Одним из замечательнейших явлений в истории христианства за минувшее столетие, без сомнения, должно быть признано знаменательное движение в епископальной церкви Англии и Америки к сближению и, если возможно, к соединению с православною церковью Востока. Это движение, развивавшееся в продолжение нескольких десятков лет, уже имеет теперь свою историю, так как выражалось и доселе выражается не только в богословской литературе, но и в целом ряде попыток со стороны обеих ветвей англиканства вступить, так или иначе, в прямые сношения с православными восточными церквами по вопросу о соединении 1 . Осязательных практических последствий это движение пока еще не имело и вопрос о соединении англиканской церкви с православною как был, так и доселе остается вопросом, но десятки лет, тем не менее, сделали свое дело и положение вопроса в настоящее время уже далеко не таково, каким оно было шестьдесят или семьдесят лет тому назад. В раннюю эпоху сношений стороны слишком мало знали друг друга, так что в начале сороковых годов, напр. Уильям Пальмер серьезно увлекался мыслью доказать, что англиканство в своем вероучении нисколько не отличается от православия. Последующие годы и всё дальше и шире развивавшиеся сношения естественно вызвали потребность выяснить с возможно большею полнотною и обстоятельностью все те сходства и различия, какие существуют между этими вероисповеданиями, так как согласие вероучения должно составлять первое и необходимое условие церковного единения. В шестидесятых и семидесятых годах при сношениях англиканской и американской епископальной церкви с православными церквами Греции и России, с обеих сторон постоянно и настойчиво высказывается и нередко по возможности осуществляется мысль, что важнейшею задачей сношений, прежде всего, должно быть серьёзное взаимное изучение, только на основе которого эти сношения и могут привести к каким-либо существенным результатам, a потому в настоящее время, после разных, неоднократно бывавших исследований и конференций, ни один из самых искренних сторонников единения, конечно, уже не скажет, что англиканство в своем вероучении нисколько не отличается от православия. Многолетняя эпоха сношений выдвинула целый ряд таких догматических пунктов, в которых символические книги и практика англиканства или явно уклоняются от православия, или выражаются не с достаточною определённостью. Отсюда и в настоящее время для сторонников церковного единения все еще остается не устранённою потребность трудиться над сравнительным выяснением вероучения православной и англиканской церквей, чтобы сделать, наконец, возможным прямой и решительный ответ по вопросу об их соединении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Встреча с главным раввином России Берлом Лазаром Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Епископы Англиканской церкви Британии обвинили правительство в преследовании «добрых самаритян», спасающих мигрантов 15.09.2021 12:15 Версия для печати Фото: vesti.ru/Global Look Press Лондон, 15 сентября. Двенадцать епископов Англиканской церкви осудили законопроект об уголовном преследовании как самих прибывающих на лодках мигрантов, и тех, кто их спасает, и назвали его «оскорблением правосудия», сообщает «Седмица» со ссылкой на theguardian. Этим летом пролив Ла-Манш пересекло на малых и больших лодках и судах рекордное число мигрантов – к примеру, лишь за прошлую неделю на берега туманного Альбиона высадилось более 1500 отчаянных мореплавателей. Согласно новому законопроекту, мигрантам грозит до четырех лет лишения свободы. Министр внутренних дел Прити Патель (Priti Patel) предлагает процедуру, по которой суда пограничных войск будут разворачивать лодки мигрантов на обратный курс, а не спасать и доставлять их пассажиров в Великобританию. Между тем, международное морское право гласит, что помощь должна оказываться людям, терпящим бедствие на море. Статья 98 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года обязывает суда каждого государства «оказывать помощь любому человеку, терпящему бедствие и подвергающемуся опасности гибели в море». По другую сторону Ла-Манша, министр внутренних дел Франции Жеральд Дарманин (Gérald Darmanin) подчеркивает в этой связи, что Франция «не приемлет никакие нормы и инициативы, противоречащие морскому праву».