Оса Пермской губернии. В эмиграции служил в Св.-Серафимовской церкви на ст. Маньчжурия. В 1920–1922 гг. в Харбинском Св.-Николаевском кафедральном соборе, в Св.-Иверском храме. В 1943–1953 гг. настоятель храма-памятника св. Михаила Архангела на русском военном кладбище в г. Дальний (Дайрен). Ксения Александровна (1875–1960), Великая княгиня. Сестра Императора Николая II, супруга Великого князя Александра Михайловича. В марте 1919 г. на британском военном судне «Мальборо» с детьми, матерью и сестрой покинула Крым. Скончалась в Великобритании. Куроедов Владимир Алексеевич (1906–1994), председатель Совета по делам религий при Совете Министров СССР (1960–1984). Левитский Владимир Александрович (ск. 1953), доктор медицинских наук, хирург. Эмигрировал в Королевство СХС (с 1929 г. Югославия) из Одессы. Директор Русской больницы-санатория Русского общества Красного Креста в г. Панчево. Липковский Василий Константинович (1864 – после 1930), протоиерей. Глава «самосвятского» раскола на Украине. В 1917 г. вошел в состав самочинной Церковной рады, пытавшейся захватить власть в Киевской митрополии. В 1919 г. запрещен в священнослужении за раскольническую деятельность. С 1920 г. в составе Всеукраинской церковной рады. В октябре 1921 г. один из инициаторов Всеукраинского церковного собора. 23 октября 1921 г. мирянами и пресвитерами «рукоположен» в «митрополита», что положило начало «самосвятскому» расколу («липкивщине»), именовавшему себя Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ). В 1927 г. на соборе УАПЦ был смещен по требованию ПТУ В 1930 г. после самороспуска УАПЦ был арестован и, вероятно, расстрелян. Лопухин Петр Сергеевич (1885–1962), церковный деятель. До революции работал в земских учреждениях. С 1920 г. в эмиграции в Королевстве СХС (с 1929 г. Югославия). Участник Св.-Серафимовского братства и его первый историк. Один из первых биографов митрополита Антония (Храповицкого) . С 1935 г. сотрудник канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ в г. Сремские Карловцы. После второй мировой войны поселился в Западной Европе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Патриарх Тихон. Известия ЦИК. 1924. 216(2251) Слова, будто бы сказанные Святейшим Патриархом Тихоном своему иподиакону Саше Б.(?) в связи с поездкой Святейшего Патриарха в Николо-Угрешский монастырь под Москвой Еду в Угрешский монастырь к митрополиту Макарию [Невскому]. Поезжай и предупреди... Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. 1977 08(?)1924. Резолюция Святейшего Патриарха Тихона о назначении священника 3. А. Анисимова к Рождество-Богородицкому храму в селе Карповки Гомельской епархии Архив Гомельской епархии. 1925–1926 10(23).08.1924. Определение Святейшего Патриарха Тихона о пределах канонической юрисдикции единоверческого епископа Керженского и Указ епископу Керженскому Павлу [Волкову] иметь духовное попечение и «управление единоверческими приходами, которые к нему обратятся» Архив составителя Приветствие Святейшего Патриарха Тихона, сказанное им имениннику – архиепископу Астраханскому Фаддею [Успенскому] за завтраком в патриарших покоях Донского монастыря «Я знаю, Вы, Владыка, не любите торжественных приёмов и многолюдных трапез, так вот я пригласил Вас на скромный завтрак, тем более хочу видеть Вас в самой простой, келейной обстановке». Во время завтрака Патриарх сказал тёплую сердечную речь в адрес именинника. Он назвал Владыку Фаддея [Успенского] «светочем Церкви», «чудом нашего времени» ... Кузнецов А. И. Мои воспоминания о встречах с Патриархом Тихоном: Рукопись. Астрахань, 1962 Слова Святейшего Патриарха Тихона, сказанные им при поднесении подарка имениннику – архиепископу Астраханскому Фаддею [Успенскому] в патриарших покоях Донского монастыря В перерыве, пока ещё не подавали чай, Патриарх подозвал келейника и что-то тихо ему сказал. Келейник вышел, а