Вмц. Екатерина с житием. Икона. Кон. XVI в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») Вмц. Екатерина с житием. Икона. Кон. XVI в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») Развитие почитания Е. в XV-XVI вв., выразившееся в увеличении числа изображений святой как на отдельных иконах, так и в составе избранных святых, в т. ч. в минейных циклах, было определено рядом факторов. Одна из причин - интенсивность контактов с мон-рем вмц. Екатерины на Синае; в кон. XV - нач. XVI в. в Москву были перенесены частицы мощей святой. По сведениям, выявленным В. А. Меняйло, крест с мощами Е. был вложен в Архангельский собор Московского Кремля Иоанном IV Грозным; неск. мощевиков с частицами мощей хранились в Благовещенском соборе ( Меняйло. 2000. С. 94). Особо почиталась Е. в семье московских великих князей, т. к. являлась небесной покровительницей матери жены Иоанна III, Софии Палеолог. Известно, что складень с мощами Е. был выполнен по заказу Иоанна III перед его походом на Вел. Новгород (1471). В 1-й трети XVI в. в мастерской вел. кнг. Соломонии Сабуровой (?) была создана подвесная пелена «Вмц. Екатерина» (ГММК), где великомученица изображена в рост со свитком в руке. Такие фронтальные - поясные и ростовые - изображения преобладали в живописи Москвы и Ср. Руси: напр., на иконе из Мурома кон. XVI в. (МИХМ) - по пояс; на иконе из Вознесенского мон-ря в Московском Кремле, 1686 (?) в окладе 1686 (ГММК) - в рост. На свитке обычно воспроизводится текст ее молитвенного обращения к Господу: на указанной иконе из МИХМ фрагменты надписи: «Господи Боже мой, услыши мя, елико аще тебе ся молю. Аще кто воспомянет имя мое Екатерину при исходе душа его, проводи его миром». В XVI в. в рус. иконописи, очевидно, появились первые изображения Е. с орудием мучения - колесом («Походная церковь», ТОКГ); поясные фигуры святых на псковской иконе «Свт. Николай», Галерея Р. Темпла, Лондон). Вмц. Екатерина с житием. Икона. 1668 (?) г. (ЯХМ) Вмц. Екатерина с житием. Икона. 1668 (?) г. (ЯХМ) С XVI в. в рус. искусстве складывался иконографический вариант, не встречающийся в византийском или балканском искусстве,- «Моление вмц.

http://pravenc.ru/text/189599.html

XVII в. из Московского Кремля, икона вмц. Екатерины (с надписью на обороте: «Моление воеводы Петра Головина, 1678» из ЦМиАР, 2-я четв.- сер. XVII в. ЦМиАР); «Вмц. Екатерина, со сценами жития», кон. XVII в., АМИИ; «Вмц. Екатерина, с 4 сценами жития», 1-я пол. XVIII в., Русский Север, ЦАК МДА - у Христа свиток; «Вмц. Екатерина» (2-я четв. XVIII в., ГТГ). На развернутом свитке Е. в большинстве случаев воспроизводится текст ее молитвы к Господу, иногда читаются слова из Символа веры. В развернутом варианте композиции у ног Е. изображают коленопреклоненные фигуры (иконы 30-40-х гг. XVI в. и XVIII в. из собрания М. Е. Елизаветина). В нек-рых произведениях в ответ на моление Е. Христос протягивает ей свиток (иконы из собрания М. Е. Елизаветина, ЦМиАР, ЦАК МДА). В XVIII в. под влиянием западноевроп. образцов, а также в связи с изменением текста Жития (об этом см. ниже) сложилась иконография «Обручение вмц. Екатерины». Е. сидит, на коленях Богоматери Младенец Христос надевает кольцо Е., что символизирует обручение святой с Церковью и Христом, у ее ног - орудия мучений (сломанное колесо и меч), в руках пальмовая ветвь (знак грядущей победы над смертью). Это изображение представлено на иконе мастера Василия Афанасьева Аленева, 1778 г., Вел. Устюг (частное собрание) и на иконе 80-х гг. XVIII в., оклад 1786 г. (клеймо пробирного мастера «Н·М»), С.-Петербург (частное собрание). С XIX в. композиция встречается в гравюрах, лито- и хромолитографиях. Сохранился рисунок с изображением этой сцены ярославского иконописца Константина Серебрен(н)икова (1-я пол. XIX в., ГИМ). Кольцо в руках у Христа с XVIII в. встречается в изображениях молящейся Е.: икона 1-й четв. XVIII в., Москва (ГТГ); икона, 1721 (ГРМ). Вмц. Екатерина. Икона. Кон. XVII в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») Вмц. Екатерина. Икона. Кон. XVII в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») В рус. искусстве известно неск. икон XVII-XVIII вв., копирующих критские памятники с образом сидящей Е. («тип Палладаса»), напр. икона из ГРМ (ошибочно опубликованная как средиземноморский памятник в кн.: Синай, Византия, Русь.

