митрополит Нестор (Анисимов) (09.11.1885–04.11.1962) Биографические труды Заметки История России митрополит Нестор (Анисимов) Митрополит Кировоградский и Николаевский, Камчатский миссионер. Биография Митрополит Нестор (в мире Николай Александрович Анисимов) родился 9 ноября 1885 года в г. Вятке в семье военного чиновника Свияжского полка Александра Александровича Анисимова (статского советника) и Антонины Евлампиевны, дочери протоиерея-настоятеля Вятской кладбищенской церкви (Ахтырского кладбища). С раннего детства отличался глубокой религиозностью. После окончания реального училища становится послушником Казанского Спасо-Преображенского монастыря, а затем поступает на миссионерские курсы при Казанской духовной академии по калмыцко-монгольскому отделению. 17 апреля 1907 г. принимает монашеский постриг с именем Нестора в честь прп. Нестора Летописца. 6 мая 1907 г. возводится в сан иеродиакона, а спустя три дня, 9 мая, посвящается в иеромонахи. В июне 1907 года, по благословению о. Иоанна Кронштадтского, отправился миссионером на Камчатку к архиепископу Евсевию Владивостокскому и Камчатскому. В 1907-1909 гг. иеромонах Нестор добросовестно, часто с риском для жизни, исполняет свой пастырский долг, проповедуя слово Божие и обращая в веру Христову тысячи язычников-камчадалов. Глубокое уважение к людям, их языку и традициям, постоянная готовность оказать помощь больным, немощным и обиженным снискали иеромонаху Нестору глубокую любовь и доверие паствы в самых отдаленных уголках огромного Камчатского края. В первые же годы своего пребывания в Камчатской области, ознакомившись с жизнью и бытом населения Камчатской области, иеромонах Нестор отметил, что на Камчатке нет духовной миссии и среди оседлых и кочующих народностей: тунгусов, чукчей, коряк, алеутов и др. никогда не было никакой работы духовного и культурного просвещения. Население жило жизнью доверчивых детей природы ничего не знавших на свете, кроме своей камчатской примитивной жизни среди суровой природы.  Это заставило о. Нестора обратить на них серьезное внимание, и он явился во Владивосток к своему начальнику архиепископу Евсевию с изложенным иеромонахом проектом создания Камчатской Духовной Миссии и Камчатского Православного Братства, предусматривая уставами этих учреждений широкую просветительно-благотворительную работу с открытием Главного Совета Братства при Епархиальном архиерее с отделениями в центре России, т.е. в Петербурге, Москве, Киеве и других городах с целью сближения Камчатской окраины с деловым центром России.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

50 лет назад, 4 ноября 1962 года, отошёл ко Господу митрополит Нестор (Анисимов) , один из величайших миссионеров XX века, просветитель Камчатки, смиренный архипастырь, отсидевший за веру Христову более 8 лет в мордовских лагерях. Портал Православие.Ru публикует заметку об этом замечательном человеке, присланную нам его крестником Александром Кирилловичем Карауловым. Митрополит Нестор (Николай Александрович Анисимов) родился в Вятке 9/22 ноября 1885 года, в день празднования иконы Божией Матери «Скоропослушница». С раннего детства он отличался глубокой религиозностью. Окончив реальное училище, он поступает на миссионерские курсы при Казанской духовной академии. В 1907 году по влечению души и воле Божией, получив благословение святого праведного Иоанна Кронштадтского, Николай Анисимов решается на подвиг миссионерства. 17 апреля 1907 года в Казанском Спасо-Преображенском монастыре он принимает монашеский постриг с именем Нестора, 6 мая того же года рукополагается в сан иеродиакона, а спустя три дня посвящается в иеромонахи. 2 июня 1907 года отец Нестор выезжает на место своего миссионерского служения – на Камчатку . Два года иеромонах Нестор в суровых природных условиях добросовестно, часто с риском для жизни, исполняет свой пастырский долг, проповедуя слово Божие и обращая в веру Христову тысячи язычников-камчадалов. Глубокое уважение к людям, их языку и традициям, постоянная готовность оказать помощь больным, немощным и обиженным снискали иеромонаху Нестору горячую любовь и доверие паствы, проживавшей и в самых отдаленных уголках огромного края. Однако молодой пастырь не чувствовал полного удовлетворения от своей деятельности. Он понимал, что своими малыми силами он никогда не сможет решить проблем всеми забытой Камчатки. Нужно было привлечь к ним внимание сильных мира сего, духовенства, всех честных людей, желающих помочь ближним, страдающим от нищеты, болезней, пьянства, невежества и своеволия самодуров-начальников. Так возникла идея создания Благотворительного православного Камчатского братства.

