Приветствуя высокого гостя, Патриарх Кирилл подчеркнул, что «духовная и историческая связь между двумя странами существовала на протяжении многих столетий». Святейший Патриарх также отметил, что сегодня количество российских туристов и паломников, желающих посетить Черногорию, неуклонно растет. В ответном слове Президент Черногории поблагодарил Предстоятеля Русской Православной Церкви за теплый прием и подчеркнул, что основой добрых отношений между двумя странами является единая вера — православие. 26 февраля в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял делегацию Богословского факультета Бухарестского университета во главе с деканом протоиереем Стефаном Букиу. Богословский факультет Бухарестского университета стал лауреатом премии Международного фонда единства православных народов «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» за 2008 год. В своем слове Святейший Патриарх Кирилл отметил, что богословский факультет является основным образовательным центром в Бухарестском университете, выпускающим высококвалифицированных специалистов, со многими из которых представители Русской Церкви встречаются на различных межправославных конференциях. Предстоятель также подчеркнул, что Русская Православная Церковь заинтересована в развитии отношений между богословскими учреждениями Русской и Румынской Церквей. 26 февраля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Синодальную библиотеку и комплекс бывшего Андреевского монастыря. Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился святыням храма Воскресения Христова — чтимому списку Казанской иконы Божией Матери и образу святого Андрея Стратилата. Патриарха сопровождали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископ Истринский Арсений, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин, директор Синодальной библиотеки протоиерей Борис Даниленко. У входа в читальные залы Святейший Патриарх Кирилл открыл и окропил святой водой доску с новым наименованием Синодальной библиотеки, которой по решению Священного Синода присвоено имя Святейшего Патриарха Алексия II.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Святой великомученик Георгий издавна почитается русским православным народом. Его образ занимает значительное место не только в церковном искусстве, но и в светской культуре: его изображали такие разные художники, как В. Серов и В. Кандинский; к нему обращались анонимные авторы духовных стихов о Егории Храбром и поэты серебряного века… И невозможно представить себе страницы русской воинской славы без имени святого Победоносца, в честь которого были названы высшие военные награды Российской империи. О посвященных святому Георгию геральдических символах и воинских регалиях мы беседуем с известным военным историком, автором ряда научных монографий и многочисленных статей, заведующим Отделом военно-исторического наследия Дома русского зарубежья имени А. Солженицына Андреем Сергеевичем Кручининым.      — Андрей Сергеевич, образов святого великомученика Георгия Победоносца немало среди древнейших из сохранившихся на сей день русских икон. Это, видимо, позволяет говорить об особом почитании святого воина нашими предками? — Действительно, не нужно быть специалистом, чтобы сразу припомнить, насколько многочисленны изображения святого Георгия, оставленные нам древнерусской иконописью. Это и «портретные» иконы, и образа с многочисленными клеймами, иллюстрирующими житие и чудеса великомученика, изображения пешие и конные, иконы из деисусного чина иконостасов … Разумеется, святой Георгий был не единственным угодником Божиим, пользовавшимся на Руси особой любовью и почитанием (наряду со святителем Николаем, пророком Илией, Флором и Лавром…), и даже не единственным святым воином — вспомним Димитрия Солунского, Феодора Тирона, Андрея Стратилата… Но, думается, «место» римского военачальника, ставшего истинно русским святым, всё же по-своему исключительно — настолько «общим» оказывается он для различных слоев населения Руси. Древнерусская икона святого Георгия. Чудо Георгия о змие. XVI в. Собрание Государственного Русского музея (ранее – собрание Чириковых)      Святой Георгий. Около 1486 г.

