ДЕЯНИЕ ТРИНАДЦАТОЕ СВЯТОГО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА В консульство государя нашего Маркиана, постоянного августа, и того, кто будет объявлен, в третий день ноябрьских календ, в Халкидоне, по повелению священнейшего и благочестивейшего государя нашего, собрались в святейшей церкви святой мученицы Евфимии знатнейший и славнейший военачальник, бывший консул и патриций Анатолий, и знатнейший и славнейший префект императорских преторий Палладий, и знатнейший и славнейший придворный чиновник Винкомал; собрались также почтеннейшие епископы Пасхазин и Луценций, и почтеннейший пресвитер Бонифаций, занимающие место святейшего архиепископа древнего Рима Льва, и Анатолий, почтеннейший епископ великоименитого Константинополя, и Максим, почтеннейший архиепископ Антиохии сирийской, и Ювеналий, почтеннейший архиепископ иерусалимский, и прочий святой и вселенский собор, созванный но повелению священнейшего и благочестивейшего государя нашего в городе Халкидоне; и когда все сели пред решеткою святого алтаря, Евномий, почтеннейший епископ никомидийский, сказал: «я подал прошение благочестивейшему государю вселенной, которым просил, чтобы преимущества никомидийской митрополии, издревле усвоенные ей канонами и обычаями, сохранялись; и он повелел вашей знатности вместе с святым собором выслушать и дать решение этому делу. Итак, прошу прочитать мое прошение, выслушать это дело и сохранить мне эти права». Славнейшие сановники сказали: «пусть прочитано будет прошение». Вероникиан, благоверный (магистриан) и секретарь императорской консистории, прочитал: Государям земли и моря и людей всякого народа и рода, Флавиям Валентиниану и Маркиану, постоянным августам, прошение и моление от епископа Евномия и всего клира святой Божией кафолической церкви митрополии никомидийской «Бог праведно даровал вам царство и власть над всеми для благоденствия вселенной и для мира святых церквей. Поэтому, благочестивейшие и христолюбивые императоры, прежде всего и вместе со всем вы заботитесь о догматах православной и спасительной веры, то прекращая рыкания еретиков, то выводя на свет права благочестивых догматов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Архиепископ Анатолий (Кузнецов) 11 апреля 2024 г. 15:40 Архиепископ Анатолий (Кузнецов) 28.05.1930–26.01.2024 26 января 2024 года на 94-м году жизни преставился ко Господу старейший архиерей Русской Православной Церкви архиепископ Анатолий (Кузнецов). PDF-bepcuя. Преосвященный Анатолий (в миру  Евгений Власович Кузнецов) родился 28 мая 1930 года в городе Иркутске в многодетной семье инженера Власа Игнатьевича Кузнецова. Мать, Мария Ильинична, происходила из священнического рода. В 1937 году, в период массовых политических репрессий, отец Евгения был арестован и расстрелян.  С раннего детства Евгений, воспитывавшийся в православной семье, полюбил церковные богослужения и уже в юные годы стал прислуживать в алтаре местной приходской церкви.   В 1945 году по окончании средней школы (тогда семилетки) Евгений стал служить алтарником в Крестовоздвиженской церкви города Иркутска. С 1947 по 1949 год исполнял обязанности псаломщика в Воскресенской церкви села Верхоленского под Иркутском, а в 1949 году стал иподиаконом архиепископа Иркутского и Читинского Палладия (Шерстенникова; †1976).   Осенью 1949 года поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1956 году по первому разряду. Во время обучения в семинарии был призван в Советскую армию, проходил службу на Тихоокеанском флоте в 1951–1954 годах. Тридцать первого октября 1954 года архиепископом Палладием был рукоположен в сан диакона, после чего продолжил богословское образование в Московской духовной семинарии. Первого июля 1956 года архиепископом Можайским Макарием (Даевым; †1960) был рукоположен во пресвитера в храме Положения Ризы Господней на Донской города Москвы. В 1956 году был зачислен на первый курс Московской духовной академии, которую окончил в 1960 году со степенью кандидата богословия. Решением Ученого совета академии был оставлен при МДАиС профессорским стипендиатом на кафедре Священного Писания Нового Завета Московской духовной семинарии. С 1966 года — преподаватель на кафедре Священного Писания Ветхого Завета в Московской духовной академии. С февраля 1967 года — доцент Московской духовной академии. Одиннадцатого октября 1960 года был пострижен в монашество с наречением имени в честь святого мученика Анатолия Никомидийского в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. В октябре 1963 года возведен в сан игумена, а к Пасхе 1968 года в сан архимандрита.

