«Амос» означает «несущий ношу». Происходил он из семьи, которая жила в горах Иудеи в Фекое, недалеко от Вифлеема. Фекоя — это один из наиболее укрепленных Иеровоамом городов. Амос был пастухом и разводил сикоморы. Он был призван от своего стада и послан в Северное государство, в Вефиль, святилище, где народ собирался на ежегодный праздник. Он обличал все, что там видел.   Его книга разделяется на три раздела : 1-й — «Возвещение суда над всеми народами» (гл. 1–2:16); 2-й — три обличительные речи об Израиле (он говорит о наказании Израиля, разрушении Самарии, делает и другие предсказания) — (гл. 3–6); 3-й — пять видений грядущего суда Божия (гл. 7–7).   Амос говорит очень сильным образным языком ; тексте его книги в основном состоит из притч и аллегорий. Основная символика: саранча — враг, который нападает на Израиль; огонь — образ разграбления врагами земли; свинцовый отвес — это конец долготерпения Божия; зрелые плоды — народ Израиля созрел для суда; Господь у жертвенника — означает, что «сам Бог предсказывает гибель жертвеннику со всеми его культами» (гл. 9). Пророчества исполнились: ассирийский плен, спасение остатков, рассеяние по всей Земле, восстановление дома Давидова, Царство Божие над язычниками и возвращение Израиля в Палестину, что и происходит (Ам 9:14). Пророку Амосу Господь открылся как Создатель, Отец и Судья всех племен. Впервые в библейской истории слово пророка было обращено не только к пароду Божию; Амос сначала произносит речи, касающиеся Дамаска, Финикии, Филистимлян, аммонитян, моавитян и лишь потом Иудеи и Израиля (Ам 1:5–15; 2:4–6). Обращения Амоса к народам полны горечи и гнева. В чем же Господь обвиняет через своего пророка язычников? Отнюдь не в том, что они исповедуют ложные религии. Их грех заключается прежде всего в попрании человечности, в нарушении нравственных норм жизни. Пусть они заблуждаются относительно Бога, но они не чужды в различении добра и зла. Это то, что впоследствии апостол Павел назовет «законом совести» у язычников. Пророк напоминает и о резне, учиненной в захваченном городе (Ам 1:9), и о жестоком

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Ам.4:5–6 ). «Обращение» понимается пророком как внутреннее перерождение, как нравственное преобразование внутренней природы человека, – что вытекает с несомненностью из пророческого изображения будущего царства Божия, в которое, по истреблении грешников, войдут только граждане с возрожденным сердцем и освященным Духом Божиим (ср. Ам.9:14,15 ). Главными побуждениями к добрым делам служат у пророка следствия тех, или других поступков. Все следствия праведности указывает пророк в кратком положении: «ищите Меня и будете жить» ( Ам.5:4 = Ам.5:14 ); злодеяние же неминуемо должны вызывать себе возмездие. Нравственные требования и угрозы пророк Амос высказывает во имя и по повелению Иеговы, Который является первоисточником нравственности, требующим строго-нравственного поведения и от человека. Амос таким образом поставляет в теснейшую связь нравственное, или благо, с идеей Бога. Поэтому требование «взыскать Господа» сменяется у Амоса другим требованием – искать блага. Кто ищет последнего, тот стоит в связи с Богом. Нравственное стоит в такой связи с существом Божиим, что сколь мало приятны Богу жертвы и праздники народа без нравственного расположения человека, столь приятны праведность и справедливость ( Ам.5:21–25 ). Потому-то и Бог представляется у пророка Амоса не столько как законодатель, сколько как охранитель закона правды и любви человека к ближнему, которые присущи всякому человеку и всякому известны. Представляя Иегову хранителем правды, Амос выставляет, как второе свойство Божие, Его силу и господство. Он господствует над природой и всеми народами ( Ам.6:14 ). Выражение страшной силы Иеговы пророк Амос представляет, сравнивая Его со львом ( Ам.1:2; 