Это был Вальтер Траверс, принявший священный сан от пресвитерианской конгрегации в Антверпене и, однако же, занимавший впоследствии место домашнего капеллана у государственного секретаря Сэсиля и затем должность проповедника в лондонской Тэмпльской школе 419 . Этот самый Траверс, отстаивая действительность своего пресвитерианского посвящения, в официальной записке, представленной лорду Бöрлэю, утверждал, что „многие шотландцы и другие, поставленные в пресвитеры за границей, признаны таковыми и в церкви Англии, и соответственно этому совершали там своё служение“ 420 . По словам Ниля, таковых священников пресвитерианского поставления было тогда в англиканской церкви несколько десятков, если даже не сотен 421 . – Далее. В одном из сочинений Страйпа сохранен весьма интересный документ, из которого можно видеть, что иногда находились в Англии даже такие представители церковной власти, которые считали возможным давать лицам заграничного пресвитерианского посвящения официальное разрешение исполнять в англиканской церкви обязанности священнического служения. Этот документ дан 6-го апреля 1582 г. на имя шотландца Джона Моррисона. Кентерберийский архиепископ Эдмунд Гриндаль находился тогда под временным запрещением и делами провинции управлял генерал-викарий Оброй, от имени которого документ и был издан. В нём мы, между прочим, читаем: „так как Вы, вышеупомянутый Джон Моррисон, рукоположены (were ordained) Генеральным Синодом или Конгрегацией сказанного графства Лотиань,.. по достохвальной форме и обряду реформированной церкви Шотландии, то мы, насколько это от нас зависит и насколько имеем мы право на то, одобряя и утверждая ваше поставление и назначение, …даруем вам разрешение и полномочие (а License and Faculty), по согласию и ясному повелению преподобнейшего о Христе Отца, Лорда Эдмунда, Божественным изволением Архиепископа Кентерберийского,... чтобы в полученном вами сане вы могли... во всей Кентерберийской провинции служить божественные службы, совершать таинства“ 422 и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

   Динамичное, живое представление о Предании, которое я нашел в Православной Церкви, со временем становилось для меня все более значимым и ценным. Я все яснее видел, что живая связь, о которой свидетельствовало Православие, отсутствовала в родной для меня Англиканской Церкви. На латинском Западе эта связь была ослаблена или даже разорвана еще в Средние века. Если даже, как начиная с XVI в. и по сей день думают многие англикане, английская Реформация была попыткой вернуться к Церкви Вселенских Соборов и ранних Отцов, то насколько она удалась? О «православности» Англиканской Церкви в лучшем случае можно лишь догадываться, но это скорее стремление и смутная надежда, чем видимая реальность и практика церковной жизни.    Я всегда был искренне признателен своему англиканскому воспитанию и никогда не отрекался от той церковной среды, в которой впервые узнал во Христе своего Спасителя. Я всегда с радостью вспоминаю, как величественны и великолепны были те торжественные богослужения, а особенно – большие процессии со свечами и хоругвями после литургии в праздник св. Эдуарда Исповедника, в которых я участвовал еще ребенком, когда учился в школе Вестминстерского аббатства. Наконец, я искренне рад тому, что в школьные и студенческие годы подружился с членами Ордена св. Франциска – отцом Элджи Робертсоном, отцом Гардианом и его юным послушником братом Питером. Именно английские францисканцы помогли мне увидеть значение миссионерства в христианской жизни и понять ценность исповеди.    Я всегда считал свой переход в Православие наиболее полным осуществлением всего лучшего, что дал мне духовный опыт англиканства, подтверждением, а не отказом от него. Вместе с тем, при всей любви и благодарности, оставаясь честным, не могу умолчать о том, что беспокоило меня тогда, в пятидесятых, а теперь беспокоит еще больше – о приводящей в недоумение пестроте воззрений и практик, которые непонятным образом уживаются внутри Англиканской Церкви. Меня очень тревожило (и тревожит), насколько по-разному англо-католики и евангельская ветвь англиканства трактуют столь важные вероучительные принципы как присутствие Христа в Евхаристии и общение святых. Следует ли почитать Святые Дары как истинное Тело и Кровь Спасителя? Можем ли мы молиться за усопших и просить о заступничестве Богородицу и святых? Все это отнюдь не частности, о которых можно бы «договориться», но вопросы, от разрешения которых во многом будет зависеть наша жизнь во Христе. Могу ли я оставаться в церковной общине, которая соглашается на подобные разногласия?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3484...