http://e-vestnik.ru/obituaries/arhiepisk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Анатолий Никейский, мч. - житие Страдание святых мучеников Евстафия, Феспесия и Анатолия Святые мученики Евстафий, Феспесий и Анатолий были братья по плоти и родились в городе Никомидии1. Отец их назывался Филофеем, а мать — Евсевиею. Филофей был родом из Галатии2, из города Гангра3, оставил свою родину, переселился в Никомидию и, вступив там в супружество с Евсевиею, имел от нее трех сыновей — трех названных жителей небесного града. Сначала Филофей, его жена и дети были язычники; старшего сына своего Евстафия он отдал для изучения языческой мудрости, а Феспесия и Анатолия готовил к торговле, так как и сам он был купец и — очень богатый. Но однажды, взяв с собой младшего сына своего Анатолия, он отправился в Галатию за покупками и, возвращаясь оттуда, встретившись в пути со святым Лукианом, пресвитером Антиохийским4, дорогой научился от него христианской вере и вместе с сыном крестился в одной попавшейся на пути реке. Возвратившись домой, он стал разыскивать епископа Никомидийского Анфима5, скрывавшегося в одном сокровенном месте (в то время, в царствование императоров Максимиана и Диоклитиана, происходило жестокое гонение на христиан и многие из верующих скрывались от мучителей), и, найдя, ночью привел его к себе, после чего святой Анфим крестил весь дом Филофеев. Совершив затем Божественную литургию, он приобщил ново крещенных Святых Таин, посвятил Филофея во пресвитера, а старшего сына его Евстафия — в диакона и ушел, скрываясь от гонителей-язычников, а Филофей и его дом тайно служили истинному Богу и вели благочестивую жизнь. Скоро он и его супруга отошли ко Господу, оставив сиротами трех благочестивых юношей: диакона Евстафия, Феспесия, и Анатолия — братьев и по плоти и по духу, так как они единодушно служили Богу, горя духом и преуспевая в добродетели. Один придворный сановник по имени Акилин послал однажды своего раба купить некоторые вещи. Раб знал про этих трех благочестивых юношей, что они — купцы и имеют широкую и богатую торговлю, и отправился к ним в лавку, которую и застал открытой.

http://pravicon.com/info-1751

Именем Симеона дивногорца ( 596 г.) надписывается стихира на землетрясение 26 окт., но оно было при Льве Исавре (716–741), след. надпись не верна. Предполагают 204 , что он прежде составил сие песнопение на подобный случай. Это возможно, ибо Антиохияне раз подвергалась землетрясениям. Ему приписываются стихиры великомуч. Димитрию 26 окт., ныне замененные другими в печатных минеях. Другие известные древнейшие писатели стихир суть: Феодор сикеот ( 622), Софроний, патриарх иерусалимский ( 644 г. по Р. Хр.), Георгий Сиракузский ( 669), далее Андрей иерусалимский ( 713), патриарх Герман ( 740) 205 . Может быть, есть в минеях стихиры и древнейшие – неизвестных нам писателей, так как многияиз стихир не имеют надписей; но так как многие стихиры носят имена писателей VIII-X веков, так как и прочие стихиры безымянные подобны им, так как в VIII-X веках все вообще песнопения слагались вновь и многие службы написаны святым позднейшим (VIII-X в.), или таким, коим в древности не было празднования, так как в рукописных минеях греческих над стихирами, не надписанными в печатных минеях, открываются более и более имена писателей VIII-X веков; то естественно заключать, что от V-VII веков в наших минеях сохранилась ничтожная доля сих песнопений. Достойна внимания статья или сочинение епископа Порфирия Успенского (Труды Киев. Академии 1878 г. Т. I и II). К стихирарным пиитам, кроме вышеупомянутых, он относит Иоанна Дамаскина VIII века, Илию