http://pravoslavie.ru/93135.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Улейма. Николо-Улейминский монастырь. Карта и ближайшие объекты Монастырь основан, по преданию, ростовским иноком Варлаамом. Первая деревянная часовня была поставлена в начале 1460-х гг. Первая деревянная церковь Николая Чудотворца, кельи для монахов и ограда построены на средства угличского князя Андрея Васильевича в 1469 г. В 1563 г. тщанием угличского князя Георгия Васильевича построена церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в 1589 г. - первый каменный Никольский собор. Строительство нового Никольского собора на подклете первого одноименного, разрушенного поляками, началось в 1620-е гг. Собор был освящен митрополитом Ростовским Ионой Сысоевичем 9 мая 1677 г. Собор неоднократно реконструировался - в 1750-е, 1852 и в 1887-1888 гг. Расписан в 1862 г., живопись поновлена петербургским архитектором Ф.Е. Егоровым в 1897 г. В 1707 г. боярыня П.А.Нарышкина передала собору частичку мощей Николая Чудотворца, привезенных в Россию Петром I. Введенский храм построен на фундаменте одноименной церкви в 1695 г. Реконструирован в 1793 и 1863 гг. Расписан в 1870 г. на средства крестьян Козловых из Улейминской слободы. Надвратная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы построена в 1713-1717 гг. В 1785 г. восстановлен после пожара. В 1838 г. на средства петербургского купца Ф.Я. Ермолаева пристроена деревянная паперть. Храм расписан в 1863 г., реконструирован в 1891 г. Николо - Улейминский монастырь в 11 верстах от г. Углича, на большой ростовской трактовой дороге, при реке Улейме. О времени основания монастыря сведений нет, но известно, что в начале XVI века уже существовал. В 1610 г. разорен был литовским паном Микулинским. Восстановлен Варлаамом, митрополитом Ростовским, погребенным в ростовском соборе в 1652 г. Церкви каменные: собор во имя св. Николая, Введенская и Троицкая. Собор холодный, а остальные теплые, все прочные. Собор о трех приделах: средний - во имя свят. Николая, левый придел - во имя вмч. Федора Стратилата, а правый - во имя св. Архангела Гавриила и преп. Марии Египетской. Храмовые праздники 9 мая, 6 дек., 8 февр., 1 апр. и 26 марта.

http://sobory.ru/article/?object=00487

Четвёртая церковь Во имя всех Святых тщанием Курского Архимандрита Гедеона Антонскаго, по благословению Преосвященных Луки Конашевича и Иоасафа Миткевича Епископов Белградских, прошлых 1756 и 1759 годов одним точию фундаментом зачат каменным зданием на северной Монастыря стороне на огродном месте и за отрешением Монастырских вотчинных крестьян и за неимением кошту казенного, строение тоя церкви и по ныне застояло. Ризница А) Церковные Священнослужебные сосуды 1) Потир серебренный новый чеканки высокой пестрозолочен Московской работы с просечною серебреною каркабою, на ней вместо финифтовых 8 штучек с чеканкою позлащенною под чернь. Весу в нем 3 Фунта 55 золотников. 2) Потир серебреный старинной работы простой с чеканью, на нем вверху простая просечная каркаба, пестрозолочен. Весу 1 фунт 57 ½ золотников. 3) Потир серебреной работы тоже старинный простой с чеканью пестрозолочен. На седесе потира того надписано: “Сей сосуд Курского Знаменского Монастыря сделан на деньги казенные в лето 7178 (1670) в марте месяце при Архимандрите Никодиме”. Весу в нем 1 фунт 53 золотника. 4) Потир серебреной гладкий самой простой старинной Московской работы с гридорованными штучками, пестрозолоченый. Весу 1 фунт 1 ½ золотника. 5) Потир серебреный новый маленький Московской работы простой с гридированными штучками. Весу 66 ½ золотников. К сим сосудам пять же дискосов сребропозлащенных, пять звездиц и пять лжиц, из них одна большая, весом в 11 золотников, два копья стальных. Ковчежец напрестольный серебреной для хранения Агнца, местами чеканной, Московской работы, весом два фунта 43 золотника. Б) Кресты напрестольные 1) Крест серебреной большой с искусною высокою чеканью; на нем распятие Христово и четыре изображения накладные финифтяные. Весу в нем два Фунта полтретья золотника. 