http://pravoslavie.ru/57160.html

Протодиакон Николай Поршников возглашает великий прокимен на великой Пасхальной вечерне в Кафедральном Радосте-Скорбященском соборе в Сан-Франциско. За ним – архиепископ Антоний (Медведев; † 2000) 23 ноября – день памяти протодиакона Николая Поршникова († 2004). Он был рукоположен в сан диакона святителем Иоанном Шанхайским и более 40 лет служил Христовой Церкви при Радосте-Скорбященском кафедральном соборе в Сан-Франциско. «Протодиакон Николай Поршников был уникален» История протоиерея Андрея Соммера , ключаря Знаменского Синодального собора в Нью-Йорке Протодиакон Николай Поршников († 2004) был уникален. Я больше таких протодиаконов, как он, не видел. Во-первых, громадный человек, настоящий русский богатырь, во-вторых, с замечательным голосом – у него был крепкий, мощнейший бас. Родился отец Николай в 1942-м году. Свой путь служения Церкви начинал в Китае, в Харбине, при церкви «Дома Милосердия», где был посошником у настоятеля и основателя подворья Камчатского братства в Харбине, архиепископа Нестора (Анисимова;1962), будущего митрополита. При «Доме Милосердия» в те годы были созданы приюты для мальчиков и девочек, а также дом для престарелых и инвалидов. После того как к власти в Китае пришли коммунисты, русским эмигрантам пришлось покинуть Харбин и Шанхай и искать себе пристанище в других странах. Часть из них приехала в Сан-Франциско вместе со святителем Иоанном Шанхайским, здесь же оказался и юный Николай Поршников. Отец Николай принес в келлию огромный камень, чтобы тайно на нем молиться, в подражание Серафиму Саровскому В начале 1960-х годов он поступил в духовную семинарию в Джорданвилле, при Свято-Троицком монастыре. Передают историю о том, как, будучи семинаристом, отец Николай, по своей юношеской ревности, принес прямо в келлию огромный камень, чтобы тайно на нем молиться, в подражание преподобному Серафиму Саровскому. Об этих его молитвах узнали случайно, когда в келлию пришли новые семинаристы, а он, по всей видимости, не успел унести свой камень. Пришлось сразу нескольким юношам его выносить: никто из них не мог сделать это в одиночку, как сделал отец Николай.

