Закрыть itemscope itemtype="" > Покров Пресвятой Богородицы, от бед хранящий 15.10.2007 395 Время на чтение 3 минуты Праздник Покрова Божией Матери был установлен на Руси в княжение св. благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского (1155 - 1174 гг.) Основанием послужило константинопольское чудо 910 года, описание которого сохранилось в житии св. Андрея Константинопольского, Христа ради юродивого. В житии рассказывается, что когда святой Андрей вместе с Епифанием, учеником святого, молились в храме, вдруг как бы раскрылся над ними свод храма, и святой Андрей увидел Пресвятую Деву, окруженную множеством ангелов и святых. Она молилась и простирала над богомольцами храма омофор. " Видишь ли ты Царицу всех? " - спросил Андрей ученика, не веря своим глазам. " Вижу, отче святый, и ужасаюсь " , - ответил Епифаний. Первым автором жития был священник храма Святой Софии Константинопольской, духовник святого Андрея и его ученика Епифания. Подлинник жития до нас не дошел, а поздние списки и переводы противоречат друг другу. Так, в некоторых говорится о нападении сарацин (арабов) на Константинополь в 910 году, в других видение св. Андрея ни с какими нападениями врагов не связано, в третьих рассказывается о нападении неназванных по имени " врагов " и действие переносится в 911 год. Это совершенно обычное дело - средневековый переписчик часто изменял текст по своему усмотрению, считал своим долгом дополнить содержание тем, что слышал или читал, если, конечно, работал не со Священным Писанием. Что же происходило в 910 - 911 годах в Ромейской (Византийской) Империи? На престоле второй император Македонской династии Лев VI Философ, прозванный так за любовь к книжной мудрости, ничем особенно не выдающийся правитель: не полководец, не реформатор, не строитель. На патриаршем престоле - Евсевий, сменивший сурового и правильного Николая Мистика, отказавшего императору в благословении на четвертый брак. Дела в Империи идут не то, чтобы плохо, не то, чтобы хорошо. Арабский халифат распался и серьезной угрозы не представлял. Императоры до Льва VI даже отбирали у арабов потихоньку свои земли.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сербские иконы как духовная поддержка Донецку Завершилась очередная акция помощи Ассоциации православных женщин Сербии под покровительством России 06.09.2023 388 Время на чтение 3 минуты Фото: предоставлено автором Ассоциация православных женщин Сербии под покровительством России в мае и июне организовала большую акцию по сбору драгоценных икон для разрушенных храмов и монастырей Донецка и Луганск а, которые в настоящий момент восстанавливаются. Сербские священнослужители также пожертвовали красивые кадила, молитвословы и всё необходимое для находящихся под угрозой святынь братского Донбасса. Некоторые пожертвовали деньги на нужды церквей Донецка. Иконы большого формата в основном передаются в храмы, прежде всего в Донецке. Иконы обычного формата вручаются раненым в СВО бойцам и инвалидам боевых действий в знак благодарности от нашей Ассоциации и от сербского народа. Храмы, в которых находятся наши иконы: Скит иконы Касперовской Богородицы, где настоятелем является отец Амвросий, церковь Андрея Первозванного (настоятель отец Алексий), также иконы из Сербии были с большой благодарностью приняты отцом Никитой в Свято-Владимирском храме, а в Покровском храме за сербскую молитвенную помощь благодарен настоятель отец Василий. Кроме того, по четыре большие иконы находятся в храме Андрея Боголюбского, где настоятелем служит отец Алексий. Иконы из нашей сестры Сербии находятся и в храме Равноапостольных императоров Константина и императрицы Елены, где начальствует отец Евлампий, а также в одном из храмов на территории Донецка, церкви Св. Николая, где служит протоиерей Сергий. Этому храму были переданы в дар три большие иконы. Акцию поддержали семь сербских монастырей и пять церквей, а также верующие люди из братской Сербии. Иконы прибыли в Донецк и Луганск уже в июле. В Луганске по благословению епископа Луганского был организован крестный ход на день св. Ильи, где сербские и русские иконы вместе благословили небо и святую землю Луганскую. Нашим действиям в Донбассе помогала Ольга Суворова из СПЖ России и ИППО. Передачу икон под руководством Андрея Шкуренко организовал Фонд святого Андрея Первозванного из Москвы. Акцию всецело поддержала Международная ассоциация православных женщин России, которая организовала круглый стол в Государственном дворце. На круглом столе нас, как представителей Сербии, за наши гуманитарные действия тепло приветствовали представители Русской Православной Церкви и все присутствовавшие на упомянутой встрече по случаю 105-летия Ассоциации православных женщин России.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/06/se...