патриарха Иерусалимского, современника 7 вселенского собора 787 г., современника обоих Косму Маюмского, Стефана Савваита VIII века, Сергия святоградца, иерусалимского инока и исповедника при Феофиле иконоборце (829–841); все это иерусалимские. В Антиохийск. патриархате приводит Симеона Дивногорца V в., в Константинопол. патриархате в Малой Азии, кроме Феодора Синеота, еще Феофана исповедника , митрополита никейского, ок. 847 г., Игнатия, митрополита никейского, ок. 860 г., Георгия, еп. никомидийского, Ефрема, епископа города Карии IX в., современника Фотия, Василия Пагуриота монаха и архиепископа кесарийского, современника Константина Багрянородного в половине X века, и других более поздних, в Фессалии Анатолия, архиепископа Солунского, конца VIII века и других позднейших, на острове Корфу Арсения, современника Фотия IX века, на о. Сицилии Георгия, епископа Сиракузского VII века, в Константинополе патриархов, кроме Анатолия и Германа, еще Тарасия VIII в., Мефодия и Фотия IX века, Касию или Икасию IX в. Некоторых же известных етихирарных пиитов, как Студитов Николая, Климента и Феостирикта, опускает, ибо нет стихир их в Ватопедских стихирарях; упоминает еще древних пиитов: Византия, Андрея Пирра, Вавилу, студита Киприана.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Глава I. Богослужение общественное и частное Богослужение общественное охватывает круг служб, совершаемых в течение суток, седмицы, месяца и года. В нем участвует вся полнота членов Церкви, приходя в многочисленные храмы. В центре этих служб стоит Божественная Евхаристия. Все другие службы: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы с включенными в них памятями празднуемых на каждый день святых и великих праздников – духовно готовят членов Церкви к достойному участию в Евхаристии. Богослужение частное выделяется из этого цельного круга богослужений, учитывая личные нужды каждого христианина и приспосабливаясь к обстановке и возможностям жизни каждого человека. Этот вид богослужений охватывает Таинства и обряды Церкви, во время которых пастырю приходится индивидуально воздействовать на жизнь каждого верующего человека, неся ему Божие благословение и духовно его обновляя. 1. Периоды в истории богослужений Русской Церкви История богослужений в нашей Церкви делится на несколько периодов и находится под непрерывным влиянием богослужения греческого.. Систематическое указание на порядок и образ совершения церковных служб находится в церковно-богослужебной книге, именуемой Типикон, или Устав. В первый раз церковный устав был начертан на письме преподобным Саввой Освященным в VI веке и получил название палестинского, или иерусалимского. Подлинный устав Саввы был утрачен во время нашествия Хозроя на Палестину. Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, восстановил иерусалимский устав, дополненный в VIII веке трудами преподобных Иоанна Дамаскина  и Косьмы Маюмского. В таком виде устав скоро вошел в употребление в церквах греческих и особенно в Студийской обители в Константинополе. В этой обители он был снова восполнен песнопениями Митрофана, Анатолия, самого Феодора Студита , брата его Иосифа, Феофана Начертанного, Иосифа Песнописца и Григория, митрополита Никомидийского. Из последующих дополнений устава особенно замечательны сделанные в X веке монахом обители св. Саввы Марком, впоследствии епископом Идрутским. Он внес в устав правила о песнопениях греческой Церкви, составленные в IX u X веках, и определил порядок богослужения в тех случаях, когда на один и тот же день падало несколько праздников. В последующее время над обработкой церковного устава трудились Никон Черногорец (XI век) и Филофей, патриарх Константинопольский (XIV век). Некоторые статьи Филофеева устава вошли и в славянские списки устава. