2. Миссионерство На рубеже столетий не только Святейший Синод, но и церковная общественность проявляли постоянную заботу о христианской миссии. В 1897 и 1898 гг. были проведены миссионерские съезды в Казани и Одессе. В 1910 г. состоялся миссионерский съезд в Иркутске под председательством архиепископа Томского святого Макария (Невского) , в прошлом алтайского миссионера. Съезд постановил, что «проповедь, обучение, богослужение – одним словом, все виды миссионерского делания должны совершаться на языке, понятном для инородцев, причем миссия, как таковая, не должна задаваться посторонними целями, но должна стремиться к достижению своей собственной единой и высокой цели – приобрести язычников для Церкви Христовой». С 1896 г. в Киеве издавался журнал «Миссионерское обозрение», редакция которого впоследствии была переведена в Петербург. Особенно яркую страницу в истории миссионерства начала 20 века вписала деятельность Камчатской миссии. В конце 19 в. она располагала 17 миссионерскими станами (на самом полуострове, Чукотке и Колыме), где проживали обрусевшие камчадалы, а также коряки, чукчи, алеуты, среди которых многие были крещены, но из-за беззаботности окормлявшего их духовенства не имели почти никаких представлений о вере: не все из них знали даже свои христианские имена, а в быту они оставались совершенными язычниками, слушали своих шаманов, приносили в жертву духам оленей и ездовых собак. В 1907 г. настоятелем Корякской походной миссии был назначен иеромонах Нестор (Анисимов) , впоследствии митрополит (1885–1962). На Камчатку он отправился, испросив прежде благословение на благовестнические труды у святого Иоанна Кронштадтского . Свои миссионерские труды юный иеромонах начал с богослужений в Иосафатской церкви в Гижиге, на берегу Тихого океана. По его воспоминаниям, однажды во время службы язычница-корячка, стоя перед Распятием, вдруг закричала, обращаясь к Богородице, Которую она приняла за виновницу страданий Христа: «Зачем Ты повесила Его там, на древе? Зачем Ты делаешь Ему больно? Сними Его с древа. Ты видишь, у Него кровь!». Подойдя к сострадательной женщине, иеромонах заговорил с ней на корякском языке о Христе, и полудикая корячка «озарилась светом евангельской истины». Она стала просить священника скорее «дать ей веру». После обучения основам вероучения она была на Пасху крещена вместе со всей семьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

3496 «...Архиепископом Олонецким и Петрозаводским только именовался до увольнения на покой...» (Преосвященные епископы тульские. Памятная книжка для тульской паствы. Тула, 1865). Скончался 31.07.1855. 3503 В списке Свт. Тихона (10.1918) значится Олонецким и Петрозаводским. Сведений о местонахождении в 1918–1922 гг. не имеется. В 1922 г. сразу примкнул к т. н. «инициативной группе прогрессивного духовенства», показал себя активнейшим обновленцем и немедленно получил Казанскую кафедру (см. Казанская, обн.). 3505 В августе 1922 г. отстранен обновленцами от управления, в 1924 г. – репрессирован. В 1929 г. был в ссылке в районе г. Томск. Далее никаких известий не имеется. 3508 Возвращен на кафедру по собственному прошению после назначения на Рыбинскую кафедру. Архиепископ с 26.06(09.07)1934. 3510 Архиепископ Псковский; позднее, с 25.08(07.09)1945 – митрополит Ленинградский и Новгородский. 3514 Отказался ехать на север, в Петрозаводск, за что был обновленцами наказан – лишен возможности замещать какую-либо кафедру (вторая дата). Быстро «определился», перейдя в григорианский раскол. См. Новочеркасская, григ. 3515 «Архиепископ». Назван «Карельским». Предоставил «мотивированный отказ» ехать в Петрозаводск. Оставлен в Калуге. 3520 С 1921 г. – в эмиграции в Китае (Харбин). В подчинении Зарубежному Синоду с 1922 г. С 1933 г. – архиепископ. Титул: Камчатский и Петропавловский сохранил (номинально) до 1946 г., когда был назначен на Харбинскую кафедру (см.) с возведением в сан митрополита. В Харбинской епархии, в Модяугоу в 1925 г. епископом Нестором было открыто Камчатское подворье – Скорбященский храм и Дом милосердия (упразднены властями 10(23)02.1962). Кафедра в Петропавловске не замещалась ни при свт. Тихоне, ни после его кончины. Следовательно, право епископа Нестора на кафедру неоспоримо, тем более, что никакой акт об упразднении кафедры не известен. 