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Патриарх Кирилл и глава Англиканской церкви призвали помочь христианам на Ближнем Востоке 21 ноября, 2017. Новостная служба Христианские лидеры считают, что страдающим христианам и многочисленным беженцам Ближнего Востока нужна срочная помощь 21 ноября. ПРАВМИР. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и  Архиепископ Кентерберийский Джастин, Примас всей Англии и Митрополит сделали совместное заявление по поводу положения гонимых христиан на Ближнем Востоке. Христианские лидеры обратились  к международному сообществу с просьбой предпринять «незамедлительные действия для поддержки христиан и других групп населения Ближнего Востока». Глава РПЦ и лидер англиканской  Церкви считают, что «широкомасштабная гуманитарная помощь необходима страдающим людям и многочисленным беженцам, в том числе тем, кто оказался в странах Европы и Америки». Текст заявления опубликован на сайте Московской Патриархии. В своем заявлении Патриарх Кирилл и Джастин Уэлби отметили, что «во многих странах Ближнего Востока и Африки христиане подвергаются гонениям, выражающимся в массовых убийствах, варварском разрушении храмов, осквернении святынь и изгнании миллионов людей из их домов». «Болью в наших сердцах отзывается массовый исход христианского населения из тех мест, откуда Благая Весть начала распространяться по всему миру. Кроме того, христиане страдают от дискриминации в более скрытых формах, и их жизнь становится столь тяжелой, что им проще покинуть свою древнюю родину, чем остаться», – говорится в совместном заявлении глав Русской Православной и Англиканской Церквей. Патриарх Кирилл и Джастин Уэлби считают, что для сохранения христианского присутствия на Ближнем Востоке и возвращения беженцев необходимо   восстановить инфраструктуру и жилье,  обеспечить безопасность, создать условия для служения духовенства и восстановления разрушенных храмов. Также они подчеркнули важность профилактики идеологии экстремизма. «Призываем религиозных и политических лидеров во всем мире объединить усилия для поиска эффективного способа противодействия экстремизму. Важным аспектом такого соработничества является межрелигиозный диалог. Различия в вероучении не должны препятствовать представителям разных религий жить в мире и согласии, которые являются залогом доброго будущего для всего мира»,  – сообщается в заявлении.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-i-glav...

– Мы стараемся обсуждать эти вопросы в контексте формирования партнерства на всю жизнь, несмотря на то, что многие поступают по-другому. Мы стремимся к тому, чтобы дети понимали: люди могут делать различный выбор, но не наше дело их осуждать. Мы, безусловно, излагаем традиционное христианское учение о детях и родителях, браке между мужчиной и женщиной, но одновременно с уважением относимся к тому, что многие люди формируют отношения, находящиеся за рамками традиционного христианского понимания. В контексте учения Англиканской церкви мы, конечно, не говорим о поддержке однополых браков, но мы признаём, что учащиеся и сотрудники школы могут иметь различную ориентацию. При этом мы не рассуждаем в категориях «норма» и «отклонение», но говорим о традиционном учении христианства наряду со многими другими религиями. Мы объясняем, что, взрослея, приходится делать выбор, но у нас есть вера, и эта вера становится значительным фактором в определении того, какие формы отношений мы избираем. – В британской прессе появлялись сообщения, что в связи с легализацией однополых браков растет давление на церковные школы, – я не могу не обратить внимание собеседника на прочитанную мной информацию. – Выдвигаются требования, чтобы в школах учили о «равенстве», утверждающем, что однополые браки не отличаются от браков между мужчиной и женщиной. В то же время церковное учение, включая таковое Англиканской церкви, говорит по-другому. Как же вам удается справляться с вызовами, связанными с либерализацией британского законодательства в области семейных отношений? Наш подход такой: мы говорим: “Вот христианское вероучение – что вы об этом думаете?” – Наверное, это в большей степени вызов для Англиканской церкви , – отвечает Алан. – В школе мы объясняем, что говорит на эту тему Евангелие и христианская традиция. Но мы не учим ребят выносить однозначные суждения: «Это то, что я должен делать и говорить». Наш подход иной. Мы говорим: «Таково христианское вероучение – что вы об этом думаете? Внесены изменения в закон – что вы об этом думаете?» Мы хотим, чтобы учащиеся тщательно всё обдумывали, а не получали от нас готовые рецепты.

