В самом деле, мы видели, что в деле Уиттингэма, Райта и Траверса архиепископы Кентерберийский и Йоркский и епископ Лондонский со всей решительностью противодействуют допущению этих лиц к тому или другому церковному служению и одним из главных оснований такого противодействия выставляют именно то обстоятельство, что они не получили рукоположения по установленной англиканской форме. Между тем это происходило во второй половине семидесятых и в начале восьмидесятых годов, т. е. тогда, когда рассматриваемый статут давно уже имел законную силу. Представители церковной власти едва ли сочли бы для себя возможным поступать таким образом и едва ли имели бы успех в своих настояниях, если бы сделанной в статут вставке относительно равного достоинства разного рода рукоположений приписывалось тогда серьёзное значение, ибо это значило бы противодействовать тому, что имеет силу общепризнанного закона. Решительный и открытый образ действий епископов против лиц пресвитерианского рукоположения показывает, что достоинство этого рукоположения не было общепризнанным и на то, что говорилось мимоходом по этому поводу в статуте, не считали нужным обращать внимания. Учение об иерархии, формулированное сперва в „наставлении“ и „необходимом учении“, было потом выражено, как известно, в „членах веры“, а с особенной ясностью и подробностью в „книге общих молитв“. Эти два последние документа как в настоящее время пользуются в англиканской церкви законно-признанным авторитетом, так никогда не лишались его и в предшествующие века. В то самое время, когда происходили приведённые выше исключительные факты крайнего протестантского характера, в общецерковном англиканском сознании по-прежнему твёрдо и неизменно стояло то учение об иерархии, которое прямо им противоречило, ибо члены веры и книга общих молитв оставались законно-признанными вероизложениями и твёрдо проводились в церковной практике. Одной из лучших иллюстраций к этому положению могут служить события 1571-го года. Тот самый парламент и в том же статуте, где вскользь брошенная фраза свидетельствует, по-видимому, о признании равного достоинства за разного рода рукоположениями, главной и вполне ясно выраженной задачей своей поставляет сделать для всякого, вступающего в клир, обязательною подпись членов веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Все это было сказано только для того, чтобы объяснить, какого рода книгу я попытался написать, а вовсе не для того, чтобы скрыть свои верования или уйти от ответственности за них. Как я уже говорил, я не держу их в секрете. Выражаясь словами дядюшки Тоби: «Они записаны в молитвеннике». Опасность заключалась в том, что под видом христианства как такового я мог изложить нечто присущее лишь англиканской церкви или (что еще хуже) мне самому. Чтобы избежать этого, я послал первоначальный вариант того, что стало здесь книгой второй, четырем различным священнослужителям (англиканской церкви, методистской, пресвитерианской и римской католической), прося их критических отзывов. Методист решил, что я недостаточно сказал о вере, а католик – что я зашел слишком далеко в вопросе о сравнительной маловажности теорий, объясняющих искупления. В остальном мы пятеро согласились друг с другом. Другие книги я не стал подвергать подобной проверке, потому что, если бы они и вызвали расхождения во мнениях среди христиан, это были бы расхождения между отдельными индивидуумами и школами, а не между различными деноминациями. Насколько я могу судить по этим критическим обзорам или по многочисленным письмам, полученным мною, эта книга, какой бы она ни была ошибочной в других отношениях, преуспела, по крайней мере, в одном – дать представление о христианстве общепринятом. Таким образом, эта книга, возможно, окажет определенную помощь в преодолении той точки зрения, что, если мы опустим все спорные вопросы, то нам останется лишь неопределенная и бескровная Святая Христианская Вера. На деле Святая Христианская Вера оказывается не только чем-то положительным, но и категорическим, отделенным от всех нехристианских вероисповеданий пропастью, которая не идет ни в какое сравнение даже с самыми серьезными случаями разделения внутри христианства. Если я не помог делу воссоединения прямо, то, надеюсь, ясно показал, почему мы должны объединиться. Правда, я нечасто встречался с проявлениями легендарной теологической нетерпимости со стороны убежденных членов общин, расходящихся во мнениях с моей собственной. Враждебность исходит в основном от людей, принадлежащих к промежуточным группам, в пределах как англиканской церкви, так и других деноминаций, то есть от таких, которые не очень-то считаются с мнением какой бы то ни было общины. И такое положение вещей я нашел утешительным. Потому что именно центры каждой общины, где сосредоточены истинные дети ее, по-настоящему близки друг другу – по духу, если не по доктрине. И это свидетельствует, что в центре каждой общины стоит что-то или Кто-то, Кто, вопреки всем расхождениям во мнениях, всем различиям в темпераменте, всем воспоминаниям о взаимных преследованиях, говорит одним и тем же голосом.