2) Крест небольшой серебреной чеканный, с рукоятием восточного хрусталя шлифованным, вызлощенный; в воскомастике положены частицы мощей, о которых изображено на том же кресте, а именно: Святаго Апостола Андрея Первозванного; Лазаря Четверодневного; Архидиакона Стефана; Игнатия Богоносца ; Антипы Чудотворца; Георгия Победоносца; Великомученика Климента Агкирскаго; Антония Великого , Евфимия Великого; великомученика Меркурия; Священномученика Ермолая; Великомученика Прокопия; Священномученика Акепсимы; Пимена Великого ; Мученика Сергия; Великомучеников: Феодора Тирона и Феодора Стратилата; Ефрема Сирина ; Михаила Малейна; Мученика Ореста; Мученика Адриана; Первомученицы Феклы; Великомученицы Варвары; Великомученицы Марины; Феодосии девицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Н.В. Пивоварова. Итоги и перспективы его научного изучения Библиотека Российской Академии наук располагает уникальным собранием рукописей и документов, принадлежавших В.Г. Дружинину 116 . О непреходящей ценности этого собрания, носящего имя бывшего владельца, свидетельствует его востребованность в научных кругах. Практически ни один из исследователей, изучающих историю Выговской старообрядческой пустыни, не обходит вниманием эти материалы, приобщаясь к ним либо опосредованно, через обращение к трудам самого Василия Григорьевича, либо непосредственно, в подлинниках 117 . К сожалению, аналогичной возможности лишены искусствоведы – исследователи старообрядческого художественного наследия, хотя известно, что В.Г. Дружинин являлся собирателем не только рукописного материала, но и вещественных памятников староверия. Краткие упоминания об этой части собрания Дружинина рассеяны в печатных и оставшихся не опубликованными работах ученого 118 , но, главное, в каталоге выставки «Ломоносов и Елизаветинское время», экспонировавшейся в залах Академии художеств в апреле-июне 1912 г. 119 Являясь заведующим Церковным отделом выставки 120 , В.Г. Дружинин предоставил для ее старообрядческого отдела 13 икон и 20 настенных листов из своего собрания 121 . Впервые вопрос о вещественной части собрания В.Г. Дружинина был поднят Т.В. Берестецкой 122 . Исследуя рукописный фонд Дружининых в РГАЛИ, она обратила внимание на переписку Василия Григорьевича с антикварами, реставраторами и коллекционерами – отцом и сыном Большаковыми, Е.И. Егоровым, Ф.А. Калининым и др., правда речь в статье шла, в первую очередь, все-таки о собрании рукописей. В том же архиве Берестецкой был обнаружен список коллекции медного литья, по непонятным для нас причинам атрибутированный ею как «автограф Дружинина» 123 . Он озаглавлен: «Старообрядческие реликвии (из собрания Дружинина)» и насчитывает 130 порядковых номеров (всего описано 235 предметов литья). В 1990 г. при подготовке выставки «Русские иконы с надписями, подписями и датами» А.С. Косцова обнаружила в фондах Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа и опубликовала в каталоге несколько икон, имевших на обороте подписи В.Г. Дружинина 124 ; в 1990-е гг. З.А. Лучшева выявила в фондах Государственного музея истории религии настенные листы со штампами того же владельца 125 ; наконец, в 2000-е гг. при подготовке в Русском музее выставки «Образы и символы старой веры» была установлена принадлежность тому же собирателю значительной группы резных икон с изображениями Голгофских крестов и двух живописных икон с образами святого воина Андрея Стратилата и киновиарха Андрея Денисова 126 . Однако поступление всех этих произведений в музеи не было связано с самим ученым, поэтому их отношение к собранию В.Г. Дружинина нуждалось в дополнительном документальном подтверждении 127 . К тому же выявленные памятники по-прежнему не давали полного представления о составе и объеме всего собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Святаго мученика Андрея Стратилата и с ним дву тысящ пяти сот девятидесяти трех НА ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры праздника, глас 4. Подобен: Яко добля: Святое Твое пречистое/и честное преставление/не на разстояние любящих Тя,/но неотторжено соединение, Дево, бысть:/мысленно бо присно Тя воистинну/славящим Божию Матерь,/являешися, дающи Твою благодать,/и, показующи, яко всем человеком/Предстательница даровалася еси. Ковчег священия/в Тя всельшагося,/Богородице Чистая, бывши,/к