Это знакомство даст нам возможность ближе и глубже вникнуть в рассматриваемый предмет и постановить более правильные и надежные заключения. Древнейшим в ряду африканских соборов считается, бывший во времена Агрипина – епископа карфагенского, собор о крещении еретиков в двести семнадцатом году; об этом соборе упоминают Киприан в своих письмах к Квинту и Юбаяну 14 , также блаженный Августин в книге о крещении 15 . Последующим собором признается собор, бывший в 242 году по делу об еретике Привате, явившемся в Ламбезитанской колонии и осужденном 90 епископами. Об этом соборе упоминает Киприан в письме к папе Корнилию о Фортунате и Фелициссиме, или против еретиков 16 . Дальнейшими соборами считаются соборы, бывшие при святом Киприане и под его председательством. К этим соборам принадлежат: Собор 254 г. о даровании мира падшим и искавшим примирения с церковью. Об этом соборе и его определении говорит Киприан в письме к Антониану 17 . Собор 255 года о том же предмете по делу Филициссима и Новациана. Определение собора содержится в послании собора к Корнилию римскому, сохранившемся в письмах св. Киприана 18 . Собор 257 года о крещении младенцев прежде восьми дней, определение которого изложено также в сохранившемся в письмах св. Киприана соборном послании к Фиду 19 . Собор 258 года о допущении к покаянию либеллятиков. Соборы 254, 255 и 256 гг. по вопросу о крещении еретиков. Определение первого из них, состоявшего из 31 епископа, содержится в послании собора к Яннуарию и прочим нумидийским епископам 20 ; определения второго, состоявшего из 71 епископа, в письме св. Киприана к папе Стефану 21 , и третьего, состоявшего из 87 епископов Африки, Нумидии и Мавритании в письмах к Юбаяну, Помпею и Магну 22 . Сведения о последнем соборе имеются и у блаженного Августина . Между соборами, бывшими при Аврелие карфагенском епископе, первым следует поставить знаменитый Иппонийский собор 393 г. в консульство Феодосия и Абунданция. На этом соборе составлен 41 канон. Относительно этого собора следует заметить, что в актах карфагенского собора 525 года, бывшего при Вонифатие, он не считается первым в ряду других карфагенских соборов, бывших при Аврелие, хотя каноны иппонийского собора приняты в состав правил карфагенского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Предварю только читателя, что в письмах этих он должен видеть не только Гоголя, но и его корреспондентку Н.Н. Шереметеву. Да не сольет читатель этих двух личностей в одну и не примет Гоголя в частности за Гоголя вообще. Он и сам иногда, кажется, этого опасался и просил некоторых из искреннейших друзей своих не показывать его писем никому. „Они будут чужды для всякого“, говорил он, – „ибо писано на языке того, к кому относятся. Замечу еще, что, независимо от влечения доброй и благочестивой души к другой подобной душе, Гоголю нужны были короткие отношения со всякого рода людьми, имеющими нравственное влияние на общество, как это он и сам обнаруживает в просьбах своих к Н.Н. Шереметевой извещать его о всех христианских подвигах, кем бы они ни были совершены. Кроме того, – и это, может быть, было главною причиной сближения Гоголя с благочестивой старушкой, – известно, что Гоголь участвовал денежными пожертвованиями в христианских попечениях Н.Н. Шереметевой о бедных и нуждающихся. В письмах его к ней об этом не упоминается, но я слыхал от людей, достойной веры, что он не раз вверял в ее распоряжение деньги, откладываемые им для помощи бедным“. Сам Гоголь о письмах к нему Н.Н. Шереметевой писал ей: „В мои болезненные минуты, в минуты, когда падает дух мой, я всегда (в письмах ваших) нахожу утешение и благодарю всякую минуту руку Промысла за встречу мою с вами...“ „(Письма ваши) почти всегда приходятся кстати, всегда более или менее говорят моему состоянию душевному, сердце слышит освежение, и я только благодарю Бога за то, что Он внушил вам мысль полюбить меня и обо мне молиться. Только сила любви и сила молитвы помогли вам сказать такие нужные душе слова и наставления…“ По поводу обещания Н.Н. Шереметевой прислать ему молитвы святителя Димитрия Ростовского Гоголь писал: „Душе моей нужней теперь то, что писано святителями нашей церкви, чем то, что можно читать на французском языке. Это я уже испытал“. В известной своей книге „Переписка с друзьями“ Гоголь оскорбил словом Погодина.