Тайны веры нашей неведомы и непонятны для некающихся. Их не видят и не могут видеть неверующие или маловерующие. Поэтому пусть никто «никогда не прельщает вас суетными и обманчивыми словами, говоря, что можно познать Божественные тайны веры нашей без научения и просвещения Святого Духа» (вып. 2й, стр. 343). Величайший христианский философ Исаак Сирианин на своем благодатном духовном опыте изобразил таинственное шествие и подъем души, ищущей Бога: «Что бывает с рыбой, вышедшею из воды, то бывает и с умом, который выступил из памятования о Боге и парит в памятовании о мире. Сколько человек удаляется от собеседования с людьми, столько же удостаивается дерзновенного умом своим беседования с Богом, и в какой мере отсекает от себя утешение мира сего, в такой удостаивается радости Божией о Дусе Святе… И как гибнут рыбы от недостатка воды, так умные движения, возникающие от Бога, исчезают в сердце» (Сл. 8) у того, кто укрепляется в суетное и мирское… «С сладостию богомыслия и славословия ничто не может сравниться» (еп. Феофан). Сердце, любящее Господа, здесь только и находит сладость и покой. Тут рай сердца, потому что только единого Господа имеет Богом своим. Помоги, Господи! «Сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни, подая нас в настоящем виде познание (Тебя и) Твоея истины, в будущем жизнь вечную даруя» (3 антифон Лит. Злат.). Согрей, Господи, наши сердца и обрати к Себе, дабы в стремлении к Богопознанию мы всегда черпали неизреченную радость и покой. Оптинский старец Макарий в письмах Глубоко запали в сердце слова замученного большевиками архиепископа Илариона (Троицкого): «Сокровищница письменности святоотеческой – богатство неисчерпаемое, и кто выносит оттуда на свет Божий хоть какую-нибудь часть, того можно только приветствовать». И думается, не пора ли вспомнить в кратких словах смиренного старца Макария, о котором в свое время митрополит Филарет Московский сказал: «Макарий свят». В его письмах встречаются, как драгоценный вклад, мысли, от которых душа радуется и бывает в восторге. Мы не приводим их в систему, а по мере прочитывания собрали, как пчелка, благоухающую пыльцу с душистых цветов. Это – не научное исследование. Это – не пышное и махровым цветом распустившееся творение, а простое изложение мыслей мудрого старца. Его тема в письмах преимущественно о смирении, «из которого вырастают все добродетели». Скорбит в письмах Старец и о ложном увлечении западным просвещением, предсказывая грустные последствия этого увлечения.

http://azbyka.ru/prosteckoe-bogoslovie

Из статьи Обличение от святого писания на несогласные письма Аввакума и на заступников тех писем: старца Ануфрия, Иерофея белца и на единомысленников их. В ложных письмах протопопа Аввакума, за нихже стоит Ануфрий старец, Иерофей белец и прочие, написана хула на книги святых отец наших. Святителя великого Григория Амиритского, ветхому и новому закону сказателя, книга похулена и названа от еретик испоганена, и плюнуть велено в нее и во огнь кинуть. Благоверный же государь, царь и великий князь Михайло Феодорович, и святейший Иосиф патриарх Московский, предобрую книгу собраша от святого писания, на раскольников и еретиков обличительную, еяже обыкохом нарицати Кирилла Иерусалимского , в нейже и о книгах святых напечатано, которые святая и апостольская церковь повелевает чести православным християном. В тех же богоносных отец и учителей церковных книгах и сия свидетельствована в печати книга святого Григория Амиритского и велена чести 550 , а не испоганена, якоже в письмах ложно на нее клевещет и хулит. Еще ж и преосвященный Данил митрополит Русский во своей книге свидетельствует о ней, и святого Григория Амиритского архиепископа великим нарицает, и те