Это значительно затруднило прямые сношения между Русью и Царьградом, хотя не повлияло на положение постоянного русского отряда, состоявшего на службе в империи. Но в то же время постоянными союзными отрядами империя начинает пользоваться из южноитальянских норманнов, которые становятся известны в летописи под именем франков и упоминаются иногда рядом с русскими: варяги и франки. Так, в походе Романа Диогена на Восток, окончившемся известным поражением и пленом его, собранное им войско состояло кроме византийских подданных из франков, русских, печенегов, арабов и грузин. По словам арабского писателя Ибн ал-Асира, «при Хелате отряд Алъп-Арслана встретил предводителя русов. Они сразились, и были разбиты русские, и был взят в плен их предводитель и приведен к султану, который отрезал ему нос». В царствование Алексея Комнина в качестве вольнонаемной военной дружины появляются англосаксы. Значение их на византийской военной службе получает совершенно особый политический смысл, если принять в соображение то обстоятельство, что главным соперником царя Алексея был представитель норманнского племени Роберт Гвискар, соплеменники коего в лице Вильгельма Завоевателя и его дружины подчинили англосаксов (1066). Первые признаки движения англосаксонского племени в Византию относятся к начальным годам правления Алексея Комнина. Явившись на выручку осажденного Робертом Драча, Алексей имел в своем войске и отряд варягов под начальством Набита. Хотя имя варяжского предводителя легко объяснить в смысле принадлежности его к русскому народу, но не будем на этом настаивать. По окончании войны с Робертом царь Алексей в 1085 г. построил укрепление Кивот, или Кеветот латинских летописцев, в Никомидийском заливе с целью оказать сопротивление туркам-сельджукам, овладевшим к тому времени Никомидией. Охрана этого укрепления была поручена англосаксонскому отряду, который, однако, через некоторое время переведен в столицу, и ему поручена охрана Большого дворца. Это было перед самым началом крестоносного движения, когда Алексей стянул в Константинополь все силы, какими можно было располагать.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