http://pravoslavie.ru/142456.html

Разделы портала «Азбука веры» Публицистика Матушки. Жены священников о жизни и о себе В этой книге собраны рассказы жен священников о своей жизни. Их называют «матушками», по аналогии с тем, как священников называют «батюшками». Как правило, семейная жизнь духовенства тщательно скрывается от постороннего взгляда. Жизненный опыт матушек – во многом опыт ежедневных жертв. Моя Камчатка. Записки православного миссионера В этой книге публикуются воспоминания митрополита Нестора (в миру Николай Александрович Анисимов, 1885–1962) — камчатского миссионера, основателя Камчатского православного братства, Камчатской духовной миссии и Петропавловской и Камчатской епархии. На скрещеньи дорог - Христос В старину на месте скрещения дорог ставили крест. В наше время скрестились дороги верующих и неверующих — значит, образовался крест. Как бы то ни было, на перекрестках наших дорог стоит КРЕСТ. Письмо к генералу Х Письмо это публиковалось после смерти писателя под разными названиями: «Письмо генералу X.», «Что нужно говорить людям?». Предполагаемый его адресат — Рене Шамб, французский летчик и писатель. Путь моей жизни - митрополит Евлогий (Геогиевский) " Путь моей жизни " - воспоминания митр. Евлогия (Георгиевского) - одного из самых выдающихся епископов XX века. Эта книга - один из главных документов истории Православия в XX веке, в ней описывается жизнь дореволюционного духовенства, Первая мировая война, Революция, Гражданская война. Рассуждение о непременных государственных законах Верховная власть вверяется государю для единого блага его подданных. Сию истину тираны знают, а добрые государи чувствуют. Просвещенный ясностию сея истины и великими качествами души одаренный монарх, облекшись в неограниченную власть и стремясь к совершенству... С высоты птичьего полёта Произведение протоиерея Артемия Владимирова автобиографично. В него вошли воспоминания первых семнадцати лет жизни. Книга изобилует яркими и увлекательными эпизодами, рассказами и сценками из семейной жизни второй половины XX столетия. Подлинный интерес представляют словесные портреты представителей творческой интеллигенции, входившей в круг общения семьи писателя.

http://azbyka.ru/fiction/1/publicistika/...

Харбин. Часовня-памятник императору Николаю II и югославскому королю Александру I. Часовня при Доме милосердия /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Год постройки:не позже 1936. Год утраты:приблизительно 1962 (разобрана) Архитектор:М.М. Осколков Адрес: КНР, провинция Хэйлунцзян, г. Харбин Координаты: 45.746795, 126.645708 Изменить описание объекта Часовня-памятник императору Николаю II и югославскому королю Александру I, общий вид. На заднем плане - храм Дома Милосердия в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих радость " . Елена Григорьева 1 января 1936 Карта и ближайшие объекты Воздвигнута в 1936 году при храме Дома Милосердия на участке Скорбященского подворья по инициативе и под руководством епископа Петропавловского и Камчатского Нестора (Анисимова). Имя югославского короля Александра I Карагеоргиевича (1888–1934) долгие годы было малоизвестно даже в самой Югославии. Благодаря его усилиям десятки тысяч русских беженцев получили не только приют в королевстве Югославия, но и были приравнены в правах к югославским гражданам. В Сремских Карловцах получил убежище Заграничный Синод Русской Православной Церкви, ставший на многие годы Духовным Центром всей русской эмиграции. В 1934 году король Александр отправился во Францию для заключения договора о союзе. 9 октября 1934 года вместе с министром иностранных дел Франции Л. Барту он был убит в Марселе агентами хорватской националистической организации. Убийство короля Александра глубоко потрясло российскую эмиграцию. Многие находили явные параллели между трагическими судьбами короля Александра и его названного отца – Николая II. Именно тогда у владыки Нестора родилась мысль о необходимости совместного почитания Венценосных мучеников и строительства часовни-памятника в Харбине. Эту идею поддержал Н. К. Рерих, также глубоко почитавший Николая II и короля Александра I. Н. К. Рерих стал автором первого проекта часовни, однако он не был осуществлен и не сохранился. Автором реализованного проекта стал епархиальный архитектор М. М. Осколков. Строительство часовни-памятника осуществлялось небывало высокими темпами. Всего несколько месяцев оказалось достаточным, чтобы всколыхнуть российскую эмиграцию во всех странах рассеяния и сформировать строительный комитет. Благодаря авторитету епископа Нестора, его энергии и настойчивости, почетными членами строительного комитета согласились стать выдающиеся деятели эмиграции, откликнулись меценаты и многие жертвователи, проживавшие в Манчжурии, Китае, Югославии, Чехословакии, Англии, Франции, Германии, Японии и США. На строительство часовни была собрана и израсходована сравнительно небольшая сумма – чуть более шести тысяч гоби (манчжурских юаней). Денежные средства были истрачены главным образом на строительные материалы, оборудование и оплату наемных рабочих. Основные работы по проектированию, декоративно-пластической обработке фасадов и интерьера часовни выполнялись безвозмездно.