речи во свою книгу внес, идеже в письмах ложных на кои речи велено плюнуть. И вси православные християне, ведущии писания, книгу Григория Амиритского святою и доброю и богословною нарицают, а не испоганенною; и плюнути никтоже цел ум имеющих речет, но аще кто беснующийся, или всеконечно погубил свой разум, той послушает и плюнет в нее, а не правоверный, якоже в письмах ложных речено. Такова слепота Ануфрия старца и единомысленников его! Таково помрачение и жестокосердие их! Еще же ли не разумеете погибели своей, хульницы злые, и не чуете лжи тех писем? Тогда, при благоверном государе книги описаша и добрые от ложных раделиша; святых книги чести повелеша, а ложные отвергоша; а кто имать держати ложные книги и веровати по них тех прокляша 551 . А вы еще упрямитеся и не отложите лживых писем, но и отлагающих те письма християн хулите, и под клятву сами идете! Християнохульников бо святые отцы проклинают 552 , а кольмиже паче тех, кто и святые книги хулит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Барабанов Е. В. О письмах из тюрьмы Дитриха Бонхёффера./Вопросы философии, 1989, 10 - 11. См.: Барабанов Е. В. О письмах из тюрьмы Дитриха Бонхёффера/Вопросы философии, 1989, 10 - 11; Добреньков В. И. Современный протестантский теологический модернизм в США. М., 1980; Лилиенфельд Ф. Образцы евангелического благочестия в 20 веке/Богословские труды, сборник 10, 1973; Мень А., протоиерей. Словарь по библиологии в 2-х томах. М., Изд. «Фонд имени Александра Меня», 2002. См.: Гараджа В. И. Протестантизм. М., 1971; Гараджа В. И. Кризис современного протестантизма и поиски «новой теологии». М., 1973; Мень А., протоиерей. Словарь по библиологии в 2-х томах». М., Изд. «Фонд имени Александра Меня», 2002. Харви Кокс родился в 1929 г. в городке Мальверн (штат Пенсильвания, США), учился в Пенсильванском университете, получил профессиональные квалификации бакалавра и магистра теологии в Йельской теологической семинарии и ученую степень доктора философии по специальности «история и философия религии» в Гарвардском университете. В 1956 г. он стал баптистским пастором. Преподавал в нескольких теологических учебных заведениях США, а также в Германии. В настоящее время - профессор Гарвардского университета. См.: Кокс Х. Мирской град: секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте. М., Изд. «Восточная литература», 1995; Лёзов С. Христианин в «обезбоженном» мире - послесловие к книге: Харви Кокс. Мирской град: секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте. М., Изд. «Восточная литература», 1995; Лёзов С. Попытка понимания. Избранные работы. М. - СПб., Изд. «Университетская книга», 1999. - С. 175-186. Барабанов Е. В. О письмах из тюрьмы Дитриха Бонхёффера//Вопросы философии, 1989, 10 - 11. Барабанов Е. В. О письмах из тюрьмы Дитриха Бонхёффера//Вопросы философии, 1989, 10 - 11. Занимательно будет сослаться на одно из определений церкви, которое дает Кокс в своей ранней книге «Мирской град»: « Церковь - это экспериментальная модель будущего », которую имеет смысл создавать. В этом определении сочетается теологический пафос Карла Барта и специфический лейтмотив американской культуры. Интересно будет привести характерное высказывание Кокса на экклезиологическую тему: « Сегодня церквам особенно необходима свобода от материальной заинтересованности, определяющей их консерватизм. Институт, который в силу своей идеологии и экономической базы не в состоянии ни понять, ни поддержать революционные изменения, не может сделать даже первого шага навстречу Богу, действующему в нынешней ситуации социальных перемен ». Здесь Кокс создает собственный идеальный образ Церкви, но может ли он быть полезным для реальных церквей в качестве ориентира?