Быть ли Боголюбскому мемориалу? Важно вновь не потерять обретённые имена      Поиски захоронений чем-то примечательных миру людей – занятие, прямо скажем, необычное, исключительное и малоприятное. Понятное, наверное, лишь тому, кто рядом, кто помогает. Да родственникам погибших солдат. А поиски могил нефронтовых – дело и вовсе редкое, не имеющее аналогов такого рода поисковой работы. Тем не менее уже есть результаты этих трудов – вернувшиеся из небытия имена Михаила Семёновича Шарикова, развивавшего наш город в начале прошлого века; отца Сергия, настоятеля Боголюбского храма до 1914 года. А недавно обнаружена усыпальница Рабенеков, бывших владельцев дома, где сейчас Краеведческий музей. Священник Андрей Дударев считает воскрешение имён своим долгом, вкладом в историю города, однако не все принимают его усилия в этом «странном» направлении, а возникшие 1 июля в лесу «на запретке» могильные кресты вызвали едва ли не панику среди местных дачников. Кто похоронен в могилах? Не начало ли это нового погоста? Как уберечь память о старине глубокой? И что делать не с архивными, а предметными «вещдоками» прошлого? Мы расспросили об этом известного священнослужителя и знатока истории города отца Андрея. Откуда в лесу кресты? – Отец Андрей, наверное, можно понять дачника с грибной корзинкой в руках, увидевшего вдруг свежие могилы на месте, где вчера была лесная поляна. Выходит, лишь местные жители с почтением относятся к продолжению истории о найденном зимой захоронении семьи купца и мецената Шарикова? – Да, в январе этого года нам удалось обнаружить на территории бывшего Боголюбского кладбища три захоронения – самого Михаила Семёновича, его жены Александры Васильевны, младенца Сергея, а рядом покоится тёща, надежда Васильевна Павлова. После идентификации останки были возвращены на прежнее место. И оно обрело свой законный статус. Теперь мы точно знаем, где похоронен один из выдающихся земляков, Михаил Семёнович Шариков, купец-лесопромышленник, священник с 1921 года, строитель храма Святого Духа (нынешний Боголюбский храм), меценат, человек, достойный самых лучших эпитетов.

http://pravoslavie.ru/114536.html

Владимирский кафедральный Успенский собор, построенный в 1158 году Благоверным Великим Князем Андреем Боголюбским и расширенный в 1185 году Великим Князем Всеволодом Георгиевичем, первоначально своим благоукрашением приводил в изумление не только соотечественников наших, но и иностранцев. Будучи весь устроен из белого Болгарского камня и отлично украшен золотом, серебром и дорогими камнями, он был, по свидетельству летописи, и расписан в 1161 году греческими изографами, а в 1408 году в пристройках Всеволодовых, по повелению Великого Князя Василия Димитриевича, знаменитыми русскими художниками Даниилом Иконником и Андреем Рублевым, но с течением времени, испытав на себе много тяжких погромов, лишился своих благоукрашений. Золото, серебро и другие драгоценные украшения то истреблены пожарами, то расхищены были монголами и татарами во время их нашествий. Когда в городе Владимире закрыта была Епископская кафедра, и город Владимир приписан был к области московских митрополитов, благознаменитый собор Боголюбского пришел в такое запустение, что по свидетельству летописи, птицы во множестве вили в нем свои гнезда. В бедности и запустении находился Владимирский Успенский собор до начала XVIII века, но при всем том, купола и стены его соблюдены были в том виде, как устроены были при Великих Князьях Андреем Боголюбским и Всеволоде Георгиевиче. С начала XVIII века, когда открыты были в соборе нетленные мощи святых Благоверных Князей Андрея Боголюбского и сына его Глеба, древний отечественный храм начал привлекать к себе усердное внимание не только частных лиц, но и самого Правительства. К сожалению, усердие некоторых благотворителей, к запустевшему соборному храму переходило границы умеренности, и благоукрасители храма, при восстановлении его благолепия, делали изменения в некоторых его частях. Так в 1708 году стольник Григорий Андреевич Племянников, возобновив иконостас и все иконы в соборе, пробил и расширил в главном алтаре окна, равно как и окна в самом храме, находящиеся над входом в собор и в некоторых других местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Воронин Н.Н. Сказание о победе над болгарами 1164 г. и празднике Спаса Воронин Н.Н. Сказание о победе 1164 г. над болгарами и празднике Спаса//Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран: Сб. статей к 70-летию акад. М. Н. Тихомирова. М., 1963. С. 88—92. Первые годы княжения Андрея Боголюбского во Владимире (1158—1165 гг.) отмечены необычайно напряженной идейно-литературной борьбой, основной темой которой является аргументация приоритета Владимирской земли и ее династии на Руси. Эта борьба протекает в рамках церковной литературы, обосновывающей особое покровительство Небесных Сил северо-восточной державе Мономашичей и ее богоизбранность. Наибольшее развитие получает культ Владимирской иконы, оформленный «Сказанием» о ее чудесах и учреждением нового праздника Покрова Богоматери, политический смысл которого ясно выражен в связанных с новым культом церковно-служебных произведениях . Создается легенда о древности христианства в Ростовской земле, якобы получившей первых епископов-греков при Владимире Святославиче,— эта тема разработана в древней редакции жития ростовского епископа Леонтия . К кругу этих владимирских произведений принадлежит и интересный памятник, который мы назовем «Сказанием о победе над болгарами 1164 г. и установлении праздника Спаса». Текст издан В. О. Ключевским и И. Е. Забелиным, который подверг его основательному анализу . С забелинским списком сходен текст сборника XVI в. Ярославского музея, где он назван «Слово великого князя Андрея Боголюбьскаго о милости Божий» . Содержание «Сказания»—мотивировка установления праздника Спаса 1 августа в связи с тем, что победа владимирских полков над болгарами будто бы явилась чудом взятой князем в поход иконы Спаса, от которой воссияли «луча огнены». Якобы в тот же день Мануил Комнин одержал победу над «срацинами», и также в результате «знамения» — видения огненных лучей от походной иконы Спаса. Поэтому Андрей и Мануил, живущие «мирно в любви и братолюбьи» установили общий праздник Спаса. О той же победе говорится во Владимирском летописном своде под 1164 г.. где текст краток и победа приписана «чуду новому» взятой Андреем в поход Владимирской иконы Богоматери .

