196. Нет греха, побеждающего милосердие Божие (Из жизни св. мученика Кодрата Никомидийского. Чет. Мин. марта 10) Некоторые из христиан, знающие за собой множество грехов, думают, что Бог их не простит. Справедливо ли же они так думают? Знайте, братие, что совершенно несправедливо, потому что греха, побеждающего милосердие Божие, – нет, и что всякого, как бы он ни был грешен, но если только прибегнет к Богу с полным раскаянием, с сокрушением сердца и плачем о грехах и возымеет твердое намерение исправить свою жизнь, Бог непременно простит и милость Свою ему окажет. Эту истину мы докажем ложно понимающим о милосердии Божием грешникам самым делом. Во время жизни св. мученика Кодрата Никомидийского многие из христиан в городе Никее отверглись от Христа и поклонились идолам. Однажды Кодрат увидал их и сказал: «Зачем вы отверглись от Христа и отдали себя во власть дьяволу ? Ужели вы не веруете, что будет воскресение мертвых и Суд Божий? Какой ответ на оном дадите вы Богу? Откройте очи ума вашего и подумайте, от Кого и от чего вы отпали? Вы оставили Царство Небесное ради этой временной и суетной жизни; вы оставили Преблагого Владыку Христа; вы поработили себя непотребному рабу – дьяволу, который тех, которые подпадают под его власть, бьет и убивает!» Слыша эти слова, отвергнувшиеся Христа громким голосом со слезами воскликнули: «Прости нас, раб Божий! Поступили мы как бессловесные скоты, как заблудшие овцы, сделались пищею волкам; постигли нас грехи наши, и мы умерли для жизни вечной. Что теперь нам, окаянным, делать, не знаем!» Слыша это, Кодрат возрадовался и сказал: «Дерзайте, братие, и не отчаивайтесь, ибо Милостив Христос Бог наш! Припадите к Нему со слезами и покаянием и затем будьте мужественны». И сотворили, после этих слов, бывшие отверженники великий плач и, упав на землю, посыпали пеплом свои главы. И вопль их так громок был, что жители всего города сбежались на место, где плакали каявшиеся. И нашло на последних светлое облако и осенило их. И поняли они, что Господь принял их покаяние и простил их. Все они после сего вскоре сподобились и венца мученического.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Письмо Евсевия, епископа никомидийского, к Павлину, епископу тирскому «Владыке своему Павлину Евсевий желает здравия о Господе». Ни ревность владыки моего Евсевия касательно истинного учения, ни твое, владыка, в том же деле молчание не остались в неизвестности, но дошли и до нас. И мы, как и должно быть, о владыке нашем Евсевии радовались, а о тебе печалимся, полагая, что молчание такого мужа для нас потеря. Ты знаешь, что мужу мудрому передумывать чужое и молчать об истине неприлично. Посему умоляю тебя, возбуди в своем духе мыслительность и начни писать об этом, чем доставишь пользу и себе, и своим слушателям, особенно если захочешь излагать свои мысли, следуя порядку Писания и указаниям его изречений и смысла. Так, например, владыка, мы никогда не слыхали о двух существах нерожденных, никогда не учились и не веруем, будто одно разделяется на два или обнаруживает нечто свойственное телесности. Мы веруем в одно нерожденное, в другое же, истинно происшедшее, – и не из сущности его, поскольку естеству нерожденного оно вовсе не причастно и имеет бытие не из его сущности, но по природе и силе совершенно отличное, созданное по совершенному подобию свойства и силы создавшего, так что начало его не может быть не только выражено словом, но и понято мыслию, и понять это не в состоянии не только люди, но и все существа выше людей. И это говорим мы не по собственным умствованиям, этому научились из Писания. Мы знаем, что он сотворен, основан и рожден сущностию, неизменяемою и неизреченною природою по подобию создавшего его, как и сам Господь говорит: Бог «созда мя начало пут е й своих ..., и прежде век основа мя, ... прежде же всех холмов раждает мя» ( Притч 8.22–23, 25 ). Когда бы он был из него, то есть от него, как часть, или истечение его существа, то не назывался бы ни сотворенным, ни основанным. Это, поистине, ты и сам знаешь, господин, ибо что произошло из нерожденного, то не могло бы быть сотворено или основано ни другим, ни им самим, но существовало бы нерожденным искони.