3522 Епископ Охотский, викарий Камчатской епархии ( Нестор (Анисимов) , еп. Слово к пастве...//Свет (Харбин). 1922. 25.10). В 1923 г. был арестован в Петропавловске за сопротивление изъятию церковных ценностей. Освобожден 01(14)02.1924 в Чите, где в силу обстоятельств принял на себя дела управления. Епископ Киренский, викарий и временноуправляющий Иркутской епархии с 05(18)11.1926. Продолжал и дела управления Камчатской епархией вплоть до ареста в Иркутске (вторая дата), за которым последовали приговор и заключение в СЛОН.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5 . Есть скорбные слова – телеграмма Его Императорскому Величеству – святого праведного Иоанна и о наших раскольниках – старообрядцах: «Ревнуя о святости Православной Церкви и Царской державы, сильно скорблю, что московские раскольники посмеиваются над нашей Церковью, ставя сво­их самозваных архиереев в Москву и даже епископа в Кронштадт (на соборе старообрядческих епископов в 1898 г. в Москве было решено открыть Петербургскую епархию. – К. С.), и дерзновенно обходят Царскую власть, мечтая о слабости Правительства» (2:343, 344). 6 . Не молчал Батюшка и тогда, когда в обращении появлялись произведения апокрифического характера , своим содержанием смущавшие не утверждённых в спасительной Истине. Одним из распространённых таких сочинений был «Сон Пресвятой Богородицы». Получившему его, слушающему его и распространяющему обещалось многое – прощение грехов, пребывание в его доме благодати Божией, избавление от несчастий в пути... «Сон Пресвятой Богородицы», – пишет Батюшка, – есть нелепица, бессмыслица, бред праздного бабьего воображения, который могут по невежеству и грубости понятий принимать только глупые невежды. Я сам, бывши мальчиком лет 10-ти, списал этот «Сон» и имел у себя, но когда меня вразумили люди умные – я бросил в огонь. Вот моя отповедь!» (2:30–304). Подобного рода была и так называемая «Молитва отца Иоанна Кронштадтского ». (См. о ней выше в: IV, 3.) XII. Разное В «Разное» хочется внести те письма, в которых имеется суждение по какой-либо, можно сказать, обособленной теме, но не лишённой интереса и пользы. Письма к митрополиту Кировоградскому Нестору (Анисимову . † 1962) и к Ольге Серафимовне Дефендовой (в монашестве Серафима, † I960) помещаются мной ещё и потому, что они мне особенно дороги, так как этих светлых людей я знал – с митрополитом Нестором – бывшим миссионером на Камчатке, затем узником советских лагерей – встречался в Патриаршем Богоявленском Соборе, что в Елохове (Москва), получал у него благословение и даже беседовал (в то время я был иподиаконом у Святейшего Патриарха Алексия I – до кончины Его Святейшества, † 1970). А матушку Серафиму несколько раз встречал в Обители Преподобного Сергия Радонежского, куда она приезжала с родителями моей жены – Константином Константиновичем († 1965) и Еленой Владимировной († 1999) Апушниными – не только поклониться святыням Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а и помолиться у могилы святителя Макария, митрополита Московского (Невского, † 1926), у которого она была келейницей и за которым ухаживала, когда он находился в Николо-Угрешском монастыре. Она же проводила его в последний путь и много сделала для перенесения его останков (ныне святых мощей) в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. И ещё очень важное: семью Дефендовых часто посещал святой праведный Иоанн Кронштадтский – матушка Серафима хорошо помнила его и любила о нём говорить, хотя в те времена даже упоминать имя Праведника было не безопасно (родилась матушка в 1880 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