http://bogoslov.ru/article/289116

Первое, что останавливает внимание, это его старческое учение о любви. «Любовь без смирения не может быть прочна и тверда, – пишет старец двум своим близким духовным сестрам, живущим в монастыре. – Я заметил в письмах ваших: обе вы лишались мира, каждая в свою очередь ни от чего другого, как от самолюбия; а уже смирению тут не только места не было, но и далеко отгонялось». «Не смущайтеся и о том, – пишет он в своих письмах дальше, – что подвижутся в вас страсти: надобно, чтобы была работа и труд; покой рано иметь, он еще не приобретен; все, что скоро и без труда приобретается, непрочно бывает» . В дальнейших письмах на вопрос одной из сестер, позволительно ли иметь утешение при размышлении о Боге, Его вездесущии и подобном, старец назидает: «Все то, что приводит нас к любви Божией и смирению, позволительно, но надобно знать нам свою меру и не увлекаться в высоту, а паче при страстном нашем устроении» . Далее старец напоминает повесть о преподобном Пимене Великом, когда тот молчал в ответ на вопрошание ученика о высоких мерах и начал говорить только тогда, когда был вопрошен о немощах и борениях. Впрочем, на всем пространстве писем к означенным сестрам, старец нередко говорит об утешительных событиях монастырской жизни, посылает приветы к великим церковным праздникам и желает сестрам спасения. «О, да воскресит Он и наши души, умерщвленные грехом, – восклицает старец в день воскрешения Лазаря, – и сподобит внити в Горний Иерусалим» . Впрочем, строгие строки (как бы во исполнение слов батюшки Амвросия) встречаются и в письмах к этим преданным ему духовным детям. «Мне больно было видеть гнилое ваше устроение и очень сожалел о вас; сколько ни старался уговаривать и умиротворять вас, но ничтоже успел, а вам слова мои казались неприятными» . Но и опять при возрастающих скорбях и болезнях батюшка Макарий с духовной, по существу материнской, любовью вздыхает. «Не унывайте, о чада, но будьте тверды и непреложны в подвиге вашего терпения, веруйте, что Господь, попустивший тако быти, на лучшее произведет» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

Читайте прп. Варсонуфия и Иоанна. Там определены все случайности и можно находить указание на все, в чем ни окажется нужда (2, с. 177). 18. Библиографический отзыв святителя о «Письмах о христианской жизни», «Пути ко спасению» и прочих своих книгах И вы, и подруга ваша уверяете, что вам много помогли мои книги «Письма о христианской жизни» и «Путь ко спасению». Сами по себе книги эти не имеют ученого достоинства и суть простое изложение жизни христианской, какою она должна быть по учению Господа, святых апостолов и святых пастырей и учителей Церкви. Может быть, простота сия и дала истине Божией войти в сердце, и она, вошедши в сердце, завладела им и произвела в нем переворот (3, с. 19). В «Письмах о христианской жизни» и «Пути ко спасению» христианство деятельное изображено довольно полно. На свет произошли они в сороковых годах, а напечатаны в шестидесятых. Для меня они теперь будто чужие: от давности все перезабыл. Но истина в них содержится чистая. Я был тогда, как писал, наставником в С.-Петербургской Духовной Академии по Нравственному богословию. В «Письмах» содержатся эти уроки. К сим письмам подошли потом – «Письма о том, что есть духовная жизнь и как в ней установиться»; «Письма о духовной жизни» по поводу писем Сперанского о том же предмете; «Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни христианской»; «Мысли на каждый день года по церковным чтениям» и подобные краткие мысли, порождавшиеся сами собою при размышлении о жизни христианской. И еще кое-что есть... И печатание, и распространение сих книг взяли на себя афонские старцы (Афонская часовня на Никольской ул. в Москве) (3, с. 19–20). Замечу еще, что «Письма о христианской жизни» были изданы сначала в четырех выпусках, в четырех книжках. Но недавно изданы они в другом виде: выпуски третий и четвертый составляют книгу «Начертание хр[истианского] нравоучения». Выпуски первый и второй составляют книгу собственно «Письма о христианской жизни» с прежним прибавлением. Прежнее прибавление ко второму выпуску – аскетические уроки, извлеченные из (списков) отечников обители св. Саввы, что близ Иерусалима, изданы особою книжкой с сим заглавием.