Святыни Софийского собора составляют мощи святых угодников Божиих и чудотворные иконы. Св. мощи На правой стороне собора пред иконостасом придела св. Архистратига Михаила, в углублении, почивают в серебряной раке мощи священно мученика Макария, митрополита Киевского, убитого татарами 1 мая 1497 г. в м. Скрыголове, Мозырского уезда, Минской губернии, принесенные оттуда в Киев. Ежегодно 1 мая мощи сии торжественно обносятся вокруг собора после литургии. Кроме того, в обложенной серебром раке, стоящей на левой стороне собора у северной стены Георгиевского придела, и в малом ковчеге, стоящем пред иконостасом Антоние–Феодосиевского придела, на правой стороне собора, находятся некоторые святыни и частицы мощей св. угодников вселенской Церкви и нашей русской церкви. Чудотворные иконы В Софийском соборе находятся следующие чудотворные иконы: 1) при входе в собор, налево от главных западных дверей, внизу находится икона Божией Матери „Любечская“, принесенная из Любеча, Черниговской губер., в XVII в.; 2) на хорах с правой стороны, у колонны Андреевского придела, находится принесенная из Купятицкого монастыря, Минской губ., захваченного униатами в XVII в., чудотворная икона Божией Матери „Купятицкая“ и 3) на хорах с левой стороны, у колонны Николаевского придела, образ святителя Николая мокрого, прославленный многими чудесами и с древнейшего времени находящийся в Софийском соборе. Кроме того, в Софийском соборе находятся почитаемые народом иконы: Божией Матери „Дубовицкая“, св. великомуч. Иоанна Воина и св. великомучен. Пантелеймона Целителя. Достопримечательности Софийского собора К достопримечательностям Софийского собора принадлежат: 1) находящаяся на левой стороне его, в алтаре Владимирского придела, мраморная гробница, по преданию, храмоздателя собора в. кн. Ярослава Владимировича, скончавшегося 19 февраля 1054 г., 2) мраморная же гробница одного из погребенных в соборе Киевских князей, как полагают, именно в. кн. Владимира Мономаха , находящаяся в приделе св. Владимира; 3) ризница и 4) библиотека, хранящиеся в особых помещениях собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

В Московской духовной консистории 13 марта 1760 года было решено послать в Сретенский монастырь присутствующего Иоанна, иерея Спасского, и «велеть ему учинить осмотр в помянутой трапезе храма святителя Николая к построению требуемого придела: не будет ли в этой трапезе утеснения и темноты или какого повреждения, и учинить всему план; и того монастыря игумен с братией к построению того придела согласны ли, о том взять от них письменное известие. Сверх же того осмотреть, не имеется ли в том монастыре в церквях каких ветхостей, починки требующих, и буде имеются, то оные описать примером, коликим коштом те ветхости исправить можно, и тот осмотр, план и от игумена с братией известие и опись подать в консисторию при обыкновенном доношении и по подаче предложить к докладу» . Иерей Иоанн Спасский по осмотре докладывал, что «в той трапезе к построению вышеписанного придела новоявленного Димитрия Ростовского, чудотворца, утеснения и тесноты и никакого повреждения не будет» . Игумен Аарон с братией также выражали свое согласие на строительство придела . В мае 1760 года Прасковья Корина подтверждала, что «все потребное в придел: свечи, ладан, вино церковное – производимо будет с удовольствием, а в монастырь, для содержания в показанном приделе службы, от нее ныне происходить будет по 30 рублей на каждый год без задержания, а по кончании жизни ее означенный придел потребою и содержанием службы содержать будет от наследников из оставшегося после ее недвижимого имения» . 12 июля 1760 года строение придела велено «производить по подобию прочих церквей добрым мастерством под присмотром Большого Успенского собора протоиерея Феодора Мартинианова с братией, святым алтарем на восток» . Новопостроенный придел велено «украсить святыми иконами, писанными по древнему Православной Восточной Церкви обычаю, а не с иностранных кунштов, чтобы церковные сосуды были серебряные, напрестольные и одежды на жертвеннике были до пола», священнослужительские облачения «имелись бы из материй добрых, а по последней мере шелковые», и «книгами всего церковного круга обеспечить, и те книги на имя того придела по листам подписать». Когда «придел будет построен, и к освящению все будет приготовлено, и никакого недостатка ни в чем не явится, тогда велено все вышеписанное описать и опись подать в консисторию при доношении», и «о том Большого Успенского собора к протопопу с братией и Сретенского монастыря к игумену с братией послать указы» .