http://sedmitza.ru/lib/text/443937/

Боголюбово. Боголюбский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Свято-Боголюбский монастырь основан в 1158 г. св. кн. Андреем Боголюбским. Церковь Рождества Богородицы пристроена к палатам князя - самой старой сохранившейся гражданской постройке России. Главный храм в честь иконы Боголюбской Божьей Матери возведен в 1866 г. Укрепленная загородная резиденция великого князя выдерживала сравнение даже с лучшими образцами дворцового строительства романского Запада. В отделке храмов кроме барельефной резьбы необычайно широкое применение получил своеобразный прием оковки порталов и барабанов куполов золоченой медью. Впечатление золотых листов производили блестевшие медные плиты пола боголюбовского собора, в состав которого была введена и круглая скульптура. Особенно яркое впечатление производил белокаменный замок Андрея Боголюбского. Его красота предопределялась самим местом расположения — на высоком берегу Клязьмы, откуда открывалась величественная панорама на заречные леса, устье реки Нерли и далее на раскинувшиеся во все стороны бескрайние просторы. Окруженный каменной стеной с воротами, он включал в себя целый комплекс дворцовых построек, группировавшихся вокруг площади, вымощенной плитами. Арочные переходы с башнями, внутри которых располагались винтовые лестницы, соединяли княжеские покои с дворцовым Рождественским собором. Перед ним на площади возвышался " святой шатер " , поставленный на тонкие колонки. Из книги Косточкин В. Древнерусские города. М., Искусство. 1972, стр. 36 Боголюбов Рождественский Богородицкий монастырь, 1 класса, на реке Клязьме, в 10 верстах от города Владимира, при селе Боголюбове. Построен около 1158 года святым князем Андреем Боголюбским 4 июля на месте явления ему Богоматери (см. 21 мая), с главным храмом во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Подле этого храма святой князь построил другую каменную церковь во имя святого Леонтия, создал каменные ворота для монастыря и на них каменную церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного. Для украшения созданной обители святой князь не щадил никаких издержек. Эта обитель была разоряема в 1178 году рязанским князем Глебом и половцами, в 1239 году Батыем, в 1382 году Тохтамышем.

