Подобно этому говорят другие пророки: «А я исполнен силы Духа Господня» ( Мих.3:8 ); «я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы» ( Амос.7:14 ), а потом: «и избрал Давида, раба Своего, и взял его от стада овец» ( Пс.77:70 ). Подобно этому говорится и здесь: «Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего». Языком он называет пророчества, и призывает к суду тех, которые слушали их с скорбным духом, чтобы они не думали, что это слова человеческой мудрости, но поистине слова Господни. «Каждое утро Он пробуждает, – говорит, – ухо Мое, чтобы Я слушал». Таким образом он показывает свое желание и многочисленные дары Божии. «Господь Бог открыл Мне ухо, – говорит, – и Я не воспротивился, не отступил назад» ( Ис.50:5 ), – показывая, что от Него происходит научение и премудрость. Справедливо говорится: «каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся», так как эти слова не могут быть слышимы человеческими ушами, если уши не будут прежде приноровлены для таковых слов. Не занятием, но благодатью приобретается небесная мудрость, по мере веры каждого. «И Я не воспротивился, не отступил назад». Видишь ли, он показывает здесь свободу и свободное изволение. «Не воспротивился», – показывая, что он может и противиться, подобно тому, как противился Иеремия, который говорит: «было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих» ( Иер.20:9 ), показывая, что он говорит не от себя, но что это было пророчество. 6–11. «Я предал хребет Мой биющим» ( Ис.50:6 ). Акила говорит: «наносящим раны» а другие: «биющим». «И ланиты Мои поражающим». Другие говорят: «грабителям». Смотри, каково было Его послушание: «не воспротивился», говорит, хотя противоречие было возможно, и Он сам мог подтвердить, что такое слово сурово и невыносимо. Если кто не может терпеливо переносить оскорблений, то каким образом Я могу перенести такие наказания? Но этим пророк желает показать всем, что говорит не по своей воле и не по человеческому уму.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

У послепленного пророка Захарии день Господень вновь приобретает положительное для Израиля значение, прямо противоположное тому, которое обнаруживается у Амоса, Софонии и Иоиля. Захария использует слова день Господень для описания бедствий, грядущих на Иерусалим: Вот наступает день Господень… День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет (Зах. 14, 1, 7). Война народов против Иерусалима (ср.: Зах. 14, 2) завершится тем, что Господь выступит на стороне Своего народа, для защиты Иерусалима и поразит все враждующие против него народы (ср.: Зах. 14, 3). Для пророка этот день, хотя и ознаменован грозными бедствиями, но результат его отраден, это день окончательной, эсхатологической победы Бога над языческими народами: И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един и имя Его едино (Зах. 14, 9) [ 8 ] . Дальнейшее развитие эсхатологии темы дня Господня мы встречаем в апокалиптических апокрифах межзаветного периода, а затем — в новозаветных книгах, прежде всего в беседе Иисуса на Елеонской горе о последних днях (Мф. 24; Мк. 13; ср.: Лк. 21). Елеонская гора в качестве места этой беседы выбрана вовсе не случайно. Для сравнения: И станут ноги Его (Господа. — Ред .) в тот день ( день Господень . — Ред .) на горе Елеонской, которая перед лицом Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее — к югу (Зах. 14, 4). Но возможна и другая интерпретация выражения день Господень . Эти слова могут иметь литургическое значение. В таком случае упоминаемый фрагмент — горе желающим дня Господня! Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния (Ам. 5, 18–20) — напрямую связан со следующими за ним стихами. Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать. Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток!

http://e-vestnik.ru/science/prorok_amos_...