http://pravoslavie.ru/46695.html

По смерти князя Г. С. Куракина селом Ельдигиным владел в 1694 г. его внук князь Б. И. Куракин. В Синодальном казенном приказе производилось дело о построении в селе Ельдигине вновь церкви. Дело началось по прошению князя Б. И. Куракина. В прошении, поданном в казенный приказ 3 мая 1705 г., он писал: «в Московском уезде, в вотчине моей в селе Ельдигине, была церковь деревянная во имя Рождества Пресвятой Богородицы и в прошлых годах та церковь Божия сгорела; да в том же селе имеется церковь деревянная во имя Анастасии Узорешительницы и ныне; государь, обещался я тое деревянную церковь св. муч. Анастасии Узорешительницы, разобрав, исподи подрубя и ветхие бревна не ременя, построить на прежнем церковном Рождественском месте церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а на том церковном месте мученицы Анастасии построить вновь церковь во имя тое же престол каменную и чтоб указом повелено было: старую деревянную церковь св. муч. Анастасии, разобрав, построить на прежнем Рождественском месте во имя Рождества Богородицы и в той церкви на престол новое одеяние положить и новый антиминс выдать и тое церковь освятить, также и о строении новой каменной церкви вмц. Анастасии дать благословенную грамоту»… Резолюция преосвящ. Стефана, митрополита Рязанского и Муромского: «дать благословенная грамота церкви строить», отмечено: «дана». По смерти князя Б. И. Куракина село Ельдигино принадлежало его сыну Александру. В Синодальном казенном приказе производилось дело о построении в селе Ельдигине каменной церкви по прошению князя А. Б. Куракина, поданному в казенный приказ 16 июня 1730 г. В прошении князь А. Куракин писал: «вотчина моя в Московском уезде, в Боховом стану, село Ельдигино, а в том селе церковь деревянная во имя Рождества Пресвятой Богородицы ветхая; а обещание мое в том селе Ельдигине построить церковь каменную настоящую Живоначальной Троицы, да два придела: св. Илии пророка и св. вмц. Анастасии Узорешительницы и чтоб указом повелено было о строении каменной церкви с приделы в селе Ельдигине дать мне указ». Того же года 1 июля из Синодального казенного приказа выдан указ князю А. Б. Куракину, велено: «в селе Ельдигине построить вновь каменную церковь во имя Живоначальной Троицы, да в приделах св. пророка Илии, да вмц. Анастасии; пошлин 10 алтын, нужнейших 1½ чети взято».

http://sobory.ru/article/?object=04055

В этом храме особенно чтутся иконы Божией Матери Озерянской, св. Николая и Богоматери, называемой «Честнейшая Херувим», св. вмц. Варвары, св. Алексия, митрополита Московского. Все эти иконы сохранились из прежде бывшей Алексиевской деревянной церкви. Из новейших икон свято чтутся: вмч. Пантелеймона, св. Афонских Игнатия, Акакия и Евфимия, Сицилийской (Дивногорской) иконы Богоматери. Все эти иконы в серебряных позлащенных ризах. Кроме того, богатство храма составляют местные иконы во всех 3-х иконостасах в серебряных ризах, до 10 сребропозлащенных крестов, 3 ковчега, особенно величественный, приобретенный в 1861 г.; 3 больших серебряных Евангелия и 3 таковых меньшего формата. Замечательны колокола своим звоном и весом: один – 1000 пудов, другой – до 600 пудов и третий – 220 пудов. С 1826 г. в память большого пожара, бывшего в среду преполовения, по желанию жителей в этот день ежегодно совершается крестный ход вокруг слободы, во время которого служатся молебны Спасителю, Божией Матери и святым. Кроме того, по случаю пожара, бывшего в 1858 г. 26 сентября, по просьбе жителей, Св. Синодом разрешено ежегодно приносить в слободу Алексеевку из Дивногорского монастыря чудотворную Сицилийскую икону Божией Матери на 3 месяца с 20 ноября по 20 февраля. В ограде в 1883 г. устроена каменная часовня. «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г. Придел св. вмц. Варвары в существовавшей ранее Крестовоздвиженской церкви слободы Алексеевки первоначально был устроен в 1743 г. в прежде бывшей деревянной церкви св. Алексия митрополита, построенной князем Алексеем Михайловичем Черкасским в честь ангела своей дочери Варвары Алексеевны, вышедшей замуж за графа Бориса Петровича Шереметьева и получившей от отца слободу Алексеевку в приданое. Придел в каменной Крестовоздвиженской церкви был устроен и освящен Епифанием, епископом Воронежским в 1820 г. Иконостас, бывший в прежнем храме, перенесен был в Варваринский придел главного храма, в котором находился до 1836 г. В этом году, по случаю устройства нового иконостаса в Варваринском приделе, прежний иконостас был отдан в слободу Варваровку, в церкви которой придел посвящен св. вмц. Варваре. На престоле Варваринского придела находится старинный, из прежней церкви, парусиновый антиминс, выданный в 1743 г. 24 июля Белгородским митрополитом Антонием и доселе в целости сохранившийся.