http://pravenc.ru/text/189599.html

Возможно, к сюжету Жития святой, содержащегося в «Золотой легенде» Иакова из Варацце, восходит образ Е., попирающей нечестивого царя (рим. имп. Максенция), при этом она могла быть изображена с книгой в руках (каменная скульптура сер. XIII в., собор в Падерборне, Германия), с мечом (деревянная скульптура, XVI в., Германский национальный музей, Нюрнберг), с книгой и мечом (деревянная скульптура нач. XVI в., ГЭ), с колесом и мечом (каменная скульптура собора Страсбурга, ок. 1330), с колесом, книгой и мечом (картина «Вмц. Екатерина» неизвестного нидерландского художника последней четв. XIV в., Метрополитен-музей, Нью-Йорк; картина Луки Лейденского, XVI в., Городской музей, Пиза). С XIV в. распространение получил встречающийся и ранее (фреска в апсиде церкви в Монморийоне, Франция, кон. XII - нач. XIII в.) сюжет «Мистическое обручение вмц. Екатерины» (восседающий на коленях Богоматери Младенец Христос (реже - Христос-Средовек: рельеф из житийного цикла, Тино да Камаино, 1-я треть XIV в., ц. Санта-Мария Доннареджина в Неаполе) вручает Е. кольцо): образ Микелино да Безоццо, ок. 1420, Национальная пинакотека, Сиена; витраж капеллы семейства Фольккамеров в хоре нюрнбергской ц. св. Лаврентия, мастер П. Геммель, 1481; Дж. Б. Бертуччи, ок. 1510-1515, Музей изобразительных искусств, Будапешт; А. Корреджо, «Обручение вмц. Екатерины в присутствии св. Себастьяна и с мученичеством двух святых», ок. 1526-1527, Лувр, Париж; Пармиджанино, между 1531 и 1535, Национальная галерея, Лондон; А. Санчес Коэльо, 1578, Прадо, Мадрид). Помимо сцен видений Е. (наряду с темой мистического обручения «Явление Богоматери ап. Луке и вмц. Екатерине» - А. Караччи, 1592, Лувр, Париж) в качестве выделенных из житийного цикла сюжетов получили распространение композиции с изображением мучений (витраж «Св. Екатерина перед императором; Бичевание», кон. XIV в., собор архидиак. Стефана, Вена; картина Л. Орси «Мученичество св. Екатерины», ок. 1560, Галерея д " Эсте, Модена; средник «Алтаря вмц. Екатерины», Л. Кранах Старший, ок. 1506, Картинная галерея, Дрезден; Я. Бассано «Св. Екатерина и мученики Александрии» (или «Мученичество св. Екатерины»), 1545, Городской музей, Бассано-дель-Граппа; Веронезе «Заточение вмц. Екатерины», ок. 1580-1585, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), а также композиция «Диспут вмц. Екатерины с философами» (фреска Пинтуриккио с учениками в Зале святых, Ватикан, 1492-1494; фреска Дж. А. Порденоне в ц. Санта-Мария ди Кампанья, Пьяченца). Реже в качестве самостоятельного сюжета избирались эпизоды, связанные с чудесным сокрушением колес (миниатюра, ок. 1480,- Paris. lat. 920. Fol. 288v), коронованием, перенесением мощей Е. на Синай и вознесением ангелами души святой.