В 1831 г. (уже после разрыва с Церковью) К. перевел и опубликовал под названием «Псалом Лютера» перевод знаменитого гимна Лютера «Eine feste Burg ist unser Gott» (Твердыня наша - Вечный Бог), в дальнейшем включенный во мн. пресвитерианские молитвенники. Огромное влияние на язык и стиль сочинений К. оказала Библия. Прямые цитаты, аллюзии и общий дух «Библии короля Якова» буквально пронизывают и ранние, и поздние работы К. Особенно созвучна его мыслям была Книга Иова, которую он называл «одним из величайших когда-либо написанных произведений» (Теперь и прежде. 1906. С. 43). Вместе с тем «Вечной Библией и Божьей Книгой» (Там же. С. 273) для К. было не Свящ. Писание, а история человечества, управляемая Божественным провидением. В истории К. видел постоянную борьбу противоположных начал: справедливости и лицемерия, веры и безверия. Непосредственной движущей силой исторического процесса для К. были герои. Но если во «Французской революции» он был готов представить в качестве своеобразного «коллективного героя» народ, то в более поздних произведениях он акцентирует внимание на отдельных «выдающихся личностях», подчиняющих и ведущих за собой безвольную и безгласную толпу. В благополучном обществе существует гармония интересов между «героями» («аристократией талантов») и «толпой». Однако со временем правящий класс неизбежно начинает пренебрегать своими обязанностями, тогда происходят социальные потрясения и возникает новая элита. Двойственным было отношение К. к Англиканской Церкви. Он признавал значение Церкви как важного социального института и, в целом позитивно оценивая Реформацию, признавал определенные достоинства за англиканством. Но он весьма скептически относился к богословским и литургическим спорам в современной Англиканской Церкви, считая их неадекватным представлением идеи «божественного». Наиболее открытую критику Англиканской Церкви К. выразил в биографии друга, поэта и англикан. свящ. Дж. Стерлинга (1806-1844; The Life of John Sterling. L., 1851). Гораздо более негативным было отношение К.

