7:13. Сын, который построит храм. Сохранилась надпись, в которой Адад-Гуппи, царица Нововавилонского царства (VI в. до н. э.), описывает сон, посланный ей богом Сином. Бог сообщил, что его храм в Харране суждено построить ее сыну. Но если сыну Давида предстояло построить новый храм, то сыну Адад-Гуппи – восстановить храм, лежащий в руинах. 7:14. Отеческое отношение Бога к царю. Представление о божественном происхождении царской власти нашло наиболее яркое воплощение в египетской идеологии. Фараон считался в Египте сыном солнечного бога Ра. В угаритском эпосе Керет, царь Ховара, является сыном Эла, верховного бога хананеев. У арамейских царей имя бога даже входило в состав их тронных имен (Бен-Адад означает «сын Адада»). В Месопотамии о своем божественном происхождении заявляли, начиная с Гильгамеша, такие цари, как Гудеа, Хаммурапи, Тукультининурта и Ашшурбанипал (и это еще далеко не полный перечень). 7:14,15. Забота и наказания. В договоре 2-го тыс. до н. э. хеттский царь Хаттусили III обещает своему вассалу, Ульми-Тешупу из Тарунтассы, что его сын и внук унаследуют пожалованную ему землю. Далее в тексте говорится о том, что если потомки Ульми-Тешупа совершат преступления, они будут наказаны (вплоть до смертной казни), но династия Ульми-Тешупа не лишится земли, пока в ней будут рождаться наследники. 7:15. Милость. Из хеттских, аккадских, угаритских и арамейских материалов явствует, что доброе отношение сюзерена к вассалам обозначалось как милость, на которую вассалы отвечали повиновением и преданностью. В амарнских письмах (от зависимых хананейских правителей египетскому фараону) «милость» используется как ключевое понятие, характеризующее мирные международные отношения. В библейском тексте сходное употребление этого понятия представлено в 3Цар. 3:6 . В литературе Месопотамии редко встречается мысль о необходимости любить богов, но и боги обычно не ждали любви от своих почитателей и не вступали с ними в отношения завета. 7:18–29. Замечание о молитве Давида. Ашшурнасирпал I (ассирийский царь, правивший лет на тридцать раньше Давида) в своей молитве благодарит Иштар за покровительство. К оказанным богиней благодеяниям царь причисляет свое возвышение из безвестности, превращение в пастыря народа, прославление и возможность установить справедливость для своего народа. О некоторых из подобных услуг Бог напоминает Давиду через Нафана (ст. 8:11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

8:34. Публичное чтение. В обществах, большинство членов которых были неграмотны и не владели какими-либо письменными материалами (кроме основных семейных документов), публичное чтение документов, имевших религиозное, культурное и политическое значение, было жизненно необходимо. Некоторые хеттские законы содержат статьи, предусматривающие публичное чтение этих документов (один из них требует чтения три раза в год, тогда как другие – просто «регулярного» публичного чтения). 9:1–27 Союз с гаваонитянами 9:1. Политическая ситуация в эпоху поздней бронзы (1550–1200 гг. до н. э.). В конце бронзового века на международной арене возникла напряженная политическая ситуация. На протяжении большей части этого периода Египет осуществлял контроль над Палестиной и стремился распространить его на Сирию, где пересекались важнейшие сухопутные и морские торговые пути. Другим могущественным государством этого региона была хурритская коалиция, известная под названием «Митанни» и занимавшая обширную дугу в северной части региона между Тигром и Средиземным морем. С исчезновением царства Митанни с политической сцены (ок. 1350 г. до н. э.) его место заняла Ассирия, первоначально располагавшаяся в верхнем течении Тигра, но постепенно раздвинувшая свои пределы до Евфрата. Хеттское царство, воспользовавшись упадком Митанни, распространило свой контроль на территорию, расположенную к югу от Анатолии, и вело борьбу с Египтом за господство над важным коридором между морскими портами Финикии и речной торговлей Евфрата. Все это время Южная Вавилония находилась под властью касситов. Противостояние этих великих держав оставляло небольшим городам-государствам Палестины мало надежд на приобретение политического веса. Тем не менее этот регион продолжал играть важную стратегическую роль и оставался единственным местом, по которому проходили сухопутные торговые маршруты в Египет. 