73 РЕЧЬ О ЦЕЛЯХ И НУЖДАХ ПРАВОСЛАВНОГО КАМЧАТСКОГО БРАТСТВА Печатается по: И. М. Московский отдел Православного Камчатского братства//Голос Церкви. М. 1912. И. С. 191–192. Публикуемую речь архим. Арсений произнес на общем собрании Московского отдела Православного Камчатского братства Всемилостивого Спаса. Братство было открыто 14.9.1910 во Владивостоке по инициативе камчатского миссионера иеромонаха Нестора (Анисимова , 9.11.1884 †22.10.1962, впоследствии – митрополита) благодаря личной поддержке Государя Императора Николая II и Императрицы-Матери Марии Феодоровны. «Под гостеприимной сенью Московского в Кремле Чудова монастыря, – писал журнал «Голос Церкви», – в прошлом 1911 году 27 октября состоялось торжественное открытие Московского отдела Православного Камчатского братства. [...] Московский отдел Камчатского братства под благостным водительством Московского архипастыря митрополита Владимира и благодаря неусыпным трудам наместника Чудова монастыря архимандрита Арсения, процветает и не одну слезу бедных камчадалов уже отер любвеобильной рукой обители святителя Алексия». Некоторые подробности этой помощи встречаем мы в воспоминаниях упомянутого митрополита Нестора: «По прибытии в Москву я отправился в Кремль. Здесь, при Чудовом монастыре был склад пожертвованных вещей для школ, а также церковной утвари, предназначенных для отправки на Камчатку через Владивосток». И далее о реальных делах братчиков: «С 1911 года по 1917 год Камчатское благотворительное братство имело в своем распоряжении огромные суммы денег, исчислявшиеся сотнями тысяч рублей. В течение пяти лет было выстроено семь новых церквей и открыто восемь новых школ. Таким образом, к 1916 году в Камчатской области существовало 35 церквей, 38 часовен со святыми престолами и 42 школы» (Митрополит Нестор (Анисимов) . Моя Камчатка. Записки православного миссионера. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995. С. 186, 199). Читать далее Источник: «Свете тихий» : Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского)/[Сост. Сергей Фомин] - Москва : Паломник, 1996-./Т. 1. - 1996. – 493 с. (Русское православие XX века). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

( < < back) < >< back) > Митрополит Нестор (Анисимов; 1885 — 1962) — знаменитый миссионер. Один из пяти иерархов, оказавшихся верными Императору Николаю II после Его отречения. Возглавлял неудавшуюся попытку спасения Царской Семьи в декабре 1917 г. — январе 1918 г. С 1916 г. епископ Камчатский и Петропавловский; с 1921 г. в эмиграции. В 1944 г. воссоединился с РПЦ, с 1946 г. митрополит Харбинский и Маньчжурский. В 1948 г. — 1956 г. в лагерях. С 1956 г. на Новосибирской, затем на Кировоградской кафедре. Скончался 4.11.62. ( < < back) Епископ Сергий (Кудрявцев; 1891–1955) — хиротонисан во епископа Краснохолмского после 1917 г. Скончался в Потьме от сердечной болезни (16.04.55), там же и погребен. ( < < back) < >< back) > Схиигумения Антония (Сухих) — в миру Лидия Сергеевна Сухих. Родилась 23 сентября 1929 года в Кировской области, в селе Приверх Лебяжского района. В настоящее время возглавляет женскую монашескую общину. ( < < back) < >< back) > Отец Мисаил — схиархимандрит Серафим (Томин). С шестилетнего возраста верный служитель Церкви. Первый раз был арестован в десять лет, многие годы подвергался преследованиям и гонениям. Долгое время подвизался на Афоне. Был знаком и духовно близок со многими выдающимися подвижниками нашего столетия. Его духовным отцом был известный исповедник схиепископ Петр Владыгин (†1952). После освобождения из заключения митрополита Нестора (Анисимова) и вплоть до его кончины о. Серафим оставался его келейником и духовником. «Духовный собеседник», 1995 г. ( < < back) Схиархимандрит Андроник (Лукаш; 1889–1974) — выдающийся Глинский подвижник, молитвенник, мудрый духовный наставник. В Глинской пустыни с 1906 г. Благочинный и духовник обители. Дважды подвергался арестам и ссылкам на Колыму. В 1961 г. после закрытия Глинской пустыни переехал в Тбилиси, где вплоть до своей кончины продолжал старческое служение при храме св. Александра Невского. Здесь старец находился под попечением другого Глинского питомца и подвижника — схимитрополита Зиновия (Мажуги). Схиархим. Иоанн (Маслов). Глинский патерик. М., 1997.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