191 Созомен рассказывает (I, 7), что перед второй войной с Константином, Лициний обратился к Милетскому оракулу: «В самом деле, и язычники говорят, что он тогда советовался с оракулом Аполлона Дидомейского в Милете, и что на вопрос его о войне, дух воспользовался следующими Гомеровыми стихами: О старец! тебя молодые воители сильно стесняют; Твоя расстроена жизнь, и жребий твой – горькая старость». 192 Евсевий всячески избегает описания как существа, так и хода арианских споров. Такая его позиция имеет несколько причин. Во-первых, сам он весьма хорошо относился к арианской партии, прежде всего к Евсевию Никомидийскому, что дает даже повод для многих церковных историков упрекать его в полуарианских настроения. Но, кажется, этот вывод слишком поспешен, Евсевий принципиально против догматических споров в каком-либо их виде, отнюдь не считая догматические разномыслия чем-то важным, о чем неоднократно говорит в своем сочинении. Кроме этой его позиции, необходимо иметь в виду, что сочинение его написано в правление Констанция II, покровительствовавшего арианам и ссылавшего православных епископов, рассказывая более подробно о арианских спорах, Евсевий неизбежно вынужден был бы объяснить позицию Константина, роль которого в принятии термина «единосущный» огромна, таким образом, он и нарушил бы собственные принципы и вызвал бы очевидную неприязнь ариан, которым сочувствовал. Сократ Схоластик («Церковная история», I, 5), повествуя более подробно о споре, начавшемся в Александрии, сообщает, что Арий упрекнул св. Александра Александрийского в Савеллианской ереси в ответ на утверждение, что Св. Троица есть в Троице единица. Он же сообщает, что Арий начал этот спор из «любопрения» и тогда же начал утверждать тварность Сына. По рассказу Созомена («Церковная история», I, 15) Александр долго колебался и пытался очень мягко успокоить Ария, для чего собрал подряд два диспута для уточнения мнений. Но Арий продолжал твердо настаивать на своем. 193 Евсевий перечисляет провинции диоцеза Египет, в который входили: Ливия Нижняя и Верхняя (северное побережье Африки до Нумидии, Фиваида (верхний Египет), Августамника, Египет и Аркадия. Судя по посланию св. Александра Александрийского , ересь эта не имела широкого распространения в Египте, он называет всего 12 пресвитеров и двух епископов (Секунд Птолемаидский и Феона Мармарикский), отлученных за приверженность к ней ( Сократ Схоластик , «Церковная история», I, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Иларий Пиктавийский и папа Либерий впали по их поводу в «благородную иллюзию»), 362 то Л. Дюшен относится к представителям умеренных антиникейцев с явным сочувствием. Он подчеркивает, что восточные епископы в большинстве своем не были фанатичными приверженцами Ария 363 (хотя о Евсевии Никомидийском говорит до этого как о человеке, разделяющем все мысли Ария, а о Евсевии Кесарийском как о богослове, который «в сущности держался арианского образа мыслей». 364 В споре папы Юлия с евсевианами Л. Дюшен, безусловно, признает правоту первого, но отмечает факт неосмотрительного принятия Римом в общение Маркелла Анкирского. 365 Говоря о Сердикском соборе, французский церковный историк указывает на жесткость и самовластность поведения Осия Кордубского и других западных епископов, что, безусловно, не способствовало их примирению с восточными. 366 Кроме того, исследователь подчеркивает доктринальную близость омиусиан к никейцам. 367 1.2. Арианская смута в историографии второй половины XX – начала XXI в. Если историография арианской смуты в XIX – начале XX в. носит достаточно ясно выраженный конфессиональный характер, то о научной литературе второй половины XX – начала XXI в. этого сказать нельзя. В 60–70-е гг. XX в. в таких традиционно католических странах, как Италия и Франция, предпринимаются попытки осмыслить историю арианской смуты в более свободном ключе и преодолеть конфессиональную «заданность» интерпретации церковной истории изучаемой эпохи. Наиболее определенно подобного рода тенденция проявляется в работах итальянского церковного историка и патролога М. Симонетти. 368 Несмотря на некоторый архаизм терминологии (исследователь рассматривает доктринальные споры IV в. как борьбу «ортодоксов» и «ариан», при этом последние разделяются на «радикальных» и «умеренных» или «филоариан», 369 М. Симонетти предпринимает попытку пересмотреть традиционный для католической историографии взгляд на арианскую смуту. Впрочем, новизна его концепции заключается в большей степени не в новом видении внутренней динамики арианских споров (здесь он во многом следует «классической» модели), а в его оценках тех или иных процессов и событий.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Для лучшего уразумения этой группы монастырского населения не безынтересно будет привести параллель из старой русской жизни. Памятники XVI и XVII вв. говорят нам, что монастырские «детеныши» (детины, дети) жили в монастырских особых дворах и занимались главным образом монастырской пашней и сенокосом; они также могли быть кожевниками, конюхами, пастухами, мельниками, мукомолами, поварами, трапезными служками и т. д.; это были, по-видимому, круглые сироты, дети умерших или погибших монастырских крестьян-трудников (старинные), которые сохраняли свое название и по достижении совершеннолетия, даже будучи отцами семейства; детенышами могли быть обедневшие крестьяне и бобыли, иноземцы, выходцы из «польских» городов; они получали корм от монастырей, но иногда были нанимаемы обителями за деньги для помощи старинным детенышам (наймиты). 236 Тогда как в Византии дома детенышей были рассадниками монашества, на Руси они были скорее приютом для монастырских трудников; там более заботились о духовно-религиозном воспитании юношей, здесь преобладала практическая сторона жизни. Служанка, оклеветавшая свою госпожу Анну, по смерти уже последней, равно как и св. Стефана, не получив ничего из обещанного, то есть ни свободы, ни замужества за придворного, явилась к Каллисту и сборщику податей Авликаламу и будто бы пригрозила, что если они не исполнят обещания, она посреди города обличить их деяния. Те выдали её замуж за секретаря (νοτριος) никомидийского сборщика, то есть за секретаря Авликаламова. От него она родила близнецов, овдовела и, кормя однажды ночью грудями, погибла: близнецы откусили сосцы у матери и вместе с нею умерли и сами (§ 66). Автор заявляет, что повести (διηγματα) его – правдивы, ибо основаны на рассказах близких ко святому лиц, его знакомых, его сподвижников и учеников, а также приспешников «тирана». Обращаясь к Епифанию, наследнику Авксентиева холма и Стефановой пещеры, побудившему автора написать житие святого, 237 агиограф просит его принять от многого немногое (§ 67) и заканчивает свой труд молитвенным обращением ко святому (§ 68).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