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Скачать epub pdf Страдание святых мучеников Евстафия, Феспесия и Анатолия Память 20 ноября Святые мученики Евстафий, Феспесий и Анатолий были братья по плоти и родились в городе Никомидии 7561 . Отец их назывался Филофеем, а мать – Евсевиею. Филофей был родом из Галатии 7562 , из города Гангра 7563 , оставил свою родину, переселился в Никомидию и, вступивши там в супружество с Евсевиею, имел от нее трех сыновей, – трех названных жителей небесного града. Сначала Филофей, его жена и дети были язычники; старшего сына своего Евстафия он отдал для изучения языческой мудрости, а Феспесия и Анатолия готовил к торговле, так как и сам он был купец и – очень богатый. Но однажды, взяв с собою младшего сына своего Анатолия, он отправился в Галатию за покупками и, возвращаясь оттуда, встретившись в пути с святым Лукианом , пресвитером антиохийским, дорогою научился от него христианской вере и вместе с сыном крестился в одной попавшейся на пути реке. Возвратившись домой, он стал разыскивать епископа Никомидийского Анфима 7564 , скрывавшегося в одном сокровенном месте (в то время, в царствование императоров Максимиана и Диоклетиана, происходило жестокое гонение на христиан и многие из верующих скрывались от мучителей) и, нашедши, ночью привел его к себе, после чего святой Анфим крестил весь дом Филофеев. Совершив затем Божественную Литургию, он приобщил новокрещенных Святых Таин, посвятил Филофея во пресвитера, а старшего сына его Евстафия – во диакона и ушел, скрываясь от гонителей-язычников, а Филофей и его дом тайно служили истинному Богу и вели благочестивую жизнь. Скоро он и его супруга отошли к Господу, оставив сиротами трех благочестивых юношей: диакона Евстафия, Феспесия, и Анатолия, – братьев и по плоти и по духу, так как они единодушно служили Богу, горя духом и преуспевая в добродетели. Один придворный сановник, по имени Акилин, послал однажды своего раба купить некоторые вещи. Раб знал про этих трех благочестивых юношей, что они – купцы и имеют широкую и богатую торговлю, и отправился к ним в лавку, которую и застал открытою. Вошедши внутрь и никого не найдя, он пошел по лестнице, ведущей на третий этаж дома и услыхал голос Евстафия, читавшего псалмы Давидовы. Раб тихо поднялся по лестнице, молча вошел в верхнюю горницу 7565 и здесь увидал Евстафия, державшего в руках псалтирь и читавшего: «Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги» ( Пс. 96:7 ). Кроме того, он увидел на стенах кресты и св. иконы. Ничего не сказав, он тотчас же возвратился к своему господину и рассказал ему всё, что видел и слышал. Акилин немедленно поспешил к императору Максимиану и доложил ему о том, что говорил раб. Тотчас же были посланы воины взять Евстафия и его братьев. Пришедши с рабом Акилина на место, воины нашли лавку запертою: в это время все обитатели дома находились в собрании и хранили полное молчание, причащаясь, по случаю воскресного дня, Таин Христовых. Посланные стучали в двери, звали, но ответа не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАФИЙ, ФЕСПЕСИЙ И АНАТОЛИЙ [греч. Εστθιος, Θεσπσιος κα Ανατλιος] († ок. 312), мученики (пам. 20 нояб.), сыновья богатого купца Филофея, к-рый, переехав из г. Гангры (Галатия) в Никомидию, женился на Евсевии. Супруги были язычниками. Е. отдали учиться, а Ф. и А. должны были продолжить дело отца. Однажды Филофей отправился вместе с А. в Галатию и по дороге встретил антиохийского пресв. Лукиана (пам. 15 окт.), к-рый обратил их в христ. веру и крестил в р. Сангарий. Возвратившись домой, Филофей разыскал скрывавшегося из-за гонений на христиан Никомидийского еп. сщмч. Анфима († 303, пам. 3 сент.), и тот крестил остальных членов его семьи, Филофея рукоположил во пресвитера, Е.