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Почти все произведения схиигумена Саввы начинаются письмами к духовным чадам. Среди его книг можно выделить такие, как «Путь к совершенной радости», «Плоды истинного покаяния», «О главных христианских добродетелях и гордости». Известный московский проповедник и богослов протоиерей Всеволод Шпиллер (1902-1984) вернулся из эмиграции на Родину в 1950 году. Долгое время жил в болгарских монастырях, и там в 1934 году принял священнический сан. Переписка отца Всеволода весьма обширна и разнообразна. Письма родным, духовным чадам и духовным лицам, общественным деятелям свидетельствуют о жизни православной России в атеистическое время 50-х — 80-х годов ХХ столетия. В письмах к родным отец Всеволод всегда интересовался их здоровьем, спрашивал о молитвенном, духовном состоянии. Давал советы, как исправить свою жизнь, освободить ее от лености и беспечности. Духовных чад учил терпению скорбей и болезней, чтению Евангелия и непременно Послания для исцеления души и тела. Много им написано и о борьбе с экуменизмом и различными течениями внутри Церкви. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) (1932-1991) положил начало своего монашеского подвига в Глинской пустыни. В течение двадцати пяти лет был учителем будущих пастырей в Московских Духовных школах, а затем духовником Свято-Успенского Жировицкого монастыря в Белоруссии. Его письма, написанные в период с 1968 по 1990 годы, адресованы широкому кругу лиц. Отец Иоанн (Маслов) рассказывает, какой вред наносит душе человека грех: не только опустошает душу, но и наполняет ее скверными помыслами, отгоняет благодать Божию. В других письмах отец Иоанн призывает переносить потерю близких с христианским достоинством. Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) (1928-1992) воспитан в Глинской пустыни у великих старцев. Его духовным отцом был отец Серафим (Романцов) — строгий и требовательный духовник Глинской пустыни. Отец Виталий прошел путь и монастырского послушника, и странника-юродивого, и монаха-пустынника. На письма своих духовных чад отец Виталий отвечал ежедневно и сам писал им, когда чувствовал, что они нуждаются в его духовной поддержке и наставлении. В одном письме он воспитывал своих подопечных, приписывая их грехи себе и говоря о собственном празднословии, строптивости, самоволии, осуждении и отсутствии смирения. Иногда схиархимандрит Виталий отвечал на письмо так, что его содержание следовало понимать наоборот. Это было ласковым обличением в соделанном грехе, когда чадо нарушало пост, правило, забывало о памяти смертной. Он писал: «Благодарим, что всегда кланяетесь, поститесь, память смертную имеете, Иисусову молитву беспрестанно читаете, все раздаете…» . В письмах отец Виталий говорил словами Евангелия, приводил выдержки из святоотеческих поучений или житий святых.

http://pravoslavie.ru/2063.html

179 Вероятно, это более точная дата, чем указанная в «круговом» письме, писанном через год с лишком (стр. 26). 180 На подлиннике отметка рукой Ф. А. Голубинского: «С живейшим удовольствием получил мая 14-го 1821 г.. Отвечал мая 28-го 1821 г.». 181 Напечатано трижды: в Приб. к Твор. св. Отцов, 1849, ч. VIII, стр. 163−164; в «Письмах» 1860, I, 3−4 (здесь – без окончания и с неточной датой), в Душеп. чтении, 1890, III, 561−563. В «Письмах» озаглавлено: «Приветственное перед вступлением в брак». Невестой Ф. А. Голубинского была сестра Вас. Ив. Кутневича, магистра I курса СПб. академии и профессора философии в Московской академии, потом главного священника армии и флотов († 1865). Письмо перепечатывается из Душеп. чтения, с примечаниями Д. Ф. Голубинского . 182 «Славянское слово чванец, по-русски означает кувшин или вообще небольшой сосуд. Это можно видеть из сличения 3 Царств 17 гл. 12, 14 и 16 ст. по славянскому и русскому переводам. Этим словом о. Макарий обозначает приводимое им далее изречение Григория Богослова , которое таким образом представляется у него под видом сокровища или драгоценности, сокрытой в сосуде. Приводимые далее латинские слова quadriga Domini в переводе на русский язык, значит: четвероконная колесница Господня. Этими словами блаж. Иероним образно или аллегорически называет Четвероевангелие». 183 «Этими словами о. Макарий указывает на глубину мыслей в приводимых далее из творений св. Григория наставлениях, а равно и на то, что для правильного уразумения и приложения их к жизни требуется деятельно участие и ума и сердца. В подлинном письме слова из четвертого «Псалма» приведены на еврейском языке и написаны латинскими буквами». 185 Разумеется ректорство в семинарии, членство в консистории и настоятельство в монастыре Богоявленском. Прошение об освобождении от этих обязанностей архим. Макарий подал преосв. Самуилу еще в апр. 1824 г. 187 Из приписки Ф. А. Голубинского видно, что он перед тем получил от Макария два письма – от 27 июля и 8 авг. 188 Напечатано в «Прибавл. к Твор. св. Отцов», ч. VIII, стр. 165−7 и в «Письмах», 1860 г., ч. I, стр. 5−7, с пропусками и неточной датой (ср. Душеп. чтение, 1891 г., ч I, стр. 130). В «Письмах» 1860 г. настоящее письмо озаглавлено «Утешительное по конине его супруги». Печатается по копии с подлинника, хранящегося в Казанской дух. семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