Амос также упоминает о землетрясении, о котором вспоминает и Захария, которое произошло во второй половине VI века до н.э. ( Зах. 14:5 ). Раскопки при Асоре (Гацоре) и в Самарии предоставили свидетельства землетрясения, датируемого 760 годом до н.э. Возможно, это одно из тех землетрясений, о которых упоминает Амос. 986 В соответствии с этими данными, служение Амоса датируется периодом между 780 и 760 годами до н.э. Осия, Исайя и Михей были поздними современниками Амоса, а Осия, вероятно, проповедовал в Северном царстве одновременно с Амосом. Несмотря на видимое благополучие, на горизонте постепенно сгущались черные тучи, ибо уже через два года в Ассирии должно было начаться возрождение, которое грозило Израилю падением (8:2). Амос, кстати, сравнивал падение страны с разрушительным землетрясением (8:9; 9:1:5). В 745 году Феглаффелласар должен был взойти на трон Ассирии и вскоре вернуть стране контроль над Ближним Востоком. Самария и Израиль пали, побежденные Ассирией, в 722 году, всего лишь через 30 с небольшим лет после окончания служения Амоса. Текст и автор Большинство ученых верят, что Амос был первым «записанным» пророком (хотя и не первым из пророков). 987 Это означает, что он был первым пророком, чьи проповеди были записаны и сохранены для потомков. Так кардинальным образом изменилось отношение к пророкам и их словам. Отныне будущие поколения получили возможность читать проповеди пророков в первоначальном виде, а сами проповеди стали считать вневременными. Амос также знаменует переход от пророков, которые передавали Божье слово отдельным личностям (чаще всего царям), к пророкам, которые обращались ко всему народу. Книга Амоса начинается с вводной фразы: «Слова Амоса...», чем напоминает книгу Иеремии ( Иер.1:1 ) и отличается от большинства пророческих книг, которые уточняют, что передают «слова Яхве», полученные пророком ( Ос.1:1 ; Иоиль 1:1 ; Мих.1:1 ; Соф.1:1 ; Мал.1:1 ). Впрочем, позднее и Амос дает понять, что его слова – это слова Яхве (1:2,3,6,9,11, 3:1; 4:1, 5:1, 7:16, 9:1 и т.д.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Проповедь одного и другого пророка соответствует, таким образом, тому немногому, что нам известно об этом периоде, и тем хронологическим сообщениям, что представлены в надписаниях книг Амоса и Осии. Отличие наблюдается и в критике института священства. У Амоса эксплицитно критика священников выражена лишь в отрывке, где говорится об Амасии, вефильском священнике (Ам 7:10-17). Священство, видимо, находилось под покровительством политической власти и обладало экономическими привилегиями. Выразительные заявления против него оборачиваются настойчивым отвержением и осмеянием паломничеств к святилищам в Вефиле, Галгале (Ам 4:4-5; 5:5-6) и также в Вирсавии (Ам 5:5). Если некоторые слова (Ам 4:4-5) могут заставить думать о том, что острие критики направлено лишь на нечистоту культовых форм, которые сами по себе еще не исключают некоей легитимности культа, некогда свободного от такой нечистоты, то противопоставление выражений «искать святилища» (со всеми смыслами глагола «искать») и «искать Господа» (Ам 5:4-6) не оставляет сомнений в радикальности критики культового института. У Амоса святилища представляют собой беззаконную помесь власти и религии, что разлагает и ту и другую. Его обвинение против культового института, столь же радикальное, как обвинение Осии против религии, сконцентрировано на святилищах и выражено в «пятом видении» (Ам 9:1-4), в котором Амос получает повеление поразить храмовые капители – для того, чтобы все здание потряслось и рухнуло. Декларация Амасии, что Вефиль есть «святыня царя» (Ам 7:13), открывает суть критики святилищ Амосом. На этот единственный намек можно было бы не обратить внимания, если б не было текстов Осии, которые многократно указывают на постоянное присутствие в жизни народа «храма» и его служителей. Отсутствие во времена Осии сильного царя, возможно, оказалось благоприятным для различных групп священников и других функционеров, позволило им усилить свою власть. Такая ситуация не проглядывается в книге Амоса. Пророчество Осии направлено против яхвистских священников, зараженных той или иной формой ваализма, возможно, культом плодородия (Ос 4), и против вдохновителей такой молитвы, которая исполнена более претенциозностью, чем доверием (Ос 6:1-3). Яхве в их представлениях очень похож на природные божества, ритмично чередующие периоды наказаний и прощений в соответствии с естественной регулярностью времен года. Эти божества тоже присутствуют в книге Осии, по крайней мере имплицитно (Ос 7:3-7).

