню, что был весь в крови. У меня остались два шрама спереди и сзади на голове, а откуда — это для меня загадка.  После этого появилось чувство, что кто-то меня оберегает. Я стал своими словами молиться за родителей, за тех людей, кто мне помогал — бывшая супруга, ее родные. Были молитвы о том, чтобы побыстрее умереть. Потом я пришел в «Анонимные алкоголики», там для меня открылось, что духовность и религиозность — разные вещи. Начал изучать православие, посещать храм, читать книги, слушать батюшек. Не скажу, что я примерный прихожанин или соблюдаю все православные традиции, но стараюсь по силам. Я пытаюсь наверстать то, что упустил в плане самореализации. Раньше меня пугали выходные, я не знал, что буду делать, сейчас у меня постоянно есть задачи. Трезвым я стал нужен миру, потому что на меня можно положиться. Сейчас я работаю сам на себя, занимаюсь общественной деятельностью, благотворительностью, выступаю на сцене — я актер любительского театра, научился играть на гитаре, начал писать песни, снимаю ролики. В общем, возвращается радость от мелочей жизни.  Желание выпить будет всегда, оно иногда есть и сейчас. Я — алкоголик на всю жизнь, потому что болезнь неизлечима, она может вернуться даже после 20 лет трезвости. Сорвавшись, я вернусь в то же состояние, в котором был в запое, может быть, еще хуже. Держит меня вера в Бога, программа «12 шагов анонимных алкоголиков» и осознание того, что я могу быть полезным другим алкоголикам, которые только пришли в программу. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/razbila-chuzhuyu-mashi...

Начиная с 90-х годов традиция трезвеннического движения возрождается в Русской Православной Церкви: на территории 24 епархий России, Украины, Белоруссии и Казахстана действует более 50 обществ (братств, общин, школ) трезвости. 2. Движение «Анонимных алкоголиков» Наиболее известным и распространенным вариантом групповой работы с больными алкоголизмом является деятельность сообщества «Анонимных алкоголиков» (АА). Основой реабилитации в группах взаимопомощи «АА» является программа «12 шагов». Методология сводится к трем основным компонентам: – обращению к религиозным чувствам своих членов; – взаимодействию пациентов в группе; – созданию особой антиалкогольной социальной среды. Реабилитация строится на основе «шагов», среди которых: признание себя бессильным, обращение за помощью к Высшей Силе, анализ собственной жизни, признание ошибок, возмещение ущерба и исправление ошибок, помощь другим алкоголикам. По некоторым оценкам, сегодня в мире насчитывается несколько десятков миллионов членов «АА». Многие источники называют эту методику самой успешной, однако достоверных данных ее эффективности отыскать не удалось. К каждому члену группы прикрепляется так называемый «спонсор» (наставник), который помогает новоначальному советами, следит за его состоянием, подбадривает, делится опытом и знаниями, помогает пережить срыв. Датой рождения движения принято считать 1935 год, а основателями – бизнесмена Вильяма Гриффита Вилсона и врача-хирурга Роберта Хальбрука Смита. Именно встреча Билла и Боба 11-12 мая 1935 года считается первым в истории собранием «Анонимных алкоголиков». 3. Сообщество «Союз Креста» (Германия) Католическое сообщество «Союз Креста», существующее более 100 лет, – это общество непрофессиональной взаимопомощи зависимых от ПАВ, в том числе и алкоголя. Лидер, ведущий группы – фигура выборная, одна из основных его задач – следить затем, чтобы группа не выходила за пределы взаимопомощи, то есть не пыталась лечить участника или проводить терапию. Цель групп сообщества – «помочь человеку, научив его помогать себе самому». Ключевыми для участников являются понятия «зрелость» и «выздоровление», достичь которых можно через беседу и обмен опытом. «Если говорить более конкретно, участники группы предлагают друг другу личное общение, сочувствие, понимание и принятие, дают нужную информацию, помогают выйти из изоляции, обрести более адекватный взгляд на трудные ситуации и развивать новые перспективы в жизни» .

http://azbyka.ru/zdorovie/gruppa-trezvos...

