13:23. Ваал-Гацор. Это место отождествляют с Jebel el- " Asur, в 5 милях к северо-востоку от Вефиля в центральной горной местности. 13:23. Стрижка овец. Производство шерсти играло важнейшую роль в экономике древнего Ближнего Востока. Например, значительная часть табличек с хозяйственными документами из шумерского города Ниппур посвящена производству шерсти и торговле этим товаром. Овец стригли в начале лета, обычно в тех местах, где имелось красильное производство и работали ткачи (множество ткацких гирек найдено в Фимне). Поскольку стрижка овец требовала большого количества рабочих рук, эта операция, как и уборка зерновых, выполнялась общими усилиями и сопровождалась праздником (см.: 1Цар. 25:7,8 ). 13:34. География. Маршрут бегства сыновей Давида из Ваал-Гацора невозможно восстановить с достаточной долей уверенности. Их путь, несомненно, был окольным, но текст не сообщает никаких подробностей. Возможно, Horonaim, включенный в NIV из Септуагинты, представляет Верхний и Нижний Беф-Орон, близ которого проходил главный путь на северо-запад. Эти пункты отождествляют с Beit Иг el-Foqa и Beit Ur et-Tahta, примерно в 10 милях к северо-западу от Иерусалима. Они не видны из Иерусалима, но можно предположить, что на западном направлении были выставлены дозорные, которым поручили оповестить о приближении царских сыновей. 13:37,38. Бегство Авессалома. После убийства Амнона Авессалом убежал к своему деду, царю Гессура (в южной части Голанских высот в Васане). Это независимое государство и его города, расположенные к востоку от моря Галилейского, упоминаются в амарнских письмах и египетских «Текстах проклятий». Брак Давида с дочерью Фалмая был одним из многочисленных «дипломатических браков», подтверждавших заключение политических соглашений ( 2Цар. 3:3 ). 14:1–20 Умная женщина из Фекои 14:2. Умная женщина. В сложившейся ситуации потребовался человек, наделенный даром красноречия (см. также об умной женщине из Авеля во 2Цар. 20:16–19 ). Однако, для того чтобы мнение женщины имело вес, она должна была обладать особым статусом. В древних ближневосточных материалах иногда упоминаются образованные или занимающие высокое положение женщины (жрицы, пророчицы, переписчицы), но такой категории, как «умные женщины», еще не существовало.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

13:28. Земля, где течет молоко и мед. Ханаан охарактеризован как земля, «где течет молоко и мед». Это означает, что здесь были все условия для оседлого образа жизни, причем не обязательно связанного с возделыванием земли. Молоко – продукт животноводства, а мед – дар природы (вероятно, финиковая патока, а не пчелиный мед). Подобное выражение можно встретить в угаритском эпосе «Ваал и Мот», где возобновление плодородия земля воплощено в образе вади, текущего медом. В египетских текстах, начиная с «Истории Синухета», Ханаан описывается как земля, изобилующая не только природными богатствами, но и плодами человеческого труда. (См.: Исх. 3:7–10 .) 13:30. Обитатели Ханаана. Племена, живущие на обетованной земле, названы в ст. 29 амаликитянами, хеттеями, иевусеями, аморреями и хананеями. Амаликитяне, которые вели свое происхождение от Авраама через Исава ( Быт. 36:15 ), были кочевым или полукочевым народом, занимавшим обширные районы в пустыне Негев и на Синайском полуострове на протяжении второй половины 2-го тыс. до н. э. Хорошо известные хетты жили в Анатолии, на территории современной Турции, но племена, осевшие в некоторых районах Сирии и Ханаана, носили то же название и, возможно, были родственны хеттам Малой Азии. Хеттеи Ханаана носили семитские имена, тогда как имена анатолийских хеттов имели индоевропейское происхождение. Иевусеи, скудная информация о которых содержится только в Ветхом Завете, населяли местность близ Иерусалима. Аморреи (известные в Месопотамии как Amurru или Martu) упоминаются в письменных документах с середины 3-го тыс. до н. э. Многие ученые считают аморреев выходцами из Сирии. Это понятие может использоваться как по отношению к географической местности («выходцы с запада»), так и по отношению к этнической