Из описания храма, сделанного крестьянином Ефимом Андреевым, известно, что храм в XIX веке имел пятиярусный иконостас, а его иконы возобновлялись в 1824 году. Сохранились также сведения о владельцах села Доможирка этого столетия: в 1838 году ими являлись дети Зиновьева, а во второй половине XIX века Косяровские (в 1870-76 гг. — Косяровская А.П. и Покровская С.П., видимо, сестры). О том, каким был храм в конце XIX века можно судить по плану из проекта на перестройку церкви, составленному П. Трифоновым в 1901 году. К этому времени первоначальное архитектурное решение церковного здания претерпело значительные изменения. Мы уже упоминали об утрате северной части П-образной паперти и переделке покрытий четверика и приделов. Кроме того, чертеж П. Трифонова фиксирует закладку арочного дверного проема в западной стене Никольского придела и пробивку дверного проема на месте ниши в южной стене этого же придела (она же северная стена четверика). В западной части северной стены четверика пробито окно. Такое же окно сделано в новой стене, сооруженной западнее северной стены четверика. Новый дверной проем пробит в северной угловой части западной стены четверика. Существенным переделкам подвергся южный придел храма. Судя по проектному чертежу П. Трифонова, к началу столетия он уже был частично расширен. Западная стена этого придела и примыкающая к ней восточная часть южной стены П-образной паперти были разобраны, а западнее южной стены придела сооружена новая Г-образная в плане кирпичная стена, примыкающая к сохранившейся части первоначальной стены южной паперти. Печальным событие в судьбе храма стал пожар, произошедший 19 ноября 1900 года. Как сообщает член императорской археологической комиссии академик П.П. Покрышкин, пожар начался от забытой восковой свечи в ризнице (Никольском приделе). Огонь не сразу заметили, поэтому из ризницы он перебросился на иконостас средней Троицкой церкви, так как боковые приделы сообщались ранее проходами с алтарем центрального придела. В результате огонь «уничтожил все деревянные части церкви: крыши, весь внутренний церковный наряд и архив». Не тронутой огнем, по сообщению прихожан храма, осталась только алтарная часть в приделе святой Параскевы, но и она требовала незначительного ремонта, который был сделан «к празднику Рождества Христова».

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Троицы...

В 1834 году храм был поставлен и 27 ноября было совершено освящение его придела в честь Покрова Пр. Богородицы. Иконостас для этого придела был взят из старой деревянной церкви села Бакланского. В том же году указом от 18 Октября, за 4746, сладчанским прихожанам разрешено было купить и перенести для постановки во второй придел (холодный) старый иконостас из Маслянской старой деревянной церкви. Освящение этого придела во имя Св. и Чуд. Николая состоялось уже в 1837 году. Хотя сладчанским прихожанам и было вменено в обязанность построить каменный приходский храм, но они о сем долгое время не заботились, а посему более 30 лет в Сладчанском селе продолжала числиться Мехонская кладбищенская церковь. В 1867 году 9 мая наконец совершилось заложение каменного двухпрестольного приходского храма, а 2 июля 1872 года совершено освящение придела в честь Покрова Пр. Богородицы. С освящением придела в каменном храме, надобности в существовании деревянной церкви не стало, а посему с разрешения епархиального начальства она была пожертвована прихожанами в Ирюмское село Шадр. уезда. В 1878 году 7 мая было совершено освящение главного храма. Чтимых икон в храме три: икона Св. Николая Чудотворца, икона Божией Матери " Достойно есть " , писанная и освященная на Афоне и приобретенная в молитвенную память о Государе Императоре Александре III и икона Всех Святых, писанная в Москве на память о чудесном спасении Августейшей семьи 17 октября 1888 года. Часовен в приходе 5: одна – в селе, одна – в поле, в 1 в. от села и по одной в каждой из приходских деревень. Школ всего 3: в селе – земская, в дер. Спициной – церковно-приходская и в дер. Черепановой – школа грамоты. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика: последние двое помещаются в церковных домах. Источник: " Приходы и церкви Екатеринбургской епархии " . Екатеринбург, 1902 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=48335