http://pravenc.ru/text/189599.html

Чудеса св. Евстратия. Фрагмент эпистилия. 2–3-я четв. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Согласно постановлению VII Вселенского Собора, разработавшего догмат об иконопочитании, неотъемлемой принадлежностью иконы является надписание имени святого, устанавливающее тождество между изображением и его прототипом. Надписи с поясняющим текстом сопровождают каждое клеймо Ж. и. В ранних памятниках они лаконичны. С увеличением повествования надписи становятся более содержательными. Если на Ж. и. XIV-XV вв. в сюжете исцеления больного надпись краткая, то в более поздних памятниках могут быть указаны имя исцеленного и его недуг. В настоящее время среди сохранившихся Ж. и. одной из древнейших является больших размеров кипрская икона «Вмц. Марина, с житием» (106×62 см) из ц. вмц. Марины (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия). В среднике вмц. Марина изображена в позе оранты; клейма сохранились лишь на левом поле. Атрибуция иконы затруднена вслед. плохого состояния красочного слоя: по мнению А. Папагеоргиу, она стилистически близка к синайским памятникам VIII-IX вв. (см.: Παπαγεοργιου. 1991. Σ. 5, 8-9), кон. XII в. предлагает датировать образ Шевченко ( Š ev enko. 1999. P. 150). Св. Иоанн Креститель, с житием. Икона. Нач. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Св. Иоанн Креститель, с житием. Икона. Нач. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) К XI в. восходит фрагмент триптиха с изображением Богоматери из «Благовещения» и 2 сценами из Жития свт. Николая Чудотворца (сюжеты рукоположения) из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Из того же собрания происходит уникальный эпистилий 2-3-й четв. XII в. «Чудеса св. Евстратия», где на 2 досках представлено 11 сюжетов; смысловой центр эпистилия - 3-фигурный Деисус. Иное композиционное решение на иконе из того же собрания «Св. Иоанн Креститель, с житием» (посл. четв. XII в.): 3 сюжета («Благовестие Захарии», «Рождество Христово», «Крещение») расположены в медальонах, вписанных в завершение арочной формы. Много Ж.

http://pravenc.ru/text/182315.html

Екатерина» (Екатеринбург, до 1923, ЕМИИ). С кольцом и мечом Е. изображена на иконе Алексея Колмогорова (?) «Вмц. Екатерина» (ок. 1778, ВОКМ). Вмц. Екатерина с житием. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (АМИИ) Вмц. Екатерина с житием. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (АМИИ) Судя по обилию Екатерининских престолов в разных храмах (в т. ч. домовых) традиция изображения Е. в синодальный период была весьма развитой, но о ней в наст. время известно мало. С XVIII в. дошло мн. образов Е., созданных в академической манере живописи: в иконостасе Большого собора Зимнего дворца (икона 1762, ГЭ), в Исаакиевском соборе, др. храмах С.-Петербурга, в церквах его пригородных дворцов, в храмах провинциальных городов (иконы И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. И. Бельского). «Вмц. Екатерина и прор. Анна» (1748-1751), написанная для ц. Воскресения словущего в Аничковом дворце, С.-Петербург; образ «Вмц. Екатерина» (с кольцом и мечом) (ок. 1778, Алексей Колмогоров (?), ВОКМ); «Вмц. Екатерина и сщмч. Ианнуарий» (кон. XVIII в., из ц. вмц. Екатерины на Васильевском о-ве в С.-Петербурге, ГЭ). На иконах XVIII-XIX вв. традиц. письма Е. представлена в ранней иконографии (в царском облачении, с короной на голове и крестом): икона «Избранные святые» из коллекции Н. Паниткова (кон. XVII - нач. XVIII в.), образ «Избранные святые жены (Параскева, Екатерина, Улита с сыном Кириком и Варвара) в молении пред образом Спасителя» (2-я четв.- сер. XVIII в., частное собрание). В этот период изображения Е. часто встречаются на предметах мелкой пластики, рельефах слоновой кости, медальонах, в шитье, иконах народного письма (плакетка слоновой кости XVIII в., ГЭ), финифть (2-я пол. XVIII в., ГЭ). В связи с ее почитанием как покровительницы при исходе души и помощницы в трудных родах ее иконы находились во мн. семьях. На образе «Богоматерь с праздниками и избранными святыми» из Деисуса (2-я пол. XIX в., Верхотурский у. Пермской губ., частное собрание, Екатеринбург; надпись: «Муч. Екатерина освобождение жен от трудного рождения»).