потом вернулся со свёртком. «Ну, вот, Пресвященнейший, Вам именинный подарок – по русскому обычаю. Это облачение, притом красивое и сшитое по Вашей фигуре. Хотел подарить отрезом, да ведь Вы какой человек – все равно не сошьёте или кому-нибудь отдадите... да... тут ещё мантия, ведь Ваша-то, поди, старенькая...» Владыка Фаддей принимает свёрток, собирается благодарить Патриарха, но свёрток выскальзывает из одной руки, и из него падает красный бархатный футляр. Я бросился поднимать футляр. «Да тут ещё маленькое прибавление... как это я забыл сказать о нем», – широко улыбаясь говорит Патриарх. Владыка Фаддей открывает футляр, в нем бриллиантовый крест для ношения на клобуке, белые слоновой кости чётки.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

По словам А. К. Караулова, в 1957 году главным препятствием в этой работе было плохое зрение Владыки. «Писал он тогда через лупу, зажмурив один глаз. В это время в Новосибирске появился Михаил Андреевич Григорьев – бывший одесский журналист, сидевший с Владыкой в Потьме... Было решено, что Владыка будет диктовать, а М. А. записывать и редактировать текст. Из этой затеи ничего не вышло. Слишком разные были стили изложения. М. А. прожил в архиерейском подворье до отъезда Владыки из Новосибирска (1958 год). Работа была продолжена (точнее, начата заново) в 1959 году в Кировограде. Тогда Владыка, после операции видел лучше и мог сам заниматься этим. Рукопись многократно редактировалась и перепечатывалась. Работа была завершена в 1961 году». 260 Владыка послал «Воспоминания» Патриарху на отзыв. «Если бы была возможность, – писал он, – то никогда бы не расстался с любимыми народностями – коряками, чукчами, тунгусами, орочёнами и другими туземцами Камчатского края». 261 В 1959 году митрополит Нестор, находясь в Москве, участвовал в восстановлении могилы архиепископа Евсевия на кладбище Новодевичьего монастыря, которая была почти утрачена. На могиле был водружен «массивный гранитный монумент с крестом и следующей надписью, исполненной вызолоченными буквами: «Высокопреосвященный Евсевий митрополит Крутицкий. Настоятель Богоявленского монастыря. Скончался 18 (31) января 1922». 262 3 апреля 1960 года митрополит Нестор участвовал в епископской хиротонии Владыки Стефана (Никитина), совершенной Святейшим Патриархом Алексием, митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем, архиепископом Ташкентским и Среднеазиатским Ермогеном и епископом Дмитровским Пименом (будущим Патриархом). В этом же месяце он перенес трудную операцию, после которой пребывал в Троице-Сергиевой лавре, лечился. После лечения митрополит вернулся в свою епархию. Во время очередного посещения Москвы с ним произошел инсульт. Парализованный, он лежал в Первой градской больнице, в одной палате с простыми людьми, а через несколько дней 4 ноября 1962 года, в день Казанской иконы Божией Матери, отошел ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Поликарп (Горбунов Павел), архимандрит. Духовный сын и ближайший сотрудник митрополита Мелетия (Заборовского). В 1910 г. пострижен в монашество. В 1911 г. рукоположен во иеродиакона. В 1914 г. во иеромонаха. Эмигрировал в Харбин. Настоятель Свято-Благовещенской церкви в Китае. После изгнания из Китая выехал в Гонконг, затем переехал в США, где подвизался в Св.-Троицком монастыре в г. Джорданвилле. Поликарп (Приймак Георгий Кондратьевич; 1912–1989), епископ. В 1919 г. вывезен из России. В 1936 г. рукоположен в сан диакона целибатом, пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха. С 1936 г. служил в Св.-Никольской церкви при Российской Духовной Миссии в Сеуле (Корея). С 1939 г. игумен. С 1941 г. начальник Российской духовной миссии в Сеуле с возведением в сан архимандрита. В 1945 г. принят в РГЩ в сущем сане. Был арестован южнокорейскими властями и выдворен в Северную Корею, откуда 9 сентября 1949 г. по предписанию Св. Патриарха Алексия I выехал в Харбин. С сентября 1951 г. по апрель 1955 г. начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. Духовник Св.