5 . Енакимы получили свое имя от знаменитого предка своего, Енака, сына Арбы ( Нав.15:13 ). Они жили на юге земли Ханаанской ( Чис.13:23 ). Моисей говорит о них, как о народе весьма могущественном: «Слушай, Израиль, ты теперь идешь за Иордан, чтобы пойти овладеть народами, которые больше и сильнее тебя, городами большими с укреплениями до небес, народом многочисленным и великорослым, сынами Енаковыми, о которых ты знаешь и слышал: кто устоит против сынов Енаковых?» ( Втор.9:1–2 ). Кроме этих исполинских народов, в Библии упоминаются еще Хорреи, Аввеи, Кенеи, Кенезеи, Кедмонеи и Филистимляне. 1 . Хорреи жили в горах Сеир, на юге земли Ханаанской, между Мертвым морем и Еланитским заливом ( Втор.2:8 ; Быт.14:6 ). Они были покорены потомками Исава ( Втор.2:12, 22 ). Кажется, что Хорреи и Идумеяне слились впоследствии в один народ ( Быт.36:20 ). 2 . Аввеи сначала жили на юге Палестины, в землях Филистимских, по морскому берегу до Газы ( Втор.2:23 ), а по изгнании оттуда Кафторимами, занимали разные места Палестины ( Нав.13:3; 18:23 ). 3 . Кенеи жили на юге Палестины между Амаликитянами ( 1Цар.15:6 ). Валаам видит их с высоты около Амалика ( Чис.24:20–21 ). 4 . Кенезеи жили, вероятно, на юге Палестины, так как Халев, сын Иефонниин, Кенезеянин, жил на юге колена Иудина ( Чис.32:12 ) и Кеназ Идумеянин – на юге Палестины ( Быт.36:15–16 ). Думают, что Кеназ, внук Исава, заимствовал свое имя от Кенезеев, среди которых жил. 5 . Кедмонеи ; место жительства их не определено. О Кедмонеях упоминается в завете Бога с Авраамом ( Быт.15:19 ). 6 . Филистимляне. Пророк Амос говорит, что они переселились в Палестину из острова Кафтора ( Ам.9:7 ); пророк Иеремия называет их остатком острова Кафтора ( Иер.47:4 ). Филистимляне были в Палестине уже во времена Авраама ( Быт.21:32–34 ), и управлялись царями ( Быт.26:1 ). Они жили в равнине на юго-западе земли Ханаанской, от Иоппии до границы Египта. Иисус Навин отдал землю их колену Иудину ( Нав.15:45 и след.); но покорения Иисуса Навина были слабо защищаемы Израильтянами, и Филистимляне были очень могущественны уже во времена судей. § 7. Народы, жившие в соседстве с Палестиною

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1: См.: 2П.9:29;12–15;13:22. См.: 1Цар. 10:5,10; 19:18–21 ; 4Цар. 2:3–7,15–18; 4:38–44; 6:1–7; 9:1–10 . Последние пророки проповедники рассматриваемого периода (Захария и Одед) были современниками Амоса и Осии, первых пророков писателей, проходивших служение в израильском (десятиколенном) царстве в 8 веке до Р.Х. при Иеровоаме II (793–753). В это же время, согласно 4Цар. 14:25 Ион.1:1 ), пророчествовал Иона, сын Амафии, предсказавший Иеровоаму восстановление древних границ царства. Служение пророков-писателей, именами которых надписаны ветхозаветные пророческие книги, продолжалось по 5 в. до Р.Х. Весь период ветхозаветного профетизма от Моисея до Малахии, последнего пророка, следовательно, продолжался около 1000 лет (14–5 вв.), период непрерывного служения пророков, считая от Самуила – 700 лет (11–5 вв.), а время деятельности пророков-писателей – более 400 лет (8–5 вв.). Ветхозаветные пророки играли очень важную роль в религиозной жизни богоизбранного народа. Они боролись за сохранение верности народа истинной религии Иеговы и в то же время являлись особо избранными орудиями для развития Божественного Откровения. В многосторонней деятельности каждый пророк сделал свой особенный вклад в структуру религиозного учения. Эти вклады, взаимно дополняющие друг друга, утверждали доминирующие идеи ветхозаветного богословия: этический монотеизм и мессианизм. Призвание, виды пророческих откровений и способы пророческой проповеди . 1. На своё высокое служение пророки вступали не иначе как по особому призванию от Бога, и многие из них оставили нам подробные описания своего призвания (напр., Ис.6 гл., Иер.1 гл., Иез.1–3 глл.). Как показывает перечень ветхозаветных пророков, Господь воздвигал и призывал провозвестников Своей воли исключительно из среды избранного народа, но независимо от их положения в обществе и образования; поэтому среди пророков были лица разных сословий: Елисей – земледелец, Амос – пастух, Исаия и Даниил – аристократы, Иеремия и Иезекииль – священники. Пророческое служение таким образом не было наследственным, как должность священников, происходивших из