3:8 ), а господственное отношение Его к Израилю – посредством обозначения «Господь воинств» ( Ам.5:13,27; 6:8 ). В силу этого своего положения Иегова требует от Израиля служения Себе посредством праведных дел. Уклонения от последних порождают Его праведный гнев. Этот гнев тесно связан с сожалением Бога о своем народе ( Ам.7:3,6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Вероятно, жалоба Амасии не имела никакого действия; из книги пророчеств Амоса не видно, чтобы Иеровоам употребил против него насилие. Посему, сам Амасия хотел убедить Амоса оставить царство израильское и возвратиться в Иудею: и рече Амасия ко Амосова: видяй, гряди отъиди ты на землю Иудину, и тамо живи (и там ешь хлеб) и тамо да прорицаеши ( Ам.7:12 ). Может быть, Амасия думал, что Пророк пришел в Вефиль проповедовать для того, чтобы добывать Себе пропитание. Проповедь Пророка в царстве иудейском могла, по мнению Амасии, доставить ему средства к пропитанию; ибо люди, уважавшие Пророков и имеющие нужду в их помощи, обыкновенно приходили к ним с подарками ( 1Цар.9:7 . 3Цар.14:3 ) 22 . А в Вефили посем не приложи прорицати, яко освящение царя есть и дом царства ( Ам.7:13 ) В Вефиле не смей прорицать; потому что здесь главное святилище царства установленной Царем и покровительствуемой им религии. На упрек Амасии в том, что иудейский Пророк не имеет права проповедовать в царств израильском вопреки принятому здесь богослужению, Пророк Амос отвечает: не бых пророк аз, ниже сын пророч.... поя мя Господь от овец, и рече ко мне: иди и прорцы на люди Моя исраиля. Другое предположение Амасии, будто бы Он пришел в Вефиль за тем, чтобы пророчеством добывать себе пропитание, Пророк опровергает тем, что прежний образ его жизни был достаточен для его пропитания и он не имел нужды, подобно ложным пророкам, прибегать к пророчеству, как средству пропитания ( Мих.3:5 и д.); пастырь бых, говорит Амос, и ягодичия обирая ( Ам.7:14 ). А чтобы показать Амасии свое посланничество от Бога, исполненный Духа Божия, Амос говорит жрецу израильскому: И ныне слыша слово Господне, ты глаголеши не прорицай на исраиля, и не возмущай народа на дом Иаковль. Сего ради сия глаголет Господь: жена твоя во граде соблудит, сынове же твои, и дщери оружием падут, и земля твоя ужем имерится, и ты на земли нечистей скончаешися, и исраиль пленен отведется от земли своея ( Ам.7:16, 17 ). Должно полагать, что участь, предсказанная Пророком Амасии, исполнилась при нападении на царство израильское Фула, Царя ассирийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-pror...

Память пр. Амоса празднуется Церковью 15 июля по старому стилю 2 . 2. Книга пр. Амоса занимает третье место в сборнике XII Малых пророков. Она состоит из отдельных кратких прорицаний, помещенных без хронологической последовательности. По темам она разделяется на 4 части: 1 . Суд над народами (1,1 – 2,16). 2 . Суд над Североизраильским царством (3,1 – 6,14). 3 . Символические видения (7,1 – 9,8а). 4 . Эпилог (9,8б – 15). Боговдохновенные писания Амоса имеют поэтическую форму; некоторые из них – запись речей, которые произносились им во время храмового богослужения. Стиль пророка величествен и строг. Он свидетельствует о натуре суровой, цельной, непреклонной. Амос беспощаден к грехам общества. За исключением эпилога, в его речах господствует идея Суда Божия. 3. Основные положения богословия Амоса могут быть сведены к пяти темам: 1 . Пророк провозглашает абсолютный монотеизм и учит о Боге как единственном Творце Вселенной. В этом он – продолжатель Моисеевой традиции. 2 . Развивая учение Декалога, Амос считает человечность и правду главным в служении Богу. Обряды и жертвы не могут заменить добрых дел. 3 . Пророк страстно обличает общественные язвы, видя в угнетении бедных оскорбление Бога. 4 . Он рассматривает все народы как равные перед Творцом; предназначение же Израиля лишь увеличивает его ответственность в очах Божиих. 