9:1. Амарнские письма. Амарнский архив содержит около четырехсот писем, написанных главным образом правителями хананейских городов-государств египетским фараонам Аменхотепу III и Эхнатону в первой половине XIV в. до н. э. Они были обнаружены в селении Телль-эль-Амарна, на месте древней столицы Эхнатона на берегу Нила, в 200 милях к югу от Каира. Эта бесценная находка как нельзя лучше проливает свет на политическую ситуацию того времени. Царьков Ханаана мало волновала международная напряженность, описанная в предыдущем комментарии. Намного большее беспокойство вызывала у них угроза, которую представляли хабиру. Именно эта угроза вынуждала их обращаться за помощью к Египту. В своих письмах они выражают тревогу по поводу того, что кто-либо из царей этого региона может переметнуться на сторону хабиру и заключить с ними союз. В свете пошатнувшейся в этот период мощи Египта подобная перегруппировка сил явилась бы большим искушением. Такую же озабоченность вызывало у них нашествие израильтян. Правители городов-государств приходили в ужас при мысли, что этот враг овладеет каким-нибудь укрепленным городом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

8:3. Тридцать тысяч воинов. Тридцать тысяч человек, посланных против города, в котором было всего несколько сотен солдат, – явно завышенное число. В ст. 25 сказано, что в тот день было убито двенадцать тысяч жителей Гая. Гай представлен как небольшой городок, располагающий немногочисленным войском (7:3). Если он был меньше Иерихона, то все его население составляло менее тысячи человек. Все это наводит на мысль, что слово, переведенное в этом фрагменте как «тысяча», следует понимать в значении «отряд». Полагают, что каждое племя формировало отряд, численность которого зависела от численности племени. В ходе дальнейшей истории эти отряды были унифицированы и насчитывали по тысяче человек, но в данном случае отряд мог состоять всего из десяти воинов. В первом нападении на Гай (7:4,5) участвовало три «тысячи» человек, и гибель тридцати шести из них была воспринята как страшное поражение. В амарнских письмах цари городов-государств просят фараона прислать в качестве подкрепления десять-двенадцать воинов. О проблемах, связанных с определением численности израильтян, см. коммент, к Исх. 12:37 . Дальнейшее обсуждение непомерно больших чисел – в коммент. ко 2Пар. 11:1; 13:2–20 . 8:9. Вефиль. Вефиль упоминается только как один из городов, расположенных поблизости, пока его жители не приняли участие в преследовании израильтян (ст. 17). О разрушении Вефиля ничего не говорится, хотя царь Вефиля упоминается среди царей, пораженных Иисусом Навином в 12:16. В Суд. 1 Вефиль подвергается нападению колен Иосифа. Обычно Вефиль отождествляют с Бейтином (Beitin), в 10 милях к северу от Иерусалима и в полутора милях от эт-Телля, традиционно считающегося Гаем. В эпоху средней бронзы здесь стоял большой укрепленный город, разрушенный в середине XVI в. до н. э. В период поздней бронзы он был в значительной мере восстановлен, но после этого дважды подвергался разрушению (1550–1200 гг. до н. э.). Некоторые исследователи оспаривают отождествление Вефиля с Бейтином, так как поблизости невозможно найти место, удовлетворяющее описанию Гая (см. коммент. к 7:2). В качестве альтернативы Бейтину предлагают город Вира (Bireh), в 2 милях к югу от Бейтина.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