В 299 году, во время войны с персами, святой Константин был ближайшим помощником Диоклетиана, уже тогда обнаружив свои незаурядные полководческие дарования. Константин находился рядом с первым августом при разрушении никомидийской церкви, которым открылись гонения на христиан, но нет никаких свидетельств того, что он лично был прикосновенен к этим гонениям, а судя по положению христиан в области, контролируемой его отцом, можно косвенно заключить, что он положительно не сочувствовал гонителям. Когда после ухода Диоклетиана от власти и переезда его в Салону в 305 году Константин оказался во власти находившегося в Никомидии Галерия, особенно яростно преследовавшего и истреблявшего христиан, он осознал грозившую ему опасность со стороны нового августа, стремившегося к единовластию и знавшего о болезненном состоянии своего соправителя Констанция, пребывавшего тогда далеко на западе. И Константин обнаружил тогда поразительную изобретательность, решимость, храбрость и выносливость: усыпив бдительность Галерия, он бежал от никомидийского двора к своему отцу. Чтобы предотвратить погоню, он, как известно, велел перерезать жилы почтовым лошадям по пути своего следования на запад. Встретившись с тяжело больным отцом в Булони, где готовилась военно-морская экспедиция в Британию против прорвавших Адрианов вал пиктов, Константин отправился через Ла-Манш вместе с отцом. Из-за болезни отца именно ему пришлось осуществлять практическое руководство военными действиями, и в течение нескольких недель пикты были разбиты, а их остатки отброшены на север, за Адрианов вал. 25 июля 306 года Констанций Хлор умер в Эбураке (Йорке), и сразу же после этого печального события его боевой товарищ – король союзных Риму алеманов, командовавший германскими вспомогательными войсками, провозгласил новым августом Константина, и он незамедлительно был аккламирован легионерами и федератами, находившимися в Эбураке, а затем вскоре признан августом и императором всеми войсками, состоявшими ранее под командованием его отца. С этих пор святой Константин стал одним из ключевых участников политической и вооруженной борьбы за власть в империи. Первым браком Константин был женат на Минервине, которая родила ему сына Криспа, вторым – на дочери Максимиана Фаусте, от которой он имел трех сыновей: Констанция, Константа и Константина.

http://pravoslavie.ru/44694.html

Церковно-политическая полемика За свои взгляды Арий и два других епископа из его родного города Кирены были отлучены от церкви епископом Александром. В отместку Арий написал письма с призывом к другим епископам, в частности Евсевию, епископу Никомедийскому, который, как и Арий, был выпускником школы Лукиана в Антиохии (ср. Socrates Hist Ecclest 1.15; Schaff 1885f:45). Он также обратился к Евсевию, весьма уважаемому епископу Кесарии, который был в дружеских отношениях с императором. Переход Евсевия Никомидийского на сторону Ария привел к началу борьбы епископов за влияние. Александр написал восточным епископам, выражая беспокойство по поводу посягательства на его епархию. В письме епископу Византийскому он настаивал на том, что сочувствовать Арию означает «разрывать бесшовные ризы Христа, чего не смели делать даже солдаты» (Behr 2004: 64). Это было сказано в контексте обсуждения раздоров, разжигаемых арианской полемикой. В современном ревизионистском подходе к прочтению Евсевия полемика Ария обычно связывается с конфликтом школ Лукиана и Оригена (Ferguson 2005:24). Евсевий (из Кесарии) был связан со школой Оригена, находившейся в Кесарии, поэтому он вполне мог быть предвзят. В качестве доказательства этой теории можно привести тот факт, что Евсевий в ряде случаев исключал упоминание о Мефодии Олимпийском, что могло быть вызвано его (Мефодия) «враждебном отношением» к Оригену. Подробнее об этом можно почитать у Епифания Кипрского (Pan Haer 62.14-64.19; Ferguson 2005:24; Williams 2009:130–134; ср. Carriker 2003). Такая версия подтверждает существование особой политико-церковной касты. Доказательством этого может послужить тот факт, что в этой полемике Евсевий Кесарийский и Евсевий Никомедийский оказались по разные стороны баррикад: они оба были влиятельными людьми, однако если первый был противником арианства и основывался на учении Оригена, то второй, будучи выпускником Антиохийской школы, поддерживал арианство (Philostorgius EH 2.14; Amidon 2007: 30; Fergusson 2005:68-70).