http://azbyka.ru/fiction/prosto-xristian...

—156— Одним из замечательнейших явлений в истории христианства за минувшее столетие, без сомнения, должно быть признано знаменательное движение в епископальной церкви Англии и Америки к сближению и, если возможно, к соединению с православной церковью Востока. Это движение, развивавшееся в продолжение нескольких десятков лет, уже имеет теперь свою историю, так как выражалось и доселе выражается не только в богословской литературе, но и в целом ряде попыток со стороны обеих ветвей англиканства вступить, так или иначе, в прямые сношения с православными восточными церквами по вопросу о соединении 130 . Осязательных практических последствий это движение пока еще не имело, и вопрос о соединении англиканской церкви с православной как был, так —157— и доселе остается вопросом, но десятки лет, тем не менее, сделали свое дело и положение вопроса в настоящее время уже далеко не таково, каким оно было шестьдесят или семьдесят лет тому назад. В раннюю эпоху сношений стороны слишком мало знали друг друга, так что в начале сороковых годов напр. Уильям Пальмер серьезно увлекался мыслью доказать, что англиканство в своем вероучении нисколько не отличается от православия. Последующие годы и все дальше и шире развивавшиеся сношения естественно вызвали потребность выяснить с возможно большей полнотой и обстоятельностью все те сходства и различия, какие существуют между этими вероисповеданиями, так как согласие вероучения должно составлять первое и необходимое условие церковного единения. В шестидесятых и семидесятых годах при сношениях англиканской и американской епископальной церкви с православными церквами Греции и России, с обеих сторон постоянно и настойчиво высказывается и нередко по возможности осуществляется мысль, что важнейшей задачей сношений, прежде всего, должно быть серьезное взаимное изучение, только на основе которого эти сношения и могут привести к каким-либо существенным результатам, а потому в настоящее время, после разных, неоднократно бывавших исследований и конференций, ни один из самых искренних сторонников единения, конечно, уже не скажет, что англиканство в своем вероучении нисколько не отличается от православия. Многолетняя эпоха сношений выдвинула целый ряд таких догматических пунктов, в которых символические книги и практика англиканства или явно уклоняются от православия, или выражаются не с достаточной определенностью. Отсюда и в настоящее время для сторонников церковного единения все еще остается неустраненной потребность трудиться над сравнительным выяснением вероучения православной и англиканской церквей, чтобы сделать, наконец, возможным прямой и решительный ответ по вопросу об их соединении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Последняя произвела целый переворот в поземельных и социальных отношениях Англии. Значительная часть конфискованных имений была роздана королем новому дворянству, это создало целый класс влиятельных защитников церковной перемены. Архиепископ Кранмер, сочувствовавший лютеранству, хотел произвести в англиканской церкви соответственные изменения, но ни король, ни высшее духовенство не обнаруживали к этому склонности. В царствование Генриха VIII изданы были четыре распоряжения о том, во что должны веровать его подданные: это были прежде всего " десять статей " 1536 г., затем " Наставление христианина " , или епископская книга того же года, далее " шесть статей " 1539 г. и, наконец, " Необходимое учение и наставление христианина " или королевская книга 1544 г. При всем своем тяготении к католическим догматам и обрядам, Генрих VIII не был, однако, постоянен в своих решениях: он находился то под влиянием противников папства (Кромвеля, Кранмера), то под влиянием тайных папистов (епископа винчестерского Гардинера, кардинала Поля), и сообразно с этим менялись его взгляды, всегда находившие поддержку послушного парламента. В общем, до падения Кромвеля (казненного в 1540 г.), королевская политика имела более антикатолический характер, но " шесть статей " сильно склонялись к католическим понятиям и учреждениям, санкционируя даже монашеские обеты — после уничтожения монастырей. " Шесть статей " вводились с такой жестокостью, что их прозвали " кровавыми " . Преследовались одинаково и паписты, и настоящие протестанты. При преемнике Генриха VIII, Эдуарде VI, произошло окончательное установление англиканской церкви, доселе существующей, с легкими изменениями, в том виде, какой она получила около 1550 г. Верховенство короля было сохранено, но " шесть статей " отменены и заменены новыми " статьями веры " (1552), к которым следует еще прибавить утвержденный парламентом " общий служебник " . Догматическое учение англиканской церкви было приближено Кранмером к лютеранскому, но при королеве Елизавете в нем сделаны были изменения в кальвинистическом смысле.