-Николаевского женского монастыря в Мукачево. В 1957 г. хиротонисан во епископа Кировского и Слободского. С 1962 г. епископ Архангельский и Холмогорский. С 1966 г. Ивановский и Кинешемский. С 1968 г. Пензенский и Саранский. С 1969 г. на покое. Пономарев Аристарх Рафаилович (1881–1967), протоиерей. В 1917 г. священник церкви Главного штаба Владивостокской крепости. Член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Эмигрировал в Маньчжурию. Окончил Юридический факультет в г. Харбине и Богословский факультет, будучи доцентом этого факультета. В 1925–1937 гг. ключарь Св.-Николаевского кафедрального собора в г. Харбине. В начале 1950-х гг. служил в Иверской церкви г. Харбина. Выехал во Францию. Попов Д. Я., регент Харбинского кафедрального собора. Продолжил свою деятельность в Бразилии. Пу-И (1906–1967), последний китайский правитель из династии Цин. В 1908 г. провозглашен императором Китая при регентстве его отца. В 1924 г. лишен императорского титула, был вывезен в Японию. После оккупации японцами Маньчжурии объявлен регентом марионеточного государства Маньчжоу-Го, 1 марта 1934 г. провозглашен императором (а Маньжоу-Го переименована в Маньжоу-Ди-Го). Когда советские войска вступили на территорию Маньчжурии, подписал манифест об отречении от престола. 19 августа 1945 г. захвачен советской группой особого назначения. Содержался в лагере для военнопленных, а в 1950 г. передан властям коммунистического Китая и помещен в тюрьму для военных преступников. В 1959 г. амнистирован и освобожден.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

положение. Белград, 1934; Святая Земля. Харбин, 1935; Очерки Югославии. Харбин, 1935; Митр. Антоний. Харбин, 1936; Смута в Киеве и мученичество митр. Владимира в 1918 г.: (По личным восп.). Харбин, 1937; Пока не поздно: Ст. о войне и мире//ЖМП. 1961. 4. С. 42-43; Мои воспоминания: Мат-лы к биографии, письма/Публ.: М. И. Одинцов. М., 1995; Моя Камчатка: Зап. правосл. миссионера/Публ., фотогр., предисл. и коммент.: С. В. Фомин. М., 1995; Вернувшийся домой: Жизнеописание и сб. трудов: В 2 кн./Авт.-сост.: О. В. Косик. М., 2005. Арх.: ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 2. Д. 717; Ф. Р-6343. Д. 233; РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 3. Д. 104, 323; ЦА ФСБ РФ. Д. Р-39763. Лит.: Архиеп. Нестор: Ко 25-летию архиерейской хиротонии. Харбин, 1941; Герасимов В. 25 лет святительской деятельности//Хлеб небесный. Харбин. 1941. 11. С. 47-52; Митр. Нестор: (некр.)//ЖМП. 1962. 12. С. 17-20; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 36-47; Караулов А. К. Митр. Нестор: Камчатский миссионер. Петропавловск-Камчатский, 2000; Караулов А. К., Коростелев В. В. Поборник церк. единения: (К 40-летию со дня блаженной кончины митр. Нестора)//Рус. Атлантида. Челябинск, 2001. 8. С. 36-50; они же. Экзарх Вост. Азии//Там же. 2003. 9. С. 17-24; они же. Арест экзарха//Там же. 11. С. 11-26; Фомин С. В. Божьей милостию архиерей Рус. Церкви: Три жизни митр. Нестора Камчатского. М., 2002; он же. Апостол Камчатки: Митр. Нестор (Анисимов). М., 2004; Баконина С. Н. «Церковник, а не политик...»: Неск. замечаний о биографии митр. Нестора (Анисимова)//ВЦИ. 2008. 1(9). С. 99-107; она же. Декларация митр. Сергия 1927 г. и юрисдикционные конфликты за границей в свете событий на Дальн. Востоке//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2008. Вып. 3 (28). С. 61-75; она же. Православное Камчатское Братство (1910-1917 гг.)//Актуальные проблемы изучения истории и культуры православия: Сб. науч. ст. Владивосток, 2010. Вып. 2. С. 95-101; она же. Церковная жизнь рус. эмиграции на Дальн. Востоке в 1920-1931 гг.: На мат-лах Харбинской епархии. М., 2014.