группе. Некоторые аморреи были кочевниками, но уже в конце 3-го тыс. до н. э. в Сирии существовали аморрейские города-государства. Хананеи составляли основное население укрепленных городов обетованной земли, хотя, по-видимому, не принадлежали к ее коренному населению. В амарнских письмах (середина 2-го тыс. до н. э.) местные цари называют себя Kinanu – определение, встречающееся также в египетских надписях этого периода. Египетские источники содержат и другие сведения о населении Ханаана. В списке военнопленных, захваченных Аменхотепом II (XV в. до н. э.), упоминается ряд хананеев, в том числе Apiru (люди, лишенные земли и собственности), Shasu (кочевой народ, отождествляемый иногда с библейскими мадианитянами или амаликитянами) и Hurru (хурриты).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

19:32–39. Пределы и города Неффалима. На этой территории основной точкой отсчета является гора Фавор. Южная граница Неффалима следует по вади Fajjas на восток до Иордана. Из городов, расположенных вдоль этой линии, идентифицированы: Хелеф (Khirbet " Arbathath возле горы Фавор); Адами-Некев (Khirbet et-Tell); Иавнеил (Tell en-Náam); Лаккум (Khirbet el-Mansurah). Местоположение Хуккока вызывает споры, но большинство исследователей отождествляют его с Yaquq, к западу от Галилейского моря. Остальные города: Адама – возможно, Hajar ed-Damm, в 2 милях к северо-западу от места слияния Иордана и моря Галилейского; Иреон – Ярун, на ливанской границе; об Асоре см. коммент. к 11:1; Кедес – севернее пересохшего к настоящему времени озера Хуле. 19:40–48. Пределы и города удела Данова. Хотя Дану была выделена довольно большая территория на побережье Средиземного моря от ручья Сорек до реки Яркон близ Иоппии, маловероятно, чтобы Даново колено когда-либо занимало всю эту землю. Большую часть этого региона контролировали филистимляне, а позднее – ассирийцы. Во времена Соломона эта территория образовала юго-западный административный округ и была аннексирована Иудеей. Подтверждением может служить тот факт, что принадлежавший Дану город Беф-Шемеш (Tell er-Rumeileh) упоминается далее как город левитов в Иудее (21:16). Остальные города Данова удела идентифицируют следующим образом: Шаалаввин – возможно, Selbit (к востоку от Газера; см. Суд. 1:35 ); Аиалон – возможно, Yalo (в 5 милях к востоку от Газера; упоминается в амарнских текстах); Фимнафа – Tell el-Batashi (в 5 милях к северо-западу от Беф-Шемеша); Гиввефон – возможно, Tell el-Melat (упоминается в перечне завоеванных городов Тутмоса III); Бене-Верак – el-Kheiriyah (близ Иоппии; упоминается в анналах Сеннахирима); Ракон – либо река, либо Tell er-Reqqeit близ Иоппии. 19:47. Ласем. Вероятно, под давлением филистимлян Даново колено мигрировало (см.: Суд. 18 ). Сыны Дана двинулись на север, в Ласем (Лаис), который был переименован в «Дан» и стал важным культовым центром при царе Иеровоаме. Крупнейший в этом регионе город (площадью около 50 акров) находился к северу от озера Хуле, на дороге, ведущей в Дамаск. О его значении свидетельствуют упоминания в египетских «Текстах проклятий» и в письмах из Мари.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

24:24. Пятьдесят сиклей серебра. По сравнению с четырьмястами сиклями, уплаченными Авраамом за пещеру Махпелу ( Быт. 23 ), эта сумма не так уж велика. Правда, из 1Пар. 21:25 мы узнаем, что Давид заплатил за весь участок шестьсот сиклей золота. Третья Книга Царств 1:1–53 Соломон получает престол в обход Адонии 1:3,4. Статус Ависаги. Поскольку в тексте не сообщается о каких-либо переговорах с родственниками Ависаги, очевидно, она не была официально принята в царский гарем. Хотя Ависага не была ни женой, ни наложницей, роль последней спутницы царя оказалась достаточно двусмысленной, чтобы поместить ее в дальнейшем в самую гущу борьбы за власть (см. коммент. к 1:13–21). 1:3. Сунамитянка. Сунем (совр. Солем) расположен на территории Иссахара, в 7 милях к юго-востоку от Назарета. Упоминается в перечне завоеваний Тугмоса III (XV в. до н. э.) и в амарнских письмах (XIV в. до н. э.). 