колена Левиина, или первосвященников, происходивших из рода Аарона. После призвания от Бога начиналась деятельность пророка как глашатая Божия и провозвестника Его воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Иван ДУШЕНОВ, специально для «Православного Санкт-Петербурга» ИСПОЛНЕНИЕ ПРОРОЧЕСКИХ СЛОВ Святые Божьи пророки видели ясно, что на безбожных людей и на целые народы Бог насылает войну, как насылал на них мор, голод, засуху, землетрясения, саранчу и другие бедствия, которые должны были образумить безбожников и вернуть их к Богу. «Поражал Я вас ржавчиной и блёклостью хлеба; множество садов ваших, и виноградников ваших, и смоковниц ваших, и маслин ваших пожирали гусеницы; а вы всё-таки не обратились ко Мне, изрёк Господь; посылал Я на вас моровую язву на дороге в Египет, убивал мечом юношей ваших - а вы всё-таки не обратились ко Мне, изрёк Господь» (Амос.4,9). Все эти бедствия уже постигли Европу, но она «не обратилась к Господу» и, хотя заслужила войну, всё ещё говорит о мире. «Нечестивым же нет мира, говорит Господь» (Ис.48,22). Так они, воюя против Бога своими грехами и беззакониями, оскверняют мир. Содом и Гоморра погибли не от войны, а от мира, - от мира без Бога. «Ибо Я отнял у этого народа мир Мой, говорит Господь» (Иер.16,5). За что же Благой Господь отнял мир у народа? За то, что «устами своими говорят другу своему мир, а в сердце своём готовят ему засаду» (Иер.9,7). За их двуличность и лицемерие «брошены будут трупы людей, как навоз на пол... и некому будет собрать их» (Иер.9,21). Лицемерие овладело вождями христианских народов, и, толкуя о мире, они заключают один против другого тайные договоры. Каждый такой договор означает войну. «Нечестивых предам мечу, говорит Господь» (Иер.25,31). Предавал раньше, предаст и теперь. По своим беззакониям народы христианские стали много хуже нехристианских, которые крепко держатся своих «богов»-идолов, тогда как среди христианских народов ведётся не только пропаганда против Господа, но прямо откровенная «облава» на Него. Точно так же было и у евреев перед их гибелью. Соседи их, идолопоклонники, были верны своим идолам, а евреи, отвергнув Бога, попирали Его закон. Бог их наказывал, но они всё-таки остались при своём безбожии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

В поведении ослицы, конечно же, заключался глубокий смысл: дело в вести, а не в вестнике. Конечно же, бессловесное животное было ничуть не выше и не лучше знаменитого пророка, но именно оно помогло ему узнать волю Божью. Точно так же и Валаам, и любой провидец и тайнозритель — не великий гуру, а всего лишь посредник, помогающий узнать эту волю другим людям. Итак, Валаам отправился к Валаку и произнес вместо проклятий благословения, потому что так велел ему Господь (Чис 22-24). Конечно, остальные библейские пророки были в подавляющем большинстве израильтянами. Но именно в их словах прозвучал важнейший призыв к общечеловеческому единству. Закон объяснял израильтянам, что они и только они – избранный Богом народ, но приходил пророк и давал к этому закону такой комментарий: Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян – из Кафтора, и Арамлян — из Кира? (Амос 9 :7). И более того, грядущее процветание Израиля становится уже неотделимым от обращения к Богу всех народов: приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою (Ис 66 :18-19). Именно пророки задолго до Нового Завета объявили во всеуслышание: подлинное почитание Единого Бога есть дело всего человечества, а не только одного народа. Роль же этого народа заключается, прежде всего, в том, чтобы вести человечество к Нему. Конечно, в те далекие времена это открывалось лишь отдельным людям. Например, когда сирийский полководец Нееман заболел проказой, одна из служанок его жены, израильтянка, рассказала ему о чудотворце и пророке Елисее, который наверняка сможет его исцелить. Нееман отправился в Израиль, и Елисей… велел ему семь раз омыться в Иордане. Полководец в гневе воскликнул: разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? (4 Цар 5 :12). Но слуги уговорили его попробовать… и это сработало! Только ему, как и Ионе и множеству других людей, нужно было сначала отказаться от национальной гордости и сознания собственной значительности, чтобы принять Бога, действующего порой совсем не так, как мы от Него ожидаем.