( < < back) «Напомним, что прп. Серафим Саровский советовал причащаться не менее 17–18 раз в год: во все посты, в именины, во все двунадесятые праздники, то есть в среднем приблизительно раз в три недели». У пещер, Богом зданных. «Правило веры», М., 1999 — с. 535. ( < < back) В наше время «Предисловия» Василия Поляномерульского к книгам Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Иерусалимского и Нила Сорского опубликованы в книге «Сборник о молитве Иисусовой». Валаамский мон., М., 1994, с. 330. ( < < back) Страницы указаны по изданию: «Творения свт. Игнатия». Сретенский мон., М., 1996–1998 (репринт, 1904). В пяти томах. ( < < back) Святитель Макарий Московский (Парвицкий-Невский; 1835–1926) — причислен к лику святых в 2000 г. Выдающийся миссионер, духоносный старец. Митрополит Макарий занимал Московскую кафедру в период революции 1917 года и был одним из пяти иерархов, оставшихся верными Государю. В их числе — священномученик Гермоген (Долганов; 1858–1918), митрополит Петроградский Питирим (Окнов; 1868–1920), митрополит Антоний (Храповицкий; 1863–1936) и митрополит Нестор (Анисимов; 1885–1962). Святитель Макарий был принудительно уволен на покой определением Синода с 1.04.17. Имеется свидетельство о том, что святитель сообщался с Царственными Узниками в период их заключения и продолжал духовно окормлять Царя-Мученика до самой его кончины. Святителю было откровение от Господа о том, при каком духовном состоянии русского народа возможно было бы спасение Царской Семьи. Последние восемь лет жизни, после незаконного низложения, святитель-исповедник провел в изгнании и страданиях в подмосковном монастыре, где пребывал в неослабном аскетическом подвиге. Игум. Серафим (Кузнецов). Православный Царь-Мученик. «Паломник», М., 1997 — с. 709; Еп. Арсений (Жадановский). Воспоминания. Св.-Тихоновский Богословский институт, М., 1995. ( < < back) Преподобный Феодор Санаксарский (Ушаков; 1718–1791) — старец высокой духовной жизни. Восстановитель и настоятель Санаксарского Темниковского монастыря, управлял также Алексеевским женским монастырем. Строгий подвижник, ревнитель жизни в традициях древнейшего монашества. Став жертвой клеветы, был удален на Соловки, где в числе рядовых членов братии провел 9 лет. Будучи оправдан митрополитом Гавриилом (Петровым; 1730–1801), вернулся в свою обитель, где продолжал духовно руководить братией. Почил 19.02.1791 г. и был погребен у стен созданного им храма. Рядом находится могила его племянника — прославленного флотоводца адмирала Феодора Ушакова. Среди многочисленных учеников о. Феодора широко известны архмандрит Феофан Новоезерский, архмандрит Игнатий Островский, схиархимандрит Макарий Пешношский и другие. Московский журнал. 4, 1994 – с. 43.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

THE REPORT OF BISHOP ELEVFERIY (VORONTSOV) AND FR GREGORY RASUMOVSKIY ON THERE SOJOURN IN MANCHURIA IN 1945 The mission carried out by two Russian clergymen was undertaken on the blessing of Patriarch Alexis I as an answer to four Bishops of the dioceses the Russian Orthodox Church Abroad in Manchuria and Harbin to reunite with Moscow Patriarchate. The account gives much information about the history of the dioceses and the mission itself. 1 Нестор (Анисимов Николай Александрович; 1885–1962), камчатский миссионер, епископ Петропавловский и Камчатский. С 1921 г. в Харбине. С 1945 г. митрополит Харбинский и Маньчжурский, Экзарх Восточной Азии. Летом 1948 г. был арестован китайцами в Харбине, переправлен в Советский Союз и осужден. С июня 1948 г. по январь 1956 г. находился в заключении в Дубравлаге. См. о нем: Вернувшийся домой: Жизнеописание и сборник трудов митрополита Нестора (Анисимова) : В 2 т./Авт.-сост. О.В. Косик. М., 2000. 2 Елевферий (Воронцов Вениамин Александрович; 1892–1959), митрополит. 10 августа 1943 г. хиротонисан во епископа Ростовского и Таганрогского. С 5 апреля 1946 г. Экзарх Московской Патриархии с титулом архиепископа Пражского и Чешского с местожительством в Праге. В 1947 г. в. у. Пряшевско-Словенской епархией. С 1948 г. митрополит, Экзарх Московской Патриархии в Чехословакии. С 8 декабря 1951 г. глава Православной Церкви в Чехословакии. С 1955 г. митрополит Ленинградский и Новгородский, постоянный член Священного Синода. В 1956 г. освобожден от управления Новгородской епархией. С 1 января 1957 г. митрополит Ленинградский и Ладожский. 3 Разумовский Григорий Иванович, протоиерей. В 1917 г. окончил МДА. С 1918 г. на светской работе. В 1944 г. рукоположен во иерея и назначен на служение в храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке г. Москвы. В октябре 1945 г. вместе с епископом Елевферием (Воронцовым) был направлен в Харбин в Маньчжурию с миссией воссоединения Восточно-азиатских епархий с Московской Патриархией. В 1946–1952 гг. работал в Отделе внешних церковных сношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