1:5,6. Право первородства в Израиле. На древнем Ближнем Востоке право первородства соблюдалось не всегда. Из многих текстов явствует, что дети разделяли наследство поровну. Что касается наследования власти, то в некоторых культурах братья имели преимущество перед сыновьями. Иногда право назначать наследника принадлежало царю, причем в некоторых случаях требовалось согласие подданных. У израильтян первенцы обычно имели определенное преимущество, однако и наследство, и власть далеко не всегда доставались первенцам. См. коммент. к Втор. 21:15–17 о наследственных правах первенцев в древней ближневосточной культуре. 1:5. Пятьдесят скороходов. Лица, занимавшие высокое положение в обществе, имели обыкновение демонстрировать свое могущество, разъезжая на колеснице в сопровождении скороходов (см. коммент. ко 2Цар. 15:1 ). Как явствует из анналов Саргона II и других ассирийских царей, в военной обстановке подобная свита превращалась в боевое подразделение. 1:7,8. Поддержка военачальников и священников. В угаритском эпосе о Керете принц Йацциб, старший сын Керета, утверждает, что больной царь не в состоянии исполнять свои обязанности, и потому должен уступить престол наследнику. Такое же стремление овладеть престолом дряхлеющего отца проявляли сыновья Давида. Они приступили к достижению этой цели, обеспечив себе поддержку со стороны наиболее влиятельных группировок внутри государства, а именно военачальников и священников. Противостояние любой из этих группировок предвещало недолгое царствование (см.: 3Цар. 16:15–18 и 4Цар. 11 , соответственно). Поскольку на повестке дня стоял вопрос о переходе власти к одному из членов царствующей династии, в получении поддержки от кланов и колен не было необходимости. Нафан и Вирсавия, с их настойчивым стремлением установить институт регентства (существовавший в Египте и Месопотамии) и нежеланием насильственно отстранять Давида от власти, смогли приобрести престол для Соломона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

24:7. Помазанник Господень. Давид не воспользовался возможностью убить Саула (см. также: 26:8–11), потому что царь был «помазанником Господним». Эта роль была поручена Саулу Богом, и лишить ее мог только Бог. Цареубийство, совершенное претендентом на престол, создавало бы крайне нежелательный прецедент (о нарастающем использовании этого метода см.: 3Цар. 15– 16:27 ). Священное право на престол может служить охранной грамотой царю только до тех пор, пока выражение «помазанник Господень» обладает мистической силой. Таким образом, бездействие Давида, свидетельствуя о его почтении к решению Бога, назначившего Саула царем, является в то же время веским аргументом против покушений на его жизнь в будущем, когда царем станет он сам. На древнем Ближнем Востоке считали, что царь находится под защитой божества. Это отражено, в частности, в хеттском гимне, где говорится, что бог бури уничтожит всякого, кто посмеет угрожать царю. 24:15. Мертвый пес. В аккадской литературе покорность обычно выражалась при помощи самоуничижительных сравнений, в том числе таких, как «мертвый пес» и «блоха». Подобные сравнения встречаются также в амарнских и лахисских письмах. 24:22. Поклянись, что ты не искоренишь потомства. Бесцеремонное умерщвление царем, незаконно захватившим власть, потомков предшествующего царя с целью исключения возможного соперничества или подстрекательства к его свержению было на древнем Ближнем Востоке обычным явлением. Однако древние воспринимали это целесообразное, с политической точки зрения, истребление родовой ветви как угрозу загробному существованию тех членов рода, которые уже умерли (дополнительную информацию см. в коммент. к Чис. 3:12,13 и Нав. 8:29 ). 25:1–44 Встреча Давида с Навалом и Авигеей 25:1. Пустыня Маон ( в русском переводе – «Фаран»). См. коммент. к 23:24. 25:2. Кармил. Этот город находится в Иудейской пустыне, примерно в 8 милях к юго-востоку от Хеврона, чуть севернее Маона. В 15Кармил был отвоеван у амаликитян Саулом, поэтому неудивительно, что его жители верны Саулу (как явствует из ответа Навала Давиду в ст. 10, 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