9:1. Хабиру. «Хабиру» (Habiru) – понятие, использованное по отношению к людям, не имеющим собственности, более чем в 250 текстах на протяжении 2-го тыс. до н. э. от Египта и Анатолии до земель, лежащих к востоку от Тигра. Во многих амарнских письмах цари Ханаана обращаются к фараону с просьбой прислать дополнительные войска для борьбы с «хабиру», которые доставляют им массу беспокойства. Израильтян, несомненно, причисляли к хабиру, и не исключена вероятность, что понятие «еврей» (Hebrew) произошло от «хабиру» (см. коммент, к Быт. 14и Исх. 21:2 ). Однако обширное географическое пространство, на котором появлялись хабиру в первой половине 2-го тыс. до н. э., когда Израиль был в Египте, не позволяет отождествлять хабиру только с израильтянами. 9:3. Гаваон. Город Гаваон обычно идентифицируют как el-Jib, расположенный в 6 милях к северо-западу от Иерусалима и в 7 милях к юго-западу от Гая. Раскопки обнаружили здесь двойную систему водоснабжения, построенную в начале периода судей. Для создания более ранней из двух систем потребовалось вырубить в известняке шахту глубиной около 35 футов (в которую можно было спуститься по спиральной лестнице), благодаря чему жители города получили доступ к водам подземного источника. Вторая, более поздняя система, обеспечивала доступ к другому источнику с помощью тоннеля. Водная система является веским доказательством того, что это место действительно Гаваон, поскольку достопримечательностью этого города был знаменитый Гаваонский пруд. Кроме того, правильность идентификации подтверждается найденными здесь ручками кувшинов, на которых написано «Гаваон» (хотя следует заметить, что здесь найдены ручки кувшинов с названиями и других городов, но это легко объясняется специализацией Гаваона на виноделии). Остатков, которые датировались бы периодом завоевания, обнаружено очень мало, но раскопки (проведенные в конце 1950-х гг.) ограничились лишь небольшой частью площади древнего города. Гаваон упоминается в некоторых небиблейских источниках. Фараон Сусаким I (X в. до н. э.) включил Гаваон в перечень завоеванных (или встретившихся на его пути) городов в ходе успешного военного похода в Палестину.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

9:3. Тактика обмана. Хотя в древней ближневосточной литературе не встречаются примеры точно такого же рода, случаи нечестного поведения и обмана в процессе заключения международных договоров были довольно частым явлением. 9:7. Евеи. Евеев часто путают с хорреями, а тех и других вместе отождествляют с хурритами. Хурриты – индоевропейские племена, которые, объединившись, создали царство Митанни, просуществовавшее примерно с 1500-го до 1350 г. до н. э. (см. коммент. к 9:1). Часть переписки хурритов Митанни с египтянами сохранилась в амарнском архиве. Хурриты составляли основное население Хеттского царства и города-государства Нузи. В египетских документах этого периода Ханаан часто обозначается как «земля Хуру». 9:10. Сигон и Ог. Историческая информация о Сигоне и Ore нигде, кроме Библии, не встречается. Это были аморрейские цари, потерпевшие поражение от израильтян в Трансиордании. См. коммент. к Чис. 21:21–35 . 9:10. Астароф. Астароф назван здесь столицей Васана. Он часто упоминается в египетских текстах этого периода, в амарнских письмах и в поздних ассирийских текстах. Некоторые исследователи считают, что Астароф встречается в угаритских текстах как город, в котором правит бог Эл. В наши дни он известен как Телль-Аштара, расположенный на реке Ярмук в 25 милях к востоку от моря Галилейского. 