http://bogoslov.ru/article/6165198

Замечательно далее мнение Евсевия о том, что первое упоминание о будущей загробной жизни сделано у иудеев Давидом и что Моисей не сказал об этом ни слова ( Μωσως μηδν τοιοτον παραθεθωκοτς). 775 Евсевий думает, что в числе тех, которые воссстали из гробов вместе со Спасителем, был и Давид, предвидевший это событие 776 . Тела мертвых грешников, по мнению Евсевия, истлевают и никогда не воскреснут, как тела святых 777 . Вопреки общераспространенному мнению, что в 1-ме стихе 1-й главы книги Бытия у Моисея находится указание на духовный мир – ангелов, Евсевий утверждает, что Моисей даже и намеком не говорит ничего о высших и невидимых силах 778 . Из сказанного нами об Евсевие как учителе веры видно, что он в этом отношении не был замечательным человеком. Эта скудость оригинальных взглядов в рассмотрении христианского вероучения объясняется у Евсевия его не глубоким умом и его консерватизмом, который часто мешает и сильному уму отличиться на поприще мысли. Он не создал и не мог создать своей собственной догматической системы, как сделал Ориген , и вообще догматические его сочинения можно признать самыми слабыми из всех произведений его ума. Этим мы и заканчиваем свое исследование об Евсевие. Правда, мы не рассматривали его апологетических творений, которые занимают довольно много места в издании его сочинений; но это, как мы думаем, было бы и совершенно лишним, после того как апологетическая деятельность Евсевия обстоятельно изображена в сочинений г. Цветкова «Обзор апологетических трудов восточных отцев и учителей церкви в IV и V веках» (Творения св. отцев 1873, кн. 2), к которому мы и отсылаем желающих познакомиться с апологетическими сочинениями Евсевия. 4 Некоторые (напр. Dahne в Encyclopedie von Ersch und Gruber Section I Band 39 S. 179) говорят против этого, что в таком случае смерть Евсевия нужно отнести на десятый десяток его жизни. Но нам кажется, что это возражение не имеет силы: разве люди не доживают иногда до ста лет? 5 Арий в своем письме к Евсевию Никомидийскому называет Евсевия Кесарийскаго братом перваго (Феодорита церк. ист. I, 5) и притом называет так только его одного, хотя в этом же месте перечисляет и других епископов. Видет в этом наименовании указание на родство обоих Евсеев не препятствует и то обстоятельство, что Никомидийский называет Кесарийскаго (ibid. гл. 6) «своим владыкою, потому что δεσπστης был обычный титул епископов. 11 Сократа Церк. ист. III, 7. Некоторые из древних писателей в этом прозвания Евсевия видели указание на то, что Евсевий был его сыном, так как такая форма выражения употребляется для означения сыновства. Но не говоря уже о том, что эта форма в Св. Писании и у классиков указывает также на братския и дружеския отношения (напр. Ιοδας το Ιακβου, Pylas Orestis.), сам Евсевий нигде и намека не дает на свое родство с Памфилом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Кафедральный собор Кириакии Никомидийской в Йошице (Каменари) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Кафедральный собор Кириакии Никомидийской в Йошице — православный храм митрополии Черногорско-Приморской Сербской Православной Церкви, более известный по имени Святой Недели. Расположен в муниципалитете Херцег-Нови в Боко-Которском заливе Черногории. Содержание История [ править править код ] Каменари – населенный пункт в Черногории, расположен в проливе Вериге – самом узком месте Которского залива. Это место известно путешественникам многие века. Когда-то здесь находился пограничный пункт между Венецианской республикой и Османской империей – город процветал, у него был свой собственный флот, несколько гостиниц и даже театр. Ещё большую известность небольшому городку принесли древние каменоломни, в которых испокон веков добывали редкий красно-розовый камень, из которого построены не только храмы Котора, но и множество сооружений в Венеции и даже некоторые здания ООН в Нью-Йорке. Славу своему городу неизменно приносили его жители. Здесь родились многие знаменитые дипломаты, капитаны, врачи. Один из самых известных горожан – профессор Симо Милошевич, который основал крупнейший средиземноморский центр курортной медицины, построенный на целебных грязях неподалёку от Херцег-Нови. В местечке Йошица, которое находится на въезде в Каменари со стороны Херцег-Нови, на живописном холме рядом с проливом Вериге, в окружении пышной зеленой растительности, можно увидеть высокую колокольню. Это церковь Святой Недели – православный храм, названный в честь мученицы Кириакии Никомидийской (более известной по имени Святая Неделя). Церковь была построена в 1867 году на руинах прежней малой церкви конца XVII века, и считается одной из самых красивых церквей в этой части Боки. Монументальный вид и большие размеры дополняются сочетанием в ее архитектуре необычных по размеру и форме куполов и башен, что выглядит очень интересно. В западной части церкви находится высокая колокольня, построенная в стиле звонницы монастыря Савина . Храм имеет два придела – один посвящен святой Неделе , другой – святому Иоанну Крестителю . Оба они были расписаны в XIX веке иконописцем из Каменари Спиро Джурановичем, первым бокельским мастером, окончившим художественную школу. Напрестольные иконы Христа и Богородицы – работа другого иконописца, а некоторые считают, что они были привезены из России. Также в храме находятся две иконы Божией Матери, тоже, вероятно, русского происхождения.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