В недавнее время пристроен к юго-западной стороне церкви придел св. Андрея Первозванного 954 . Что касается до Моисеевского придела с левой стороны, то он существует с давних времен и, вероятно, со времени устройства каменной Никитинской церкви в 1406 году. Но наименование его после XVI века, кажется, изменилось. Основанием сему предположению служит то, что в XIV или XV веке не могло быть придела в честь святителя Моисея, скончавшегося в 1362 году и обретенного нетленным в 1676 году 955 . При царе Иоанне IV, в 1571 году, по случаю большой бури на Никитской улице у Государского двора, упоминаются приделы Покрова Пресвятой Богородицы и св. Николая 956 . Из них придел св. Николая и был на месте нынешнего Моисеевского 957 . Подтверждением сему служит древнее настенное изображение св. Николая совне вверху на восточной стороне придела. Что касается до придела, бывшего в колокольне; то он был вероятно, в честь Антония Великого , а по другим Феодосия 958 потому что в росписи церквей, произведенной в 1615 году после шведского разорения, значится в Никитинской церкви три престола: Никита великомученик, Никола Чудотворец и Антоний Великий 959 . А в 1748 году упоминается три придела: св. Николая, св. Моисея и Антония и Феодосия Печерских 960 . Последний придел значится под колокольнею. В XVI веке Никитинская церковь , как стоявшая подле дворца государева, пользовалась особенным царским вниманием и преимуществами. С этого, вероятно, времени и начался в нее крестный ход, продолжавшийся в XVII веке. По уставу Софийского собора, на день св. великомученика Никиты (15 сентября), совершаем был крестный ход из Софийского собора в Никитинскую церковь и положена была в ней архиерейская служба. Именно, в 7 часов утра благовест был на собор, а в начале 9 часа звон, вовремя коего собирались настоятели монастырей к святителю в крестовую палату, откуда шли с ним в собор. По облачении, начинался крестный ход, вовремя коего совершаем был молебен. На молебне пели первую статью пресвятой Троице и Благовещению, и святитель читал евангелие у Черного (Чудного) креста; 2-я статья на Опоках Успению пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В интерьере четверика - обилие голосников: в тимпанах подпружных сводов и в парусах, поддерживающих барабан. Барабан, видимо, сложен с применением горшков по примеру известных памятников этого периода, для уменьшения тяжести нагрузки на несущие своды и столбы. В алтаре одно растесанное в позднее время окно с высокой арочной перемычкой. Окна в жертвеннике и диаконнике так же растесаны, все три имеют железные решетки и остекление; боковые/в диаконнике и жертвеннике/заподлицо с фасадом. Наибольший интерес представляют 2 нерастесанных окна; верхнее в южной стене четверика, а также маленькое оконце из палатки в той же стене. Вероятно, растесаны и окна барабана. Надоконная бровка в виде выступающего треугольника - характерная для псковских памятников и всюду находящаяся на некотором расстоянии от самого проема, здесь сидит прямо на окне, являясь как бы его треугольной перемычкой. Придел Св.Троицы перекрыт по горизонтальным балкам. Толщина стен придела - 1.05 м. Большие оконные проемы придела, выходящие на северную и южную стороны, расположены ритмично, имеют решетки и фасадный декор. Подъем на колокольню в одной из боковых, состоящих при ней палаток, по деревянной лестнице, другая симметричная ей палатка используется под кладовую. Обе палатки имеют по одному большому окну, на фасаде объединенному с окнами придела единым архитектурным декором. Декоративная обработка фасадов четверика чрезвычайно скромна и заключается лишь в характерных псковских поясках орнамента из треугольников и впадинок. Такие пояски украшают апсиду и барабан, который поверх пояска орнамента украшен поясом аркатуры из ступенчатых арочных нишек. Выходящий из плоскости барабана аркатурный пояс, кроме эстетических соображений, выполняет роль карниза - опоры для нижних конструктивных элементов покрытия главы, отводящих потоки дождя от стен барабана. Основной строительный материал четверика, придела и колокольни - известняковая плита. Детали придела и колокольни выполнены из кирпича. Церковь обмазана и побелена. Основные габариты церкви: восток-запад - 33.5 м, север-юг - 9.8 м.