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Вторая причина, почему сирскому месяцеслову приписывается никомидийское происхождение. Это то, что в нем много мучеников никомидийских. Но это объясняется тем, что в Никомидии было очень сильное гонение на христиан, когда она была столицею Востока. Третьею причиною поставляется то, что Никомидия есть центральное место тех городов и областей, мученики которых приводятся в сирском месяцеслове. Но что же делать, когда антиохийский патриархат был на границе христианского мира. На город Антиохию падает 27 памятей святых. Это много, судя по ее положению. После Никомидии ни на один город далеко не падает памятей святых, сколько на Антиохию. И мы не утверждаем, что сирский месяцеслов есть местный антиохийский, но что в нем несомненно заметно сильное влияние антиохийское. Это восточный скорый месяцеслов, восполненный в Антиохии. Конечно, очень могло быть и, вероятно, было влияние на него и никомидийское еще ранее антиохийского и даже не одно какое-либо другое. Сирский месяцеслов далеко не полон. В нем, несомненно, опущены имена многих древних святых, которым было уже празднование в IV веке. В сентябре, например, месяце в сирском месяцеслове 20 памятей, но из них только три находятся в настоящих восточных месяцесловах и полных синаксарях, а между тем в нашем месяцеслове и синаксаристе Никодима в сентябре 133 мученических памяти. Из 180 памятей всего месяцеслова около 45 находятся в настоящих месяцесловах восточных; откуда в восточных месяцесловах взялись многие памяти святых мучеников древних, если бы не было в древности собраний памятей мучеников. Самые сочинения Евсевино мучениках явились за довольное время до составления сирского месяцеслова, но несомненно, что за долго до Евсевия были собрания памятей мучеников для празднования им. Римский Иеронимов мартиролог, сродный сирскому, гораздо полнее его в отношении восточных памятей, хотя и его нельзя назвать полным, ибо в нем нет многих восточных древних святых. В нем в одном сентябре более сирского на 14 памятей мученических, которых нет также в восточных месяцесловах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Сославшись на Ис. 1:2 , Втор. 32:18 и Иов. 32:28 , Евсевий продолжает: «Здесь говорится не то, что природа произошла из природы, но что рождение каждой [твари] произошло по воле Бога. Ибо из сущности Его нет ничего, а все произошло по воле Его, каждое так, как произошло. Ибо Он – Бог, а [из тварей] одни будут подобными благодаря Слову, сущему по подобию Его, а другие произошли по произволению Его 992 . Все произошло через Слово от Бога, все – от Бога» 993 . Кроме того, святитель Афанасий сохранил еще один маленький фрагмент из другого послания: «Евсевий же Никомидийский, превзойдя прочих, писал Арию: “Прекрасно мудрствуя, желай, чтобы все так мудрствовали. Ибо всякому явно, что сотворенного не было, пока [нечто] не [было] приведено в бытие” ( τ πεποιημενον οκ ν πρν γενσθαι). Приведенное же в бытие ( τ γενομθνον) имеет начало бытия» 994 . Таковы догматические воззрения Евсевия Никомидийского. Они важны преимущественно в том плане, что он был душой антиохийской реакции (представленной преимущественно так называемыми омиями, то есть «подобносущниками»), вследствие чего сторонники этого движения стали именоваться евсевианами ( ο περ Εσβιου) 995 . Иногда их характеризуют так: «Группу евсевиан нельзя было назвать ни арианской, в смысле Ария, ни православной в духе Афанасия; первое она открыто осуждала, второе же считала подозрительным и избегала его. В учении о Сыне Божием ее характерной чертой было отсутствие определенности, своего терминологического отличия, которое выделяло бы ее из других догматических партий, как, например, выделял никейцев термин “единосущный”, она не имела; она излагала свою веру в широких бесцветных терминах, большею часть заимствованных из традиционного доникейского богословского языка и допускавших различное толкование» 996 . Также иногда указывается, что Евсевия Никомидийского нельзя определять как арианина, ибо между позициями «строгих ариан» и евсевиан существовали серьезные различия 997 . И в самом деле, определенные различия существовали: например, у Евсевия нет столь скандальных арианских формулировок, как та, что Сын произошел из «не-сущего» ( ξ οκ ντων), или что «было [время], когда Его не было» ( ν ποτε τε οκ ν).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Минея, 22 Августа, Канон мученика Глас 1 Песнь 1 Ирмос: Песнь победную поим вси Богу,/сотворшему дивная чудеса мышцею высокою/и спасшему Израиля,/яко прославися. Припев: Святый мучениче Агафониче, моли Бога о нас. Ублажи, святе, озлобленную душу мою страстьми,/благ быв Благаго Бога подражатель,/и слово даждь честную славити память твою. Припев: Святый мучениче Агафониче, моли Бога о нас. Знаемь Ведущему вся, мучениче, был еси, Богодохновенне,/и сего воплощение пред языки проповедал еси,/плотския не убоявся смерти. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Возставил еси словом твоим падшия/и востания общники показал еси/и светлости вечныя благочестно, мучениче пребогате. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Чудес Превыше велие чудо, Чистая, рождества Твоего зрится:/раждаеши бо в подобии плоти бывша Христа/кроме преложения и смешения. Песнь 3 Ирмос: Да утвердится сердце мое в воли Твоей, Христе Боже,/Иже над водами Небо утверждей второе/и основавый на водах землю, Всесильне. Припев: Святый мучениче Агафониче, моли Бога о нас. Суемудренный ласкании тя лестно украсти надеяшеся:/осуетися же его суетное мудрование,/утверждену тебе на камени неложныя, мучениче, веры. Припев: Святый мучениче Агафониче, моли Бога о нас. Преплыв пучину ран и болезней телесе правлением Христовым, мучениче Агафониче,/устремился еси к пристанищем мысленным, радуяся. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Сечения и терзания телесе на мя да приидут днесь,/мечи, и сковрады, и огнь, и зверие, и смерть, не убоюся, –/вопиял еси, страдальче Агафониче. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: По естеству Неописанный, воображся из Тебе,/наше описание плотски прият, Владычице,/в существах и хотениих сугубых познаваемь. Седален, глас 8 Кровей твоих струями мысленнаго фараона удавив с вои его, славне,/к земли прешел еси, идеже кротцыи живут и мученицы вси,/нетления венец прием, досточудне./Темже источаеши верным исцеления, и уставляеши страсти,/и отгоняеши духи лукавыя, страдальче Агафониче,/моли Христа Бога грехов оставление подати/чтущим любовию святую память твою. Песнь 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

Гора Олимп, (δρος το λμποο, λμπος), ныне у турок – Кешиг-даг, находится в Малой Азии, на северо-западной окраине ее, прилегающей к Мраморному морю, древней Пропонтиде. Составляя самый крайний отрог обширного горного хребта северо-восточной части Малой Азии, олимпийская возвышенность имеет вид продолговатый в направлении северо-западном и, пересекаемая ущельями, образует как бы группу возвышенностей, с поверхностью вообще ровной. По Олимпу и вся окрестность назывались страной Олимпа (μρος το λμπου, regio Olympena). От моря ее отделяет широкая низменная полоса, живописная и богатая растительностью. На северо-западной стороне Олимпа у его подножия находится город Брусса, древняя Прусса, Пруссиада или Плусиада. На юго-западе неподалеку от подножия Олимпа – озеро Улубад, в древности Аполлония или Аполлониево озеро, подле которого известен был и городок Аполлония или Аполлониада, Аполлониатида. На юг от Олимпа, почти на всем протяжении его подножия, протекает река, носящая ныне названия в верхнем течении Лупад, в нижнем – Могалиден или Микалица, а в древности известная под названием Рындака (Ρονδακς). Вытекая из восточного предгория Олимпа, Рындак впадает в озеро Аполлониаду, затем в Пропонтиду. Олимп в древности, как и теперь, покрыт был лесными зарослями, а с разных боков его струятся ключи вод, славившихся и целебными свойствами, каковы особенно теплые воды или термы (θερμ δατα), известные и ныне. 373 В век святых братьев большая часть Вифинии (начиная от Астакитского или Никомидийского залива), вся Мизия и некоторая часть Фригии входили в состав так называемой Опсикийской темы, подробное описание которой находится у Константина Порфирогенета. 375 Описывая границы и населения темы, Порфирогенет обозначает ее горы, реки, заливы, перечисляет десять городов ее, начиная с Никеи, как митрополии, в Вифинии, и кончая Абидосом в Мизии и Кизиком во Фригии, на границе с Мизией. По этому описанию, Олимп с течением Рындака занимает почти срединную часть темы, на границе Вифинии и Мизии и называется, впрочем, мизийским Олимпом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Отъятие неплодства предвозвещает обновление природы; и Рождаемое является, как доказательство новейшего таинства рождения; в Себе Самой Она получает верное доказательство удивительного рождения. В чуде родителей мы научаемся таинству еще более тайному. Это прославление, без сомнения, древнее того, и чрез свое исполнение возвещает верное доказательство возвещаемого. Здесь – неплодство, изгнанное собственными усилиями природы, там – Дева, укрепленная нескверным целомудрием; здесь – плод подвигов и молитв, там, кроме несравненной добродетели и выдающейся чистоты, обновляется неизглаголанное зачатие; здесь – ангел–вестник освобождения