http://pravenc.ru/text/1681081.html

Такая, вполне правильная, по мнению м-ра Биркбека, точка зрения ясно выразилась в тех сношениях, какие велись некогда о. Пальмером с русской церковью, и в замечаниях и отзывах по этому делу Филарета митр. Московского. Попытка Пальмера, как и другая подобная, ранее бывшая еще при Петре Великом, окончились, как известно, неудачей, и причиною их безуспешности было именно то обстоятельство, что искавшие единения с русскою церковью члены церкви англиканской стремились достигнуть общения в таинствах без необходимого предварительного установления полного единства в вере. Неудача этих попыток не лишает их однако весьма существенного значения. Они положили начало движению, не прекращающемуся до настоящего времени и несомненно приводящему к желаемому результату. Правда, при происходивших сношениях обнаружились даже и в догматическом учении некоторые значительные препятствия к полному единению англиканской церкви с православною; но весьма важно то, что эти препятствия выяснились и таким образом получилась возможность трудиться над их устранением. С другой стороны, при этих сношениях ясно проявилось дружественное взаимное отношение обеих церквей, одушевляющий их дух любви и искреннее стремление к достижению полного единения. По проложенному таким образом пути движение успешно развивается и в последнее время сделало уже большой шаг вперед по некоторым весьма существенным вопросам, как напр. о действительности англиканской иерархии. Задача нашего времени и дальнейшего будущего состоит в том, чтобы всемерно содействовать начавшемуся и благоприятно развивающемуся движению путем возможно большего ознакомления друг с другом обеих, стремящихся к сближению, церквей и все большего и большего развития в них духа взаимной любви. Осуществлению вот этой-то высокой задачи и посвятил силы и труды свои м-р Биркбек во все продолжение своей, к сожалению столь недолговременной, жизни 17 . Свои познания относительно учения и жизни нашей православной церкви и т чувства, какие сам он питал к ней и к России, мр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Первый из этих членов говорит о королевском церковном главенстве, а второй и третий читаются так: „что книга общих молитв и поставления епископов, пресвитеров и диаконов не содержит в себе ничего, противного слову Божию и законно может быть употребляема, а он сам при общественной молитве и совершении таинств будет употреблять форму, предписанную в этой книге и никакую другую“. „Что он признаёт книгу членов веры, установленную архиепископами и епископами обеих провинций и всем клиром в лондонской конвокации 1562-го года и изданную властью Её Величества, и верует, что все содержащиеся в ней члены согласны с словом Божиим“ 437 . Итак, в те самые годы, когда указывают исключительные примеры служения в англиканской церкви лиц пресвитерианского поставления, примас этой церкви решительно требует, чтобы никто не допускался к церковному служению иначе как по рукоположении согласно законам королевства, т. е от епископа, и по признании книги общих молитв и членов веры, т. е. и выраженного в них учения об иерархии. Правда, требования Уайтгифта не были актом парламента или конвокации, а потому пуритане желали видеть в них личное дело примаса и всеми силами старались ему противодействовать; однако их оппозиция не привела ни к чему. Епископы были на стороне примаса и строго настаивали на подписи этих, так называемых, „трёх членов“ (three articles), а отказывавшиеся от подписи лишались своих должностей 438 . Действовавшая в то время общецерковная практика не обнаруживает таким образом ни малейшего стремления уклониться по вопросу об иерархии хотя сколько-нибудь от установленного учения. Мало того, – впоследствии она получила и торжественное подтверждение. В начале царствовании Иакова 1 -го, на конвокации 1604-го года выработан и утверждён быль кодекс церковных законов, или так называемые ,,каноны“, которые, в количестве 141, и доселе пользуются в англиканской церкви признанным авторитетом. „Три члена“ архиепископа Уайтгифта полностью вошли в состав 36-го канона этого кодекса и получили таким образом формальное общецерковное признание 439 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Глава Англиканской Церкви выступил в поддержку мусульманок 24.10.2006 15:32 Версия для печати Лондон, 24 октября. Глава Англиканской Церкви архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс заявил, что не видит никакой проблемы в том, чтобы мусульманки носили чадру, вопрос, по его словам, состоит только в практичности, сообщает " Седмица.Ru " со ссылкой на " MIGnews.com " . На пресс-конференции архиепископ сказал, что необходимо определить, какая степень открытости является социально приемлемой, и насколько видимость лица преподавателя важна для детей. Многие высокопоставленные представители политической и религиозной элиты считают необходимым высказаться по проблеме, которая возникла после того, как учительница-мусульманка была временно отстранена от работы за ношение чадры. Даже премьер-министр Тони Блэр вступил в дебаты о ношении мусульманками чадры в общественных местах, назвав это " признаком различия и отчужденности " . Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 17.02.2021 10:58 РИА Новости Запрет для мусульман вскрыл главное противоречие Европы 07.11.2019 10:58