- во диакона. После смерти родителей братья были схвачены по доносу раба придворного сановника Акилина. Их привели на суд к имп. Максимиану и пытали, но Е., Ф. и А. не отреклись от Христа. Закованных мучеников бросили в темницу и морили голодом и жаждой, но явившийся ангел исцелил их раны и дал им в пищу манну небесную. По приказу императора братьев привели в цирк, чтобы отдать на съедение диким зверям. Но львы и медведи их не тронули. В это время заболел сын императора Максенций, и тот поручил мучеников никейскому комиту Антонию. Приведя братьев в Никею, Антоний велел строгать их железными когтями, но не смог склонить принести жертву языческим богам. Их заключили в темницу, и снова ангел исцелил их. Видя непреклонность Е., Ф. и А., комит приказал казнить мучеников за стенами города. Пока палачи готовились к казни, братьев привязали к деревьям в оливковой роще. Пришедшие туда христиане Палладий и Акакий дали палачам золото, чтобы им разрешили побеседовать с осужденными. Укрепив Палладия и Акакия в вере и совершив молитву, Е., Ф. и А. мирно почили прежде, чем палачи приступили к казни. Боясь наказания комита, те обезглавили уже бездыханные тела. 6 ангелов в виде орлов оберегали от птиц и зверей непогребенные мощи святых. Комит Антоний заболел и на следующий день скончался.

http://pravenc.ru/text/187483.html

поиск:   разделы   рассылка ПЕРСОНАЛИИ Биография Феофилакт, епископ Смоленский и Вяземский (Курьянов Денис Анатольевич) Родился в городе Грозном (Чечено-Ингушская АССР) в семье служащих. В 1991 окончил среднюю школу. В 1992 году по рекомендации настоятеля Михайло-Архангельского храма города Грозного прот. Петра Нецветаева, где на протяжении 5-ти лет нес алтарно-клиросное послушание, поступил учиться в Ставропольскую духовную семинарию. 5 апреля 1994 года, митрополитом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном, был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского. 23 апреля 1994 года, Преосвященнейшим Евгением, епископом Верейским, был рукоположен в иеродиаконский, а 5 июня того же года в иеромонашеский сан. В 1996 году окончил Ставропольскую духовную семинарию и был назначен настоятелем строящегося храма в поселок Рыздвяный, Ставропольского края. 18 мая 1998 года определением правящего архиерея был назначен на должность Благочинного православныах церквей Благодарненского округа и настоятелем Александро-Невского храма города Благодарного. В 2000 году поступил в Институт Дружбы Народов Кавказа (г. Ставрополь), который окончил в 2004 году по специальности " Психология " . В апреле 2001 года возведен в сан игумена и назначен благочинным Изобильненского округа и настоятелем свято-Никольского храма города Изобильного. В апреле 2004 года назначен настоятелем строящегося Спасо-Преображенского храма в том же городе. С 1 сентября 2002 года Указом правящего архиерея назначен преподавателем Литургики в Ставропольской духовной семинарии. Для продолжения богословского образования в 2003 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 2007 году. С декабря 2004 года нес послушание секретаря епископа Ставропольского и Владикавказского. 24 сентября 2006 года, в день памяти прп. Силуана Афонского, в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил хиротонию архимандрита Феофилакта (Курьянова) во епископа Магнитогорского, викария Челябинской епархии.