 14 июня 1948 г. он был арестован в Харбине перед самым отъездом в Москву на празднование 500-летия автокефалии Русской Церкви. Советским судом приговорен к 8-ми годам заключения. В вину ему ставится участие в перенесении мощей св. прпмч. Елизаветы , организации Земского Собора во Владивостоке в 1922 г., издание книги “Расстрел Московского Кремля”, строительство часовни Венценосных Мучеников и др. Находился в концлагере поселка Явас (Мордовия). После освобождения в 1956 г. Владыка назначается митрополитом Новосибирским и Барнаульским .  22 мая 1957 г. награжден право ношения двух панагий.  8 сентября 1958 г. уволен на покой.  С 9 декабря 1958 г. – временный управляющий Кировоградской епархией .  В последние годы жизни Владыка много ездит по епархии, совершает богослужения, проповедует слово Божие, протестует против закрытия храмов богоборческой властью.  Скончался митрополит Нестор 4 ноября 1962 г. Похоронен в ограде храма Патриаршего Подворья Троице–Сергиевой Лавры в Переделкино .  Особо почитал Владыка Свято–Успенскую Киево-Печерскую Лавру . Первое посещение в 1905 г. произвело на него неизгладимое впечатление и предопределило принятие монашеского имени – Нестор. В последующие годы (в 1909 – 1918 гг. и после 1956 г.) Владыка многократно посещал Лавру, молился у ее святынь. В трудное время, предшествовавшее ее закрытию, Владыка несколько раз специально приезжал в Лавру, чтобы утешить ее наместника и братию, укрепить в них уверенность в неизбежности победы Веры Христовой. §3. Не смотря на все трудности жизни и служения митрополита Нестория, он много писал и занимался научной деятельностью. Сегодня, благодаря его письменному наследию, современный читатель  может многое узнать об истории Камчатки, истории нашей Церкви в непростые годы после переворота 1917 года, истории поместных церквей. Автор делится с читателями богатым опытом по миссионерской деятельности, который и сегодня применим в современных условиях. Все работы написаны простым и доходчивым языком. Работы митрополита Нестория  делятся на разделы:  I.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Более того, как отмечают наши церковные историки, и особенно ярко о. Георгий Флоровский , лучшие священники XVIII века, получившие воспитание в указанном школьном частично неправославном духе, чтобы стать настоящими добрыми пастырями должны были переучиваться в церковной стихии, в среде верующего народа, пропитываясь подлинно православным богослужебным богословием и, конечно, в этом процессе влияние преподобного Серафима Саровского было самым духовно авторитетным и действенным, ибо он богословствовал не теоретически, а опытно проверяя свои слова веянием Того Духа, стяжание Которого учил он считать главным и единственным делом жизни человека. В течение всего XVIII века и первой половины XIX оба течения богословской мысли боролись в Русской Церкви. В 30х годах XIX века мы видим начало и затем развитие процесса русского православного возрождения. Магистраль его можно наметить именами митрополита Филарета, Хомякова, епископа Феофана Затворника , о. Иоанна Кронштадтского , митрополита Антония Храповицкого . Этот процесс привел Русскую Церковь к Московскому Собору 1918 года, к огненной славе русских мучеников в гонении на Русскую Церковь. Но в самом начале этого великого и еще недостаточно понятого исторического процесса возрождения Православия в России, освобождения русской души от инославного влияния, возрождения православного единства опыта и мысли стоит кроткий и смиренный «Убогий Серафим». И всех жаждущих стяжания Святаго Духа он и теперь, как и при своей жизни, приветствует словами «Радость моя, Христос