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Ниже в том же письме, чтобы утешить скорбящую, старец пишет: «Мои книги к вашим услугам. Шлю по две поименованных вами. Они все три – игрушечки... Но одна игрушечка – револьвер». «Очень рад, – пишет ей Владыка в следующем письме, – что молитва ваша стоит. Это молитва в сердце. Она лучше и ценнее молитвословия читательного. Есть ли болячка в сердце? не отходящее от сердца чувство к Богу не помышление, а чувство, служащее источником памяти Божией и всех духовных чувств». Когда с этой духовной дочерью Владыки произошло печальное событие и ей пришлось переходить на жительство в другой монастырь, епископ Феофан писал ей: «Было бы лучше, если бы вы умудрились так устроить, чтобы все забыли или не помнили, что вы среди их живете. Тогда обитель была бы для вас пустынею». К такой высоте смирения звал свою духовную дочь Владыка, несомненно на опыте испытавший крепость подобного состояния среди людей. Письма святителя Феофана к мирским особам всегда – зов к жизни духовной. «Каждый день надо считать первым днем жизни в страхе Божием, – пишет Владыка матери большого семейства, – заднее все забывая, кроме грехов, о коих всегда надо каяться Снова начинать – такой закон духовной жизни». «Как только увидите неправость мысли, чувства или слова, – пишет он ей же в следующих письмах, – тотчас и кайтесь Прибавьте к этому осматривание, как идет падение, и из этого осматривания извлекайте себе урок, как себя одолевать при подобных встречах. Опыты воздержания дадут опытность в самообладании, и падения будут реже и реже. Бог поможет». «Смирения побольше надо, – продолжает Владыка дальше. – Речи или порывы слова огорчительные для других не от барства ли. Сознание барства и есть гордость». Владыка в письмах поучает эту мать семейства молитве, говорит ей о смирении. «Лучше всего, если совсем себя забудете, а будете только иметь в мысли, как бы Бога не прогневить чем, неугодным Ему в мыслях, словах и делах». Поучая эту душу в следующих письмах, епископ Феофан пишет: «Вам скорбно смотреть на нарушение заповедей Божиих. Но како Бог Пречистый, Вездесущий, Всевидящий сносит наши грехи... И вот терпит Господь, ожидая, что когда-нибудь опомнимся и зачнем направлять душу свою». Советуя терпеть семейные скорби, Владыка, глубоко сочувствуя, пишет: «Установитесь в мысли, что без Бога ничего не бывает и потому все бывает во благо нам. От нас зависит только надлежащим образом воспользоваться всем, что случается. Но если и одно только терпение явим – и то доброе себя есть держание пред Богом».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

Отсутствием своей «команды» у Николая II во многом объясняются многие из трагических неудач Его Царствования, равно как и трагедия февра-марта 1917 года]. Две мощнейшие Империи экономили на подготовке наследников?! Причем ситуация в обоих случаях настолько идентична, что поневоле тянет войти и здесь в столь преследуемую научным сообществом «конспирологию»! Германо-русский роман в письмах Неудивительно, повторим, что неизбалованный просто хорошим к себе отношением двадцатипятилетний германский принц, со всем еще юношеским пылом, полюбил своего могущественного русского кузена. И от всего сердца старался оказать ему и его стране – России посильную услугу. Эти чувства Вильгельм выражал и в письмах к любимому кузену. Сохранилось четыре письма Вильгельма к Александру Третьему, напечатанных во втором томе «Красного Архива» . Об этих письмах я впервые узнал из предисловия наркома просвещения Луначарского к советскому изданию 1923 года «Воспоминаний» Вильгельма II. В стремлении максимально развенчать героя своего предисловия, нарком сообщает о нем весьма любопытные и малоизвестные сведения. Причем как раз в тему, затронутую нами выше. Вот извольте ознакомиться. «Мы увидим сейчас Вильгельма шпиона Александра III» «Возьмем почти наудачу несколько отдельных эпизодов из пестрой биографии Вильгельма. Вот перед нами Вильгельм-кронпринц. Прочтите то, что пишет он в своих мемуарах об отношениях к Александру III. Видите ли, его дед и Бисмарк, а также Бисмарк и его отец Фридрих посылали Вильгельма с высокими поручениями к Александру III. Они предлагали через него, Вильгельма, Александру III Константинополь. Русский медведь рявкнул на это Вильгельму, что если ему Константинополь будет нужен, то он и без Бисмарка его возьмет. [Отметим, по тону изложения видно, что марксисту-ленинцу Луначарскому очень нравится почему-то рык русского медведя. С чего бы? Может, потому, что этим рыком была упущена последняя, по-видимому, реальная возможность для России занять мирно Проливы, при благожелательном содействии двух европейских империй?]