http://drevo-info.ru/articles/3393.html

Эти факты, следовательно, должны быть признаны лишь случайными исключениями и отнюдь не таковы, чтобы по ним можно было составлять суждение об установленном в то время церковном учении. К разряду таких же исключений следует, по нашему мнению, отнести и тот документ, изданный на имя шотландца Моррисона, в котором мы видим единственное официальное разрешение на служение в англиканской церкви лицу пресвитерианского поставления, исходящее от власти церковной. Совершенно исключительный характер имеет этот документ прежде всего потому, что он единственный и ещё чего-либо подобного мы не находим, а затем исключителен он и по обстоятельствам своего происхождения. То было время, когда пуританствующая партия в Англии приобрела уже довольно значительную силу, что отразилось заметно и на настроении парламента, а с другой стороны в Кентерберийской епархии, где выдан был документ Моррисону, это была пора, так сказать, междуцарствия, так как архиепископ Гриндаль, хотя номинально и оставался на своей кафедре, в действительности находился под запрещением и от управления делами епархии был устранён. В виду таких обстоятельств документ Моррисона представляется нам отчасти уступкой притязаниям той партии, которая в данную минуту обнаружила заметную силу, а отчасти и продуктом некоторого нестроения, когда во главе епархиального правительства стоял не действительный представитель церковной власти, архиепископ; а его случайный и временный заместитель, генерал-викарий Обрэй, сам по себе совсем не обладавший таким авторитетом, чтобы выступать достойным выразителем церковных воззрений. Случайною уступкой обстоятельствам времени нужно, нам думается, признать и знаменитое определение статута 1571-го года (13 Eliz. ch. 12). Парламентская сессия этого года имела, как известно, особенный характер; она открылась после целого ряда таких событий, которые весьма сильно повлияли на общественное настроение. Чрезвычайный наплыв в Англию и настойчивая, тайная деятельность римско-католических патеров, в особенности иезуитов; учреждение на континенте специальных семинарий для воспитания английских эмигрантов к миссионерской деятельности, задача которой состояла в том, чтобы бороться против англиканской церкви и покорить её снова власти папы; обилие тайных заговоров, устроившихся папистами для ниспровержения существующего в Англии правительства; грозное вооружённое восстание на севере под предводительством графов Нортумберлэнда и Уэстморлэнда; отлучительная булла папы на английскую королеву с призывом её подданных – отказать ей в повиновении, а католических государей Европы – вооружённым вторжением лишить её престола; вести из Европы о действительно совершающихся будто бы приготовлениях к грозному нашествию на Англию для исполнения над ней папского приговора – всё это были такие явления, которые в конце шестидесятых годов вызвали в Англии сильное патриотическое возбуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Однако им должны быть близки ценности Англиканской церкви в области образования Таких школ в Англии – 4700. Они одни из лучших в стране, пользуются огромной популярностью у родителей. Но есть серьезнейшая проблема – средний возраст директоров школ все увеличивается. Директоров и учителей – христиан не хватает, особенно в сельских районах. Многих отпугивает представление о том, что преподавать в церковной школе сложнее, чем в светской, сообщает Christian Today. «Найти на вакансию директора школы или учителя начальных классов или средней школы человека верующего и ответственного, становится все сложнее, а иногда это и вовсе невозможно. Многие епархии поэтому вынуждены быть гибче. Так, от кандидата на должность директора не требуется быть активным христианином. Он может исповедовать другую веру или даже быть неверующим. Однако ему должны быть близки ценности Англиканской церкви в области образования», — говорится в недавно опубликованном докладе комитета по образованию Англиканской Церкви. В школах же с внешним общественным контролем и в школах, принадлежащих различным внеконфессиональным фондам,  руководство вправе требовать, чтобы кандидаты на должность директоров школ рассказали, каким образом они намерены поддерживать и развивать христианский характер обучения в той или иной церковной школе. Анализ долгосрочной перспективы показывает: если в школах не будет работать достаточное количество учителей и директоров с  опытом взаимодействия с Церковью Англии, существует риск для всей системы образования, предупреждают церковные аналитики. Источник Перевод Анны Барабаш Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 25 июля, 2022 21 января, 2022 13 декабря, 2020 1 октября, 2019 14 июля, 2018 3 марта, 2018 22 ноября, 2017 21 ноября, 2017 17 ноября, 2017

http://pravmir.ru/prepodavat-v-tserkovny...