http://foma.ru/kto-takoj-prorok.html

4-5; 5. 21-24). А. не отвергает богослужение вообще, но выступает против использования его людьми в целях оправдания сложившихся несправедливой социальной ситуации и нравственного уклада (Ам 4. 4-5; 5. 21-27; ср.: 2. 8; 5. 4-6. 14-15). А. заставляет читателей произвести переоценку прежних религ. представлений, дававших основание для мысли о привилегиях Израиля: избрание народа Израиля (Ам 3. 2), исход из Египта (Ам 9. 7б), обретение земли обетованной (Ам 2. 9-10) рассматриваются им как моменты, подчеркивающие особую вину этого народа, несостоятельность его надежды на спасение (Ам 5. 18-20). И хотя основной темой пророчеств А. остается тема суда и воздаяния, в завершении книги сформулирована надежда на спасение, грядущие катастрофы имеют значение очистительного суда, целью к-рого является спасение Израиля и наступление мессианского мира. История толкования Книги пророка Амоса Основные темы пророчеств А. были подхвачены др. библейскими и внебиблейскими авторами. Уже прор. Исаия в ранний период своей проповеди обращается к словам А. и т. о. продолжает его проповедь (ср.: Ам 5. 21-24 и Ис 1. 10-17; Ам 2. 7 и 3. 10 и Ис 3. 14-15; Ам 4. 1-3 и Ис 3. 16-15, 24-41 и др.). Значительную тематическую близость с А. обнаруживает Книга пророка Осии (Ам 8. 5 и Ос 12. 7; правда, превращаемая в яд, ср.: Ам 6. 12 и Ос 10. 4; полемика против богослужения в Вефиле и Галгале ср.: Ам 4. 4; 5. 5 и Ос 4. 15; 5. 8; 6. 10; Господь, изливающий огонь на народы, Ам 1. 4, 7, 10, 14; 2. 2 и Ос 8. 14; буд. восстановление Израиля Ам 9. 14 и Ос 6. 11). Не исключено также влияние А. на прор. Иеремию , хотя число параллелей в текстах незначительно (ср.: Ам 4. 6-7 и Иер 15. 7-9; Ам 7. 7-8 и Иер 1. 11-16; Ам 1. 2 и Иер 25. 30). Заметно влияние богословия А. на прор. Иезекииля в универсалистском пророчестве о народах (ср.: Ам 9. 7а и Иез 29. 13-16), в проповеди о конце Израиля в День Господень (ср.: Ам 5. 18-20; 8. 2 и Иез 7). Мессианская надежда на восстановление Израиля (Ам 9. 11-14) повторяется в завершении Книги пророка Иоиля (4. 16-21). Тема Дня Господня развивается особенно в Книгах пророков Софонии (как день гнева - 1. 18) и Иоиля (подчеркивается космологический и эсхатологический аспект этого события - 28-31; 2. 2). В Книге Товита, где также присутствует тема помощи бедным, приводится цитата из Ам 8. 10: «И вспомнил я пророчество Амоса, как он сказал: праздники ваши обратятся в скорбь, и все увеселения ваши - в плач» (2. 6).