27:5. Сенирские кипарисы. Вероятно, речь идет о разновидности можжевельника, восточном можжевельнике (Juniperus sabina). Согласно Втор. 3:9 , гора Ермон, расположенная в южной части Антиливанского хребта, к востоку от долины Бика, у аммореев называлась Сениром. Ассирийцы называли ее Саниру. 27:5–7. Материалы для строительства кораблей. Перечисленные здесь строительные материалы считались товарами высшего качества в Восточном Средиземноморье. Египтяне использовали сосны и ели для строительства корабельных мачт и при производстве ремонтных работ. Твердая древесина шла на изготовление весел для финикийских галер с двумя рядами весел. Слоновая кость для инкрустации поступала из Киттиона на острове Кипр. Из Египта привозили полотняные ткани, которые пользовались большим спросом по всему Средиземноморью. Красители для парусов, навесов и тентов были самыми дорогими товарами. 27:7. Елиса. Местоположение островов Елисы не установлено. Елиса был сыном Иавана ( Быт. 10:4 ). Это название было дано тирской колонии, которая славилась своими красителями. Вероятно, Елиса соответствует Alashiya – предположительному названию Кипра в амарнских текстах. На семи табличках из Амарны упоминается правитель земли Alashiya, который переписывался с египетскими фараонами в XIII в. до н. э. 27:8. Сидон и Арвад. Сидон и Арвад были финикийскими городами, которые находились на побережье Средиземного моря к северу от Тира. Арвад лежал примерно в 110 милях к северу, а Сидон – на расстоянии около 25 миль от Тира. В описываемую эпоху они, по-видимому, подчинялись Тиру. Оба города часто упоминаются в письмах из Амарны и в ассирийских хрониках. 27:9. Гевал. Как Сидон и Арвад, Гевал (или Библ) был финикийским городом на средиземноморском побережье к северу от Тира, на расстоянии около 60 миль от него. Он, вероятно, находился под властью своего южного соседа. Библ был торговым партнером Египта в 3-м тыс. до н. э. и занимал видное место в текстах из Амарны и в ассирийских анналах. 27:10. Персия, Лидия и Ливия (Пут). Перечисляя эти географические названия, Иезекииль упоминает народы, которые проживали в самых отдаленных частях открытого для них мира. Персия находилась на западе Ирана, Лидия – в Центральной Малой Азии, а Ливия (страна Пут) – к западу от Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

3:10. Народы, населявшие Ханаан. Приведенный здесь перечень народов неоднократно встречается в Пятикнижии. Из семи племен, населявших Ханаан, первые три хорошо известны, тогда как об остальных сведения отсутствуют. Ханаан упоминается уже на глиняных табличках Эблы (XXIV в. до н. э.), хотя древнейшее достоверное упоминание содержится в материалах из Мари (XVIII в. до н. э.). Хананеи составляли основное население укрепленных городов этой земли, но, по-видимому, не были ее уроженцами. В амарнских письмах (середина 2-го тыс. до н. э.) местные цари называют себя Kinahhu – определение, встречающееся также в египетских надписях этого периода в форме Kinanu. Хетты были выходцами из Анатолии (совр. Турции), но племена, осевшие в некоторых районах Сирии и Ханаана, носили то же название и, возможно, были родственны хеттам Малой Азии. Хеттеи Ханаана носили семитские имена, тогда как имена анатолийских хеттов имели индоевропейское происхождение. Евеев иногда отождествляют с хорреями, и если это предположение верно, то их можно отнести к хурритам. До настоящего времени обсуждается вопрос, является ли определение «ферезеи» этническим, или социологическим (т. е. относящимся к тем, кто живет в не огороженных стенами селениях). О гергесеях почти ничего неизвестно, хотя они упоминаются в угаритских текстах. Аморреи (известные в Месопотамии как Amurru или Martu) упоминаются в письменных документах с середины 3-го тыс. до н. э. Многие ученые считают аморреев выходцами из Сирии. Это понятие может использоваться как по отношению к географической местности («выходцы с запада»), так и по отношению к этнической группе. Некоторые аморреи были кочевниками, но уже в конце 3-го тыс. до н. э. в Сирии существовали аморрейские города-государства. Иевусеи жили в регионе, отведенном позднее колену Вениамина, в частности в Иерусалиме, и потому их часто объединяют с ферезеями, населявшими этот регион. Ферезеи, евеи и иевусеи не упоминаются нигде, кроме Библии. 