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Внесенные изменения (о них будет сказано позднее при разборе богословской аргументации Льва XIII) привели к тому, что Ватикан поставил под сомнение легитимность англиканских рукоположений времен Генриха VIII и Эдварда VI. Разобраться в сложившейся ситуации и был призван Реджинальд Поул, ставший в 1556 году архиепископом Кентерберийским вместо опального Томаса Кранмера. В «Послании» Поулу от 8 марта 1554 года Папа Юлий, комментируя вопрос канонического признания новых англиканских клириков, говорит о критерии, которым Поул должен руководствоваться. Юлий разделяет рукоположенных в период схизмы священнослужителей Церкви Англии на два вида. Первый – это те, кто были «верно и законно возведены» , и в связи с этим они имеют право оставаться в сане. Второй вид рукоположенных – это те, кто был поставлен в священный сан по реформированному обряду. Согласно замечанию Папы Юлия, рукоположение этих лиц не признается действительным, и они должны быть «возведены, если будут найдены достойными и подходящими» . Комментируя данное указание своего предшественника, Папа Лев XIII в булле “Apostolicae curae” подтверждает, что в период правления Марии Тюдор в Церкви Англии существовало два вида клириков: «Первые – те, кто действительно получил священный сан, либо до раскола, учиненного Генрихом VIII, либо после него, от служителей, зараженных заблуждениями и схизмой, но еще согласно привычному им католическому обряду; вторые же – те, кто были посвящены по Эдуардовскому Ординалу и, следовательно, не были вовсе рукоположены, так как получили недействительное рукоположение» . Следующим историческим аргументом для Папы Льва является факт организации королевой Марией посольской миссии, которая состояла из трех человек и в задачу которой входило уведомить Папу Юлия об успехах контрреформации. Кроме того, представители Церкви Англии должны были окончательно прояснить вопрос о признании/непризнании англиканских рукоположений. Для того, чтобы облегчить процесс принятия решения, послы Марии взяли с собой экземпляр «Эдвардова ординала» .

http://bogoslov.ru/article/1999480

Было время, когда враждебные англиканству римско-католические писатели настойчиво проводили ту мысль, что о непрерывности апостольского преемства в реформированной англиканской церкви не может быть и речи в виду того исторического факта, что первые епископы царствования Елизаветы, начиная с самого архиепископа Паркэра, совсем и не получили епископского посвящения. В основу этого утверждения была положена одна легенда, появившаяся в первые годы семнадцатого века и встретившая среди врагов англиканства весьма радушный прием. В позднейшее время легенда эта настолько утратила свой кредит, что серьезные исследователи, даже из числа римских католиков, 38 уже не придают ей никакого значения. В виду этого обстоятельства нам, быть может, следовало бы теперь совсем обойти её молчанием, но мы этого не сделаем, желая прежде всего дать своим православным русским читателям возможно-полное понятие о предмете и, кроме того, зная, что легенду эту еще нельзя считать совсем отжившею, так как и в недавнее время находились на западе ученые богословы, по старой привычке или закоренелому предубеждению, склонные повторять её и придавать ей некоторую цену. 39 Насколько известно, первый раз легенда печатно появилась в 1604 г., в книге, которую издал в Антверпене иезуит-ирландец Голивуд (или а Sacro bosco). По его рассказу, 40 в начале царствования Елизаветы, когда зашло дело о поставлении сектантских епископов (т. е. для отпадшей от Рима англиканской церкви), кандидаты на этот сан собрались в Лондоне в одной гостинице, находившейся на улице Чипсайд, под вывеской «лошадиной головы». Вместе с ними был и тот, который должен был совершить их посвящение, а именно епископ Лландаффский (т. е. известный нам Китчин), человек уже старый и недалекий (simplex). Когда узнал об этом Боннер, в то время главный между английскими епископами, заключенный в лондонской башне (т. е. в Тауэре) за религию, он послал своего капеллана к еп. Лландаффскому, запрещая ему, под угрозою церковного отлучения, посвящать новых кандидатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