http://sobory.ru/article/?object=01355

И. Угрюмов («Архангелы Михаил и Гавриил» - на диаконских вратах главного алтаря; «Ап. Филипп», 1804. ГРМ; «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие», 1806-1811; «Спаситель» и «Богородица с Младенцем», 1806-1811, все в ГМИР), а также ученики Боровиковского С. А. Бессонов (утрачено не менее 8 его работ, сохр. только образ для юж. придела - «Брак в Кане Галилейской», ГМИР), А. Е. Егоров (сохр. эскизы его работ «Сошествие Св. Духа на апостолов», 1811, и «Положение во гроб», 1807, все в ГТГ), А. И. Иванов («Сретение Господне», «Крещение Господне» для главного иконостаса, ныне в ГРМ; «Спаситель», 1811; «Христос, воскрешающий сына вдовы», 1809; «Преображение», 1807-1809, для сев. придела; врата юж. придела «Архидиак. Лаврентий», ок. 1804, все в ГМИР) и др. Богоматерь с Предвечным Младенцем. Образ из иконостаса Казанского собора. 1806 г. Худож. О. А. Кипренский (ГРМ) Богоматерь с Предвечным Младенцем. Образ из иконостаса Казанского собора. 1806 г. Худож. О. А. Кипренский (ГРМ) В 1806 г. акад. Ф. И. Яненко начал писать запрестольные иконы для главного алтаря «Богоматерь Нерушимая Стена», «Св. Иоанн Предтеча» и «Св. Иоанн Богослов» (утрачены) и делать роспись «Тайная вечеря» в конхе алтарной апсиды. После смерти художника в 1809 г. их завершил Бессонов (1809-1811). С. С. Щукин - автор икон «Благовещение» для главного иконостаса (утрачена), «Бегство в Египет» для южного придела (ГМИР), «Св. Александр Невский» для главного иконостаса (ГРМ), «Ап. Прохор» для юж. дверей сев. придела (ГРМ). В ГМИР сохранились иконы, написанные для Антониево-Феодосиевского придела: «Обручение Девы Марии с прав. Иосифом» И. П. Чернова и «Св. Иоанн Богослов» И. Ф. Тупылева для главного иконостаса (между 1804 и 1810), «Обрезание Господне» Р. М. Волкова (после 1809), «Воскресение Христово» работы А. Л. Шустова (ок. 1811), «Явление Христа св. Марии Магдалине» и «Моление о чаше» А. Л. Витберга (ок. 1811). Крещение Господне. Образ из иконостаса Казанского собора. 1801–1811 гг. Худож. И. А. Иванов (ГРМ) Крещение Господне.