http://sobory.ru/article/?object=00184

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТИЙ II (Леон, Леонт) († до 1184), еп. (с 1158), архиеп. (с 1164 (?)) Ростовский (с перерывами). Л. был хиротонисан во епископа Ростова митр. Киевским Константином I летом или осенью 1158 г., после полутора лет вакантности Ростовской кафедры, т. к. его предшественник Нестор лишился епископии еще зимой 1156/57 г., сразу по прибытии Константина на Русь. Поскольку поиск замены для Нестора занял столько времени, Л. не был одним из тех кандидатов на рус. кафедры, которые прибыли из К-поля вместе с новым митрополитом для замены епископов - сторонников митр. Климента (Клима Смолятича) . Нестор и в самом деле отнюдь не принадлежал к приверженцам Климента. Это дает основание догадываться, что удаление Нестора и поставление Л. были связаны с конфликтом между Киевским кн. Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким и его старшим сыном св. блгв. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским , к-рого, очевидно, и поддержал Нестор. Но Л. не успел почувствовать сложность своего положения, поскольку уже в мае 1157 г. Юрий скончался и Андрей вопреки завещанию отца стал князем Владимиро-Суздальским. В первый же год своего святительства и правления Андрея Л. успел вызвать резкое недовольство подчиненного ему духовенства и вообще «ростовцев и суждальцев» тем, что «умножил бяше церковь грабяй попы» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 349; Т. 2. Стб. 493). Это кажущееся противоречивым выражение вызвало дискуссию. Согласно одной т. зр., Л. увеличивал число приходов и соответственно священников с целью получать с последних побольше платы за поставление (Е. Е. Голубинский ); согласно другой, стал взимать церковную подать не по числу храмов, а по числу престолов, увеличив ее, т. о., за счет приделов (Н. Н. Воронин ), или же попросту лихоимствовал (Ю. А. Лимонов). Между тем при прямой и наиболее естественной трактовке - Л. обложил духовенство тяжкими поборами на постройку церквей (П. П. Соколов) - летописное свидетельство хорошо вписывается в церковную политику Андрея Боголюбского, основной идеей к-рой до 1167 г.

http://pravenc.ru/text/2463541.html

Новый летописец (IV) К оглавлению 72. О Федоре Никитиче с братьями. Царь же Борис, помышляя себе, что извел царский корень, повелев убить царевича Дмитрия, а потом и государь царь Федор Иванович преставился, желая царских последних родственников извести: братьев царя Федора Ивановича Федора Никитича с братьями, а родство их ближнее — царица Анастасия да Никита Романович от единых отца и матери; от царицы Анастасии Романовны царь Федор Иванович, а от Никиты Романовича — Федор Никитич с братьями. Царь же Борис не мог их видеть, желая оставшийся царский корень извести, и многих подучал людей их на своих господ донести; и по тем доносам хватал у них [Романовых] людей многих, которые за них стояли, и пытал их разными пытками; они же на государей своих ничего не говорили, терпели за своих государей в правде, не ведая за государями своими ничего [худого]. Потом же вложил враг [умысел] в раба в Александрова человека Никитича во Второго Бартенева. Тот же Второй был у Александра Никитича казначеем и замыслил, яко же в древности окаянный Яким Кучкович умыслил на государя своего на князя Андрея Боголюбского и пришел к братии своей со словами: «Идем, убьем государя своего, князя Андрея», — так и свершилось; так же и сей окаянный Второй пришел тайно к Семену Годунову и возвестил ему: «Что царь повелит сделать над государями моими, то и сотворю». Семен же был рад и возвестил [о том] царю Борису. Царь же Борис повелел сказать ему [Второму] о своем великом жаловании. Семен же, замыслив со Вторым, положил всякое коренье в мешки и повелел ему положить [мешки] в казну Александра Никитича. Тот же Второй сотворил это и пришел доносить на государя своего, и про то коренье возвестил. Царь же Борис послал окольничего Михаила Салтыкова с товарищами и повелел расследовать [это дело]. Тот же окольничий Михаил поехал с тем Вторым и мешки с кореньем взял, иного ничего не искал, зная, что в доме ничего неправедного нет; и привезли те мешки на двор к патриарху Иову, и повелел [Михаил Салтыков] собрать всех людей, и то коренье из мешков повелел выложить на стол, будто то коренье найдено у Александра Никитича, и того доносчика Второго поставили тут в свидетели.