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/02/...

† 1915), пишет: «Матерински доброе и умное письмо твоё я получил и с совершенным удовлетворением прочёл. Прочёл и всегда читаю твои письма с духовным интересом, наперёд зная, что в них нет ни одного пустого слова» (3:239). – Почти то же можно сказать и о письмах самого Батюшки: отечески добрые, умные, всегда читаются с духовным интересом и пользой. – Благодаря другого адресата за его письмо, отец Иоанн опять-таки даёт ему такую характеристику, которую полностью можно применить к его же письмам: «Из глубины души благодарю Вас за Ваше письмо, дышащее Апостольскою любовию и мудростию. С душевным удовольствием я прочитал его: ибо оно проистекло из души христиански здравой, верующей, уповающей, любящей, опытной, твёрдой, обогатившейся внутренним богатством... Ваша доброта трогает, побеждает меня. Ваше смирение... пленяет меня. Ваше письмо – для меня училище добродетели» (2:30, 31). – Правильность такого приложения слов святого Кронштадтского Пастыря к его же собственным творениям показывает – и показывает убедительнейшим образом – его размышление, записанное им в Дневнике 1861 года (правда, не о письмах, а о беседах, но оно применимо ко всем его наставлениям). Как бы приказывая сам себе, Батюшка пишет: «Составляя беседы, не имей цели – издать их в свет, а имей ту цель, чтобы поучать ими твою паству. Имей всегда её пред очами. Не будь отвлечён от дейст­вительности. Пиши с натуры. Писать для издания означает гордость» (2:15). Письма святого праведного Иоанна многогранны по своему содержанию, касаются разных тем, как сугубо духовных, так и житейских – злободневных, представляющих существенный интерес в данное время. В них он и утешает, и сетует, и советует – мирянам, пастырям, избравшим монашество, и пастырски участвует в судьбах людей, в делах государственных своей Отчизны и братьев славян... В них нет отвлечённости, оторванности от жизни, или просто желания явить себя непогрешимым учителем, стяжать земную славу. Цель одна – помочь спастись... Да, Праведник живёт в Праведности! Но в отдельных случаях в письмах уделяется внимание и тому, что можно назвать «преходящим» (что и естественно).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Флоренский Александр Александрович (1888–1938) – средний брат П.А. Флоренского. Геолог, археолог, этнограф. Скончался в концлагере в пос. Сусуман Магаданской обл. Кониева (Флоренская) Елизавета Александровна (1886–1959) – сестра П.А. Флоренского, художник, педагог. В письмах – Лиля. 12 Флоренский Леонид Андреевич (род. 18.08.1933) – племянник П.А. Флоренского, сын Андрея Александровича Флоренского. 13 Флоренский неточно цитирует строки 6-й песни «Одиссеи»: «…где не подъемлет метелей зима, где безоблачный воздух » Легкой лазурью разлит и сладчайшим сияньем проникнут...» – в переводе Б.А. Жуковского. 14 Флоренская Юлия Александровна (1884–1947) – старшая сестра П.А. Флоренского, врач, психиатр-логопед. В письмах – Люся. 16 Каптерев Павел Николаевич (1889–1955) – сын профессора Московской Духовной Академии Николая Федоровича Каптерева (1847–1917), вместе с о. Павлом Флоренским – один из организаторов Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры (1918–1922). Арестован вместе с о. Павлом в 1933 году. Сослан на Дальний Восток, где они будут работать на Опытной Мерзлотной Станции в Сковородине. Соавтор, вместе с Н.