«В сих допросах они показали: а) игумен Аефанасий, что монаха Никона они святейшим патриархом не нарицают и не пишут, а называли его в челобитных и во всяких письмах писали святейшим «бывшим» патриархом; монаха Никона нарицал святейшим патриархом, а в челобитных и письмах он, б) келарь монаха Никона нарицал святейшим патриархом, а в челобитных и письмах он, келарь, святейшим патриархом его не писал»; в) казначей старец Иона, монаха Никона нарицал святейшим патриархом, слышав от своей братии старец и мирских людей и от самого игумена; г) конюшей старцев Лаврентий монаха. Никона называл святейшим патриархом «по его, монаха Никона, приказу», а в челобитных и других письмах так не писывал. Далее еще допрос игумену Афанасию, для чего он не против указу святейшего патриарха братии с собою к допросу взял мало, и ответ его такой: «больше, де, того братию ему с собою к допросу взять было не кого, здоровых старцев у них в монастыре больше того нет». Допросы сии подписаны собственноручно игуменом, а за прочих, по безграмотству их, сторонними людьми. 3). Сказка 7183 (1675) года, января 29 дня, в коей значится, что архимандрит Никита посылал в Ферапонтов монастырь за означенным игуменом и старцами с отпискою служку «Андрюшку» Гостинщакова, что игумен, взяв от него отписку и пригласив, казначея и конюшего, ходил с ними к монаху Никону, а Никон посылал ту отписку «с своим келейным подьячим», Иваном Фоминым, к приставу, князю Шайсупову, чтобы игумена с братией в Кириллов монастырь, к допросу не отпускал, что после того, по приказу монаха Никона, он, «Андрюшка», подходил к его келье под окно, и Никон бранил его всячески, и грамоту святейшего патриарха Иоакима называл «воровскою», и говорил: «Ферапонтов, де, монастырь приказано ведать в Приказе Великого Государя тайных дел, а не патриарху, и называл, его, патриарха, «патриаршишком и своим чернецом и чернонедужным», и когда он такие слова говорил, «в то время перед его кельею было для лечбы разных волостей женок и девок человек сорок и больше», и что он, Никон, велел стрельцам, которые к нему для бережения приставлены с дубьем», бить его, «Адрюшку», но они его не послушали, что он, «Андрюшка», заявлял об этом всем людям, которые тут были, но имен их переписать не успел, потому что по его, Никона, приказу, стрельцы отбили его от кельи Никоновой, а также объявлял и князю Шайсупову, и что игумен, и келарь, и казначей с братией сего числа в Кириллов монастырь не поехали, «учинились сильны».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/o-...

Святитель Афанасий (Сахаров) (1887-1962) всего себя отдавал людям, утешая их в скорбях и разных жизненных обстоятельствах. Тридцать лет провел он в заключении и изгнании, но всегда сохранял состояние душевной бодрости, благожелательности и любви ко всем окружающим. Отеческой любовью, искренним вниманием дышат письма к протоиерею Иосифу Потапову, монахине Маргарите (Зуевой), многим монашествующим и мирянам. Святитель Афанасий всегда старался преподать утешение примером, а не прямым наставлением, постоянно говоря о том, что вера дает нам успокоение и радость. В письмах к своим чадам Владыка советовал им записывать сведения о современных подвижниках благочестия, заботясь о назидании грядущих поколений. Не оставлял он общения и со своими бывшими соузниками. Просил всех, обращавшихся к нему за помощью, никого не осуждать — ни власть, ни отдельных ее представителей; не обижаться, не роптать и всегда быть в благодушном настроении. Среди его адресатов были ученый Савицкий П.Н., духовный писатель Фудель С.И, историк Воронин Н.Н., иконописец Соколова М.Н., архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Феодорит (Воробьев), духовные чада прот. Алексия Мечева и его сына прот. Сергия. Игумен Никон (Воробьев) (1894 — 1963) оставил нам в наследие письма, написанные к своим чадам и разным людям и датированные концом сороковых — началом шестидесятых годов. Он сам провел четыре года в сибирских лагерях, был гоним властями с прихода на приход, но всегда помнил о нуждающихся в духовном окормлении. В письмах отец Никон призывает своих чад, прежде всего, к смирению, без которого не может быть успеха в духовной жизни и спасения. Он утешает, назидает, обличает своих духовных детей, призывая к покаянию и терпению, учит их молитве. В письмах игумена Никона постоянно звучит мысль об отсутствии духовных наставников, невозможности для нашего времени несения телесных подвигов, и о безропотном терпении болезней и скорбей. Лучшим руководством на пути спасения игумен Никон считал творения святых отцов, особенно творения святителя Игнатия (Брянчанинова).