http://pravenc.ru/text/1319814.html

В 1834 году храм был поставлен, и 27 ноября было совершено освящение его придела в честь Покрова Пр. Богородицы. Иконостас для этого придела был взят из старой деревянной церкви села Бакланского. В том же году указом от 18 октября, за сладчанским прихожанам разрешено было купить и перенести для постановки во второй придел (холодный) старый иконостас из Маслянской старой Деревянной церкви. Освящение этого придела во имя Св. и Чуд. Николая состоялось уже в 1837 году. Хотя сладчанским прихожанам и было вменено в обязанность построить каменный приходский храм, но они об этом долгое время не заботились, а потому более 30 лет в Сладчанском селе продолжала числиться Мехонская кладбищенская церковь. В 1867 году, 9 мая, наконец совершилось заложение каменного двухпрестольного приходского храма, а 2 июля 1872 года совершено освящение придела в честь Покрова Пр. Богородицы. С освящением придела в каменном храме надобности в существовании деревянной церкви не стало, а потому, с разрешения епархиального начальства, она была пожертвована прихожанами в Ирюмское село Шадр. уезда. В 1878 году 7 Мая было совершено Освящение главного храма. Чтимых икон в храме три: икона Св. Николая Чудотворца; икона Божией Матери «Достойно есть», писанная и освящённая на Афоне, и приобретённая в молитвенную память о Государе Императоре Александре III, и икона Всех Святых, писанная в Москве на память о чудесном спасении Августейшей семьи 17 октября 1888 года. Часовен в приходе 6: одна – в селе, одна – в поле, в 1 в. от села, и по одной в каждой из приходских деревень. Школ всего 3: в селе – земская, в дер. Спицыной – церковно-приходская, и в дер. Черепановой – школа грамоты. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика: последние двое помещаются в церковных домах. Соровское село находится на юго-восток от Екатеринбурга и на восток от Шадринска, на расстоянии от первого 235 вер., и от второго 25 в. Приход расположен по течению реки Исети на низменной местности, изобилующей озёрами и болотами. Климат умеренный, но не здоровый: лихорадка и тиф, обычные болезни, присущие вообще болотным местностям, свили себе здесь прочное гнездо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«1729 г. Мая 8 дня главный престол при Владимирской деревянной церкви, Владимирской Богоматери образу, освящен преосвященным Иннокентием святым. Сбором денег для построения этого храма занимался неизвестный человек Данилушка, которого жители Иркутска называли блаженным, а потому и самую церковь прозвали Владимирскою-Данилушковою». Но в этой записи присутствует ошибка – освящение произошло не 8 мая, а 8 октября, что видно из предыдущих ссылок на документы и что подтверждает в своей работе священник П. Громов. После освящения Владимирского придела процесс восстановления придела во имя Иоанна предтечи продолжался еще без малого четыре года. Его освящение состоялось 10 июля 1733 г. Подробности неизвестны. Каменная Владимирская церковь была заложена вместо старой деревянной в 1775 г. и строилась в основном на средства иркутского купца Якова Протасова. Участвовали в сборе средств и ее строительстве прихожане этого храма, о чем кратко упоминается в ведомостях храма, что она «построена тщанием прихожан». Датой окончания постройки храма можно считать 1777 г., исходя из материалов, изложенных в «Иркутских Епархиальных ведомостях», где сказано об этом буквально следующее: «Спустя 60 лет, после своего построения, храм сей (первый деревянный – Авт.) обветшал и вместо него воздвигнут настоящий каменный двухэтажный храм в 1777-м году». После этого долгое время шла отделка храма, сбор необходимой церковной утвари, устройство иконостасов. По данным летописных изданий, первое освящение (вероятно, Владимирского придела в верхнем этаже, документы это не уточняют, – Авт.) состоялось 5 сентября 1780 г. Через три года, 25 октября 1783 г., был освящен в нижнем этаже престол во имя Димитрия Мироточивого. 8 февраля 1786 г. на отстроенную колокольню был поднят колокол в 200 пудов весом. 12-18 июня 1790 г. по левой стороне верхнего храма Владимирской церкви игуменом Вознесенского монастыря Ильей Литвинцевым был освящен придел во имя Зачатия Иоанна Крестителя (или – придел Иоанна Предтечи). О времени освящения последнего, четвертого придела, – Рождества Христова, никаких данных не выявлено. В «Описании Иркутского наместничества 1792 года» о Владимирской церкви сказано следующее: «2-я церковь Владмирска, каменна, нова, о двух департаментах, стояща на Идинской стороне и недавно построена коштом доброхотных дателей на место деревянной, коя была состроена в 718 году. В ней четыре престола: 1-й – Владимирской богоматери, 2-й Иоанну Крестителю – холодные; третия – Рождеству Христову, четвертая – великомученику Димитрия – теплы». Следовательно, освящение теплого Рождественского придела произошло в период 1790-1792 гг. Сразу же в первый период строительства церковь была покрыта листовым железом.

http://sobory.ru/article/?object=30411

. Переделка производилась на средства, собранные горожанами и вырученные от продажи леса в принадлежащих собору двух пустошах. В общей сложности на нее было затрачено 16 тыс. руб. Были осуществлены следующие работы: сломаны каменные подвальные своды и опущен пол; длина Рождество-Богородицкого придела увеличена за счет за счет разборки стен алтаря и пристройки к нему новой части, вынесенной на восток; разобраны два наружных боковых крыльца и заменены одним входом в средней части колокольни; маленькие окна северной стены увеличены до больших полуциркулярных путем пробития, а окна с южной стороны – за счет разборки этой стены до подоконников и нового выкладывания; по бокам притвора с западной стороны были сделаны пристройки для ризницы; подведен цоколь по фасаду из Путиловской плиты; сделан карниз из кирпича по фасаду; свод увенчан световым куполом с круглыми окошками, напоминающими иллюминаторы. Результаты реконструкции вполне отвечали поставленным задачам, но уникальный трапезный храм был принесен в жертву обычным приходским потребностям. В 1911 г. епархиальный архитектор Андрей Петрович Аплаксин отозвался об этом так: «Рождество-Богородицкий собор в Новой Ладоге под предлогом почнки был до основания разобран и вновь воздвигнут в стиле, имени которому не подберешь…». В том же 1911 г. Императорской Археологической комиссией был утвержден проект Аплаксина по расширению новоладожского собора за счет пристройки с южной стороны третьего придела. Кроме этого предусматривалось переделать «щуруповский» купол, который, по мнению комиссии, имел характер павильонного и не очень шел к фасаду. Новый купол с с восьмью большими полуциркулярными окнами был незамедлительно сообружен. Именно этот купол мы видим сегодня. А вот закладка нового придела задержалась. Только в 1914 г. было начато его строительство, но начавшаяся Первая мировая война не позволила осуществить проект до конца. Невысокя часть стены нового придела простояла до середины 1950-х гг, затем была разобрана. Во время прредпоследней переделки Иоанно-Богословского собора (сейчас по имени большего придела его чаще называют собором Рождества Богородицы, это же название закрепилось в официальном современном названии прихода), в 1877 г.