http://sobory.ru/article/?object=24258

8-15). Эта церковь упоминается паломницей Эгерией (384), в тексте Commemoratorium de Casis Dei (ок. 808) и более поздними паломниками. По сведениям Порфирия (Успенского), груз. царем Давидом II (1089-1125) была построена новая церковь на месте древней. Согласно описанию Николая из Поджибонси (1346-1350), эта постройка имела 3 придела. Л. Фрескобальди (1384) и Дж. Гуччи (1384) говорят о посвящении их прор. Илии, прор. Елисею и прп. Марии Египетской (по др. источникам, вмц. Марине). Др. путешественники - Ансельм Адорнес (1470) и Феликс Фабер (1480-1483) - описывают ее скорее как 3 отдельных объема, включенные в общий комплекс. Средневек. здание не сохранилось. Совр. ц. во имя пророков Илии и Елисея, восстановленная в 1901 г. на средства иером. Каллиста, состоит из 2 объемов; придел прор. Илии включает в себя пещеру пророка. На горе Хорив сохранились парекклисионы вмч. Пантелеимона, прав. Анны, св. Иоанна Предтечи, св. Марины и в честь пояса Пресв. Богородицы. Арх. Михаил. Икона. Кон. XV в. Мастер Андреас Рицос (мон-рь вмц. Екатерины) Арх. Михаил. Икона. Кон. XV в. Мастер Андреас Рицос (мон-рь вмц. Екатерины) В 4 км к юго-западу от горы Моисея находится гора Св. Екатерины, на вершине к-рой синайскими монахами были обретены мощи великомученицы. Антоний из Кремоны (1331) видел на вершине горы на камнях отпечаток тела св. Екатерины, но не упоминает о часовне. По сообщению Лудольфа из Зудхайма, место, где находились мощи великомученицы, было отмечено камнями (1341). В книге Джона Мандевиля уточняется, что эти камни принадлежали ранее стоявшей здесь церкви (ок. 1356-1366). Согласно Феликсу Фаберу, эти камни образовывали стену. В 1553 г. здесь была часовня под открытым небом. Существующая в наст. время часовня сооружена в нач. XVIII в. В окрестностях Е. в. м. на горе Св. Епистимии находится исихастирий (скит) святых Галактиона и Епистимии с одноименным парекклисионом. В нем в 1962-1964 гг. подвизался старец Паисий Святогорец. В последние десятилетия ХХ в. скит отстроен старцем Адрианом.

http://pravenc.ru/text/189637.html

494. Антония и Феодосия, при трапезной Страстного монастыря. Построена в 1899 году. 495. Михаила Архангела, на дворе Голицынской больницы, на Калужской. Освящена 2 октября 1899 года. 496. Всех Скорбящих Радости, при Яузской больнице. Построена в 1899 году. Внизу церковь Преподобного Сергия. 497. Всех Скорбящих Радости, при Старо-Екатери-нинской больнице, на Третьей Мещанской. Построена на средства Н. П. Каверина. Освящена 3 ноября 1899 года. Внизу церковь Павла Исповедника. 498. Петра, Алексея, Ионы и Филиппа, при училище на свечном заводе. Лефортово, Посланников переулок. Училище открыто 22 ноября 1899 года . 499. Великомученика Георгия, что в Грузинах. Главная церковь новая, 1899 года. Старая церковь оставлена как трапезная при новой; она была построена в 1792–1799 годах, расширена около 1870. Колокольня 1870 года. Приделы: 1) Рождества Христова, 2) Петра и Павла . 500. Иосифа Обрученика, при богадельне имени Геер. Красносельская, за Алексеевским монастырем. Построена в 1899 году. Архитектором был Л. Н. Кекушев. Иоанна Лествичника , в Донском монастыре. Усы­ пальница семьи г.-м. Терещенка. Николая Чудотворца, при Доме приказчиков, на Большой Серпуховской. Освящена 23 января 1900 года. 503. Преподобной Ксении, в Ксениинском училище. Хамовники, Несвижский переулок. Построена в 1900 году. 504. Рафаила Архангела, в Скорбященском монастыре. Построена в 1900 году. 505. Иоанна Рыльского. Вторая церковь на Канатчиковой даче. Освящена в декабре 1900 года. 506. Иверской Божией Матери, при Иверской Общине, на Полянке. Построена на средства Е. С. Ляминой. Заложена 15 октября 1896 года, освящена 19 апреля 1901. 507. Григория Богослова , в Шелапутинской гимназии. Хамовники, угол Трубецкого и Оболенского переулков. Освящена 25 ноября 1901 года. 508. Князя Владимира, в Епархиальном Доме. Каретная Садовая, Лихов переулок. 509. Николая Чудотворца, на Даниловском кладбище. Построена в память Н. И. Гребенского его вдовою в 1902 году. 510. Анастасии Узорешительницы. Деревянная церковь в Петровско-Разумовском проезде на Новой Башиловке. Освящена 1 октября 1902 года. В 1913 году устроены приделы: 1) «Скоропослушницы», 2) Патриарха Ермогена.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