9:14. Вопрошание Господа. Вопрошание Господа осуществлялось посредством оракулов, для чего в Израиле обычно использовался такой механизм, как урим и туммим. См. коммент. к 7:14–18. 9:17. Города Гаваона. Два из трех городов Гаваона можно идентифицировать с некоторой долей уверенности. Кефира – это современный Khirbet el-Kefireh, в 5 милях к югу от Гаваона. Кириаф-Иарим, в нескольких милях от Кефиры, – Tell el-Azhar. Беероф обычно локализуют к северу от Кефиры, в районе Вефиля и Гая, в el-Bireh или Nebi Samwil. 9:18. Обязывающая природа клятв. В культурах, наделявших богов могуществом и способностью активно вмешиваться в жизнь, клятвам придавали очень большое значение. Обеты не исключали возможности послабления ( Лев. 27 ; Чис. 30 ), но неисполнение клятв ставило тех, кто их приносил, под угрозу божественного возмездия. Если человек не держал слово, значит, имя бога, которого он призывал, было для него пустым звуком. Хеттский царь Мурсили (XIV в. до н. э.) истолковывал войну и чуму как следствие нарушения договоров, скрепленных клятвами. Правота Иисуса Навина, считавшего эту клятву священной, подтвердилась во 2Цар. 21 , где нарушение такой же клятвы привело к ужасным последствиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Handelsgesch d. lud. 25: «едва ли возможно, чтобы столь разумный правитель мог открыть своему народу очень опасный торговый путь в такую сравнительно отдаленную пристань Чермного моря, как Елаф, а между тем оставил без всякого содействия более или менее цветущую торговлю на родном морском побережье». 5 С встречающимся у древних арабов обычаем – воздерживаться от употребления вина до исполнения предпринятого обязательства или данного обета – запрещение вина назореям нельзя сопоставлять. Тот, арабский обычай, обнимающий кроме того и другие предметы, есть воздержание, имеющее побуждать к исполнению обета. Wellhausen, Reste arab. Heidenthums 122. Goldziher, Mihammedanische Studien I:23, между тем как воздержание назореев от употребления вина означает подлинное содержание обета и притом обнимает не только само вино, но и все, что стоит в связи с виноградной лозой (гроздья, даже зеленые ветви). О запрещении вина Магометом см. Jacob, Studien in arabischen Dichtern, 3, 105 ff. 7 Wellhausen. Die Ehe bei den Arabern, Gott. gel. Xachrichten 1893, 439. Cp. Goldziher, Muhammedanische Studien I. 40 ff. 10 Ср. в Тель-Амарнских письмах, напр. N 214, где автор письма пишет, что верно охранял ворота Газы и ворота Яфы. 14 Если книга пр. Иоиля возникла в этот период, в пользу чего во всяком случае говорят, по видимому, довольно важные основания, то здесь мы имеем образ ужасного, но только временного бедствия, которое не уполномочивает ни на какие заключения о других отношениях. Что иудеи под управлением Артаксеркса Охуса терпели очень много, это более и более делается ясным cp. Cheyne Einl. in das Buch Iesaia 362 ff; но именно участие иудеев в восстании доказывает, что они теперь чувствовали себя более сильными. 15 Ср. Robertson Smith, Kinship and Marriage in Early Arabia 1885. Nöldeke Z. D. M. G. 40, 148 ff. Wellhausen, Die Ehe bei den Arabern. Gotting. gel. Nachr. 1893, 474 ff. По Peiser Mittheilungen der Vorderasiat. Gesellsch. I. 1896, 155, в Вавилонии зятья могли переходить в семейство женщины и быть привлекаемы по закону к культу предков в этой семье.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