http://pravoslavie.ru/2063.html

А понеже обретающиеся в Санкт-Петербурге всякого звания и достоинства люди, иные от забвения, а большая, как мнится Святейшему правительствующему Синоду, часть от не рассуждения и от простоты в письмах пишут, таким образом, например: живет или жил такой-то у Симеоновской церкви, а в словесных разговорах множественно произносят, что или пошел, или был, или буду у Симеоновской церкви, и прочее тому подобные, а того всего во чьи та церковь имена освящена со изъяснением порядочно в письмах не пишут и в словесных разговорах не употребляют, а для вышеозначенного немаловажного резона как случай позовет именование той церкви надлежит конечно всякого звания и достоинства людям в Санкт-Петербурге обретающимся во всяких письмах писать порядочно, с надлежащим изъяснением, так: церковь или к церкви, или при церкви, или от церкви (и прочее тому подобное), святого и праведного Симеона Богоприимца и святой Анны Пророчицы, и в словесных разговорах произносить церковь, к церкви, при церкви (и о подобном же тому) святых Симеона и Анны. О чем из Синодальных членов преосвященный Феофан, архиепископ Велико-новгородский и Велико-луцкий и Питирим, архиепископ Нижегородский и Алаторский, января 28 числа 1734 года., и Ее Императорскому Величеству в зимнем Ее Императорского Величества доме докладывали, по которому Их Преосвященств докладу Ее Императорское Величество о том той церкви именовании за благо принять соизволила и повелением Своего Императорского Величества оное утвердила, того ради приказали: отныне всякого звания и достоинства людям в Санкт-Петербурге обретающимся во всяких письмах писать порядочно с надлежащим изъяснением, тако: церковь или к церкви, или при церкви, или от церкви (и прочее тому подобное) святого и праведного Симеона Богоприимца и святой Анны Пророчицы, и в словесных разговорах произносить « церковь , к церкви, при церкви» (и о подобном же тому) святых Симеона и Анны. О чем для надлежащего исполнения в Санкт-Петербурге у обретающихся всех соборов и приходских церквей и в ближних к Санкт-Петербургу ведомства Санкт-Петербургского Духовного правления местах, из этого Духовного Правления распубликовать указами по обыкновению неукоснительно, и о том в оное Санкт-Петербургское Духовное Правление из Святейшего Правительствующего Синода послать указ немедленно.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В своих частых письмах к сестре Кашинского монастыря, относящихся к 1882 году , Иван Иванович предстает подлинно как истинный раб Божий, всем сердцем возлюбивший Новый Завет, хорошо знакомый со всеми отцами Добротолюбия, часто ссылающийся на изречения преподобного Исаака Сирина. Иван Иванович очень любил писания блаженного затворника Георгия и в своих письмах к вопрошающей и исповедующейся ему сестре указывал на них как на крепкое воспомоществование при различных искушениях и обстояниях. Ивану Ивановичу присущ особый стиль духовного слова, как бы упрощенного. Иногда даются им иносказания; высокие истины приводятся в форме своеобразно рифмованных строк; часто в его письмах встречаются уменьшительные, ласковые, даже детские обороты. «Живите так тИхонько, так смирненько, – поучает он свою духовную дочь, – так покорно, разумно и беспристрастно, с милостию и любовью, как от яслей Вифлиемских до Креста жил Сам Батюшка Спаситель наш». И заключает: «Тогда и в ручки Рай!». Вместе с тем Иван Иванович преподавал учение святых и преподобных Отцов во всей чистоте и незапятнанности; поучал смирению, смиренномудрию и терпению, вникал в тонкости монашеской жизни и вел душу к надежде на Бога путем тихим, смиренномудрым. «Житие в монастыре, – пишет Иван Иванович, – считают выше мученичества, потому что то кратковременно, а то томительно многая лета». Так блаженный старец может открывать и великие истины наряду со словом ласковым, уменьшительным. «Из предпочтения будущего настоящему познается благородство души и высокие ее помыслы», – пишет он дальше по ходу ряда писем. «Не рвитеся, не раздражайтеся, не печальтесь больно-то, когда что делается не по-вашему, теките кротко, плавно, благодарно, долготерпеливо, никого не осуждая и ни в чью жизнь не всматриваяся», – поучает Иван Иванович, открывая глубокие тайны жизни духовной. «Попринудьте себя обидеть для Господа, в чистой совести, пред животворящим Его Крестом», – пишет старец в следующих своих письмах. «Монашество? – спрашивает он дальше и отвечает. – Дивное и великое дело ангелам говейное и им соревнующее. У ангела отними крылья – будет дева! – приводит он тут же слово святителя Димитрия Ростовского. – К деве приставь крылья – будет ангел!».