В описанных встречах православных с англиканами не было слышно голоса Русской Православной Церкви, поэтому, несмотря на многосторонний характер проводившихся дискуссий и общий положительный характер достигнутых результатов, полученные выводы никак не могли считаться окончательными и общепризнанными всей Православной Церковью, чем сильно понижалась их ценность. В 1947 году в обращении архиепископа Кентерберийского Джеффри Фишера (Geoffrey Fisher; 1945—1961) к Святейшему Патриарху Алексию было дано описание переговоров Англиканской Церкви с Поместными Православными Церквами в период между мировыми войнами и содержалась просьба создать двухстороннюю комиссию в составе ученых богословов для обсуждения вопроса о действительности англиканских рукоположений. Этот вопрос был поставлен на Московском совещании Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей, созванном по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и прошедшем с 3 по 10 июля 1948 года. В межправославной встрече участвовали представители всех Поместных Православных Церквей, кроме Константинопольской, Иерусалимской и Кипрской. Обсуждение его получило весьма широкое освещение. В итоге по результатам совещания в резолюции было отмечено, что признание действительности англиканской иерархии может основываться только на единстве веры с православием, которое должно быть утверждено руководящими органами Англиканской Церкви и, в частности, на принятии правильного учения о таинстве священства и всех вообще Таинствах, и что «…при установлении такого вожделенного единства признание действительности англиканских хиротоний может быть осуществлено по принципу Икономии единственно авторитетным для нас соборным решением всей Святой Православной Церкви». Решение, принятое на этом совещании, с которым согласились представители Поместных Православных Церквей, поддержавших вышеупомянутое постановление Патриарха Мелетия IV 1922 года, таким образом, выражало невозможность безусловного признания Православной Церковью действительности англиканских рукоположений. В то же время представители Поместных Православных Церквей одобрили продолжение диалога с Англиканской Церковью .

http://bogoslov.ru/article/3065447

4. Наконец литургия Англиканской церкви не принимает изменений и принаровлений к великим, годовым праздникам церкви: как в Великий пяток, так и в светлое Христово Воскресенье совершается одна и та же служба. Мы видели, что изменения в годичные праздники в церковной англиканской службе самые незначительные, в десятипятнадцати словах. Может ли православный христианин представить себе Светлую утреню без пения: «Христос Воскресе», «Воскресный день» и т. п. ?! Но главное дело в том – случайно ли, или преднамеренно опущены все особенности богослужения, завещанные церковью вселенской и освящённые веками? – Осмелимся предположить, что в этом игнорировании всеми священно-древними преданиями сказалось влияние лютеранства и реформации в соединённой церкви Англии и Ирландии. Вот те недостатки, которые мы усмотрели в богослужении Англиканской церкви. Пюзеисты (– последователи Пюзея, доктора оксфордского университета) ясно видят эти недостатки, и поэтому ожидают света истины с Востока... Приложение 1. Ектения Ектению священник читает так: 1) «Боже отце небесный, помилуй нас окаянных грешников». Молящиеся повторяют эти слова. Священник – 2) «Боже Сыне, Искупитель мира, помилуй нас окаянных грешников». Молящиеся повторяют эти слова. Священник – 3) «Боже, Душе святый, происходящий от Отца и Сына, помилуй нас окаянных грешников. Повторяются эти слова. 4) «О сватая благословенная и славная Троица, три ипостаси и единый Боже, помилуй нас окаянных грешников». Молящиеся повторяют эти слова. 5) «Непомяни наших оскорблений, Господи, (Lord) ниже оскорблений праотец наших, ниже да мстиши нам грех ради наших: пощади нас, Владыко благий, пощади люди твои, их же пречестной твоей кровью искупил еси, и непрогневайся на на во веки». На это прошение молящиеся отвечают: «пощади ны, благий Владыко». 6) «От всякого зла и несчастья, от греха, от ухищрений и нападений дьявола, от гнева твоего и от вечного осуждения, благий Господи, избави нас». Слова: благий Господи, избави нас, как в этом прошении, так и в следующих, произносят молящиеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Fomenk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010