Фото: Getty Images «Как тебя кормят в лагере?» — единственный вопрос родителей. Начальник смены — анонимно и честно о детях Одиночество, цинизм и последствия гиперопеки 29 июля, 2022 Одиночество, цинизм и последствия гиперопеки Фото: Getty Images В летний лагерь папа приехал к девочке с новой женой, а мальчика навестили мама и две бабушки. Дети пытаются показать свою крутость, отстаивают право на хамство и стеб и не могут сделать выбор между чаем и компотом. От чего они страдают, в чем с ними легче, а в чем сложнее — «Правмиру» анонимно рассказал начальник смены одного из подмосковных лагерей. Одно из моих образований — психологическое, и на посту начальника лагеря я не могу взять и выключить в себе психолога. И самое тяжелое в моей работе — не недосып, не ответственность, не физическая нагрузка, а встречи с травмированными детьми и их родителями. Ошибочно думать, что глубоко травмированы только дети зависимых родителей или сироты. Мне приходилось видеть компенсированных детей отцов-алкоголиков (то есть «переживших» эту травму) и раненых детей из семей, считающихся благополучными. Детей разведенных родителей обычно видно Современные дети, как и их ровесники из 90-х, тяжело переживают разводы. У меня была 13-летняя девочка, которая испытывала неприязнь и даже ненависть к другим своим ровесницам. Но не всем, а красивым, эффектным, с длинными ногами и высокой грудью. Можно было бы усмотреть в этом зависть, конечно. Но я понимала, что причина тут, скорей всего, другая. В родительский день к девочке приехал папа, и я поняла причину. Рядом с папой стояла молодая красивая женщина. Мужчине не хватило чуткости и такта не брать в лагерь к дочери свою новую жену. Она демонстрировала дружелюбие, мужчина старался быть непринужденным и веселым, и это напоминало плохой спектакль, где третий игрок не принимал реплики других участников сцены. Девочка была насупившаяся, угрюмая, пробовала огрызаться. Она с облегчением вздохнула, когда встреча закончилась, позволила обнять себя, но не обняла папу сама.

http://pravmir.ru/kak-tebya-kormyat-v-la...

«Мы уже около 30 лет занимаемся практикой, помогаем людям справиться с зависимостью, нащупываем оптимальные пути. Но нам необходим хорошо проработанный богословский фундамент, нужна продуманность и ясность, например, в вопросе о соотношении греха, болезни и воли человека. Нужно серьезное осмысление самих этих и многих других категорий, прежде всего – в контексте работы с зависимостью», -- сказал он. И привел красноречивый пример, свидетельствующий о том, как изменилось понимание «болезни»: целостное осмысление этого понятия с духовных позиций, заложенное еще в дореволюционные годы Сеченовым, Бехтеревым и другими учеными, было упразднено советской медициной, которая уже многие десятилетия преподается как «техническая дисциплина» (какими методами лечить тот или иной недуг). Этот подход преобладает и в отношении зависимости: практикуются медикаментозные способы ее лечения, которые сами по себе не дают и не могут дать положительного результата. В то же время рядом реабилитационных центров накоплен богатый опыт практического применения разного рода программ, в том числе – использования 12-шаговых движений взаимопомощи («Анонимные Алкоголики», «Анонимные Наркоманы», «Анонимные Созависимые», «Ал-Анон» и других), который нуждается в богословском и теоретическом осмыслении. Игумен Иона (Займовский), психолог, куратор программы православной помощи зависимым людям «Метанойя» в Даниловом монастыре, автор книг и статей по теме зависимости, много лет применяет методы групп самопомощи. Он не идеализирует эти методы, наблюдает разные «перекосы» в их использовании, особенно в случае групп нехимических зависимостей (сексоголики, игроманы и т.д.), и во многом понимает их критиков. Вместе с тем, о. Иона говорит: «Я считаю, что лучше (в исцелении от зависимости – ред.) человечество еще не придумало. Другого ответа на зависимость, кроме групп самопомощи, нет». Важно, что 12-шаговые программы «пронизаны евангельским благовестием», убежден о. Иона, и у церквей нет причин отторгать эти программы.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

— И тогда ещё одно мнение, распространённое среди христиан, прежде всего, священников, — что помочь выйти из депрессии может милосердие, оказание помощи другим людям. — Несомненно! Вот это может быть самый золотой, самый сильный психотерапевтический принцип, единственный, который работает, — ты упомянул священников, я упомяну опыт психологов, работающих с горем. Горе – явление, можно сказать, равносильное депрессии. И нет сильнее горя, чем смерть твоего ребенка , это противоестественно и это — самое тяжелое, что может выпасть на долю человека. И ни одно из стандартных утешений: «Бог взял, Бог дал», «А он теперь в раю», «Жизнь продолжается» — весь этот традиционный набор штампов-утешений — не работает. Работает только одно: помощь другому, которому или так же, или хуже. Поэтому с теми, кто приходит ко мне с тяжелым горем, я продумываю возможность – кому вы можете помочь? Делание добра – это универсальный целительный фактор . И еще хорошо, если депрессивные пациенты будут, выходя из самозамкнутости, объединяться друг с другом, может даже, взаимно помогать друг другу. Сейчас существуют анонимные алкоголики, анонимные наркоманы. Мне бы очень понравилось движение «анонимные депрессивные» — группа самоподдержки как форма групповой помощи друг другу. Я был бы рад, если бы такое возникло про каком-нибудь из приходов, который активно бы занялся прицельной помощью душевно-страдающим людям. — А что можно сказать о медикаментозной самопомощи? Чтобы унять собственную боль, существует прекрасный растительный антидепрессант на основе зверобоя, который выпускается у нас под смешным названием «Негрустин». Я встречал случаи, когда он сопоставим с химически-синтезированным антидепрессантом. Это не пустышка, каких сейчас развелось много. — Некоторые лечатся Новопасситом. — Новопассит применяется при тревожных расстройствах, это более успокоительный препарат. В заключение — о рабах и хозяевах жизни… — И тогда последний вопрос, чтобы нам завершить нашу серьезную беседу на более радостной ноте. Тяжелые депрессии встречаются, наверное, не настолько часто, но гораздо чаще встречается состояние, когда человек жалуется, что в его жизни нет радости, все скучно и серо. Что можно посоветовать такому человеку?

http://pravmir.ru/psixoterapevt-sergej-b...