нестареемому покою/от земли преставляешися,/тем и Того осияема светлостию./Темже свыше назираеши/любовию Тя поющия/и Божественная величия Твоих чудес проповедающия. Яко чертог многосветел,/Сын Твой и Господь,/в жилища прием Тя, Пречистая,/яко ковчег священия,/Тебе показа Безплотным воинством/и святых селением,/славою неизглаголанною/от тли и бед избавляющую/любовию воспевающия/величия Твоя, Чистая. Ины стихиры святаго, глас 1. Подобен: Всехвальнии мученицы: Мужества образ явлься,/на сонмищи дерзнул еси/подати себе судищу страдания,/якоже воевода, сему предъидый,/Андрее страстотерпче пребогате,/верным же всегда исцелений точиши воды,/с Небес благодать прием. Мужества тезоименит явлься,/мужески храбровав, со врагом сплется,/и сего погубил еси, яко иного фараона,/струями кровей твоих/погрузив все воинство, досточудне./Темже моли даровати душам нашим/мир и велию милость. Воинство многочисленное/Богу Дателю, славне,/благих привел еси, подвигшееся/и смертию безсмертную славу/обретшее с тобою, преславне./С нимиже моли даровати душам нашим/мир и велию милость. Слава, и ныне, праздника, глас 4: Егда изшла еси, Богородице Дево,/ко из Тебе Рождшемуся неизреченно,/бяше Иаков, брат Божий и первый священноначальник,/Петр же, честнейший верховник,/Богословов начальник/и весь Божественный апостольский лик,/явленным богословием песнословяще/Божественное и страшное Христа Бога смотрения таинство/и живоначальное и богоприятное Твое тело погребше,/радовахуся, Всепетая./Превыше же пресвятыя и старейшия ангельския силы,/чудеси дивящеся,/приникше друг ко другу, глаголаху:/возьмите ваша врата/и восприимите Рождшую небесе и земли Творца,/славословленьми же воспоем честное и святое тело,/вместившее нами Невидимаго и Господа./Темже и мы, память Твою празднующе,/вопием Ти, Препетая:/христианский рог вознеси и спаси души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Великий Новгород. Кремль. Церковь Андрея Стратилата. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Небольшая церковь Андрея Стратилата возникла не ранее конца XVII или начала XVIII века на разобранных развалинах древней Борисоглебской церкви, которую в 1167 году выстроил боярин Сотко Сытинич. В 1969 году внутри церкви Андрея Стратилата была раскопана хорошо сохранившаяся лестничная башня Борисоглебской церкви. Лестница в башне вела на полати (хоры) церкви. Изначально на месте церкви в 1167-1173 годах был построен каменный храм Бориса и Глеба — величественная, трехапсидная, шестистолпная постройка с лестничной башней. В 1405 году из-за пожара охватившего Людин конец церковь сильно пострадала и в 1441 году по указу архиепископа Евфимия II строится новый храм на старом основании. При строительстве была разобрана лестничная башня и на её основании сооружён отдельный придел Андрея Стратилата. Перестроенный в XV веке Борисоглебский собор изображён на иконе «Видение пономаря Тарасия» конца XVI века, украшенный громадной фреской-иконой и увенчанный двумя главами. Одна из них (маленькая) символически указывает на существование придела Андрея Стратилата. Достаточно чётко можно увидеть придел Андрея Стратилата на шведском плане 1611 года, где он показан с юга у одноглавого основного объёма. При завоевании Новгорода шведами в начале XVII века собор подвергся сильному разрушению. В 1682 году Борисоглебский собор обрушился и был разобран до основания, а сохранённый придел Андрея Стратилата расширен к востоку и обращён в самостоятельную церковь. Таким образом, ныне существующее здание является результатом двух основных строительных периодов. От XV века сохраняются стены западного объёма и северная стена восточной пристройки. Они сложены из волховского плитняка, ракушечника и кирпича. Архитектурное оформление западного портала с арочным завершением, декоративной бровкой снаружи и треугольной перемычкой внутри характерно для новгородского зодчества XV века. Восточная и часть южной стены, так же как и своды, сложены из кирпича в XVII веке. В первой половине XIX века храм перестраивается. Тогда был устроен новый свод в западном объёме и новый карниз, заменена кровля, сделана небольшая главка и звонница, а также укреплены фундаменты под северной стеной.