Если бы англиканские епископы, бывшие в составе Соединенной комиссии 1922–1925 гг., имели истинную веру в Таинство священства, то они никогда бы не решились вести переговоры с представителями неепископальных церквей о соединении с последними Англиканской Церкви и не стали бы считать и пасторов, не получивших рукоположения от епископов, священниками Вселенской Церкви, имеющими право совершать Таинства. Правда, на Ламбетской конференции в 1930 г. англиканские епископы заявили, что священство есть Таинство. Касательно же всех прочих Таинств, разумеется кроме крещения и евхаристии, они остались на прежней точке зрения, т. е. оставили за собой право и свободу считать их только благочестивыми обрядами 4 . Однако на Румыно-Англиканской конференции, бывшей в 1935 г., англиканские делегаты уже признают все семь Таинств. Но, имея в виду крещение и евхаристию, они вместе с членами Румынской комиссии считают эти Таинства превосходящими все другие Таинства. Прежде всего, в этой формуле о Таинствах крещения и евхаристии допущена и румынскими, и англиканскими членами комиссии большая догматическая ошибка. Ведь сущность каждого Таинства заключается в благодати Святого Духа. Разве можно сказать, что благодать в одном Таинстве является большею, а в другом меньшею? Благодать, как Божественная энергия или сила, не может быть делима на части малые или большие. Благодать всегда одна и та же, только действия ее различны. В Таинстве крещения она уничтожает первородный грех и все личные наши грехи, в Таинстве евхаристии она пресуществляет хлеб и вино в Тело и Кровь Христа, в миропомазании она сообщает нам во всей полноте и совершенстве все дары Святого Духа и т. д. Поэтому все семь Таинств одинаково Божественны и необходимы для спасения. Кроме того, в этой формуле не чувствуется полной отрешенности от учения о Таинствах, выраженного в вероучительных англиканских книгах, которые истинными Таинствами признают только два: крещение и причащение, а священство и другие Таинства не считают имеющими одинаковую природу с первыми двумя Таинствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Кризис христианских ценностей способствует распространению в Европе радикальных форма ислама, считает англиканский епископ Майкл Назир-Али 2 июня 2008 г. 10:00 Кризис христианских ценностей ведет к увеличению количества молодых радикальных мусульман не только в Англии, но и на всем континенте, заявил англиканский епископ Рочестера Майкл Назир-Али. Выступая на международном форуме «Постхристианская Европа и возрождающийся ислам», который закончился 1 июня в Вене, епископ сравнил «наступление исламизма» с наступлением марксистской идеологии в 60-е годы прошлого века. Тогда, по его словам, христиане «проспали» возможность противостояния распространению «сексуальной революции, которая разрушала семьи и сеяла семена алкоголизма и наркомании». Пакистанец по происхождению, Майкл Назир-Али рассказал участникам конференции об истории ислама, его течениях и современных проблемах, связанных с увеличением числа иммигрантов-мусульман в Великобритании. Политический «комплекс вины» метрополии перед бывшими колониями приводит к стеснению христианского свидетельства, к своеобразной «христофобии», против чего должны решительно восставать христиане Англии и всей Европы, считает епископ. Майкл Назир-Али родился в 1949 году в Карачи (Пакистан) в семье бывших мусульман, принявших англиканство. Он учился в Кембридже и Оксфорде, в 1976 году был рукоположен в сан священника, а в 1984 году стал епископом в Пенджабе. С 1994 года — епископ Рочестера. В начале нынешнего года епископ Майкл Назир-Али выступил с резкой критикой требования мусульман создать в Великобритании ряд специальных закрытых зон, куда доступ немусульманам был бы запрещен. Кроме того, представитель Церкви Англии неоднократно призывал правительство страны «публично подчеркивать христианские корни Англии». Представительный международный форум «Постхристианская Европа и возрождающийся ислам» собрал в Вене политиков, духовных лидеров и экспертов в области религии из многих стран Европы, а также США и Австралии. Среди участников форума — бывший глава Сената Италии Марчелло Пера, бывший премьер-министр Испании Хосемария Аснар, европейский политик Рокко Бутилионе, архиепископ Сиднея кардинал Джордж Пелл. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/415193.htm...