И. Быковым, работы «Вечная мерзлота и работа на ней» (М., 1940). В письмах – П.Н. 18 Гиацинтова Надежда Петровна (1862–1940) – теща П.А. Флоренского, жила в его семье в Загорске 19 Сковородинская Опытная Мерзлотная Станция (ОМС) стала местом работы о. Павла в течение полугода (с 10 февраля по 10 августа 1934 г.). Здесь он целиком посвятит себя исследованию вечной мерзлоты, сделает ряд открытий в этой области. ОМС станет последним местом, где о. Павлу были предоставлены нормальные условия для научной работы по интересующей его проблеме, в дальнейшем, на Соловках он не раз будет вспоминать Сковородино и сожалеть о незавершенном труде, который обещал интереснейшие научные перспективы. 20 Архангельский Алексей Иванович – ученик о. Павла по Московской Духовной Академии, писал ему в годы ссылки. A.M. Флоренская пишет о нем мужу: «Ал. Ив. все время беспокоится о тебе и о нас – это единственный, а твои сослуживцы все о нас забыли...» (письмо от 1934.III.04).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Письма преподобного старца Амвросия могут быть краткими, а иногда, ввиду важности предмета, и очень пространными. Часто батюшка пишет, что ему недосуг писать из-за «молвы хибарочной», что сам бы хотел пожить в тишине и безмолвии. В этом отношении очень важен такой отрывок из его письма: «А я постоянно нахожусь на народном сборе и разборе дел человеческих, большею частью временных и суетных, предоставив вечное свое спасение единому милосердию Божию» . Так писал великий старец земли русской, ныне причисленный к лику преподобных! В некоторых своих письмах батюшка Амвросий высказывает глубочайшие истины, говоря, к примеру, что «монашество есть таинство» . Таким же духовным опытом полны его письма о молитве Иисусовой. «Прежде сердечной молитвы, – пишет батюшка к некоей страждущей инокине, – постарайтесь иметь молитву умную, держа внимание в персех и заключая ум в словах молитвы. Такая молитва проще и удобнее; и если в этой молитве будет успех, то, по свидетельству некоторых, она переходит и в сердечную» . Повторяем, подлинный разбор наследия писем преподобного старца Амвросия найдет свое место в ближайшем будущем , тогда и будут отобраны и изложены основные ценности его смиренной старческой переписки с миром страждущих и ищущих Бога сердец.   О письмах преподобного Антония Оптинского Наш посильный разбор посланнического наследия Оптинских старцев был бы неполным, если не коснуться хотя бы отчасти того богатства, которое обретается в письмах преподобного старца Антония, брата игумена Моисея Оптинского, оптинского воспитанника, бывшего позднее игуменом Малоярославецкого монастыря. Письма его неповторимы по богатству и образности языка, по сочетанию глубокого смирения и кротости маститого и вместе милостивого батюшки с его исключительно выразительной образной речью и тихой радостью, утвержденной в Господе Иисусе. Почти каждое письмо старца – завершенное маленькое произведение, оставляющее в душе по прочтении его глубокое удовлетворение и мир. Из образных писем старца отчетливо вырисовывается характер лица, с которым он ведет переписку, встают большие и малые затруднения и скорби, рисуется личность адресатов, а иногда, по особой откровенности старца, выявляются и подробности его бывшей жизни, любовь его к монашескому пути, трудности, которые при этом возникали.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010