http://sobory.ru/article/?object=48591

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕСТОР Митр. Кировоградский и Николаевский Нестор (Анисимов). Фотография. Кон. 50-х гг. ХХ в. Митр. Кировоградский и Николаевский Нестор (Анисимов). Фотография. Кон. 50-х гг. ХХ в. (Анисимов Николай Александрович; 9.11.1885, Вятка (ныне Киров) - 4.11.1962, Москва), митр. Кировоградский и Николаевский. Род. в семье статского советника Александра Александровича Анисимова, чиновника военного ведомства, и его супруги - Антонины Евлампиевны, дочери настоятеля вятского кладбищенского храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери прот. Евлампия Зотиковича Нагорничных († 1887). А. А. Анисимов служил в расквартированном в Вятке Котельничском резервном пехотном батальоне, а в нач. 90-х гг. XIX в. был переведен с семьей в расквартированный в Казани Свияжский резервный батальон (впосл. полк). В 1898-1904 гг. Н. Анисимов учился в Казанском реальном уч-ще. На время летних каникул дети с матерью приезжали погостить к остававшейся в Вятке бабушке. Летом 1904 г., во время пребывания Н. Анисимова в Вятке, он впервые встретился с прот. прав. Иоанном Кронштадтским , который исцелил его тяжелоболевшую мать. Большое значение в выборе жизненного пути Н. Анисимова имело его знакомство с наместником казанского Спасо-Преображенского мон-ря архим. Андреем (Ухтомским ; впосл. епископ), ставшим его духовником. По окончании реального училища Н. поступил на калмыцко-монгольское отделение Миссионерских курсов при КазДА, которыми заведовал архим. Андрей. Окончив Миссионерские курсы, Н. Анисимов жил как послушник в Спасо-Преображенском мон-ре, исполняя различные послушания при наместнике. В нач. 1907 г. к архим. Андрею обратился Владивостокский архиеп. Евсевий (Никольский ; впосл. митрополит) с просьбой прислать миссионера для просвещения отдаленных областей его епархии. После предложения архим. Андрея Н. Анисимов принял решение отправиться на Дальн. Восток в качестве монаха-священника. Он обратился за напутствием к о. Иоанну Кронштадтскому, к-рый прислал свою фотографию и благословил на подвиг миссионерства.