5 . В Кн. Амоса впервые появляется тема «Дня Ягве», то есть близкого и страшного Суда Господня, и в то же время выражается надежда на спасение «остатка Иосифова» (5,15) и восстановление «скинии Давидовой» (9,11). 4. Учение пр. Амоса о Боге. Если прежде многие израильтяне смотрели на «Бога отцов» как на Бога Израиля, Который лишь превосходит Своим могуществом других богов, то Амос полностью порывает с таким архаическим воззрением. Хотя глас Господень гремит «с Сиона», это не значит, что Бог обитает только на Сионе. Он Творец и Властитель всей Вселенной: Ибо вот Он, Который образует горы, и творит ветер, и объявляет человеку намерения его, Утренний свет обращает в мрак

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

1. Как подразделяются писания Пророков? 2. С чем связаны названия этих разделов? 3. Как возникли сборники пророческих книг? 4. Какие литературные жанры использованы в пророческих книгах? 5. Какой период истории обнимает время служения пророков? 6. Какие важнейшие события истории происходили во дни пророков? 7. Против чего была направлена пророческая проповедь? 8. Чем характеризовалась религиозная жизнь внебиблейских народов в эпоху пророков? 9. Можно ли сводить дело пророков только к предсказанию грядущего? 10. Что означает слово «пророк» в Библии? 11. Какова главная черта пророческого вдохновения? 12. Как соотносились в опыте пророков Откровение и личность самих пророков? 13. Было ли учение профетизма новой религией? 14. Как профетизм связан с Законом? 15. Как оценивали пророки избрание и обетование? 16. Как относились пророки к официальному богослужению? 17. Что такое символические действия? 18. В чем особенность пророческого учения об истории? 19. Как представляли себе пророки приход Мессии-Христа? 20. Какая центральная тайна Нового Завета осталась прикровенной для пророков? 21. Чем отличались истинные пророки от ложных? 22. Как проявилась пророческая харизма в Новом Завете? 23. В чем смысл всеобщего пророчества верующих во Христа? §2 Амос — пророк суда Божия (ок. 850 года) 1. Личность пр. Амоса и его эпоха. Амос — один из величайших пророков ветхозаветной Церкви. Его можно считать основоположником нового этапа в истории профетизма. В учении Амоса Синайский Завет получил наиболее полное после Моисея выражение. Он первым из пророков записал свои речи, и все последующие пророки испытали на себе его влияние. Книга Амоса занимает исключительное место в Библии. Сведений о жизни пророка сохранилось немного. Он не принадлежал ни к Сынам Пророческим, ни к царским прорицателям. До своего призвания он жил в Иудее в местечке Фекоя (евр. Текоа) близ Вифлеема. Этот городок находился на границе пустыни. «Далее, — говорит бл. Иероним, живший в тех краях, — нет ни одного селения и даже грубых, похожих на печи лачуг, которые африканцы называют «мапалиа». Это столь обширная пустыня, что она простирается до Красного моря… На этой сухой и песчаной земле совсем не родится никаких плодов. Поэтому вся она наполнена пастухами, так что бесплодие земли вознаграждается обилием скота. Из числа этих пастухов был и пророк Амос» (Толк. на Амоса. Пролог).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Культ тельцов, незаконный по самому своему учреждению, к этому времени утратил и тот смысл, который он имел вначале. Жертвы приносили, праздновали субботы и другие праздники, но нравственного закона не исполняли, попирали суд и правду. Наряду с культом тельцов получил широкое распространение чисто языческий культ Ваала и Астарты, который пьянство и разврат возводил на степень религиозных действий. Обличительные проповеди и угрозы Амоса, также как и Осии, хотя и не оказали заметного влияния на современников этих пророков, но их грозные пророчества полностью исполнились в событиях 725–722 гг. до Р.