Наконец, в вопросах, предлагаемых епископом рукополагаемому в пресвитерский сан, опять говорится о „служении священства“ (the ministry of Priesthood), а посвящаемый в сан епископский называется пред возложением рук – „избранным епископом“, а затем – „ново-посвящённым епископом“ (the elected Bishop, the new consecrated Bishop) 371 . Все такие указания с несомненною очевидностью показывают, какой именно священный сан имеется в виду при каждом рукоположении, и если подобные выражения имеют значение в чине римско-католическом, то нельзя, конечно, не признать за ними такового же и в чине англиканском. Даже сама папская булла сознаётся, что молитва англиканского чина „Всемогущий Боже, Подателю всех благ“, произносимая, как мы знаем, при пресвитерском и епископском рукоположении, по полноте своего содержания и по удовлетворительности имеющихся в ней указаний, „могла бы быть достаточной как законная форма рукоположения, в каком-либо католическом чине, принятом церковью“. Булла Льва XIII-ro, отрицая действительность англиканского чина посвящения на основании недостаточности формы его, с особенной силой указывает на то, что главную сущность степени священства „составляет власть освящать и приносит в жертву истинное тело и истинную кровь Господа“. Между тем, в англиканском чине „не только не сделано никакого открытого упоминания о жертвоприношении, освящении, священстве, власти освящать и приносить жертву (nulla est aperta mentio sacrificii, consecrationis, sacerdotii, potestatisque consecrandi et sacrificii offerendi); но и малейшие следы этих учений, сохранившиеся в молитвах католического чина, не вполне ещё отброшенных были намеренно устранены и изглажены“. Из молитв англиканского чина „умышленно исключено всё то, что в чине католическом отчётливо выражает достоинство и служение священства. Не может, конечно, считаться пригодной и достаточной для таинства та форма, которая опускает то, что она существенным образом должна выразить“. „По той же причине“, говорит булла, „и епископство не может быть этим чином преподано истинно и законно, тем более что в числе главных обязанностей епископа есть рукоположение совершителей Святой Евхаристии и жертвоприношения“.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

взаимные отношения епископов и устраняя возможность каких-либо правонарушений в этом смысле и споров из за них. Вот почему, имея дело с этими законами, необходимо различать те из них, которые касаются самого существа дела, так что их соблюдение обусловливает и действительность иерархии, и те, которые имеют значение второстепенное, будучи установлены лишь для обеспечения церковного порядка. Обращаясь теперь к исследованию вопроса об иерархии англиканской епископальной церкви, мы должны, очевидно, остановить свое внимание на церковных законах лишь первого рода, ибо нам нужно разъяснить: благодатна ли эта иерархия, т. е. сохранено ли в ней Апостольское преемство и соблюдены ли те существенные условия законности, без которых иерархия не может быть действительною? – Наша задача будет состоять в том, чтобы подвергнуть исследованию именно те стороны вопроса, которые противникам англиканской иерархии подают повод для возражений. В основу аргументации полагается тот факт, что об епископском рукоположении Барлоу никаких документов и записей не сохранилось. Такого рода записей нужно, конечно, искать в регистрах, где, как известно, с большею или меньшею аккуратностью и подробностью записывались обыкновенно епископские рукоположения, но относительно Барлоу этих записей мы не имеем. Регистр Ст. Давидской епископской кафедры, которую занимал Барлоу в первые годы своего служения, не сохранился совсем, а в регистре Кантербурийского архиепископа того времени, Т. Крамэра, сообщаются о Барлоу лишь такие сведения, которые дали повод к сомнениям. Возведение Барлоу в епископское достоинство состоялось при исключительных обстоятельствах. В конце 1535-го года он, будучи в сане приора, отправлен был, вместе с лордом Гоуардом, к Шотландскому королю Джемсу 5-му с дипломатическим поручением отчасти церковного и отчасти политического характера. Случилось так, что именно во время его отсутствия из Англии он избран был на Ст. Асафскую епископскую кафедру и 23-го февраля 1536 г. состоялось на этот счет архиепископское утверждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010