IX. Сооружение новой обширной паперти и нового большого колокола Храм был распространен, – устроены внов боковые входы – паперти, – а между тем главная входная паперть оставалась прежняя, – и по своему внешнему виду, по неудобству для входа и малопоместительности не соответствовала уже ново-распространенному храму. В 1893 г. при старост церковном Аврамии Васильевиче Пыхове 84 и эта нужда храма была устранена: устроена была новая обширная (5 X 3 саж.) паперть с тремя наружными входами: над ними по трем сторонам кровли поставлены были три бронзово-позлащенных креста, а на наружных боковых сторонах паперти помещены иконы, писанные на цинке: вверху дв малых круглых иконы Божией Матери („Знамения“ и „Млекопитательницы“), а внизу их св. Иоанна Предтечи, Илии пророка (поясные), и св. Василия Великого и Николая Чудотворца (в рост). Над главным входом помещена (круглая) икона Спасителя благословляющего. Кром большого удобства для входя в храм и выхода из него, новая паперть 85 придала благолепие и всему храму, открывающееся теперь уже при самом вхождении в него, и наружному его виду с западной стороны. Но важное значение сей паперти мы видим особенно в первый день св. Пасхи, когда после крестного хождения вокруг храма (совершаемого в воспоминание св, жен Мироносиц, зело рано шедших ко гробу Спасителя и сретивших Его Воскресшего вне Иерусалима), мы, войдя в паперть и остановившись перед заключенными церковными вратами (в знаменование того, что св. апостолы и мироносицы получили первую весть о воскресении Господа перед дверьми Его гроба), полагаем начало торжественного пасхального богослужения: сколь велегласно и торжественно звучитъ тогда в нашей обширной паперти эта всерадостная пасхальная песнь: „Христос Воскресе“! Храм наш, после всех указанных изменений, стал обширным и величественным. Но звук его праздничного большого колокола (в 630 пудов), был недостаточно силен и не проникал во все отдалонные места нашего обширного прихода. Эту нужду церкви в новом наибольшем по весу колоколе, который бы соответствовал храму нашему, – хорошо понял почтенный прихожанин наш, Петр Васильевич Аристов 86 . Исключительно на его собственное иждивение летом 1901 года на заводе бр. Самгиных был отлит для нашего храма колокол весом в 1023 пуда и 10 фун., ценностию в 25 тыс. рублей. На нем помещены св. иконы: 1) 4 евангелистов, 2) Спасителя, 3) „Иверской“ ик. Божией Матери, 4) св. Иоанна Крестителя, 5) Василия Великого , 6) Илии пророка, 7) Николая Чудотворца, 8) Святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, 9) преп. Сергия, 10) Михаила архангела, 11) муч. Александры, 12) Димитрия Солунского, 13) Андрея Стратилата, 14) муч. Марии и в орнаментах 15) 4 херувимов, и соответствующая надпись: вверху: „Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию Славу“, – а внизу, что 1901 года, мая 20 дня отлит сей колокол „в благодарение Господу Богу за исцеление от тяжкой болезни Его Императорского Величества, Государя Императора Николая Александровича, постигшей Его в 1900 году“.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