http://pravenc.ru/text/2565132.html

После воссоединения с Матерю Церковью дальневосточных епархий и российской духовной миссии в Китае во главе с архиепископом Виктором (Святиным) в 1946 г. был образован Восточный экзархат, его первым экзархом стал митрополит Нестор (Анисимов) . После его ареста советскими властями в 1948 г. новым патриаршим экзархом в 1950 г. был назначен архиепископ Виктор (Святин), вернувшийся в 1955 г. на родину и получивший вскоре после этого назначение на Краснодарскую кафедру. С отъездом архиепископа Виктора российская духовная миссия в Китае прекратила свое существование. В ноябре 1956 г. Святейший Патриарх и Священный Синод определили образовать Китайскую Автономную Православную Церковь . В мае 1957 г. в Москве была совершена хиротония архимандрита Василия (Шуана) во епископа Пекинского, который и получил от священноначалия полномочия архипастырского окормления Китайской Автономной Церкви. В ходе массового коммунистического террора, названного «культурной революцией», православная Церковь в Китае была разгромлена. Епископ Василий (Шуан) скончался 3 января 1962 г. Часть православных священников и мирян выехала на рубеже 50–60-х гг. в Австралию, Соединенные Штаты и другие страны, немногие вернулись на родину в Россию. Оставшиеся же в самом Китае православные русские люди почти все были репрессированы, и многие из них погибли. В настоящее время идет трудный процесс возрождения православия в Китае. В 1948 г. Русской Православной Церкви властями государства Израиль частично были возвращены владения Русской Православной Церкви, расположенные в Западном Иерусалиме и на территории Израиля, которыми ранее распоряжалась Русская Зарубежная Церковь . В ноябре 1948 г. в Палестину выехал первый состав Духовной миссии во главе с архимандритом Леонидом (Лобанковым). В юрисдикцию Московской Патриархии вернулся тогда Горненский женский монастырь, расположенный на окраине Западного Иерусалима, в то время как Елеонский и Гефсиманский монастыри в Восточном Иерусалиме, в ту пору отошедшем к Иордании, остались в ведении зарубежного Синода. Обязанности начальника русской Духовной миссии в Иерусалиме в разное время исполняли такие видные церковные деятели, как архимандриты Поликарп (Приймак), Никодим (Ротов) и Ювеналий (Поярков).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

После смерти митрополита Московского Филарета (1867) святитель Иннокентий был назначен его преемником. На Московской кафедре он по-прежнему остался верен своему миссионерскому долгу. Его настоянием Православное миссионерское общество, открытое в Петербурге в 1865 г., было переведено в Москву, где митрополит Иннокентий сам и возглавил его. Во многих епархиях были учреждены отделения миссионерского общества под председательством местных Преосвященных архиереев. Действующим миссиям эти отделения оказывали постоянную финансовую поддержку. По инициативе святителя Иннокентия в пределах Русской Америки, уже после продажи ее правительством императора Александра II Соединенным Штатам, была открыта в 1870 г. епархия Русской Православной Церкви — Алеутская и Аляскинская с кафедрой в Сан-Франциско. В 1898—1907 гг. там проходил епископское служение Преосвященный Тихон (Белавин; позже — Патриарх Московский и всея России) . Он перенес кафедру епископов Алеутских и Североамериканских в Нью-Йорк, где по его инициативе был воздвигнут Свято-Николаевский кафедральный собор. Его архипастырские труды во многом содействовали делу духовного и культурного сближения народов России и Америки. В 1910 г. в Иркутске состоялся миссионерский съезд под председательством Высокопреосвященного Макария, архиепископа Томского и Алтайского. Иркутский съезд постановил, «что проповедь, обучение, богослужение — одним словом, все виды