http://sobory.ru/article/?object=00373

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Андрей Стратилат, Таврийский, мч. Описания иконы Андрей Стратилат, Таврийский, мч. - житие Мученик Андрей Стратилат, Таврийский (память 19 августа по старому стилю) Был римским военачальником при императоре Максимиане. Во время войны с Сирией святому Андрею дали титул «стратилат», то есть главнокомандующий. Выбрав небольшой отряд, св. Андрей выступил против противника. Его воины были язычниками, и сам он еще не принял крещение, но уверовал во Христа. Перед сражением святой Андрей убеждал воинов, что языческие боги — бесы и проповедовал им истинного Бога. С верою в помощь Божию небольшой отряд воинов обратил в бегство многочисленное войско персов. Когда св. Андрей вернулся из похода с победой, то многие стали завидовать его славе и донесли правителю Антиоху, что святой — христианин, обративший ко Христу подчиненных воинов. Святой, вызванный на суд, исповедовал Христа, за что был подвергнут пыткам. Воинов, бывших с ним, распяли на деревьях, но ни один из них не отрекся от Христа. Тогда император, боясь возмущения войска, отпустил св. Андрея и его дружину, но тайно прика[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Афон. XV.] Мч. Андрей. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 3975.jpg:   Размер: 607x1200, 0.73 MPix, 118 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (245) , (5) . Описание: [Россия. Ок. 1880.] Мч. Андрей Стратилат с деяниями. История Донской иконы (верхний и нижний ряды). Икона. Россия. Около 1880 г. 89 х 68.7. Из с. Савинское. В 1965 поступила в Государственный музей-заповедник " Ростовский кремль " . Файл 3977.jpg:   Размер: 1378x1800, 2.48 MPix, 359 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (499) , (15) . Описание: [Москва. 1970-е.] Мч. Андрей. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1970-е годы. 25.6 х 13. Прорись - образец иконописного кружка. Собрание Иконописной школы.

http://pravicon.com/icon-1189

Сулость. Церковь Андрея Стратилата. Карта и ближайшие объекты Церковь во имя святого мученика Андрея Стратилата, каменная, приходская; разделяется аркой на две летнюю и зимнюю; в церкви три престола: в летней во имя Св. Мученика Андрея Стратилата (19 авг.): в зимней два престола: один по правую сторону во имя Святителя Василия Великого и по левую сторону Св. Великомученика Никиты (15 сент.), крепкая. Церковь построена в 1786 г. тщанием прихожан, в 1895 г. увеличена в длину с западной стороны каменной кладкой. При церкви 36 д. земли; церковных домов три: для священника, диакона и псаломщика; церковного капитала билетами 2250 руб. Количество душ в селе Сулости 571 м, 510 ж., в дер. Дуброве 78 м., 96 ж., в д. Петрушине 118 м., 119 ж., в д. Хожине 64 м, 71 ж., в д. Стрелах 304 м, 329 ж. Местоположение села на равнине, при речке Солоти. Почтовый адрес: Ростов Ярославский, село Сулость — он же и телеграфный. В приходе две земские школы: одна в селе, а другая в деревне Стрелах. Штатный состав причта состоит из 3-х лиц: священника, диакона и псаломщика. Причтового капитала 3545 руб. (по данным 1908 г) Сулость - владельческое село, стоящее на Суздальском тракте, почти на границе волости, в 11,5 верстах от Ростова. Это одно из древнейших селений Ростовского уезда, так как до сих пор неизменно удержало свое древнее мерянское название, равно как и река Солоть, протекающая близ самого селения. В нем 126 дворов, 443 ревизских души и то же число наделов. Церковь каменная, пятиглавая, в связи с колокольнею, существует в нем с 1786 года, а до того времени церковь была деревянная, которая и сломана по причине сильной ветхости; когда и кем она была построена - неизвестно. Чудотворных и особо чтимых икон в здешней церкви нет, равно как и древней утвари, облачений, старопечатных книг и рукописей. Крестные ходы бывают следующие: 23 июня в д. Дуброву, а 24 вокруг с. Сулости и дер. Хожино, Дубровы и Петрушино, учрежденные с давнего времени по случаю градобития; 6 сентября вокруг тех же селений в память холеры 1848 г; того же числа крестный ход в с. Сулости в память пожара 1827 г.; в 7-е воскресение по Пасхе в д. Петрушино и в 1-е воскресение после Петрова дня в д. Стрелы, когда и по какому случаю установлены, неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=01178

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010