I. Главный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1 Окт.), сравительно самый поместительный из всех верхних храмов собора. (Размеры храма внутри: ширина 13 арш., длина 10 1/2, высота внутри 65 арш 10 . Замечателен иконостас, перенесенный сюда в 1770 г. из упраздненного в 1767 году Кремлевского Тайнинского Черниговского собора 11 ; в 1784 году иконостас был возобновлен по прежнему рисунку и убран разноцветный слюдой (после замененной фольгой), а по ней вызолоченными оловянными фигурами (см. рис. 29). Тогда же возобновлены в нем и иконы. Интересна стенопись, возобновлявшаяся неоднократно (последний раз вместе с иконостасом в 1885–86 г.г.). Стены карнизами разделены на 3 яруса. В первом ярусе в нишах изображения: св. благоверного царя Константина (первого христианского императора); св. кн. Владимира (первого русского князя христианина) и святых: муч. Иоанна Воина; великом. Георгия; великом. Димитрия Селунского; муч. Феодора Стратилата. (Имена этих святых носили: брат создателя собора царя Иоанна Васильевича Юрий и дети царя: Димитрий, Иоанн и Феодор). Над нишами во втором ярусе изображешя: московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа; трех святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; св. Павла патриарха Константинопольского; свят. Иоанна Милостивого и Иакова Низибийского . В 3-м ярусе изображения ветхозаветн. пророков: Ильи, Давида, Ионы, Захарии, Елисея, Соломона, Моисея. Все пророки окружены пальмовыми ветвями и держат в руках по свитку с различными изречениями из св. Писания. Затем, на стенах как внутри, так и снаружи изображешя каких-то необычайных растений, непохожих на существующие, с странными цветами и плодами. Относительно этой стенописи существует мнение, впрочем вполне произвольное и не имеющее надлежащего обосновашя (Струков. М. 1871 г. Покровский собор в Москве. О росписании стен. Мысли.), что она будто бы сделана с целью изобразить необычайное видение св. бл. Андрея Юродивого (в день памяти коего 2 Окт. была взята Казань), созерцавшего на небе сады с древесами высокими, то вечно цветущими, то с плодами несказанной красоты и доброты, то с златовидным листвием, и лицезревшого «выше вторые тверди небесные» дивных мужей в неизглоголанной радости (этому будто бы соответствуют, по приводимому мнению, изображения выше 2-го яруса пророков с пальмовыми листьями).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.И. Никольский Нотные книги 1169. Богородичник на крюковых нотах , в четвертку, без конца, 192 л., полууставом XVII в., в поврежденном дощатом с тисненою кожею переплете. Нет одного или двух листов между 178 и 179 листами. Чистые листы: 10 а, 35 а, 78 и 79. Состав: Богородичны на «Господи воззвах» и «на стиховне» на малой и великой вечернях, стихиры на «Слава …» и богородичны на «И ныне …» на литии и богородичны «на Хвалитех» из служб на дни: Сретения Господня (1–3), Благовещения (3–5), Преображения Господня (5–7), Успения Пресвятыя Богородицы (7–10), Происхождения честнаго Креста (11–13), 16 августа (13–16 об.), 10 июня (16–17 об.), 13 сентября (17 об.–18 об.), Покрова Пресвятыя Богородицы (19–21 об.), Знамения от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде (21 об.–23 об.), Сретения иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы 23 июня (23 об.–26), Явления иконы Казанския Пресвятыя Богородицы 8 июля (26– 28), Явления иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы 28 июля (28–29 об.), Положения Ризы Пресвятыя Богородицы (29 об.–30), Знамения иконы Мирожския Пресвятыя Богородицы (30 об.–32), Екатерины великомученицы 24 ноября (32–33), Пятидесятницы (33–35), Михаила Архангела 8 ноября (36–37 об.), Рождества Иоанна Предтечи 24 июня (37 об.–40 об.), Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа (40 об.–42 об.), Илии пророка 20 июля (42 об.–44 об.), апостолов Петра и Павла 29 июня (45– 47 об.), Иоанна Богослова 26 сентября (47–49 об.), Андрея Первозваннаго 30 ноября (49 об.