миссионерского делания должны совершаться на языке, понятном для инородцев, причем миссия как таковая не должна задаваться посторонними целями, но должна стремиться к достижению своей собственной единой и высокой цели — приобрести язычников для Церкви Христовой». На этот призыв откликнулись многие студенты духовных школ и пастыри Русской Православной Церкви, в их числе известный, исклю чительно самоотверженный молодой иеромонах, впоследствии митрополит, Нестор (Анисимов) — камчатский миссионер (1962). В 1907 г. он был назначен настоятелем Корякской походной миссии и, получив благословение на свой благовестнический труд от протоиерея Иоанна Сергиева, отправился на далекую Камчатку. В районе действия походной миссии иеромонаха Нестора были эвенки (тунгусы) (почти все уже крещеные), коряки (среди них обращенных в христианство было совсем немного) и чукчи — народ, еще почти не слышавший проповеди о Христе. С самого начала миссионерской деятельности иеромонаху Нестору пришлось приложить много усилий для спасения от голодной смерти своих пасомых, крайне бедствовавших в те годы.

http://sedmitza.ru/lib/text/436402/

Почетный член АН Туркменской ССР. Награжден четырьмя орденами Ленина. Нектарий (Тихонов Николай Васильевич, 1853–12.05.1928), последний соборно избранный оптинский старец. В обитель пришел в возрасте двадцати лет и остался в скиту после беседы с преподобным старцем Амвросием. В 1887 году был пострижен в мантию, в 1894 году – в иеродиакона, в 1898м – рукоположен в иеромонаха. Любил повторять, что для монаха есть только два выхода из келии: в храм да в могилу. Исцелял больных, обладал даром прозорливости и чудотворения. Для каждого человека у него была «своя мера». Благословил на монашество и священство будущего митрополита Гурия. Арестован в 1923 году после закрытия монастыря. По выходе из тюрьмы жил в селе Холмищи Калужской области. Похоронен на местном кладбище. 16 июля 1989 года произошло обретение мощей. В настоящее время рака с мощами старца Нектария находится в Амвросиевском приделе Введенского собора Оптиной пустыни. Нестор (Анисимов Николай Александрович, 09.11.1885–04.11.1962), митрополит. Миссионер на Камчатке. В начале XX века проповедовал христианство камчадалам, лечил и обучал грамоте местных жителей. Написал «Молитву на лов рыбы, на освящение рыбы, рыбных снастей и мрежей», утвержденную Святейшим Синодом. В результате его инициативы было создано Камчатское православное братство под официальным покровительством цесаревича Алексея Николаевича. На средства братства на Камчатке были построены церкви, часовни, школы, приюты, больницы, лепрозорий и амбулатории. Во время Первой мировой войны находился на фронте в качестве священника. В 1917–1918 годах участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви. Во время боев в Москве между большевиками и юнкерами оказывал помощь раненым на московских улицах. Написал брошюру «Расстрел Московского Кремля», содержавшую описание ущерба, нанесенного Кремлю вооруженными красногвардейцами во время революционных событий 1917 года. Эмигрировав в Китай, стал одним из видных деятелей русской эмиграции в Маньчжурии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

С 1871 г. игумен. С 1883 г. архимандрит. В 1884 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. До 1891 г. начальник Алтайской духовной миссии. С 1891 г. епископ Томский и Семипалатинский. С 1895 г. именовался Томским и Барнаульским. С 1906 г. архиепископ. С октября 1908 г. именовался Томским и Алтайским. В 1912 – марте 1917 г. митрополит Московский и Коломенский, священноархимандрит Троице-Сергиевой лавры, председатель Православного миссионерского общества. В 1917 г. Временным правительством был уволен из состава Св. Синода, а затем смещен с Московской