Х. За бесстрашную защиту бедных и угнетённых Амоса называют «пророком социальной справедливости». 2 . Состав и содержание книги Книга пророка Амоса состоит из девяти глав и может быть разделена на три части (гл.1–2; 3–6; 7–9). Основная тема книги – возвещение суда десятиколенному царству за его нечестие. Эта тема раскрывается в обличительных речах и в видениях пророка. Особенность обличительных речей Амоса состоит в том, что он преимущественно имеет в виду преступления против требований нравственного закона и социальной справедливости: он совершенно не касается в отличие, например, от Осии, политики десятиколенного царства и сравнительно мало говорит о религии и культе. Часть первая (глл.1–2), представляющая собой введение, содержит обличительные речи, направленные сначала против соседних языческих народов, а потом против Иудеи и Израиля. Здесь, начиная с пророчества о Дамаске, Амос говорит о гневе Божием на Филистию, Финикию, Едом, Аммон, Моав и Иудею (1:2–2:5), достигающем высшей степени в обвинении против Израиля (2:6–16). При этом Амос изображает Яхве как Бога всех людей и народов, Который наказывает преступления против общих моральных законов везде, где бы они ни обнаружились, в том числе и среди язычников. Именно с этой точки зрения Амос оценивает преступления окружающих евреев языческих народов, независимо от того, направлены ли их злодеяния против Израиля или друг против друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Семьдесят толковников на первое место ставили 12 малых пророков. В Вульгате (лат.) и позднейших христианских изданиях на 1 месте ставится книга пророка Исаии – как содержащая самые ясные сведения о Мессии. В славянской и русской Библиях следующий порядок: в начале помещаются 4 великих пророка (называемые так по объему их писаний) Исаия, Иеремия (+Плач Иеремии, Послания Иеремии и книга пророка Варуха), Иезекииль, Даниил; и 12 малых пророков: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Если же поставить пророков в хронологическом порядке, то получится следующий список, состоящий из 3 отделов: допленные пророки, времени пленения и послепленные. Хронологическая таблица пророков-писателей I. Довавилонский период. 1 . Иона между 793–753 при Иеровоаме II (793–753). 2 . Амос « 770–750 при Иеровоаме II, Озии. 3 . Осия » 760–725 при Иеровоаме II, Озии Иоафаме, Ахазе и Езекии. 4 . Исаия « 740–690 при Озии, Иоафаме, Ахазе, Езекии. 5 . Михей » 740–695 при Иоафаме, Ахазе, Езекии. 6 . Софония « 639–621 при Иосии. 7 . Наум » 621–612 при Иосии. II. Вавилонский период 8 . Иеремия между 625–586 при Иосии, Иоакиме, Седекии. 9 . Аввакум « 608–597 10 . Авдий около 586 11 . Иезакииль между 592–571 в Вавилонии. 12 . Даниил » 597–539 в Вавилонии до 3-го года Кира. III. Персидский период. 13 . Аггей 520 при Дарии Гистаспе. 14 . Захария между 520–515 - " - 15 . Иоиль » 500–450 16 . Малахия « 460–430 Книга пророка Исаии Сведения о жизни пророка Исаии и исторические события во время его служения «Исаия» – евр. «спасение Иеговы», «блаженство Иеговы». Родился пророк около 765 г. до Р.Х. Исаия был сыном Амоса ( Ис. 1, 1 ), но не пророка Амоса, который был незнатного рода (пастухом) и имя которого имело иное написание, переводившееся с еврейского как «народ отверженный». Пророк Исаия происходил из аристократического сословия, даже более – царского рода. Иудейское предание говорит, что Амос отец Исаии, был братом царя Амасии, и, следовательно, сыном царя Иоаса иудейского).