http://pravenc.ru/text/114574.html

6:20); он же: " Всесожжения ваша соберите со жертвами вашими, и изъядите мяса " (Иер. 7:21). Другой пророк так сказал: " Отстави от мене глас песней твоих, и песни органов твоих не послушаю " (Амос. 5:23). И еще в другом месте, когда иудеи говорили: " Еда приимет Господь во всесожжениях, дам ли первенцы моя о нечестии моем, плод утробы моея за грехи души моея " (Мих. 6:7), пророк укоряя их, сказал: " Возвестися тебе, человече, что добро, или чесого Господь ищет от тебе, разве еже творити суд и правду, и любити милость, и готову быти еже ходити с Господом Богом твоим " (Мих. 6:8). И Давид так говорил: " Не прииму от дому твоего телцов, ниже от стад твоих козлов " (Пс. 49:9). Почему же, имея возможность указать на столь многие свидетельства, в которых Бог видимо отвергает оные (иудейские) жертвы, новомесячия, субботы, праздники, (Апостол), оставив все те свидетельства, упомянул об этом одном? Не без причины и не случайно, но вот почему. Многие из неверных, и даже из самых иудеев, ратуя против нас, говорят, что древняя религия отменена не по несовершенству своему, и не потому, что введена лучшая наша (христианская) религия, но по развращению тех, которые приносили тогда жертвы. Так Исаия говорит: " Егда прострете руки ваша, отвращу очи Мои от вас: и аще умножите моление, не услышу вас " (Ис. 1:15). Потом, представляя причину, присовокупляет: " Руки бо ваша исполнены крове " . Здесь не жертвы обвиняются, но обличается нечестие приносящих; и Бог потому не принимал жертв, что (иудеи) приносили их нечистыми руками. И Давид, сказав: " Не прииму от дому твоего телцов, ниже от стад твоих козлов " , - прибавил: " грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими? Ты же возненавидел еси наказание, и отвергл еси словеса Моя вспять. Аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси. Уста твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения: седя на брата твоего клеветал еси, и на сына матере твоея полагал еси соблазн " (Пс.

http://moral.ru/iudei_Zlatoust-7.htm

Р’ьк’ьнйата Иса (Лyqa 3:23-38) 1 в p’qмa р’ьк’ьнйата ф Иса ф Мси ф , р’ьк’ьнйата Дawьд ф , р’ьк’ьнйата Бьраим ф : 2 Бьраимр’а Ucaq ф бу, Ucaqp’a Aqyб ф бу, Aqyбp’a Щьуда ф у бьрава бун, 3 Щьудар’а Перес у Зра бун, (наве дийа wah Т’амар бу), Переср’а срун бу, 4 Р’амр’а Аминадав бу, Аминадавр’а Ншон бу, Ншонр’а Слмон бу, 5 Слмонр’а Бowaз бу, (наве дийа wu Р’хаб ф бу), Бowaзp’a Овед бу, (наве дийа wu Р’ут’ бу), Оведр’а Йеша ф бу 6 у Йешар’а Дawьд п’адша бу. Дawьд п’адшар’а Сьлеман ф бу, (дийа wu бре к’лфта ф Урийа бу), 7 Сьлеманр’а P’oбowaм бу, P’oбowaмp’a бийа бу, 8 Асафр’а Йеошфат бу, Йеошфатр’а Йорам бу, Йорамр’а Узийа бу, 9 Узийар’а Йотам бу, Йотамр’а Ааз бу, Аазр’а ьзquйa бу, 10 ьзquйap’a Мьнаш бу, Мьнашр’а Амос бу, Амоср’а Йошийа бу 11 у Йошийар’а Йхонийа у бьрава бун. Wu чахи щьм’т сьргун ф чу Бабилоне ф . 12 Ле пй сьргунчуйина Бабилонеда, жь Йхонийар’а Шалтийел бу, Шалтийелр’а Зрубабл бу, 13 Зрубаблр’а Абийуд бу, Абийудр’а Eлйaquм бу, Eлйaquмp’a Азур бу, 14 Азурр’а Caдoq бу, Caдoqp’a Ахин бу, Ахинр’а Елйуд бу, 15 Елйудр’а Елазар бу, Елазарр’а Мтан бу, Мтанр’а Aqyб бу, 16 Aqyбp’a Усьв ф бу, мере Мрйме ф , йа к Иса ф жь we wльдu, к Мси ф те готьне. 17 Awa жь Бьраим ’та Дawьд чард ньсьл ф дрбаз бьбун, жь Дawьд ’та сьргунчуйина Бабилонеда чард ньсьл у жь сьргунчуйина Бабилонеда ’та Мси диса чард ньсьл бун. Буйина Иса (Лyqa 2:1-7) 18 Буйина Иса Мси бь ви тьри бу. Мрйма дийа Wu Усьвр’а нишанкьри бу, ле дргистийа xwдa Мрйм бь ’кме Р’’е ф Пироз ’мл к’ьфш бу. 19 Ле Усьве дргистийе we к мрьвки ф р’аст бу, hxwcm we р’ур’ш к, фькьри к дьзива we бр’д. 20 Чахе Усьв е ср ве йке дьфькьри, ва мьлйак’тки ф Хдан ф xwheдa wuba хйа бу у готе: «Усьве кр’е Дawьд! Нтьрс, к дргистийа xw Мрйме бьстини. wu к we жь we бьб, w жь Р’’е Пироз . 