http://bogoslov.ru/article/1876565

Амброджио Спреафико в статье “Амос: бедняк как праведник в контексте бесправия” 5 настаивает, что “праведник” в книге пророка Амоса — это бедняк как таковой, а не только невинно осуждённый злым беззаконником: “В Ам 2:6 праведник квалифицируется социально — это бедняк, чьи права попраны” 6 . Итальянский библеист аргументирует это тем, что в параллельном к Ам 2:6b тексте, в Ам 8:6а (чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви) вместо ожидаемого цаддиким стоит даллим (в параллели с эвион). Это, полагает автор статьи, свидетельствует в пользу того, что цадик и даль для Амоса — синонимы. Спреафико обращает также внимание на Ам 5:12b (вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных), где цадик — в параллели с эвионим. Таким образом, считает автор этой статьи, любой даль и любой эвион для Амоса — цадик. Такого же мнения придерживается испанский библеист Хосе-Луис Сикре, считающий, что слово цадик у Амоса не следует ограничивать лишь юридическим, процессуальным смыслом, но что его следует интерпретировать шире — в общем социо-экономическом смысле — как и слова эвион, даль, анав. Амос, согласно Сикре, “обвиняет кредиторов, которые, чтобы вернуть себе деньги, которые они дали взаймы, продают в рабство человека, единственная вина которого состоит в том, что он не способен вернуть долг” 7 . Пророк, согласно этому автору, “не находит никакой правомочности для порабощения человека — ни военнопленного (см. Ам 1:6,9), ни должника” 8 . Обвинение Амоса, таким образом, является критикой всей социально-экономической системы, всего общественного устройства Израиля, а не только судопроизводства. Бедняк в обществе, управляемом плутократией, — праведник. Тему эту будут развивать и иудейские пророки — уже в применении к иудейскому обществу: Ис 58:1–12; Соф 1:8–13; 3:1–5 и др. В контексте судопроизводства слово цадик означает невиновного. Невиновный должен быть оправдан вне зависимости от того, беден он или богат: Если будет тяжба между людьми, то пусть приведут их в суд и рассудят их, правого (цадик) пусть оправдают, а виновного осудят (Втор 25:1). Но богачи не внемлют принципам Божьей справедливости, тому высшему суду, что, по слову поэта, “не доступен звону злата”. У них, у богачей, обычно имеются свои подкупленные ими суды, своё карманное правосудие. Несчастные бедняки обычно, по образному выражению Псалтири, падают в сильные когти их (Пс 9:31) 9 . Амос ещё не раз вернётся в своей книге к теме обличения неправедных судей и спонсирующих их богачей (Ам 5:7; 6:12).

http://pravmir.ru/kniga-proroka-amosa-2-...

Ам.7:4 .  Такое виде­ние открыл мне Го­с­по­дь Бог: вот, Го­с­по­дь Бог про­извел для суда огонь, – и он по­жрал великую пучину, по­жрал и часть земли. Ам.7:5 .  И сказал я: Го­с­по­ди Боже! останови; как усто­ит Иаков? он очень мал. Ам.7:6 .  И по­жалел Го­с­по­дь о том; «и этого не будет», сказал Го­с­по­дь Бог. Описание второго видения пророка – видения огня. Общий смысл описания и отдельные выражения не вполне ясны. «Вот, Господь Бог произвел (kore) для суда (lariv) огонь» (baesch): евр. текст приведенного выражения передают различно, именно – «призвал для суда огонь» (LXX и слав. «се призва прю во огни»), «провозгласил, что Он идет наказать огнем» (Эвальд), «вызвал на тяжбу огонь» (Харпер) и др. «И он пожрал великую пучину (eth-thechom rabbah), пожрал и часть земли» (emhehachelek): thechom rabbu – бездна, океан, тот хаос, из которого был образован мир ( Быт 1.2 ); или те подземные воды, которые, по представлению древних евреев питали источники и реки. В последнем случае, под огнем, пожравшим пучину, естественно разуметь солнечный жар, страшную засуху, под действием которого иссохли подземные воды. Слово cheiek (часть, удел) комментаторы обыкновенно понимают о части земли, как пояснено в нашем переводе, и именно о части земли израильской. То, что огонь пожрал и часть земли израильской, и побудило пророка ходатайствовать пред Господом о прекращении бедствия. К сказанному должно добавить, что и второе видение некоторые комментаторы (блаж. Феодорит, Ефрем Сир, Кейль) понимают в смысле иносказательном как предвозвещение в образе нашествия врагов или вообще гнева Божия; огонь – гнев Божий, великая пучина – языческий мир, часть земли – народ Израильский. Ам.7:7 .  Такое виде­ние открыл Он мне: вот, Го­с­по­дь стоял на отвесной стене, и в руке у Него свинцовый отвес. Ам.7:8 .  И сказал мне Го­с­по­дь: что ты видишь, Амос? Я ответил: отвес. И Го­с­по­дь сказал: вот, по­ложу отвес среди народа Моего, Израиля; не буду более про­щать ему. Описание видения пророка в ст. 7–9 понимается различно вследствие того, что значение слова anach, переданного в нашем тексте словами «свинцовый отвес», спорно, так как anach есть παξ λεγμ.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Yadin, Y. Aharoni и др.). Землетрясение датируется приблизительно 760 г. до Р. Х. А. был уроженцем Иудеи, но Господь отправил А. с пророческими словами в Сев. царство, в Израиль. Местом его видений и пророчеств стал Вефиль (евр.- Бет-Эль) - главное святилище Израиля. Оттуда пытается изгнать А. местный свящ. Амасия, к-рый посылает донос царю Израиля Иеровоаму (7. 10-17). В это время Израиль переживает период необыкновенного расцвета и благополучия. Сильные соседи, Египет и Ассирия, находятся в критическом состоянии и не могут угрожать ни Иудее, ни Израилю. Это позволило израильскому царю вернуть все свои бывш. владения и восстановить царство таким, каким оно было еще при Соломоне . Интенсивная торговля с соседними странами приносит в страну богатства, к-рые достаются только тем, кто и так уже богат, кто нажился на торговле (далеко не всегда честной) и теперь почивает на ложе из слоновой кости - отнюдь не метафорический образ, говорящий о достатке и роскоши. Самодовольство и роскошь стали знаком этого времени. Недаром Амасия, изгоняя А. из Вефиля, говорит, чтобы тот искал себе хлеб в др. месте: ему кажется, что А. просто отнимает его, Амасии, священнический хлеб. Книга пророка Амоса Структура Книга пророка Амоса после надписания (1. 1: «слова Амоса...») состоит из 4 частей. 1. Ам 1. 2 - 2. 16 - изречение осуждения против народов; 2. Ам 3. 1 - 6. 14 - изречение осуждения против (Сев. царства) Израиля; 3. Ам 7. 1 - 9. 10 - пять видений; 4. Ам 9. 7-15 - обетование спасения всего Израиля и восстановления падшей скинии Давидовой. 1-я часть представляет собой (поэтически оформленное в 8 строфах) речение о суде Господнем над 6 соседними народами за совершенные преступления: арамеями (1. 3-5), филистимлянами (1. 6-8), финикийцами (1. 9-10), идумеями (1. 11-12), аммонитянами (1. 13-15), моавитянами (2. 1-3) - и над Иудой (2. 4-5) и Израилем (2. 6-16). Во 2-й части Господь словами пророка предрекает наказания различным группам в Израиле: всему богоизбранному народу (3. 1-8), жителям столицы Израиля Самарии (3.