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Письма Здесь собраны все восемь выпусков писем святителя Феофана Затворника. Эпистолярное наследие Феофана Затворника огромно; включает в себя как письма чисто частного характера, так и (самое важно для нас) — письма, в которых святитель дает бесценные советы о духовной жизни (как и вполне конкретные, так и самые общие). Письма Феофана Затворника — это возможность услышать непосредственно голос великого духовного наставника и богослова. Переписка святителя Феофана важна ещё и тем, что она часто являлась основой для его больших сочинений. Флоровский пишет об этом: «Очень много времени уходило у Феофана на переписку, и нередко его письма разрастались в статью или проповедь. Одна из его главных книг так и составилась из частных писем: «Письма о христианской жизни» были писаны первоначально кн. П. С. Лукомской и затем уже приспособлены для издания (перв. изд. 1860 г.). Таких сборников своих писем сам Феофан издал несколько.» Монахиня Игнатия (Петровская) писала о письмах Феофана Затворника: «Письменное наследие другого святителя и духовного писателя епископа Феофана поистине огромно. В своих письмах Святитель живо отзывается на события государственной и общественной жизни, о всем дает свои меткие замечания и определения, следит за ходом Крымской войны, за жизнью ополченцев. В письмах к издателям и редакторам своих обширных литературных и переводческих трудов он высказывает суждения о ходе издания, о рецензентах, говорит о своих удачах или помехах в творческой работе. Кратко, а где нужно и подробно, описывает ход работы над своей замечательной «Евангельской историей»; за этот труд он был удостоен ученой степени доктора богословия. Советуется и о ходе работ над другими духовными книгами, такими как «Что есть духовная жизнь» и др. В своих деловых письмах святитель Феофан касается и вопросов духовных, снабжая своих деловых корреспондентов мыслями о тайнах духовной жизни, о делании молитвы Иисусовой и под.»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=860...

Многое можно почерпнуть из большой переписки старца с его духовной дочерью, ищущей «внутреннего христианства». Уроки преподобного Амвросия могут быть и суровы, но всегда любовны, жизненны. «Ты ошибочно ищешь полного и совершенного успокоения на земле, – пишет Преподобный, – тогда как такое состояние принадлежит будущей жизни» . Ниже старец внушает той же рабе Божией: «Богу угоднее и приятнее то, что делается за послушание и по благословению, – нежели то, что делается по своей воле». И в том же письме далее: «Ты составила для себя неправильное понятие о духовной жизни», – почему блаженный старец убеждает свою духовную дочь терпеть недостатки, которые она находит в своих ближних . Замечательно слово, на которое ссылается преподобный Амвросий дальше в тех же письмах: «Как ни тяжел крест, который человек несет, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца» . Таковы и другие замечания старца. Иногда он пишет в шутливом тоне, в рифму, высказывая вместе с тем глубокие истины человеческой жизни. Старец писал и к лицам неправославного вероисповедания: к католикам и лютеранам, среди его корреспондентов был даже католик-сенатор. Отзывался он и на вопросы текущей общественной жизни, писал к лицам высокого общественного положения. В письмах старца к монашествующим можно найти еще больше ответов на вопросы внутренней жизни человека, построения этой жизни, на вопросы, возникающие в искушениях, скорбях и различных обстоятельствах, которые встречаются на нашем пути к Богу. В общих письмах к монахиням, которые преподобный старец писал на праздники Рождества Христова и Пасхи, обнаруживается во всей полноте, насколько глубоко знал, любил и усвоил сердцем преподобный Амвросий писания святых Отцов-аскетов, – так свободно и широко приводил он примеры из их писаний, убеждая своих духовных чад к подражанию им, утешая их в скорбях, приводя убедительные примеры. Здесь знание преподобным батюшкой писаний святых Отцов выявляется еще шире и многообразней, чем в письмах к мирским особам, где приводилась им защита догматов, богословской литературы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010