21 we кр’ки бин у те наве Wu Иса дайни, чьмки we щьм’та Xw жь гнед wah хьлаз ф к». 22 в р тьшт аа qwьмu, wku w готьна Хдан бь заре ф п’ехмбр ф бе сери к дьбеж: 23 «Ва quзa бьк’ьр ф we ’мл б, кр’ке жер’а бьб у наве Wu Иммануйел we дайньн» , к те ф’мкьрьне: «Xwдe т’ви м й» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Александр , 1760–71, перев. в Кодинский. Маркиан (игум.) 1771 перев. из Кодинского; до 1776. Амвросий (игум.) 1777 перев. из Туруханского; до 1780. Никодим , 1802–6. Мельхиседек , 1807–16. Ксенофонт , 1819–50. Евангел , 1851–56. Вениамин , 1857–59. Измаил , строитель, 1860 и 61. Афанасий , 1862–65. Филарет , 1866–69; † 25 мар. 1872, в Москве, на покое. 5 Рождественский, в Енисейске, 3-го класса. [IV, 86.] Сгорел 1871 г. Игуменьи Стефанида , 1664. Вера , 1671. Агриппина , 28 февр. 1681. Феодора , 1683–92. Анастасии , 1704. Марфа , 1756. Анфиса , 1764–80. Девора , 1840. Евгения , 1845–63. Афанасия , 1864–6. Рождественского, в Тобольске [V, 710.]: Иг-нья Анфиса , 1765–67. – Евфимия , 1767–80. 6 Кодинский (Котский), от Березова в 240 верстах, основан в половине XVI века; ныне 3-го класса. [IV, 649, 553.] Игумены Иоанн , строитель, 1661 и 62, 66, мар. Макарий , 1678–80. Иона , в дек. 1689. Филарет , 1710. Иона , с 1716 (?). Иоанн , 1720–28; † 1735. Симеон , 1737. Исаакий , 1747. Иакинф , 1753. Исаакий , 1763–67. Маркиан , 1767–71, перев. в Енисейский Спасский. Александр , архим., 1771 перев. из Енисейского Спасского; в 1777 – в Верхотурский Николаевский, а 1778 обратно. Упом. 1780. Сергий , с 1780. Ювеналий , с 1790. Мельхиседек , с 1804. Константин , с 1808. Иоанникий , 1813. Филадельф … Арсений , 1846–64. Амос , строит. 1865 и 66; игум. 69. 7 Рафаилов Троицкий, от Тюмени в 85 верстах, основан около 1650 г.; ныне 3-го класса. [V, 667.] Строит. Филарет , 1657–64. – Протасий , 1665. Игум. Филипп , 1731 и 32; после отрешён. Архим. Нектарий , 1758–78. Игум. Маргарит , 1778–80. – Андрей 1811 уволен на покой. 8 Николаевский, в Туринске, заштатный. [VI, 460.] Игумены Пахомий , 1682. Горасим , после 1703. Василий , 1735. Вениамин , строитель, 1764. Туринского Николаевского 3-го класса: Игуменья Афиногора , 1858–66. 9 Успенский или Алексеевский, в Тюмени, упразднённый. [VI, 463.] Игуменьи [Тюменского Ильинского иг-нья Прокла , в июле 1654]. Прокла , 1659. Евфросиния , в февр. 1714.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9     Введение Краткое сведение о св. пророке Амосе, время его пророческого служения, содержание книги. За восемь веков до рождения Христа Спасителя в Иудее, в городе Фекоа 1 , жил человек по имени Амос. До призвания своего к пророческому служению св. Амос был простым, обыкновенным пастухом. Сам он так говорил о себе идольскому жрецу города Вефиля: „я не пророк и не сын пророческий; но я пастух и возделывал сикоморы 2 . Но, Иегова взял меня от стада овец, и сказал мне Иегова: „поди, пророчествуй народу моему Израилю“. ( Ам.7:14 ). И так, св. Амос 3 был пастухом и возделывателем сикоморов, которые со стадами доставляли нужное пропитание, а избрание его самим Господом на дело пророчества само собою говорит, что св. Амос был вполне достоин сего высокого призвания, был чтитель Иеговы и святого закона Его, человек был святой и Богобоязненный. Тихо, в мирных занятиях, протекала жизнь св. пророка Амоса, как вдруг он услышал глас с неба от Господа: иди и прорцы на люди Моя Израиля ( Ам.7:15 ). Это было, говорит св. Амос, прежде двою лет труса. За неимением исторических