http://religare.ru/25_792_110_1.html

Разделы портала «Азбука веры» Типикон (Типик), или Устав — церковно-богослужебная книга, содержащая в себе систематическое указание порядка и образа совершения церковных служб. Т. заключает в себе после полного описания воскресных всенощных бдений сперва краткое и общее, а потом подробное, расположенное по месяцам и дням целого года указание, как соединять с изменяемыми частями богослужения в разные дни года службы святым и праздникам. К этому присоединены правила о пище как для всех христиан, так и в особенности для монахов. В конце T. помещены храмовые главы, Пасхалия и Лунник. В первый раз церковный устав был начертан на письме св. Саввою Освященным в VI в. и получил название палестинского, или иерусалимского. Подлинный устав Саввы был утрачен во время нашествия Хозроя на Палестину. Св. Софроний, патриарх Иерусалимский, восстановил иерусалимский устав, дополненный в VIII в. трудами Иоанна Дамаскина и Козьмы Маюмского. В таком виде устав скоро вошел в употребление в церквах греческих и особенно в Студийской обители в Константинополе. В этой последней он снова был восполнен песнопениями Митрофана, Анатолия, самого Феодора Студита , брата его Иосифа, Феофана Начертанного, Иосифа Песнописца и Григория, митрополита Никомидийского. Из последующих дополнений Устава особенно замечательны сделанные в Χ в. монахом обители св. Саввы, Марком, впоследствии епископом Идрунтским. Он внес в Устав правила о песнопениях греческой церкви, составленных в IX и Χ вв., и определил порядок богослужения в тех случаях, когда на один и тот же день падало несколько праздников. В последующее время над обработкой церковного устава трудились Никон Черногорец (XI в.) и Филофей, патриарх Константинопольский. Некоторые статьи Филофеева Устава перешли и в славянские списки Устава, и в греческие старопечатные типики. Кроме Устава иерусалимского, на развитие и образование богослужебных и дисциплинарных порядков имел влияние другой Устав — Студийский (см.). В XV в. иерусалимский Устав вытеснил окончательно студийский и распространился по всем церквам и монастырям в Греции, в землях южно-славянских и на Руси.

http://azbyka.ru/tipikon-tipik

Анатолиевский храм (Кармолино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Анатолиевский храм (Кармолино). Одноглавый четверик с алтарем и притвором, в декоре заметно влияние псковско-новгородского зодчества. Сооружена на сельском кладбище в 1999-2004 гг. попечением семьи Шмараевых. Содержание История [ править править код ] Маленький изящный храм, освященный в честь святого мученика Анатолия Никомидийского, красиво вписан в уютное и ухоженное сельское кладбище деревни Кармолино, расположенное в излучине реки Воря. Храм закончен строительством в 2004 году трудами и на средства семьи Шмараевых . Глава семьи Анатолий Григорьевич Шмараев был глубоко верующим человеком, имел три высших образования, закончил Дипломатическую академию, кандидат исторических наук. В 1993 году он ушел с дипломатической службы в ранге Чрезвычайного и Полномочного посла и занялся предпринимательством. Мечтал построить храм рядом с могилой своей матери на кладбище в д. Кармолино, но не успел осуществить свою мечту: в 1996 г он неожиданно скончался и похоронен рядом со своей матерью. Мечту Анатолия Григорьевича воплотили его жена Лилия Григорьевна и сыновья Алексей и Константин. 18 октября 1999 г в день смерти Анатолия Григорьевича был выполнен чин закладки камня в основание будущего храма во имя его небесного покровителя — святого мученика Анатолия Никомидийского. 25 декабря 2004 года храм был освящен иерейским чином. С 1-го января 2005 года начались регулярные богослужения в новом храме. 12 апреля 2005 года назначен первый настоятель храма священник Анатолий Кучерявенков, а 27 июня получен антиминс. В 2006 году закончена роспись внутренних стен храма. Рядом с ним находятся отдельно стоящие здания церковной лавки-топочной и церковного дома. В храме ежемесячно служится водосвятный молебен перед почитаемой иконой «Избавление от бед страждущих». В 2016 году семья Китайгородских: Игорь Юрьевич с дочерью Натальей подарили приходу участок земли 0,15 га, соседний с территорией Анатолиевского храма, а в следующем году, Константин Анатольевич Шмараев предложил построить на этом участке большой храм. Решено было возвести этот храм в память святителя Николая Мирликийского. Деревянный храм в честь этого святого ранее находился рядом с местом, на котором сейчас стоит Анатолиевский храм, и был разобран светскими властями в 1956 году. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Анатолиевский_...

  001     002    003    004    005    006    007