http://sedmitza.ru/lib/text/439321/

Прихрамовая территория (эскиз проекта) ЖМП 5 май 2020 /  3 июня 2020 г. 17:00 Алтарь Победы нашей В ПАТРИАРШЕМ СОБОРЕ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МОЖНО БУДЕТ УВИДЕТЬ КРУПНЕЙШЕЕ МОЗАИЧНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ СПАСИТЕЛЯ В подмосковной Кубинке завершились работы по убранству главного храма Вооруженных Сил — Патриаршего собора Воскресения Христова . Чин Великого освящения собора, запланированный на начало мая, по известным причинам перенесен. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» тщательно изучил новостройку и выделил 12 ее главных особенностей.  PDF-bepcuя 1. Фасады Общий проект, выполненный под руководством зодчего Дмитрия Смирнова, мы подробно разбирали в прошлогодней публикации «Главный храм Вооруженных сил России» (см.: ЖМП. 2019. 5). Поэтому здесь уделим внимание основным декоративным особенностям храма. Наружные стены богато украшены барельефа­ми, расположенными по всему периметру на трех уровнях. Внизу, на высоте цокольного этажа, представлена своеобразная ретроспектива ратной доблести русского воинства — 10 сюжетов исторических сражений, в которых участвовали наши предки (выполнены под руководством народного художника России Салавата Щербакова). Выше, в простенках между окнами верхнего храма, — фигуры святых воинов: преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, благоверных князей Димитрия Донского и Александра Невского, равноапостольного великого князя Владимира, благоверного князя Андрея Боголюбского и преподобного Илии Муромца (работы московских скульпторов Даши Намдакова и Виталия Шанова). Наконец, по трем сторонам колокольни над ее первым ярусом богомольцев встречают Спас Нерукотворный, Архистратиг Божий Михаил и святой великомученик Георгий Победоносец. Кроме того, в двух десятках ниш на фасаде храма — клейма с евангельскими цитатами о победе добра над злом и отрывки из изречений святых праведных воинов (набраны соответственно по-церковнославянски и традиционной русской вязью). 2. Трое больших врат и складень снаружи центральной алтарной апсиды Северный портал посвящен началу Великой Отечественной войны, здесь путников встречают святые благоверные Александр Невский и Димитрий Донской с сонмом православных воинов и цитатой из обращения митрополита Сергия (Страгородского) к пастве в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, 22 июня 1941 года. Южные врата — врата Победы, тут изображены восславляющие Господа Архангелы и пригвождающий нацистского орла к земле меч, а также цитата из патриаршего пасхального послания 1945 года.

http://e-vestnik.ru/church/sobor_v_kubin...

Содержание Приложения к истории Владимирского Кафедрального Успенского собора А. О иконе Божией Матери, именуемой Владимирскою Б. Правила, составленные на Владимирском соборе 1274 года В. О принесении Святых икон Божией Матери, Владимирской и Иверской, в город Владимир Г. Надписи на гробницах св. Благоверных Князей Георгия, Андрея и Глеба Д. О посещении Владимирского Успенского собора Государем Императором Николаем I в Октябре месяце 1834 года Е. Прощальная беседа преосвященнейшего Епископа Феофана с Владимирскою паствою Ж. Надписи на стенах собора, произведенные при восстановлении в нем открытой древней стенописи в 1882–84 годах Священное торжество по окончании реставрации Успенского Кафедрального собора во Владимире Старый иконостас Владимирского Успенского собор Письмо художника Н. И. Подключникова к Андрею Николаевичу Муравьеву из села Васильевского близ Шуи Владимирский Успенский собор и его историческое значение Реставрация Владимирского Успенского кафедрального собора Благочестие и мудрость святого Благ. Вел. Князя Андрея Боголюбского Адрес от Владимирского Городского Общества Отчет о возобновлении Владимирского Успенского собора Слово, произнесенное Преосвященнейшим Феогностом, Архиепископом Новгородским и Старорусским, во Владимирском Кафедральном Успенском Соборе при прощании с Владимирскою паствою 6 декабря 1892 года Описание святой и великой соборной церкви пречистой Богородицы честного и славного ее Успения в преименитом и славном граде Владимире и о мощах благоверных великих князей и великих княгинь и чад их и преосвященного Максима митрополита и епископов Владимирских, кто где погребен и в котором монастыре и церкви святые их лежат мощи, о сем предъявим: Отрывок (начало) старого Русского Летописца конца XIV века (862–1174 год) Опись священным и достопримечательным предметам А) Святые Евангелия Б) Кресты напрестольные В) Антиминсы Г) Священнослужебные сосуды Д) Дарохранительницы Е) Древние панагии Ж) Древние наперсные кресты З) Кадило И) Посох К) Священные предметы из шелковых тканей и шитые золотом, серебром и шелками Воздухи и покровцы Священнические облачения Поручи К) Иконы, писанные на досках, и одна – на полотне, и одна вырезанная на камне Л) Разные достопримечательные предметы М) Рукописи Рукописи нотные Н) Печатные книги Перечисление статей, напечатанных в приложении к истории Владимирского кафедрального Успенского собора  

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010