С. 29]. В подтверждение этих слов можно привести следующую историю. Однажды Михаил, нуждаясь в деньгах, продал свой экземпляр дорогого и редкого издания Библии на еврейском языке с немецким переводом, несмотря на то что архимандрит Филарет не благословил его на это. Раскаявшись в содеянном, Михаил бросился разыскивать свою Библию , но безуспешно и купил другое издание, тоже довольно редкое. Позже он писал: «С тех пор и доселе я ничего важного не решался предпринять, не испросив совета и благословения высокопреосвященного» 4. С. 30]. Любя и отличая Михаила Глухарева своим постоянным вниманием и расположением, архимандрит Филарет относился к нему довольно строго и вел его «стропотными путями С. 7], не оставляя без внимания недостатки его характера. Частыми взысканиями, выговорами, отказами на просьбы и умышленной медлительностью в их исполнении он охлаждал пылкость его натуры, развивая в нем терпение и присущие ему с детства кротость и смирение. Архимандриту Филарету удалось придать религиозной настроенности своего воспитанника нужное направление: показывая сомнительность и неверность взглядов западных мистиков, он открыл перед ним сокровища мистики святоотеческой, познакомив его с сочинениями преподобных Макария Египетского , Максима Исповедника , Иоанна Лествичника , Симеона Нового Богослова и других отцов Церкви созерцательного направления. В результате у Михаила сформировалась та широта религиозного сознания, которая позволяла ему с уважением относиться к представителям всех христианских конфессий. Успешно пройдя курс обучения, в июле 1817 года М. Я. Глухарев окончил академию со степенью магистра и был направлен преподавателем церковной истории и немецкого языка в Екатеринославскую духовную семинарию 6 . Екатеринослав: в послушании у учеников старца Паисия Величковского Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение, управи сердце твое и потерпи. Сир.2:1–2 В сентябре 1817 года М. Я. Глухарев прибыл в Екатеринослав 7 . Молодая и пылкая натура его колебалась: «Приехавши в Екатери-нославль, я решился вступить немедленно или в супружество или в монашество; но не мог сам собою установить вдающейся мысли моей», – писал он С.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Обзор журналов: Статьи по расколо- и сектоведению за второе полугодие 1902 года//Богословский вестник 1903. Т. 2. 6. С. 334–351 (2-я пагин.) —334— Общее замечание о них. – К вопросу о причинах устойчивости старообрядческого раскола. – Народная школа, как орудие противо-раскольнической миссии. – Ненужный поход против земских школ. – Веский голос против устарелых приёмов миссионерской борьбы с расколом. – Из современной жизни единоверия. – К известиям о духоборах в Канаде. – Неосновательные притязания к приходскому духовенству по поводу донесений о пропаганде мистического сектантства. – Новый миссионерский журнал. Вторая половина истекшего 1902 года представляет мало интересного и достойного внимания в области журнальной литературы о русском старообрядческом расколе и сектантстве. Ни в специальных органах миссионерской борьбы с названными явлениями религиозной жизни нашего народа – „Миссионерском Обозрении“ и „Миссионерском Сборнике“, ни в общей духовной печати нельзя отметить за указанное время ни одной статьи, имеющей серьёзную ценность в научном отношении по новизне сообщаемых данных или по верности освещения доселе неразъяснённых вопросов расколо- и сектоведения. В большей мере заслуживает внимания эта литература с миссионерско-практической стороны. Можно указать несколько удачных полемических статей или „бесед“, направленных к обличению различных заблуждений расколо-сектантства или к опровержению неправых нареканий на православную церковь и её установления. Такова „беседа о причинах отделения раскольников старообрядцев от православной церкви“ екатери- —335— нославского миссионера о. С. Шалкинского (Мисс. Обозр., окт. стр. 476–490 и ноябрь стр. 665–681): не выдаваясь какими-либо чрезвычайными особенностями содержания, она должна быть не безынтересной для лиц, занимающихся полемикой с расколом, по группировке материала и способу пользования им, показывающему в авторе опытного деятеля противо-раскольнической миссии. Такой же интерес для борцов с сектантством представляет „беседа с штундо-баптистами о необходимости принадлежать для спасения к истинной церкви Христовой“, принадлежащая искусному перу харьковского противосектантского миссионера Д.