сведений, неизвестно, в каком именно году было землетрясение; но можно думать, что это землетрясение было то самое, о котором говорит св. прор. Захария: «и побежите вы, говорит он о поражении Иудеев врагами, так, как бежали вы от землетрясения во дни Озии царя Иудина». ( Зах. 14:5 ). Св. пр. Амос говорит, что он пророчествовал в царствование Иудейского царя Озии и Израильского Иеровоама, сына Иоасова. т. е. Иеровоама 2-го. Но Иудейский царь Озия вступил на престол уже в 27 год царствования Иеровоама 2-го 4 ; потому с вероятностью можно полагать, что к пророческому служению св. Амос был призван в начале царствования Озии, и в конце царствования Иеровоама второго. Блаж. Феодорит опровергая мнение тех, которые думали, что землетрясение, упоминаемое свят. пр. Амосом, было по кончине Иудейского царя Озии, говорит: „самое время делает явным, что предречения бож. Амоса изречены в начале царствования Озии; потому что дарование пророчества Амос принял, по сказанному им еще при жизни и в царствование Иеровоама“, т.е., значит, в конце сего царствования. Сей же бл. учитель уверяет, что св. пр. „Амос жил в одно время с чудными оными Осиею и Иоилем“, а по свидетельству св. Василия Вел. „при царе Озии пророчествовали Исаия, Осия и Амос“.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9     Пророк Амос (Amos от amas – носитель бремени), как свидетельствует надписание его книги, был уроженцам Фекои, – небольшого города, находившегося, по свидетельству блаж. Иеронима на расстоянии шести миль к югу от Вифлеема в колене Иудином, вблизи Иудейской пустыни (ныне деревня Фекуи). Таким образом, по своему происхождению пророк принадлежал к Иудейскому царству. Об общественном положении пророка до призвания к пророческому служению в надписании книги сообщается, что Амос был одним из пастухов (nokedim) фекойских. Так как слово noked в 4Цар 3.4 прилагается к моавитскому царю Мете и означает богатого скотовода, то некоторые исследователи считают и пророка Амоса богатым обладателем стад и плантаций сикоморов (Кихми, Ян, Гитциг, Баур, Готье). Но в Ам 7.14 сам пророк свидетельствует о себе, что он был пастух (boker), взят Господом прямо от стада и собирал (boles надрезывал) сикоморы, очевидно, – для питания. Отсюда следует заключить, что Амос был бедным человеком и, может быть, наемником. В выступлении его на проповедь , поэтому, было нечто сходное с призванием апостолов: как и на апостолах, на нем проявилась всемогущая сила Божественного Духа, избирающая «буия мира, и худородная и уничиженная». Местом проповеднической деятельности Амоса было Израильское царство и именно Вефиль, центр незаконного служения тельцам, введенного Иеровоамом 1-м ( Ам 7.10–15 ). Своими смелыми обличениями нечестия израильских вельмож пророк возбудил против себя преследование со стороны Вефильского жреца Амасии, который пытался даже обвинить Амоса пред царем в возмущении народа и в оскорблении личности царя. Амос, доносил он царю, «производит возмущение против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его. Ибо так говорит Амос: от меча умрет Иероним, а Израиль непременно будет отведен в плен» ( Ам 7.10–11 ). После этого Амасия изгнал Амоса из Вефиля. «И сказал Амасия Амосу: провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб и там пророчествуй. А в Вефиле больше не пророчествуй; ибо он святыня царя и дом царский» ( Ам 7.12–13 ). Благочестивое предание, дополняя свидетельство книги Амоса, сообщает, что изгнанный из Вефиля пророк на пути в Иудею получил от сына Амасии тяжкий удар в голову, от которого и скончался в Фекое (Епифаний, о жизни пророков).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010