от скорбей, там – архангел–благовестник чудесного зачатия. Обещание же настоящего благовестия он провозвестил гораздо яснее в отношении к Ней. «Возвестится всем Твое рождение, – говорит явившийся Анне, – возвестится и прославится не на земле только, но и на небе.» Посмотри, как предрек это Давид, возвещая совершившееся исполнение ожидаемого, и обозначая прошлым временем неложную истину будущего. Преславная глаголашася о тебе, граде Божий ( Пс. 86:3 ): прославлен свыше всякой раскрываемой славы; прославлен высшими Силами, почтен и возлюблен однородными людьми; был предметом чаяния патриархов, почтен был прародителями и описан пророками. Ему радуется вся тварь, сорадуется воинство ангельское, им прославляется весь мир, им ныне восхищается род земнородных, приветствуя Ту, ради Которой они достигли совершеннейшего украшения, чрез Которую соделался нам доступ к благодати, отверзлись нам врата ко спасению. Чрез небо обширнейшее, ныне создавшееся, мы написаны для небесной жизни. Ты же, Виновница настоящей и будущей радости, – Ты, сверх веселия Твоих торжественных собраний, наследуешь богатый пир, украшая настоящее собрание как чувственною, так и духовною радостию. Подкрепленные упованием на сие, мы презираем уничижение своего состояния, забываем земную, бренную жизнь. Здесь мы надеемся подняться от земного и достигнуть небесного; здесь для нас – неложная надежда предлежащих благ; здесь – ожидание вечного. Поэтому с любовию будем стремиться к этому Божественному празднеству Господа, провидящего в Своей славе все (и Матернее прославление и спасительное украшение повинуюшихся), – и принесем благодарение Христу, Виновнику и Подателю благ. Ему же подобает честь и поклонение и прославление со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь 203 . Читать далее Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2./сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904./Ч. 1. – XII, 862, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Столь великое начало является выше не только настоящего, но и всякого вообще сравнения. Посмотри, какие предзнаменования и исключительные почести отличают этого праведника. Обрати внимание на пребывание в неплодстве и сверхъестественное постоянство, которое следует назвать ангельской жизнью. История повествует, что он сорок дней и ночей провел в посте и молитве, питаемый одною надеждою на Бога: он постился сорок дней и ночей говоря: «не снизойду ни на пищу, ни на питье». Это для нас представляется удивительным, а для других невозможным. Удивляются посту Моисея равному по числу дней; но если бы кто-либо пожелал исследовать постоянство того и другого, то нашел бы и здесь различие. Моисей сдерживался как ранее полученным определением, так и охранением законов и самым, наконец, ожиданием Законодателя, которые обещанием лучшего облегчали как тяжесть долгого времени, так и потребность природы. Иоаким же, ничем иным не воодушевляемый, а подкрепляемый одним только неложным упованием на Бога, предается пустынножительству и подвигам и воссылает непрестанную молитву. Кто не подивится этому и не признает, что величием они побеждают всякое помышление? Если бы проникнуть в их просьбы, каковы они по последствиям, то всякий склонился бы к отвергнутому всеми праведнику. Приличествовало, чтобы из изобилия добродетелей били ключом богатства пресвятые; подобало, чтобы из благородного корня явился благородный росток, – чтобы из добрых чресл появился лучший росток, всегда зеленеющая и животворная слава сего рода. Прекрасна такая отрасль: исходя из нее, распространяет вечную приятность запаха бессмертный цветок, от плода которого производятся жизнь и здравие для участников ее. Моления праведных, подкрепляемые такими трудами и словами, по Божественному определению, достигают своей цели: ибо ангелы являясь возвещают, что молитвы услышаны; ангелы благовествуют зачатие Чистейшей ангелов; ангелы предвозвещают освобождение от неплодства, и объявляют, что чрез Нее уничтожено средостение греха; ангелы предшествуют освобождению от мук рождения Той, ради Которой престали скорби прародительницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Расхождения относительно дня памяти продолжались и в текстах IX в. Так, старший современник Адона Вьеннского Флор Лионский, опиравшийся при составлении мартиролога не на совр. ему рим. традицию, а на авторитет Беды Достопочтенного, внес традиц. дни памяти из Мартиролога блж. Иеронима, поместив под 12 марта Г. и Д. с мч. Петром в Никомидии, а под 9 сент. одного