И.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Русская Православная Церковь во главе с Алексием I, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, 10 апреля 1970 года приняла решение о прославлении святителя Николая в лике святых с имено­ванием – равноапостольный. Его могила и теперь остается в Японии святыней народной и обще­церковной, а сам святитель Николай почитается как великий праведник и особый молитвенный предстатель пред Господом. Память равноапостольного Николая, архиепископа Японского, совершается 3 февраля, в день блаженного преставления. День двенадцатый. Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский (в миру Михаил Иванович Леонтович), родился 6 ноября 1784 года в селе Старые Санжары Полтавской губернии. В 1808 году Михаил Леонтович успешно окончил Екатеринославскую духовную семина­рию. Как лучший ученик, он был направлен архиепископом Екатери- нославским Платоном в Петербург в Александро-Невскую академию. Окончив духовную академию в 1814 году со степенью магистра бо­гословия, он был определен адъюнкт-профессором греческого языка. С 11 марта 1817 года Михаила Леонтовича назначили секретарем учрежденного при академии строительного комитета. 30 июля 1817 года его перевели в Киевскую духовную семинарию на должность инспектора, где он был профессором церковной истории и греческого языка. Когда 28 сентября 1819 года была открыта Киевская духовная академия, Михаил Леонтович стал ее первым инспектором. 11 февраля 1820 года, накануне дня памяти святителя Мелетия Антиохийского , в соборном храме Киево-Братского монастыря он был пострижен в монашество с именем Мелетия. Постриг совершил Киев­ский митрополит Евгений (Болховитинов) . 22 февраля 1820 года инок Мелетий был посвящен митрополитом Евгением в сан иеродиакона, 25 февраля во иеромонаха. 9 августа 1821 года иеромонах Мелетий был назначен ректором Мо­гилевской духовной семинарии и настоятелем Кутеинского Оршанского монастыря с возведением в сан архимандрита. В августе 1823 года его перевели на должность ректора Псковской духовной семинарии, а 24 ян­варя 1824 года архимандрит Мелетий был назначен ректором Киевской духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Был и я. - Владыка, - громко просил я его через головы толпы. - Скажите нам что-нибудь на прощание! Наступило молчание. Он сказал следующее: - Меня будут винить в том, что я был против украинской Церкви и ее автокефальности ( " самостийности " ), но это совершенно неверно! Эти слова его не произвели никакого впечатления на толпу, а я разочарованно подумал: " В такой момент у митрополита не нашлось чистого религиозного слова, а только о политической борьбе за самостийность, хотя бы и через Церковь! " Его увели... Две-три бабы по положению всхлипнули, но остальные провожали довольно холодно. Арестовали еще и архиепископа Евлогия (ныне в Париже) за его провинности против униатов-галичан при занятии русскими Галиции. Обоих увезли в какой-то католический монастырь близ Львова, после выпустили. Митрополит Антоний уехал на Афон, а оттуда генерал Врангель вызывал его в Крым, но тоже бесплодно... Скончается он в Югославии, но до того много повредит еще Церкви и родине. Вторым печальным наследием от " щирой рады " остались так называемые самосвяты, имеющие прямую связь с собором. Когда мы выгнали " раду " , она решила продолжать свое бешеное неистовство. Отказавшись от делегирования трех, члены " рады " решили создать собственную " незалежну " (независимую) Церковь. Для этого обычно в истории подыскивались два-три, а в крайнем случае один архиерей-предатель, который рукополагал отщепенцам нового епископа. Итак, новая Церковь. Без архиерея не может быть Церкви, таков церковный закон. Без архиерея нельзя ставить и новых священников. Члены " рады " обратились к одному-другому из православных архиереев с подобной целью - возглавить " незалежну " украинскую Церковь. Были архиереи, украинцы родом: Димитрий Уманский, Парфений Тульский, Агапит Екатери-нославский. Но они не согласились ни сами стать, ни другого поставить им в архиереи. Что же тогда делают эти отчаянные головорезы, у которых нет ни страха Божия, ни стыда перед людьми? Они собирают своих священников в Софийском соборе, делают из них живую цепь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=883...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010