In: «Complementi interdisciplinari di Patrologia». Roma, 1989. P. 300. 391 Wright G.E. The Literary and Historical Problem of Joshua 10 and Judges 1. «Journal of Near Eastern Studies», (1946). Р. 105–114. 392 Лахис был раскопан в 1930 и 1932 гг. британской экспедицией под руководством Л. Старки. Подробный обзор результатов этих раскопок содержится в работе диак. Г. Дзичковского: Дзичковский Геннадий, диак. Библейские события во времена Иисуса Навина и прор. Самуила в свете современных научных открытий. Загорск, 1971. С. 62–66. Приведем только небольшой отрывок этого замечательного описания: «В развалинах Лахиса найдено мало идолов. Историки предполагают, что израильтяне уничтожали их, а если они были сделаны из дорогих металлов – переплавляли. Однако, кое-что в Лахисе сохранилось… Там были обнаружены монументы с изображениями богов, а также множество мелких фигурок из металла. В основном это мужские божества. На них высокие остроконечные головные уборы. Очевидно, это идолы Ваала. Значительная часть фигурок бронзовая и покрыта серебряными или золотыми пластинками. В израильском слое Лахиса они совершенно исчезают» (С. 65). 393 Сикре допускает, что tvdwah может относиться к горным склонам западного берега Мертвого моря. Sicre J.-L. Josué. Navarra, 2002. C. 273. 394 Нот эту «землю Гошен» идентифицировал с Гари, встречающейся в тель-амарнских письмах. Альт предпочитал связывать ее с Гераром. Согласно Эйвину (Yeivin S. The Israelite Conquest of Canaan. Istanbul, 1971. P. 243–246) ее необходимо искать между самыми южными частями Ханаана (пустыня Негев) и Иудейским нагорьем. 397 Краткую историю раскопок Асора приводит в своей работе диакон Г. Дзичковский: Дзичковский Геннадий, диак. Библейские события во времена Иисуса Навина и прор. Самуила в свете современных научных открытий. Загорск, 1971. С. 69–73. См. также: Mazar A. Archaeology of the Land of the Bible. New York, 1992. P. 332. Maas F. Hazor und das Problem der Landnahme. Berlin, 1958. P. 105–117. Bienkowsky P. The Role of Hazor in the Late Bronze Age.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Vol. 1. P. 199-200), к-рый датируется ок. 1100 г. до Р. Х. Шекелеши [  ] впервые упоминаются среди союзников (или наемников) ливийских племен, атаковавших егип. дельту во времена фараона Мернептаха. Впосл. они появились в списке Н. м., к-рые, согласно надписи на стенах храма Рамсеса III в Мединет-Абу, обвиняются в разрушении мн. центров цивилизации бронзового века в Анатолии и Сирии и в последующем нападении на Египет. С большой степенью вероятности шекелешей можно отождествить с «народом   который живет на кораблях», как сообщается в письме хеттского царя угаритскому царю, скорее всего Аммурапи (RS 34.129; см.: Woudhuizen. 2006. P. 47-48). Как и у др. Н. м., история шекелешей после безуспешного нападения на Египет неизвестна. Возможно, нек-рые из них продвинулись в зап. направлении, сначала создав поселение в Юж. Италии, а затем в Сицилии. Греч. колонисты, прибывшие на Сицилию в VIII в. до Р. Х., встречали на юго-востоке острова людей, называвших себя сикелами. От них произошло название о-ва Сицилия. Вполне возможно, хотя и недоказуемо, что предки сикелов были представителями народа шекелеш. Деньенцы (Данунитяне) [  ]. Наименование этой этнической группы из списка Н. м. в Мединет-Абу (егип.  ) дает повод для дискуссии о ее происхождении. Выдвигались предположения о наличии связи между этнонимом «деньенцы» и одной из следующих исторических реалий: потомками микенских греков, называемых данайцами; библейским племенем Дан ; страной Дануна, упоминаемой в амарнских письмах сер. XIV в. до Р. Х. (EA 151:50) и скорее всего расположенной в Ханаане; страной Адана, находившейся в регионе, к-рый в греко-рим. период назывался Киликией . В гомеровском эпосе микенские греки называются ахейцами или данайцами (данаями). Египтяне для обозначения микенских греков взяли за основу 2-й этноним - δαναιο и произвели от него егип. вариант слова -   или   это слово впервые было засвидетельствовано в летописях Тутмоса III (1479-1425 или 1490-1436 гг. до Р. Х.). Позднее оно встречается в надписи на цоколе статуи Аменхотепа III (1390-1352 или 1402-1365 гг.