http://pravoslavie.ru/93415.html

Новый закон о религии, опубликованный в 1929 году, разрешал лишь безбожную пропаганду. Каждая попытка публично защищать веру в Бога теперь каралась, как уголовное преступление. Сталин на опыте убедился в ошибке Ленина, считавшего, что в споре между верующими и неверующими победа всегда обеспечена атеистам, и потому допускавшим в законодательстве как антирелигиозную, так и религиозную пропаганду. Началось повсеместное закрытие церквей и систематическое уничтожение верующих. На этот раз гонения на христиан вызвали протесты на Западе. Они раздались особенно громко в Англии. Архиепископ Кентерберийский Космо Ланг (1864–1945) призвал всех членов англиканской Церкви принять участие в молитве о жертвах преследования. 16 марта 1930 года был выбран днём всенародного моления. Главная служба была совершена самим архиепископом в Вестминстерском аббатстве. На ней присутствовал митрополит Евлогий, приехавший из Парижа. В тот день, знаменательно, вся Англия, как далёкая Россия, в первый раз в ту бесснежную зиму, оказалась занесённой снегом. Эти протесты не остались незамеченными Сталиным. Митрополиту Сергию было приказано принять иностранных журналистов и передать им заранее отпечатанную декларацию, в которой отрицалось гонение на верующих. При этом свидании митрополит Сергий уклонился от всяких объяснений. Интерес к Православной Церкви среди высшей иерархии англиканской Церкви отразился на нашем англо-православном Содружестве. На её четвертую конференцию, происходившую в Хай-Ли (25–30 апр.) приехал архиепископ Кентерберийский, был на ней и митрополит Евлогий. Этим было подчёркнуто значение нашей неофициальной и только что начинавшейся работы. Архиепископ, в своей лиловой рясе, с белоснежными волосами и с лицом английского аристократа казался старцем, но когда он заговорил о своей вере в возможность соединения наших двух Церквей-сестёр, его голос зазвучал с силой молодости. Митрополит Евлогий отвечал ему так же вдохновенно. На этом съезде смогла быть Милица. Епископ Фрир неоднократно беседовал с нами. Он внимательно расспрашивал меня о моих занятиях в Мерфильде и советовал продолжать изучение церковной истории. Был, упомянут Оксфорд, как одно из мест, где мне следовало бы заниматься. Всё это было так неожиданно, идея казалась прекрасной, но неосуществимой. У нас не было никаких средств и я не имел ни малейшего представления об условиях поступления в этот университет, труднодоступный даже для избранного английского меньшинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

В Петербурге, Москве и Сергиевском Посаде (в Московск. академии) он имел несколько частных научных бесед в избранном кружке лиц, особенно интересующихся Англиканством, и также предложил несколько публичных чтений со следовавшим за ними обменом мнений его со всеми желающими. Цель его бесед и чтений состояла в том, чтобы ознакомить русских слушателей с современным состоянием англиканской церкви. В бытность его в Москве нам представилась возможность получить от него сведения и по интересовавшему нас вопросу относительно епископских визитаций. В настоящее время в англиканской церкви принято, что каждый епископ должен обозреть всю свою епархию один раз в три года. Прежде личного посещения того или другого места, он посылает туда свои «Articles», адресуя их обычно трём лицам: местному священнику и двум избранным прихожанам. По получении ответов на эти вопросы, он отправляется в объезд, посещая пунктов 6–7, куда собираются по предварительному извещению и из других окрестных приходов, лежащих поблизости, в малых же по размерам епархиях епископ успевает посетить и все приходы. Прибывая на место, он делает собравшимся, на основании данных ему ранее письменных ответов на его вопросы, свои внушения (charges), которые после обычно печатаются. Сообщая эти сведения, доктор Фрир выразил сожаление, что, при всём серьёзном значении поставленных таким образом епископских визитаций, чувствуется всё-таки и сознаётся в современной англиканской церкви существенный недостаток близкого, живого общения епископов с их паствой, главной причиной которого является обширность епархий, до крайности затрудняющая возможность такого общения. Подробные указания относительно епархиальных объездов даёт епископам «духовный регламент». «Подобает Епископу, – говорится там, – в год, или в два года единожды объити и посетить Епархию свою». Далее следует ряд пунктов, разъясняющих «како лучше может быть сие посещение». Наиболее удобным временем для объезда епархии признаётся здесь время летнее, так как оно требует меньше расходов на содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Относительно книги общих молитв верховная