кафедры. По предложению Св. Патриарха Тихона святителю присвоен пожизненно титул митрополита Алтайского. На Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. причислен к лику святых. Маленков Георгий Максимилианович (1902–1988), политический и государственный деятель. В 1939–1946 и 1948–1953 гг. секретарь ЦК КПСС. В 1946–1953 и 1955–1957 гг. заместитель председателя Совета Министров СССР, в 1953–1955 гг. его председатель. Мануил (Лемешевский Виктор Викторович; 1884–1968), митрополит. В 1923 г. хиротонисан во епископа Лужского, викария Петроградской епархии. Осенью 1923 г. активно противодействовал обновленческому расколу в Петрограде. В 1924–1927 гг. в Соловецком лагере особого назначения. С 1928 г. епископ Серпуховский, викарий Московской епархии. С 1928 г. в. у. Каширским викариатством. С 1929 г. епископ Серпуховский и Каширский, викарий Московской епархии. В 1930 г. уволен на покой. В 1934–1936 в Мариинском лагере (Сиблаг), в 1939–1944 гг. в Канских лагерях в Красноярском крае. С 1945 г. епископ Чкаловский, затем именовался епископом Чкаловским и Бузулукским. С 1946 г. архиепископ. С 1948 г. находился в заключении в Дубравлаге вместе с митрополитом Нестором. 7 декабря 1955 г. освобожден. С 1955 г. в. у. Чебоксарско-Чувашской епархией. С 1956 г. архиепископ Чебоксарский и Чувашский. С 1960 г. архиепископ Куйбышевский и Сызранский. С 1962 г. митрополит. В 1965 г. уволен на покой. Автор «Каталога обновленческих архиереев», «Каталога русских православных архиереев периода с 1897 по 1957 гг.», труда «Русские православные иерархи периода 1893–1965 гг.».

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Феодосии (Мельник), архимандрит. До 1914 г. проходил послушание в Киево-Печерской лавре. В первую мировую войну был старшим фейерверкером, награжден георгиевскими крестами 2-й, 3-й и 4-й степеней и георгиевскими медалями. Был келейником митрополита Антония (Храповицкого) , затем митрополита Анастасия (Грибановского) . Возглавлял русский приход в г. Сремские Карловцы (домовую церковь в митрополичьих покоях). Был духовником в монашеской школе Дечанского монастыря. Феофан (Гаврилов Федор Георгиевич; 1872–1943), епископ. В 1913 г. хиротонисан во епископа Рыльского, викария Курской епархии. С 1917 г. епископ Курский и Обоянский. С 1919 г. в эмиграции в Королевстве СХС (с 1929 г. Югославия). Проживал в одном из сербских монастырей на Фрушкой горе. Вывез из своей епархии чудотворную икону Курской Коренной Божией Матери, с которой объезжал русские приходы по всей Западной Европе. Член Архиерейского Синода РПЦЗ. Скончался в Югославии. Филарет (Вознесенский Георгий Николаевич; 1903–1985), митрополит, Первоиерарх РПЦЗ. В 1920 г. с семьей переехал в Маньчжурию. В 1930 г. митрополитом Мефодием (Герасимовым) рукоположен в диакона с причислением к Св.-Иверской церкви г. Харбина. 4 января 1931 г. епископом Нестором рукоположен во иерея с причислением к церкви в честь иконы «Всех скорбящих Радосте» при Камчатском подворье. 29 ноября 1931 г. епископом Нестором пострижен в монашество. С 1937 г. архимандрит сотрудничал в журнале «Хлеб Небесный». После занятия советскими войсками г. Харбина выступал с проповедями, предостерегая верующих от принятия советского гражданства. В 1946 г. назначен настоятелем харбинской Св.-Иверской церкви. В 1947 г. удален митрополитом Нестором в монастырь в Трехречье. В 1962 г. покинул Китай, выехал в Австралию, куда перебралась почти вся его паства. В 1963 г. хиротонисан во епископа Брисбенского. В 1964 г. избран Собором епископов РПЦЗ Митрополитом и Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви. Филатов Владимир Петрович (1876–1943), выдающийся офтальмолог и хирург. Был глубоко верующим человеком. Писал иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010