http://pravenc.ru/text/189599.html

В наст. время мощи состоят из честной главы и левой руки. Разницу между первоначальной находкой целиком нетленного тела святой и его нынешним состоянием традиционно считают результатом раздачи на протяжении веков частей мощей знатным паломникам. Приблизительно с XI в., с ростом почитания вмц. Екатерины, Синайский мон-рь, посвященный Пресв. Богородице и Неопалимой Купине, с собором в честь Преображения Господня стал называться также Е. в. м. В XIII-XIV вв. новое название вытеснило предыдущие. Почитание вмц. Екатерины широко распространилось в Зап. Европе, знакомой с синайскими святынями по рассказам паломников и синайских монахов - сборщиков милостыни. В 1026/27 г. мон. Симеон с частицей мощей вмц. Екатерины пришел в Руан, где получил богатую милостыню для Е. в. м. По его примеру в Европу прибыл Синайский еп. Иорий, умерший в Бетюне (Франция) в 1033 г. Чудеса, совершавшиеся у мощей вмц. Екатерины в Руане, вызвали всплеск религиозного энтузиазма верующих. В XI-XIII вв. вмц. Екатерине было посвящено множество церквей и часовен, сложилась обширная агиографическая лит-ра. Серебрянный потир. Вклад франц. кор. Карла VI. Париж. 1411 г. (мон-рь вмц. Екатерины) Серебрянный потир. Вклад франц. кор. Карла VI. Париж. 1411 г. (мон-рь вмц. Екатерины) Один из самых мрачных периодов истории христиане Синая пережили в правление фатимидского халифа аль-Хакима (996-1021), известного жестокими преследованиями инаковерующих, а также конфискацией церковных и монастырских имений в своем гос-ве. Ок. 1012 г. аль-Хаким приказал предводителю синайских бедуинов Ибн Гайясу уничтожить все церкви и мон-ри на Синае. Были срыты церкви в Аджруде, Эль-Кульзуме (Клисма), мон-рь св. Иоанна Предтечи близ Эт-Тура. Оттуда Ибн Гайяс отправился к Е. в. м. Однако один из иноков обители, Сулейман ибн Ибрахим, бывш. чиновник фатимидской администрации, убедил его пощадить мон-рь в обмен на выдачу всех его сокровищ. Кроме того, разрушение такого массивного сооружения было трудновыполнимо. Предположительно к этому времени (нач.

http://pravenc.ru/text/189637.html

На этом не заканчивается история церкви вмц. Ирины, так как Ирининский приход не смирился с таким ходом событий. Летом 1764 года прихожане обратились с челобитной к императрице Екатерине II в Санкт-Петербург. Необходимость строительства новой церкви просители объясняли ростом населения в Покровском и невозможностью вмещаться в существующие храмы. 5 августа 1764 года митрополит Московский и Калужский Тимофей (Щербацкий) сообщил о том, что Екатерина II приняла решение о строительстве новой церкви в Покровском. Ирининские прихожане начали «обивать пороги» вотчинного управления и Московской Духовной консистории. 4 октября 1764 года в вотчинную контору были призваны крестьяне Иван Козмин и Гаврило Вавилов, которые заверили, что собираются строить храм не за казенный счет, а за пожертвования прихожан. Под влиянием Екатерины II новую деревянную церковь решили назвать в честь великомученицы Екатерины, а в честь великомученицы Ирины освятить придел. 18 и 22 ноября 1764 года в Московскую Духовную консисторию явились все желающие строить новую церковь в Покровском. Был составлен список из 24 человек, которые выразили свое согласие строить деревянный храм за свой счет. Летом 1765 года была выделена земля близ Гаврикова переулка к Яузе, т.е. в районе современных Ирининских переулков. В клировых ведомостях 29 сентября 1765 года отмечается как день построения деревянной приходской церкви вмц. Екатерины с приделом вмц. Ирины. 17 февраля 1766 года состоялось освящение храма. К концу XVIII в. деревянная церковь св. вмц. Екатерины пришла в ветхость и угрожала падением, поэтому свящ. Михаил Петров начинает возводить каменный храм и подает прошение митр. Московскому и Калужскому Платону (Левшину) об упразднении старой деревянной церкви. В июле 1792 года был заложен главный престол, который 1 апреля 1800 года освящен во имя Живоначальной Троицы. Храм был построен с двумя приделами св. вмц. Екатерины и св. вмц. Ирины. В 1794 году также возвели колокольню. В 1812 году бывшее село Покровское переживет еще один пожар, связанный с войной между Россией и наполеоновской Францией. Огонь, пройдя по Басманной, затронул часть Покровской улицы и остановился перед храмами Покрова Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца в Покровском. Церковь Троицы Живоначальной близ Немецкого рынка и сам рынок изрядно пострадали в то время.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_великомуч...