власть Англии заявляла, что она считает её составленной при содействии Духа Святого“ 680 , „согласною с словом Божиим и с практикою первенствующей церкви“ (usage of the primitive church) 681 , a потому, под страхом тяжких наказаний, не только предписывала её исключительное и неуклонное употребление во всех церквах государства, но и строго запрещала провозглашение каких-либо несогласных с ней воззрений 682 , признавая таким образом догматическое содержание этой книги точным выражением истинного церковного учения. Статутом Карла II 1662 г., определялось, что всякий, занимающий какую-либо церковную должность, обязан публично в храме исповедывать своё искреннее согласие со всем тем, что содержится и предписывается в книге общих молитв (unfaigned Assent and Consent to all and every Thing contained, and prescribed in and by the Booke, intituled The Booke of Common Prayer etc...), и только под этим условием он может быть допущен к церковному служению 683 . На парламентских статутах утверждается также авторитет и 39-ти членов веры. В видах снабжения церквей „пастырями здравой религии“, один из статутов Елизаветы определил, чтобы всякий занимающий или желающий занять какую-либо церковную должность, публично заявлял и подписью скреплял своё искреннее согласие с теми членами веры, которые утверждены конвокацией 1562-го года. Это согласие представляется таким образом доказательством религиозного здравомыслия, а затем тот же статут запрещает членам клира, под страхом отрешения от должности, содержать и защищать такие учения, которые были бы противны или несогласны с каким-либо из установленных членов веры 684 . Со времени Карла II обязательство публичного признания и подписи тридцати девяти членов веры распространено и на начальников колледжей 685 . В настоящее время при издании членов обыкновенно помещается пред ними королевская декларация, впервые изданная в 1628-м году от имени короля Карла I 686 . В ней государь, между прочим, заявляет, что „члены (the Articles) англиканской церкви (которые ранее признаны и утверждены и всем нашим клиром подписаны) содержат истинное учение англиканской церкви, согласное с словом Божиим; а посему мы принимаем его и утверждаем, требуя, чтобы все наши любезные подданные пребывали в единообразном его исповедании и запрещая малейшее от упомянутых членов уклонение“...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Они, – кроме елеосвящения, – сохранились даже почти вполне и очевидно, что их признают сообщающими благодать. Но священнодействие – сообщающее благодать – может ли быть не Божественным установлением? – Человеческое установление может быть лишь средством к тому, чтобы расположить к принятию благодати, но само никак не можете сообщать благодать. Итак, англиканской Церкви необходимо согласить между собою книгу общественных молитв и тридцать девять членов веры и выразить свое исповедание яснее и точнее нынешнего ее учения. Она уничтожила помазание в тех священнодействиях, где оно употребляется восточною и римскою Церквами, намекая, вероятно, этим, что оно-то и есть тот внешний знак, который, по XXV члену ее веры она принимает за искаженное подражание Апостолам, сохранившееся во многих из пяти отвергнутых ею священных действий. Таким образом, преобразователи англиканской Церкви поставили себя судьями всех других Церквей, признающих помазание истинным Апостольским установлением, полученным Апостолами от Иисуса Христа. Преобразователи признают действительность того, что обыкновение помазывать исходит от Апостолов, но утверждают, что нынешнее помазание есть искаженное подражание Апостолам. Но в чем же состоит искажение? в чем нынешнее помазание разнствует от деланного в апостольские времена? – на это не могли бы отвечать составители тридцати девяти членов веры. Итак, утверждаемое ими более, нежели сомнительно: под влиянием протестантского направления на материке Европы, они необдуманно отвергли обыкновение, ведущее свое начало от Апостолов, под предлогом, что оно искажено, тогда как не могли указать, в чем искажение заключалось. Протестанты решительно отвергают пять священнодействий, о которых учение англиканской Церкви не полно и разноречиво. Они признают только два таинства – крещение и вечерю; да и вечеря протестантов есть лишь внешний обряд, за неимением у них священства: – действительно, священник есть уполномоченный, необходимый для совершения таинства причащения, а протестанты уничтожили у себя священство.