http://pravenc.ru/text/114574.html

3. – Число и деление книг Ветхого Завета 1 . Всех ветхозаветных книг, помещенных в греческом переводе LXX и в латинской Вульгате, считают 43. 7 Из них 22 книги существуют на еврейском языке. 8 Другие же были писаны по-гречески или, быть может, не дошли до нас на оригинальном языке. Книги первого класса лишь одни приняты древними иудеями, а за ними и древне-христианскою Церковью , в канон книг священных и богодухновенных; их называют, поэтому, каноническими. Книги второго класса носят название неканонических: написанные после того, как прекратилось во Израиле преемство пророков и, потому, не вошедшие в состав священных книг еврейских, они не стоят наравне с ними по достоинству и не имеют характера богодухновенности; тем не менее, как особенно полезные, добрые и назидательные, они удержаны Церковью в составе ветхозаветных книг. Неканонические книги читаются лишь в греческом переводе LXX и в Вульгате. 2 . Еврейская Библия , содержащая одни канонические книги, подразделяется на 3 части: 1) закон, тора 2) пророки, небиим, и 3) агиографы, кетубим. Это деление находится во введении к книге Иисуса, сына Сирахова и в евангелии св. Луки. 9 – I. Закон, или, как мы называем его, Пятокнижие, заключает пять книг Моисея: 1) Бытие; 2) Исход; 3) Левит; 4) Числа; 5) Второзаконие. – II. Пророки в еврейской Библии, обнимают не только книги, за которыми у нас сохранилось это название, но также книги: 6) Иисуса Навина; 7) Судей (с Руфью); 8) две книги Самуила (наши две первые книги Царей или Царств), и 9) две книги Царей (у LXX и в Вульгате: III-я и IV-aя книги Царств). Пророки в собственном смысле названы младшими пророками, в отличие от предшествующих, названных старшими или первыми. Младшие пророки подразделяются на великих и малых. Великих пророков в еврейской Библии считается три: 10) Исаия; 11) Иеремия (с книгою Плач) и 12) Иезекииль. Малые пророки, числом двенадцать, суть следующие: 13) Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Евреи принимают двенадцать малых пророков за одну книгу. – III. Агиографы заключают: 14) Псалмы; 15) Притчи; 16) Иова; 17) Песнь Песней; 18) Екклезиаст; 19) Есфирь; 20) Даниила; 21) Ездры и Неемии; 22) Летописи или Паралипоменон. 10