–50 об. и 155–156), 13 ноября (50 об.–52 об.), 6 декабря (52 об.–55 и 75), Сергия Радонежского 25 сентября и 5 июля (55–59 об.), Варлаама Хутынского 6 ноября (60–62 об.), Георгия великомученика 23 апреля и 26 ноября (62 об.–66 об. и 78), 26 октября (66 об.–69 об.), Феодора Стратилата 8 июня (69 об–71), 16 марта (71–72), 1-го ноября (72 об–74 об.); сия стихи поем входу около ограды (76–78); в субботы и недели Четыредесятницы и во всю Страстную седмицу (79–120); в седмицы Антипасхи и следующия за нею до недели Всех Святых (121–155 об.), 9 декабря (156 об.– 157) и в недели Праотец (157–158 об.) и Святых Отец пред Рождеством Христовым (158 об.–160), с 20 декабря по 14 января (161–191) и 9 мая (192), песнопения 9 мая без конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алеппо. Цитадель и центр города ЖМП 11 ноябрь 2015 /  16 декабря 2016 г. 17:00 Древняя Сирия, которую мы можем потерять. Часть 3   " Церковный вестник " продолжает рассказывать о христианских святыхнях Сирии. В двух предыдущих публикациях (см.: ЖМП. 2015. 10) мы рассказали о памятниках искусства и архитектуры восточной части Сирии (государства Мари, знаменитого города Дура-Европос, города Сергиополиса и др.), а также о памятниках и святынях Дамаска и его окрестностей. В новой публикации речь пойдет о северной части Сирии, наиболее насыщенной раннехристианскими памятниками. Большинство их расположено на территориях к западу и юго-западу от Алеппо. PDF-bepcuя. Север Сирии. Алеппо и его окрестности. Монастыри и «мертвые города» Север Сирии давно стал мультинациональным и многоконфессиональным. Кроме основного мусульманского арабского населения (более 70% жителей) здесь живут армяне (в Алеппо), курды, черкесы (к северу и северо-востоку от Алеппо) и многие другие национальности, исповедующие разные религии. Но сложившееся равновесие было нарушено гражданской войной и вторжением боевиков ИГ, подступивших к Алеппо. Еще в 2012 году атаке подверглись резиденции мелькитского и маронитского архиепископов в Алеппо и сам монастырь Святого Симеона. Боевики захватившими северо-восточную часть города, однако западная часть находилась под контролем правительственных войск. В апреле 2015 года был наполовину разрушен армянский кафедральный собор Сорока мучеников, заложенный еще в XV веке. В настояще время правительственными силами установлен контроль над южной частью города, идут бои за северо-восточную часть Алеппо. Алеппо Алеппо считается вторым по значимости городом Сирии, хотя он древнее и больше по площади, чем Дамаск. Уже в III тысячелетии до н.э. под названием Арми он был столицей государства Эбла, а в XVIII–XVII веках до н. э. — столицей аморейского царства Йамхад. В начале III века до н.э. царь Селевк Никатор (бывший телохранитель Александра Македонского) основал здесь греческую колонию, которая называлась Верия. С начала IV beka известны епископы Верии (крестивший Андрея Стратилата епископ Нон, обличитель святителя Евстафия Антиохийского епископ Кир и др.). После захвата города арабами в 637 году здесь продолжало жить много христиан. B XVII веке митрополиты Халеба носили титул Католикоса и занимали в Антиохийской Православной Церкви второе место после Патриарха. Антиохийский Патриарх Афанасий III в 1720 году сделал Халеб своей резиденцией, но уже в 1724 году значительная часть общины попала в унию (создав Мелькитскую католическую церковь) и новым центром арабоправославной культуры стал Бейрут.