http://pravenc.ru/text/2565132.html

Нестор (Анисимов), митрополит Митрополит Нестор (Анисимов) и святитель Афанасий (Сахаров) Будущий митрополит Нестор (в миру Николай Александрович Анисимов) родился 9 ноября 1885 г. в г. Вятке в семье военного чиновника. В 1907 г. принял монашеский постриг и отправился на миссионерское служение на Камчатку, где много потрудился в деле просвещения края, создал Камчатское православное братство во имя Всемилостивого Спаса и Камчатскую Православную миссию. В 1916 г. рукоположен во епископа Камчатского и Петропавловского. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. В 1918 г. был арестован. В 1919 г. возвратился на Камчатку. В 1921–1945 гг. настоятель Камчатского подворья в Харбине. Развернул обширную благотворительную деятельность для помощи русским эмигрантам. Находился в юрисдикции РПЦЗ. В июне 1945 г. Владыка Нестор первым из харбинских архиереев, с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, стал поминать его за богослужением. Принимал активное участие в воссоединении восточно-китайских епархий с Московским Патриархатом. В 1946 г. возведен в сан митрополита Харбинского и Маньчжурского, Экзарх Московской Патриархии в Восточной Азии. Арестован в Харбине в 1948 г. и после долгого следствия осужден на 10 лет заключения в «особом» лагере (Дубравлаг), где находился и святитель Афанасий. В 1956–1958 гг. митрополит Новосибирский и Барнаульский. С 1958 г. на покое. В результате клеветы и организованной властями травли митрополит Нестор был смещен с Новосибирской кафедры. Патриарх Алексий назначил митрополита Нестора временно управляющим Кировоградской епархией. Летом 1961 г. в журнале «Огонек» была помещена статья о Владыке с вымышленными фактами. Митрополит Нестор послал статью и свои письма с опровержениями своему духовному отцу и другу святителю Афанасию. В 1962 г. митрополит Нестор лечился в Москве, перенес тяжелую операцию. 4 ноября 1962 г., в день Казанской иконы Божией Матери, скончался. Погребен в пос. Переделкино Московской обл. 872 1. 1 декабря 1954 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Будьте здоровы. Богом хранимы, дорогой Владыко, прошу взаимно святых молитв. Вседушевно преданный Вам Ваш собрат во Христе недостойный Митрополит Нестор. Николай. Отец Василий Герасимов меня не радует (какой был, такой и остался). 29/IV–55 г. 12/V Д. 7. Л. 56–56 об. Подлинник. Автограф. 5. 1 июня 1955 г. Дорогой Преосвященный Владыка Афанасий! С величайшей радостью получил Ваше доброе письмо и сугубо радуюсь Вашему свободному отдыху под крылом любящего Вас и преданного Вам христолюбца 878 . Я в данное время подлечиваюсь в стационаре. Конечно, ревматизм дает о себе знать, а погода еще не установилась. Чрез архиепископа Ювеналия получил уведомление П[атриарха] Алексия от 15 мая «по освобождении Митр[ополиту] Нестору следует прибыть в Москву», а Вл[адыка] Ювеналий пишет, чтобы я известил его, когда буду свободен, и он пришлет за мной сопровождающего в Москву, а также дух[овное] обмундирование. Предаю себя в волю Божию. Желаю Вам всего доброго и здоровья наипаче. Дорогой Владыка, я позволю себе поделиться с Вами моей мыслью. Мне кажется, что на службе в честь Св[ятых], в Рос[сийской] Земле просиявших, не было бы лишним вначале написать похвальную стихиру основоположнику предвещенной благодати и прославляемых святых ап[остолу] Андрею, тем более об этом, как я убедился, многие не ведают. Если это Вам по душе, то Вы и предвнесете. Простите за мое недостойное суждение. Прошу Ваших св[ятых] молитв. Вседушевно пребываю с Вами Ваш собрат во недостойный М[итрополит] Нестор. Анисимов Николай. 1 июня 1955 г. Привет от Сер[гея] Петр[овича] и др[угих], помнящих с любовью Вас. Н[иколай]. Д. 8. Л. 6–6 об. Подлинник. Автограф. 6. Не позднее 31 марта 1956 г. Преосвященнейший дорогой, милый, любимый мой Владыка Кир-Афанасий! Земно кланяясь, прошу прощения и молитв для продолжения начатого великопостного странствия. Святейший сегодня много говорил сердечных слов о Вас. Он будет рад видеть Вас в грядущую неделю, приветствуя Вас взаимно с Великим постом. Он спрашивал меня о Вашем заключении по поводу Мануиловского чина отпевания архиереев 879 . И просил написать, что чин неприемлем по многим причинам. Мне Святейший вручил этот чин, который я раньше не видел, и просил Патриарх меня отметить, если я найду что-либо неприемлемое. Я пока мельком прочитал и нахожу много причин и много мест в этом чине, совершенно неприемлемых, каковые и отмечаю. Меня радует Ваш приезд. Побываете и на даче Святейшего и посетите меня, недостойного, чем доставите мне большую радость. У меня на днях была милейшая старица Александра Титовна с Полюшкой. Я от радости прослезился, а старушку милую, простую, искреннюю полюбил еще больше, чем знал ее заочно.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Владыка Пимен назначил меня настоятелем «Утоли». И я счастлив, что был причастен к восстановлению этого храма. Кстати, много помогал в его благоукрашении Евгений Николаевич Аксёнов. Харбин — моя малая родина, любимая и единственная. Харбин — это уже ушедшее. Я плачу о нем, часто вспоминаю, но все, что было, исчезло. И этого не вернуть. Остается только помнить, молиться и верить. Митрополит Нестор (Анисимов). Окончил миссионерское отделение при Казанской Духовной Академии. Начальник Духовной миссии на Камчатке, иеромонах (1907 г.). Создатель Камчатского православного благотворительного братства (1910). В 1913 г. возведен в сан игумена. С 1914 г. военный священник, возглавлял санитарный отряд «Первая помощь» на фронте. Хиротонисан во епископа Камчатского и Петропавловского в 1916 г. С начала 1920-х гг. жил в Харбине. Служил в Иверской церкви в 1922–1930 гг. Основал здесь Камчатское подворье с Домом милосердия. В 1933 г. возведен в сан архиепископа. Был прост в общении, доступен. В 1945 г. принят в общение с Московской Патриархией. Митрополит, экзарх Восточной Азии. Арестован в Харбине 14 января 1948 г. и пробыл в советских лагерях до января 1956 г. После освобождения управлял Новосибирской, Кировоградской и Николаевской епархией. Скончался в Москве 4 ноября 1962 г., похоронен в Переделкино (здесь и далее сноски о харбинских священнослужителях приводятся по: Харбинский синодик (священноцерковнослужители и церковные деятели). Челябинск, 2005.) Иеродиакон Иринарх (Матафонов). Насельник Казанского Богородицкого монастыря в Харбине с 1926 г. Скончался в Харбине. Схиигумен Игнатий (Мелехин). Насельник Казанского Богородицкого мужского монастыря в Харбине с 1922 г. До принятия схимы — иеромонах Ор. В 1930–1940-х гг. был уже слеп, только исповедовал. К нему шел народ. Был наделен даром прозорливости. Архимандрит Иннокентий (Мельников). Вступил в Казанский Богородицкий мужской монастырь в Харбине в 1925 году. С 1939 г. настоятель монастыря. Окончил богословский факультет института Святого Владимира. Преподавал в Харбинской духовной семинарии в начале 1940-х г.г.