http://pravenc.ru/text/2564690.html

Города, отданные Хирамом. См. коммент. к 3Цар. 9:11 , где описывается, как Соломон отдал тирскому царю Хираму двадцать городов в Галилее. Если речь идет о тех же самых городах, то, возможно, Хирам, руководствуясь определенными соображениями, вернул их Соломону. Если же здесь имеются в виду другие города, то местоположение их и обстоятельства, связанные с их передачей, неясны. 8:3. Емаф-Сува. Ранее эти объекты упоминались порознь (см. коммент. ко 2Цар. 8 ), но во времена Соломона они, по-видимому, были объединены. Сува и Емаф находились на самой северной окраине Соломонова царства. Любой поход туда носил либо мирный характер, либо это была завоевательная кампания, наподобие тех, которые месопотамские цари называли походом «к морю». Емаф был известен своими прекрасными пастбищами, и позднее ассирийские цари использовали их для выпаса лошадей во время остановок в пути. Не исключено, что их использовал и Соломон, когда вывозил лошадей из Кувы (см. коммент. к 1:16). 8:4–6. Строительные проекты. См. коммент. к 3Цар. 9:15–19 о строительных проектах Соломона. Фадмор – это оазис Пальмира (около 125 миль к северо-востоку от Дамаска) на караванном пути, связывающем Палестину с Северной Аравией. Города-близнецы Верхний Вефорон (Beit Ur el-Foqa, в 2 милях к северо-западу от Гаваона) и Нижний Вефорон (Beit Ur el-Tahta, в полутора милях далее на северо-запад и ниже по отметкам рельефа на 1000 футов) охраняли Вефоронский проход. Этот проход ведет в Аиалонскую долину (упоминающуюся в амарнских текстах как Ayyaluna), соединяющую холмистую область страны с прибрежными равнинами. Высказывается предположение, что Вефорон упоминается в письмах из Амарны как Bit Ninurta. Ваалаф обычно отождествляется с Кириаф-Иаримом или местечком в его окрестностях к востоку от Иерусалима ( Нав. 15:9; 18:14 ). В Нав. 15он перечисляется среди городов Иуды (Кириаф-Ваал) и обычно отождествляется с Tell el-Azhar, в 9 милях к северо-западу от Иерусалима, однако это не подтверждается археологическими находками и небиблейскими источниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

д. Еще более разнообразны фразы князей о своей особе: «я, прах ног твоих, под сандалиями моего господина, земля, по которой ты ступаешь, подножие ног твоих, семь и семь раз падаю пред тобою ниц на землю, на грудь и спину». Или: «я слушаю слова моего господина, ибо кто, будучи собакой, не слушается?» и т. д. Рядом с этой массой мелких династов сидят в Сирии и египетские чиновники. Об их роли, отношениях к князьям и иерархии сведения наши не особенно богаты. Мы знаем, что по крайней мере иногда посылались в Азию на правах вельмож-наместников «царские уполномоченные на севере и на островах Средиземного моря», каковым был, например, герой легенды о взятии Яффы – Тути; обыкновенно речь идет о «вестниках» в северные страны и офицерах, «инспекторах» северных стран, заведывавших главным образом поступлениями дани и царскими магазинами. Высшие из них носили титул «текану» – «наблюдатель»: они объезжали периодически страну и разбирали тяжбы между вассалами. Последние называют в своих письмах своих непосредственных начальников семитическим словом «рабису»; их функции, судя по этим письмам, имели судебный и военный характер; вообще они были как бы посредниками между вассалами и двором. В обращениях к ним князья также весьма почтительны и «падают в ноги». Аскалонский князь пишет: «кто такая собака, что не слушается царского рабису?» Пользуясь своим положением, Они, конечно, не забывали себя. То же самое следует сказать о различных египетских вельможах в столице. Со многими из них азиатские вассалы поддерживали связи, возникшие еще, может быть, во время их воспитания при дворе, или имевшие другое происхождение. В затруднительных обстоятельствах к этим вельможам прибегали князья, как к могущим замолвить за них слово или вообще устроить их дела. Едва ли эти услуги делались даром; если даже вельможи и могли быть слишком высоки, чтобы зариться на золото, или не брали его по дружбе, они не отказывались от подарков. В эпоху Телль-Амарны упоминается несколько рабису. Область Амурру представляла округ рабису Пахамнаты, имевшего резиденцией город Сумур. Здесь были крепость и дворец фараона. Из других рабису упоминается Паур (может быть, Пахор) в Галилее, Рианапа (может быть, Ранофр) и т. д. Отношения князей между собою и, может быть, к египетским чиновникам, кроме телль-амарнских писем, могли бы быть выяснены и из результатов раскопок Зеллина в Тааннаке. Он нашел, между прочим, несколько документов из архива местного князька Иштарвашура (по другому чтению Аширатяшура). К сожалению, чтение их до крайности спорно и смысл чрезвычайно темен, не возбуждают сомнения только вступительные стереотипные приветственные фразы, а поэтому мы удерживаемся от привлечения этого материала и от соблазнительных выводов, которые сделал из него ассириолог Hrozny.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010