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Обличая преступления народа, пророк указывает ему и идеал нравственной жизни. Пророк приглашает взыскать Господа ( Ам 5.4 ). В Ам 5.24 пророк говорит: «пусть как вода течет суд (mischfath) и правда (zedakoh), как сильный поток!. Пророк имеет в виду здесь, без сомнения, прежде всего сферу общественного и частного права, правду в смысле юридическом. Но понятия суд и правда выражают у пророка и нечто большее: пророк требует сострадания, милости, жалости (1–2), вообще не только добрых дел, но и настроения к добру, когда приглашает искать добра, а не зла, возненавидеть зло и возлюбить добро ( Ам 5.14–15 ). Касаясь собственно религиозной жизни народа, пророк обличает тех, которые «клянутся грехом самарийским и говорят жив бог твой, Дан! и жив путь в Вирсавию» ( Ам 8.14 ), а вместе с тем увещевает «не искать Вефиля, не ходить в Галгал и не странствовать в Вирсавию» ( Ам 5.5 ). Но народ в целом не способен уже принять увещания пророка и предотвратить наказание. Поэтому Амос возвещает суд Божий над народом. По слову пророка, наказание неотвратимо и народ нигде не может укрыться от него ( Ам 9.2–4 ). Пророк составляет уже плачевную песнь о доме Израилеве: «упала, не встает более дева, Израилева! Повержена на земле, своей, и некому поднять ее» ( Ам 5.1–2 ). Наказание постигнет не только царствующий дом, что возвещено было Илиею и Елисеем, но все царство. Гибель предстоит всем святилищам народным, всем домам большим и малым и всему народу ( Ам. 3:14–15, 6:7–11, 9:1–4 ). Пророк возвещает, при этом, гибель дома Иеровоама от меча ( Ам 7.9 ), наступление разных физических бедствий ( Ам 6:10, 7:1–7, 8:8 ), пленение народа ( Ам 6:7 ) и переселение его за Дамаск ( Ам 5:27 ). В числе предстоящих народу бедствий пророк указывает с особенной силой лишение слова Божия и жажду слышания этого слова ( Ам 8:11–13 ). Сообщение слова Божия народу Израильскому было доказательством теократического избрания его, преимуществом народа пред другими и залогом его будущего величия. Таким образом, лишение слова Божия, которым угрожает пророк, равносильно отнятию преимуществ избранного народа и лишение его теократической будущности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В книге Амоса излагаются 1) краткие пророчества об участи Сирии Дамасской, Филистимлян, Тирян, Идумеев, Моавитян, Аммонитян и Иерусалима, бывших ближайшими соседями царства Израильского ( Ам 1:2–2:5 ) 2) пророчества об участи царства Израильского, изложенные в простых речах (comminationes nudae; Ам 2:6–6:14 ) и символических видениях (comrainationes figuratae imaginibus; Ам 7:1–9:15 ). 3. Символические видения Символических видений в книге Амоса находятся три. Первое видение  изложено в седьмой главе. По попущению Божию саранча явилась на полях Израильских; но вследствие молитвы пророка это наказание отменено ( Ам 7:1–3 1081 ). Затем Господь послал засуху на землю Израильскую; но и это наказание по молитве пророка остановлено ( Ам 7:4–6 1082 ). Потом пророк видит Господа, стоящего на отвесной стене, т. е. строенной по отвесу или по правилку; в руке Его адамант или отвес, конечно для того, чтоб исправить постройку по отвесу. При этом Господь объявил пророку: вот, положу отвес среди народа Моего, Израиля; не буду более прощать ему, т. е. произведу над Израилем точное исследование и предам неотлагаемому наказанию, так что потребятся требища идолов (ср. 4Цар 23:6–14 1083 ). И восстану с мечом против дома Иеровоамова ( Ам 7:7–9 1084 ), т. е. династия Иеровоама II будет свергнута с престола. Действително, сын его Захария был убит Селлумом, взошедшим потом на престол ( 4Цар 15:8–10 1085 ). При этом пророк изъяснил: 1) что по поводу этого видения Вефильский жрец Амасия донес Иеровоаму II: Aмoc производит возмущение против тебя, т. е. подготовляет возмущение среди дома Израилева, так как предсказывает убиение царя и отведение народа в плен; 2) что через несколько времени, получив распоряжение царя, Амасия объявил Амосу изгнание из Вефиля; 3) что при этом изгнании Амос скромно объявил Амасии: не был пророк я, ни сын пророка, но пастух был и ягодичия собирая; и взял меня Господь от овец и сказал мне: иди и пророчествуй на людей Моих, Израиля; 4) что жрецу Амасии за его лживый донос или за клевету объявил безчестие дома, истребление его детей и смерть в плену, присовокупив, что Израиль пленен отведется от земли своея ( Ам 7:10–17 1086 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010