http://sobory.ru/article/?object=00126

И действительно храм был сказочно красив. Особенно зимой. Окрашенный розовой краской, с белыми наличниками и карнизами, золотыми куполами, он выделялся ярким пятном среди белых снегов. А чуть ниже куполов громоздились, горели многоярусные кокошники - символ Огня Небесного. Богатый и необычайно разнообразный декор храма выполнен с применением лекального кирпича, резного камня и поливных изразцов. Стены храма были из красного кирпича, все декоративные элементы и пилястры были белого цвета, изразцы — зеленого. Храм имел четыре придела: во имя святого Пророка и Предтечи Иоанна, святых страстотерпцев и благоверных князей Бориса и Глеба, святителя Николая Чудотворца и преподобного Макария Унженского Чудотворца. Над подклетом возвышается четырехугольная средняя часть храма, увенчанная одной главой; по углам расположены четырехугольные же пристройки приделов, с отдельною главкою над каждым, так что храм в общем является пятиглавым; приделы соединяются более низкой папертью; замечательно устройство северо-западного придела, который приходится как раз на пересечение двух папертей. Алтарное полукружее его вдается в паперть, а для независимого сообщения между папертями сделан узкий изломанный проход в толще стены. Сохранность этого придела тем важнее, что стены соответствующего ему юго-западного придела уже растесаны, и он обращен в простое угловое соединение папертей. В 60-х годах 19 века два западных придела были уничтожены и соединены с восточными. В середине 19-го века было сломано западное крыльцо, и сооружена колокольня. Все стороны храма в соответствии с русским пониманием красоты разные. Храм организован как под восприятие с большого расстояния, так и с близкого, а смещение центрального объема к востоку (относительно приделов) создает красивый вид с реки — старинного пути сообщения. Храм Казанской иконы Божией Матери был передан Покровскому женскому монастырю в разрушенном, оскверненном и крайне плачевном состоянии. То, что не доделали богоборцы в 20-е годы, доделали непогода, пожар и набеги варваров-туристов.

http://pravoslavie.ru/15233.html

А в 1860 г. по инициативе и на средства Э.Д. Нарышкина в селе Эммануиловка была построена новая теплая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Храм однопрестольный, построен из дерева, с наружи обшит тесом, внутри оштукатурен. Иконостас трехъярусный, позолоченный. Над храмом возвышаются две главки, одна позолоченная над храмом, другая над шатровой колокольней. Позднее, помимо церкви в селе имелись церковно-приходское попечительство и одноклассная смешанная церковно-приходская школа. В 1930-ые годы храм был закрыт и служил складом под зерно. В 1945 году не задолго до Дня Победы в Великой Отечественной войне храм был открыт. Служил в нём прот. Василий Яковлев 17 лет, после него прот. Виктор, до марта 1972 года. В марте 1972 года поступил на службу прот. Георгий Глазунов. В 1978 году по благословению высокопреосвященного архиепископа Симона был пристроен придел с правой стороны от главного придела во имя Святителя Феофана Затворника Вышенского, а с левой стороны от главного придела пристроена паномарка. 5-го июля 1988 года было совершено освящение престола главного придела в связи с заменой старого престола на новый, а 6-го июля совершено освящение придела во имя Святителя Феофана Затворника Вышенского. В этот же день было и прославление Святителя Феофана. Мощи его были установлены справа от царских врат перед иконостасом придела Святителя Феофана Затворника Вышенского. Совершал службу и прославление Высокопреосвященный Симон архиепископ Рязанский и Касимовский. В 1991 году в июне месяце храм преп. Сергия посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Служил молебен и поклонился св. мощам Святителя Феофана. В 1994 году праздновали 100-летие со дня кончины Святителя Феофана. Возглавлял службу митрополит Питирим, ему сослужили архиепископ Симон, архиепископ Евлогий Владимирский и Суздальский и епископ Валентин. В 2002 году в июне месяце мощи Святителя Феофана были перенесены в Вышенский женский Успенский монастырь. Возглавлял службу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

http://sobory.ru/article/?object=20344

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010