Воскресе!» Архиепископ Нафанаил. (в миру Василий Владимирович Львов; 30.8.1906 — 8.11.1985) — сын «революционного» обер-прокурора при Временном правительстве Владимира Николаевича Львова (прокурорствовал с 3 марта по июль 1917). После Октябрьского переворота оказался в Томске, затем с остатками семьи бежал в Харбин, где принял монашеский постриг в 1929 году. Там же учился на богословских и пастырских курсах, позже на богословском отделении Свято-Владимирского института. Состоял келейником архиепископа Нестора (Николай Александрович Анисимов; 9.11.1885 — 4.11.1962), камчатского миссионера, апостола Камчатки и видного деятеля Русской Православной Церкви. В эту пору иеромонах Нафанаил совершил ряд миссионерских путешествий, в частности в 1935–1936 годах он побывал у христиан Южной Индии. По возвращении был возведен в сан архимандрита, а в 1939 году вступил в братство преподобного Иова Почаевского в Ладомировой на Карпатах (Чехословакия). После войны архимандрит Нафанаил, нареченный в епископа владыкой Анастасием (Грибановским), назначен на Брюссельскую и Западноевропейскую святительскую кафедру. Его пастырская деятельность распространялась тогда и на приходы в Мангейме и в Берлине, где Преосвященный, как выдающийся проповедник и церковный публицист, много сделал для оживления нравственного благочестия среди соотечественников, заброшенных волею судеб на чужбину.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

В 60-х гг. XX в. в результате нового наступления на Церковь в Иркутской и Хабаровской епархиях были ликвидированы следующие приходы: Воскресенский в Верхоленске (1961), Петропавловский в Магдагачах Амурской обл. (1961), Успенский в Кяхте Бурятской АССР (1962), Георгиевский в Сретенске Читинской обл. (1963). Ранее, в 1956 г., был закрыт Петропавловский приход в Буре Иркутской обл. В Иркутской епархии осталось 26 действующих храмов. При архиеп. Вениамине оформилось деление управляемой им территории на 5 благочиннических округов: 1-й и 2-й Иркутские, Якутский, Хабаровский и Приморский, которое сохранялось до сер. 80-х гг. XX в. 13 июля 1958 г. в Иркутске состоялось торжество по случаю 40-летия прославления в лике святых Иркутского еп. Софрония, на которое прибыл Новосибирский и Барнаульский митр. Нестор (Анисимов) . В 1960 г. архиеп. Вениамин направил 2 священнослужителей в Братск для поиска останков Иркутского еп. Иннокентия (Неруновича), погребенного в Братской пуст., территория к-рой попадала под затопление в связи со строительством Братской ГЭС. Архиеп. Вениамин добился разрешения властей на перезахоронение останков еп. Иннокентия на городском кладбище, прошедшее 1 окт. 1960 г. (14 окт. 2001 по благословению архиеп. Вадима (Лазебного) захоронение было перенесено в иркутский Знаменский монастырь). В 1977 г. праздновалось 250-летие Иркутской епархии. В 80-х - нач. 90-х гг. XX в. количество общин в Иркутской и Хабаровской епархиях неуклонно росло. Были открыты приходы: в Иркутской обл.- Успенский в пос. Падун (ныне в черте Братска, 1981), в Усть-Илимске, Ангарске, Байкальске, Нов. Игирме, Братске, Михайловке, Тайшете, Усть-Куте, Киренске (1990); в Читинской обл.- в Шилке (1990); в Бурятской АССР - Успенский в Кяхте (1987), Троицкий в Улан-Удэ (1990); в Якутской АССР - в Нерюнгри (1989), в Чульмане, Витиме (1990); в Хабаровском крае - Успенский в Комсомольске-на-Амуре (1981), Петропавловский в Советской Гавани (1981); в Приморском крае - Михаило-Архангельский в Арсеньеве (1981), Христорождественский в Находке (1983), Успенский в Дальнереченске (1985); в Камчатской обл.- Петропавловский в Петропавловске-Камчатском (1985). Клир Иркутско-Хабаровской епархии состоял из 50 чел. в 1961 г., 54 чел. в 1971 г., 50 чел. в 1980 г. После назначения правящего архиерея на Хабаровскую кафедру штат духовенства Иркутской епархии уменьшился до 31 чел. в 1989 г. По инициативе архиеп. Хризостома (Мартишкина ; 1984-1990) в 1989 г. в Иркутске было создано добровольное просветительское общество по возрождению духовности и русской культуры, при котором действовал лекторий. 1990-2011 гг.

http://pravenc.ru/text/674055.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010