3:16. Разделение вод Иордана. Была весна (см.: 4:19), а в это время года тающие снега с гор Антиливана часто приводят к разливу Иордана. Оползни, образующиеся в результате размывания горных склонов или вследствие сейсмической активности, иногда перекрывают Иордан именно в том месте, о котором говорится в тексте (последний раз это произошло в 1927 г.). В подобных случаях Иордан перегораживается почти на сутки.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

4, 206. 65 Роскошные леса Галаада теперь большей частью не принадлежат никому, но вследствие этого постепенно сводятся жителями. 66 Относительно до-израильского времени здесь следует припомнить характеристичный образ в Тель-Амарнских письмах 214.239 Winkler): скорее кирпич выпадет из своего положения, чем я поколеблюсь в моей верности. 68 Bellum 7,189. В связи с этим можно упомянуть и о горячих ключах и источниках вулканических местностей Палестины, так как они уже в древнее время употреблялись в качестве целебных купален, cp. Dechent, Heilbäder und Badeleben Palästina, Zeitschrift d. deutsch. Pal. Ver. 1,173 ff. 72 Cm. Wetzstein y Delitsch Ion. 2,358. Ветцштейн отождествляет эту ropy с железной горой I. Флавия (Bell. 4,454), о которой, впрочем, у последнего говорится, что она простирается до земли Моавитской, что не подходит к Джебель-мирад. Находящиеся здесь рудники были, открыты снова и утилизированы Ибрагимом – пашей, что, понятно прекратилось с новым переходом страны во владение Турок. 73 Заслуживает внимания то обстоятельство, что большинство ветхозаветных названий ремесел и художеств встречаются и в Финикийском языке. 75 Позднее льняное ткачество процветало в Галилее, особенно в Скифополисе, ткачество из шерсти – в Иудее, Schurer, Gesch. 2,37. 76 Ткачество у иудеев, как и вообще на Востоке (см. Kremer, Kulturgesch. 3,86), было очень презираемо, cp. Rieger, Versuch einer Technologie und Terminologie der Handwerker in der Mischna (Dissert.) 1894, s. 25. И. И. Флавий (Arch. 18,314) упоминает в качестве особенности Вавилонии то, что тканье льна и прядение шерсти там считались почтенными для мужчин ремеслами. 78 Что означает рядом стоящее слово мастер, не известно с точностью, обыкновенно его переводят: слесарь. 83 Начало 55 гл. кн. пр. Исайи, вероятно, составляет подражание восклицаниям торговцев водой и других продавцов. 85 В словах Втор.33:19 о Завулоне и Иссахаре: «созывают они народ на гору, там закалают они законные жертвы, ибо они питаются богатствами моря и сокровищами, сокрытыми в песке», Граф и другие видят упоминание о международных праздниках, которые, может быт, соединены были с ярмарками.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

5:11. Тир. Финикийский город Тир был одним из важнейших портов Древнего мира. Он располагался на небольшом острове (около 150 акров) в Средиземном море, примерно в 100 милях к северу от Иерусалима. Город и его материковая крепость часто упоминаются в древних источниках, в том числе в документах из Эблы, египетских «Текстах проклятий», амарнских письмах, угаритском эпосе о Керете, египетском «Жизнеописании Ун-Амуна», а также в греческих и римских источниках. Помимо морской торговли основу его экономики составляли производство красителей (см. коммент. к Чис. 4:6 ) и экспорт кедра. 5:11. Хирам. Основываясь на хронологических вычислениях римского историка Иосифа Флавия (I в.), временем правления Хирама I Тирского (в финикийских источниках – Ahiram; в ассирийских – Hirammu) считают 969–936 гг. до н. э. По словам Иосифа Флавия, он располагал обширной информацией об истории Тира и правлении Хирама. Предложенная им датировка фактически исключает вероятность того, что Давид и Хирам правили в одно время, но, возможно, это объясняется несовершенством методов вычисления, доступных Иосифу Флавию. В древних ближневосточных документах информация об этом Хираме отсутствует, зато часто упоминается его тезка, Хирам II, правивший позднее. Известность этого имени подтверждается относящимся к этому периоду саркофагом Ахирама, царя расположенного неподалеку Библа. 