Екатерины о народе»: святая со свитком в руке в молении Спасителю, за фигурой великомученицы - палач, вынимающий меч из ножен; иногда рядом изображается колесо и крепостные сооружения, воспроизводящие, как считается, стены монастыря вмц. Екатерины на Синае или города Александрии, где святая пострадала. По предположению Меняйло, на формирование этой иконографии оказало влияние почитание Е. как заступницы «при исходе души»: согласно тексту Жития, перед казнью она молила Господа простить все грехи тем, кто помянет ее перед смертью. Лит. основой этого сюжета послужил текст Жития, известный на Руси по сборнику Миней Четьих, составленному митр. Макарием в сер. XVI в. По мнению Меняйло, это подтверждается рядом фактов: на иконах, представляющих Е. в молении, нередко воспроизводился схожий по смыслу текст; вел. кн. Василий III перед кончиной велел принести образ Е., что, по описанию «Книги степенной царского родословия», может быть истолковано как моление об отпущении грехов (ПСРЛ. М., 2000. Т. 6. С. 273). В ц. во имя вмц. Екатерины, существовавшей в великокняжеском дворце в Кремле, вел. княгини и царицы получали разрешительную молитву после родов и причащались во время постов. На формирование этой иконографии также повлияли иконы «Моление Богоматери о народе» московского извода. Житие вмц. Екатерины. Створки складня-кузова. Посл. треть XVII в. (старообрядческий Покровский собор на Рогожскм кладбище, Москва Житие вмц. Екатерины. Створки складня-кузова. Посл. треть XVII в. (старообрядческий Покровский собор на Рогожскм кладбище, Москва Варианты композиции «Моление вмц. Екатерины перед Спасителем» встречаются в шитье и в иконописи (в XVI в. преимущественно в памятниках Вел. Новгорода и Пскова); среди наиболее ранних: «Усекновение главы вмц. Екатерины, с житием» (30-40-е гг. XVI в., Вел. Новгород, собрание М. А. Елизаветина); шитая пелена с клеймами жития из Хутынского мон-ря (1-я треть XVI в., НГОМЗ); икона 1-й четв. XVI в. (Москва, ГТГ - Антонова, Мнева. Кат. 411); икона 1-й пол.- сер.