Несколько иные (хотя тоже, несомненно, связанные с покаянием) аспекты работы Программы «12 Шагов» выражены в трех следующих фразах, своеобразном «фольклоре» движения АА: Здесь подчеркивается первостепенная важность веры (и не только веры в Бога, но и доверия Ему), необходимость усердной самостоятельной работы по «расчистке места» в своей душе для принятия этой веры и, наконец, выделяется служение как неотъемлемый элемент собственного духовного роста. Движение «Анонимные Алкоголики», а вслед за ним и все другие Содружества 12-шаговых групп — «Анонимные Наркоманы», «Ал-Анон» (родственники алкоголиков) и «Наранон» (родственники наркоманов), «Анонимные игроки» и их родственники и многие другие широко распространились по всему миру. В настоящее время число групп «Анонимных Алкоголиков» превышает 130 000 (более чем в двухстах странах мира), а их ежегодный прирост только в США и Канаде составляет примерно 4000 групп. Примерно теми же цифрами характеризуется массовость других движений, и число их участников по всему свету постоянно растет. В общей сложности уже несколько миллионов людей, многие из которых потеряли все, людей, покинутых близкими и обществом, благодаря АА и АН вернулись к полноценной жизни, обретя осмысленную и счастливую трезвость, которая выражается не только в отказе от любых наркотических веществ и алкоголя, но прежде всего в новом (в широком смысле — трезвом) взгляде на мир, людей, себя, свои отношения с Богом. Для очень многих Программа «12 Шагов» стала ступенью на пути к Богу и Церкви. Именно в этом, по-видимому, кроется причина необычайно высокой эффективности Программы и построенных на ее основе терапевтических подходов. Эти подходы — не терапия в традиционном смысле, а новый образ жизни, или, иначе говоря, не что иное, как некоторое упорядочение и своеобразная конкретизация (применительно к решению частных вопросов) основ христианской общинной жизни, реальная практика восстановления истинной соборности. Со временем Программа «12 Шагов» и работающие на ее основе группы самопомощи стали источником новой жизни и для людей, страдающих другими видами зависимости. Прежде всего — это группы, объединяющие родственников алкоголиков. Движение, включающее в себя эти группы, получило название «Ал-Анон», а группы родственников наркоманов — «Нар-Анон» (не путать с упоминавшимся выше «Наркононом», который представляет собой отделение религиозной секты сайентологов). Возникли также группы для подростков («Алатин») и детей («Алатот») из алкогольных семей.

http://azbyka.ru/zdorovie/narkotiki-i-na...

Закрыть Анонимные Алкоголики: конечно, это - секта! Часть 2 17.04.2008 9478 Время на чтение 15 минут Часть 1 8. Исключительность (единственный путь ко спасению). В " писаниях " АА нет прямых упоминаний о загробной жизни, зато имеются рассуждения о высшем состоянии бытия, наподобие рая или нирваны - спокойствии. Спокойствие достигается старательной проработкой шагов, которая ведет к духовному пробуждению, невыразимо прекрасному, вдохновенному опыту религиозного преображения. Спокойствие - это состояние личного спасения верой, оно есть высочайший уровень достижения в пошаговом мирке. От спокойствия идет все доброе: добрые дела, добрые чувства, да и вообще добродетель как таковая. Словом, спокойствие священно; оно возвышается над религиозным опытом традиционных иерархических религий. Общая установка сообщества " Анонимных алкоголиков " по отношению к традиционным религиям есть снобистская сдержанность, еще раз отражающая глубокие, неотъемлемые противоречия, которыми пронизано АА. 9. Самопогруженность (главной является секта как таковая). Свод практических знаний и рекомендаций АА наполнен всевозможными запретительными нормами, исполняя которые человек сможет посвятить всю свою жизнь проявлениях исключительно секте. Никто не способен воздерживаться от спиртного или избавиться от отчаяния самостоятельно, единственный благодетель - это АА или бог, а единственно правильное отношение - это благодарность. Книга " Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций " формулирует Первую традицию так: " Наше общее благополучие должно стоять на первом месте " . АА преподносит себя как нечто, жизненно необходимое: " ...без АА мы все погибнем " . Какая бы то ни было критика программы или организации АА считается ересью, опасной для жизни членов АА всегда и везде, и ее нужно пресекать лозунгами или предостережениями. Членами АА становятся навечно, прорабатывая шаги самостоятельно и посещая [собрания] как некие слагаемые методичного духовного роста. 12-ти шаговые встречи сфокусированы на философских рассуждениях невысокого уровня, а в книжные магазины поступает неиссякаемый поток все новых и новых книг по излечению с помощью 12 шагов, многие из которых опубликованы Центром

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/17/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010