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Кранмер ввел в Англиканской Церкви причастие под двумя видами – хлебом и вином (у католиков – облаткой), разрешил духовенству вступать в брак и ввел в практику богослужения так называемый «Общий молитвенник», который употребляется у англикан и по настоящее время. Большую роль в деле реформации в Англии играла королева Елизавета I, дочь Генриха VIII. Воспитанная своей матерью, протестанткой Анной Болейн, Елизавета, вступив на королевский престол, сейчас же освободила всех узников совести. Как и ее отец – Генрих VIII, она объявила себя главой Англиканской Церкви и продолжила ее реформу. С помощью протестантских богословов она ввела церковный порядок, который и сегодня существует в англиканском исповедании, а именно: ритуал – в отношении многих обрядов и некоторых таинств – остается католическим, а вероучение вводится в основном кальвинистское, и излагается оно в 39 пунктах. Система управления остается епископальной. Эта смесь Католицизма и Протестантизма является характерной чертой Англиканской Церкви и сегодня. В 1570 году папа отлучает Елизавету от Церкви. Реформация в Швейцарии Третья ветвь ортодоксального Протестантизма – кальвинизм, зародился в Женеве. Жан Кальвин родился в 1509 г. во Франции в Нойоне. Изучал богословие, законоведение, был видным гуманистом. В 1536 г. Кальвин прибыл в Женеву и здесь приступил к работе над трехтомным трудом «Наставление в христианской вере». Кальвин находился под сильным влиянием Мартина Лютера, и все же он шел своим собственным путем. Характерным в учении Кальвина является учение о предопределении, на чем мы остановимся подробнее, когда будем говорить о «партикулярных» баптистах. Надо лишь заметить, что это учение Кальвин во многом заимствовал у блаженного Августина , но преломил и трансформировал его так, как переосмыслил его сам. Кальвин, как и Цвингли, действует совместно с городским Советом Женевы. Он вводит в жизнь граждан такую духовную дисциплину, что по своей строгости она не имела аналогий. Он ввел систему церковных наказаний буквально во все области жизни. Самое строгое наказание – смертельная казнь, полагалась за богохульство. Непочтение к родителям наказывалось также сурово. Строго наказывалось прелюбодеяние. Полагалось наказание за картежную игру, танцы, увеселительные мероприятия. Если человек не приносил покаяния в церковной общине, его предавали светскому суду, который приговаривал виновного к каторге.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Несмотря на все эти ходатайства, епископ не дал ему такого дозволения и, мало того, – за свои пуританские выходки Райт привлечён был к допросу и подвергся тюремному заключению. При отказе в дозволении на публичное служение и при обвинениях на допросе епископ Лондонский неоднократно говорил о нём, что он неизвестно, где и как рукоположен; что нет у него доказательства его посвящения; что получил он поставление за границей и должен быть признан не пресвитером, а простым мирянином, не имеющим права занимать церковную должность 429 . – В 1584 году умер д-р Ольвэй, начальник Лондонской Тэмпльской школы, и пред смертью рекомендовал себе в преемники помощника своего, состоявшего там же проповедником, Вальтера Траверса. Это указание, подтверждённое избранием всей корпорации, передано было лорду Бöрлэю, который, присоединив и своё личное ходатайство за Траверса, представил все дело на окончательное решение королевы. Итак, во главе Тэмпльской школы предполагали поставить человека, занимавшего церковную должность без епископского рукоположения. Однако при всём могущественном содействии лорда Бöрлэя, Траверсу не удалось занять это место. С энергичным протестом против него выступил архиепископ Кентерберийский, Уайтгифт, в своих посланиях, и к самой королеве и к лорду Бöрлэю. Одним из главных аргументов против Траверса он выставлял именно то обстоятельство, что этот человек не получал рукоположения по установленной в англиканской церкви форме, а потому и не может быть допущен к служению в этой церкви до тех пор, пока не примет рукоположения 430 . Несмотря на сильную поддержку многочисленных своих друзей и покровителей при дворе, Траверс не мог преодолеть оппозицию архиепископа и его назначение не состоялось. Мало того, – вскоре архиепископ и совсем наложил запрещение на Траверса, указывая и в этом случае главным образом на отсутствие у него законного рукоположения, после чего лишённый своей должности проповедник покинул Англию 431 . – Итак, все приведённые примеры служения в англиканской церкви лиц пресвитерианского поставления свидетельствуют вместе с тем и о том, что подобного рода факты совершались под особенным влиянием и покровительством сильных светских вельмож, а власть церковная относилась к ним в высшей степени несочувственно и употребляла зависящие от неё меры, чтобы, по возможности, положить им предел.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010