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Амос был пастухом в Фекое, на границе Иудейской пустыни (Ам 1:1). Он не принадлежал к пророческому сословию; Ягве взял его от его стада и отправил, чтобы он пророчествовал в Израиле (Ам 7:14–15). После краткого времени, которое он провел в святилище отступников в Вефиле (Ам 7:10 сл) и, вероятно, кроме того еще и в Самарии (ср. Ам 3:9; 4:1; 6:1), он был выдворен из Израиля и вернулся к своему прежнему занятию. Он пророчествовал во времена Иеровоама II (783–743 гг. до Р. Х.), — с человеческой точки зрения, в блестящую эпоху, когда Северное царство расширилось и разбогатело, но роскошь знатных глумилась над нищетою бедняков, а пышность богослужения скрывала отсутствие истинной веры. С простой, величественной прямотой и образностью кочевника Амос от лица Божия осуждает развратные обычаи горожан, социальную несправедливость, ложное обрядоверие, не вовлекающее сердца в богослужение (Ам 5:21–22). Ягве, Всевышний Господь мира, карающий народы (Ам 1–2), грозит суровым судом Израилю, потому что богоизбранность обязывает его к наивысшей праведности (Ам 3:2). День Господень (это выражение впервые появляется здесь) 6 будет мраком, а не светом (Ам 5:18 и сл). Кара будет ужасающей (Ам 6:8 и сл) и, осуществляя ее, Бог призовет некий народ (6:14), а именно ассириян, которых пророк хотя и не называет, но преимущественно имеет в виду. Однако в книге пророка Амоса брезжит заря надежды, — перспективы спасения для дома Иакова (Ам 9:8), для “остатка” Иосифова (Ам 5:15; это выражение используется здесь впервые в пророческих текстах). Глубинное откровение Бога как Всемогущего Господа вселенной, Опоры праведности изрекается с незыблемой уверенностью, и при этом не создается впечатления, что пророк говорит нечто новое. Новизна заложена в той силе, с которой он заставляет вспомнить требования чистой веры в Ягве. Книга была передана нам в некоторой неупорядоченности; в частности, прозаический рассказ (Ам 7:10–17), находящийся между двумя видениями, лучше было бы поместить после них. Можно усомниться в идентификации некоторых кратких фрагментов как принадлежащих самому Амосу. Славословия (Ам 4:13; 5:8–9: 9:5–6) могли быть присоединены ради богослужебных чтений. Краткие предсказания против Тира, Едома (Ам 1:9–12) и Иудеи (Ам 2:4–5) относятся, видимо, к послепленной эпохе. Далее, оспариваются такие места, как (Ам 9:8б–10) и прежде всего (Ам 9:11–15). Не существует веской причины для того, чтобы сомневаться в подлинности первого из этих мест, но весьма вероятно, что второе из них включено в текст позднее. Но это не следует обосновывать включенными в него обетованиями спасения, которые изначально были темой пророческой вести (здесь, Ам 5:15 и в то же время у пророка Осии); скорее то, что сказано о “скинии Давидовой падшей”, о возмездии Едому, о возвращении и возрождении Израиля, имеет предпосылкой эпоху плена и (с некоторыми дополнительными доработками) может быть приписано второзаконнической редакции книги. Книга пророка Осии

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

По причине нечестия израильтян Господь отвергает их жертвы и религиозные праздники и песни, сопровождающиеся игрой на гуслях, говорит пророк от лица Божия, отмечая при этом, что Израиль издавна, ещё со времени 40-летнего странствования предавался идолопоклонству: носил скинию Молохову и звезду бога Ремфана (Сатурна) (5:21–27). 6 гл. Угрозы этой главы, которыми заканчивается вторая часть книги, направлены против беспечных и алчных, любящих роскошь самарийских богачей. Пророк с иронией изображает, как они нежатся в своих чертогах на ложах из слоновой кости, едят лучших овнов, пьют изысканное вино, поют под аккомпанемент гуслей, мажутся наилучшими мастями и говорят: «не своею ли силою мы приобрели себе могущество?» (6:13). Обличительная речь пророка заканчивается словами: «Вот Я ... воздвигну народ против вас, дом Израилев, и будут теснить вас» (6:14). Третья часть книги (глл.7–9) содержит описание пяти символических видений, с объясняющими их речами пророка, в которых продолжается раскрытие главной темы книги и подтверждается неизбежность осуществления всех угроз, уже предречённых северному царству, а также близость суда Божия. Описание пяти видений дано в 7:1–3; 7:4–6; 7:7–9; 8:1–3 и сл., 9:1–3 и сл. 1) Видение саранчи, опустошающей поля (7:1–3); 2) огня уничтожающего, т.