http://e-vestnik.ru/world/drevnyaya_siri...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В 1841 году священник Михаил Яковлев 70 , староста церковный, ямщик Петр Иванов Сечкин, и прихожане обратились с прошением к Высокопреосвященнейшему Филарету, митрополиту Московскому, в котором, указывая „на неудобопоместительность церкви вследствие увеличения числа прихожан, так что в Воскресные и Праздничные дни народ, приходя в церковь к Богослужению, за непомещением в оной, остается на паперти, от чего и не можетъ слышать совершения ни утрени ни литургии, а народ, стоящий в церкви по причине тесноты не может класть не только великих, но и малых поклонов“, просили Его Высокопреосвященство „дозволить им распространить оную церковь на пятнадцать аршин в длину, и чего необходимо требует таковое предполагаемое распространение церкви, – ныне существующую колокольню разобрать, соорудить новую близ ограды и церковь с вновь предполагаемою к сооружению колокольнею соединить галлереею“ 71 . Перестройка была дозволена, с 1843 года была начата стройка, а в 1845 году усердием прихожан, в особенности старосты церковного 72 , сооружение по Высочайше утвержденному плану новой теплой трапезной церкви, с двумя приделами: на правой стороне во имя св. пророка Божия Илии 73 , на левой – во имя Святителя и Чудотворца Николая 74 , – а при ней новой колокольни, было уже окончено. Вся церковь таким образом стала иметь в длину 22 сажени, и в ширину 11 сажень. Колокольня построена вышиною в 19 ½ сажень, 18 нояб. 1845 г., по сему случаю освящения теплой трапезной церкви, служил в храме нашем Высокопреосвященнейший митрополит Филарет. Вскоре же в 1847 году, усердием старосты П. И. Сечкина и прихожан был сооружен и новый колокол весом в 630 пуд. 19 фун., заменивший собою прежде бывший большим праздничным колокол в 290 пудов. После в 1871 году усердием московского купца (бывшего старостою этой церкви) – Василия Иасоновича Аристова 75 на собственное его иждивение на колокольне была устроена новая медная вызолоченная через огонь глава и новый вызолоченный крест, стоившие около 4-х тысяч рублей серебром. Под главою на шейке помещены 4 иконы: св. Василия Великого , св. Петра митрополита, св. Димитрия Солунского и св. Андрея Стратилата. Крест был поднят и поставлен на место 10 октября 1871 года после поздней литургии и молебствия по этому случаю, совершенного местным причтом 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Преображение Господне.Фрагмент. Роспись свода алтаря. 26 июня 2014 г. От мира дольнего к миру горнему Надвратную церковь Андреевского монастыря можно назвать не просто примером удачного благоукрашения, но образцом, достойным подражания. В последние годы этот храм получил широкую известность далеко за пределами Москвы и даже ­России, стал местом паломничества иконописцев и искусствоведов. Сюда приходят студенты художественных вузов и изучающие ­иконопись, чтобы увидеть, каким может быть современное церковное искусство. За последние 20 лет в России множество храмов возвращено к жизни, отреставрировано и украшено. Однако не всегда реставрация и благоукрашение отвечают тем высоким требованиям, которые следует предъявлять к памятникам церковного искусства, ведь храмовое убранство должно соответствовать прежде всего литургическим нормам, богословским канонам, а также служить эстетическим образцом. Торжественность и аскетизм Надвратная церковь Андреевского монастыря была построена в 1675 году на месте прежде стоявшего деревянного храма во имя Мученика Андрея Стратилата, возведенного в благодарность за чудесное избавление столицы от нашествия войск крымского хана Казы-Гирея в 1591 году. Эта церковь и дала название монастырю. В 1960-х годах в Андреевском монастыре велись реставрационные работы, в 1967-м была восстановлена и надвратная церковь (автор проекта — архитектор Г.К. Игнатьев). Это прекрасный образец московского зодчества конца XVII столетия, фасады церкви украшены изразцами работы белорусских мастеров. Но внутренним благоустройством в советское время никто не занимался. Только в 2004 году с благословения Святейшего Патриарха Aлekcuя II начались работы в интерьере надвратной церкви. Их поручили Ирине Зарон и Сергею Антонову, опытным мастерам церковного искусства и высокопрофессиональным художникам. Сергей Антонов разработал проект убранства интерьера храма, включая центральный иконостас и два придельных. Он же выполнил все резные работы. Ирина Зарон писала иконы и расписывала стены. Над украшением храма художники трудились почти десять лет. И благодаря их кропотливой самоотверженной работе храм обрел свой поистине уникальный вид.

http://e-vestnik.ru/church/ot_mira_dolne...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010