5:11. Кедровые деревья. Кедры растут очень медленно и живут до трех тысяч лет, достигая высоты 120 футов. Прочность, красота структуры древесины и ее приятный запах обусловили широкое применение кедра в строительстве храмов и дворцов Древнего мира. Высокое содержание смол препятствовало развитию грибка. Леса Ливана на западном склоне Ливанских гор (на высоте около 5 тыс. футов над уровнем моря) были одним из немногих ареалов его распространения. Месопотамия и Египет импортировали кедр, начиная с 4-го тыс. до н. э. К началу X в. от этих легендарных лесов почти ничего не осталось, что сделало редкую древесину еще более ценной. 5:11. Дворец Давида. Археологи не обнаружили никаких остатков дворца Давида, но помощь Хирама Тирского при его строительстве указывает на то, что он был построен по финикийскому архитектурному проекту. Современные финикийские образцы, раскопанные в Сирии, подпадают под аккадское определение bit-hilani, обозначающее портик с колоннами. Здание в стиле bit-hilani, раскопанное в Мегиддоне, идентифицируют как дворец Соломона. Последний, вероятно, дает наиболее наглядное представление о том, как выглядел дворец Давида. Площадь дворца в Мегиддоне составляет около 5 тысяч квадратных футов. Внутри находится несколько больших залов, в том числе зал для приемов, внутренний двор и двенадцать помещений меньшего размера для жилых или административных нужд. В комплекс дворца, состоявшего, по меньшей мере, из двух этажей, входила сторожевая башня.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

6:13. Клятвы именем Бога. Поскольку клятвы считались действенными, имя, используемое в клятвах, показывало, какое божество действительно считалось могущественным. Несмотря на унаследованные израильтянами города, дома и земли хананеев, они не должны были унаследовать богов, которые считались покровителями этих городов и подателями плодородия этой земли. Одним из способов подтверждения неприятия этих богов был отказ от признания их могущества в клятвах. 6:16. Масса. Название места в Рефидиме близ Синая, где была добыта вода из скалы ( Исх. 17:7 ). 7:1–26 Обетования и отношение к народам Ханаана 7:1. Народы Ханаана. Хетты были выходцами из Анатолии (современной Турции), но племена, осевшие в некоторых районах Сирии и Ханаана, носили то же название и, возможно, были родственны хеттам Малой Азии. Хеттеи Ханаана носили семитские имена, тогда как имена анатолийских хеттов имели индоевропейское происхождение. О гергесеях почти ничего неизвестно, хотя они упоминаются в угаритских текстах. Аморреи (известные в Месопотамии как Amurru или Martu) упоминаются в письменных документах с середины 3-го тыс. до н. э. Многие ученые считают аморреев выходцами из Сирии. Это понятие может использоваться как по отношению к географической местности («выходцы с запада»), так и по отношению к этнической группе. Некоторые аморреи были кочевниками, но уже в конце 3-го тыс. до н. э. в Сирии существовали аморрейские города-государства. Ханаан упоминается уже на глиняных табличках Эблы (XXIV в. до н. э.), а хананеи составляли основное население укрепленных городов обетованной земли, хотя, по-видимому, не принадлежали к ее коренному населению. В амарнских письмах (середина 2-го тыс. до н. э.) местные цари называют себя Kinanu – определение, встречающееся также в египетских надписях этого периода. До настоящего времени обсуждается вопрос, является определение «ферезеи» этническим или социологическим (т. е. относящимся к тем, кто живет в не огороженных стенами селениях). Евеев иногда отождествляют с хорреями, и если это предположение верно, то их можно отнести к хурритам. Иевусеи жили в регионе, отведенном позднее колену Вениамина, в частности в Иерусалиме, и потому их часто объединяют с ферезеями, обитавшими в этом же регионе. Ферезеи, евеи и иевусеи не упоминаются нигде, кроме Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010