е. засухи (7:4–6). Пророк, смущаемый видениями этих бедствий, обратился ко Господу с молитвой за свой народ, и Господь отменил эти бедствия; 3) видение Господа в образе мужа с отвесом в руке (7:7–9). Смысл видения: как строитель использует отвес при строительстве здания, так и Бог использует суд Свой над Израилем с целью его исправления. Цель этих видений – показать, что заслуживал Израиль своими грехами. В отделе 7:10–17, которым прерываются видения пророка, содержится повествование как Амасия, старший жрец Вефиля, донёс Иеровоаму II о том, что Амос возмущает народ и оскорбляет личность царя, возвещая ему смерть, а народу плен. Амасия изгнал пророка из Вефиля, но Амос при этом предсказал жрецу, что он сам убедится в истинности его пророчеств, когда будет избита его семья, обесчещена жена, а сам он умрёт в плену, в чужой земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Allen Leslie С. Книга Пророка Амоса Введение Эпоха Амоса Дату землетрясения, о котором идет речь (1:1), установить в наши дни практически невозможно, поэтому время пророческого служения Амоса в точности неизвестно. Период правления Озии, царя Иудейского (767–740 гг. до н. э.) и Иеровоама II, царя Израильского (782–753 гг. до н. э.) составляют временной интервал, в пределах которого дата начала служения Амоса соответствует примерно 760 г. до н. э. См. табл. на с. 217 Иеровоам, будучи сильным монархом, использовал всякую возможность для расширения своих владений. Политическая ситуация благоприятствовала ему в этом деле, поскольку в 805 г. до н. э. ассирийский царь Ададнерари, покорив Сирию, устранил давнего врага Израиля. Вслед за этим в самой Ассирии наступил период упадка, который дал возможность Иеровоаму восстановить территориальные владения Израиля в границах Соломонова царства. Это в свою очередь предоставило ему контроль над торговыми путями и обеспечило процветание торговли, что сказалось на верхах общества, утопавших в великой роскоши. Как часто бывает, обогащение состоятельных сопровождалось эксплуатацией обездоленных и неимущих (5:11; 6:6). Здесь уместно подчеркнуть, что обличения Амосом крайностей Израиля, Северного царства, особенно возмущали верхи общества, потому что сам пророк был родом из Иудеи, с юга (7:10–17). Итак, несмотря на то что беды этой земли были еще на памяти живущего ныне поколения (4:6–11), ближайшее будущее воспринималось в розовом свете. Поэтому все тревоги можно было считать делом далекого будущего (5:18; 6:3) и забыть о том, что сон Ассура еще не есть его смерть. Учение Амоса Бог Хотя Амос подчеркивает уникальное, особое положение Израиля (2:9–11; 3:2), тем не менее он нигде не говорит, что Господь есть «Бог Израилев»; также он не употребляет и термина «завет». По–видимому, он избегает всего, что могло бы поощрить в Израиле самодовольство или ложную уверенность в безопасности. Провидец использует по преимуществу следующие титулы Бога: «Господь Бог» (1:8; 8:1,3,9,11; 9:8) и «Господь Бог Саваоф», т. е. Бог великий, сильный и всемогущий (4:13; 5:14– 16,27; 6:8,14). Несомненно, Амос использует Божественное имя «Яхве» («Господь») шире, чем любое иное, но на всем протяжении своего пророчества он акцентирует внимание на тех атрибутах Бога, которые лежат в основании Его всемогущества и владычества. Он рассматривает Господа в качестве Творца (4:13; 5:8; 9:5,6), действующего Начала всей истории (3:6; 4:6–11; 9:7), Наставника и Судии всех народов (1:3 – 2:16). Он исповедует единого Бога и подчеркивает, что обращение к другим объектам поклонения (5:26; ср.: 1Кор. 8:5 и дал.) может увести людей от истинного Бога. Суд

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010