Г. без указания места мученичества. Опиравшийся на Беду Достопочтенного составитель мартиролога Рабан Мавр (IX в.) указал лишь Г. в Риме под 9 сент. Оба этих автора не отождествляли почитавшегося в Риме Г. с Никомидийским мучеником (впрочем, Рабан Мавр перепутал Г. Никомидийского с одноименным святым из числа 40 Севастийских мучеников). Эти авторы старались более или менее точно следовать зафиксированной ранее традиции. Их современник Вандальберт Прюмский посвятил Г. под 9 сент. неск. строк в стихотворном мартирологе и назвал местом его страдания Рим. Болландист Сюискен не согласен со столь однозначным пониманием стихов Вандальберта Прюмского, смысл к-рых может измениться в зависимости от расстановки знаков препинания ( Suyskenus C. De SS. Dorotheo et Gorgonio martyribus, Comm. Praev. § 25//ActaSS. Sept. T. 3. P. 333), и тогда Рим можно считать местом, откуда почитание Г. пришло в Галлию. Неоднозначным является также и поэтическое изложение страданий Г. и Д., сделанное ок. сер. X в. Флодоардом, посвятившим этим мученикам одну из глав в произведении «О триумфах Христа в Италии». Сначала он назвал местом погребения Никомидийских мучеников катакомбы «между двух лавров», затем упомянул, что Г. похоронен на Латинской дороге. Автор описания перенесения мощей Г. из Рима в аббатство Горце , составленного в сер. X в., не указал, откуда по происхождению был Г. Из письма Милона, еп. Минденского (969-996), вместе с к-рым было послано «Мученичество Горгония и Дорофея» аббату Горце Иммону (978), следует, что у монахов не было точных сведений о Г., мощи к-рого хранились в их обители. По указанию еп. Милона Минденского, вероятно Адальбертом, еп. Магдебургским (иногда авторство приписывается Адальберту Пражскому), было составлено первое полное лат. мученичество Г. и Д. на основе Мартиролога Адона Вьеннского. Автор дополнил текст похвалами, вымышленными диалогами, вступительной частью, повествующей о гонении в Никомидии, и окончанием, где кратко сообщается о перенесении мощей Г. из Рима в Горце и Минден. В тексте говорилось, что мощи Г. были перенесены на запад, а мощи Д. остались у вост. христиан. Существенным добавлением является сюжет о том, что тела мучеников были брошены на растерзание зверям, но те их не тронули. В западноевроп. агиографических источниках XIII-XV вв. встречаются переложения из Адальбертова мученичества Г. и Д.

http://pravenc.ru/text/166185.html

кто изочтет» ( Сир 1.2 ), то кто стал бы исследовать ипостась Слова Божия, кроме сумасшедшего? Пророческий Дух говорит о ней: «род же его кто исповесть» ( Ис 53.8 )? Да и сам Спаситель наш, благодетельствуя Богоглаголивым апостолам, столпам всего сущего в мире, поспешил удалить от них, как бремя, познание об этом предмете. Он сказал, что разумение сей божественнейшей тайны выше природы всех их и что ведение о ней пребывает в одном Отце: «никтоже знает Сына, – говорит Он, – токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын» ( Мф 11.27 ). О том же, думаю, говорит и Отец в следующих словах: «тайна моя мне (и моим)». А что безумно мыслить, будто Сын Божий произошел из не сущего и, значит, имеет бытие временное, видно само собою даже из выражения: «производит из не сущего», хотя несмысленные и не понимают безумия своих слов. Выражение: «некогда не существовал» должно относить или ко времени, или к какому-нибудь продолжению вечности. Если же справедливо, что «вся тем быша» , т.е. если через Него произошла и целая вечность, и время, и отделы времен, и самое некогда, в котором содержится несуществование, то не нелепо ли говорить, будто Тот, кто сотворил времена, вечность и лета, в которых содержится несуществование, сам некогда не существовал? В самом деле, было бы крайне бессмысленно и невежественно полагать, что виновник какой-нибудь вещи получил свое бытие после происхождения сотворенной им вещи. По мнению еретиков, продолжение времени, в которое, как они говорят, Сын еще не произошел от Отца, предшествует бытию все сотворившей Премудрости Божией. Значит Священное Писание несправедливо называет Сына Божия «перворожден ным всея твари» ( Кол 1.15 ; Сир 24.10 ). Но эти слова Писания подтверждает велегласнейший Павел, когда говорит о Сыне Божием: " его же положи наследника всем, им же и веки сотвори» ( Евр 1.2 ). И еще: «тем создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая, аще власти, аще господства, аще престоли... всяческая тем и о нем создашася и той есть прежде всех» ( Кол 1.16, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010