София. Кафедральный собор Кириакии Никомидийской. Катедрална църква " Света Неделя " Собор. Действует.   Престолы: Кириакии Никомидийской , Михаила Архангела , Стефана архидиакона Архитектурный стиль: Неовизантийский стиль Год постройки:Между 1856 и 1933. Архитектор:И. Боянин (1856-1863), Н. Лазаров (1895-1898), И. Василёв (1927-1933), Д. Цолов Адрес: Болгария, г. София, кв-л Центр, пл. Кириакии Никомидийской, д. 20 (Площад " Света Неделя " 20, 1000 квартал Център, град София, България). Координаты: 42.696763, 23.321383 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью По словам исследователей Софии, на этом месте был средневековый храм. О нём рассказывает лютеранский проповедник Стефан Герлах в 1578 году. Храм был однонефный, одноабсидный, построенный из дерева на каменном основании и покрытый двускатной крышей. С XV века в церкви хранятся мощи св. Стефана (канонизированый святой сербский король), из-за чего она была переименована в его память Св. Короля или Св. Стефани. С XVII века церковь Святой Недели позиционирует себя как просвещенный центр болгарской общины в городе. При ней была открыта церковная школа, а в 1839 году - общая школа. В 1849-1851 годах в южном дворе храма было построено школьное здание, а библиотека, созданная на пожертвования Ивана Дкнаелгу, осуществляла контроль (сгорела в 1880 г.). В 1853 году старая церковь была разрушена и в тот же год  болгарское население в Софии собирает значительную сумму на возведение новой. Брациговский мастер-строитель Иван Боянин, который строит величественное здание в 1863 г., придерживался возрожденческих традиций церковного строительства. Три купола и две фланкирующие вход башни колокольни возвышаются над окружающими постройками. В этих башнях храма были размещены 11 колоколов; восемь из них получили в качестве подарков в 1879 г. от российского имперского комиссара Болгарии князя Александра Дондукова-Корсакова, два были отлиты в Сербии. Храм Святой Недели мог похвастаться своим церковным хором, созданным сразу после Освобождения в 1878 году, по настоянию князя Дондукова. В соответствии с первым регулирующим планом Софии 1880 г. (Батенбергов план),  вокруг церкви складывается площадь, а храм был модернизирован, расширен и обновлён арх. Николой Лазаровым (1898 г.). Церковь Святой Недели превращается в самый представительный столичный храм, а площадь около него называется Соборной - в самую главную в городе.

http://sobory.ru/article/?object=11801

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010