http://pravenc.ru/text/189599.html

На средства генерального судьи Михаила Вуяхевича с сев. стороны к Михайловскому собору был пристроен каменный низкий придел во имя вмц. Варвары и перестроены купола. Улучшение благосостояния К. З. м. позволило в 50-х гг. XVII в. отремонтировать Михайловский собор: вместо деревянной укрепить железную кровлю, на средства гетмана Хмельницкого главный купол покрыть медью и позолотить. В 1718 г. на средства гетмана Скоропадского был сооружен резной 5-ярусный иконостас Михайловского собора, один из богатейших в Киеве. В 1746 (?) г. архим. Сильвестр IV (Думинский (Думневич)) доносил митр. Киевскому Рафаилу (Заборовскому) , что Михайловская ц. обветшала и «во многих местах поразседалася». Назначенная митрополитом комиссия обнаружила, что в алтарной стене образовалась щель, «от горнего места до арки, при которой стоит иконостас»; стены, отделяющие храм от приделов, «наклонились», в них также образовались большие щели. Купол раскололся на 4 части и грозил обрушением; в зап. своде и зап. куполах тоже зияли щели и трещины. Фундаменты приделов, заложенные при 1-й кладке «мелко», осели; новые стены приделов отошли от стен главного храма как на восток, так и на запад. Во временно запечатанном храме были устроены контрфорсы у сев., зап. и юж. стен, по 4 с каждой стороны, перестроены своды древнего храма и купол. Между контрфорсами выведены каменные палатки для устройства ризницы, хранения свечей и др. церковных принадлежностей. Ок. 1713 г. на средства киевского ген.-губернатора Д. М. Голицына в соборе был перестроен сев. придел вмц. Варвары, стены к-рого расписаны в 1818 г. Голицын заказал для Варваринского придела деревянный резной иконостас и деревянный балдахин над ракой с мощами вмц. Варвары. В 1877 г., при еп. Порфирии (Успенском), на средства московского купца В. Зенина был построен новый 3-ярусный позолоченный иконостас. В 1731 г., возможно на пожертвования имп. Петра I и его супруги Екатерины, с юж. стороны Михайловского собора симметрично Варваринскому был пристроен придел во имя вмц. Екатерины. В 3-ярусном иконостасе имелись иконы великомучениц Екатерины и Варвары в серебряных ризах. Для освещения собора между основным объемом и приделами были вырезаны широкие арки. В 1820 г. на средства иером. Иеронима стены Екатерининского придела были расписаны сценами из Апокалипсиса; в 1888 г. росписи «возобновлены».

http://pravenc.ru/text/1684565.html

Вмц. Екатерина. Список чудотворной иконы. XVII в. В обители почитался чудотворный образ вмц. Екатерины, дар царя Алексея Михайловича. В 1764 г. икона находилась в местном ряду соборного иконостаса - «венец с короною, корона вынизана разными каменьями, переденка жемчугом с каменьями, поля и ризы чеканныя, по обе стороны страдания ея. Без окладу на том же образе привесов: 3 креста серебряных небольшия ис которых один с мочьми». К иконе имелся «привес» - небольшой образ вмц. Екатерины, «написан на финифте, обложен серебром». Со времени эпидемии холеры 1831 г. начали совершаться крестные ходы по близлежащим селениям с иконой вмц. Екатерины. В расходных книгах Оружейной палаты XVII в. имеются сведения о выдаче денег иконописцам, выполнившим для Е. м. 31 икону. Возможно, тогда же дочь царя Алексея Михайловича царевна Екатерина, чье рождение было возвещено на этом месте, принесла в дар храму икону «старинного письма» - чудотворный образ сщмч. Антипы. Согласно составленной в марте 1764 г. описи, в алтаре Екатерининского храма хранилось 12 старинных икон, украшенных серебряными окладами с золотыми венцами, жемчугом и драгоценными камнями, в ризнице - вызолоченный ковчег с частицами мощей вмц. Екатерины и частицы мощей др. мучеников. В ризнице Е. м. хранилось 2 боевых знамени Отечественной войны 1812 г. и Бородинского сражения с вышитыми вензелями имп. Александра I на одной стороне и двуглавыми черными орлами на другой. Реликвии принес в дар Е. м. владелец с. Суханова фельдмаршал кн. П. М. Волконский. В числе святынь, привезенных в Е. м. в 1918 г. из Красностокского мон-ря Гродненской губ., был один из списков XVIII в. чудотворной Красностокской иконы Божией Матери . 1918-2008 гг. В янв. 1918 г. в Е. м. были поселены прибывшие из-под Гродно 164 насельницы Красностокского жен. мон-ря во главе с игум. Еленой (Коноваловой). Остававшиеся в муж. обители монахи по указу Синода были переведены в Высоцкий серпуховской мон-рь и др. обители Московской губ. В 1918 г. Е. м. был закрыт и обращен в жен.

http://pravenc.ru/text/189639.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010