http://pravoslavie.ru/37537.html

Из лагеря владыка вышел через восемь лет, после смерти Сталина, на два года раньше определенного срока. Как известный «антисоветчик», он не мог управлять какой-либо центральной епархией. В конце концов, 18 июля 1956 года мужественный исповедник был назначен управлять Новосибирской епархией. Владыка начал принимать в свою епархию священников — бывших узников лагерей, а также тайно постриженных в Катакомбной Церкви монахов. Препятствовал изо всех сил закрытию властями приходов. После категорического отказа владыки Нестора закрыть один из новосибирских храмов, 8 сентября 1958 года его «по состоянию здоровья» отправили на покой. Во время управления епархией митрополитом Нестором не было закрыто ни одной церкви. Владыка Нестор был одним из тех, кто пытался противостоять нарастанию хрущевского гонения на Церковь. Протоиерей Валериан Кречетов вспоминал: «Келейник владыки схиархимандрит Мисаил рассказывал, что митрополит Нестор, по примеру ветхозаветного Авраама, никогда не садился за трапезу, не посадив за стол нищих и странников… Много хлопот доставляли келейнику “недостаточные” священники, особенно из отдаленных медвежьих углов епархии. Не уследишь — и владыка новый подрясник чуть ли не с себя снимет, да и отдаст, весело приговаривая: “Смотри-ка, а тебе-то он в самую пору”». Владыка написал несколько трудов по нравственному богословию, а также воспоминания, проповеди и беседы, жизнеописания святых и церковных деятелей, литургические, миссионерские труды, а также статьи, словари, очерки о путешествиях. Владыка Нестор скончался 4 ноября 1962 года, в день празднования Казанской иконы Пресвятой и был похоронен у алтаря храма Преображения Господня Патриаршего подворья Троице-Сергиевой лавры в Переделкино. Проводил его в последний путь Святейший Патриарх Алексий I, прочитав разрешительную молитву. Петропавловская и Камчатская епархия возбудила ходатайство перед Священным Синодом Русской Православной Церкви о прославлении просветителя камчатских народов митрополита Нестора (Анисимова) в лике святых.

http://pravoslavie.ru/94940.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010